Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава VI

ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ УСТРОЙСТВ

Грузозахватные устройства (сокращенно называемые захваты) яв­ ляются неотъемлемой частью рабочего органа машины либо сменными устройствами, используемыми в зависимости от вида перемещаемого груза. Они должны соответствовать свойствам и форме перемещаемого груза, а также производственным условиям, в которых выполняется работа, обеспечивать полную сохранность груза и тары, быстрый за­ хват и освобождение груза, удовлетворять требованиям техники без­ опасности, иметь минимальную собственную массу при достаточной прочности, быть удобными в эксплуатации при минимальных эксплуатационных затратах.

Грузозахватные устройства классифицируют:

в з а в и с и м о с т и о т в и д а п е р е м е щ а е м о г о г р у з а : для сыпучих грузов, для штучных грузов, для длинномер­ ных грузов;

в з а в и с и м о с т и о т п р и в о д а : бесприводные захваты; захваты, приводимые в действие дополнительным источником сило­ вой энергии (в том числе гидравлическим, электрическим, электрогидравлическим и другим приводом);

в з а в и с и м о с т и

от

с т е п е н и

м е х а н и з а ц и и

т р у д а : ручные захваты

(эксплуатируемые с применением ручного

труда при зачалпвании и освобождении груза), эти захваты, как пра­ вило, являются простейшими; механические захваты (эксплуатиру­ емые без применения ручного труда по зачаливанию и освобождению груза, но включаемые в действие оператором грузоподъемной машины); полуавтоматические захваты (эксплуатируемые с применением ручного труда только на одной операции — зачалпвании или освобож­ дении груза); автоматические захваты (эксплуатируемые без примене­ ния ручного труда по зачаливанию и освобождению груза, приводимые в действие без участия оператора грузоподъемной машины).

В з а в и с и м о с т и о т с л о ж н о с т и у с т а н о в к и н а г р у з о п о д ъ е м н ы х м а ш и н а х : захваты, навешива­ емые на обычные грузовые крюки грузоподъемных машин (не тре­ бующие каких-либо дополнительных устройств или изменений кон­ струкций этих машин); захваты, требующие некоторых изменений кон­ струкции грузоподъемных машин или навешивания на эти машины до­ полнительных приспособлений; захваты, требующие качественно новых и специальных конструкций рабочих органов грузоподъемных машин.

§ 2. ПРОСТЕЙШИЕ НАВЕСНЫЕ ЗАХВАТЫ

Захваты, навешиваемые на грузовые крюки грузоподъемных ма­ шин (преимущественно кранов), как правило, относятся к категории простейших, бесприводных устройств, предназначенных для штучных

40


грузов различной формы и массы и длинномерных грузов. Они наиболее распространены в практике эксплуатации.

К простейшим грузозахватным устройствам относятся: стропы, клещевые захваты, подвески.

С т р о п ы предназначены для подъема, опусканий и перемещения различных штучных грузов. Они представляют собой гибкие грузо­ захватные устройства весьма разнообразных типов и форм.

Стропы являются наиболее распространенными грузозахватными устройствами. В большинстве случаев стропы изготавливают из сталь­ ного каната (троса) и из цепей. Для грузов массой до 1,5 т иногда при­ меняют пеньковые стропы. Различные типы стропов показаны на рис. 5.

Стропы изготавливают с большим коэффициентом запаса прочно­ сти (не менее шести), определяемым отношением разрывного усилия (усилие, при котором ветви стропа разрываются) к рабочему усилию (фактическая нагрузка на ветвь при полном использовании номиналь­ ной грузоподъемности стропа). Рабочее усилие на ветвь стропа зависит от грузоподъемности стропа, числа его ветвей и угла расположения ветви.

При выборе стропа необходимо учитывать, что рабочее усилие на

ветви стропа

дополнительно

возрастает, если ветви расположены

под углом, причем

чем больше угол, тем на большую величину возра­

стает рабочее усилие.

 

 

 

 

 

Разрывное усилие для стальных канатов (тросов) зависит от типа

каната,

его

диаметра и качества

проволоки, определяющегося пре­

делом ее прочности в кгс/мм2.

Таким образом, для определения

номи­

нальной

грузоподъемности стропа

необходимо знать тип и диаметр

каната,

качество проволоки, из которой

изготовлен

канат, а также

принятые коэффициент запаса

прочности,

максимальный угол распо­

ложения ветвей и число ветвей.

