Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ка может происходить под соседнюю пластину или даже через одну (рис. 4-18). В подготовленный таким обра зом пакет пластин запрессовывают ось, втулку или ко лонку. При использовании сплошных осей или колонок предварительная прогонка пуансона может не потребо ваться, так как роль пуансона в этом случае выполняет сама запрессовываемая ось.
Р и с . |
4 -1 9 . |
П р и с п о с о б л е н и е |
Р и с . 4 -2 0 . С х е м а п р и с п о с о б |
|
д л я |
з а л у ж и в а н и я |
т о р ц о в |
л ен и я д л я ц ен т р о в к и п о д |
|
р о т о р н ы х |
и с т а т о р н ы х п л а |
в и ж н о й си стем ы к о н д е н с а |
||
сти н . |
|
|
|
т о р а . |
При диаметрах оси ротора или колонки статора, равных или менее 4 мм, когда отбортовываемого материала не хватает для проникновения под соседние пластины, воз можно применение следующего приема. Ось или колон ку делают полой, в виде трубки. После прошивки пакета пластин пуансоном ось или колонку вставляют в отвер стие пакета. Затем через внутреннее отверстие оси про гоняют стальной пуансон несколько большего диаметра, чем внутренний диаметр трубки. При этом между пла стинами трубка расширяется в большей степени, чем
под ними, в результате чего |
пластины оказываются |
плотно насаженными на ось. |
.— |
Соединение пластин в секции методом пайки обеспе чивает надежный электрический контакт и прочное сое
динение пластин с осью |
и позволяет |
применять один |
||
и тот же материал для пластин |
и втулок. |
Пластины |
||
припаивают как к гладким осям или втулкам, |
так и в |
|||
канавки, выточенные в осях и втулках, |
или в отверстия |
|||
швеллеров. В последнем |
случае |
прочность |
механиче |
ского соединения значительно возрастает. Пайку произ водят припоями ПОС-40, ПОС-61 или кадмиевым при поем: Припой в виде тонких ленточек или листочков на
носится на место пайки. |
Иногда поверхности |
втулок |
и торцы пластин в местах, |
подлежащих пайке, |
предва |
151
рительно залуживают. На рис. 4-19 представлено при способление для залуживания торцов пластин. Торцовой частью пластины, предварительно смазанной флю сом, проводят по канавкам разогретого медного стерж ня 1, покрытого расплавленным припоем. Подготовлен ные для пайки пластины и втулки помещают в приспо собление, аналогичное по конструкции приспособлению, применяемому при расчеканке. При малом зазоре меж ду пластинами и большом их числе и размерах применя ют одновременную пайку ротора и статора в одном при способлении. Изготовленные таким образом секции должны поступать на сборку комплектно.
Нагрев секций вместе с приспособлениями произво дится в муфельных печах (токами высокой частоты) или в масляных ваннах. Здесь масло выполняет не только роль флюса, но и устраняет воздействие кислорода воз духа, что повышает механические свойства пайки. После пайки секции охлаждают вместе с приспособлением до нормальной температуры, затем вынимают из него, тщательно промывают от остатков флюса и обезжири вают с помощью ультразвука. Латунные секции ДВ, КВ, СВ диапазонов обычно дополнительному покрытию не подвергают. Секции, изготовленные из стали и инвара, покрывают антикоррозионным металлическим покры тием. При необходимости уменьшения потерь (особенно на УКВ и ДМВ диапазонах) секции серебрят с предва рительным меднением, так как компоненты припоя про
никают через тонкий слой серебра и способствуют повы шению потерь.
Зазорные пластины выполняют из несмачиваемого припоем металла (алюминия). После каждой пайки их очищают от флюса, промывают и обезжиривают. После многократных промывок зазорные пластины утоньша
ются, поэтому их периодически надо калибровать и не годные отбраковывать.
Точная ориентация (центровка) оси подвижной си стемы по отношению к корпусу производится с помо щью приспособления, схематически показанного на рис. 4-20. Подвижная система 1 с подшипниками уста навливается в корпус. Корпус 2 ставится базовой по верхностью 7 (предварительно тщательно выверенной по калибровочной плите) на опорную площадку приспо собления 3. Центровка оси достигается помещением ее в пазы кронштейнов 4, после чего винты, крепящие под
152
шипники 5 и 6, завинчивают до отказа и стопорят на краске. Возвратную пружину штифтуют в одном или двух местах с целью предотвращения появления ради ального люфта при изменении температуры. У конден саторов, предназначенных для работы при больших пе репадах температур, затягивание хомутов, цанг и вин тов производят сначала в нормальных условиях и после некоторой выдержки нагревают до предельной темпера туры и снова подтягивают.
Собранная подвижная система не должна иметь ощутимых рукой люфтов, должна обладать плавным хо дом без дробления, а вращающий момент должен на ходиться в заданных пределах. Подшипники смазывают ровным тонким слоем смазкой ЦИАТИМ-221, количест во смазки не должно превышать объема одного шарика.
