Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
кордные или из неопрена и т. п.). По форме их изготавливают в боль
шинстве случаев прямоугольного сечения, однако |
известны также |
||
контейнеры-цистерны, контейнеры в виде усеченного конуса |
или |
||
усеченной пирамиды (с крышкой или без нее), |
шарообразные контей |
||
неры и др. |
контейнеры могут быть |
||
В зависимости от применяемого материала |
|||
металлические (в том числе стальные с использованием легких |
ме |
||
таллов, например, алюминия), деревометаллические, |
пластмассовые |
||
из неопрена и других полимерных материалов. |
|
|
|
Основными параметрами контейнеров являются номинальная мас са брутто (грузоподъемность контейнера плюс его масса), внутренний объем (емкость) и масса. К основным размерам контейнеров отно сятся: габаритные размеры (длина, ширина, высота), внутренние размеры, размеры дверного проема (у некоторых типов специализи рованных контейнеров могут быть размеры крышки или люка и др.).
Наиболее распространены универсальные контейнеры. В СССР в большом количестве внедрены контейнеры массой брутто 2,5(3,0) т. Их эксплуатируют как в смешанном автомобильно-железнодорожном, так ив прямом автомобильном сообщениях. Широко применяют также кон тейнеры массой брутто 5 т, являющиеся по своим внешним габаритным размерам кратными контейнеру массой брутто 2,5 т. Малотоннажные универсальные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т (рис. 55, а) используют только на автомобильном транспорте.
Получили значительные темпы развития перевозок грузов в круп нотоннажных универсальных контейнерах массой брутто 20т и более (рис. 55, б). Эти контейнеры предназначены для перевозок различных грузов, отправляемых повагоиными отправками, в прямом и смешанном сообщениях, на железнодорожном, морском и речном транспорте с уча стием автомобильного транспорта.
Типы и основные параметры универсальных контейнеров стандар тизированы. В табл. 17 приведены основные параметры и размеры уни версальных контейнеров, рекомендуемых для использования на авто мобильном транспорте в прямом сообщении (без передачи на другие виды транспорта), а также примерная структура контейнерного парка, рекомендуемого для автомобильного транспорта общего пользования.
Из числа специализированных контейнеров, применяемых в СССР, можно отметить следующие.
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
17 |
|
М асса брутто |
|
Габа рптные разм ер Ы , |
ММ |
С оответствую щ ая |
Удельный вес |
|
|
|
|
||||
контейнеров, |
|
|
|
м асса (ориенти |
в общем |
|
т . |
длина |
ширина |
высота |
ровочно), кг |
парке, |
% |
0,625 |
1000 |
1150 |
1700 |
200 |
12 |
|
1,25 |
1050 |
1800 |
2000 |
300 |
20 |
|
2,5(3,0) |
1325 |
2100 |
2400 |
550 |
35—40 |
|
5 |
2100 |
2650 |
2400 |
1000 |
20—25 |
|
10 |
2435 |
2990 |
2435 |
1500 |
5 |
|
20 |
2435 |
6055 |
2435 |
2100 |
3 |
|
147
К о н т е й н е р ы д л я р у д н ы х к о н ц е н т р а т о в ис пользуют преимущественно на железнодорожном транспорте. Их мас са брутто составляет 5 т и более, а габаритные размеры кратны желез нодорожным платформам. Полу
чивший |
применение |
контейнер |
КШМ-5 |
приспособлен |
для кранов |
и автопогрузчиков. |
|
|
Складные стенки |
контейнера |
крепятся на петлях, вращающихся относительно шарниров. Он может быть разгружен через откидываю щееся дно.
