Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кордные или из неопрена и т. п.). По форме их изготавливают в боль­

шинстве случаев прямоугольного сечения, однако

известны также

контейнеры-цистерны, контейнеры в виде усеченного конуса

или

усеченной пирамиды (с крышкой или без нее),

шарообразные контей­

неры и др.

контейнеры могут быть

В зависимости от применяемого материала

металлические (в том числе стальные с использованием легких

ме­

таллов, например, алюминия), деревометаллические,

пластмассовые

из неопрена и других полимерных материалов.

 

 

 

Основными параметрами контейнеров являются номинальная мас­ са брутто (грузоподъемность контейнера плюс его масса), внутренний объем (емкость) и масса. К основным размерам контейнеров отно­ сятся: габаритные размеры (длина, ширина, высота), внутренние размеры, размеры дверного проема (у некоторых типов специализи­ рованных контейнеров могут быть размеры крышки или люка и др.).

Наиболее распространены универсальные контейнеры. В СССР в большом количестве внедрены контейнеры массой брутто 2,5(3,0) т. Их эксплуатируют как в смешанном автомобильно-железнодорожном, так ив прямом автомобильном сообщениях. Широко применяют также кон­ тейнеры массой брутто 5 т, являющиеся по своим внешним габаритным размерам кратными контейнеру массой брутто 2,5 т. Малотоннажные универсальные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т (рис. 55, а) используют только на автомобильном транспорте.

Получили значительные темпы развития перевозок грузов в круп­ нотоннажных универсальных контейнерах массой брутто 20т и более (рис. 55, б). Эти контейнеры предназначены для перевозок различных грузов, отправляемых повагоиными отправками, в прямом и смешанном сообщениях, на железнодорожном, морском и речном транспорте с уча­ стием автомобильного транспорта.

Типы и основные параметры универсальных контейнеров стандар­ тизированы. В табл. 17 приведены основные параметры и размеры уни­ версальных контейнеров, рекомендуемых для использования на авто­ мобильном транспорте в прямом сообщении (без передачи на другие виды транспорта), а также примерная структура контейнерного парка, рекомендуемого для автомобильного транспорта общего пользования.

Из числа специализированных контейнеров, применяемых в СССР, можно отметить следующие.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

М асса брутто

 

Габа рптные разм ер Ы ,

ММ

С оответствую щ ая

Удельный вес

 

 

 

контейнеров,

 

 

 

м асса (ориенти­

в общем

т .

длина

ширина

высота

ровочно), кг

парке,

%

0,625

1000

1150

1700

200

12

 

1,25

1050

1800

2000

300

20

 

2,5(3,0)

1325

2100

2400

550

35—40

5

2100

2650

2400

1000

20—25

10

2435

2990

2435

1500

5

 

20

2435

6055

2435

2100

3

 

147


К о н т е й н е р ы д л я р у д н ы х к о н ц е н т р а т о в ис­ пользуют преимущественно на железнодорожном транспорте. Их мас­ са брутто составляет 5 т и более, а габаритные размеры кратны желез­ нодорожным платформам. Полу­

чивший

применение

контейнер

КШМ-5

приспособлен

для кранов

и автопогрузчиков.

 

Складные стенки

контейнера

крепятся на петлях, вращающихся относительно шарниров. Он может быть разгружен через откидываю­ щееся дно.

С б о р н о - р а з б о р н ы е к о н т е й н е р ы д л я к а р т о ­ ф е л я изготавливают из пяти взаимозаменяемых щитов, соеди­ няемых между собой петлями и затворками. Каркас щитов — ме-

Рис. 55. Универсальные кон­ тейнеры

148

таллический из углов железа, обшивка—решетчатая из дерева. Масса

брутто таких контейнеров составляет

в пределах 0,5 т.

С а м о р а з г р у ж а ю щ и е с я

к о н т е й н е р ы (рис. 56, а)

для неслеживающихся сыпучих материалов изготавливают с одним или двумя боковыми разгрузочными люками, закрываемыми крышками. Благодаря тому, что днище контейнера выполнено наклонным, сыпу­ чие материалы при открытии боковых люков высыпаются из контей­ нера через эти люки. Масса люка контейнера— 4—5 т. Достоинством саморазгружающихся контейнеров является обеспечение саморазгруз­ ки содержимого контейнеров без применения каких-либо грузоподъем­ ных механизмов.

