Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по площадке с твердым покрытием (если козлы имеют шины). Поэтому стоимость сооружения козлового крана значительно меньше, чем мос­ тового.

Козловые краны устанавливают, как правило, на открытых пло­ щадках для перегрузки тяжелых грузов, контейнеров, металла, лес­ ных и навалочных грузов. Они бывают с консолями (выступающие за козлы концы моста) и без консолей. Последние более просты и лег­ ки, однако могут обслуживать только площади, перекрываемые их пролетами.

Козловые краны с большим пролетом (свыше 30 м) называют

п е р е г р у з о ч н ы м и м о с т а м и .

В конструктивном отношении козловые краны подразделяются на

краны с

ж е с т к и м

с о е д и н е н и е м м о с т а с опорами и

краны с

ш а р н и р н

ы м с о е д и н е н и е м м о с т а (самомон-

тирующиеся). Самомонтирующиеся козловые краны получили наиболь­ шее распространение.

На рис. 25 показан двухконсольный козловой самомонтирующийся кран грузоподъемностью 5 т. Кран состоит из металлической фермымоста, шарнирно соединяемой с четырьмя опорами, установленными на тележки. Первые две тележки являются приводными и имеют ме­ ханизмы для передвижения и подъема моста крана при его монтаже, а две остальные тележки являются только ходовыми. Каждая из при­ водных тележек имеет электродвигатели, ток к которым подводится

Рис. 25. Козловой самомонтирующийся кран

72

по

гибкому

кабелю

или

по

троллейным проводам. На одной

из

опор

 

установлена

кабина

крановщика со всеми

механиз­

мами управления. Груз подни­

мается электроталью,

 

переме­

щаемой

по двутавровой

балке,

укрепленной

в

нижней

части

фермы-моста. Скорость передви­

жения

крана

 

составляет

до

60 м/мин,

пролет— 11,3 м,

вы­

леты консолей —^5 м. Промыш­

ленность

 

изготовляет

также

двухконсольные краны с проле­

том

16

м,

грузоподъемностью

5,0 т, консольно-козловые краны

ККУ-7,5 и ККУ-10М

грузо­

подъемностью

 

соответственно

7,5

и Ю т е пролетом до 32 м и

вылетом

 

консолей

 

до

9

м.

Последние

две

модели

кранов

предназначены

 

для

перегрузки

лесных грузов.

 

 

 

 

стан­

На железнодорожных

циях (в том числе контейнерных

площадках) и

промышленных предприятиях применяют двухконсоль­

ный

козловой кран

с грузоподъемной тележкой грузоподъемностью

Ют при электродвигателе мощностью 22 кВт. Скорость подъема груза — 10 м/мин. Скорость перемещения тележки по мосту — 38 м/мин при электродвигателе мощностью 2,2 кВт. Кран передвигается при помощи четырех тележек со скоростью 90 м/мин. Мощность электродвигателя

на каждой

тележке — 7,5

кВт.

Управление краном командно-кон­

троллерное

из кабины

крановщика,

подвешенной на одной из опор

крана. Каждая из четырех

опор

крана оснащена площадками для

перехода строполыцика на подвижной состав и контейнеры.

Кран оборудован

крюком, электромагнитом М-41, моторным грей­

фером емкостью 1,5

м3 для сыпучих

грузов и грейферным захватом

для леса. Над одной из

консолей крана смонтирована балка с талью

для ремонта тележки.

Пролет крана — 16 м, рабочий вылет консо­

лей — 4,2 м. По своей характеристике кран соответствует требованиям выполнения перегрузочных операций с крупнотоннажными контейне­ рами) массой брутто 10 т. Скорость передвижения крана составляет 40—60 м/мин, пролет — 11,3 м, вылеты консолей — 5 м.

