Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ются также через шлюзовый затвор. К осадительной камере может быть присоединено несколько всасывающих труб, что позволяет выгружать груз одновременно из нескольких точек.
Перепад давления во всасывающих установках обычно не превы шает 0,5 кгс/см3, так как при больших разрежениях транспортирую щая способность струи резко снижается. Поэтому пневмоперегружате ли всасывающего действия применяют при сравнительно небольшой мощности установки’и небольшом расстоянии перемещении груза.
В пневмоперегружателях нагнетательного действия (рис. 44, б) этот недостаток в значительной мере устранен. Компрессор (или насос) 1 нагнетает воздух в трубопровод 5 пли воздушный баллон 2 (предна значенный для выравнивания давления в трубопроводе при поршневом насосе). Груз, подаваемый в трубопровод через загрузочную воронку 3 при помощи шлюзового затвора 4, смешивается с воздухом и по нагне тательной трубе поступает в осадительную камеру 6. Здесь груз осаж дается вниз, а воздух поступает в пылеуловитель 7. (или фильтр) и по отводящей трубе 8 в атмосферу. В отдельных случаях, когда пыление не оказывает вреда, смесь воздуха с грузом может выбрасываться из нагнетательной трубы наружу, где ввиду резкого уменьшения скорости воздуха груз отделится от воздуха.
При помощи пневмоперегружателей нагнетательного действия мож но подавать груз одновременно в несколько точек.
Для уменьшения расхода воздуха при работе пневматических уста новок применяют загрузочные устройства, называемые питателями.
Рис. 44. Схема пневмоперегружателей
118
/ — ротационный |
компрессор; 2 — наружный |
фиксатор |
для |
очистки воздуха; 3 — манометр; |
||
4 — внутренний |
фильтр; |
5 — сигнализатор |
заполнения |
цистерны; |
6 — распределитель |
|
|
|
|
ная труба; |
7 — сопло для |
засасы вания цемента |
При помощи питателей обеспечивается лучшее перемешивание воз духа с частицами груза.
В эксплуатации используют пневматические разгрузчики С-577 и С-559. Их производительность составляет 60 и 90 т/ч соответственно. Дальность подачи груза — 12—16 м. Применяемый вакуум-насос — водокольцевой ротационный типа РМК-3 и РМК-4.
Установки всасывающего действия состоят из самоходного забор ного устройства (питателя), гибкого трубопровода, осадительной ка меры, вакуум-насоса с электродвигателем и пульта управления.
Питатель представляет собой два вращающихся диска, приводимых в действие от электродвигателя.. Передвижение питателя осуществля ется также от электродвигателей. Управление питателем — дистан ционное. В нижней части осадительной камеры предусмотрен выгру зочный шнек с обратным клапаном.
Подобные пневматические разгрузчики могут быть установлены на автомобильном шасси и эксплуатироваться для выгрузки зерна из автомобилей и прицепов.
Пневматические разгрузочные устройства, устанавливаемые на саморазгружающихся автомобилях-цементовозах С-570 и С-571, а также автомобилях-муковозах, относятся к категорий нагнетательных устройств, не имеющих осадительных камер. Компрессором, приводи мым в действие от двигателя автомобиля, воздух нагнетается в герме тический кузов-цистерну с цементом, откуда смесь воздуха с цементом по гибкому трубопроводу поступает в места выгрузки цемента.
Однако в нашей стране созданы автомобили-цементовозы, обеспе чивающие не только саморазгрузку, но и самозагрузку цемента (на пример, автоцементовоз С-927). Ротационный компрессор, устанавли ваемый на раме автомобиля-тягача ЗИЛ-130В, может работать в реяш ме вакуума и нагнетания. За счет вакуума, создаваемого компрессо ром внутри цистерны, обеспечивается засасывание цемента из склада или вагона. Для очистки воздуха от цементной пыли, поступаемого
119
в компрессор из цистерны, установлены два фильтра (тканевый и ру кавный). Время самозагрузки автоцементовоза С-927 грузоподъем ностью 8 т составляет 15— 16 мин. Схема устройства для самоза грузки автомобиля-цементовоза С-927 показана на рис. 45.