 

 

 

 

Распространены

з а х в а т ы

к л е щ е в о г о

т и п а .

Они

состоят из двух изогнутых рычагов, соединенных шарнирно накрест и стягиваемых гибким или шарнирным элементом, подвешиваемым на


 

крюк грузоподъемной

маши­

 

ны при

помощи

кольца

или

 

серьги.

Рабочие концы рыча­

 

гов имеют накладки для зах­

 

вата и удержания груза.

 

Клещи автоматически затяги­

 

ваются

при

подъеме

груза.

 

Усилие

зажатия

зависит от

 

массы

груза

и

соотношения

 

плеч лап захвата.

Некоторые

 

типы клещевых захватов по­

 

казаны на рис. 6.

 

 

яв­

 

Клещевые

 

захваты

 

ляются

сменными

грузозах­

 

ватными устройствами,

спе­

 

циализированными, как пра­

Рис. 6. Клещевые захваты:

вило, для определенного вида

а — для бочек; б — для ящиков

груза. Они просты

и

удобны

 

в обращении

и

поэтому

при

выполнении подъемно-транспортных операций с некоторыми грузами им отдают предпочтение по сравнению с другими видами захватов. В частности, клещевые захваты широко применяют для грузов цилинд­ рической формы (бочки, рулоны бумаги и др.), используют для гру­ зов в ящиках. Нередко их эксплуатируют при выполнении погрузочноразгрузочных операций с длинномерными грузами, причем для таких грузов клещевые захваты подвешивают (не менее двух) на траверсах.

Подъемно-транспортные операции с штучными грузами различных габаритных размеров, а также одновременная погрузка нескольких штук груза производятся при использовании различных видов п о д ­ в е с о к . Некоторые виды подвесок могут быть использованы для 'мелкоштучных грузов. К подвескам относятся деревянные или метал­

лические

площадки, лотки, люльки, захваты с крюками, захваты

с лапами,

подвесные вилочные захваты и др. (рис. 7).

Рис. 7. Подвески: а — подвесной вилочный захват; б — подвеска для ящиков; в — траверса

42


В)

Рис. 8. Захваты для листового металла

При выполнении погрузочно-разгрузочных операций с листовым металлом удобным является двухкулачковый захват, действие кото­ рого основано на принципе самозамыкания под воздействием массы поднимаемого груза (рис. 8, а).

Для поштучного захвата тонкого листового металла применяют вакуумный захват (рис. 8, б). Он состоит из резиновых сопел 1, сое­ диненных трубками с воздушным цилиндром 2. При подъеме в цилиндре возникает разрежение, которое при определенной величине при помо­ щи наложенных на лист присосов отделяет от пачки один лист. Грузо­ подъемность вакуумного захвата не более 100 кг.

§ 3. ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЗАХВАТЫ

Автоматизация погрузочно-разгрузочных операций, являющаяся высшей ступенью механизации, для многих видов груза возможна только при использовании соответствующих грузозахватывающих устройств. В зависимости от степени автоматизации операций по застроповке и освобождения груза различают полуавтоматические и автоматические захваты.

Полуавтоматические захваты исключают труд строполыциков толь­ ко на одной операции (как правило, при освобождении груза). На рис. 9, а показан строп с раскрывающимся контейнером для нава­ лочных грузов, а на рис. 9, б — часть стропа, обеспечивающего самоотцепку контейнеров.

Строп для раскрывающегося контейнера выполнен из четырех вет­ вей, из которых две зачалены за крюки, а другие две — за серьги кон­ тейнера. Ветви стропа, зачаленные за крюки, спадают с крюков как только контейнер поставят на площадку и уменьшится их натяжение. После спадения ветвей, зачаленных за крюки, контейнер снова припод­ нимают за ветви, зачаленные за серьги. При подъеме за оставшиеся две ветви контейнер раскрывается и груз высыпается.

