Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ка может происходить под соседнюю пластину или даже через одну (рис. 4-18). В подготовленный таким обра­ зом пакет пластин запрессовывают ось, втулку или ко­ лонку. При использовании сплошных осей или колонок предварительная прогонка пуансона может не потребо­ ваться, так как роль пуансона в этом случае выполняет сама запрессовываемая ось.

Р и с .

4 -1 9 .

П р и с п о с о б л е н и е

Р и с . 4 -2 0 . С х е м а п р и с п о с о б ­

д л я

з а л у ж и в а н и я

т о р ц о в

л ен и я д л я ц ен т р о в к и п о д ­

р о т о р н ы х

и с т а т о р н ы х п л а ­

в и ж н о й си стем ы к о н д е н с а ­

сти н .

 

 

 

т о р а .

При диаметрах оси ротора или колонки статора, равных или менее 4 мм, когда отбортовываемого материала не хватает для проникновения под соседние пластины, воз­ можно применение следующего приема. Ось или колон­ ку делают полой, в виде трубки. После прошивки пакета пластин пуансоном ось или колонку вставляют в отвер­ стие пакета. Затем через внутреннее отверстие оси про­ гоняют стальной пуансон несколько большего диаметра, чем внутренний диаметр трубки. При этом между пла­ стинами трубка расширяется в большей степени, чем

под ними, в результате чего

пластины оказываются

плотно насаженными на ось.

.—

Соединение пластин в секции методом пайки обеспе­ чивает надежный электрический контакт и прочное сое­

динение пластин с осью

и позволяет

применять один

и тот же материал для пластин

и втулок.

Пластины

припаивают как к гладким осям или втулкам,

так и в

канавки, выточенные в осях и втулках,

или в отверстия

швеллеров. В последнем

случае

прочность

механиче­

ского соединения значительно возрастает. Пайку произ­ водят припоями ПОС-40, ПОС-61 или кадмиевым при­ поем: Припой в виде тонких ленточек или листочков на­

носится на место пайки.

Иногда поверхности

втулок

и торцы пластин в местах,

подлежащих пайке,

предва­

151


рительно залуживают. На рис. 4-19 представлено при­ способление для залуживания торцов пластин. Торцовой частью пластины, предварительно смазанной флю­ сом, проводят по канавкам разогретого медного стерж­ ня 1, покрытого расплавленным припоем. Подготовлен­ ные для пайки пластины и втулки помещают в приспо­ собление, аналогичное по конструкции приспособлению, применяемому при расчеканке. При малом зазоре меж­ ду пластинами и большом их числе и размерах применя­ ют одновременную пайку ротора и статора в одном при­ способлении. Изготовленные таким образом секции должны поступать на сборку комплектно.

Нагрев секций вместе с приспособлениями произво­ дится в муфельных печах (токами высокой частоты) или в масляных ваннах. Здесь масло выполняет не только роль флюса, но и устраняет воздействие кислорода воз­ духа, что повышает механические свойства пайки. После пайки секции охлаждают вместе с приспособлением до нормальной температуры, затем вынимают из него, тщательно промывают от остатков флюса и обезжири­ вают с помощью ультразвука. Латунные секции ДВ, КВ, СВ диапазонов обычно дополнительному покрытию не подвергают. Секции, изготовленные из стали и инвара, покрывают антикоррозионным металлическим покры­ тием. При необходимости уменьшения потерь (особенно на УКВ и ДМВ диапазонах) секции серебрят с предва­ рительным меднением, так как компоненты припоя про­

никают через тонкий слой серебра и способствуют повы­ шению потерь.

Зазорные пластины выполняют из несмачиваемого припоем металла (алюминия). После каждой пайки их очищают от флюса, промывают и обезжиривают. После многократных промывок зазорные пластины утоньша­

ются, поэтому их периодически надо калибровать и не­ годные отбраковывать.

Точная ориентация (центровка) оси подвижной си­ стемы по отношению к корпусу производится с помо­ щью приспособления, схематически показанного на рис. 4-20. Подвижная система 1 с подшипниками уста­ навливается в корпус. Корпус 2 ставится базовой по­ верхностью 7 (предварительно тщательно выверенной по калибровочной плите) на опорную площадку приспо­ собления 3. Центровка оси достигается помещением ее в пазы кронштейнов 4, после чего винты, крепящие под­

152

шипники 5 и 6, завинчивают до отказа и стопорят на краске. Возвратную пружину штифтуют в одном или двух местах с целью предотвращения появления ради­ ального люфта при изменении температуры. У конден­ саторов, предназначенных для работы при больших пе­ репадах температур, затягивание хомутов, цанг и вин­ тов производят сначала в нормальных условиях и после некоторой выдержки нагревают до предельной темпера­ туры и снова подтягивают.

Собранная подвижная система не должна иметь ощутимых рукой люфтов, должна обладать плавным хо­ дом без дробления, а вращающий момент должен на­ ходиться в заданных пределах. Подшипники смазывают ровным тонким слоем смазкой ЦИАТИМ-221, количест­ во смазки не должно превышать объема одного шарика.

