Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Например, можно определить эффективность премий, выпла чиваемых за уменьшение брака путем определения соотношения суммы сокращения потерь от брака к сумме выплачивыемых за это премий. Это относится и к другим показателям качества.
Важным вопросом в деле премирования работников производ ства, требующим отдельного рассмотрения, является определение показателей и условий премирования работников технического контроля.
На большинстве предпирятий республики Мордовии основны ми условиями премирования ИТР персонала ОТК являются общие для всех ИТР предприятия показатели: выполнение плана реали зации продукции, прибыли, рентабельности. Дополнительными условиями являются: выполнение плана по сортности, сокращение количества рекламаций, обеспечение входного контроля качества сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Для контролеров устанавливаются следующие показатели пре мирования: своевременная приемка продукции и отсутствие рекла маций; правильная сортировка и комплектация деталей и полуфаб рикатов; правильное определение сортности.
Условием премирования, однако, является выполнение пред приятием плана реализации и прибыли. Практически получается так, что за пропуск брака работники ОТК лишаются части премии, но за количество выпускаемой продукции продолжают получать, хотя это не связано с непосредственными результатами их работы. И наоборот, за качественную работу они могут лишаться премий, если цех (участок) не выполнил плана по объему производства продукции.
На наш взгляд, премирование работников ОТК не должно быть связано с выполнением количественных показателей по всему предприятию. Их труд имеет контрольный характер и не совпада ет с трудом работников, где функция принимает характер выпол нения.
Нельзя также считать правильной зависимость премирования работников ОТК от выполнения предприятиями плана по сортно сти, что имеет место на некоторых предприятиях легкой промыш ленности. Это приводит к снижению объективности оценок работни ков ОТК при определении сортности продукции. Анализ, проведен ный на предприятиях Мордовской АССР, показал причины несо ответствия некоторых изделий требованиям стандартов, ТУ, что является главным нарушением техпроцесса. Поэтому было бы целесообразным, на наш взгляд, усилить премирование работни ков ОТК за контроль соблюдения всех требований технологическо го процесса.
Другой стороной материального поощрения является мате риальная ответственность (хозрасчетная ответственность предприя тия и личная). Хозрасчетная ответственность предприятий выража ется в материальных санкциях за выполнение своих обязательств:
79
а) в уменьшении фондов стимулирования и лишении премии работников предприятий за невыполнение плановых заданий; б) штрафных санкциях (штрафы, пени, неустойки за невыполне ние условий хозяйственного договора); в) в ограниченных условиях финансирования и кредита. Личная ответственность заключается:
а) во |
взыскании штрафов или удержке с заработной платы за |
брак; |
б) в лишении премий за невыполнение или некачественное |
выполнение своих обязанностей и заданий; в) в переводе на менее оплачиваемую работу.
Однако санкции, применяемые к предприятию, как правило, совершенно не затоагивают заработную плату и премии руководя щих работников, ИТР и другие категории работников, которые должны нести ответственность за результаты. Было бы целесооб разным снижать п^емиоование работников в случае применения штрафных санкций к предприятию.
Материальное стимулирование должно непременно дополнять ся мерами морального воздействия на работников предприятия. Умелое их сочетание всегда дает ощутимые результаты. Напри мер, государственная аттестация продукции с присвоением Знака качества достигает определенной цели при материальном поощре
нии работников, |
выпускающих эту продукцию. Проведенная |
в 1967 году |
аттестация продукции на некоторых предприятиях |
Мордовской АССР сыграла положительную роль и для повышения моральной заинтересованности коллективов предприятий. Однако она не сопровождалась надбавками к ценам аттестованой продук ции, что снизило значение этой важной меры. Или наоборот, пре мирование работников за высокое качество труда нередко происхо дит без соответствующего морального поощрения: результаты пре мирования не сообщаются по каналам массовой коммуникации, имеющимся на предприятии, победителям не вручаются нагрудные знаки, переходящие вымпелы, знамена, не присваиваются звания «отличник качества», «мастер золотые руки» и т. д. Основной син тезирующей формой материального и морального поощрения, на
ряду |
с государственной |
аттестацией, является |
социалистиче |
ское соревнование. |
|
|
|
|
|
Г. И. Волгина |
|
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
РАБОТЫ |
||
|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА |
||
|
МОРДОВСКОЙ АССР |
|
|
За |
девятую пятилетку |
объем промышленного |
производства |
в Мордовской АССР увеличится по сравнению с восьмой пятилет кой вч полтора раза, в том-чище объем товаров народного потреб
лена — в 2 раза, производство |
сельскохозяйственной |
продук |
ции — на 46 проц. Растущие |
объемы производства |
требуют |
80
определенного уровня развития транспорта. В соответствии с этим грузооборот автомобильного транспорта возрастет на 57 проц,, объем грузовой работы на железнодорожных станциях Мордов ской АССР — на 30 проц,
В настоящее время более 80 проц. всего грузооборота Мордов ской АССР выполняется железнодорожным транспортом. Протя женность железнодорожных линий Мордовской АССР составляет 539 км., в основном они входят в состав Рузаевского отделения ордена Ленина Куйбышевской железной дороги. 4/5 общей длины отделения дороги составляют двухпутные линии и вставки. Отделе ние дороги располагает современным путевым хозяйством.
