Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
Рис. 47. Автомобиль-самопогрузчик с краном 4903
Стрела, крана состоит из рамы, хобота, удлинителя с крюком, гид равлического цилиндра двойного действия, предназначенного для складывания стрелы. Рама стрелы при помощи шарнирно-рычажного механизма установлена на кронштейне, приваренном к корпусу ци линдра подъема, и связана шатунами с головкой плунжера цилиндра подъема посредством шатунов. Удлинитель с крюком фиксируется в направляющих опорах хобота в двух крайних положениях.
Выносные опоры предназначены для устранения деформации рес сор и рамы автомобиля, а также для обеспечения его устойчивости во время работы крана. Привод опор — гидравлический.
Гидравлическая система состоит из насоса, гидравлического распре делителя, четырех цилиндров, масляного бака и трубопроводов. Гид равлический насос приводится в действие от коробки, отбора мощности. Гидрораспределитель выполнен из двух трехсекционных блоков золот никового типа, закреплен на опоре крана. Кран устанавливается меж ду кабиной и платформой автомобиля, в транспортном положении не выступает за габаритный размер автомобиля по ширине и лишь незна чительно выделяется над кабиной.
Создан автомобиль-самопогрузчик с консольным краном 4903 (рис. 47), предназначенный для работы в основном с малотоннажными контейнерами и пакетами. Его отличительными особенностями явля ются: повышенная грузоподъемность (1 т при вылете стрелы 4 м); на личие телескопического устройства хобота стрелы с гидравлическим цилиндром привода; наличие маханизма поворота_стрелы, состоящего
из вертикальной стойки с зубчатым колесом и гидравлических цилин дров поворота, в которых перемещается рейка, находящаяся в зацеп лении с зубчатым колесом.
Гидравлические цилиндры подъема и складывания стрелы крана имеют гидрозамки, препятствующие самопроизвольному опусканию стрелы в случае повреждения гидравлической системы (обрыв шлангов ит.д .). Кроме того, в конструкции гидравлического крана предусмот рен ограничитель грузоподъемности, обеспечивающий выключение ра бочих движений крана при работе с грузом, масса которого превышает номинальную грузоподъемность крана при данном вылете стрелы. Датчиком перегрузки является гидравлический цилиндр ограничите ля, который совместно с реле давления преобразовывает грузовой мо мент в электрический сигнал, управляющий дросселем. При перегрузке крана сигнал, поданный надроссель, прекращает подачу рабочей
жидкости в напорную магистраль и восстанавливает |
подачу только |
|
после снятия перегрузки. Давление в гидравлической |
системе крана |
|
составляет до 105 кгс/см2. |
|
|
Кран смонтирован на автомобиле ЗИЛ-ІЗОГ. Краткая техническая |
||
характеристика отечественных консольных |
кранов |
приведена в |
табл. 12. |
|
|
А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к |
М-30 |
спроектирован |
на шасси автомобиля ГАЗ-53А, предназначен для перевозки к местам утилизации мусора в контейнерах. Самопогрузчик представляет со бой автомобиль, у которого вместо платформы смонтированы модифи цированный кран 4030 и две опрокидывающиеся рамы, которые имеют по четыре гнезда для установки контейнеров. Кран выполнен с умень шенным до 2700 мм вылетом стрелы и увеличенным с 200 до 360° углом ее поворота. Механизм поворота колонны крана со стрелой состоит из зубчатой рейки, воздействующей от гидравлического цилиндра на зубчатое колесо, жестко закрепленное на поворотной колонне.
Т а б л и ц а 12
|
|
|
|
|
|
Краны |
|
|
|
|
П арам етры |
|
4 0 3 0 П |
•1903 |
■ 1031 |
4 032 |
4 033 |
|
|
|
|
|||||
Модель автомобиля, на которой |
ЗИЛ-130 |
ЗИЛ-ІЗОГ |
ГАЗ-51 |
КрАЗ-219 |
ЗИЛ-157 |
|||
установлен кран ................... |
||||||||
Грузоподъемность крана, кг: |
|
|
|
|
|
|||
при |
наибольшем |
вылете |
500 |
1000 |
250 |
1000 |
550 |
|
|
стрелы ........................... |
|||||||
при |
наименьшем |
вылете |
900 |
2500 |
500 |
1500 |
1100 |
|
|
стрелы ........................... |
|||||||
Наибольший вылет стрелы, мм |
3600 |
4500 |
3000 |
5000 |
5000 |
|||
Угол |
поворота стрелы, |
град. . |
200 |
200 |
200 |
' 200 |
200 |
|
Масса кранового оборудования |
640 |
1460 |
300 |
1700 |
1200 |
|||
в снаряженном состоянии, кг |
||||||||
Максимальное давление масла |
|
|
|
|
|
|||
в |
гидравлической |
системе, |
100 |
105 |
60 |
100 |
100 |
|
кгс/см2 .................................. |
126
Опрокидывающиеся рамы шарнирно соединены с рамой автомобиля. Они предназначены для размещения и разгрузки путем опрокидыва ния восьми контейнеров (по четыре на каждой) общим объемом 6 м3. Опрокидываются они вправо и влево от продольной оси автомобиля при помощи крана. После наклона контейнеров крышки под действием массы мусора открываются и мусор высыпается.
