ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ности как организационной системе следует рассматривать в качестве важного фактора управления.
Сейчас нет общепринятых методик подсчета экономи ческой эффективности НТИ. Мы еще не всегда можем ска зать, что добываем, получив ту пли иную информацию, но ясно, что многое теряем, не получив ее своевременно. В на родном хозяйстве наблюдается ныне хронический дефицит необходимой и оперативной НТИ. В то же время ее слиш ком много, п нет никакой возможности традиционными методами брать то, что нужно, сколько нужно и когда это нужно. Вследствие этого общество многое теряет.
Попытаемся оценить некоторые потери от неудовлетво рительной деятельности системы НТИ. Экономический ана лиз показывает: путем дублирования в научно-псследова- тельских и проектно-конструкторских работах именно из-за недостаточности информации мы теряем свыше 10 проц, всех ассигнований на указанные цели. Далее.'На инфор мационную работу расходуется свыше трети времени уче ного. Большая часть этого времени уходит на поиск нуж ных сведений. Ерли принять во внимание, что на непроиз водительные расходы приходится 50 проц, всего времени, то возможные потери только вследствие плохо поставлен ной информации будут составлять многие миллиарды рублей ежегодно. Не лучше, к сожалению, положение И C другими видами информации, необходимой специалистам, например с экономической информацией. Освобождение ученых, инженеров от информационной работы хотя бы наполовину равносильно увеличению их численности приблизительно на 25 проц.
Существенным каналом потерь, который следует пере крыть, остается нерациональное комплектование информа ционных фондов, избыточность информации. Подсчитано, что не менее половины этих фондов вообще не использу ется.
Следует вспомнить о роли оперативности НТИ в техни ческом развиіви. Ныне самым узким местом, сдерживаю щим прогресс, является не отсутствие научных достиже ний, а неудовлетворительная их реализация. До внедрения доходит не более 30—50 проц, разработок. Остальные ли бо вовсе не используются, либо осваиваются слишком мед ленно. Одной (но не единственной!) из причин этого яв ляется задержка информации. Улучшение информацион ного обслуживания ускорит реализацию новых идей. А это
130
только в пределах УССР даст выигрыш в среднем в де сятки миллионов рублей ежегодно.
Анализ состояния дел дает основание сделать вывод: со зрела необходимость существенно и целенаправленно со вершенствовать информационное обеспечение. Вряд ли можно признать нормой тот факт, что во многих научноисследовательских учреждениях отсутствуют информаци онные службы.
Для политики формирования научного потенциала прин ципиально важно, по нашему мнению, обеспечить ориен тацию на соответствие государственной сети центров НТИ потребностям обеспечения канала связи «наука — произ водство». Эти потребности обусловлены рядом важных фак торов. Скажем об основных из них. Современные комплекс ные научные центры требуют интенсивного научного обе спечения ие только па впутрпппстптутском уровне, но п (что очень важно) на уровне междисциплинарных связей. Региональные центры НТИ, постоянно совершенствуясь, должны обеспечить важную часть связей научного центра с производством определенного региона — информацион ные связи. Однако посильно ли это им в нынешних усло виях?
Созданные на базе прежних центральных бюро техни ческой информации совнархозов, региональные центры НТИ республики ориентированы по отраслям промышлен ности. И хотя в этих центрах сосредоточено около 10 ты сяч специалистов, они фактически дублируют деятельность более мощных специализированных информационных служб союзных отраслевых министерств. Поэтому, по на шему мнению, следует сосредоточить внимание на обеспе чении единства действий и управления сетью научных и научно-информационных центров.
Дело обеспечения руководящих органов научно-техни ческой информацией неправильно было бы рассматривать в отрыве от проблем управления наукой, формирования и осуществления единой государственной научно-техниче ской политики.
Важной составной частью деятельности служб НТИ ■должно стать, конечно, обучение соответствующих кате горий руководящих работников современным методам уп равления, базирующимся на новейших достижениях науки и техники. Речь идет прежде всего об автоматизированном управлении и информационных системах.
5* 131
Если согласиться с тем, что паука — важный компас об щественного развития, то станет понятной особая злобо дневность повышения эффективности управления именно наушной деятельностью.
Для таких больших систем, как, например, Академия наук УССР и сеть исследовательских учреждении респуб лики, злободневной является потребность в создании спе циализированных автоматизированных систем информа ционного обеспечения. Их функция — содействовать реше нию комплекса задач управления наукой. Комплексный подход к повышению эффективности управления оправдал себя применительно к задачам управления разными слож ными системамп. Тем более он важен для науки, прпзвапной опережать другие отрасли деятельности н определять, как правило, уровень их эффективности.
