Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Т а б л и ц а

9

Коэффициент интенсив­

Себестоимость,

Выработка

Себестоимость

выгрузки 1

т

ности использования

машнно-смеиы, руб ’.

разгрузчика

гр у за разгрузчи ­

разгрузчика

за смену, т

ком, коп /т

 

 

 

0,1

10,14

56

18,0

 

0,2

10,66

112

9,5

 

0,3

11,19

168

6,7

 

0,4

11,71

224

5,2

 

0,5

12,23

280

4,4

 

0,6

12,76

336

3,8

 

0,7

13,28

392

3,4

 

0,8

13,80

443

3,1

 

0,9

14,33

504

2,8

 

1 ,0

14,85

560

2,6

 

В табл. 9 приведены данные о выработке за смену

и себестоимости

выгрузки 1т груза при эксплуатации самоходного разгрузчика А-107 с различным коэффициентом интенсивности использования.

Подсчитав значения себестоимости перевозки 1 т груза для авто­ мобиля-самосвала ЗРІЛ-585 и бортового автомобиля ЗИЛ-164 (обе мо­ дели автомобилей могут быть сравниваемыми, поскольку автомобильсамосвал ЗИЛ-585 выполнен на базе ЗИЛ-164) и суммируя значения себестоимости перевозок 1 т груза для автомобиля ЗИЛ-164 с себесто­ имостью разгрузки 1 т груза разгрузчиком А-107, используемым с различным коэффициентом интенсивности эксплуатации, получим ис­ ходные значения для определения области эффективного применения варианта «бортовой автомобиль в комплексе с разгрузчиком» (табл. 10).

По данным табл. 10 построен график (рис. 39). Поэтому графику оптимальный вариант выявляют следующим образом. Например, если известно, что объем поступления на данный пункт навалочных гру­ зов составляет 224 т в смену (что соответствует коэффициенту интен­ сивности использования разгрузчика 0,4), а расстояние перевозки со­ ставляет 5 км, то, сравнивая линию себестоимости доставки 1 т груза ав­

томобилем-самосвалом

(линия

1)

и линию

себестоимости доставки

1 т груза бортовым автомобилем,

разгружаемым разгрузчиком (линия

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

 

 

Коэффициент

 

Расстояния

перевозки , км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты доставки гр у за

интенсивности

5

10

15

25

35

50

использования

 

 

разгрузчи ка

С ебестоим ость доставки I

т груза

коп.

 

 

 

 

Автомобилем-самосвалом

 

33,0

58,0

83,0

133,0

183,0

258,0

ЗИЛ-585 (разгрузка само­

 

 

 

 

 

 

 

 

свальная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бортовым

автомобилем

0,2

 

38,5

58,1

77,8

114,5

155,1

213,5

ЗИЛ-164 (разгрузка само-

0,4

 

34,2

53,8

73,5

110,2

151,2

209,2

ходным

разгрузчиком

0,6

 

32,8

52,4

72,1

108,8

149,8

207,8

А-107)

 

0,8

 

32,1

51,7

71,4

108,1

149,1

207,1

 

 

1,0

 

31,6

51,2

70,9,

107,6

148,6

206,6

107


Рис. 39. Зависимость себестоимости транспортирования 1 т груза от расстояния перевозки:

/ — автомобилем-самосвалом ЗИЛ-585; 2 — бортовым автомобилем при разгрузке самоход­ ным разгрузчиком с коэффициентом интенсивности использования от 0,1 до 0,8

2) при указанном коэффициенте интенсивности, определяем, что ав­ томобили-самосвалы на этом расстоянии более экономичны. Однако, если расстояние перевозки составляет 10 км, то более эффективным вариантом являются перевозки бортовыми автомобилями, разгружа­ емыми разгрузчиками.

Глава XI

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ

§ 1. ЗЕРНОПОГРУЗЧИКИ

Зернопогрузчики относятся к машинам с рабочим органом непре­ рывного действия. Они предназначены для погрузки зерна в кузова автомобилей и прицепов, а также механического перелопачивания и формирования бунтов на полевых зерноочистительных и сушильных

108

токах. В колхозах и совхозах нашей страны наиболее широко распро­ странены зернопогрузчики с рабочим органом в виде скребкового кон­ вейера, размещаемого в стальном желобе, предназначенном для пере­ мещения зерна. В качестве питателя применяют либо аналогичные скребковые конвейеры, либо дисковые устройства. Привод рабочего органа у зернопогрузчиков бывает электромеханический и механиче­ ский.

