Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 47. Автомобиль-самопогрузчик с краном 4903

Стрела, крана состоит из рамы, хобота, удлинителя с крюком, гид­ равлического цилиндра двойного действия, предназначенного для складывания стрелы. Рама стрелы при помощи шарнирно-рычажного механизма установлена на кронштейне, приваренном к корпусу ци­ линдра подъема, и связана шатунами с головкой плунжера цилиндра подъема посредством шатунов. Удлинитель с крюком фиксируется в направляющих опорах хобота в двух крайних положениях.

Выносные опоры предназначены для устранения деформации рес­ сор и рамы автомобиля, а также для обеспечения его устойчивости во время работы крана. Привод опор — гидравлический.

Гидравлическая система состоит из насоса, гидравлического распре­ делителя, четырех цилиндров, масляного бака и трубопроводов. Гид­ равлический насос приводится в действие от коробки, отбора мощности. Гидрораспределитель выполнен из двух трехсекционных блоков золот­ никового типа, закреплен на опоре крана. Кран устанавливается меж­ ду кабиной и платформой автомобиля, в транспортном положении не выступает за габаритный размер автомобиля по ширине и лишь незна­ чительно выделяется над кабиной.

Создан автомобиль-самопогрузчик с консольным краном 4903 (рис. 47), предназначенный для работы в основном с малотоннажными контейнерами и пакетами. Его отличительными особенностями явля­ ются: повышенная грузоподъемность (1 т при вылете стрелы 4 м); на­ личие телескопического устройства хобота стрелы с гидравлическим цилиндром привода; наличие маханизма поворота_стрелы, состоящего

из вертикальной стойки с зубчатым колесом и гидравлических цилин­ дров поворота, в которых перемещается рейка, находящаяся в зацеп­ лении с зубчатым колесом.

Гидравлические цилиндры подъема и складывания стрелы крана имеют гидрозамки, препятствующие самопроизвольному опусканию стрелы в случае повреждения гидравлической системы (обрыв шлангов ит.д .). Кроме того, в конструкции гидравлического крана предусмот­ рен ограничитель грузоподъемности, обеспечивающий выключение ра­ бочих движений крана при работе с грузом, масса которого превышает номинальную грузоподъемность крана при данном вылете стрелы. Датчиком перегрузки является гидравлический цилиндр ограничите­ ля, который совместно с реле давления преобразовывает грузовой мо­ мент в электрический сигнал, управляющий дросселем. При перегрузке крана сигнал, поданный надроссель, прекращает подачу рабочей

жидкости в напорную магистраль и восстанавливает

подачу только

после снятия перегрузки. Давление в гидравлической

системе крана

составляет до 105 кгс/см2.

 

 

Кран смонтирован на автомобиле ЗИЛ-ІЗОГ. Краткая техническая

характеристика отечественных консольных

кранов

приведена в

табл. 12.

 

 

А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к

М-30

спроектирован

на шасси автомобиля ГАЗ-53А, предназначен для перевозки к местам утилизации мусора в контейнерах. Самопогрузчик представляет со­ бой автомобиль, у которого вместо платформы смонтированы модифи­ цированный кран 4030 и две опрокидывающиеся рамы, которые имеют по четыре гнезда для установки контейнеров. Кран выполнен с умень­ шенным до 2700 мм вылетом стрелы и увеличенным с 200 до 360° углом ее поворота. Механизм поворота колонны крана со стрелой состоит из зубчатой рейки, воздействующей от гидравлического цилиндра на зубчатое колесо, жестко закрепленное на поворотной колонне.

Т а б л и ц а 12

 

 

 

 

 

 

Краны

 

 

 

 

П арам етры

 

4 0 3 0 П

•1903

■ 1031

4 032

4 033

 

 

 

 

Модель автомобиля, на которой

ЗИЛ-130

ЗИЛ-ІЗОГ

ГАЗ-51

КрАЗ-219

ЗИЛ-157

установлен кран ...................

Грузоподъемность крана, кг:

 

 

 

 

 

при

наибольшем

вылете

500

1000

250

1000

550

 

стрелы ...........................

при

наименьшем

вылете

900

2500

500

1500

1100

 

стрелы ...........................

Наибольший вылет стрелы, мм

3600

4500

3000

5000

5000

Угол

поворота стрелы,

град. .

200

200

200

' 200

200

Масса кранового оборудования

640

1460

300

1700

1200

в снаряженном состоянии, кг

Максимальное давление масла

 

 

 

 

 

в

гидравлической

системе,

100

105

60

100

100

кгс/см2 ..................................

