Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
грузов, имеющих плоскую опорную поверхность, и прочих штучных грузов, уложенных на специальные площадки или поддоны.
Наклон рольгангов в сторону перемещения груза составляет 2—5°. Диаметр роликов, как правило, не превышает 150 мм, ширина их опре деляется шириной груза, а расстояние между ними должно быть мень ше половины длины перемещаемого груза. Для изменения направления перемещения груза отдельные секции рольгангов могут быть криволи нейными.
Иногда вместо рольгангов применяют роликовые дорожки, у ко торых вместо роликов предусмотрены узкие катки, укрепленные на двух продольных балках (рис. 15, г). Роликовые дорожки по сравнению с рольгангами имеют меньшую массу и более удобны при монтаже и де монтаже. В отдельных случаях их перевозят на автомобилях вместе с грузом и используют в любых пунктах по мере необходимости.
Д о м к р а т ы применяют для подъема грузов большой массы на небольшую высоту при установке этих грузов на катки, тележки или роликовые цепи. Они бывают реечными, винтовыми и гидравли ческими. Грузоподъемность домкратов — от 5 до 30 т.
Л о т к и предназначены для спуска по наклонной плоскости, а также для погрузки на автомобили грузов в ящиках, тюках и кипах, находящихся на втором или третьем этаже склада. Их изготовляют из досок, обвиваемых для уменьшения трения кровельным железом. Угол наклона лотка составляет 35—45°. Груз по лотку перемещается под действием собственной массы.
Рис. 15. Роликовые устройства
53
Р у ч н ы е |
т е л е ж к и применяют для |
погрузки, выгрузки |
и перемещения на небольшой площади штучных |
грузов. |
На складах применяют двухколесные ручные тележки, называе мые «медведками». Рама «медведки» изготовлена из углового железа или из труб. Колеса могут иметь металлический или обрезиненный обод. Грузоподъемность «медведок» — 300—500 кг, собственная масса
50—60 кг.
Для погрузки-разгрузки на автомобили и перемещения в преде лах склада штучных грузов, уложенных в пакеты на поддоны, приме
няют р у ч н ы е |
в и л о ч н ы е т е л е ж к и, называемые транс- |
паллетами (рис. |
16). |
Тележка состоит из рамы с подъемными вилками, на концах кото рых смонтированы ролики, гидравлического насоса, приводимого в дей ствие рукоятью, и двух передних поворотных колес. При помощи систе мы рычагов ролики соединены с подъемным устройством. Для управле ния подъемом и опусканием вилок в гидравлическом узле предусмотрен установочный рычаг, переводимый в позиции «подъем», «спуск» и в «нейтральное положение». Высота подъема вилок 125 мм.
Для подъема груза вилки тележки устанавливают под поддон и при водят в действие гидравлический подъемник. В поднятом положении груз транспортируют в пределах склада, доставляют в кузов автомоби-
Рис. 16. Ручная вилочная тележка
54
ля или разгружают из кузова, если уро вень грузовой площадки склада совпа дает с уровнем пола кузова автомобиля.
Для опускания вилок с грузом на жимают на установочный рычаг гидрав лического цилиндра, открывая тем са мым клапан цилиндра; рабочая жид кость при этом медленно вытекает из цилиндра.
Усилие, которое необходимо прило жить для подъема груза и перемещения тележки с грузом,, не превышает 10— 15 кгс.
Время подъема или опускания под дона с грузом не превышает 6 с. Грузо подъемность тележек составляет от 0,5 до 1 т.
Р у ч н ы е |
в и л о ч н ы е |
п о |
|
г р у з ч и к и |
предназначены |
для |
по |
грузки и выгрузки штучных |
грузов, в |
||
том числе в пакетах на поддонах в авто |
|||
мобили в пунктах с малым объемом ра |
|||
бот. Применяют |
ручные вилочные |
по |
грузчики с приводом рабочего органа от гидравлического домкрата или от ручной лебедки.
На рис. 17 приведен ручной вилочный погрузчик с гидравлическим домкратом 1, обеспечивающим подъем вил 5 на высоту 1500 мм. Вилы крепятся к каретке 4, соединенной с цепью 3, перекинутой через звездочку, смонтированную на штоке гидравлического цилиндра. Руч ной гидравлический насос приводится в действие рукояткой 2. Горизонтальное перемещение груза осуществляется при наклонном положении погрузчика, фиксируемом поддерживающим и поворот ным колесом.
Грузоподъемность таких погрузчиков составляет от 200 до 1000 кг. Высота подъема грузов на вилах — 1,5—2 м.
Р у ч н ы е т а л и и п о л и с п а с т ы применяют для подъема и опускания грузов большой массы. Они представляют собой соединение нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых одним канатом или цепью. Выпускаются тали с червячной и шестерен чатой передачами. Таль с червячной передачей или червячная таль (рис. 18, а) состоит из обоймы 1, в которой помещены червяк 4 и червяч ное колесо 2, отлитое заодно с цепной звездочкой 8, подвешенного на цепи подвижного блока 6 с крюком, тормоза 7 и двух цепей (тя говой и грузовой). Тяговая цепь 5 находится в зацеплении с колесом 3, посаженным на конце вала червяка.