Недостатком пневмоперегружателей является большой расход энер гии по сравнению с другими механизмами. В то же время легкость и безопасность обслуживания, отсутствие пыления и другое характери зуют пневмоперегружатели с положительной стороны.
2. ГИДРОСМЫВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сущность гидросмывного способа разгрузки подвижного состава заключается в том, что под действием сильной струи воды (при давле нии 2—2,5 кгс/см2), направленной на штабель находящегося в кузове автомобиля груза, отдельные частицы его при открытых бортах ку зова попадают в расположенный рядом с автомобилем желоб устрой ства для перемещения груза (рис. 46).
Наиболее целесообразным профилем желоба считается прямоуголь ный. Чтобы облегчить перемещение груза, желоб делают с неболь шим наклоном (1—1,5%).
Вода под давлением, создаваемым насосом, подается по трубопрово ду к наконечнику, выведенному на разгрузочный пост. Наконечник устанавливают так, чтобы он мог вращаться и перемещаться в горизон тальной и вертикальной плоскостях.
Управляет установкой один человек. Время разгрузки автомоби
ля — 2—3 мин.
Кнедостаткам гидросмывного способа разгрузки относятся воз можность замерзания воды при работе установки в морозный период времени и большой расход энергии на выгрузке груза.
Рис. 46. Схема гидросмывного спо соба разгрузки
120
§3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ
ИГИДРАВЛИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Пневматические и гидравлические установки относятся к катего риям погрузочно-разгрузочных устройств с рабочим органом непрерыв ного действия. В большинстве случаев такие 'установки являются одновременно технологическим оборудованием отдельных участков соответствующих предприятий.
Пневматические установки применяют, например, на цементных заводах и элеваторах, заводах строительных деталей, бетонных заводах и т. д. Специализированные пневморазгрузчики типа С-577 и С-559 ис пользуют для выгрузки цемента из крытых вагонов на промышленных предприятиях, строительных объектах и типовых силосных складах; они могут быть приспособлены и для одновременной погрузки цемента на автомобили, т. е. обеспечивать выгрузку цемента по схеме «вагон— автомобиль».
Однако необходимо учитывать,’ что перевозку цемента и других пылевидных материалов более эффективно выполняют в специализиро ванных саморазгружающихся вагонах-цементовозах, а на автомобиль ном транспорте —■автомобилях-цементовозах грузоподъемностью до 24 т, оснащенных пневматическими разгрузочными устройствами. Такие автомобили-цементовозы обеспечивают перевозку цемента с це ментных заводов и крупных пристанских элеваторов на строительные объекты на расстояния до 150 км и более.
Нередко автомобилицементовозы используют для перевозки из вестковой муки и пылевидных минеральных удобрений (фосфоритной муки) с заводов и силосных складов на поля колхозов и совхозов (с вне сением их в почву путем распыления при помощи пневматического устройства для выгрузки). В этом случае выгрузные патрубки цистерн оснащают простейшими двухили трехконцевыми наконечниками для равномерного распыливания содержимого груза.
Автомобили-муковозы также оснащают устройством для пневмати ческой выгрузки муки из цистерн (компрессор, аэрирующее днище, выгрузной патрубок и рукав), При этом такие автомобили-муковозы эффективны для перевозки муки крупными партиями и прежде всего при доставке с мелькомбинатов на хлебозаводы. Обеспечивая автомо билями-муковозами перевозку муки бестарным способом, автотранс портные предприятия позволяют ликвидировать потери муки при перевозке, исключить затраты на мешкотару и механизировать погру зочно-разгрузочные операции.
Гидросмывной способ разгрузки применяют для выгрузки из авто мобилей в основном сахарной свеклы и картофеля при поступлении их непосредственно на переработку на соответствующих предприятиях. В отдельных случаях гидросмывные установки можно использовать и для выгрузки песка, каменных пород и других материалов, качество которых не ухудшается от увлажнения. Однако гидросмывной способ разгрузки автомобилей в нашей стране не получил широкого развития из-за наличия существенных недостатков.