С ростом объема промышленного производства возрастает объем погрузки, выгрузки и перевозки грузов: в 1970 году по сравнению с 1940 годом грузооборот железнодорожного транспор та Мордовии увеличился в 9,8 раза. В 1972 году выполнен грузо оборот в объеме более 18 млрд, приведенных тонно-километров, 90 проц. из них приходится на перевозку грузов. В течение года погружено 1,4 млн. т груза, выгружено 3,2 млн. т. К концу текущей пятилетки грузооборот отделения дороги возрастет на 20 проц.
Следует отметить, что грузооборот железнодорожного тран спорта республики растет медленнее, чем ее промышленное производство. Объясняется это тем, что основной частью перево зочной работы отделения дороги является перемещение транзит ного потока грузов. Наличие большого транзитного потока грузов обусловлено расположением МАССР — между высокоразвитыми промышленными районами Центра и Поволжья. В среднем за год по отделению дороги перевозится транзитом более 30 млн. т гру за, при этом с востока на запад перевозится почти в два раза больше груза, чем с запада на восток. Такая неравномерность грузовых перевозок по направлениям приводит к образованию большого транзитного потока порожних вагонов, следующих под погрузку. Ежегодно отделением дороги выполняется работа по пе ремещению порожних транзитных вагонов в объеме более 600 млн. вагоно-осе-километров.
Кроме перевозок грузов на отделении дороги выполняется значительный объем пассажирских перевозок — около 2 млрд, пассажиро-километров. К концу пятилетки перевозки пассажиров возрастут на 20 проц.
В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС основным на правлением в работе железнодорожного транспорста, как и дру гих отраслей народного хозяйства, является повышение эффектив н ей производства , которая характеризуется показателями рентабельности и уровня производительности труда. Рентабель ность работы отделения дороги в 1972 году составила 13 проц.
81
Это хороший результат. Однако анализ показывает, что имеются резервы для дальнейшего роста эффективности производства.
Основой роста эффективности работы транспорта является осуществление программы его технического развития и совершен ствования организации труда и процесса перевозок. Для осуществ ления программы развития железнодорожного транспорта в текущей пятилетке выделяется в полтора раза больше капиталов ложений, чем в прошлой. Будут построены механизированные грузовые дворы в Саранске, Рузаевке и Зубовой Поляне, увеличе ны пути сортировочного парка станции Рузаевка. Завершится работа по электрической централизации стрелок на 10 станциях. Предстоит перевести на автоблокировку участок длиной около 200 км и построить свыше 100 км двухпутных вставок.
Директивами XXIV съезда КПСС перед железнодорожниками поставлена задача завершить в текущей пятилетке комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. В настоящее время уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, выполня емых силами дороги, равен 90 проц. Для дальнейшего увеличения уровня механизации потребуется провести ряд технических и орга низационных мер. Прежде всего — сконцентрировать грузовые операции на меньшем числе технически оснащенных станций, частично закрыв малодеятельные грузовые станции. В настоящее время решение этого вопроса осложняется слабым развитием сети автомобильных дорог с твердым покрытием.
Важнейшими показателями организации перевозочного процес са являются измерители использования подвижного состава: для локомотивов — производительность й пробег за сутки, для ваго нов — производительность, оборот, процент порожнего пробега по отношению к общему пробегу, статическая нагрузка. Эксплуата ционную деятельность подразделений железнодорожного тран спорта характеризуют вес грузового поезда и скорость его движе ния. Показатели работы отделения дороги за 1965 и 1972 гг. приводятся в таблице 1.
|
|
Таблица 1 |
Наименование показателей |
1965 г. |
1972 г. |
Производительность локомотива в |
|
|
сутки (тыс. тонно—км брутто) |
1501 |
1332 |
Производительность грузового вагона |
|
|
в сутки (тонно—км брутто) |
4919 |
4303 |
Оборот грузового вагона (в сутках) |
1,07 |
1,11 |
Статическая нагрузка (в тоннах) |
17,6 |
17,7 |
Процент порожнего пробега грузового |
|
|
вагона к общему пробегу |
54,6 |
41,0 |
Вес грузового поезда (тонн) |
2430 |
2587 |
Скорость движения грузового поезда |
38,8 |
33,4 |
82