К р а н ы-ш т а б е л е р ы (рис. 26) предназначены для эксплу­ атации преимущественно на складах штучных грузов, в том числе на поддонах на предприятиях различных отраслей промышленности и тор­ говли. Кран-штабелер состоит из моста, тележки и вертикальной гру­ зоподъемной рамы с кареткой, оборудованной вилочным захватом. Мост крана передвигается по рельсам, укладываемым на подкрановые балки

73


или другие опоры. Каждое из двух приводных колес моста имеет свой привод от электродвигателя. Вертикальная грузоподъемная рама установлена на опорном подшипнике, находящемся на тележке, и может поворачиваться вокруг своей оси на 360°. На тележке установлен механизм подъема каретки с вилами. Краном-штабелером управляет оператор при помощи кнопочного пульта.

Промышленностью освоен выпуск кранов-штабелеров грузоподъ­ емностью 125, 250, 500 и 1000 кг с высотой подъема вил 3,2 н 4,0 м. Некоторые модели кранов-штабелеров приспособлены для работы по

заданной программе

(без

участия

оператора), поэтому их применяют

при автоматизации

• внутрискладских и погрузочно-разгрузочных

операций.

 

к р а н

представляет собой портал, на ко­

П о р т а л ь н ы й

тором установлено крановое оборудование с поворотной платформой и с шарнирно сочлененной стрелой, обеспечивающей при изменении вы­ лета горизонтальное перемещение груза. Стрела крана состоит из двух частей: нижняя качающаяся часть (основная стрела) шарнирно за­ креплена в поворотной платформе крана; верхняя вращается вокруг оси, закрепленной на верхнем конце основной стрелы.

Портал крана перемещается по подкрановым путям на двух опорах и, как правило, пересекает один или два железнодорожных пути. Ско­ рость передвижения портала — от 30 до 60 м/мин.

Портальные краны изготовляют грузоподъемностью от 5 до 15 т с наибольшим вылетом стрелы от 17,5 до 30 м. Они предназначены для выполнения подъемно-транспортных операций с штучными грузами, контейнерами, лесоматериалами и др., а также навалочными грузами в морских и речных портах и на пристанях.

Б а ш е н н ы е к р а н ы предназначены для подачи строитель­ ных материалов к рабочим местам строителей, монтажа зданий и обо­ рудования и могут быть использованы для выполнения погрузочноразгрузочных работ. Они относятся к стреловым поворотным кранам, у которых необходимая высота подъема груза обеспечивается устрой­ ством стрелы на башне крана, опирающейся на передвижной портал. Башенные краны изготовляют грузоподъемностью от 0,5 до 40 т.

§ 2. АВТОПОГРУЗЧИКИ

Автопогрузчики относятся к универсальным самоходным погру­ зочно-разгрузочным машинам; они предназначены для работы на от­ крытых складах и площадках. Благодаря высоким эксплуатационным качествам автопогрузчики получили широкое распространение в раз­ личных отраслях народного хозяйства, в том числе на транспорте, в строительной индустрии, промышленности.

Автопогрузчики характеризуются высокой производительностью, мобильностью и способностью выполнять погрузочно-разгрузочные ра­ боты в различных эксплуатационных условиях с контейнерами и дру­ гими штучными и длинномерными грузами, грузами большой массы, а также с сыпучими материалами.

74


Для выполнения погрузочно-разгрузочных операций с разнооб­ разными грузами автопогрузчики могут быть оборудованы быстро­ съемными грузозахватными устройствами: вилочным захватом, без­ блочной стрелой, ковшом и т. п. Отечественные автопогрузчики при­ водятся в действие двигателями внутреннего сгорания (как правило, карбюраторными).

При конструировании и изготовлении многих моделей автопогруз­ чиков используют значительное количество автомобильных агрегатов

идеталей (ведущий мост, рулевое управление, коробку передач, шины

идр.). Основными узлами автопогрузчиков являются: рама, опира­ ющаяся на задние управляемые колеса, и передний ведущий мост; дви­ гатель с коробкой передач; рулевое управление (как правило, с гидрав­ лическим усилителем); грузоподъемник с грузозахватным устройством; гидравлическая система; тормозная система и кабина водителя с пуль­

том управления (некоторые модели автопогрузчиков изготавливают с открытым сиденьем для водителя).

