Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
контейнера и вида перевозок (городские или пригородные и междуго родные).
В транспортных управлениях Министерства в зависимости от кон тейнерных перевозок создают отделы или группы организации контей нерных перевозок. В крупных городах создают контейнерные площад ки, оснащенные современными средствами механизации погрузочноразгрузочных работ.
Автотранспортные предприятия и организации, занятые контей нерными перевозками, используют утверладейное Министерством «Положение о контейнерных и пакетных перевозках на автомобильном транс порте общего пользования»; вопросы, касающиеся взаимоотношений с грузовладельцами при контейнерных перевозках, регламентированы соответствующими правилами и другими действующими документами.
§ 2. ПАКЕТНЫЙ СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Пакетный способ перевозки грузов заключается в том, что штучный груз, в том числе и длинномерный, у отправителя объединяют в укрупненную партию — пакет с применением или без применения спе циальных приспособлений (поддонов или увязочных устройств) и до ставляют его до получателя без переформирования в пути. При этом погрузка, выгрузка, штабелирование и другие операции при перевоз ках в прямом автомобильном или в смешанном сообщении выполняют только механизированным способом.
Типы и размеры поддонов. Наиболее распространены пакетные перевозки с использованием поддонов. Применяют плоские, стоечные и ящичные поддоны (рис. 58).
Поддоны, не имеющие надстроек, называются п л о с к и м и . Эти поддоны подразделяются на двухнастильные (с двумя параллель ными настилами, разделенными брусками или шашками) и одно настильные (с одним настилом на брусках или ножках). Характерной особенностью плоских поддонов является минимальная высота, по добранная так, чтобы она обеспечивала проем между верхним и нижним настилами, необходимыми для ввода вилочного захвата погрузчиков, тележек и других машин. Если конструкция поддона обеспечивает ввод вилочного захвата с двух противоположных сторон, поддон счи тается двухзаходным; при вводе вилочного захвата с любой из четырех сторон поддон называется четырехзаходным.
Настилы некоторых типов поддонов могут иметь выступы (заподли цо с верхней поверхностью поддона), обеспечивающие выполнение пе регрузочных операций при помощи стропов и других захватных при способлений, являющихся принадлежностью кранов.
Типы и основные параметры плоских поддонов стандартизирова ны. Основным типом поддона, предназначенным для применения как при прямых автомобильных перевозках, так и при смешанных, явля ется двухнастильиый четырехзаходный поддон с окнами в нижнем на стиле, без выступов, размерами 800 X 1200 мм.
155
Для перевозок на морском и речном транспорте, кроме поддонов размерами 800 X 1200 мм, применяют двухиастилы-ше двухзаходные поддоны с выступами размером 1200 X 1600 мм.
При перевозках скоропортящихся грузов в вагонах-ледниках и для складирования в холодильниках можно применять плоские поддоны любых типов (кроме поддонов с выступами) с размерами 850 X 1000 мм.
Поддоны других типов с размерами 800 X 1200 и 1000 X 1200 мм разрешается применять лишь для ограниченного обращения внутри предприятий, складов и портов; применять их на транспорте общего пользования можно только по соглашению грузоотправителя, грузо получателя и транспортных организаций.
Для поддонов с размерами 800 X 1200, 850 X 1000 и 1000 X 1200 мм
установлена |
номинальная грузоподъемность |
в 1 т, для |
поддонов |
с размерами |
1200 X 1600 мм — 2 и 3 т. |
|
|
Поддоны могут быть изготовлены из дерева, |
металла, |
пластмассы |
и других материалов, обеспечивающих достаточную прочность и долго вечность конструкции. Однако во многих случаях эффективнее приме нять невозвратные поддоны (т. е. поддоны одноразового применения).
Рис. 58. Типы поддонов: а — плоские; б — ящичные (сборно-разборные); в — стоечные (для различных грузов); г — стоечные (для мешков)
156
Их изготавливают, как правило, из прессованного картона, отходов древесины и других дешевых материалов.
С т р о е ч н ы м п о д д о н о м называется поддон, имеющий надстройку из жестко закрепленных, складных или съемных стоек, свободно стоящих или закрепленных связями и обычно расположенных по углам поддона.
Я щи ч ным п о д д о н о м называется поддон, имеющий надстрой ку, состоящую из вертикальных закрепленных, складных или съемных стенок. При этом стенки ящичных поддонов могут быть сетчатыми или решетчатыми, пли сплошными. Для широкого обращения внутри страны при прямых и смешанных перевозках грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом рекомендованы стандартные стоечные поддоны и ящичные сборно-разборные поддоны грузоподъем ностью 1 т. Размеры стандартных стоечных и ящичных поддонов 835 X X 1240 X 920 мм.
Плоские ящичные и стоечные поддоны должны допускать много ярусную установку их друг на друга в груженом состоянии. При этом каждый поддон должен выдерживать нагрузку не менее четырехкрат ной номинальной грузоподъемности.
Формирование пакетов. Формирование пакетов или пакетирование грузов выполняют вручную либо при помощи пакетоформирующих машин на промышленных предприятиях сразу же после затарива ния или изготовления продукции. Грузы в ящиках, мешках, кипах, картонных коробках, бочках и рулонах, пачках и связках паке тируют на плоских поддонах.
Существенным условием для пакетирования на плоском поддоне является однотипность формируемого пакета по роду тары, массе и раз меру отдельных мест груза. Можно формировать пакет из разнотипных грузов, например из ящиков различного модуля, но это замедляет ра боты по укладке пакетов и затрудняет их механизацию и автомати зацию.
Стоечные поддоны применяют для пакетирования грузов, не допус кающих сжатия при штабелировании (хрупкие, в недостаточно проч ной таре и т. п.), грузов неправильной формы (например, электродви гатели, генераторы, аккумуляторные батареи и т. п.).
