Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния дороги оказывается невыгодным. Нарушается один из основ­ ных принципов организации хозяйственного расчёта — сочетание интересов общества и коллективов отдельных предприятий.

Для осуществления поставленной XXIV съездом КПСС задачи дальнейшего роста производительности труда работников железно­ дорожного транспорта необходимо усилить материальную заинте­ ресованность их в росте производительности труда. А для этого следует при определении производительности труда работников отделения дороги (основного структурного подразделения транс­ порта) учитывать все основные виды работ.

По отделению дороги вся работа может быть подсчитана в при­ ведённых тонно-километрах путём использования переводных коэффициентов, рассчитанных для каждого вида работы по соотно шению их трудоемкости и трудоемкости одного тонно-километра перевозки груза. Тогда производительность труда работников отде­ ления дороги определится количеством приведенной продукции, приходящейся на одного работника эксплуатационного штата. При условии, если известны переводные коэффициенты, выполнение такого расчета не вызывает трудностей.

Для определения коэффициентов рассчитывается трудоемкость отдельных видов работ путём распределения всего контингента работников по видам работ и деления полученных трудовых затрат на объем соответствующей работы. Определение производительно­ сти труда работников отделения дороги по приведённой продукции даст более правильную характеристику её уровня, будет отражать изменения структуры работы, позволит сопоставить работу различ­ ных отделений.

В девятой пятилетке для железнодорожного транспорта запла­ нирован рост производительности труда на 22,6 проц. Дальнейший рост производительности труда железнодорожников будет способ­ ствовать решению главной задачи, поставленной XXIV съездом КПСС перед железнодорожным транспортом: обеспечить освоение растущего объема перевозок грузов и пассажиров без привлеченияч дополнительной рабочей силы.

Ф. В. Макаров, А. Н. Крылов, А. В. Ляпукин, И. Г. Учайкин

УЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

ВЦЕНООБРАЗОВАНИИ

ВДирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз­

вития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 годы указано, что правильная система ценообразования должна усилить заин­ тересованность предприятий и объединений в обновлении продук­ ции, улучшении ее качества, ускорении научно-технического прог­ ресса,

т


С расширением применимости и ростом масштаба производст­ ва полупроводниковых приборов и агрегатов на их основе все боль­ шее значение приобретают вопросы качества и надежности венти­ лей. Но при решении этих вопросов требуются дополнительные затраты, которые должны быть учтены в ценообразовании.

Несмотря на то что ныне действующие стандарты на тиристо­ ры и силовые диоды предусматривают введение некоторых новых параметров, в ближайшие годы в рамках решений СЭВ должны быть созданы единые стандарты на силовые полупроводниковые приборы с введением целой гаммы новых дифференцированных параметров. Возникла реальная необходимость создания такой системы ценообразования, которая бы объективно обеспечивала полное использование экономических законов.

Для учета качества продукции при определении уровня обще­ ственно необходимых затрат целесообразно планировать себестои­ мость продукции с учетом ее технико-экономических параметров. Такой метод планирования себестоимости дает возможность находить объективную меру затрат на производство не только в зависимости от сложившихся условий производства в отрасли, но и от качества продукции (технико-экономических показателей).

Себестоимость .может быть неодинаковой для каждой марки изделий, если эти изделия отличаются по своим параметрам. Тем самым для продукции разного качества устанавливаются разные уровни общественно необходимых затрат.

Для исчисления себестоимости с учетом технико-экономиче­ ских параметров нужно предварительно определить круг изделий, по которым может быть рассчитана себестоимость, технико-эконо­ мические параметры, характеризующие качество продукции и влияющие на уровень себестоимости, характер зависимости себе­ стоимости от этих параметров, выбрать метод расчета, проанали­ зировать полученные результаты с точки зрения целесообразности (необходимости) осуществления затрат.

В силовом полупроводниковом приборостроении на сегодняш­ ний день проведена большая работа по повышению качества серий­ но выпускаемых приборов, а также разработанных серий вентилей и тиристоров, позволяющих открыть шкалу по току до 1000а и выпрямленное напряжение тиристоров до 3000 вольт, а на венти­ лях—до 5000 вольт.

При этом у большинства из них основные технико-экономиче­ ские параметры доведены до уровня лучших мировых образцов, что подтверждается результатами отраслевой аттестации.

Следует отметить, что с каждым годом требования к парамет­ рам силовых полупроводниковых приборов (СПП) повышаются, а условия материального стимулирования предприятий-изготовите- лей остаются на прежнем уровне, т. е. предприятие-изготовитель при увеличении дополнительных затрат на повышение качества или обеспечении получения ряда новых качественных признаков СПП не получают дополнительных надбавок к ценам за отдельные или



совокупность параметров СПП, кроме таких параметров, как номи­ нальные выпрямленный ток и напряжение.