Пластины статорной секции следует устанавливать точно посредине зазора между пластинами роторной секции. Это требование должно выполняться при любом
угле поворота ротора. |
В этом случае |
обеспе |
чивается наибольшая |
электропрочность, |
наимень |
шее значение ТКЕ и лучшее совпадение кривой
изменения |
емкости |
конденсатора |
с заданной. |
|
Для установки статора по ротору |
применяют ка |
|||
либрованные |
зазорные |
пластины |
(щупы), |
кото |
рые в нескольких местах |
вставляют |
в секции |
между |
пластинами. При установке пластин статора по центру зазора конденсатор имеет наименьшую емкость по срав нению с той, которую он имел бы при смещении пластин относительно центра зазора. Это свойство конденсатора используют при способе центровки пластин по миниму му его емкости.
Правильная взимная установка пластин в плоско сти, перпендикулярной оси ротора, достигается либо при помощи шпилек, которые вставляют в технологиче ские отверстия, имеющиеся в пластинах ротора или статора, либо при помощи приспособлений, фиксирую щих положение статора относительно ротора (по конту ру роторных пластин или по специальным вырубкам на пластинах ротора и статора). Неточная взаимная уста новка пластин влечет за собой отклонение от заданных начальной и максимальной емкостей конденсаторов.
Упругие и остаточные деформации, появляющиеся в деталях конденсатора при его сборке, приводят к по степенному изменению формы пластин и изменению за
153
зоров между ними и в конечном счете к изменению его емкости. Поэтому неотъемлемой частью технологическо го процесса сборки являются термотренировки, обеспечи вающие ускоренное снятие внутренних напряжений. Термотренировкам подвергают: корпус и секции после сборки, литой корпус после механических доделок, то косъемы и т. п. и, наконец, блок конденсаторов в сборе.
Термотренировка состоит в периодическом |
нагревании |
и охлаждении изделия. Количество циклов, |
режим ох |
лаждения и нагрева задаются техпроцессом. |
|
У собранного блока измеряют начальные и макси мальные емкости, после чего приступают к регулировке, которая заключается в отгибании или пригибании сек торов разрезных пластин с целью получения заданного закона изменения емкости в зависимости от угла пово рота ротора (табл. 4-1, графа 2). Во многосекционных конденсаторах определенные требования предъявляются к допустимой разности в емкостях разных секций блока (табл. 4-1, графы 2, 3). В этом случае выбирается одна секция (опорная), удовлетворяющая требованиям граф 1 и 2 табл. 4-1, по отношению к которой подгоняются емкости остальных секций.
1 У г о л п овор ота . . . . |
15° |
О О
65° |
95 ° |
Т а б л и ц а |
4-1 |
|
СО О о |
180° |
2 |
П р и р а щ е н и е ем к о ст и |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
о п о р н о й |
сек ц и и |
по |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
от н о ш ен и ю к е е м и |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
н и м ал ь н ой |
ем к ости |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
в за в и си м о ст и о т |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
у гл а п о в о р о т а р о |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
т о р а , |
пф |
. . . |
. |
9 ± 2 |
4 8 ± 3 |
9 4 + 5 |
164 + 8 |
2 7 8 + |
10 |
4 8 3 + 1 2 |
|
3 |
Р а зн и ц а ем к о ст и м е ж - |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
д у о п о р н о й и к а ж |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
д о й |
и з |
остал ь н ы х |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
сек ц и й |
(н е |
б о л е е ) |
1 ,5 |
1 ,5 |
1 ,5 |
1 ,5 |
1 .5 |
% |
1 ,5 % |
||
|
|
|
|
|
|
пф |
пф |
пф |
% |
|
|
|
Перед началом измерения ротор конденсатора пол ностью вводится, что соответствует углу поворота на 180°. Погрешность установки угла поворота ротора не должна превышать 10 мин. В стабильных конденсато-
154
pax операцию подгибки пластин повторяют до 3 раз, после каждой подгибки подвергая конденсатор термо тренировке.
Измерение емкости секций производят с помощью стандартного измерителя емкости и приспособления, позволяющего фиксировать ось ротора на заданном уг ле поворота и поочередно подключать секции к измери-
Р и с . 4 -2 1 . |
П р и н ц и п и а л ь н а я с х е м а п р и сп о со б л ен и я |
д л я |
ср а в н ен и я |
ем к о ст и сек ц и и б л о к а п ер ем ен н о й ем к о ст |
и . |
тельному прибору. Принципиальная схема приспособле ния приведена на рис. 4-21. Здесь Сь С2, С3 — секции блока конденсаторов, а Cs, С6 и С7 — подстроечные кон денсаторы для выравнивания емкостей монтажа при различных положениях переключателя
Г Л А В А П Я Т А Я
УЗЛОВАЯ И ОБЩАЯ СБОРКА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ
5-1. ШАССИ И КАРКАСЫ
Радиоэлектронная аппаратура, как правило, собира ется на шасси (основаниях), которые должны обеспе чить расположение и установку деталей и узлов и меха ническую прочность в условиях эксплуатации. Конст рукция шасси определяется общей компоновкой аппа ратуры; это могут быть коробчатые шасси, штампован
155
ные из листовой стали, алюминия или алюминиевых сплавов, могут быть шасси с передней вертикальной
панелью (рис. 5-1) и т. д.
