Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
Рис. 21. Бункер
Консольный кран представляет собой двутавровую балку (консоль) с поддерживающей ее тягой, шарнирно-закрепленную на стене или ко лонне здания, в комплексе с грузоподъемным приспособлением в виде ручной тали с тележкой, рычажной тали или ручной лебедки. Наиболее распространенными являются консольные краны с ручной талью и те лежкой, обеспечивающей горизонтальное перемещение груза вдоль консоли.
Консольная стрела крана с тягой вращается в горизонтальной плоскости (на шарнирах). Угол вращения стрелы составляет обычно 180°, но при установке крана на свободностоящей колонне этот угол может быть равным 360°. Вылет стрелы не превышает 5—6 м.
Грузоподъемность консольных ручных кранов составляет, как пра вило, 0,5—1 т, однако могут применяться консольные краны гру зоподъемностью до 3 т.
К о з л о в ы е р у ч н ы е к р а н ы используют для выполне ния погрузочно-разгрузочных работ с штучными грузами и грузами большой массы, а также для монтажно-сборочных операций в гара жах и других производственных помещениях.
Козловой ручной кран состоит из фермы П-образной конструкции, козлы которой, как правило, имеют катки, а поперечная часть этой конструкции выполнена в виде балки, предназначенной для подвеши вания и горизонтального перемещения грузоподъемного приспо собления. Кран передвигается толканием вручную; передвижение воз можно только по гладкому ровному полю.
В качестве грузоподъемного приспособления применяют ручную таль с тележкой. Грузоподъемность крана не превышает 3 т. Высота подъема груза — до 3,5 м. Масса крана.— 400—600 кг.
Б у н к е р а |
представляют собой устройства, предназначенные |
для ускорения |
погрузки различных сыпучих грузов (зерно, уголь, |
щебень, гравий |
и др.), а также нивелирования рабцты погрузчиков |
и транспортных средств. Бункера бывают стационарные и передвиж ные. В нижней части бункера (рис. 21), установленного на опорах или
59
имойтированиого в с к л а д с к и е с о о р у ж е н и я , и м е е т с я в ы г р у з н о е о т в е р
стие с затвором, управляемым вручную или механизированным спосо бом (с электрическим или гидравлическим приводом).
Бункера разгружают при помощи транспортеров или других ме ханизмов. Из бункера груз выгружается при открытом отверстии под действием собственной массы. Скорость истечения потока груза при выгрузке — от 0,5 до 0,8 м/с.
Время опорожнения бункера зависит от физических свойств гру за и размеров его отдельных кусков, угла естественного откоса груза, формы, размеров и внутренней поверхности бункера, типа затвора. Объем бункеров бывает различным и достигает до 100 м3.
При помощи бункеров можно сократить простои автомобилей под погрузкой до 2—3 мин. Особенно эффективно применение бункеров на базисных складах и перевалочных пунктах при перевозках грузов автомобилями и автопоездами большой грузоподъемности.
§2. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ИУСТРОЙСТВА С ДВИГАТЕЛЕМ
Кпростейшим механизмам и устройствам с рабочим'органом, при водимым в действие двигателем, относятся электрические тали, элек трические лебедки, транспортеры, механические лопаты и др. Эти ме ханизмы работают от электродвигателя небольшой мощности, питаемо го от внешней сети.
Э л е к т р и ч е с к и е т а л и (электротали) (рис. 22) предна значены для вертикального подъема, опускания, а также горизонталь ного перемещения штучных грузов. Они могут применяться как само стоятельные грузоподъемные механизмы, так и в качестве узлов, вхо дящих в состав некоторых погрузочно-разгрузочных машин (мостовые, козловые краны и др.).