121
Глава XIII
АВТОМОБИЛИ-САМОПОГРУЗЧИКИ
§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОПОГРУЗЧИКОВ
К автомобилям-самопогрузчикам относятся бортовые и специа лизированные автомобили и автопоезда, которые выполняют не только перевозки грузов, но и перегрузочные операции при помощи монтиру емых на них устройств.
Основными факторами, определяющими целесообразность примене ния автомобилей-самопогрузчиков на автомобильном транспорте, яв ляются:
наличие большого количества погрузочно-разгрузочных пунктов с небольшим или неустойчивым объемом работ (например, магазины, сфера обслуживания населения, коммунальное хозяйство и т. д.);
небольшие расстояния перевозки автомобильным транспортом; почти полное отсутствие каких-либо грузоподъемных машин в пунк
тах с небольшим объемом работ.
Характерной особенностью автомобилей-самопогрузчиков является использование двигателя в качестве силового агрегата для привода грузоподъемного устройства. Однако в конструктивном и эксплуатаци онном отношении автомобили-самопогрузчики различны. Поэтому при классификации их в качестве основных критериев следует принимать эксплуатационные и конструктивные признаки.
По эксплуатационным признакам автомобили-самопогрузчики раз личаются по назначению грузоподъемных устройств и по роду пере гружаемого груза.
По конструктивным признакам они различаются в зависимости от сложности монтажа грузоподъемного устройства на базовый авто мобиль, от типа и системы привода грузоподъемного устройства.
В табл. 11 приведена классификация всех типов автомобилей-са мопогрузчиков.
При оценке автомобилей-самопогрузчиков учитывают прежде все го такие эксплуатационные качества, которые свойственны всемгру зовым автомобилям: грузовместимость, скорость, долговечность, проч ность и надежность, проходимость, приспособленность к обслуживанию и ремонту, маневренность и др. Кроме этих параметров, для оценки
эксплуатационных |
качеств автомобилей-самопогрузчиков необходи |
мо учитывать следующие. |
|
У д о б с т в о |
п о г р у з к и и р а з г р у з к и в значитель |
ной мере зависит от конструкции кузова автомобиля и характеризует, в какой, степени в его конструкции учтена возможность осуществления погрузки и разгрузки с минимальной затратой времени и труда. Для оценки удобства погрузки и разгрузки учитываются: максимальная высота груза, возможность выполнения погрузочно-разгрузочных ра бот с одной, двух или трех сторон кузова, величина и обзорность пло щади обслуживания, расположение пульта управления и т. п.
122
|
|
Т а б л и ц а 11 |
П ризнаки |
Элементы классификации |
Типы автом обилей-самопогрузчиков |
классификации |
Эксплуата ционные
Конструк тивные
По назначению грузо- |
С устройством: |
погрузочно-разгру |
||
подъемного устройства |
зочным, |
погрузочным, |
разгрузочным |
|
По роду перегружае |
Для |
перегрузки |
грузов: штучных |
|
мого груза |
(в том числе грузы большой массы), |
|||
|
контейнеров (в том числе больше |
|||
|
грузных), пакетированных, длинно |
|||
|
мерных, |
пылевидных, |
навалочных, |
|
|
жидких |
|
|
|
По сложности |
монта |
С легкосъемнымп грузоподъемными |
|||
жа грузоподъемного уст |
устройствами |
|
|||
ройства |
на |
базовый |
С грузоподъемными устройствами, |
||
автомобиль |
|
|
постоянно установленными на авто |
||
|
|
|
мобиле |
|
|
По типу привода |
С |
приводом: ручным, |
механичес |
||
|
|
|
ким, |
электрическим, |
гидравличе |
|
|
|
ским, пневматическим, комбинирован |
||
|
|
|
иым |
|
|
Г о т о в н о с т ь |
к р а б о т е |
автомобиля-самопогрузчика |
||
оказывает большое влияние на сокращение |
времени |
простоя под по |
||
грузкой-разгрузкой. |
Она характеризуется |
временем, |
затрачиваемым |
на подготовку грузоподъемного устройства к работе из транспортного положения, и временем, необходимым для приведения его из рабочего положения в транспортное (подготовительно-заключительное время). Параметром для оценки этого качества является отношение подгото вительно-заключительного времени к 1 т полезной грузоподъемности автомобиля-самопогрузчика или ко всему времени простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями.