Контейнеры на автомобиль погружают краном при помощи захвата. Автомобили с кранами-порталами. Краны, устанавливаемые на автомобилях, могут быть выполнены в виде портала (пли П-образной конструкции), шарнирно прикрепляемого своими концами к раме, монтируемой в кузове автомобиля. Наиболее типичными являются пор талы, приводимые в движение двумя параллельно включенными гид равлическими цилиндрами, установленными шарнирно на той же раме, что и портал. При этом концы плунжеров гидравлических цилиндров
соединены шарнирно с порталом.
Чтобы не перегрузить задние рессоры и обеспечить устойчивость автомобиля во время погрузочно-разгрузочных операций, как прави ло, устанавливают упор, находящийся под задним концом рамы автомобиля.
Давление рабочей жидкости в системе создается насосом, изготов ленным в блоке с коробкой отбора мощности, прикрепленном к короб
ке передач автомобиля. |
краном. |
Управление порталом может быть обеспечено трехходовым |
|
Краны в виде портала, устанавливаемые на автомобилях, |
не явля |
ются такими универсальными, как консольные. Однако они |
отлича |
ются одним существенным преимуществом, заключающимся в том, что при относительно небольшой массе (что весьма важно для грузоподъ емного оборудования, устанавливаемого на автомобилях) краны ха рактеризуются большей грузоподъемностью, чем консольные. Разра ботано несколько конструкций автомобилей-самопогрузчиков с кра нами-порталами.
А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к НИИАТ П-404 (рис. 48) спроектирован на базе автомобиля ГАЗ-53А для использова ния при перевозках автомобильных контейнеров массой брутто 0,625 и 1,25 т и других грузов большой массы.
Стойки крана-портала крепятся на платформе автомобиля с внеш ней стороны боковых бортов, для чего эти борта сдвинуты внутрь платформы на 120 мм. На поперечине портала подвешена грузо вая каретка с крюковой обоймой, которую можно перемещать вдоль поперечиньги фиксировать в среднем и крайних положениях.
Механизм вертикального подъема груза состоит из двух гидроци линдров двойного действия с блоками на концах штоков, размещенных в стойках портала, и блочно-тросовой системы.
Поворот портала обеспечивается двумя гидравлическими цилиндра ми, также двустороннего действия. Пульт управления краном распо ложен в задней части платформы автомобиля с левой стороны. Опорное
устройство (аутригеры) |
выполнено в виде двух винтовых домкратов. |
||
А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к |
с к р а н о м |
4902 |
|
(рис. 49) предназначен |
для погрузки, перевозки |
и разгрузки |
уни- |
127
версальных контейнеров массой брутто 2,5 т и других тяжелых штучных грузов.
Крановое оборудование самопогрузчика смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из рамы, портала с механизмом верти кального подъема, грузовой траверсы и гидравлической системы.
Рама крана сварная коробчатого сечения и служит одновременно основанием для платформы, на которой размещаются контейнеры. К шасси автомобиля рама крана закреплена стремянками. В задней части рамы расположены две проушины для крепления стоек портала, которые сварены из листового материала и соединены в верхней части поперечиной трубчатого сечения.
На поперечине портала смонтирован механизм вертикального подъ ема груза, состоящий из гидравлического цилиндра с роликовым блоком на конце штока, одного углового блока, двух свободно кача ющихся блоков и двух грузовых канатов. Грузовые канаты одними концами неподвижно закреплены на стойках портала, а другими на грузовой траверсе. При работе гидравлического цилиндра его шток вместе с роликовым блоком перемещается горизонтально вдоль попе речины портала, при этом грузовые канаты поднимают или опускают грузовую траверсу вместе с подвешенным к ней грузом. Равномерное и параллельное перемещение груза происходит в результате выдвиже ния штока гидравлического цилиндра с роликовым блоком, который перемещает оба каната на одну и ту же величину.
К грузовой траверсе на упорном подшипнике шарнирно подвеши вается крестовина с расположенными на ее концах четырьмя крюками, служащими для застроповки груза.
