Файл: Глушков, В. М. Беседы об управлении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

годпя її будет все больше отличать по мере прогресса кпберпетпкп. Научив ЭВМ читать, мы паучпм их черпать сведения из кнпг, а снабдив «органами чувств»,—полу­ чать информацию непосредственно из окружающей среды. Ведь вычислительную машину можно оборудовать боль­ шим количеством датчиков. Eii под силу анализировать, напрпмер, такой сложный процесс, как изменение погод­ ных условии на всей планете с учетом сотен факторов, не доступных нашему восприятию.

Разумеется, мозг человека во многом совершенней вы­ числительных машин. Очень высока его надежность, одни и те же участки коры могут выполнять различные функ­ ции. Поэтому одно из генеральных направлений вычисли­ тельной техники — «очеловечивание» машины, использо­ вание форм представлений и методов переработки инфор­ мации, которые присущи нашему мозгу. Однако пе правы те, кто призывает во всем подражать природе, видя в пей недосягаемый для техники идеал. Природа ведь до много­ го пе додумалась, нет в ней, к примеру, колеса. Восхища­ ясь устройством мозга, нужно к пему отнестись критиче­ ски, пе пытаться слепо копировать его. Тем более что на пути создания кибернетических установок, подобных моз­ гу, стоят огромные технические трудности.

В то же время нет серьезных ограничений для создания электронно-счетных цифровых машин на других, пебиологпческпх принципах. Говорят, что такие установки мед­ ленно распознают образы, в то время как мозг решает эти задачи быстро. — действует не последовательно, а по ана­ логии. Но ведь и цифровые машины могут производить этот процесс параллельно, сразу схватывая его основные особенности.

Американский кпберпетпк Фрэнк Розепблют выдвинул следующий спорный, на наш взгляд, прппцпп: «В систе­ ме биологического типа, состоящей из бесконечного числа элементов, начальная организация может равняться ну­ лю». Суть этого положения состоит вот в чем. «Дайте ав­ томатам,— говорят нам,— развиваться самостоятельно. Пусть опи отбросят весь опыт людей и начнут свою эво­ люцию как бы с каменного века. Ведь' прошла же жизнь на Земле свой путь от первичной протоплазмы до мозга без вмешательства разумных сил».

Но машины биологического типа пе получают инфор­ мацию пз ничего, они черпают ее из окружающего мира.

60

Если же у них пе будет начальной организации, то не бу­ дет и органов для ее восприятия.

У фантаста А. Днепрова есть рассказ «Крабы идут к острову». Ученые сконструировали сложно организован­ ные машины, способные пз подсобных материалов созда­ вать себе подобных. Однако материалов на острове, куда высадились эти существа, недостает, крабы налипают борьбу за сырье и все больше приспосабливаются к обста­ новке. Начинается совершепствованпе, эволюция искус­ ственных крабов. Но ведь уже первые крабы в рассказе обладали определенной сложностью. 'Думаю, что и в реальной жизни ие следует отбрасывать весь накопленный человечеством опыт: машины с пулевой организацией бу­ дут тормозить прогресс.

В пашей стране научные достижения, воплощенные в техпике, служат всему обществу. В этих условиях вопрос «человек или заменяющий его автомат?» теряет смысл. Существует дилемма: «человек без машины» плп «обще­ ство, в котором человек BoopyHten машиной». Думается,

что-выбор пе вызывает сомнения.

j Беседа V

НАУКА: АНАЛИЗ, ДИАГНОЗ, ПРОГНОЗЫ

Фронт современной науки простирается от простейших практических дел до глубочайших абстракций. В сферу научной деятельности вовлечены миллионы талантливей­ ших людей. Здесь расходуются колоссальные богатства общества и добываются результаты, потенциально способ­ ные в кратчайшие сроки преобразовать производство и все области социальной, экономической и культурной жиз­ ни человечества. Численность научных работников в СССР

составила 1,1 миллиона человек, а число работающих в сфере науки превысило 4 миллиона. При этом общие рас­ ходы Советского государства па научные исследования, включая и капитальное строительство ее базы, достигли к 1974 г. уровня, оцениваемого величиной порядка 20 мил­ лиардов руб. Приблизительно 3A прироста эффективности производства достигнуто за счет интенсивных факторов, связанных с освоением результатов научных исследова­ ний.