Наиболее распространенным является з е р н о п о г р у з ч и к ЗПС-60. Он представляет собой самопередвижную машину на трехколес­ ном ходу с приводом рабочих органов и механизма самопередвижения от электродвигателя мощностью 7,5 кВт или двигателя внутреннего сгорания мощностью 8 л. с.

Рабочий орган зернопогрузчика состоит из питателя в виде двух поперечных скребковых транспортеров и грузонесущего устройства в виде двух продольных скребковых транспортеров, расположенных в желобах.

Погрузчик имеет механизм подъема и опускания питателя и цен­ трального транспортера.

Производительность зернопогрузчика — до 60 т/ч. Ширина зах­ вата — 520 мм. Скорости движения транспортеров: питателей — 0,67 м/с, продольных — 2,25 м/с; скорость передвижения разгруз­ чика: рабочая — 0,04 км/ч, транспортная — 0,6 км/ч. Ширина за­ хвата питателей — 5200 мм. Габаритные размеры в транспортном по­ ложении: длина — 5700 мм, ширина — 1820, высота — 3225 мм. Масса его — 940 кг.

Зернопогрузчик ЗПС-60 серийно выпускается отечественной про­ мышленностью и рекомендован как основной тип машины для погруз­ ки зерна в сельском хозяйстве.

З е р н о п о г р у з ч и к ЗПС-100 (рис. 40) используют, для по­ грузки зерна в автомобили и прицепы и перелопачивания его на откры­ тых токах и площадках как в полевых условиях, таки на заготови­ тельных пунктах. Он определяет собой самоходное шасси ДВСШ-16, на котором смонтированы: двухдисковый питатель 2, заборный скреб­ ковый транспортер 1, подвешенный на гидравлических цилиндрах, вы­ грузной ленточный транспортер 3, плита-основание, предназначенная для установки транспортеров, приводной вал, механизм поворота и гидравлические цилиндры подъема выгрузного транспортера.

Рабочий орган зернопогрузчика приводится в действие от двига­ теля самоходного шасси через карданный вал, пять цепных и три пары конических зубчатых передач, а захватные диски питателя от ведомой нижней звездочки скребкового транспортера через две пары винтовых зубчатых передач.

Механизм поворота выгрузного транспортера состоит из зубчатого сектора, сцепляющегося с шестерней на вертикальном валу опорной рамы транспортера, и гидравлического цилиндра. Угол поворота транс­ портера в горизонтальной плоскости составляет 180°, а угол подъема его изменяется от 10 до 28°.

Перед началом работы погрузчика при помощи гидравлических цилиндров опускают до уровня земли заборный механизм и включают

109


Рис. 40. Зернопогрузчик ЗПС-ЮО

в действие двухдисковый питатель и транспортеры. Вращаясь навстре­ чу друг другу, диски питателя захватывают и подают зерно на забор­ ный транспортер, который своими скребками перемещает зерно в за­ крытом желобе на ленточный транспортер, последний перемещает зер­ но в кузов автомобиля.

Краткая техническая характеристика зернопогрузчика ЗПС-100

Производительность, т/ч ......................................

до 100

Число оборотов диска в минуту ............................

27,4

Ширина захвата питателя, м м .................................

145

Ширина ленты транспортера, м м ........................

500

Скорость скребкового транспортера, м/с . . .

0,9

Скорость рабочего хода, км/ч .................................

1,75

Скорость транспортного перемещения, км/ч . .

до 13,7

Габаритные размеры (в рабочем положении), мм:

 

длина ....................................................................

6700

ширина ................................................................

1550

в ы с о т а ..................................................................

2500

Зернопогрузчик ЗПС-100 хотя и является более производительной машиной, чем зернопогрузчик ЗПС-60, выпускается в ограниченном количестве, поскольку его металлоемкость и стоимость значительно выше, чем у ЗПС-60.

§ 2. СВЕКЛОПОГРУЗЧИКИ

Свеклопогрузчики представляют собой самоходные машины с на­ весным рабочим оборудованием, приспособленным для погрузки кор­ ней свеклы и других.корнеплодов в полевых условиях из куч и кагатов.

Распространенным является с в е к л о п о г р у з ч и к СНТ-2,1. Навесное оборудование, смонтированное на базе трактора МТЗ-2, со-

стоит из: неподвижной рамы, жестко крепящейся к трактору; подвиж­ ной рамы, соединенной шарнирно с неподвижной рамой и опирающейся на копирующие колеса; продольного транспортера пруткового типа с кулачковым питателем и механическими вилами; поперечного транс­ портера пруткого типа.