Поворот портала на угол 120° обеспечивается двумя гидравличе скими цилиндрами двустороннего действия.
Рис. 48. Автомобиль-самопогрузчик с краном НИИАТ П-404
128
Рис. 49. Автомобиль-самопогрузчик с краном 4902
Для повышения устойчивости автомобиля при выполнении погру зочно-разгрузочных операций в конструкции предусмотрены гидравли ческие опоры.
В гидравлической системе самопогрузчика использован шестерен чатый насос НШ-32, позволяющий развивать рабочее давление в си стеме до 105 кгс/см2. Привод насоса осуществляется от коробки пере дач через коробку отбора мощности. Для распределения потоков рабо чей жидкости служат два спаренных двухсекционных распределителя золотникового типа.
Пульт управления механизмом расположен в задней части рамы с левой стороны автомобиля.
А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к с порталом 5911 пред назначен для погрузки, перевозки и разгрузки контейнеров массой брутто 5 т и других грузов большой массы. Компоновка крана 5911 не отличается от компоновки крана 4902, за исключением пульта управле ния, который расположен в задней части рамы с правой стороны авто мобиля.
Конструктивные отличия заключаются в том, что в качестве базо вого автомобиля принят автомобиль МАЗ-500, в связи с чем конструк ция рамы крана выполнена более прочной и приспособлена для монта жа на шасси данного автомобиля. Кроме того, вместо шестеренчато го насоса НШ-32 установлен более мощный насос НШ-50.
В целях более компактного размещения стрелы в транспортном по ложении и обеспечения возможности разгрузки прицепов боковые стой ки портала выполнены изогнутыми.
Краткая техническая характеристика атомобилей с кранами-пор талами приведена в табл. 13.
5 З а к . 518 |
129 |
Т а б л и ц а 13
|
|
Краны |
|
П арам етры |
НИ ИАТ |
4902 |
5911 |
|
П -404 |
||
|
|
|
Модель автомобиля, па котором установлен |
ГАЗ-53А |
ЗИЛ-130 |
МАЗ-500 |
кран ............................................................. |
|||
Грузоподъемность крапа, кг ....................... |
1250 |
2500 |
5000 |
Ход крюка, обеспечиваемый механизмом |
1700 |
1720 |
1400 |
вертикального перемещения груза, мм . |
|||
Скорость подъема и опускания груза, м/мин |
8 |
8 |
9 |
Угол поворота портала, град......................... |
103 |
120 |
120 |
Габаритные размеры в транспортном поло- |
|
|
|
женин, мм: |
6395 |
6650 |
7070 |
длина ......................................................... |
|||
ширина ...................................................... |
2500 |
.2500 |
2500 |
высота ..................................................... |
3030 |
2680 |
3300 |
Масса кранового оборудования, кг . . . . |
660 |
1355 |
2800 |
Автомобили со съемными кузовами. Автомобили со съемными кузо вами получают все большее применение. Их достоинством является то, что на одном автомобиле можно устанавливать поочередно кузова различных типов. При этом простои в погрузочно-разгрузочных пунктах, эксплуатируемых с двумя-тремя оборотными съемными ку зовами, значительно сокращается.
Применяют различные типы съемных кузовов: крытые типа фургон, открытые для навалочных грузов, кузова-контейнеры, цистерны и др. При этом известно несколько систем для их установки на шасси авто мобиля и снятия с него: использование механизма подъема кузова и его опускания в виде портального крана, смонтированного на авто мобиле; установка и снятие кузова скользящим способом по направля ющим на шасси автомобиля при помощи силовых агрегатов (например, гидравлических плунжеров); применение откидывающихся или присо единяемых опор, на которые устанавливается предварительно подня тый кузов-контейнер идр. Наиболее распространена последняя систе ма. При этой системе автомобиль подъезжает под кузов при установке на шасси или выезжает из-под него при снятии с шасси. После заезда автомобиля под кузов, установленный на опорах, этот кузов опускается на раму автомобиля либо за счет опор, выполненных в виде домкратов, либо за счет поднимающейся при помощи гидравлических цилиндров дополнительной рамы.
В Москве, Ленинграде и других городах применяют автомобили небольшой и средней грузоподъемности со съемными кузовами-кон тейнерами, выполненными с откидывающимися или вставными опорами, на которые кузова-контейнеры устанавливаются после некоторого подъема их при помощи дополнительной рамы с гидравлическим цилин дром, смонтированным на раме автомобиля. Контейнеры предназна чены для перевозок преимущественно цемента, доставляемого на не большие строительные объекты, к ремонтируемым зданиям и т. д. Ку-
130