61


Чтобы мощнейшие потенциальные силы науки произ­ водили с ожидаемым от них эффектом общественно полез­ ную работу, необходимы соответствующие социальные ус­ ловия, совершенный организационный механизм и дейст­ венное управление.

В такой постановке' проблема эффективного управле­ ния наукой органически связана с современной научпотехнпческой революцией, квинтэссенцию которой состав­ ляет процесс превращения науки по все более широкому фронту научпых дисцпплип и во все большей мере в не­ посредственную производительную и социальную силу об­ щества. В наше время наука все с большим основанием рассматрпвается как организованный вид профессиональ­ ной деятельностп, целью и результатом которой является система знаний о законах объективного мира, методах его познания п средствах преобразования.

XXIV съезд КПСС подчеркнул, что развитие науки и ускорение темпов научно-технического прогресса относят­ ся к числу главных факторов успешного решения задач коммунистического строительства. В Директивах съезда по девятому пятплетнему плану записано: «Решительно повысить эффективность работы научпых учреждений, обеспечить концентрацию научных сил, материальных и финансовых ресурсов в первую очередь па ведущих на­ правлениях науки и решении важнейших научно-техни­ ческих проблем, дальнейшее укрепление эксперименталь­ ной п опытно-производственной базы исследований, при­ менение хозрасчетных методов организации научных ис­ следований. Улучшить планирование научно-исследова­ тельских и опытно-конструкторских работ... Укреплять связь науки с производством» .*

Долгие предшествующие годы рост результативности науки достигался увеличением численности ученых, раз­ меров ассигнований, количественных параметров техни­ ческой вооруженности, объемов информации, размеров ис­ следовательских коллективов п т. д. Сейчас же основной задачей организации науки и управления ею является обеспечение опережающих темпов роста результативно­ сти научного процесса по сравнению с высокими абсолют­ ными темпами роста потребляемых ресурсов и организа­ ционных параметров научных систем.

* Материалы XXIV съезда КПСС, с. 245.

62

I

Существуют τpπ группы основных возможностей повы­ сить эффективность науки п научно-технического прогрес­ са. Возможности одной группы находятся в сфере непо­ средственной творческой деятельности исследователей п состоят в повышении методологического уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких пдей, в ос­ воении перспективных методов исследований. Возможно­ сти другой — в сфере управления научным процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий для плодотворного труда всех категорий работников науки и по всему спектру современного научного процесса. Воз­ можности третьей заключаются в совершенствовании со­ циального, прежде всего экономического, механизма, спо­ собствующего быстрейшему освоению научных резуль­

татов

производством и общественной практикой в це­

лом.

 

этпх

групп возможностей повышения эф­

Каждая пз

фективности

наукп

заслуживает специального пзучеппя,

а все

они, вместе

взятые,— комплексного пспользоваппя

в процессе управления и практической деятельности. Как бывало уже не раз в исторпп наукп, когда возникала серь­ езная потребность в ней, находплпсь п соответствующие идеи, п научные методы. О современном опыте п некото­ рых новых возможностях совершенствования планирова­ ния, экономики, организации п управления наукой и пой­ дет речь в этой беседе.

Наука — многолетнее растение, и те, кто управляет ее развитием, по праву могут быть уподоблены садовникам. Очень важно вовремя п без потерь собрать п правильно использовать урожай. Не менее важно подкармливать растение и заботиться о благоприятных условиях его ро­ ста. Непременной обязанностью мудрого садовника явля­ ется выведение новых сортов растений, внедрение выве­ денных другими и планомерное изменение самой струк­ туры посадок. ,n

Генеральная цель управления наукой в нашей стране — эффективное использование наличных результатов и ресур­ сов науки при обеспечении роста ее потенциальных сил в размерах, соответствующих текущим и перспективным по­ требностям общества. На любом уровне управления нау­ кой гармоничное решение задач эффективности, потен­ циала и целевой ориентации исследований представляет^

собой основную функцию управления.