Электроталь представляет собой лебедку подъема, в которой все передачи помещены в корпус, обеспечивающий возможность их смазки. Грузоподъемный механизм электротали состоит из корпуса с барабаном 1, электродвигателя 2, редуктора, электромагнитного тормоза и подве ски 5 (крюк с блоком). В верхней части корпуса имеются проушины для шарнирной подвески грузоподъемного механизма к тележке 3 с ручным или электрическим приводом (от электродвигателя 4). Крюк с блоком подвешены на тросе, наматываемом на барабане. Управляют электроталью кнопочным пускателем 6, находящимся на конце гибкого кабе ля. Для ограничения высоты подъема крюка и передвижения электро тали по монорельсу предусмотрены электрические конечные выклю чатели .
Предусматривается выпуск электроталей грузоподъемностью от 100 кг до 10 т с высотой подъема от 6 до 30 м.
Электротали грузоподъемностью до 0,5 т подвешиваются к моно рельсовой тележке с ручным приводом, а грузоподъемностью 1 т и вы ше — к тележкам с электрическим приводом, обеспечивающим ско рость передвижения 20 м/мин. Компоновку электротали с тележкой называют тельфером.
60
|
Рис. 22. Электрическая таль |
П н е в м а т и ч е с к и е |
т а л и обеспечивают подъем груза на |
крюк&'за счет хода поршня, |
который приводится в действие давлени |
ем сжатого воздуха, подаваемого в пневматический цилиндр по гибко му шлангу.
Известны пневматические тали моделей ТП-200 и ТП-400. Их гру зоподъемность составляет соответственно 200 и 400 кг, высота подъема крюка — 1600 мм, рабочее давление воздуха — 8 кгс/см2.
Пневматические тали предназначены для использования в помеще ниях, опасных в пожарном отношении. Недостатком пневматических талей является их небольшая высота подъема груза на крюке.
Э л е к т р и ч е с к и е л е б е д к и , как и электротали, приме няют в качестве самостоятельных грузоподъемных механизмов и в со ставе различных погрузочно-разгрузочных машин и установок.
Электрическая лебедка состоит из барабана, редуктора, электро двигателя, тормозного устройства и маханизма управления. Выпуска ются электрические лебедки с тяговым усилием на тросе 0,25—5 тс. Широкое распространение получили лебедки Т-89 и Т-66 с тяговым усилием 500 кгс. Электрические лебедки с тяговым усилием 1 и 3 тс используют и на погрузочно-разгрузочных работах.
Для вертикального подъема (опускания) груза при помощи лебед ки необходимо на консольной опоре (поворотной или жестко закреплен ной) подвешивать блок, через который перекидывают трос барабана на лебедки. Строповку груза производят за свободный конец троса.
61
К р а н-у к о с и н а состоит из консольной фермы-стрелы, ёы п о л -
ненной в виде укосины, блоков для тягового троса и электрической лебедки, закрепляемой на прочной неподвижной опоре. Укосина шар нирно крепится к колонне или стене здания. Для ограничения высоты подъема груза в процессе работы в конструкции крана-укосины пре дусмотрен концевой выключатель. Поворот укосины осуществляется вручную. Грузоподъемность крана-укосины обычно не превышает 2 т. Угол поворота стрелы — 180—270°.
В качестве грузоподъемного устройства, помимо лебедок, применя
ют ручные и |
электрические тали. |
М е х а н |
и ч е с к и е л о п а т ы предназначены для выгрузки |
сыпучих грузов из бортовых автомобилей, железнодорожных вагонов и др.
Механическая лопата состоит из электрической лебедки с одним или двумя барабанами, на которые наматываются тяговые тросы ра бочих органов-скребков, прикрепляемых к свободному концу тяговых тросов, и направляющих блоков. В некоторых конструкциях меха нических лопат предусмотрено дистанционное управление приводом лебедки рабочим, находящимся у скребка. В более простых конструк циях лебедкой управляет оператор, который, наблюдая за рабочим ускребка, включает и выключает ее. При движении скребка под дей ствием натяжения троса, наматываемого на барабан лебедки, обеспе чивается выгрузка груза.
