Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
Коэффициент интенсив |
Себестоимость, |
Выработка |
Себестоимость |
|
выгрузки 1 |
т |
|||
ности использования |
машнно-смеиы, руб ’. |
разгрузчика |
гр у за разгрузчи |
|
разгрузчика |
за смену, т |
ком, коп /т |
|
|
|
|
|||
0,1 |
10,14 |
56 |
18,0 |
|
0,2 |
10,66 |
112 |
9,5 |
|
0,3 |
11,19 |
168 |
6,7 |
|
0,4 |
11,71 |
224 |
5,2 |
|
0,5 |
12,23 |
280 |
4,4 |
|
0,6 |
12,76 |
336 |
3,8 |
|
0,7 |
13,28 |
392 |
3,4 |
|
0,8 |
13,80 |
443 |
3,1 |
|
0,9 |
14,33 |
504 |
2,8 |
|
1 ,0 |
14,85 |
560 |
2,6 |
|
В табл. 9 приведены данные о выработке за смену |
и себестоимости |
выгрузки 1т груза при эксплуатации самоходного разгрузчика А-107 с различным коэффициентом интенсивности использования.
Подсчитав значения себестоимости перевозки 1 т груза для авто мобиля-самосвала ЗРІЛ-585 и бортового автомобиля ЗИЛ-164 (обе мо дели автомобилей могут быть сравниваемыми, поскольку автомобильсамосвал ЗИЛ-585 выполнен на базе ЗИЛ-164) и суммируя значения себестоимости перевозок 1 т груза для автомобиля ЗИЛ-164 с себесто имостью разгрузки 1 т груза разгрузчиком А-107, используемым с различным коэффициентом интенсивности эксплуатации, получим ис ходные значения для определения области эффективного применения варианта «бортовой автомобиль в комплексе с разгрузчиком» (табл. 10).
По данным табл. 10 построен график (рис. 39). Поэтому графику оптимальный вариант выявляют следующим образом. Например, если известно, что объем поступления на данный пункт навалочных гру зов составляет 224 т в смену (что соответствует коэффициенту интен сивности использования разгрузчика 0,4), а расстояние перевозки со ставляет 5 км, то, сравнивая линию себестоимости доставки 1 т груза ав
томобилем-самосвалом |
(линия |
1) |
и линию |
себестоимости доставки |
|||||
1 т груза бортовым автомобилем, |
разгружаемым разгрузчиком (линия |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
|
|
Коэффициент |
|
Расстояния |
перевозки , км |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Варианты доставки гр у за |
интенсивности |
5 |
10 |
15 |
25 |
35 |
50 |
||
использования |
|||||||||
|
|
разгрузчи ка |
С ебестоим ость доставки I |
т груза |
коп. |
||||
|
|
|
|
||||||
Автомобилем-самосвалом |
— |
|
33,0 |
58,0 |
83,0 |
133,0 |
183,0 |
258,0 |
|
ЗИЛ-585 (разгрузка само |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свальная) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бортовым |
автомобилем |
0,2 |
|
38,5 |
58,1 |
77,8 |
114,5 |
155,1 |
213,5 |
ЗИЛ-164 (разгрузка само- |
0,4 |
|
34,2 |
53,8 |
73,5 |
110,2 |
151,2 |
209,2 |
|
ходным |
разгрузчиком |
0,6 |
|
32,8 |
52,4 |
72,1 |
108,8 |
149,8 |
207,8 |
А-107) |
|
0,8 |
|
32,1 |
51,7 |
71,4 |
108,1 |
149,1 |
207,1 |
|
|
1,0 |
|
31,6 |
51,2 |
70,9, |
107,6 |
148,6 |
206,6 |
107
Рис. 39. Зависимость себестоимости транспортирования 1 т груза от расстояния перевозки:
/ — автомобилем-самосвалом ЗИЛ-585; 2 — бортовым автомобилем при разгрузке самоход ным разгрузчиком с коэффициентом интенсивности использования от 0,1 до 0,8
2) при указанном коэффициенте интенсивности, определяем, что ав томобили-самосвалы на этом расстоянии более экономичны. Однако, если расстояние перевозки составляет 10 км, то более эффективным вариантом являются перевозки бортовыми автомобилями, разгружа емыми разгрузчиками.