Если учесть, что согласно ТУ и ГОСТу на СПП тип прибора определяется по величине номинального тока, то для конкретного типа СПП прейскурантные цены установлены в зависимости от класса, т. е. для каждого класса своя цена.

За основу при расчете цены принимается полная себестои­ мость СПП (Со), которая складывается из себестоимости выпрями­ тельного элемента (Со) и себестоимости прочих деталей, узлов, затрат на операциях сборки при испытании СПП (Со), при этом Со для конкретного типа СПП меняется дифференцированно в зави­ симости от напряжения класса. Такая разбивка на две составляю­ щие объясняется тем, что основные параметры производственного качества, имеющие соответствующие корреляционные связи с па­ раметрами потребительского качества СПП, определяются выпря- - мительным элементом. В рассматриваемом случае качественным признаком является ток и напряжение класса. Зависимость от тока и напряжения класса устанавливается с учетом специфических особенностей производства СПП, их параметров в процессе произ­ водства и имеет определенный закон распределения. При этом рас­ пределении, практически по большинству параметров, подчиняют­ ся нормальному или приближенно нормальному закону.

Таким образом, каждому классу соответствует определенная вероятность, выражаемая практически процентом выхода СПП по классам.

Для определения зависимости себестоимости выпрямительного элемента от номинального тока и класса вычисляется комплексный

показатель —выпрямленная

мощность ' (Pi), пропорциональный

произведению тока и напряжения, т. е.

 

Pi = K<i>XlXHiXlO'3kBm,

(1)

где Кф — коэффициент формы тока, равный 0,318

для схемы

однополупериодного выпрямления.

 

Для каждого класса вычисляется значение мощности:

Pi = Кф X I X

И; X Ю'3квш .

(2)

Затем, зная процент выхода каждого класса Ц; , вычисляем

среднее значение выпрямленной мощности для данного типа СПП из выражения:

m

 

 

и

qi х к'фх I х и, х ю-3 ,

(3)

n _ i=1

ср

ioo

 

где ш— количество классов в соответствии с ТУ или ГОСТом.

Далее определяется удельная себестоимость (CV1) еди­ ницы мощности, в данном случае одного квт :


 

Col

 

 

(4 )

 

Суд,

 

 

 

 

P ep .

 

 

 

Зная себестоимость одного квт, себестоимость выпрямительно­

го элемента для любого класса определяем:

 

 

Сolui: =С ¥л . Х Р И|=

C o l х К ф X I X и,

 

_и,

 

m Кф X I X Ф ч

=С 01иср.

(О)

 

v

100 Х

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Обозначив

¥ ^ - = К и-,

 

 

 

(6)

 

Иер-

 

 

 

 

окончательно имеем C0i И,

= C0i X Kui

 

(7)

Полная себестоимость СПП класса равна сумме себестоимости

выпрямительного элемента Ci

класса

C0i

Hi и себестоимости

прочих деталей, узлов, сборки и испытания

СПП

С02 т. е.

Си!—С01 И] —С02—С0,ХК«1+ Со2

.

(8)

Прейскурантная оптовая цена СПП любого класса определяет­

ся из плановой

себестоимости и плановой нормы рентабельности:

 

Цш = Сш (1 +

R) .

 

 

(9)

где R —норма рентабельности.

В течение последующих лет наряду с неуправляемыми венти­ лями предприятиями освоен ряд тиристоров и симисторов, к качечеству которых предъявляются повышенные требования. Потреби­ тель сегодня может заказать приборы в такой совокупности пара­

метров,

что предприятие-изготовитель вынуждено

пойти

на

повышенные затраты обеспечения требуемого качества.

Расчеты

показывают, что удельная себестоимость напряжения

тиристоров

Т — 320

находится в прямой пропорциональной зависимости

от

плана, т.

е, чем выше план, тем выше удельная себестоимость.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что при существующей системе ценообразования невозможно без убытка выполнить требо­ вания потребителя, так как технологический процесс и конструкция данного СПП обеспечивают качественные признаки с определен­ ным законом распределения. Поэтому для обеспечения нормальной рентабельности производства СПП и удовлетворения потребителя необходимо обеспечить рынком сбыта все получаемые согласно кривым распределения приборы или внести соответствующие над­

бавки к ценам на СПП.

^

Как показывает опыт работы,

отрегулировать вопросы сбыта

не всегда возможно, в особенности на стадии освоения изделия.

91