Обратное перемещение скребка производится тем же рабочим. Скребки имеют следующие размеры: ширина 600—800 мм, высота 750— 900 мм. Рабочая скорость тягового троса составляет 0,8 м/с. Мощность электродвигателя лебедки — от 3 до 6 кВт.
Механические лопаты с одним скребком называют о д и н а р н ы- м и. С д в о е н н а я механическая лопата имеет одну двухбарабан ную лебедку и два скребка, которыми управляют два рабочих. Сдво енной механической лопатой можно разгружать одновременно два ав
томобиля (рис. 23). |
|
Механические |
лопаты могут быть с т а ц и о н а р н ы м и и |
п е р е д в и ж н ы м |
и . Стационарные лопаты устанавливают на метал |
лической конструкции, закрепленной на фундаменте. Передвижная лопата смонтирована на тележке.
Производительность сдвоенной механической лопаты (например, ТМЛ-2 с автоматическим включением лебедки) при выгрузке груза из кузова автомобилей составляет 80 т/ч. Мощность электродвигателя лопаты — 5,0 кВт.
В пунктах выгрузки различных навалочных грузов механические лопаты применяют в комплексе с ленточными транспортерами.
Т р а н с п о р т е р ы , или конвейеры, представляют собой ме ханизмы с рабочим органом непрерывного действия, предназначенные для перемещения сыпучих, кусковых и легких штучных грузов в го ризонтальном направлении или под небольшим углом. Транспортеры используют в различных отраслях промышленности и, прежде всего, как средства внутрицехового и внутризаводского перемещения мате риалов. Вместе с тем транспортеры наиболее распространены в ка
62
честве составных машин с рабочим органом непрерывного действия. Как погрузочно-разгрузочные механизмы транспортеры широкого рас пространения не получили.
По конструктивным признакам транспортеры подразделяются на: л е н т о ч н ы е с рабочим органом в виде бесконечной гибкой
ленты; п л а с т и н ч а т ы е с рабочим органом в виде пластин, прикреп
ленных к бесконечной цепи; с к р е б к о в ы е с рабочим органом в виде скребков, прикреп
ленных к бесконечной цепи или ленте, перемещаемой в желобе;
ко в ш о в ы е с рабочим органом в виде ковшей, прикрепленных
кбесконечной цепи. Ковшовые транспортеры для вертикального подъ
ема груза называют н о р и и; в и н т о в ы е с рабочим органом в виде винтовых устройств, Для
перемещения штучных грузов применяют два винта, вращающиеся в противоположном направлении (твинвейеры), для перемещения сыпу
чих грузов винт помещают в желобе (шнеки); |
под |
||
и н е р ц и о н н ы е , |
обеспечивающие перемещение груза |
||
действием сил инерции, |
действующих на груз во время работы транс |
||
портера. |
|
с т а ц и о н а р н ы е , п е р е д в и ж - |
|
Транспортеры могут быть |
|||
н ые и п е р е н о с н ы е . |
На автомобилном транспорте для |
вы |
полнения погрузочно-разгрузочных работ применяют в основном лен точные и пластинчатые транспортеры.
Ленточные транспортеры предназначены преимущественно для по грузки, выгрузки и перемещения сыпучих и кусковых грузов. Простей ший ленточный транспортер представляет собой бесконечную ленту, огибающую два барабана, размещенных на конце рамы. Один из бара банов является ведущим и соединен системой передач с двигателем.
Рис. 23. Работа сдвоенной механической лопаты
63
Между барабанами на раме расположены опорные ролики, на которые накладывается лента. Привод транспортера состоит из электродвига теля, редуктора и цепной передачи.
В конструкции транспортеров предусматривают натяжное устрой ство винтового типа. Многие модели передвижных транспортеров обо рудованы устройствами для регулирования высоты подачи груза (или угла наклона груза с лентой).