Глава XI
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
§ 1. ЗЕРНОПОГРУЗЧИКИ
Зернопогрузчики относятся к машинам с рабочим органом непре рывного действия. Они предназначены для погрузки зерна в кузова автомобилей и прицепов, а также механического перелопачивания и формирования бунтов на полевых зерноочистительных и сушильных
108
токах. В колхозах и совхозах нашей страны наиболее широко распро странены зернопогрузчики с рабочим органом в виде скребкового кон вейера, размещаемого в стальном желобе, предназначенном для пере мещения зерна. В качестве питателя применяют либо аналогичные скребковые конвейеры, либо дисковые устройства. Привод рабочего органа у зернопогрузчиков бывает электромеханический и механиче ский.
Наиболее распространенным является з е р н о п о г р у з ч и к ЗПС-60. Он представляет собой самопередвижную машину на трехколес ном ходу с приводом рабочих органов и механизма самопередвижения от электродвигателя мощностью 7,5 кВт или двигателя внутреннего сгорания мощностью 8 л. с.
Рабочий орган зернопогрузчика состоит из питателя в виде двух поперечных скребковых транспортеров и грузонесущего устройства в виде двух продольных скребковых транспортеров, расположенных в желобах.
Погрузчик имеет механизм подъема и опускания питателя и цен трального транспортера.
Производительность зернопогрузчика — до 60 т/ч. Ширина зах вата — 520 мм. Скорости движения транспортеров: питателей — 0,67 м/с, продольных — 2,25 м/с; скорость передвижения разгруз чика: рабочая — 0,04 км/ч, транспортная — 0,6 км/ч. Ширина за хвата питателей — 5200 мм. Габаритные размеры в транспортном по ложении: длина — 5700 мм, ширина — 1820, высота — 3225 мм. Масса его — 940 кг.
Зернопогрузчик ЗПС-60 серийно выпускается отечественной про мышленностью и рекомендован как основной тип машины для погруз ки зерна в сельском хозяйстве.
З е р н о п о г р у з ч и к ЗПС-100 (рис. 40) используют, для по грузки зерна в автомобили и прицепы и перелопачивания его на откры тых токах и площадках как в полевых условиях, таки на заготови тельных пунктах. Он определяет собой самоходное шасси ДВСШ-16, на котором смонтированы: двухдисковый питатель 2, заборный скреб ковый транспортер 1, подвешенный на гидравлических цилиндрах, вы грузной ленточный транспортер 3, плита-основание, предназначенная для установки транспортеров, приводной вал, механизм поворота и гидравлические цилиндры подъема выгрузного транспортера.
Рабочий орган зернопогрузчика приводится в действие от двига теля самоходного шасси через карданный вал, пять цепных и три пары конических зубчатых передач, а захватные диски питателя от ведомой нижней звездочки скребкового транспортера через две пары винтовых зубчатых передач.
Механизм поворота выгрузного транспортера состоит из зубчатого сектора, сцепляющегося с шестерней на вертикальном валу опорной рамы транспортера, и гидравлического цилиндра. Угол поворота транс портера в горизонтальной плоскости составляет 180°, а угол подъема его изменяется от 10 до 28°.
Перед началом работы погрузчика при помощи гидравлических цилиндров опускают до уровня земли заборный механизм и включают
109
Рис. 40. Зернопогрузчик ЗПС-ЮО
в действие двухдисковый питатель и транспортеры. Вращаясь навстре чу друг другу, диски питателя захватывают и подают зерно на забор ный транспортер, который своими скребками перемещает зерно в за крытом желобе на ленточный транспортер, последний перемещает зер но в кузов автомобиля.
Краткая техническая характеристика зернопогрузчика ЗПС-100
Производительность, т/ч ...................................... |
до 100 |
Число оборотов диска в минуту ............................ |
27,4 |
Ширина захвата питателя, м м ................................. |
145 |
Ширина ленты транспортера, м м ........................ |
500 |
Скорость скребкового транспортера, м/с . . . |
0,9 |
Скорость рабочего хода, км/ч ................................. |
1,75 |
Скорость транспортного перемещения, км/ч . . |
до 13,7 |
Габаритные размеры (в рабочем положении), мм: |
|
длина .................................................................... |
6700 |
ширина ................................................................ |
1550 |
в ы с о т а .................................................................. |
2500 |
Зернопогрузчик ЗПС-100 хотя и является более производительной машиной, чем зернопогрузчик ЗПС-60, выпускается в ограниченном количестве, поскольку его металлоемкость и стоимость значительно выше, чем у ЗПС-60.
§ 2. СВЕКЛОПОГРУЗЧИКИ
Свеклопогрузчики представляют собой самоходные машины с на весным рабочим оборудованием, приспособленным для погрузки кор ней свеклы и других.корнеплодов в полевых условиях из куч и кагатов.