Подвижной блок с крюком поднимается вращением тяговой цепью колеса с червяком; при этом одновременно вращается червячное коле со с цепной звездочкой, и грузовая цепь, находящаяся в зацеплении
55
с этой звездочкой, перетягивается и поднимает блок с крюком. Груз удерживается в поднятом положении фрикционным тормозом и хра повым механизмом с собачкой. Спуск груза обеспечивается вращением червяка в сторону, противоположную подъему.
56
Червячные тали выпускают грузоподъемностью до 10 т с высотой подъема груза 3 м. Скорость подъема груза — 0,12—0,6 м/мин, соб ственная масса талей — от 40 до 410 кг.
Шестеренчатые валы выпускают грузоподъемностью от 0,1 до 20 т. Они имеют меньшую собственную массу и более высокую скорость подъ ема (от 0,15 до 3,15 м/мин). Принцип действия шестеренчатой тали ана логичен рассматриваемому выше. При помощи тяговой цепи враща ют тяговое колесо, расположенное на конце вала; на другом конце это го вала имеется шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя одина ковыми шестернями планетарной передачи. Грузовая цепная звездочка, вращаясь, перетягивает грузовую цепь и поднимает или опускает под вешенный на этой цепи блок с крюком,
Червячные и шестеренчатые тали |
подвешивают |
к козлам, |
балке |
||
и т. п. Для горизонтального |
перемещения груза таль подвешивают |
||||
к передвигающейся |
по монорельсу тележке (рис. 18, |
б). Грузоподъем |
|||
ность выпускаемых тележек не превышает 5 т. |
|
|
|||
Р ы ч а ж н ы е |
т а л и |
(рис. 18, |
в) предназначены для |
подта |
скивания и подъема по вертикали грузов большой массы. Принцип дей ствия тали основан на перетягивании троса при помощи двух пар само сжимающихся шарнирно-рычажных башмаков. Усилием, прилагаемым к рычагу, одни башмаки зажимают подъемный трос и перетягивают его на несколько сантиметров; в это время вторые башмаки разжаты. При обратном движении рычага вторые башмаки зажимают трос и груз удерживается в поднятом положении, а первые башмаки разжимают ся и возвращаются в первоначальное положение. Затем процесс подъе ма повторяется. Верхний рычаг служит для переключения механизма
тали с подъема |
груза на спуск. |
Диаметр |
троса—• 12 мм. Тяговое уси |
лие на тросе — 1,5 тс. Собственная масса |
тали без троса — 35 кг. |
||
Р у ч н ы е |
л е б е д к и |
являются |
грузоподъемными устрой |
ствами, применяемыми как самостоятельные механизмы, а так же как составные части более сложных грузоподъемных установок и машин. При помощи лебедок можно выполнять погрузочно-разгрузочные работы с грузами большой массы как при вертикальном подъемеопускании груза, используя для этой цели подвесной блок, так и при горизонтальном или наклонном перемещении груза с использованием трапов.
Лебедка состоит из рамы, барабана с тросом, редуктора и при водной рукоятки.
По количеству барабанов лебедки бывают однобарабанные и двух барабанные в зависимости от типа редуктора, червячные и шестерен чатые. Некоторые шестеренчатые лебедки имеют фрикционную муфту, которая при прекращении сматывания автоматически включается и за тормаживает лебедку; отдельные лебедки вместо тормоза имеют стопор ное устройство, состоящее из храповика с собачкой.
На приводной вал насаживают одну или две рукоятки (по одной на каждом конце вала). Длина рукоятки составляет 300 мм. Усилие ра бочего момента на рукоятке лебедки не превышает 20 кгс. Скорость движения троса — до 1 м/мин.
57
|
Наибольшее |
применение |
|||||
|
получили однобарабанные ле |
||||||
|
бедки |
с |
тяговым усилием на |
||||
|
тросе |
|
500—1000 кгс. |
Однако |
|||
|
промышленностью |
выпус |
|||||
|
каются лебедки |
грузоподъем |
|||||
|
ностью 3—5 т и более. |
||||||
|
Р а з г р у з о ч н ы е |
||||||
|
щ и т ы |
(рис. |
19) |
и |
с е т к и |
||
|
(рис. |
20) |
предназначены для |
||||
|
выгрузки из кузова автомо |
||||||
сельскохозяйственных |
биля |
различных |
навалочных |
||||
грузов (сахарной |
свеклы, |
силоса |
и др,). |
||||
Принцип действия этих |
простейших приспособлений заключается в |
следующем. Щит устанавливают перед погрузкой вплотную к передне му борту платформы автомобиля. Сетку также до погрузки расстилают по всей площади платформы и закрепляют со стороны заднего борта. На свободных концах сетки и на щите имеются канаты, которые в местах разгрузки привязывают к надежным упорам.После закрепления кана тов автомобиль с минимальной скоростью передвигается вперед и на ходящийся в кузове груз сбрасывается щитомили сеткой на площадку. В отдельных случаях для сбрасывания груза концы щита или сетки крепят к другому автомобилю или трактору. Время разгрузки автомо
биля при помощи таких |
приспособлений не превышает 3—5 мин. |
||
К о н с о л ь н ы е |
р у ч н ы е |
к р а н ы предназначены для |
|
механизации погрузочно-разгрузочных |
работ с штучными грузами |
||
и грузами большой массы, а также |
и |
контейнерами в пунктах с не |
|
большим объемом работ. |
|
|
|
Рис. 20. Сетки
58