Пластины статорной секции следует устанавливать точно посредине зазора между пластинами роторной секции. Это требование должно выполняться при любом

угле поворота ротора.

В этом случае

обеспе­

чивается наибольшая

электропрочность,

наимень­

шее значение ТКЕ и лучшее совпадение кривой

изменения

емкости

конденсатора

с заданной.

Для установки статора по ротору

применяют ка­

либрованные

зазорные

пластины

(щупы),

кото­

рые в нескольких местах

вставляют

в секции

между

пластинами. При установке пластин статора по центру зазора конденсатор имеет наименьшую емкость по срав­ нению с той, которую он имел бы при смещении пластин относительно центра зазора. Это свойство конденсатора используют при способе центровки пластин по миниму­ му его емкости.

Правильная взимная установка пластин в плоско­ сти, перпендикулярной оси ротора, достигается либо при помощи шпилек, которые вставляют в технологиче­ ские отверстия, имеющиеся в пластинах ротора или статора, либо при помощи приспособлений, фиксирую­ щих положение статора относительно ротора (по конту­ ру роторных пластин или по специальным вырубкам на пластинах ротора и статора). Неточная взаимная уста­ новка пластин влечет за собой отклонение от заданных начальной и максимальной емкостей конденсаторов.

Упругие и остаточные деформации, появляющиеся в деталях конденсатора при его сборке, приводят к по­ степенному изменению формы пластин и изменению за­

153


зоров между ними и в конечном счете к изменению его емкости. Поэтому неотъемлемой частью технологическо­ го процесса сборки являются термотренировки, обеспечи­ вающие ускоренное снятие внутренних напряжений. Термотренировкам подвергают: корпус и секции после сборки, литой корпус после механических доделок, то­ косъемы и т. п. и, наконец, блок конденсаторов в сборе.

Термотренировка состоит в периодическом

нагревании

и охлаждении изделия. Количество циклов,

режим ох­

лаждения и нагрева задаются техпроцессом.

 

У собранного блока измеряют начальные и макси­ мальные емкости, после чего приступают к регулировке, которая заключается в отгибании или пригибании сек­ торов разрезных пластин с целью получения заданного закона изменения емкости в зависимости от угла пово­ рота ротора (табл. 4-1, графа 2). Во многосекционных конденсаторах определенные требования предъявляются к допустимой разности в емкостях разных секций блока (табл. 4-1, графы 2, 3). В этом случае выбирается одна секция (опорная), удовлетворяющая требованиям граф 1 и 2 табл. 4-1, по отношению к которой подгоняются емкости остальных секций.

1 У г о л п овор ота . . . .

15°

О О

65°

95 °

Т а б л и ц а

4-1

СО О о

180°

2

П р и р а щ е н и е ем к о ст и

 

 

 

 

 

 

 

 

о п о р н о й

сек ц и и

по

 

 

 

 

 

 

 

 

от н о ш ен и ю к е е м и ­

 

 

 

 

 

 

 

 

н и м ал ь н ой

ем к ости

 

 

 

 

 

 

 

 

в за в и си м о ст и о т

 

 

 

 

 

 

 

 

у гл а п о в о р о т а р о ­

 

 

 

 

 

 

 

 

т о р а ,

пф

. . .

.

9 ± 2

4 8 ± 3

9 4 + 5

164 + 8

2 7 8 +

10

4 8 3 + 1 2

3

Р а зн и ц а ем к о ст и м е ж -

 

 

 

 

 

 

 

 

д у о п о р н о й и к а ж ­

 

 

 

 

 

 

 

 

д о й

и з

остал ь н ы х

 

 

 

 

 

 

 

 

сек ц и й

(н е

б о л е е )

1 ,5

1 ,5

1 ,5

1 ,5

1 .5

%

1 ,5 %

 

 

 

 

 

 

пф

пф

пф

%

 

 

 

Перед началом измерения ротор конденсатора пол­ ностью вводится, что соответствует углу поворота на 180°. Погрешность установки угла поворота ротора не должна превышать 10 мин. В стабильных конденсато-

154


pax операцию подгибки пластин повторяют до 3 раз, после каждой подгибки подвергая конденсатор термо­ тренировке.

Измерение емкости секций производят с помощью стандартного измерителя емкости и приспособления, позволяющего фиксировать ось ротора на заданном уг­ ле поворота и поочередно подключать секции к измери-

Р и с . 4 -2 1 .

П р и н ц и п и а л ь н а я с х е м а п р и сп о со б л ен и я

д л я

ср а в н ен и я

ем к о ст и сек ц и и б л о к а п ер ем ен н о й ем к о ст

и .