Э л а с т и ч н ы е к о н т е й н е р ы (рис. 56, б) применяют для транспортирования порошкообразных и пылевидных грузов, а также различных жидкостей. Их изготавливают из неопрена, полиэтилена, нейлоновой ткани и других синтетических материалов. Преимущест­ вами эластичных контейнеров являются незначительная масса (коэф­ фициент тары у них в 6 раз меньше,' чем у обычных контейнеров и со-

149

ставляет 3—5%), способность к складыванию в порожнем состоянии в компактный пакет, благодаря чему значительно упрощается и уде­ шевляется их возврат.

Контейнеры заполняют через отверстие, расположенное в верхней части, материалы из контейнеров выгружаются через отверстие, на­ ходящееся внизу и закрываемое специальным устройством. Контей­ неры оборудованы грузозахватным кольцом, прикрепляемым к проч­

ному тяговому поясу.

(рис. 56, а) представляют

П о л у ж е с т к не к о и т е й н е р ы

собой конструкции, состоящие из жестких

элементов (как правило,

крышки и днища) и мягких (боковых стенок). Используют полужесткие контейнеры массой брутто 2 т с внутренним объемом 1,5 м3, диаметром 1200 мм и высотой: в груженом состоянии — 1500 мм, в по­ рожнем —300 мм.

Контейнер состоит из двух металлических дисков, соединенных оболочкой в виде цилиндра. На верхнем диске имеется загрузочный люк и четыре кольца для строповки. В нижнем диске предусмотрены два разгрузочных люка с прорезиненными рукавами. Собственная масса контейнера — 100 кг.

Д л я п е р е в о з о к х л е б а и х л е б о б у л о ч н ы х и з ­ д е л и й (рис. 56, г) применяют специализированные контейнеры, оборудованные устройствами для загрузки лотков. Такие контейнеры имеют двойные стенки, пространство между которыми заполнено теп­ лоизоляционным материалом. Контейнеры для перевозок хлебобулоч­ ных изделий могут быть оборудованы колесиками диаметром до 120 мм, позволяющими доставлять контейнер к рабочему месту без применения каких-либо грузоподъемных механизмов. Масса брутто таких контей­ неров составляет 0,5 т. Габаритные размеры: длина и ширина — по 1050 мм, высота — 1150 мм. При этих габаритных размерах разме­ щается 16 стандартных лотков.

Применение контейнеров для хлебобулочных изделий позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные операции при доставке хлеба с хлебозаводов в магазины, а также сохранить качество свеже­ испеченного хлеба в течение 10—12 ч.

К о н т е й н е р ы д л я п е р е в о з к и п о ч т о в ы х п о с ы ­ л о к оборудованы ходовым устройством, выполненным в виде тележки с тормозным приспособлением, сблокированным с фиксатором рукоят­ ки; при переводе рукоятки в вертикальное положение происходит за­ тормаживание передних колес, гарантирующее устойчивость контей­ неров при движении автомобилей. Контейнер вмещает 60—80 посы­ лок. Масса брутто контейнера —650 кг, габаритные размеры: длина — 1850 мм, ширина — 937 мм, высота — 1762 мм.

И з о т е р м и ч е с к и е к о н т е й н е р ы используют для пе­ ревозки автомобильным транспортом скоропортящихся продуктов (фасованное мясо и мясные изделия, молочные изделия и др.) в торго­ вую сеть и пункты общественного питания, где размер партий состав­ ляет, как правило, 250—350 кг.

Контейнер состоит из деревянного каркаса с термоизоляцией и металлической обшивки. Охлаждение содержащегося в контейнере

150


груза осуществляется при помощи твердой углекислоты, загружаемой в потолочный резервуар. Внутри контейнера предусмотрены шесть решетчатых полок. Масса брутто контейнера — 500 кг, собственная масса— 170 кг, габаритные размеры: 960 X 800 X 1670 мм.