В шасси предусматривают различные отверстия и вырезы для установки деталей, перегородки и отбортов ки, служащие для увеличения жесткости конструкции, для экранирования отдельных деталей или целого отсе ка прибора, для уста
|
новки деталей в дру |
|||
|
гой плоскости. |
|
||
|
Штампованные шас |
|||
|
си изготовляют из ли |
|||
|
стового |
материала, |
||
|
толщина которого ко |
|||
|
леблется от 1 до 3 мм |
|||
|
в зависимости от габа |
|||
|
рита, |
условий |
работы |
|
|
и марки |
материала. |
||
|
Верхняя |
плоскость |
||
Р и с. 5 -1 . Ш а сси с в ер ти к ал ь н ой |
шасси |
в |
радиовеща |
|
п анел ью . |
тельной аппаратуре ис |
|||
|
пользуется |
для |
уста |
|
|
новки |
на |
ней |
транс |
форматоров, электролитических конденсаторов, блоков конденсаторов переменной емкости и ламп. Внутри шас
си располагают мелкие детали, |
расшивочные |
панели |
с резисторами и конденсаторами, |
монтажные |
провода. |
Стальные шасси, применяемые в радиоаппаратуре, должны иметь антикоррозионное покрытие, обычно это цинкование, реже кадмирование. Шасси из алюминия и алюминиевых сплавов анодируют. Оксидная пленка, полученная при анодировании, очень плохо проводит ток и служит изоляционным слоем, поэтому при сборке следует обращать внимание на то, чтобы узлы и детали, устанавливаемые на шасси, имели с ним хороший элект рический контакт. Это достигается зачисткой оксидной пленки в соответствующих местах. Несоблюдение этого правила приводит к нарушению нормальной работы ра диоаппаратуры.
В самолетной аппаратуре, а также в аппаратуре, вес которой ограничен или работающей в тяжелых услови ях, применяют литые шасси и корпуса из силумина или электрона (легкого магнийалюминиевого сплава). Та кие шасси и корпуса отливают либо в земляные формы,
156
либо под давлением в металлические формы. Отливки, полученные в земляных формах, имеют больший вес и требуют дополнительной обработки, после которой мо жет выявиться внутренний брак отливки. Шасси, полу ченные литьем под давлением, не требуют дополнитель ной обработки. Повышенная прочность отливок разре шает получать тонкостенные легкие конструкции,
Р и с . 5 -2 . Л и т ы е ш а сси -к а р к а сы .
отличающиеся хорошим внешним видом. На рис. 5-2 показаны шасси-каркасы, изготовленные литьем под давлением.
В тех случаях, когда устройство должно быть собра но из нескольких блоков, каждый из которых имеет свое шасси, применяют каркасы, в отсеках которых устанав ливают отдельные блоки. Такие каркасы собирают из угловой и полосовой стали, как показано на рис. 5-3. Соединение отдельных элементов каркаса производится с помощью газовой или электросварки.
157
Детали каркаса, изготовленные с соблюдением необ ходимых допусков, закрепляют на сборочном кондукто ре, используя для этого технологические отверстия и соединительные болты. Длину отдельных частей карка са рассчитывают так, чтобы после сборки в кондукторе между деталями в местах их соединения оставались про межутки в 1—2 мм. При сварке эти промежутки запол няются металлом электрода. После сварки каркас про веряют, и если обнаруживают коробление, являющееся
Р и с . 5 -3 . К а р к а с и з у г л о в о й ст а л и .
а — о б щ и й в и д ; б — с о е д и н е н и е |
у г о л к о в |
к а р к а с а |
в сты к — с в а р к а п о к а з а н а ж и р н о й |
л и н и ей ; |
/ — с т о й к а |
к а р к а с а ; 2 — в е р т и к а л ь н а я п е р е г о р о д к а ; 3 — г о р и з о н
т а л ь н а я п е р е г о р о д к а ; 4 — к о сы н к а .
результатом местного нагрева, то каркас тщательно выправляют. Детали из листовой стали (например, пере городки) крепят к каркасу посредством точечной элект росварки, а обшивку из листовой стали ставят на винтах. Лицевую часть каркаса чаще всего закрывают пе редними панелями блоков, рассчитанными так, чтобы между ними при установке блоков в каркас не остава лось никаких промежутков.
В тех случаях, когда в изделие входит большое ко личество блоков, в том числе идентичных, как это имеет место в электронно-вычислительных машинах, послед ние собираются в одном или нескольких шкафах и пультах. В каждом из шкафов на специальных карка сах размещают компактно собранные на отдельных шассн-основаниях блоки. Большинство логических эле
158