тельному прибору. Принципиальная схема приспособле­ ния приведена на рис. 4-21. Здесь Сь С2, С3 — секции блока конденсаторов, а Cs, С6 и С7 — подстроечные кон­ денсаторы для выравнивания емкостей монтажа при различных положениях переключателя

Г Л А В А П Я Т А Я

УЗЛОВАЯ И ОБЩАЯ СБОРКА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ

5-1. ШАССИ И КАРКАСЫ

Радиоэлектронная аппаратура, как правило, собира­ ется на шасси (основаниях), которые должны обеспе­ чить расположение и установку деталей и узлов и меха­ ническую прочность в условиях эксплуатации. Конст­ рукция шасси определяется общей компоновкой аппа­ ратуры; это могут быть коробчатые шасси, штампован­

155

ные из листовой стали, алюминия или алюминиевых сплавов, могут быть шасси с передней вертикальной

панелью (рис. 5-1) и т. д.

В шасси предусматривают различные отверстия и вырезы для установки деталей, перегородки и отбортов­ ки, служащие для увеличения жесткости конструкции, для экранирования отдельных деталей или целого отсе­ ка прибора, для уста­

 

новки деталей в дру­

 

гой плоскости.

 

 

Штампованные шас­

 

си изготовляют из ли­

 

стового

материала,

 

толщина которого ко­

 

леблется от 1 до 3 мм

 

в зависимости от габа­

 

рита,

условий

работы

 

и марки

материала.

 

Верхняя

плоскость

Р и с. 5 -1 . Ш а сси с в ер ти к ал ь н ой

шасси

в

радиовеща­

п анел ью .

тельной аппаратуре ис­

 

пользуется

для

уста­

 

новки

на

ней

транс­

форматоров, электролитических конденсаторов, блоков конденсаторов переменной емкости и ламп. Внутри шас­

си располагают мелкие детали,

расшивочные

панели

с резисторами и конденсаторами,

монтажные

провода.

Стальные шасси, применяемые в радиоаппаратуре, должны иметь антикоррозионное покрытие, обычно это цинкование, реже кадмирование. Шасси из алюминия и алюминиевых сплавов анодируют. Оксидная пленка, полученная при анодировании, очень плохо проводит ток и служит изоляционным слоем, поэтому при сборке следует обращать внимание на то, чтобы узлы и детали, устанавливаемые на шасси, имели с ним хороший элект­ рический контакт. Это достигается зачисткой оксидной пленки в соответствующих местах. Несоблюдение этого правила приводит к нарушению нормальной работы ра­ диоаппаратуры.

В самолетной аппаратуре, а также в аппаратуре, вес которой ограничен или работающей в тяжелых услови­ ях, применяют литые шасси и корпуса из силумина или электрона (легкого магнийалюминиевого сплава). Та­ кие шасси и корпуса отливают либо в земляные формы,

156


либо под давлением в металлические формы. Отливки, полученные в земляных формах, имеют больший вес и требуют дополнительной обработки, после которой мо­ жет выявиться внутренний брак отливки. Шасси, полу­ ченные литьем под давлением, не требуют дополнитель­ ной обработки. Повышенная прочность отливок разре­ шает получать тонкостенные легкие конструкции,

Р и с . 5 -2 . Л и т ы е ш а сси -к а р к а сы .

отличающиеся хорошим внешним видом. На рис. 5-2 показаны шасси-каркасы, изготовленные литьем под давлением.

В тех случаях, когда устройство должно быть собра­ но из нескольких блоков, каждый из которых имеет свое шасси, применяют каркасы, в отсеках которых устанав­ ливают отдельные блоки. Такие каркасы собирают из угловой и полосовой стали, как показано на рис. 5-3. Соединение отдельных элементов каркаса производится с помощью газовой или электросварки.

157

Детали каркаса, изготовленные с соблюдением необ­ ходимых допусков, закрепляют на сборочном кондукто­ ре, используя для этого технологические отверстия и соединительные болты. Длину отдельных частей карка­ са рассчитывают так, чтобы после сборки в кондукторе между деталями в местах их соединения оставались про­ межутки в 1—2 мм. При сварке эти промежутки запол­ няются металлом электрода. После сварки каркас про­ веряют, и если обнаруживают коробление, являющееся

Р и с . 5 -3 . К а р к а с и з у г л о в о й ст а л и .

а — о б щ и й в и д ; б — с о е д и н е н и е

у г о л к о в

к а р к а с а

в сты к — с в а р к а п о к а з а н а ж и р н о й

л и н и ей ;

/ — с т о й к а

к а р к а с а ; 2 — в е р т и к а л ь н а я п е р е г о р о д к а ; 3 — г о р и з о н ­

т а л ь н а я п е р е г о р о д к а ; 4 — к о сы н к а .

результатом местного нагрева, то каркас тщательно выправляют. Детали из листовой стали (например, пере­ городки) крепят к каркасу посредством точечной элект­ росварки, а обшивку из листовой стали ставят на винтах. Лицевую часть каркаса чаще всего закрывают пе­ редними панелями блоков, рассчитанными так, чтобы между ними при установке блоков в каркас не остава­ лось никаких промежутков.

В тех случаях, когда в изделие входит большое ко­ личество блоков, в том числе идентичных, как это имеет место в электронно-вычислительных машинах, послед­ ние собираются в одном или нескольких шкафах и пультах. В каждом из шкафов на специальных карка­ сах размещают компактно собранные на отдельных шассн-основаниях блоки. Большинство логических эле­

158