Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Вполне очевидно, что с увеличением расстояния перевозки себе стоимость одной тонно-операцни автомобилями-самопогрузчиками рез ко увеличивается. Это объясняется тем, что при увеличении расстоя ния перевозки выработка в тоннах автомобилями-самопогрузчиками уменьшается.
Себестоимость одной тонно-операции, выполненной погрузочноразгрузочными машинами (например, автопогрузчиками или автокра нами), зависит от величины грузооборота пункта или объема работ за смену. Для грузов массой в одном месте 1 т значения этого показа теля с учетом работы двух строполыциков приведены в табл. 15.
Т а б л и ц а 15
|
С ебестоим ость одной |
|
Себестоимость одной |
||
Г рузооборот |
тонно-операции, коп. |
Г рузооборот |
тош ю -операцнн, коп. |
||
|
|
|
|
||
пункта (объем |
|
|
пункта (объем |
|
|
работ машиной |
автом обиль |
авто п о гр у з |
работ машиной |
автом обиль |
автоп огру з |
за см ену), |
ный кран гр у |
чик гр у зо |
за см ену), |
ный кран гр у |
чик гр у зо |
т/см ен у |
зоподъем но |
подъемностью |
т/см ен у |
зоподъем но |
подъемностью |
|
стью 3 —5 т |
3—5 т |
|
стью 3—5 т |
3 —5 т |
70 |
36,5 |
36,0 |
15 |
144,0 |
140,0 |
50 |
48,0 |
47,2 |
10 |
212,0 |
206,0 |
25 |
89,1 |
87,1 |
5 |
417,0 |
406,0 |
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную себе стоимость одной тонно-операции при определенных значениях грузо оборота пункта также изменяется (увеличиваясь при уменьшении объ ема работ), поскольку при постоянных затратах на содержание груз чиков выработка их с уменьшением грузооборота пункта (например, с 20 до 5 т/смену) также уменьшается. Расчеты показывают, что для бригады грузчиков, состоявшей из 2 чел., себестоимость одной тон но-операции при грузообороте пункта 25т и выше составляет 43,5 коп., при 15т — 72,5 коп. и при Ю т — 109 коп.
Определив в заданных условиях себестоимость перевозки 1 т гру за для автомобилей-самопогрузчиков и базовых автомобилей и сум мируя полученные значения с соответствующими данными о себесто имости одной тонно-операции, можно определить суммарные расходы по доставке 1 т груза при различных расстояниях перевозки, грузо обороте обслуживаемых пунктов и способе выполнения погрузочноразгрузочных работ. Для упрощения расчетов можно не учитывать себестоимость погрузки 1 т груза, принимая при этом во внимание на иболее типичные условия эксплуатации автомобилей на перевозках тарно-штучных грузов, когда объем работ при отправлении грузов является значительным и затраты соответственно на погрузку во всех вариантах принимаются одинаковыми.
В табл. 16 приведена себестоимость транспортирования |
1 т груза |
||
для различных вариантов выполнения перевозки. По данным |
табл. 16 |
||
построен график (рис. |
54). Из табл. 16 и графика видно, что при не |
||
больших расстояниях |
перевозки груза |
автомобили-самопогрузчики |
|
по сравнению с базовыми автомобилями, |
разгружаемыми различными |
142
способами, обеспечивают снижение себестоимости транспортирования 1 т груза. При этом чем короче расстояние перевозки, тем эффек тивнее применение автомобилей-самопогрузчиков.
Вместе с тем область рационального применения и эффективность автомобилей-самопогрузчиков значительно различается также в зави симости от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ и грузооборота обслуживаемых пунктов. Так, при грузообороте пункта разгрузки, равном 50т/смену, применение автомобиля-самопогруз чика 4903 эффективнее бортового автомобиля ЗИЛ-130 с механизиро ванной разгрузкой автокраном на расстояниях до 13 км (см. рис. 54). С уменьшением грузооборота расстояние эффективного использования автомобилей-самопогрузчиков увеличивается и при 25 т/смену оно составляет 28 км, а при 10 т/смену — 67 км.
Аналогичная картина наблюдается при анализе различных спо собов транспортирования для самопогрузчиков 4902 и 3715.
