Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ну после заполнения ее до определенного уровня. Это достигается путем автоматического размыкания зажигания, вследствие чего двига­ тель автомобиля прекращает свою работу.

Разрежение в резервуаре, необходимое для загрузки его раствором, создается от впускного трубопровода двигателя при его работе, а дав­ ление, необходимое для выгрузки, — отработавшими газами. С этой целью впускной и выпускной трубопроводы двигателя соединены тру­ бопроводами с резервуаром цистерны, а на линии трубопроводов име­ ются вентили для переключения на режим загрузки (воздух из ре­ зервуара цистерны засасывается двигателем) или на режим выгрузки (отработавшие газы направляются из двигателя в резервуар цистерны). На выпускной магистрали имеется газоотборная коробка с заслонкой.

Для более полной и быстрой выгрузки раствора из резервуаров перед разгрузкой цистерны при помощи гидроподъемников могут наклонять­ ся под углом до 35°.

Саморазгружающиеся автопоезда для длинномерных грузов. Саморазгружающиеся автопоезда для длинномерных грузов могут обеспечить саморазгрузку этих грузов при помощи устройств с при­ нудительным приводом (отдвигателя автомобиля-тягача) либо без при­

нудительного

привода.

СМ-2 впервые применен на

А в т о п о е з д - м е т а л л о в о з

Украине для

перевозок металла, лесо-

и пиломатериалов и других

длинномерных грузов длиной от 6 до 15 м. Отличительной особенностью автопоезда является то, что грузовые площадки у него наклоняются путем их опускания под действием силы тяжести груза, без дополни­ тельного механического или гидравлического привода.

На автомобиле и прицепе установлены два одинаковых по конструк­ ции наклоняющихся устройства, действующие от веса груза при ос­ вобождении соответствующих фиксаторов. Его грузоподъемность —

8 т. Время разгрузки — 4—5 мин.

Т-36, Т-38, Т-39 и Т-40 вы­

А в т о п о е з д а - м е т а л л о в о з ы

полнены также без дополнительного привода.

У автопоезда-металловоза Т-38 (рис.

53) полуприцеп имеет три

сбрасывателя, расположенные в поперечных металлических сварных


коробках и приспособленные для наклона на любую из боковых сто­ рон. Свободному наклону сбрасывателей препятствуют пружинные фиксаторы, установленные в углублениях поперечных коробок с каж­ дой стороны. Все фиксаторы посредством блоков соединены тросами с двумя валиками, которые могут вращаться рукояткой через храпо­ вой механизм. На сбрасывателях установлены откидные коники, удерживаемые цепями в вертикальном положении.

Процесс разгрузки происходит в следующей последовательности. Со стороны разгрузки размыкают цепи и откидывают коники вниз. После этого со стороны, противоположной разгрузке, вручную рукоят­ кой вращают валик, на который наматываются тросы, соединенные с фиксаторами со стороны разгрузки. Фиксаторы освобождают сбрасы ватели, и они под действием массы груза принимают наклонное поло­ жение, обеспечивая его разгрузку.

Металловозы Т-39 и Т-40 имеют телескопические дышла, обеспе­ чивающие возможность перевозки металла разной длины. Кроме того, роль фиксаторов у этих металловозов выполняет плоский поворотный рычаг, на выступы которого опирается сбрасыватель.

Грузоподъемность полуприцепа Т-40, выполненного для автомо­ биля-тягача ГАЗ-51П, составляет 4,5 т, грузоподъемность по­ луприцепов Т-38 и Т-39 (для автомобиля-тягача ЗИЛ-130В или КАЗ-608А) — 8 т.

П о л у п р и ц е п ы-м е т а л л о в о з ы УСПМ-8 и УСПМ-11 выполнены с принудительным (гидравлическим) приводом наклона сбрасывателей. Они предназначены для перевозки мелких профилей металлаи негабаритного листа длиной от 6 до 9 м (УСПМ-8) и перевоз­ ки металла длиной до 13 м (УСПМ-11). Полуприцепы обеих моделей имеют практически одинаковые конструкции. Они отличаются только по длине рамы и некоторым параметрам. Грузоподъемность полу­ прицепов 8 и Ют.