Транспортный процесс и механизация погрузочно-разгрузочных работ при контейнерных перевозках. Перевозки грузов в контейнерах могут быть организованы при условии наличия у отправителей и по­ лучателей соответствующих погрузочно-разгрузочных машин (кранов, автопогрузчиков и др.). При контейнерных перевозках в смешанном сообщении в перегрузочных пунктах (на железнодорожных станциях, в портах и пристанях) имеются контейнерные площадки, оборудован­ ные грузоподъемными машинами, проездами для автомобилей, дис­ петчерскими пунктами и другими устройствами.

На железнодорожном транспорте открыто около 1100 контейнерных площадок, оснащенных современными средствами механизации погру­ зочно-разгрузочных операций с контейнерами. Большинство их обору­ дованы козловыми самомонтирующимися кранами грузоподъемностью 5—10 т. На некоторых станциях на контейнерных площадках имеются железнодорожные краны, автокраны, автопогрузчики, а в отдельных случаях при значительном объеме работ — мостовые краны.

Контейнерные перевозки широко внедряются и в смешанном авто­ мобильно-водном и автомобильно-водно-железнодорожном сообщениях. При этом погрузочно-разгрузочные операции в портах и на пристанях выполняют, как правило, портальными кранами.

Контейнерные площадки устраивают открытые, низкие с асфаль­ тобетонным, асфальтовым, булыжным, из каменной брусчатки или с щебеночным покрытием, имеющие продольный или поперечный уклон, равный 2—5%.

Контейнеры на площадке расстанавливают в несколько рядов. Между рядами устраивают проходы шириной 0,6 м для строполыциков и весовщиков. Через каждые 25—45 м предусматривают поперечные проезды шириной 4 м, необходимые для подачи автомобилей и обеспече­ ния противопожарной безопасности.

Контейнерные площадки разделяют на участки, специализирован­ ные по прибытию, отправлению и по назначению. Отдельные участки по назначению могут иметь постоянную специализацию. Размеры участ­ ков определяются объемом перевозок или работ.

у

При автомобильных перевозках погрузку и разгрузку контейнеров

отправителей и получателей целесообразно выполнять со снятием

с

автомобиля, применяя соответствующие средства механизации

(рис. 57).

На крупных предприятиях и торгово-оптовых базах создают о б- м е н н ы е к о н т е й н е р н ы е п у н к ты. В отдельных случаях создают кустовые обменные контейнерные пункты, предназначенные для обслуживания нескольких грузовладельцев, расположенных в данном микрорайоне.

Обменные, пункты располагают определенным обменным фондом контейнеров. Они осуществляют весь комплекс работы по организации завоза и вывоза контейнеров, полное транспортно-экспедиционное

151


обслуживание грузополучателей и грузоотправителей и механизацию погрузочно-разгрузочных операций. Наиболее удобными машинами для обменных контейнерных пунктов являются автопогрузчики с без­ блочной стрелой или автокраны.

Обменные контейнерные пункты вследствие предварительного за­ полнения грузом контейнеров у грузоотправителей и освобождения контейнера от груза у получателей в отсутствие транспортных средств, а также ввиду предварительного оформления документов по­ зволяют значительно повысить производительность автомобилей путем сокращения их простоев под погрузочно-разгрузочными операциями.

При использовании автомобилей-тягачей с оборотными полупри­ цепами на обменных контейнерных пунктах, а также и на перегрузоч­ ных площадках транспортный процесс может быть организован с пред­ варительной погрузкой контейнеров на полуприцепы в отсутствие автомобиля-тягача. В данном случае простои автомобиля-тягача в этих пунктах являются минимальными, т. е. не свыше 3—5 мин.