При определении области рационального применения автомобилейсамопогрузчиков следует иметь в виду возможность применения простейших стационарных механизмов и устройств. В связи с неболь шой стоимостью и незначительными затратами по эксплуатации их ис пользование будет рациональным даже при небольшом объеме работ. Однако следует учитывать, что простейшие механизмы не исключают физический труд, и применение их возможно в пунктах хотя с неболь-
Т а б л и ц а 16
|
|
|
|
|
Варианты выполнения перевозок |
|
|
||||
|
|
|
|
|
бортовым автомоби |
бортовым автомобилем |
З И Л -І 30 |
||||
|
S X |
|
|
|
лем ЗИЛ- і 30 |
|
|||||
|
|
|
|
(р азгр у зк а вручную ) |
|
(р азгр у зк а |
автокраном) при |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
с ; > 4 « |
і ѣ |
|
при грузообороте |
грузообороте пункта, |
т/см ену |
|||||
|
я 0 . 0 |
|
пункта, т/см ену |
|
|
|
|
||||
|
\о UO |
• о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о о ■’*’ |
О |
О т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
z с |
Е |
j j |
|
|
|
25 и |
|
|
|
|
|
о о — |
о о 5 |
|
|
|
|
|
50 |
|||
|
н Z »а |
ь |
2 |
л |
5 |
ІО |
более |
5 |
ІО |
25 |
|
|
« <8 «3 |
« |
«з |
5 |
|
||||||
|
«tt О |
сз о Ы |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Штучные грузы массой 1000 кг |
|
|
||||
5 |
64,7 |
|
— |
|
264,3 |
155,3 |
89,8 |
455,6 |
250,6 |
127,7 |
86,6 |
15 |
143,4 |
|
— |
|
312,4 |
203,4 |
137,9 |
503,4 |
298,4 |
175,5 |
134,4 |
25 |
222,0 |
|
— |
|
366,6 |
257,6 |
192,1 |
551,5 |
346,5 |
' 223,6 |
182,5 |
50 |
420,3 |
|
— |
|
492,4 |
383,4 |
317,9 |
672,2 |
467,2 |
344,3 |
303,2 |
100 |
812,2 |
|
— |
744,6 |
635,5 |
570,1 |
911,0 |
706,0 |
583,1 |
542,0 |
|
|
|
|
|
|
Контейнеры массой брутто 2,5 т |
|
|
||||
5 |
— |
|
44,8 |
179,0 |
110,0 |
68,6 |
290,3 |
162,3 |
84,3 |
59,3 |
|
15 |
— |
108,1 |
227,0 |
158,0 |
116,6 |
338,4 |
210,4 |
132,4 |
107,4 |
||
25 |
— |
171,0 |
274,9 |
205,9 |
164,5 |
386,2 |
258,2 |
180,2 |
155,2 |
||
50 |
— |
329,3 |
394,8 |
325,8 |
284,4 |
506,1 |
378,0 |
300,1 |
275,1 |
||
100 |
— |
645,5 |
634,5 |
565,5 |
524,0 |
745,9 |
618,0 |
540,0 |
515,0 |
143
Рис. 54. Зависимость себестои мости транспортирования 1 т груза автомобилями-самопо грузчиками от расстояния пе ревозки:
1 — перевозка |
самопогрузчиком |
4903; 2 — перевозка |
бортовым авто |
мобилем ЗИЛ-130, разгрузка авто краном ■ (при различном объеме работ)
шим, но постоянным объемом работ. В пунктах с рассредоточенными постами работ часто рациональнее эксплуатировать автомобили-само погрузчики.
Таким образом, область рационального применения автомобилейсамопогрузчиков характеризуется следующими основными условиями: небольшими расстояниями перевозок груза; небольшим грузооборотом обслуживаемых пунктов; рассредоточенностью постов погрузки или разгрузки.
Чем меньше объем работ обслуживаемых пунктов, тем область ра ционального применения автомобилей с перегрузочными устройствами становится более обширной. Этому способствует не только то обстоя тельство, что при малом грузообороте неэффективно применение ста ционарных механизмов, но и то, что себестоимость одной тонно-опе- рации при ручном труде также повышается ввиду неполного использо вания рабочей силы.
В связи с этим автомобили-самопогрузчики эффективны, напри мер, в системе торговли, в коммунальном хозяйстве, где общее коли чество перерабатываемого груза на одном объекте во многих случа ях составляет 0,5—1,5 т за сутки.
§ 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОПОГРУЗЧИКОВ
Автомобили-самопогрузчики могут быть в составе баз или колонн механизации, а также в распоряжении автотранспортных предприятий. Эксплуатацию автомобилей-самопогрузчиков, находящихся в авто транспортных предприятиях, базах или колоннах механизации, орга низует отдел эксплуатации данного предприятия или базы, а при на личии централизованной диспетчерской службы (ЦДС) вопросы ор ганизации эксплуатации автомобилей-самопогрузчиков решает эта служба.
Выделение автомобилей-самопогрузчиков заказчику может быть заранее обусловлено в заключаемых между транспортной организа-
144
дней и заказчиками договорах, а также по разовым заявкам за казчика, в которых указывают тип автомобиля-самопогрузчика и от мечают условия его эксплуатации.
При наличии соответствующих условий транспортная организа ция может направлять автомобили-самопогрузчики грузовладельцам, даже если это не предусмотрено в заключенных договорах или заяв ках. В этом случае транспортная организация заранее предупреждает грузовладельца о том, что ему вместо обычных автомобилей будут пода ны автомобили-самопогрузчики, и о тех подготовительных меропри ятиях, которые должен выполнить клиент для обеспечения их нормаль ной работы.