Предельно допустимый угол наклона рамы транспортера зависит от угла естественного откоса сыпучего груза, Для некоторых грузов
предельно |
принимаются |
следующие допустимые |
углы |
(в градусах): |
||||
Картофель, горох, брикет угля |
, |
, . |
» |
до |
12 |
|||
Антрацит, кокс, |
р у д а ............................. |
, , , . , , |
18 |
|
||||
Зерно, |
цемент, |
мелкоштучные г р у з ы ........................................... |
|
, |
, |
» 2 0 |
22 |
|
Т о р ф ............................................... |
|
.... ........................ .... |
, » |
|||||
Сухой |
п е с о к .................... |
, . . |
.... ....................... , , , , , , , , |
» |
24 |
|
||
Влажный песок |
...................................................................» 2 7 |
|
Угол наклона может быть несколько повышен при использовании лент с поперечными выступами или планками.
Наиболее распространены передвижные ленточные транспортеры с расстоянием между центрами барабанов 5—15 м и шириной ленты 400—500 мм. Скорость движения ленты составляет 1—1,5 м/с. При этой скорости техническая производительность ленточных транспортеров, как правило, не превышает 60т/ч.
Пластинчатые транспортеры применяют для погрузки, выгрузки и перемещения тарно-упаковочных и штучных грузов массой до 200 кг. Они действуют по тому же принципу, что и ленточные, но отличаются некоторыми особенностями конструкции грузонесущего рабочего ор гана.
На металлической раме пластинчатого транспортера вместо бара банов установлены звездочки, из которых одна является ведущей. Рабочий орган транспортера состоит из деревянных или металлических пластин, прикрепленных к тяговым цепям, огибающим звездочки.
Передвижной пластинчатый транспортер НТ-1 выполнен с регули руемым углом наклона рамы с настилом (от 10 до 40°). Длина его — 5000 мм, ширина пластинчатого настила — 450 ммПроизводитель ность — 30 т/ч.
Ленточные и пластинчатые транспортеры могут быть смонтирова ны на самоходном шасси с приводом от электродвигателя или от двига
теля внутреннего сгорания. |
т р а н с п о р т е р ы |
применяют |
Т е л е с к о п и ч е с к и е |
для механизации погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами на почтовых предприятиях, торговых базах и магазинах. Бывают стационарные и передвижные телескопические транспортеры. К стационарным телескопическим ленточным транспортерам относят ся модели ТВС-3 и ТВС-5, изготавливаемые на предприятиях Минис терства связи СССР.
Оба транспортера ленточные, состоят из стационарной рамы, вы движной секции и электропривода. Электропривод, смонтированный на раме, состоит из электродвигателя редуктора, электромагнит
64
ной муфты переключения и цепных передач. На промежуточном валу привода механизма выдвижения секции установлен электромагнит ный тормоз. На конце выдвижной секции смонтирован приемный сто лик. Длина выдвижной секции составляет 3000 мм (ТВС-3) и 5000 мм (ТВС-5). Длина без выдвижной секции соответственно—5400 и 7400 мм.
Передвижной телескопический транспортер ТДВ состоит из те лежки, подъемной рамы и двух выдвижных секций. Сварная рама те лежки опирается на три колеса, из которых одно— поворотное. Лента транспортера приводится в действие электродвигателем. Максималь ная величина выдвижения каждой секции — 1750 мм. Длина до выдви жения секции составляет 4500 мм, после выдвижения — 8000 мм. Максимальный угол наклона транспортера — 15°.
Техническую производительность транспортеров определяют по приведенным в гл. IV формулам для машин и устройств с рабочим ор ганом непрерывного действия. Однако следует иметь в виду, что экс плуатационная производительность транспортеров значительно ниже технической вследствие того, что обеспечить максимальную загрузку рабочего органа транспортеру вручную можно только при использова нии специальных машин (например, одноковшовых или многоковшо вых погрузчиков). При загрузке транспортеров вручную вследствие малой выработки грузчиков и ограниченного для них фронта работ фактическая производительность транспортеров в 4—5 раз ниже тех нической.
