Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузов, имеющих плоскую опорную поверхность, и прочих штучных грузов, уложенных на специальные площадки или поддоны.

Наклон рольгангов в сторону перемещения груза составляет 2—5°. Диаметр роликов, как правило, не превышает 150 мм, ширина их опре­ деляется шириной груза, а расстояние между ними должно быть мень­ ше половины длины перемещаемого груза. Для изменения направления перемещения груза отдельные секции рольгангов могут быть криволи­ нейными.

Иногда вместо рольгангов применяют роликовые дорожки, у ко­ торых вместо роликов предусмотрены узкие катки, укрепленные на двух продольных балках (рис. 15, г). Роликовые дорожки по сравнению с рольгангами имеют меньшую массу и более удобны при монтаже и де­ монтаже. В отдельных случаях их перевозят на автомобилях вместе с грузом и используют в любых пунктах по мере необходимости.

Д о м к р а т ы применяют для подъема грузов большой массы на небольшую высоту при установке этих грузов на катки, тележки или роликовые цепи. Они бывают реечными, винтовыми и гидравли­ ческими. Грузоподъемность домкратов — от 5 до 30 т.

Л о т к и предназначены для спуска по наклонной плоскости, а также для погрузки на автомобили грузов в ящиках, тюках и кипах, находящихся на втором или третьем этаже склада. Их изготовляют из досок, обвиваемых для уменьшения трения кровельным железом. Угол наклона лотка составляет 35—45°. Груз по лотку перемещается под действием собственной массы.

Рис. 15. Роликовые устройства

53

Р у ч н ы е

т е л е ж к и применяют для

погрузки, выгрузки

и перемещения на небольшой площади штучных

грузов.

На складах применяют двухколесные ручные тележки, называе­ мые «медведками». Рама «медведки» изготовлена из углового железа или из труб. Колеса могут иметь металлический или обрезиненный обод. Грузоподъемность «медведок» — 300—500 кг, собственная масса

50—60 кг.

Для погрузки-разгрузки на автомобили и перемещения в преде­ лах склада штучных грузов, уложенных в пакеты на поддоны, приме­

няют р у ч н ы е

в и л о ч н ы е т е л е ж к и, называемые транс-

паллетами (рис.

16).

Тележка состоит из рамы с подъемными вилками, на концах кото­ рых смонтированы ролики, гидравлического насоса, приводимого в дей­ ствие рукоятью, и двух передних поворотных колес. При помощи систе­ мы рычагов ролики соединены с подъемным устройством. Для управле­ ния подъемом и опусканием вилок в гидравлическом узле предусмотрен установочный рычаг, переводимый в позиции «подъем», «спуск» и в «нейтральное положение». Высота подъема вилок 125 мм.

Для подъема груза вилки тележки устанавливают под поддон и при­ водят в действие гидравлический подъемник. В поднятом положении груз транспортируют в пределах склада, доставляют в кузов автомоби-

Рис. 16. Ручная вилочная тележка

54


ля или разгружают из кузова, если уро­ вень грузовой площадки склада совпа­ дает с уровнем пола кузова автомобиля.

Для опускания вилок с грузом на­ жимают на установочный рычаг гидрав­ лического цилиндра, открывая тем са­ мым клапан цилиндра; рабочая жид­ кость при этом медленно вытекает из цилиндра.

Усилие, которое необходимо прило­ жить для подъема груза и перемещения тележки с грузом,, не превышает 10— 15 кгс.

Время подъема или опускания под­ дона с грузом не превышает 6 с. Грузо­ подъемность тележек составляет от 0,5 до 1 т.

Р у ч н ы е

в и л о ч н ы е

п о ­

г р у з ч и к и

предназначены

для

по­

грузки и выгрузки штучных

грузов, в

том числе в пакетах на поддонах в авто­

мобили в пунктах с малым объемом ра­

бот. Применяют

ручные вилочные

по­

грузчики с приводом рабочего органа от гидравлического домкрата или от ручной лебедки.

На рис. 17 приведен ручной вилочный погрузчик с гидравлическим домкратом 1, обеспечивающим подъем вил 5 на высоту 1500 мм. Вилы крепятся к каретке 4, соединенной с цепью 3, перекинутой через звездочку, смонтированную на штоке гидравлического цилиндра. Руч­ ной гидравлический насос приводится в действие рукояткой 2. Горизонтальное перемещение груза осуществляется при наклонном положении погрузчика, фиксируемом поддерживающим и поворот­ ным колесом.

Грузоподъемность таких погрузчиков составляет от 200 до 1000 кг. Высота подъема грузов на вилах — 1,5—2 м.

Р у ч н ы е т а л и и п о л и с п а с т ы применяют для подъема и опускания грузов большой массы. Они представляют собой соединение нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых одним канатом или цепью. Выпускаются тали с червячной и шестерен­ чатой передачами. Таль с червячной передачей или червячная таль (рис. 18, а) состоит из обоймы 1, в которой помещены червяк 4 и червяч­ ное колесо 2, отлитое заодно с цепной звездочкой 8, подвешенного на цепи подвижного блока 6 с крюком, тормоза 7 и двух цепей (тя­ говой и грузовой). Тяговая цепь 5 находится в зацеплении с колесом 3, посаженным на конце вала червяка.