4'

63


Современная наука — сложнейшая, динамически разви­ вающаяся система, требующая все больших расходов. Крупные страны вкладывают в нее национальные богат­ ства, па производство которых уходит две-три педели тру­ да из 52, имеющихся в году. Эти вложения многократно оправдываются огромным экономическим п социальным эффектом, получаемым от своевременного и полного ис­ пользования результатов исследований и конструкторских разработок. «В эпоху, когда все в большей мере проявля­ ется роль пауки как непосредственной производительной силы,— говорил па XXIV .съезде партия тов. Л. И. Бреж­ нев,— главным становятся уже пе отдельные ее достиже­ ния, какими бы блестящими они нп были, а высокий на­ учно-технический уровень всего производства» .* В связи с этим Л. И. Брежнев подчеркнул задачу исторической важпостп: «органически соединитъ достижения научнотехнической революции с преимуществами социалистиче­ ской системы хозяйства, шире развить своп, присущие со­ циализму, формы соединения пауки с производством» .**

Перед паукой эпохи современной научно-технической революции, как никогда раньше, актуально стоит пробле­ ма выбора. В общегосударственных масштабах она' при­ обретает характер принятия решений в национальной паучноіі политике. Классовая структура общества, соци­ ально-политический строй государства оказывают решаю­ щее влияние на характер, конкретное содержание и объ­ ем задач, выдвигаемых перед национальным фронтом нау­ ки. Причем большие и малые, развитые и развивающиеся страны отличаются друг от друга не наличием самой про­ блемы, а лишь ассортиментом посильных для успешной

разработки

направлений

научно-технического прогресса

и структурой интересов в

международной кооперации ис­

следований.

Особую форму приобретает проблема выбора

на уровне конкретных исследовательских организации. Много новых и острых проблем организации науки свя­

зано с трудностями ее роста. Так, стремительное увеличе­ ние объемов информации привело к тому, что исследова­ тель не в силах уследить за всеми новостями по своей специальности. Недостаточное использование мировой ин­ формации приводит к дублированию исследований. Колп-

4 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 56.

44 Там же, с 57.

64


чество повторно получаемых данных достигает в различ­ ных областях научно-технического творчества 60 и даже 80 проц. Эти потери оцениваются в США, например, мно­ гими миллиардами долларов ежегодно.

Труд в пауке быстро превращается в одну из самых мае? совых сфер профессиональной деятельности. За последние полвека количество ученых удваивалось в СССР каждые 6-7 лет, в США — каждые 10 лет и в странах Западной Европы — каждые 15 лет.' При этом размеры научных кол­ лективов растут в два-три раза быстрее, чем количество самих коллективов. Соответственно увеличивается объем задач коммуникаций и сложность управления деятельно­ стью сообщества исследователей. Наука все настоятель­ нее ощущает потребность в переходе от тактики масси­ рованных атак па проблемы к плапомерпым и согласо­ ванным действиям коллективов высококвалифицирован­ ных специалистов. .

Каждый шаг па пути прогресса науки достигается все большим трудом, все более дорогой ценой. За последние 4 десятилетия увеличение в два-три раза количества новых научных данных сопровождалось в мире восьмп-десяти- кратным ростом объема печатной и рукописной информа­ ции, пятпадцатп-двадцатикратпым увелпчением численно­ сти людей науки и более чем стократным ростом ассигно­ ваний на пауку п на освоение ее результатов.

Столь непропорциональный рост количественных харак­ теристик науки не может продолжаться долго. Он требует вмешательства ученых в сам процесс организации иссле­ дований, формирования потенциала и стратегии науки, иными словами, самопознания науки. Эти закономерные причины и вызвали к жизни исследования, объект кото­ рых — научная деятельность как вид профессионального труда, а цель — оптимальная организация науки и эффек­ тивное управление научно-исследовательским процессом. Речь идет о формируемой усилиями ученых многих стран мира новой отрасли наук об управлении — «науке о нау­ ке», «учении о научной политике» или, в соответствии с принятой в СССР терминологией,— «науковедении».

Мы определяем науковедение как науку, теоретически обобщающую опыт функционирования научных систем с целью повышения эффективности управления научным процессом при помощи средств организационного, эконо­ мического, информационного и социального воздействия.

3 Неседы об упраелешш

65