Продольный транспортер, питатель и механические вилы смонти­ рованы на подвижной раме, поддерживаемой в транспортном положе­ нии подвесками рычагов гидравлического подъемника, при помощи которых она опускается или поднимается. Поперечный транспортер и узлы трансмиссии смонтированы на неподвижной раме.

Все рабочие механизмы свеклопогрузчика приводятся в действие от вала отбора мощности трактора. Рычаги управления механизмами расположены на рабочем месте тракториста.

Погрузку свеклы из куч и кагатов свеклопогрузчик производит

.при заднем ходе. Вращающийся кулачковый вал питателя погрузчика захватывает корни свеклы и подает их на продольный транспортер; одновременно механические вилы забирают корни с боковых частей рам и направляют их на продольный транспортер, с которого они по­ ступают на поперечный транспортер, предназначенный для подачи свеклы в транспортные средства.

Модернизированный свеклопогрузчик СНТ-2,1Б отличается от обычного наличием шнекового очистителя для освобождения корней свеклы от ботвы и земли. Эксплуатационная производительность свек­ лопогрузчика составляет около 170 т за смену.

Более совершенным является с в е к л о п о г р у з ч и к ГРС-50 (рис. 41), предложенный в качестве основной машины для сельского хозяйства взамен свеклопогрузчика СНТ-2,1. В конструктивном

1

Рис. 41. Свеклопогрузчик ГРС-50

111


оформлении свеклопогрузчик ГРС-50 напоминает свеклопогрузчик СОТ-40А, но отличается более высокими технико-эксплуатационными качествами. Он представляет собой самоходную машину с рабочим оборудованием, навешиваемым на колесные тракторы «Беларусь» всех

•модификаций, оборудованные гидравлической системой привода. На­ весное оборудование состоит из поперечного и продольных прутковых транспортеров, стрелы с грабельным захватом, активными боковыми щитками для подгребания корней свеклы с боков лотка, шнекового очистителя для отделения корней свеклы от земли и ботвы, основной и продольной рам.

Продольная рама в рабочем положении опирается на копирующие катки, а в транспортное положение поднимается гидравлическими цилиндрами. Наклон поперечного транспортера и управление грабель­ ным захватом осуществляется при помощи гидравлического привода. Продольный и поперечные транспортеры приводятся от вала отбора мощности трактора.

Перед погрузкой свеклы переднюю часть продольной рамы с транс­ портерами опускают и при движении трактора задним ходом подводят под кучу свеклы. После этого свекла грабельным захватом подается на лоток с продольными транспортерами, с которых она поступает на очистители, а затем на поперечный транспортер. Очищенная свекла с поперечного транспортера осыпается в кузов автомобиля или прице­ па.

Техническая производительность свеклопогрузчика — 50 т/ч. Ши­ рина захвата — 3300 мм. Масса навесного оборудования — 1650 кг. Свеклопогрузчик может быть использован для механизированной по­ грузки не только свеклы, но и початков кукурузы и других корне­ клубнеплодов.

Предложена конструкция универсального с в е к л о п о г р у з ­ ч и к а ПСР-50, отличающегося от свеклопогрузчика ГРС-50 возмож­ ностью его оснащения сменными рабочими органами для погрузки пес­ ка, глины, силоса, соломы и других грузов. Это достигается заменой обычной стрелы с грабельным захватом поворотной на 180° стрелой, к которой присоединяют грейфер, ковш и другие сменные грузозахват­ ные устройства. Свеклопогрузчик ПСР-50 является более сложной и более металлоемкой машиной, чем погрузчик ГРС-50.

§ 3. РАЗГРУЗЧИКИ-БУРТОУКЛАДЧИКИ

Промышленностью освоен серийный выпуск машин, предназна­ ченных для выгрузки сахарной свеклы из автомобилей и прицепов и одновременной ее укладки в кагаты или бурты. Эти машины называются разгрузчиками-буртоукладчиками. Их применяют в основном на свеклоперерабатывающих (сахарных) заводах.

Наиболее распространены р а з г р у з ч и к и-б у р т о у к л а д - ч и к и БУМ-У4М (рис. 42). Машина смонтирована на раме и состоит из разгружающего и укладывающего агрегатов, конструктивно объе­ диненных в одну систему.

112