Рама полуприцепа состоит из двух продольных балок, соединенных четырьмя короткими, двумя средними и четырьмя длинными попереч­ ными швеллерами. Поперечные швеллеры служат в непосредственной опорой для груза. Длинные поперечины имеют по концам скосы и по­ крыты листовой сталью, образуя наклонные плоскости над колесами автопоезда, предназначенные для облегчения разгрузки груза и защи­ ты шин от ударов сбрасываемого металла. В передней части продоль­ ные балки изогнуты вверх под углом 90°, что позволяет установить предохранительный щит на полуприцепе. Снизу к раме приварены две люльки для установки гидравлических цилиндров.

Сбрасыватель состоит из двух балок, соединенных между собой сваркой при помощи двух проушин, двух прутковых связок и двух пластинчатых связок. В каждом сбрасывателе на осях смонтированы по шесть роликов, облегчающих разгрузку листового металла. В транс­ портном положении сбрасыватели расположены ниже верхней плос­ кости поперечины рамы, поэтому они находятся не под нагрузкой. На раме они замыкаются при помощи осей с ручками. Груз на полуп­ рицепе закрепляется при помощи двух стропольных цепей.

138


Оба гидравлических цилиндра соединены параллельно, давление масла в. них регулируется автоматически при помощи порционера, установленного на пути масла от масляного насоса к гидрав­ лическим подъемникам.

Для перевозок металла мелкими партиями в системе Главмосавтотранса изготовляют саморазгружающнеся автопоезда-металловозы с механическим и гидравлическим приводами самосвальных устройств.

§ 3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОПОГРУЗЧИКОВ

При определении области применения автомобилей-самопогрузчи­ ков важно выявить р а в н о ц е н н о е р а с с т о я н и е п е р е ­ в о з к и , т. е. такое расстояние, при котором эффективность приме­ нения автомобиля-самопогрузчика и соответствующего автомобиля без грузоподъемного устройства (базового автомобиля) является оди­ наковой.

Применение автомобиля-самопогрузчика эффективнее базового автомобиля на расстояния, меньшие равноценного; на расстояниях более равноценного эффективнее применять базовый автомобиль.

Основным принципом определения равноценного расстояния пе­ ревозки является сравнение показателей эффективности автомоби­ ля-самопогрузчика и базового автомобиля, эксплуатируемого в оди­ наковых условиях, за исключением способа выполнения погрузочноразгрузочных операций.

Равноценное расстояние перевозки определяют по нескольким по­ казателям.

Определение равноценного расстояния по производительности под­ вижного состава. При определении равноценного расстояния перевоз­ ки по производительности аналитическим методом исходят из равенст­ ва производительностей базового автомобиля и автомобиля-самопог­ рузчика:

Тп ѵтßffo у

Тя ѵт ßgc у

/р-р ÜT ß^o

 

где<7с и q0—соответственно грузоподъемность автомобиля-самопогруз­ чика и базового автомобиля, т;

tc и і0—соответственно время простоя под погрузкой-разгрузкой автомобиля-самопогрузчика и базового автомобиля, ч.

После соответствующих преобразований равноценное расстояние перевозки If будет

р __ (Go t D— Gp tc) ѵт ß

Go— Gс

где Gc и G0 — масса груза, перевозимого соответственно автомобилемсамопогрузчиком и базовым автомобилем (G = qy).

139


Если отношение массы перевозимого груза автомобилем-самопо­ грузчиком и базовым автомобилем обозначить через к, то равноценное расстояние перевозки можно определять по формуле

jV_ (/г/р У ит ß

Равноценное расстояние перевозки по производительности можно определить и графическим методом. Для этого необходимо в зависимо­ сти от расстояния перевозки построить кривые производительности для автомобилей-самопогрузчиков и базовых автомобилей, приняв одина­ ковые для них условия эксплуатации (за исключением времени простоя под погрузкой-разгрузкой и грузоподъемности, которые для автомоби­ ля-самопогрузчика и базового автомобиля будут иметь разные значе­ ния).

Определение равноценного расстояния по себестоимости перевоз­ ки 1 груза. Равноценное расстояние по себестоимости перевозки 1 т груза определяют исходя из равенства соответствующих формул для автомобиля-самопогрузчика и обычного автомобиля.

Следует учитывать, что при эксплуатации автомобилей-самопогруз­ чиков как переменные, так и постоянные расходы несколько возрас­ тают: переменные-— в результате увеличения затрат на ремонт, тех­ ническое обслуживание, смазочные материалы и- т. п.; постоянные —

за

счет надбавки

к заработной плате водителей и

некоторого

увеличения

административно-управленческих

расходов.