М а н е в р е н н о с т ь в о в р е м я п о г р у з к и и р а з г р у з к и . Этот параметр характеризует способность автомобилясамопогрузчика к передвижению с грузоподъемным устройством, на ходящимся в рабочем положении.
Необходимость маневрирования автомобилей-самопогрузчиков за
время выполнения погрузочно-разгрузочных работ приводит к |
значи |
|||||
тельному |
увеличению простоев под погрузкой-выгрузкой. Если же ав |
|||||
томобиль-самопогрузчик не может маневрировать |
при |
рабочем |
по |
|||
ложении |
грузоподъемного устройства, |
то время |
его |
простоя |
под |
|
погрузкой-разгрузкой увеличивается. |
и в ы г р у з к и |
грузов |
||||
Т р у д о е м к о с т ь п о г р у з к и |
при помощи автомобиля-самопогрузчика характеризует совершенство перегрузочного процесса с точки зрения его механизации. Для оценки автомобилей-самопогрузчиков можно принимать затраты труда на по грузку или выгрузку 1 т груза, выраженные в человеко-часах.
123
Т о п л и в н а я э к о н о м и ч н о с т ь для автомобилейсамопогрузчиков, имеющих привод грузоподъемного устройства от двигателя автомобиля, характеризуется дополнительным расходом топ лива на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Показателями топливно-экономической характеристики грузоподъ емных устройств автомобилей-самопогрузчиков является расход топ лива, отнесенный к единице массы переработанного груза или к еди
нице времени работы грузоподъемного устройства. |
г а б а р и т н ы х |
||
П о к а з а т е л и |
и с п о л ь з о в а н и я |
||
р а з м е р о в и |
м а с с ы автомобиля-самопогрузчика характери |
||
зуют совершенство |
его |
конструкции в отношении компактности и |
массы. Для оценки использования массы автомобилей-самопогруз чиков применяют коэффициент грузоподъемности, представляющий со бой отношение массы грузоподъемного устройства к грузоподъем ности базового автомобиля.
К дополнительным качествам, характеризующим удобство эксплуа тации автомобилей-самопогрузчиков в различных условиях, относятся: возможность работы с прицепом (обеспечивается наличием у автомоби ля-самопогрузчика буксирного прибора); возможность осуществления погрузки и разгрузки других автомобилей.
§ 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЯХ-САМОПОГРУЗЧИКАХ
Автомобили с консольными кранами. Консольные краны (или с консольной стрелой) в качестве грузоподъемных устройств, монтируе мых на автомобилях, получили наибольшее распространение. Их уста навливают, как правило, на бортовых автомобилях общего назначе ния. Грузоподъемность кранов на максимальном вылете стрелы
0,5—2,5 т.
Автомобили-самопогрузчики, оборудованные консольными кранами, являются наиболее универсальными транспортными средствами и отли чаются высокими эксплуатационными качествами.
Современные грузоподъемные консольные краны, устанавливаемые на автомобилях, имеют гидравлический привод, обеспечивающий вы сокую надежность в эксплуатации.
Из отечественных образцов следует отметить распространенный кран 4030П, устанавливаемый на автомобили ЗИЛ-130. Ранее выпуска емый кран 4030, устанавливаемый на автомобили ЗИЛ-164, отлича ется от крана 4030П тем, что вместо выносных опор он оборудован ме ханизмом блокировки рессор.
Основные узлы крана следующие: -колонна, стрела, выносные опо ры и гидравлическая система.
Колонна крана состоит из соединенных между собой болтами трех секций —опоры крана, механизма поворота и цилиндра подъема. Стой ка колонны запрессована в стальной фланец, который крепится болтами к опоре. Колонна крана вращается вокруг стойки на подшип никах качения. Поворот колонны осуществляется гидравлическим цилиндром двойного действия и винтовой парой
124