Подвижной блок с крюком поднимается вращением тяговой цепью колеса с червяком; при этом одновременно вращается червячное коле­ со с цепной звездочкой, и грузовая цепь, находящаяся в зацеплении

55


с этой звездочкой, перетягивается и поднимает блок с крюком. Груз удерживается в поднятом положении фрикционным тормозом и хра­ повым механизмом с собачкой. Спуск груза обеспечивается вращением червяка в сторону, противоположную подъему.

56


Червячные тали выпускают грузоподъемностью до 10 т с высотой подъема груза 3 м. Скорость подъема груза — 0,12—0,6 м/мин, соб­ ственная масса талей — от 40 до 410 кг.

Шестеренчатые валы выпускают грузоподъемностью от 0,1 до 20 т. Они имеют меньшую собственную массу и более высокую скорость подъ­ ема (от 0,15 до 3,15 м/мин). Принцип действия шестеренчатой тали ана­ логичен рассматриваемому выше. При помощи тяговой цепи враща­ ют тяговое колесо, расположенное на конце вала; на другом конце это­ го вала имеется шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя одина­ ковыми шестернями планетарной передачи. Грузовая цепная звездочка, вращаясь, перетягивает грузовую цепь и поднимает или опускает под­ вешенный на этой цепи блок с крюком,

Червячные и шестеренчатые тали

подвешивают

к козлам,

балке

и т. п. Для горизонтального

перемещения груза таль подвешивают

к передвигающейся

по монорельсу тележке (рис. 18,

б). Грузоподъем­

ность выпускаемых тележек не превышает 5 т.

 

 

Р ы ч а ж н ы е

т а л и

(рис. 18,

в) предназначены для

подта­

скивания и подъема по вертикали грузов большой массы. Принцип дей­ ствия тали основан на перетягивании троса при помощи двух пар само­ сжимающихся шарнирно-рычажных башмаков. Усилием, прилагаемым к рычагу, одни башмаки зажимают подъемный трос и перетягивают его на несколько сантиметров; в это время вторые башмаки разжаты. При обратном движении рычага вторые башмаки зажимают трос и груз удерживается в поднятом положении, а первые башмаки разжимают­ ся и возвращаются в первоначальное положение. Затем процесс подъе­ ма повторяется. Верхний рычаг служит для переключения механизма

тали с подъема

груза на спуск.

Диаметр

троса—• 12 мм. Тяговое уси­

лие на тросе — 1,5 тс. Собственная масса

тали без троса — 35 кг.

Р у ч н ы е

л е б е д к и

являются

грузоподъемными устрой­

ствами, применяемыми как самостоятельные механизмы, а так же как составные части более сложных грузоподъемных установок и машин. При помощи лебедок можно выполнять погрузочно-разгрузочные работы с грузами большой массы как при вертикальном подъемеопускании груза, используя для этой цели подвесной блок, так и при горизонтальном или наклонном перемещении груза с использованием трапов.

Лебедка состоит из рамы, барабана с тросом, редуктора и при­ водной рукоятки.

По количеству барабанов лебедки бывают однобарабанные и двух­ барабанные в зависимости от типа редуктора, червячные и шестерен­ чатые. Некоторые шестеренчатые лебедки имеют фрикционную муфту, которая при прекращении сматывания автоматически включается и за­ тормаживает лебедку; отдельные лебедки вместо тормоза имеют стопор­ ное устройство, состоящее из храповика с собачкой.

На приводной вал насаживают одну или две рукоятки (по одной на каждом конце вала). Длина рукоятки составляет 300 мм. Усилие ра­ бочего момента на рукоятке лебедки не превышает 20 кгс. Скорость движения троса — до 1 м/мин.

57


 

Наибольшее

применение

 

получили однобарабанные ле­

 

бедки

с

тяговым усилием на

 

тросе

 

500—1000 кгс.

Однако

 

промышленностью

выпус­

 

каются лебедки

грузоподъем­

 

ностью 3—5 т и более.

 

Р а з г р у з о ч н ы е

 

щ и т ы

(рис.

19)

и

с е т к и

 

(рис.

20)

предназначены для

 

выгрузки из кузова автомо­

сельскохозяйственных

биля

различных

навалочных

грузов (сахарной

свеклы,

силоса

и др,).

Принцип действия этих

простейших приспособлений заключается в

следующем. Щит устанавливают перед погрузкой вплотную к передне­ му борту платформы автомобиля. Сетку также до погрузки расстилают по всей площади платформы и закрепляют со стороны заднего борта. На свободных концах сетки и на щите имеются канаты, которые в местах разгрузки привязывают к надежным упорам.После закрепления кана­ тов автомобиль с минимальной скоростью передвигается вперед и на­ ходящийся в кузове груз сбрасывается щитомили сеткой на площадку. В отдельных случаях для сбрасывания груза концы щита или сетки крепят к другому автомобилю или трактору. Время разгрузки автомо­

биля при помощи таких

приспособлений не превышает 3—5 мин.

К о н с о л ь н ы е

р у ч н ы е

к р а н ы предназначены для

механизации погрузочно-разгрузочных

работ с штучными грузами

и грузами большой массы, а также

и

контейнерами в пунктах с не­

большим объемом работ.

 

 

 

Рис. 20. Сетки

58