С б о р н о - р а з б о р н ы е к о н т е й н е р ы д л я к а р т о ф е л я изготавливают из пяти взаимозаменяемых щитов, соеди няемых между собой петлями и затворками. Каркас щитов — ме-
Рис. 55. Универсальные кон тейнеры
148
таллический из углов железа, обшивка—решетчатая из дерева. Масса
брутто таких контейнеров составляет |
в пределах 0,5 т. |
С а м о р а з г р у ж а ю щ и е с я |
к о н т е й н е р ы (рис. 56, а) |
для неслеживающихся сыпучих материалов изготавливают с одним или двумя боковыми разгрузочными люками, закрываемыми крышками. Благодаря тому, что днище контейнера выполнено наклонным, сыпу чие материалы при открытии боковых люков высыпаются из контей нера через эти люки. Масса люка контейнера— 4—5 т. Достоинством саморазгружающихся контейнеров является обеспечение саморазгруз ки содержимого контейнеров без применения каких-либо грузоподъем ных механизмов.
Э л а с т и ч н ы е к о н т е й н е р ы (рис. 56, б) применяют для транспортирования порошкообразных и пылевидных грузов, а также различных жидкостей. Их изготавливают из неопрена, полиэтилена, нейлоновой ткани и других синтетических материалов. Преимущест вами эластичных контейнеров являются незначительная масса (коэф фициент тары у них в 6 раз меньше,' чем у обычных контейнеров и со-
149
ставляет 3—5%), способность к складыванию в порожнем состоянии в компактный пакет, благодаря чему значительно упрощается и уде шевляется их возврат.
Контейнеры заполняют через отверстие, расположенное в верхней части, материалы из контейнеров выгружаются через отверстие, на ходящееся внизу и закрываемое специальным устройством. Контей неры оборудованы грузозахватным кольцом, прикрепляемым к проч
ному тяговому поясу. |
(рис. 56, а) представляют |
П о л у ж е с т к не к о и т е й н е р ы |
|
собой конструкции, состоящие из жестких |
элементов (как правило, |
крышки и днища) и мягких (боковых стенок). Используют полужесткие контейнеры массой брутто 2 т с внутренним объемом 1,5 м3, диаметром 1200 мм и высотой: в груженом состоянии — 1500 мм, в по рожнем —300 мм.
Контейнер состоит из двух металлических дисков, соединенных оболочкой в виде цилиндра. На верхнем диске имеется загрузочный люк и четыре кольца для строповки. В нижнем диске предусмотрены два разгрузочных люка с прорезиненными рукавами. Собственная масса контейнера — 100 кг.
Д л я п е р е в о з о к х л е б а и х л е б о б у л о ч н ы х и з д е л и й (рис. 56, г) применяют специализированные контейнеры, оборудованные устройствами для загрузки лотков. Такие контейнеры имеют двойные стенки, пространство между которыми заполнено теп лоизоляционным материалом. Контейнеры для перевозок хлебобулоч ных изделий могут быть оборудованы колесиками диаметром до 120 мм, позволяющими доставлять контейнер к рабочему месту без применения каких-либо грузоподъемных механизмов. Масса брутто таких контей неров составляет 0,5 т. Габаритные размеры: длина и ширина — по 1050 мм, высота — 1150 мм. При этих габаритных размерах разме щается 16 стандартных лотков.
Применение контейнеров для хлебобулочных изделий позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные операции при доставке хлеба с хлебозаводов в магазины, а также сохранить качество свеже испеченного хлеба в течение 10—12 ч.
К о н т е й н е р ы д л я п е р е в о з к и п о ч т о в ы х п о с ы л о к оборудованы ходовым устройством, выполненным в виде тележки с тормозным приспособлением, сблокированным с фиксатором рукоят ки; при переводе рукоятки в вертикальное положение происходит за тормаживание передних колес, гарантирующее устойчивость контей неров при движении автомобилей. Контейнер вмещает 60—80 посы лок. Масса брутто контейнера —650 кг, габаритные размеры: длина — 1850 мм, ширина — 937 мм, высота — 1762 мм.
И з о т е р м и ч е с к и е к о н т е й н е р ы используют для пе ревозки автомобильным транспортом скоропортящихся продуктов (фасованное мясо и мясные изделия, молочные изделия и др.) в торго вую сеть и пункты общественного питания, где размер партий состав ляет, как правило, 250—350 кг.
