Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ну после заполнения ее до определенного уровня. Это достигается путем автоматического размыкания зажигания, вследствие чего двига тель автомобиля прекращает свою работу.
Разрежение в резервуаре, необходимое для загрузки его раствором, создается от впускного трубопровода двигателя при его работе, а дав ление, необходимое для выгрузки, — отработавшими газами. С этой целью впускной и выпускной трубопроводы двигателя соединены тру бопроводами с резервуаром цистерны, а на линии трубопроводов име ются вентили для переключения на режим загрузки (воздух из ре зервуара цистерны засасывается двигателем) или на режим выгрузки (отработавшие газы направляются из двигателя в резервуар цистерны). На выпускной магистрали имеется газоотборная коробка с заслонкой.
Для более полной и быстрой выгрузки раствора из резервуаров перед разгрузкой цистерны при помощи гидроподъемников могут наклонять ся под углом до 35°.
Саморазгружающиеся автопоезда для длинномерных грузов. Саморазгружающиеся автопоезда для длинномерных грузов могут обеспечить саморазгрузку этих грузов при помощи устройств с при нудительным приводом (отдвигателя автомобиля-тягача) либо без при
нудительного |
привода. |
СМ-2 впервые применен на |
А в т о п о е з д - м е т а л л о в о з |
||
Украине для |
перевозок металла, лесо- |
и пиломатериалов и других |
длинномерных грузов длиной от 6 до 15 м. Отличительной особенностью автопоезда является то, что грузовые площадки у него наклоняются путем их опускания под действием силы тяжести груза, без дополни тельного механического или гидравлического привода.
На автомобиле и прицепе установлены два одинаковых по конструк ции наклоняющихся устройства, действующие от веса груза при ос вобождении соответствующих фиксаторов. Его грузоподъемность —
8 т. Время разгрузки — 4—5 мин. |
Т-36, Т-38, Т-39 и Т-40 вы |
А в т о п о е з д а - м е т а л л о в о з ы |
|
полнены также без дополнительного привода. |
|
У автопоезда-металловоза Т-38 (рис. |
53) полуприцеп имеет три |
сбрасывателя, расположенные в поперечных металлических сварных
коробках и приспособленные для наклона на любую из боковых сто рон. Свободному наклону сбрасывателей препятствуют пружинные фиксаторы, установленные в углублениях поперечных коробок с каж дой стороны. Все фиксаторы посредством блоков соединены тросами с двумя валиками, которые могут вращаться рукояткой через храпо вой механизм. На сбрасывателях установлены откидные коники, удерживаемые цепями в вертикальном положении.
Процесс разгрузки происходит в следующей последовательности. Со стороны разгрузки размыкают цепи и откидывают коники вниз. После этого со стороны, противоположной разгрузке, вручную рукоят кой вращают валик, на который наматываются тросы, соединенные с фиксаторами со стороны разгрузки. Фиксаторы освобождают сбрасы ватели, и они под действием массы груза принимают наклонное поло жение, обеспечивая его разгрузку.
Металловозы Т-39 и Т-40 имеют телескопические дышла, обеспе чивающие возможность перевозки металла разной длины. Кроме того, роль фиксаторов у этих металловозов выполняет плоский поворотный рычаг, на выступы которого опирается сбрасыватель.
Грузоподъемность полуприцепа Т-40, выполненного для автомо биля-тягача ГАЗ-51П, составляет 4,5 т, грузоподъемность по луприцепов Т-38 и Т-39 (для автомобиля-тягача ЗИЛ-130В или КАЗ-608А) — 8 т.
П о л у п р и ц е п ы-м е т а л л о в о з ы УСПМ-8 и УСПМ-11 выполнены с принудительным (гидравлическим) приводом наклона сбрасывателей. Они предназначены для перевозки мелких профилей металлаи негабаритного листа длиной от 6 до 9 м (УСПМ-8) и перевоз ки металла длиной до 13 м (УСПМ-11). Полуприцепы обеих моделей имеют практически одинаковые конструкции. Они отличаются только по длине рамы и некоторым параметрам. Грузоподъемность полу прицепов 8 и Ют.
Рама полуприцепа состоит из двух продольных балок, соединенных четырьмя короткими, двумя средними и четырьмя длинными попереч ными швеллерами. Поперечные швеллеры служат в непосредственной опорой для груза. Длинные поперечины имеют по концам скосы и по крыты листовой сталью, образуя наклонные плоскости над колесами автопоезда, предназначенные для облегчения разгрузки груза и защи ты шин от ударов сбрасываемого металла. В передней части продоль ные балки изогнуты вверх под углом 90°, что позволяет установить предохранительный щит на полуприцепе. Снизу к раме приварены две люльки для установки гидравлических цилиндров.