Устройство для самоотцепки контейнеров состоит из четырех жест­ ких тяг, закрепленных на вращающейся обойме, с серьгой, навешива­ емой на крюк подъемного крана. На каждой тяге шарнирно крепится

43

рычаг с крюком, на головке которого сделан выступ. На шарнире ры­ чага закреплен зацеп. Между тягой и рычагом установлена спираль­ ная пружина, необходимая для подтягивания рычага при опускании тяги. Дальнейшее опускание тяги приводит к тому, что зацеп захватит за выступ на крюке. В этом случае в момент подъема грузозахватного устройства кольца контейнера окажутся освобожденными от крюков захвата.

Примером автоматического захвата является захват конструкции инж. С. М. Меламеда, предназначенный для железобетонных плит, перекрытий и других грузов, определенных размеров (рис. 10, о). За­ хват состоит из траверсы 4, рамы 5, механизма фиксации 2, жестких тяг 1 и поворотных несущих крюков 6. Траверса представляет собой балку из швеллеров, номер профиля и длина которых определяются массой и длиной перемещаемого груза. На траверсе крепятся серьга 3 для подвешивания захвата за крюк подъемного механизма, оси для шарнирного крепления жестких тяг и ползун механизма фиксатора. На раме имеются оси несущих крюков, стойка механизма фиксации и направляющие 7, способствующие посадке захвата на груз.

Механизм фиксации (рис. 10, б) состоит из ползуна 1 с внутренним упором 2 и стойки 3 с поворотной звездочкой 4. Упор приварен к пол­ зуну, а звездочка свободно посажена на оси, приваренной к стойке. При помощи механизма фиксации обеспечивается централизованное управление захватывающими крюками и автоматическое чередование операций захвата и освобождения груза. При этом работа автомати-

44.


ческого захвата характеризуется четырьмя последовательными поло­ жениями.

Перед захватом груза (положение I) траверса и рама сцеплены меж­ ду собой через механизм фиксации (звездочка своим зубом заклинива­ ет ползун относительно стойки); жесткие тяги удерживают несущие крюки в раскрытом состоянии. При посадке захвата на груз траверса с ползуном под действием собственной массы опускается еще вниз при­ мерно на 50 мм до тех пор, пока упор ползуна не воздействует на звез­ дочку, которая после этого поворачивается в горизонтальное положе­ ние II, препятствуя дальнейшему движению траверсы вниз. Из этого положения при подъеме крюка механизма траверса с ползуном дви-

Рис. 10. Автоматический захват конструкции инж. С. М. ч Меламеда

45

/ — рама-каркас с ограждением; 2 — перекидное устройство для

подвески полупакета; <?—

фиксирующее устройство; 4 — рукоятка фиксирующего

устройства;

5 — натяжные

пластины;

6 — челюсти; 7 — рычаги

с зажимными балками;

8 — опоры

жется вверх, а нижняя кромка ползуна во время движения, .воздеиствуя на звездочку, разворачивает ее в вертикальное положение III, при котором звездочка не препятствует дальнейшему подъему тра­ версы относительно рамы.

Шарнирно соединенная через тяги с поворотными крюками травер­ са увлекает эти тяги до тех пор, пока крюки надежно не замкнут груз. После опускания груза траверса с ползуном движется вниз; ползун поворачивает звездочку в положение IV, при котором она препятству­ ет дальнейшему опусканию ползуна в стойке. При подъеме нижняя кромка ползуна сразу же начинает воздействовать на звездочку и по­ ворачивает ее в первоначальное положение I. Благодаря этому при дальнейшем подъеме поворотные крюки останутся в раскрытом поло­ жении и груз освобождается.

Описанный выше захват рассчитан на груз определенной высоты. При погрузке грузов в пакетах различной высоты рекомендуется при­ менять универсальный автоматический захват с двумя механизмами фиксации. Один из них обеспечивает автоматическое захватывание и освобождение груза, а второй — автоматическое переключение для подъема всего пакета или его части. Такие автоматические захваты применяют на заводах сборного железобетона.

Аналогичный принцип работы характерен и для грейферных за­ хватов, предназначенных для погрузки и выгрузки силикатного кир­ пича в пакетах (рис. 11).

§ 4. ЗАХВАТЫ МЕХАНИЧЕСКИЕ (ПРИВОДНЫЕ)

ИВСТРОЕННЫЕ В РАБОЧИЙ ОРГАН МАШИНЫ

Кмеханическим (приводным) захватам относятся различные гру­ зозахватные устройства, устанавливаемые на грузоподъемных маши­

нах,' Которые предназначены, как правило, для определенного вида

46