Контейнер состоит из деревянного каркаса с термоизоляцией и металлической обшивки. Охлаждение содержащегося в контейнере
150
груза осуществляется при помощи твердой углекислоты, загружаемой в потолочный резервуар. Внутри контейнера предусмотрены шесть решетчатых полок. Масса брутто контейнера — 500 кг, собственная масса— 170 кг, габаритные размеры: 960 X 800 X 1670 мм.
Транспортный процесс и механизация погрузочно-разгрузочных работ при контейнерных перевозках. Перевозки грузов в контейнерах могут быть организованы при условии наличия у отправителей и по лучателей соответствующих погрузочно-разгрузочных машин (кранов, автопогрузчиков и др.). При контейнерных перевозках в смешанном сообщении в перегрузочных пунктах (на железнодорожных станциях, в портах и пристанях) имеются контейнерные площадки, оборудован ные грузоподъемными машинами, проездами для автомобилей, дис петчерскими пунктами и другими устройствами.
На железнодорожном транспорте открыто около 1100 контейнерных площадок, оснащенных современными средствами механизации погру зочно-разгрузочных операций с контейнерами. Большинство их обору дованы козловыми самомонтирующимися кранами грузоподъемностью 5—10 т. На некоторых станциях на контейнерных площадках имеются железнодорожные краны, автокраны, автопогрузчики, а в отдельных случаях при значительном объеме работ — мостовые краны.
Контейнерные перевозки широко внедряются и в смешанном авто мобильно-водном и автомобильно-водно-железнодорожном сообщениях. При этом погрузочно-разгрузочные операции в портах и на пристанях выполняют, как правило, портальными кранами.
Контейнерные площадки устраивают открытые, низкие с асфаль тобетонным, асфальтовым, булыжным, из каменной брусчатки или с щебеночным покрытием, имеющие продольный или поперечный уклон, равный 2—5%.
Контейнеры на площадке расстанавливают в несколько рядов. Между рядами устраивают проходы шириной 0,6 м для строполыциков и весовщиков. Через каждые 25—45 м предусматривают поперечные проезды шириной 4 м, необходимые для подачи автомобилей и обеспече ния противопожарной безопасности.
Контейнерные площадки разделяют на участки, специализирован ные по прибытию, отправлению и по назначению. Отдельные участки по назначению могут иметь постоянную специализацию. Размеры участ ков определяются объемом перевозок или работ.
у |
При автомобильных перевозках погрузку и разгрузку контейнеров |
отправителей и получателей целесообразно выполнять со снятием |
|
с |
автомобиля, применяя соответствующие средства механизации |
(рис. 57).
На крупных предприятиях и торгово-оптовых базах создают о б- м е н н ы е к о н т е й н е р н ы е п у н к ты. В отдельных случаях создают кустовые обменные контейнерные пункты, предназначенные для обслуживания нескольких грузовладельцев, расположенных в данном микрорайоне.
Обменные, пункты располагают определенным обменным фондом контейнеров. Они осуществляют весь комплекс работы по организации завоза и вывоза контейнеров, полное транспортно-экспедиционное
151
обслуживание грузополучателей и грузоотправителей и механизацию погрузочно-разгрузочных операций. Наиболее удобными машинами для обменных контейнерных пунктов являются автопогрузчики с без блочной стрелой или автокраны.
Обменные контейнерные пункты вследствие предварительного за полнения грузом контейнеров у грузоотправителей и освобождения контейнера от груза у получателей в отсутствие транспортных средств, а также ввиду предварительного оформления документов по зволяют значительно повысить производительность автомобилей путем сокращения их простоев под погрузочно-разгрузочными операциями.
При использовании автомобилей-тягачей с оборотными полупри цепами на обменных контейнерных пунктах, а также и на перегрузоч ных площадках транспортный процесс может быть организован с пред варительной погрузкой контейнеров на полуприцепы в отсутствие автомобиля-тягача. В данном случае простои автомобиля-тягача в этих пунктах являются минимальными, т. е. не свыше 3—5 мин.