152

Рис. 57. Основные схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ с контей­ нерами:

а — погрузка

или разгрузка крупнотоннажных контейнеров козловым

краном,

выгрузка груза

из контейнера вилочным погрузчиком; б — применение

автокра­

нов и

автопогрузчиков

с безблочной стрелой для погрузки и разгрузки контей­

неров;

в — применение

автомобилей-самопогрузчиков для погрузки, перевозки и

разгрузки контейнеров; г — применение средств простейшей механизации для по­ грузки и разгрузки автомобильных контейнеров; д — погрузочно-разгрузочные операции с эластичными или полужесткими контейнерами

Многие контейнерные площадки и наиболее крупные обменные кон' тейнерные пункты оборудуют современными средствами связи (радио­ телефонная связь, система телевидения), позволяющей обеспечить чет­ кое взаимодействие подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин, занятых перевозками и выполнением грузоподъемных операций с контейнерами. При наличии такой связи диспетчер постоянно распо­ лагает сведениями о загрузке каждой погрузочно-разгрузочной маши­ ны (поста) на площадке и, поддерживая контакт с автотранспортной организацией (или автотранспортным предприятием), а в отдельных случаях и с автомобилями, выполняющими перевозки контейнеров, может своевременно регулировать их работу.

На автомобильном транспорте контейнерные перевозки организуют и в прямом автомобильном сообщении (городские, пригородные и меж­ дугородные перевозки). При таких городских и пригородных перевоз­ ках грузоотправителями являются торгово-оптовые базы, промышлен­ ные предприятия, склады снабженческо-сбытовых контор, а грузопо­

153


лучателями — розничная торговая сеть, отдельные предприятия и ор­ ганизации.

Применение контейнеров для перевозок промышленных и продо­ вольственных товаров позволяет усовершенствовать систему завоза этих товаров потребителям, организовать заблаговременную подготов­ ку груза, механизировать погрузочно-разгрузочные операции (благо­ даря чему простои автомобилей под погрузкой-разгрузкой значитель­

но

сокращаются), способствует внедрению кольцевого завоза товаров

и упрощению

транспортно-экспедиционных операций.

на

Для организации междугородных перевозок грузов в контейнерах

грузовых

автостанциях создают контейнерные площадки. Гру­

зовые автостанции в этих случаях организуют доставку порожних, сбор и развоз груженых контейнеров в пределах данного города или района, выполняют на своей территории необходимые погрузочно-раз­ грузочные операции, рассортировку н подбор комплектов контейнеров для загрузки автопоездов большой грузоподъемности, следующих по ма­ гистралям, прием автопоездов с контейнерами, прибывшими из других пунктов. Погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами на грузовых автостанциях выполняют козловыми кранами, автопогрузчиками или автокранами грузоподъемностью 3—5 т и т. п.

Сбор и развоз контейнеров в пределах города может быть орга­ низован с использованием автомобилей-самопогрузчиков кранового типа, позволяющих механизировать операции по установке п снятию контейнеров с автомобиля при отсутствии погрузочно-разгрузочных машин у грузовладельцев.

В системе автомобильного транспорта в крупных городах могут быть созданы специализированные предприятия типа «Автотранскон­ тейнер», имеющие в своем распоряжении значительный парк различ­ ных типов контейнеров, подвижной состав для контейнерных перево­ зок и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. Распола­ гая необходимым комплексом технических средств для контейнерных перевозок, специализированные автотранспортные предприятия та­ кого типа организуют доставку грузов в контейнерах своими силами и средствами в городском и пригородном сообщении при полной коорди­ нации работы погрузочно-разгрузочных машин и автомобилей.

В небольших городах парк контейнеров может быть в распоряжении любого автотранспортного предприятия, выполняющего перевозки контейнерных грузов.

Используемые в прямом автомобильном сообщении универсальные контейнеры могут принадлежать как автотранспортным предприятиям и организациям, так и грузовладельцам. Специальные контейнеры должны быть в распоряжении в основном грузовладельцев.

Представляет интерес опыт организации и внедрения контейнерных перевозок грузов в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Министерство создало специализированное хозрасчетное рес­ публиканское объединение «Росавтоконтейнер», имеющее на своем ба­ лансе контейнерный парк Министерства. Объединение передает кон­ тейнеры в аренду автотранспортным предприятиям по утвержденным тарифным расценкам, построенным в зависимости от типа, массы брутто

154