Оперативное планирование и руководство работой автомобилейсамопогрузчиков на линии атотранспортные предприятия организуют так же, как и для обычных автомобилей. В соответствии со сменно-су точным планом на каждый автомобиль-самопогрузчик выписывают путевой лист для грузового автомобиля. При исполнении заказов ав томобилями-самопогрузчиками в разделе путевого листа «Выполне ние задания» в графах «Подпись грузоотправителя» и «Подпись грузо получателя», а также в товарно-транспортной накладной следует де
лать отметки |
«Самопогрузка» или «Саморазгрузка». |
Эти отметки |
служат основанием для расчетов между транспортной |
организацией |
|
и клиентом за |
выполненную работу. |
|
Путевые листы автомобилей-самопогрузчиков оформляют соглас но действующему положению и инструкции для путевого листа грузо вого автомобиля.
Управление грузоподъемным устройством автомобиля-самопогруз чика осуществляет водитель. Стропольные или другие вспомогатель ные работы, связанные с погрузочно-разгрузочными операциями, выполняют грузоотправитель и грузополучатель, в исключительных случаях водитель автомобиля-самопогрузчика.
Труд водителей, работающих на автомобилях-самопогрузчиках, оплачивают в соответствии с «Положением об оплате труда работников автомобильного транспорта». Автомобили-самопогрузчики относятся к специализированному подвижному составу, и поэтому тарифные ставки водителей являются более высокими, чем для обычных авто мобилей .
Плата за перевозку грузов на автомобилях-самопогрузчиках про изводится по действующим единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом, которыми предусмотрены расценки не только за^ перевозку грузов, но также и за погрузочно-разгрузочные работы.
При сдельной системе оплата за погрузочно-разгрузочные работы производится по общим расценкам за тонно-операции в зависимости от вида перегружаемого груза.
Почасовые расценки за пользование автомобилями-самопогруз чиками установлены на один машино-час работы. Эти расценки по сравнению с тарифами за пользование бортовыми автомобилями являются более высокими.
145
Глава XIV
КОНТЕЙНЕРНЫЙ И ПАКЕТНЫЙ СПОСОБЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
§1. КОНТЕЙНЕРНЫЙ СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Кконтейнерным перевозкам грузов относят такие перевозки, кото рые выполняются в транспортных приспособлениях, называемых
контейнерами. Грузовым контейнером называется элемент транспорт ного оборудования с постоянной технической характеристикой и до статочно прочный для повторного использования; специальной кон струкции, обеспечивающей удобную перевозку одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов; имеющий устройства, обеспечивающие быстрое выполнение погрузочно-разгру
зочных |
работ; приспособленный для легкой загрузки и выгрузки |
||
груза; имеющий объем 1 м3 и более. |
параметры контейнеров. |
||
Классификация, типы и |
основные |
||
По виду |
перевозимых грузов |
различают |
контейнеры универсальные |
испециальные.
Ун и в е р с а л ь н ы е контейнеры предназначены для различ ных штучных грузов, не требующих особых условий, за исключением защиты от атмосферных воздействий, при перевозке и хранении (тка ни, обувь, галантерея, метизы, консервы и т. п.).
С п е ц и а л и з и р о в а н н ы е |
контейнеры |
используют для |
|
доставки грузов |
определенной категории. Различают контейнеры для |
||
скоропортящихся |
грузов (изотермические — без |
принудительного |
охлаждения и контейнеры-рефрижераторы с устройством для принуди тельного охлаждения и поддержания определенной температуры в течение длительного времени), для сельскохозяйственных грузов (овощные контейнеры и др.), для наливных грузов (контейнерыцистерны и др.), для сыпучих и мелкокусковых грузов (в том числе для рудных концентратов), для стекла и огнеупоров и др.
Взависимости от массы брутто все контейнеры могут быть отнесены
ктрем группам: малотоннажные (массой брутто до 2 т), среднетоннажные (массой брутто свыше 2 до Ют) и крупнотоннажные (мас сой брутто 10 т и более). Контейнеры малотоннажные эксплуатиру ют преимущественно на автомобильном транспорте в прямом автомо бильном сообщении для перевозок грузов мелкими партиями; сред нетоннажные — используют в смешанном автомобильно-железнодо рожном сообщении, а также в прямом автомобильном сообщении; крупнотоннажные предназначены в основном для смешанных желез- нодорожно-водио-автомобильных, водно-автомобильных и железно дорожно-автомобильных перевозок грузов, поставляемые крупными партиями.
По конструкции контейнеры могут быть с жестким каркасом, сбор но-разборные (или складывающиеся), решетчатые и мягкие (т. е. изго товленные из мягких или эластичных материалов, например, резино-
146