Сбрасыватель состоит из двух балок, соединенных между собой сваркой при помощи двух проушин, двух прутковых связок и двух пластинчатых связок. В каждом сбрасывателе на осях смонтированы по шесть роликов, облегчающих разгрузку листового металла. В транс портном положении сбрасыватели расположены ниже верхней плос кости поперечины рамы, поэтому они находятся не под нагрузкой. На раме они замыкаются при помощи осей с ручками. Груз на полуп рицепе закрепляется при помощи двух стропольных цепей.
138
Оба гидравлических цилиндра соединены параллельно, давление масла в. них регулируется автоматически при помощи порционера, установленного на пути масла от масляного насоса к гидрав лическим подъемникам.
Для перевозок металла мелкими партиями в системе Главмосавтотранса изготовляют саморазгружающнеся автопоезда-металловозы с механическим и гидравлическим приводами самосвальных устройств.
§ 3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОПОГРУЗЧИКОВ
При определении области применения автомобилей-самопогрузчи ков важно выявить р а в н о ц е н н о е р а с с т о я н и е п е р е в о з к и , т. е. такое расстояние, при котором эффективность приме нения автомобиля-самопогрузчика и соответствующего автомобиля без грузоподъемного устройства (базового автомобиля) является оди наковой.
Применение автомобиля-самопогрузчика эффективнее базового автомобиля на расстояния, меньшие равноценного; на расстояниях более равноценного эффективнее применять базовый автомобиль.
Основным принципом определения равноценного расстояния пе ревозки является сравнение показателей эффективности автомоби ля-самопогрузчика и базового автомобиля, эксплуатируемого в оди наковых условиях, за исключением способа выполнения погрузочноразгрузочных операций.
Равноценное расстояние перевозки определяют по нескольким по казателям.
Определение равноценного расстояния по производительности под вижного состава. При определении равноценного расстояния перевоз ки по производительности аналитическим методом исходят из равенст ва производительностей базового автомобиля и автомобиля-самопог рузчика:
Тп ѵтßffo у |
Тя ѵт ßgc у |
/р-р ÜT ß^o |
|
где<7с и q0—соответственно грузоподъемность автомобиля-самопогруз чика и базового автомобиля, т;
tc и і0—соответственно время простоя под погрузкой-разгрузкой автомобиля-самопогрузчика и базового автомобиля, ч.
После соответствующих преобразований равноценное расстояние перевозки If будет
р __ (Go t D— Gp tc) ѵт ß
Go— Gс
где Gc и G0 — масса груза, перевозимого соответственно автомобилемсамопогрузчиком и базовым автомобилем (G = qy).
139
Если отношение массы перевозимого груза автомобилем-самопо грузчиком и базовым автомобилем обозначить через к, то равноценное расстояние перевозки можно определять по формуле
jV_ (/г/р У ит ß
Равноценное расстояние перевозки по производительности можно определить и графическим методом. Для этого необходимо в зависимо сти от расстояния перевозки построить кривые производительности для автомобилей-самопогрузчиков и базовых автомобилей, приняв одина ковые для них условия эксплуатации (за исключением времени простоя под погрузкой-разгрузкой и грузоподъемности, которые для автомоби ля-самопогрузчика и базового автомобиля будут иметь разные значе ния).
Определение равноценного расстояния по себестоимости перевоз ки 1 груза. Равноценное расстояние по себестоимости перевозки 1 т груза определяют исходя из равенства соответствующих формул для автомобиля-самопогрузчика и обычного автомобиля.
Следует учитывать, что при эксплуатации автомобилей-самопогруз чиков как переменные, так и постоянные расходы несколько возрас тают: переменные-— в результате увеличения затрат на ремонт, тех ническое обслуживание, смазочные материалы и- т. п.; постоянные —
за |
счет надбавки |
к заработной плате водителей и |
некоторого |
||
увеличения |
административно-управленческих |
расходов. |
Поэтому |
||
в |
формуле |
для |
определения себестоимости |
перевозки |
1 т гру |
за при эксплуатации автомобилей-самопогрузчиков постоянные и пе ременные расходы должны быть скорректированы на соответствующие коэффициенты. Для упрощения расчетов коэффициенты т, учитыва ющие увеличение заработной платы, постоянных и переменных рас ходов, можно принять одинаковыми.