Такого рода система должна быть ориентирована па ис пользование всеми органами управления наукой — от Го сударственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Президиума АН СССР до директоров НИИ. Являясь частью единой общегосударственной сети автома тизированных систем управления, эта система должна со действовать решению четырех классов задач, наиболее типичных для процесса управления наукой.
1. Информационно-справочное обеспечение: поиск ана логичных тем; группировка НИИ по родственным исследо вательским интересам; информирование о возможных за казчиках пли исполнителях исследований и разрабо ток п т. п.
2.Статистико-вычислительные задачи: слежение за из менениями в структуре научного потенциала, в распреде лении ресурсов, интенсивности социально-экономических, организационных и информационных взаимосвязей в управляемой системе; обобщение данных о выполнении планов исследований, внедрения и опытно-конструктор ской проверки, планов подготовки кадров прежде всего в разрезе важнейших направлений научной деятельности, а также по организационным структурам и т. п.
3.Логико-аналитические задачи: подготовка вариантов предложений по комплексированшо исследовательских усилий, анализ тенденций в изменении псследоватбльской ориентации сети научных учреждений; сравнительный ана лиз складывающихся в СССР и в других странах подходов
корганизации разработок конкретных комплексных науч-
132
пых проектов; слежение за темпами прохождения важпейIUirx научных результатов от стадии фундаментальных ис
следований до реализации и т. и. |
\. |
4. Задачи моделирования: систематизация отраслевых и проблемных прогнозов, их сопоставительный анализ; фор мирование «государственных графов» * важнейших науч но-технических. работ h использование пх для анализа со стояния проблем п прогнозирования вариантов будущей научной политики.
Задача создания автоматизированных информационных систем, обеспечивающих качественную и оперативную подготовку решений по управлению научной деятельно стью, имеет много общего с задачами создания автоматизи рованных систем управления (АСУ) сложным современ ным производством. В то же время нельзя недооценивать и специфику процессов управления научной деятельно стью. Ona лежит главным образом в области целевых функций и методов решения задач оптимального управле ния, а не в сфере технических средств и информационных процедур управления.
Реалистично оценивая ситуацию, следует признать, что и сами управляющие далеко не всегда ощущают, что они мало информированы. Даже поняв это, они не всегда зна ют, какая же информация им действительно необходима. Это вызвано, с одной стороны, тем, что управляющие обычно работают в условиях избытка сведений (или све дений, ие вызывающих доверия), с другой — это обусловле но отсутствием моделей и алгоритмов принятия решений.
Вывод из Э'зого: исследование и улучшение всего дела организации управления наукой является первейшей пред посылкой успешной реализации в этой сфере автоматизи рованных систем.
Вторая предпосылка состоит в разработке специализи рованных процедур для решения таких задач. Если для задач возможны адекватные модели с оптимальными реше ниями, то пх нужно рассчитывать на машинное решеппе с соответствующим информационным обеспечением. Если для задач могут быть разработаны модели, но нет пока оп-
Тсрмин введеп В. Μ. Глушковым. Он означает упорядоченное множе ство научно-технических свершений, объединенных между собой при чинно-следственными связями так, что реализация пх снизу вверх оз начает достижение генеральной цели программы.
133
тнмальных решений, то в этом случае информационное обеспечение должно быть рассчитано на работу в режиме так называемых административных игр, позволяющих, как минимум, сравнивать возможные варианты, то есть обу чать руководителей. Если для задач нет ни моделей, ни критериев оптимизации, то в этом случае должен быть обеспечен информационный минимум необходимых сведе ний, должна вестись фиксация принятых решений и сле жение за их судьбой, то есть обучение информационной системы.
Хорошо пзЕсстпо также, что под влиянием привходя щих обстоятельств управляющий может принять не луч шее из подготовленных решений. В этом случае задача системы — определять размер ошибки принятого решения, фиксировать степень неоптимальности, то есть способство вать совершенствованию всей службы управления. Вместе с тем исключительно важной задачей является проектиро вание процессов переработки информации с таким рас
четом, чтобы машина не только |
могла |
давать ответы |
па поставленные ей вопросы, ио и |
сама |
могла задавать |
их.
Нередко считается, что управляющий не должен пони мать, как работает обслуживающая его ипформацпопная система, ему якобы достаточно лишь уметь с ней обра щаться. Опыт показывает, что любая, даже самая совер-
'шениая информационная система может дезинформиро вать управляющего-. Он должен обладать достаточно высо кой специальной квалификацией, чтобы управлять систе мой в большей степени, чем она им. В связи с этим важпой задачей является, проектирование процедур проверки вы даваемых сведений п вариантов решений, способов коррек тировки алгоритмов ее работы и т. и. Руководителю дол жны быть созданы условия для того, чтобы он мог стать активным п эффективным участником диалога с информа ционной системой.
Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что в сфере управления такой сложной системой, как наука, ни одна из возможностей совершенствования ее информационного обеспечения не должна рассматриваться изолированно. Только система целенаправленных действий может рассчи тывать па стабильный и серьезный успех.
Так, совершенно необходимо значительно улучшить про цесс использования и обновления запаса научио-техпиче-
134
CKIix знаний, ибо здесь сложилась чреватая неприятными последствиями ситуация. Специалист, открывая тайны при роды и новые возможностп техники, все в меньшей степени успевает знакомиться с тем, что уже открыто, изобретено и опубликовано. Безрадостный итог этого — рост почти вдвое за последние 20 лет удельного веса повторных раз работок. Напрасные расходы па дублирование научно-тех нических работ, например, в Англии и США оцениваются суммами, превышающими миллиард долларов. Немало потерь и в нашей стране.
Вот почему вместо проведеппя исследовании порой бы вает выгоднее и целесообразнее приобрести соответствую щие лицензии. Это целесообразнее еще и по следующим соображениям: общественно необходимое время на внедрепие научной идеи в производство измеряется сейчас '10— 15 годами. Прохождение пути от прикладных исследова ний до серийного производства —шестыо-восемыо. Соот ветственно нормальное обновление оборудования исследо вательских лаборатории оценивается сроками в четырепять лет.
Напомним, что сокращение времени освоения новых научно-технических результатов всего на один год в мас штабах нашей страны может дать общий народнохозяйст венный эффект около пяти-шести миллиардов рублей. .
Обратим внимание на некоторые внутрннаучные каналы потерь темпов развития. Здесь в первую очередь уместно посмотреть, как формируются планы исследовательских ра бот. В последние годы кое-где получила распространение практика отражать в планах не столько движение по не проторенным путям, сколько оформление уже полученных результатов. Такое «планирование» достигнутого, избавляя осторожных руководителей от риска, снижает темпы на учно-технического прогресса.
Существует и ряд типичных недостатков в организации исследовательского процесса, ведущих к неоправданным потерям времени. По оценкам ленинградских и киевских науковедов, эти издержки достигают 15—20 проц, от об щего бюджета рабочего времени. Причем таких потерь оказывается больше в академических научных учреждени ях. Именно в них наиболее неблагоприятно соотношение численности основных научных работников и вспомо гательного персонала, низок уровень административно-хо зяйственного сбеспечения, особо остро ощущается несвое
135
временность снабжеппя новейшим исследовательским оборудованием, недостаточно механизированы вспомога
тельные процессы.
К сожалению, продолжается утечка времепп и па других этапах. Так, работы исследователей порой непомерно долго ждут опубликования. Заметим, что при задержке публика ций за первые полтора-два года их информационная цеипость снижается па одну треть. А в особо актуальных и быстро развивающихся направлениях — даже паполовипу.
Общепризнанно, что работы, выполненные на стыке тра диционных научных дисциплин, играют роль своеобразного катализатора в общем прогрессе. Однако, как показывает опыт, диссертационным работам такого класса тоже угото ваны немалые организационные трудности. Не всегда лег ко найти, например, ученый совет, правомочный рассмат ривать такую диссертацию. При прохождении подобных диссертаций в Высшей аттестационной комиссии им пред стоит пеодиократпо рецензироваться в нескольких секциях. В целом цпкл апробации в этом случае длится в полторадва раза дольше, чем у исследований, выполненных в давпо устоявшихся направлениях. В результате замедляется подготовка научных кадров именно там, где потребность в них наиболее ощутпма.
Людям и организациям, стоящим у кормила управления паукоіі и техникой, очень важно в своей деятельности ру ководствоваться объективными оценками направлений, по которым идет развитие науки, прогнозами этого развития. В Академии наук Украины с этой целью сформировано специализированное подразделенпе. Его отделы исследуют проблемы развития науки в республике, ведут комплексные паучпо-техпическпе прогнозные исследования.
Отрадпо, что подобные работы начинают повсеместно приобретать права гражданства. В Москве развернуты ин тересные исследования в области научной политики, социо логии научного труда, приложения экопомпко-математи ческих методов и ряда новых идей информатики к реше нию проблем организации п управления. В Ленинграде выполнен цикл исследований по организации научного процесса, ведутся серьезные работы в области экономики пауки. В Новосибирске внимание науковедов обращено на совершенствование организации труда ученых, особенно молодых исследователей, па разработку методов оцепкп эффективности науки. Всех науковедов страны объединяет
136