Важнейшим узлом автопогрузчика является грузоподъемник, ко­ торый в сочетании с грузозахватным устройством составляет рабочий орган машины. Он состоит из наружной рамы, внутренней выдвижной рамы, каретки, гидравлического цилиндра плунжерного типа для подъ­ ема каретки и выдвижной рамы и двух гидравлических цилиндров дву­ стороннего действия поршневого типа для наклона грузоподъемника вперед и назад. Наклон грузоподъемника вперед (в пределах 3°) обеспе­ чивает большие удобства при захвате груза, а наклон назад (в пределах 10°) — лучшую устойчивость при движении погрузчика с грузом. Кор­ пус цилиндра подъема закреплен на нижней поперечине наружной ра­ мы, а плунжер его соединен с верхней поперечиной внутренней рамы. Каретка соединена с одной (или двумя) цепью, перекинутой через блок, установленный в верхней части выдвижной рамы и закрепленный на наружной раме.

Большинство моделей автопогрузчиков выполнено с грузоподъем­ ником, расположенным в передней части машины. Однако некоторые модели автопогрузчиков специального назначения (например, для длинномерных грузов, контейнеров и др.) имеют грузоподъемник, установленный сбоку.

Рабочая жидкость в цилиндры грузоподъемника и усилителя ру­ левого управления подается от гидравлических насосов, приводимых в действие от коленчатого вала двигателя. Нагнетательная линия маслопроводов гидравлической системы выполнена из стальных труб и гибких шлангов высокого давления, а всасывающая и сливная линия — из стальных труб и шлангов низкого давления. Управление гидравлической системой осуществляется при помощи гидравлическо­ го распределителя.

Наибольшее распространение получили универсальные автопогруз­ чики грузоподъемностью 3 и 5 т Львовского завода. Однако известны также автопогрузчики грузоподъемностью 1 и 2 т, автопогрузчики для лесобумажной промышленности, автопогрузчики для длинномер­ ных грузов, автопогрузчики для контейнеров, в том числе больше­ грузных и др.

75


А в т о п о г р у з ч и к и 4020 и 4022 грузоподъемностью соответ­ ственно 1 и 2 т оборудованы вилами. Автопогрузчик 4020 с установлен­ ным двигателем «Запорожец-966» может быть использован преимущест­ венно на открытых площадках для погрузки и разгрузки пакетирован­ ных грузов, малогабаритных контейнеров массой брутто до 1т. Он из­ готовлен в трех модификациях: с высотой подъема груза на вилах 4500, 2800 и 1800 мм. В связи с этим высота при опущенных вилах этих авто­ погрузчиков составляет соответственно: 2850, 1950 и 1500 мм.

Автопогрузчик 4022 целесообразно применять на контейнерных площадках, грузовых автомобильных станциях, на предприятиях и базах, где широко внедряются перевозки грузов в контейнерах мас­

сой брутто до 2 т.

4043 и 4045 (рис. 27) грузоподъ­

А в т о п о г р у з ч и к и

емностью соответственно 3 и 5 т наиболее распространены на транс­ порте, промышленных предприятиях, строительных площадках. Снаб­ жены основным грузозахватным устройством — вилами, предназна­ ченными для штучных тяжелых грузов. По требованию заказчика изготовитель может дополнительно к вилам поставить ковш и без­ блочную стрелу.

Ковш, предназначенный для захвата сыпучих грузов (угля, шлака, гравия, песка, торфа, зерна и др.) с размерами кусков не более 60 мм, установлен на каретке грузоподъемника шарнирно; при помощи гид­ равлического цилиндра двойного действия он может опрокидываться

Рис. 27. Общий вид автопогрузчика 4045:

/

— грузоподъемник;

2 — каретка

грузоподъемника;

3 — цилиндры

наклона

грузоподъемника;

4

— ведущий мост;

5 «-карданный

вал; 6 — рулевое

колесо; 7 — топливный

бак; 5 — коробка

 

 

 

 

передач

н сцепление; 9 — двигатель

76