Равноценное расстояние перевозки определяется из следующего равенства:
■-пер |
"Ч-Спо |
i v ^ +t °) + 3° |
|
Спер о + С по с ( |
й + 4 + Зв |
||
|
|
■т |
ß |
VЩ-ß |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Произведя соответствующие |
преобразования, |
получим |
|||||
|
|
^ |
_ |
Сңос с-г ß (wtc |
Щ -рЗд ß (/;г — k) |
||
|
|
|
|
|
(А —m) (Спер üT + Слое) |
||
где Зв — заработная плата водителя с начислениями, |
руб. |
Чтобы определить равноценное расстояние графическим методом, необходимо построить графики изменения себестоимости перевозки 1 т груза для обычного автомобиля и автомобиля-самопогрузчика в зависимости от длины ездки. Это равноценное расстояние будет вы ражаться точкой пересечения кривых себестоимости перевозки.
Определение равноценного расстояния по себестоимости транспор тирования I т груза. Важнейшим технико-экономическим показателем
140
при определении области эффективного применения автомобилейсамопогрузчиков или равноценного расстояния является себестои мость транспортирования 1 т груза, включающая себестоимость перевозки и себестоимость погрузки и разгрузки. Этот показатель учитывает все стороны транспортной работы самопогрузчиков.
Для определения себестоимости погрузки и выгрузки 1 т груза ав томобилями-самопогрузчиками необходимо правильно подсчитать дополнительные затраты по их эксплуатации. К ним относятся до полнительные амортизационные отчисления на восстановление, до полнительные расходы на все виды ремонтов и обслуживание, на топливо и смазочные материалы, дополнительная заработная плата водителя и лиц, участвующих в процессе работы грузоподъемного устройства, устанавливаемого на автомобиле. Правильно было бы учитывать затраты, связанные с потерей грузоподъемности базового автомобиля за счет массы этого устройства. Однако при определении себестоимости транспортирования 1 т груза относить затраты, связан ные с потерей грузоподъемности автомобиля, в общую сумму затрат по эксплуатации грузоподъемного устройства не следует, так как они отражаются на себестоимости перевозки 1 т груза.
Себестоимость погрузки или выгрузки 1 т груза автомобилем-само погрузчиком определяется делением суммы всех дополнительных за трат по эксплуатации самопогрузчиков на количество тонно-опера- ций, выполненных им за смену.
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вруч ную, следует определять исходя из расценок, приведенных в «Единых нормах выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складс кие погрузочно-разгрузочные работы», с учетом накладных расходов. При выполнении погрузочно-разгрузочных операций погрузочно-раз грузочными машинами себестоимость одной тонно-операции определяют исходя из себестоимости одного машино-часа и среднеэксплуатационной производительности машины в данных условиях. Методика опре деления себестоимости одного машино-часа приведена в гл. XVIII.
В табл. 14 помещены расчетные значения себестоимости одной тон но-операции, выполненной автомобилями-самопогрузчиками 4903, 4902 и 3715 в зависимости от расстояния перевозки. При выполнении
расчетов |
приняты: |
ѵт= 25 км/ч, |
ß = 0,5; |
у = 1, |
Т„ = |
8 ч. |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
||
Р ассто я |
Суммарные затраты по эксплуатации |
Себестоим ость |
одной |
тонио- |
|||
ние пе |
механизма самопогрузчика за смену, коп. |
|
операцни, коп. |
|
|||
ревозки, |
|
|
|
|
|
|
|
км |
4903 |
4902 |
3715 |
4903 |
4902 |
37 1 5 |
|
|
|||||||
5 |
1149,0 |
1047,0 |
1002,0 |
23,0 |
|
15,1 |
39,0 |
10 |
1004,0 |
933,0 |
904,5 |
32,0 |
22,8 |
45,6 |
|
15 |
937,5 |
883,0 |
858,0 |
41,8 |
30,4 |
57,5 |
|
25 |
875,0 |
840,0 |
814,0 |
61,0 |
45,5 |
81,5 |
|
35 |
845,0 |
821,0 |
791,0 |
80,5 |
60,7 |
105,0 |
|
50 |
822,0 |
804,0 |
771,5 |
110,0 |
83,7 |
140,0 |
|
75 |
804,0 |
792,0 |
755,0 |
157,0 |
122,0 |
204,0 |
|
100 |
795,0 |
785,5 |
748,0 |
204,0 |
160,0 |
300,0 |
141