Глава VIII
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ
§ 1. КРАНЫ
Классификация кранов. Краны относятся к грузоподъемным машинам с рабочим органом прерывного действия. Они предназна чены для погрузки и выгрузки оборудования, тяжелых машин, прока та, металлических конструкций, контейнеров, сборных железобетон ных изделий и т. п.
При оборудовании грузозахватными устройствами (грейферы, ковши) краны можно использовать для погрузки и выгрузки навалоч ных и сыпучих материалов, в том числе гравия, щебня, угля, песка, а при оборудовании электромагнитами — металлолома и таких изде лий из стали и чугуна, как рельсы, балки и т. п.
Краны бывают стационарные и передвижные.
С т а ц и о н а р н ы е краны не имеют самоходного шасси и мон тируются в пунктах погрузки и разгрузки постоянно или на длитель
ное время. |
Стационарные краны не могут быть переброшены с одного |
|
пункта на |
другой без значительных демонтажно-монтажных |
работ. |
К стационарным кранам относятся: мостовые и козловые краны, |
краны- |
3 Зак. 518 |
65 |
штабелеры, перегрузочные мосты, башенные, портальные и полупор тальные краны.
П е р е д в и ж н ы е или самоходные краны монтируются на самоходном шасси и могут быть переброшены в течение небольшого от резка времени на различные погрузочно-разгрузочные пункты. К пе редвижным кранам относятся автомобильные краны, а также краны на пневмоколесном, гусеничном или железнодорожном ходу. По конструк ции рабочего органа передвижные краны выпускают преимущественно полноповоротные со стрелой переменного вылета.
По типу двигателя краны делятся на электрические, бензиновые, дизельные и дизель-электрические.
Автокраны. Автокраны являются распространенными грузо подъемными машинами. Их широко применяют на автомобильном транспорте для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с контей нерами, оборудованием, металлом, строительными деталями и др.
Отличительной особенностью автокранов является то, что они смон тированы на шасси автомобилей и поэтому являются мобильными ма шинами. Автокраны выпускают грузоподъемностью от 2,5 до 16 т. При этом необходимо иметь в виду, что в технической характеристике автокранов приводят их максимальную грузоподъемность, которая обеспечивается при наименьшем вылете стрелы, равном 2,5—4 м и уста новке крана на опоры (аутригеры).
Привод автокранов может быть механическим, электрическим, гид равлическим и смешанным. По режиму работы автокраны делятся на две категории: для легких режимов (значительные перерывы в работе, редкая работа с максимальной нагрузкой, незначительные скорости подъема и число включений исполнительных механизмов не более 60 в 1 ч) и для средних режимов работы (число включений в 1 ч до 120). К кранам для легких режимов работы относятся: ЛАЗ-690, К-2,5-1Э, АК-5, АК-75 и др. Для среднего режима работы приспособлены авто краны К-51, К-52, К-61, К-68А, К-104, К-162 и др.
Все автокраны приспособлены для работы с грейфером и поэтому могут быть использованы на погрузочно-разгрузочных работах с сы пучими грузами.
Из кранов грузоподъемностью 2,5 т известен автокран К-2,5-1Э со смешанным приводом, смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51. При вод лебедок и механизма вращения на кране электрический, выносные опоры и ограничитель грузоподъемности имеют гидравлический при вод. Автокран ЛАЗ-690 (рис. 24) имеет механический привод. Он смон тирован на шасси автомобилей ЗИЛ-130 или ЗИЛ-164. Крановое обо рудование состоит из съемной неповоротной рамы 1 с опорами (аутри герами) 3, стабилизатором и опорным кругом поворотной платформы 2, на которой размещены стрела 7, портал 5 с промежуточным блоком, механизм 4 для подъема и опускания груза на крюке, подъема и опус кания стрелы в вертикальной плоскости и поворота стрелы в горизон тальной плоскости, кабина 6 крановщика.
Неповоротная рама установлена на раму автомобиля и закреплена к ней при помощи хомутов. На неповоротную раму установлен круг опорно-поворотного устройства. Опоры увеличивают опорную базу
66