Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ются также через шлюзовый затвор. К осадительной камере может быть присоединено несколько всасывающих труб, что позволяет выгружать груз одновременно из нескольких точек.

Перепад давления во всасывающих установках обычно не превы­ шает 0,5 кгс/см3, так как при больших разрежениях транспортирую­ щая способность струи резко снижается. Поэтому пневмоперегружате­ ли всасывающего действия применяют при сравнительно небольшой мощности установки’и небольшом расстоянии перемещении груза.

В пневмоперегружателях нагнетательного действия (рис. 44, б) этот недостаток в значительной мере устранен. Компрессор (или насос) 1 нагнетает воздух в трубопровод 5 пли воздушный баллон 2 (предна­ значенный для выравнивания давления в трубопроводе при поршневом насосе). Груз, подаваемый в трубопровод через загрузочную воронку 3 при помощи шлюзового затвора 4, смешивается с воздухом и по нагне­ тательной трубе поступает в осадительную камеру 6. Здесь груз осаж­ дается вниз, а воздух поступает в пылеуловитель 7. (или фильтр) и по отводящей трубе 8 в атмосферу. В отдельных случаях, когда пыление не оказывает вреда, смесь воздуха с грузом может выбрасываться из нагнетательной трубы наружу, где ввиду резкого уменьшения скорости воздуха груз отделится от воздуха.

При помощи пневмоперегружателей нагнетательного действия мож­ но подавать груз одновременно в несколько точек.

Для уменьшения расхода воздуха при работе пневматических уста­ новок применяют загрузочные устройства, называемые питателями.

Рис. 44. Схема пневмоперегружателей

118

/ — ротационный

компрессор; 2 — наружный

фиксатор

для

очистки воздуха; 3 — манометр;

4 внутренний

фильтр;

5 — сигнализатор

заполнения

цистерны;

6 — распределитель­

 

 

 

ная труба;

7 — сопло для

засасы вания цемента

При помощи питателей обеспечивается лучшее перемешивание воз­ духа с частицами груза.

В эксплуатации используют пневматические разгрузчики С-577 и С-559. Их производительность составляет 60 и 90 т/ч соответственно. Дальность подачи груза — 12—16 м. Применяемый вакуум-насос — водокольцевой ротационный типа РМК-3 и РМК-4.

Установки всасывающего действия состоят из самоходного забор­ ного устройства (питателя), гибкого трубопровода, осадительной ка­ меры, вакуум-насоса с электродвигателем и пульта управления.

Питатель представляет собой два вращающихся диска, приводимых в действие от электродвигателя.. Передвижение питателя осуществля­ ется также от электродвигателей. Управление питателем — дистан­ ционное. В нижней части осадительной камеры предусмотрен выгру­ зочный шнек с обратным клапаном.

Подобные пневматические разгрузчики могут быть установлены на автомобильном шасси и эксплуатироваться для выгрузки зерна из автомобилей и прицепов.

Пневматические разгрузочные устройства, устанавливаемые на саморазгружающихся автомобилях-цементовозах С-570 и С-571, а также автомобилях-муковозах, относятся к категорий нагнетательных устройств, не имеющих осадительных камер. Компрессором, приводи­ мым в действие от двигателя автомобиля, воздух нагнетается в герме­ тический кузов-цистерну с цементом, откуда смесь воздуха с цементом по гибкому трубопроводу поступает в места выгрузки цемента.

Однако в нашей стране созданы автомобили-цементовозы, обеспе­ чивающие не только саморазгрузку, но и самозагрузку цемента (на­ пример, автоцементовоз С-927). Ротационный компрессор, устанавли­ ваемый на раме автомобиля-тягача ЗИЛ-130В, может работать в реяш­ ме вакуума и нагнетания. За счет вакуума, создаваемого компрессо­ ром внутри цистерны, обеспечивается засасывание цемента из склада или вагона. Для очистки воздуха от цементной пыли, поступаемого

119


в компрессор из цистерны, установлены два фильтра (тканевый и ру­ кавный). Время самозагрузки автоцементовоза С-927 грузоподъем­ ностью 8 т составляет 15— 16 мин. Схема устройства для самоза­ грузки автомобиля-цементовоза С-927 показана на рис. 45.