Ящичные поддоны применяют для мелкоштучных грузов без упа ковки или в цеховой (первичной) упаковке (мелкие изделия машино строительной, парфюмерной, резинотехнической промышленности и т. п.).
Чтобы сохранить пакет при перевозке, особенно в смешанном авто мобильно-железнодорожном или автомобильно-водном сообщении, уло женный на плоском поддоне груз необходимо, как правило, скреплять
(увязывать, склеивать и т. п.). |
имеет пакет, сформированный в п е |
|||
Наибольшую устойчивость |
||||
р е в я з ь. |
Такой |
пакет в некоторых случаях |
можно перевозить без |
|
скрепления. |
При |
б л о ч н о й |
укладке пакета, |
когда размеры отдель |
ных мест груза не позволяют формировать пакет вперевязь, требуется увязка.
157
Для обеспечения сохранности пакета, сформированного из деревян ных ящиков, часто достаточно скрепить между собой только ящики верхнего ряда обрезками металлической упаковочной ленты и гвоздя ми. Если требуется более надежное крепление, пакет целиком обвязы вают металлической лентой или проволокой, пропущенной под верхний настил поддона. Иногда для крепления пакета используют приспособ ления многократного применения. Такое приспособление может со стоять из двух бандажей, изготовленных из ткани (брезента, дерма тина, ремня) и накладываемых на верхние противоположно располо женные грани пакета. Натяжение бандажей производится рычагом или специальным приспособлением.
Пакеты из картонных коробок, мешков, бумажных кулей скрепля ют склеиванием пакета лентой, а также нанесением клея непосредствен но на короба, кули, мешки и т. д. Для этой цели применяют клей, обладающий свойством быстрого схватывания с последующей кристал лизацией и потерей в дальнейшем скрепляющей способности.
Сохранность пакета из мелкоштучных стеновых материалов (например, глиняного кирпича) обеспечивается укладкой «в елку». Некоторые грузы пакетируют без применения поддонов. К ним отно сятся цветные металлы в отливках специальной формы, прокатный ме талл, пиломатериалы и другие длинномерные грузы и т. п. Для паке тирования последних применяют стропы и другие увязочиые устрой ства.
Выбор типа машин для погрузки и выгрузки грузов в пакетах. Пакетный способ перевозки грузов способствует внедрению комплекс ной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ.
На промышленных предприятиях применяют автоматические и по луавтоматические пакетоформирующие установки, обеспечивающие выкладку пакетов пз грузов в мешкотаре, ящичной таре, картонных коробках на плоских поддонах (рис. 59).
ВНИИПТМАШ созданы машины для формирования пакетов на специальные стоечные поддо ны для минеральных удобре ний в мешках.
Погрузку и разгрузку грузов на поддонах выпол няют вилочными электропо грузчиками, автопогрузчика ми, а также кранами, осна щенными подвесным вилоч ным захватом.
Для внутрискладского штабелирования рекомендуют электроштабелеры и электро погрузчики. Перемещение пакетированных грузов внут ри склада, цеха, а также погрузку на транспортные
158
средства при наличии складских рамп производят вилочными те лежками.
Грузоподъемные машины следует выбирать в зависимости от массы пакета, высоты штабелирования, типа склада (закрытый или откры тый), габаритов проездов и дверных проемов, покрытия пола, расстоя ния внутрискладского перемещения, количества перерабатываемого груза и других факторов.
При небольшом расстоянии внутрискладского перемещения па кетов (до 20 м) внутри закрытого склада, цеха целесообразно исполь зовать вилочный электропогрузчик. Если расстояние составляет до 200 м, рекомендуется применять вилочную электротележку.
Для выполнения комплекса транспортных, погрузочно-разгрузоч ных и внутрискладских операций с пакетами на складе или предпри ятии можно одновременно применять различные машины. Так, пере мещение пакета внутри цеха от места последней технологической опера ции изготовления до склада готовой продукции можно выполнять ведомой электротележкой, штабелирование на складе — электроштабелером, а доставку к месту погрузки п отгрузку на автомобили или в железнодорожный вагон — погрузчиком или вилочной электроте лежкой. В отдельных случаях, при малом объеме работ для внутри складского перемещения и погрузки в подвижной состав с заездом с рампы склада непосредственно на платформу автомобиля или в же лезнодорожный вагон можно применять и более простые механизмы (например, ручные вилочные тележки, а без рампы — ручные погруз чики).
Применяемые для перевозок отдельных пакетов грузов автомобилифургоны приспосабливают для заезда вилочной тележки или малога баритного погрузчика с рампы внутрь кузова. Поскольку рампа склада не всегда имеет равную высоте пола кузова автомобиля-фургона, то для удобства въезда вилочных погрузчиков и тележек в автомобильфургон погрузочные рампы оборудуют переходными металлическими мостиками (трапами) или рампами с регулированной высотой.
При перевозках пакетированных грузов в пункты, где складские рампы отсутствуют, погрузку и выгрузку пакетов вилочным погруз чиком можно вести и с уровня земли с торцовой части фургона (если фургон оборудован подвижным полом или другим устройством для пе ремещения пакета внутри кузова).
Различные схемы механизации погрузки и выгрузки пакетирован ных грузов показаны на рис. 60.
Организация пакетных перевозок грузов. Перевозки пакети рованных грузов выполняют в соответствии с утвержденными пра вилами и инструкциями. В системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР основные принципы пакетных перевозок грузов ре гламентированы соответствующим положением.
Пакетированные грузы перевозят бортовыми автомобилями любых моделей, а также специализированными автомобилями-фургонами. Та кие грузы располагают в кузовах автомобилей, как правило, в один ярус.
159