Распространенным является с в е к л о п о г р у з ч и к СНТ-2,1. Навесное оборудование, смонтированное на базе трактора МТЗ-2, со-
стоит из: неподвижной рамы, жестко крепящейся к трактору; подвиж ной рамы, соединенной шарнирно с неподвижной рамой и опирающейся на копирующие колеса; продольного транспортера пруткового типа с кулачковым питателем и механическими вилами; поперечного транс портера пруткого типа.
Продольный транспортер, питатель и механические вилы смонти рованы на подвижной раме, поддерживаемой в транспортном положе нии подвесками рычагов гидравлического подъемника, при помощи которых она опускается или поднимается. Поперечный транспортер и узлы трансмиссии смонтированы на неподвижной раме.
Все рабочие механизмы свеклопогрузчика приводятся в действие от вала отбора мощности трактора. Рычаги управления механизмами расположены на рабочем месте тракториста.
Погрузку свеклы из куч и кагатов свеклопогрузчик производит
.при заднем ходе. Вращающийся кулачковый вал питателя погрузчика захватывает корни свеклы и подает их на продольный транспортер; одновременно механические вилы забирают корни с боковых частей рам и направляют их на продольный транспортер, с которого они по ступают на поперечный транспортер, предназначенный для подачи свеклы в транспортные средства.
Модернизированный свеклопогрузчик СНТ-2,1Б отличается от обычного наличием шнекового очистителя для освобождения корней свеклы от ботвы и земли. Эксплуатационная производительность свек лопогрузчика составляет около 170 т за смену.
Более совершенным является с в е к л о п о г р у з ч и к ГРС-50 (рис. 41), предложенный в качестве основной машины для сельского хозяйства взамен свеклопогрузчика СНТ-2,1. В конструктивном
1
Рис. 41. Свеклопогрузчик ГРС-50
111
оформлении свеклопогрузчик ГРС-50 напоминает свеклопогрузчик СОТ-40А, но отличается более высокими технико-эксплуатационными качествами. Он представляет собой самоходную машину с рабочим оборудованием, навешиваемым на колесные тракторы «Беларусь» всех
•модификаций, оборудованные гидравлической системой привода. На весное оборудование состоит из поперечного и продольных прутковых транспортеров, стрелы с грабельным захватом, активными боковыми щитками для подгребания корней свеклы с боков лотка, шнекового очистителя для отделения корней свеклы от земли и ботвы, основной и продольной рам.
Продольная рама в рабочем положении опирается на копирующие катки, а в транспортное положение поднимается гидравлическими цилиндрами. Наклон поперечного транспортера и управление грабель ным захватом осуществляется при помощи гидравлического привода. Продольный и поперечные транспортеры приводятся от вала отбора мощности трактора.
Перед погрузкой свеклы переднюю часть продольной рамы с транс портерами опускают и при движении трактора задним ходом подводят под кучу свеклы. После этого свекла грабельным захватом подается на лоток с продольными транспортерами, с которых она поступает на очистители, а затем на поперечный транспортер. Очищенная свекла с поперечного транспортера осыпается в кузов автомобиля или прице па.
Техническая производительность свеклопогрузчика — 50 т/ч. Ши рина захвата — 3300 мм. Масса навесного оборудования — 1650 кг. Свеклопогрузчик может быть использован для механизированной по грузки не только свеклы, но и початков кукурузы и других корне клубнеплодов.
Предложена конструкция универсального с в е к л о п о г р у з ч и к а ПСР-50, отличающегося от свеклопогрузчика ГРС-50 возмож ностью его оснащения сменными рабочими органами для погрузки пес ка, глины, силоса, соломы и других грузов. Это достигается заменой обычной стрелы с грабельным захватом поворотной на 180° стрелой, к которой присоединяют грейфер, ковш и другие сменные грузозахват ные устройства. Свеклопогрузчик ПСР-50 является более сложной и более металлоемкой машиной, чем погрузчик ГРС-50.
§ 3. РАЗГРУЗЧИКИ-БУРТОУКЛАДЧИКИ
Промышленностью освоен серийный выпуск машин, предназна ченных для выгрузки сахарной свеклы из автомобилей и прицепов и одновременной ее укладки в кагаты или бурты. Эти машины называются разгрузчиками-буртоукладчиками. Их применяют в основном на свеклоперерабатывающих (сахарных) заводах.
Наиболее распространены р а з г р у з ч и к и-б у р т о у к л а д - ч и к и БУМ-У4М (рис. 42). Машина смонтирована на раме и состоит из разгружающего и укладывающего агрегатов, конструктивно объе диненных в одну систему.
112