Недостатком пневмоперегружателей является большой расход энер­ гии по сравнению с другими механизмами. В то же время легкость и безопасность обслуживания, отсутствие пыления и другое характери­ зуют пневмоперегружатели с положительной стороны.

2. ГИДРОСМЫВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сущность гидросмывного способа разгрузки подвижного состава заключается в том, что под действием сильной струи воды (при давле­ нии 2—2,5 кгс/см2), направленной на штабель находящегося в кузове автомобиля груза, отдельные частицы его при открытых бортах ку­ зова попадают в расположенный рядом с автомобилем желоб устрой­ ства для перемещения груза (рис. 46).

Наиболее целесообразным профилем желоба считается прямоуголь­ ный. Чтобы облегчить перемещение груза, желоб делают с неболь­ шим наклоном (1—1,5%).

Вода под давлением, создаваемым насосом, подается по трубопрово­ ду к наконечнику, выведенному на разгрузочный пост. Наконечник устанавливают так, чтобы он мог вращаться и перемещаться в горизон­ тальной и вертикальной плоскостях.

Управляет установкой один человек. Время разгрузки автомоби­

ля — 2—3 мин.

Кнедостаткам гидросмывного способа разгрузки относятся воз­ можность замерзания воды при работе установки в морозный период времени и большой расход энергии на выгрузке груза.

Рис. 46. Схема гидросмывного спо­ соба разгрузки

120

§3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ

ИГИДРАВЛИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Пневматические и гидравлические установки относятся к катего­ риям погрузочно-разгрузочных устройств с рабочим органом непрерыв­ ного действия. В большинстве случаев такие 'установки являются одновременно технологическим оборудованием отдельных участков соответствующих предприятий.

Пневматические установки применяют, например, на цементных заводах и элеваторах, заводах строительных деталей, бетонных заводах и т. д. Специализированные пневморазгрузчики типа С-577 и С-559 ис­ пользуют для выгрузки цемента из крытых вагонов на промышленных предприятиях, строительных объектах и типовых силосных складах; они могут быть приспособлены и для одновременной погрузки цемента на автомобили, т. е. обеспечивать выгрузку цемента по схеме «вагон— автомобиль».

Однако необходимо учитывать,’ что перевозку цемента и других пылевидных материалов более эффективно выполняют в специализиро­ ванных саморазгружающихся вагонах-цементовозах, а на автомобиль­ ном транспорте —■автомобилях-цементовозах грузоподъемностью до 24 т, оснащенных пневматическими разгрузочными устройствами. Такие автомобили-цементовозы обеспечивают перевозку цемента с це­ ментных заводов и крупных пристанских элеваторов на строительные объекты на расстояния до 150 км и более.

Нередко автомобилицементовозы используют для перевозки из­ вестковой муки и пылевидных минеральных удобрений (фосфоритной муки) с заводов и силосных складов на поля колхозов и совхозов (с вне­ сением их в почву путем распыления при помощи пневматического устройства для выгрузки). В этом случае выгрузные патрубки цистерн оснащают простейшими двухили трехконцевыми наконечниками для равномерного распыливания содержимого груза.

Автомобили-муковозы также оснащают устройством для пневмати­ ческой выгрузки муки из цистерн (компрессор, аэрирующее днище, выгрузной патрубок и рукав), При этом такие автомобили-муковозы эффективны для перевозки муки крупными партиями и прежде всего при доставке с мелькомбинатов на хлебозаводы. Обеспечивая автомо­ билями-муковозами перевозку муки бестарным способом, автотранс­ портные предприятия позволяют ликвидировать потери муки при перевозке, исключить затраты на мешкотару и механизировать погру­ зочно-разгрузочные операции.

Гидросмывной способ разгрузки применяют для выгрузки из авто­ мобилей в основном сахарной свеклы и картофеля при поступлении их непосредственно на переработку на соответствующих предприятиях. В отдельных случаях гидросмывные установки можно использовать и для выгрузки песка, каменных пород и других материалов, качество которых не ухудшается от увлажнения. Однако гидросмывной способ разгрузки автомобилей в нашей стране не получил широкого развития из-за наличия существенных недостатков.