126



Опрокидывающиеся рамы шарнирно соединены с рамой автомобиля. Они предназначены для размещения и разгрузки путем опрокидыва­ ния восьми контейнеров (по четыре на каждой) общим объемом 6 м3. Опрокидываются они вправо и влево от продольной оси автомобиля при помощи крана. После наклона контейнеров крышки под действием массы мусора открываются и мусор высыпается.

Контейнеры на автомобиль погружают краном при помощи захвата. Автомобили с кранами-порталами. Краны, устанавливаемые на автомобилях, могут быть выполнены в виде портала (пли П-образной конструкции), шарнирно прикрепляемого своими концами к раме, монтируемой в кузове автомобиля. Наиболее типичными являются пор­ талы, приводимые в движение двумя параллельно включенными гид­ равлическими цилиндрами, установленными шарнирно на той же раме, что и портал. При этом концы плунжеров гидравлических цилиндров

соединены шарнирно с порталом.

Чтобы не перегрузить задние рессоры и обеспечить устойчивость автомобиля во время погрузочно-разгрузочных операций, как прави­ ло, устанавливают упор, находящийся под задним концом рамы автомобиля.

Давление рабочей жидкости в системе создается насосом, изготов­ ленным в блоке с коробкой отбора мощности, прикрепленном к короб­

ке передач автомобиля.

краном.

Управление порталом может быть обеспечено трехходовым

Краны в виде портала, устанавливаемые на автомобилях,

не явля­

ются такими универсальными, как консольные. Однако они

отлича­

ются одним существенным преимуществом, заключающимся в том, что при относительно небольшой массе (что весьма важно для грузоподъ­ емного оборудования, устанавливаемого на автомобилях) краны ха­ рактеризуются большей грузоподъемностью, чем консольные. Разра­ ботано несколько конструкций автомобилей-самопогрузчиков с кра­ нами-порталами.

А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к НИИАТ П-404 (рис. 48) спроектирован на базе автомобиля ГАЗ-53А для использова­ ния при перевозках автомобильных контейнеров массой брутто 0,625 и 1,25 т и других грузов большой массы.

Стойки крана-портала крепятся на платформе автомобиля с внеш­ ней стороны боковых бортов, для чего эти борта сдвинуты внутрь платформы на 120 мм. На поперечине портала подвешена грузо­ вая каретка с крюковой обоймой, которую можно перемещать вдоль поперечиньги фиксировать в среднем и крайних положениях.

Механизм вертикального подъема груза состоит из двух гидроци­ линдров двойного действия с блоками на концах штоков, размещенных в стойках портала, и блочно-тросовой системы.

Поворот портала обеспечивается двумя гидравлическими цилиндра­ ми, также двустороннего действия. Пульт управления краном распо­ ложен в задней части платформы автомобиля с левой стороны. Опорное

устройство (аутригеры)

выполнено в виде двух винтовых домкратов.

А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к

с к р а н о м

4902

(рис. 49) предназначен

для погрузки, перевозки

и разгрузки

уни-

127


версальных контейнеров массой брутто 2,5 т и других тяжелых штучных грузов.

Крановое оборудование самопогрузчика смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из рамы, портала с механизмом верти­ кального подъема, грузовой траверсы и гидравлической системы.

Рама крана сварная коробчатого сечения и служит одновременно основанием для платформы, на которой размещаются контейнеры. К шасси автомобиля рама крана закреплена стремянками. В задней части рамы расположены две проушины для крепления стоек портала, которые сварены из листового материала и соединены в верхней части поперечиной трубчатого сечения.

На поперечине портала смонтирован механизм вертикального подъ­ ема груза, состоящий из гидравлического цилиндра с роликовым блоком на конце штока, одного углового блока, двух свободно кача­ ющихся блоков и двух грузовых канатов. Грузовые канаты одними концами неподвижно закреплены на стойках портала, а другими на грузовой траверсе. При работе гидравлического цилиндра его шток вместе с роликовым блоком перемещается горизонтально вдоль попе­ речины портала, при этом грузовые канаты поднимают или опускают грузовую траверсу вместе с подвешенным к ней грузом. Равномерное и параллельное перемещение груза происходит в результате выдвиже­ ния штока гидравлического цилиндра с роликовым блоком, который перемещает оба каната на одну и ту же величину.

К грузовой траверсе на упорном подшипнике шарнирно подвеши­ вается крестовина с расположенными на ее концах четырьмя крюками, служащими для застроповки груза.