152
Рис. 57. Основные схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ с контей нерами:
а — погрузка |
или разгрузка крупнотоннажных контейнеров козловым |
краном, |
||
выгрузка груза |
из контейнера вилочным погрузчиком; б — применение |
автокра |
||
нов и |
автопогрузчиков |
с безблочной стрелой для погрузки и разгрузки контей |
||
неров; |
в — применение |
автомобилей-самопогрузчиков для погрузки, перевозки и |
разгрузки контейнеров; г — применение средств простейшей механизации для по грузки и разгрузки автомобильных контейнеров; д — погрузочно-разгрузочные операции с эластичными или полужесткими контейнерами
Многие контейнерные площадки и наиболее крупные обменные кон' тейнерные пункты оборудуют современными средствами связи (радио телефонная связь, система телевидения), позволяющей обеспечить чет кое взаимодействие подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин, занятых перевозками и выполнением грузоподъемных операций с контейнерами. При наличии такой связи диспетчер постоянно распо лагает сведениями о загрузке каждой погрузочно-разгрузочной маши ны (поста) на площадке и, поддерживая контакт с автотранспортной организацией (или автотранспортным предприятием), а в отдельных случаях и с автомобилями, выполняющими перевозки контейнеров, может своевременно регулировать их работу.
На автомобильном транспорте контейнерные перевозки организуют и в прямом автомобильном сообщении (городские, пригородные и меж дугородные перевозки). При таких городских и пригородных перевоз ках грузоотправителями являются торгово-оптовые базы, промышлен ные предприятия, склады снабженческо-сбытовых контор, а грузопо
153
лучателями — розничная торговая сеть, отдельные предприятия и ор ганизации.
Применение контейнеров для перевозок промышленных и продо вольственных товаров позволяет усовершенствовать систему завоза этих товаров потребителям, организовать заблаговременную подготов ку груза, механизировать погрузочно-разгрузочные операции (благо даря чему простои автомобилей под погрузкой-разгрузкой значитель
но |
сокращаются), способствует внедрению кольцевого завоза товаров |
|
и упрощению |
транспортно-экспедиционных операций. |
|
на |
Для организации междугородных перевозок грузов в контейнерах |
|
грузовых |
автостанциях создают контейнерные площадки. Гру |
зовые автостанции в этих случаях организуют доставку порожних, сбор и развоз груженых контейнеров в пределах данного города или района, выполняют на своей территории необходимые погрузочно-раз грузочные операции, рассортировку н подбор комплектов контейнеров для загрузки автопоездов большой грузоподъемности, следующих по ма гистралям, прием автопоездов с контейнерами, прибывшими из других пунктов. Погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами на грузовых автостанциях выполняют козловыми кранами, автопогрузчиками или автокранами грузоподъемностью 3—5 т и т. п.
Сбор и развоз контейнеров в пределах города может быть орга низован с использованием автомобилей-самопогрузчиков кранового типа, позволяющих механизировать операции по установке п снятию контейнеров с автомобиля при отсутствии погрузочно-разгрузочных машин у грузовладельцев.
В системе автомобильного транспорта в крупных городах могут быть созданы специализированные предприятия типа «Автотранскон тейнер», имеющие в своем распоряжении значительный парк различ ных типов контейнеров, подвижной состав для контейнерных перево зок и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. Распола гая необходимым комплексом технических средств для контейнерных перевозок, специализированные автотранспортные предприятия та кого типа организуют доставку грузов в контейнерах своими силами и средствами в городском и пригородном сообщении при полной коорди нации работы погрузочно-разгрузочных машин и автомобилей.
В небольших городах парк контейнеров может быть в распоряжении любого автотранспортного предприятия, выполняющего перевозки контейнерных грузов.
Используемые в прямом автомобильном сообщении универсальные контейнеры могут принадлежать как автотранспортным предприятиям и организациям, так и грузовладельцам. Специальные контейнеры должны быть в распоряжении в основном грузовладельцев.
Представляет интерес опыт организации и внедрения контейнерных перевозок грузов в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Министерство создало специализированное хозрасчетное рес публиканское объединение «Росавтоконтейнер», имеющее на своем ба лансе контейнерный парк Министерства. Объединение передает кон тейнеры в аренду автотранспортным предприятиям по утвержденным тарифным расценкам, построенным в зависимости от типа, массы брутто
154