Поэтому

в

формуле

для

определения себестоимости

перевозки

1 т гру­

за при эксплуатации автомобилей-самопогрузчиков постоянные и пе­ ременные расходы должны быть скорректированы на соответствующие коэффициенты. Для упрощения расчетов коэффициенты т, учитыва­ ющие увеличение заработной платы, постоянных и переменных рас­ ходов, можно принять одинаковыми.

Равноценное расстояние перевозки определяется из следующего равенства:

■-пер

"Ч-Спо

i v ^ +t °) + 3°

 

Спер о + С по с (

й + 4 + Зв

 

 

■т

ß

VЩ-ß

 

 

 

 

 

 

 

Произведя соответствующие

преобразования,

получим

 

 

^

_

Сңос с-г ß (wtc

Щ -рЗд ß (/;г — k)

 

 

 

 

 

(А —m) (Спер üT + Слое)

где Зв — заработная плата водителя с начислениями,

руб.

Чтобы определить равноценное расстояние графическим методом, необходимо построить графики изменения себестоимости перевозки 1 т груза для обычного автомобиля и автомобиля-самопогрузчика в зависимости от длины ездки. Это равноценное расстояние будет вы­ ражаться точкой пересечения кривых себестоимости перевозки.

Определение равноценного расстояния по себестоимости транспор­ тирования I т груза. Важнейшим технико-экономическим показателем

140


при определении области эффективного применения автомобилейсамопогрузчиков или равноценного расстояния является себестои­ мость транспортирования 1 т груза, включающая себестоимость перевозки и себестоимость погрузки и разгрузки. Этот показатель учитывает все стороны транспортной работы самопогрузчиков.

Для определения себестоимости погрузки и выгрузки 1 т груза ав­ томобилями-самопогрузчиками необходимо правильно подсчитать дополнительные затраты по их эксплуатации. К ним относятся до­ полнительные амортизационные отчисления на восстановление, до­ полнительные расходы на все виды ремонтов и обслуживание, на топливо и смазочные материалы, дополнительная заработная плата водителя и лиц, участвующих в процессе работы грузоподъемного устройства, устанавливаемого на автомобиле. Правильно было бы учитывать затраты, связанные с потерей грузоподъемности базового автомобиля за счет массы этого устройства. Однако при определении себестоимости транспортирования 1 т груза относить затраты, связан­ ные с потерей грузоподъемности автомобиля, в общую сумму затрат по эксплуатации грузоподъемного устройства не следует, так как они отражаются на себестоимости перевозки 1 т груза.

Себестоимость погрузки или выгрузки 1 т груза автомобилем-само­ погрузчиком определяется делением суммы всех дополнительных за­ трат по эксплуатации самопогрузчиков на количество тонно-опера- ций, выполненных им за смену.

Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вруч­ ную, следует определять исходя из расценок, приведенных в «Единых нормах выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складс­ кие погрузочно-разгрузочные работы», с учетом накладных расходов. При выполнении погрузочно-разгрузочных операций погрузочно-раз­ грузочными машинами себестоимость одной тонно-операции определяют исходя из себестоимости одного машино-часа и среднеэксплуатационной производительности машины в данных условиях. Методика опре­ деления себестоимости одного машино-часа приведена в гл. XVIII.

В табл. 14 помещены расчетные значения себестоимости одной тон­ но-операции, выполненной автомобилями-самопогрузчиками 4903, 4902 и 3715 в зависимости от расстояния перевозки. При выполнении

расчетов

приняты:

ѵт= 25 км/ч,

ß = 0,5;

у = 1,

Т„ =

8 ч.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Р ассто я ­

Суммарные затраты по эксплуатации

Себестоим ость

одной

тонио-

ние пе­

механизма самопогрузчика за смену, коп.

 

операцни, коп.

 

ревозки,

 

 

 

 

 

 

 

км

4903

4902

3715

4903

4902

37 1 5

 

5

1149,0

1047,0

1002,0

23,0

 

15,1

39,0

10

1004,0

933,0

904,5

32,0

22,8

45,6

15

937,5

883,0

858,0

41,8

30,4

57,5

25

875,0

840,0

814,0

61,0

45,5

81,5

35

845,0

821,0

791,0

80,5

60,7

105,0

50

822,0

804,0

771,5

110,0

83,7

140,0

75

804,0

792,0

755,0

157,0

122,0

204,0

100

795,0

785,5

748,0

204,0

160,0

300,0

141