Поворот портала на угол 120° обеспечивается двумя гидравличе­ скими цилиндрами двустороннего действия.

Рис. 48. Автомобиль-самопогрузчик с краном НИИАТ П-404

128

Рис. 49. Автомобиль-самопогрузчик с краном 4902

Для повышения устойчивости автомобиля при выполнении погру­ зочно-разгрузочных операций в конструкции предусмотрены гидравли­ ческие опоры.

В гидравлической системе самопогрузчика использован шестерен­ чатый насос НШ-32, позволяющий развивать рабочее давление в си­ стеме до 105 кгс/см2. Привод насоса осуществляется от коробки пере­ дач через коробку отбора мощности. Для распределения потоков рабо­ чей жидкости служат два спаренных двухсекционных распределителя золотникового типа.

Пульт управления механизмом расположен в задней части рамы с левой стороны автомобиля.

А в т о м о б и л ь - с а м о п о г р у з ч и к с порталом 5911 пред­ назначен для погрузки, перевозки и разгрузки контейнеров массой брутто 5 т и других грузов большой массы. Компоновка крана 5911 не отличается от компоновки крана 4902, за исключением пульта управле­ ния, который расположен в задней части рамы с правой стороны авто­ мобиля.

Конструктивные отличия заключаются в том, что в качестве базо­ вого автомобиля принят автомобиль МАЗ-500, в связи с чем конструк­ ция рамы крана выполнена более прочной и приспособлена для монта­ жа на шасси данного автомобиля. Кроме того, вместо шестеренчато­ го насоса НШ-32 установлен более мощный насос НШ-50.

В целях более компактного размещения стрелы в транспортном по­ ложении и обеспечения возможности разгрузки прицепов боковые стой­ ки портала выполнены изогнутыми.

Краткая техническая характеристика атомобилей с кранами-пор­ талами приведена в табл. 13.

5 З а к . 518

129


Т а б л и ц а 13

 

 

Краны

 

П арам етры

НИ ИАТ

4902

5911

 

П -404

 

 

 

Модель автомобиля, па котором установлен

ГАЗ-53А

ЗИЛ-130

МАЗ-500

кран .............................................................

Грузоподъемность крапа, кг .......................

1250

2500

5000

Ход крюка, обеспечиваемый механизмом

1700

1720

1400

вертикального перемещения груза, мм .

Скорость подъема и опускания груза, м/мин

8

8

9

Угол поворота портала, град.........................

103

120

120

Габаритные размеры в транспортном поло-

 

 

 

женин, мм:

6395

6650

7070

длина .........................................................

ширина ......................................................

2500

.2500

2500

высота .....................................................

3030

2680

3300

Масса кранового оборудования, кг . . . .

660

1355

2800

Автомобили со съемными кузовами. Автомобили со съемными кузо­ вами получают все большее применение. Их достоинством является то, что на одном автомобиле можно устанавливать поочередно кузова различных типов. При этом простои в погрузочно-разгрузочных пунктах, эксплуатируемых с двумя-тремя оборотными съемными ку­ зовами, значительно сокращается.

Применяют различные типы съемных кузовов: крытые типа фургон, открытые для навалочных грузов, кузова-контейнеры, цистерны и др. При этом известно несколько систем для их установки на шасси авто­ мобиля и снятия с него: использование механизма подъема кузова и его опускания в виде портального крана, смонтированного на авто­ мобиле; установка и снятие кузова скользящим способом по направля­ ющим на шасси автомобиля при помощи силовых агрегатов (например, гидравлических плунжеров); применение откидывающихся или присо­ единяемых опор, на которые устанавливается предварительно подня­ тый кузов-контейнер идр. Наиболее распространена последняя систе­ ма. При этой системе автомобиль подъезжает под кузов при установке на шасси или выезжает из-под него при снятии с шасси. После заезда автомобиля под кузов, установленный на опорах, этот кузов опускается на раму автомобиля либо за счет опор, выполненных в виде домкратов, либо за счет поднимающейся при помощи гидравлических цилиндров дополнительной рамы.

В Москве, Ленинграде и других городах применяют автомобили небольшой и средней грузоподъемности со съемными кузовами-кон­ тейнерами, выполненными с откидывающимися или вставными опорами, на которые кузова-контейнеры устанавливаются после некоторого подъема их при помощи дополнительной рамы с гидравлическим цилин­ дром, смонтированным на раме автомобиля. Контейнеры предназна­ чены для перевозок преимущественно цемента, доставляемого на не­ большие строительные объекты, к ремонтируемым зданиям и т. д. Ку-

130