121


Глава XIII

АВТОМОБИЛИ-САМОПОГРУЗЧИКИ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОПОГРУЗЧИКОВ

К автомобилям-самопогрузчикам относятся бортовые и специа­ лизированные автомобили и автопоезда, которые выполняют не только перевозки грузов, но и перегрузочные операции при помощи монтиру­ емых на них устройств.

Основными факторами, определяющими целесообразность примене­ ния автомобилей-самопогрузчиков на автомобильном транспорте, яв­ ляются:

наличие большого количества погрузочно-разгрузочных пунктов с небольшим или неустойчивым объемом работ (например, магазины, сфера обслуживания населения, коммунальное хозяйство и т. д.);

небольшие расстояния перевозки автомобильным транспортом; почти полное отсутствие каких-либо грузоподъемных машин в пунк­

тах с небольшим объемом работ.

Характерной особенностью автомобилей-самопогрузчиков является использование двигателя в качестве силового агрегата для привода грузоподъемного устройства. Однако в конструктивном и эксплуатаци­ онном отношении автомобили-самопогрузчики различны. Поэтому при классификации их в качестве основных критериев следует принимать эксплуатационные и конструктивные признаки.

По эксплуатационным признакам автомобили-самопогрузчики раз­ личаются по назначению грузоподъемных устройств и по роду пере­ гружаемого груза.

По конструктивным признакам они различаются в зависимости от сложности монтажа грузоподъемного устройства на базовый авто­ мобиль, от типа и системы привода грузоподъемного устройства.

В табл. 11 приведена классификация всех типов автомобилей-са­ мопогрузчиков.

При оценке автомобилей-самопогрузчиков учитывают прежде все­ го такие эксплуатационные качества, которые свойственны всемгру­ зовым автомобилям: грузовместимость, скорость, долговечность, проч­ ность и надежность, проходимость, приспособленность к обслуживанию и ремонту, маневренность и др. Кроме этих параметров, для оценки

эксплуатационных

качеств автомобилей-самопогрузчиков необходи­

мо учитывать следующие.

У д о б с т в о

п о г р у з к и и р а з г р у з к и в значитель­

ной мере зависит от конструкции кузова автомобиля и характеризует, в какой, степени в его конструкции учтена возможность осуществления погрузки и разгрузки с минимальной затратой времени и труда. Для оценки удобства погрузки и разгрузки учитываются: максимальная высота груза, возможность выполнения погрузочно-разгрузочных ра­ бот с одной, двух или трех сторон кузова, величина и обзорность пло­ щади обслуживания, расположение пульта управления и т. п.

122


 

 

Т а б л и ц а 11

П ризнаки

Элементы классификации

Типы автом обилей-самопогрузчиков

классификации

Эксплуата­ ционные

Конструк­ тивные

По назначению грузо-

С устройством:

погрузочно-разгру­

подъемного устройства

зочным,

погрузочным,

разгрузочным

По роду перегружае­

Для

перегрузки

грузов: штучных

мого груза

(в том числе грузы большой массы),

 

контейнеров (в том числе больше­

 

грузных), пакетированных, длинно­

 

мерных,

пылевидных,

навалочных,

 

жидких

 

 

 

По сложности

монта­

С легкосъемнымп грузоподъемными

жа грузоподъемного уст­

устройствами

 

ройства

на

базовый

С грузоподъемными устройствами,

автомобиль

 

 

постоянно установленными на авто­

 

 

 

мобиле

 

По типу привода

С

приводом: ручным,

механичес­

 

 

 

ким,

электрическим,

гидравличе­

 

 

 

ским, пневматическим, комбинирован

 

 

 

иым

 

 

Г о т о в н о с т ь

к р а б о т е

автомобиля-самопогрузчика

оказывает большое влияние на сокращение

времени

простоя под по­

грузкой-разгрузкой.

Она характеризуется

временем,

затрачиваемым

на подготовку грузоподъемного устройства к работе из транспортного положения, и временем, необходимым для приведения его из рабочего положения в транспортное (подготовительно-заключительное время). Параметром для оценки этого качества является отношение подгото­ вительно-заключительного времени к 1 т полезной грузоподъемности автомобиля-самопогрузчика или ко всему времени простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями.

М а н е в р е н н о с т ь в о в р е м я п о г р у з к и и р а з ­ г р у з к и . Этот параметр характеризует способность автомобилясамопогрузчика к передвижению с грузоподъемным устройством, на­ ходящимся в рабочем положении.

Необходимость маневрирования автомобилей-самопогрузчиков за

время выполнения погрузочно-разгрузочных работ приводит к

значи­

тельному

увеличению простоев под погрузкой-выгрузкой. Если же ав­

томобиль-самопогрузчик не может маневрировать

при

рабочем

по­

ложении

грузоподъемного устройства,

то время

его

простоя

под

погрузкой-разгрузкой увеличивается.

и в ы г р у з к и

грузов

Т р у д о е м к о с т ь п о г р у з к и

при помощи автомобиля-самопогрузчика характеризует совершенство перегрузочного процесса с точки зрения его механизации. Для оценки автомобилей-самопогрузчиков можно принимать затраты труда на по­ грузку или выгрузку 1 т груза, выраженные в человеко-часах.

123


Т о п л и в н а я э к о н о м и ч н о с т ь для автомобилейсамопогрузчиков, имеющих привод грузоподъемного устройства от двигателя автомобиля, характеризуется дополнительным расходом топ­ лива на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Показателями топливно-экономической характеристики грузоподъ­ емных устройств автомобилей-самопогрузчиков является расход топ­ лива, отнесенный к единице массы переработанного груза или к еди­

нице времени работы грузоподъемного устройства.

г а б а р и т н ы х

П о к а з а т е л и

и с п о л ь з о в а н и я

р а з м е р о в и

м а с с ы автомобиля-самопогрузчика характери­

зуют совершенство

его

конструкции в отношении компактности и

массы. Для оценки использования массы автомобилей-самопогруз­ чиков применяют коэффициент грузоподъемности, представляющий со­ бой отношение массы грузоподъемного устройства к грузоподъем­ ности базового автомобиля.

К дополнительным качествам, характеризующим удобство эксплуа­ тации автомобилей-самопогрузчиков в различных условиях, относятся: возможность работы с прицепом (обеспечивается наличием у автомоби­ ля-самопогрузчика буксирного прибора); возможность осуществления погрузки и разгрузки других автомобилей.

§ 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЯХ-САМОПОГРУЗЧИКАХ

Автомобили с консольными кранами. Консольные краны (или с консольной стрелой) в качестве грузоподъемных устройств, монтируе­ мых на автомобилях, получили наибольшее распространение. Их уста­ навливают, как правило, на бортовых автомобилях общего назначе­ ния. Грузоподъемность кранов на максимальном вылете стрелы

0,5—2,5 т.

Автомобили-самопогрузчики, оборудованные консольными кранами, являются наиболее универсальными транспортными средствами и отли­ чаются высокими эксплуатационными качествами.

Современные грузоподъемные консольные краны, устанавливаемые на автомобилях, имеют гидравлический привод, обеспечивающий вы­ сокую надежность в эксплуатации.

Из отечественных образцов следует отметить распространенный кран 4030П, устанавливаемый на автомобили ЗИЛ-130. Ранее выпуска­ емый кран 4030, устанавливаемый на автомобили ЗИЛ-164, отлича­ ется от крана 4030П тем, что вместо выносных опор он оборудован ме­ ханизмом блокировки рессор.

Основные узлы крана следующие: -колонна, стрела, выносные опо­ ры и гидравлическая система.

Колонна крана состоит из соединенных между собой болтами трех секций —опоры крана, механизма поворота и цилиндра подъема. Стой­ ка колонны запрессована в стальной фланец, который крепится болтами к опоре. Колонна крана вращается вокруг стойки на подшип­ никах качения. Поворот колонны осуществляется гидравлическим цилиндром двойного действия и винтовой парой

124