Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контейнера и вида перевозок (городские или пригородные и междуго­ родные).

В транспортных управлениях Министерства в зависимости от кон­ тейнерных перевозок создают отделы или группы организации контей­ нерных перевозок. В крупных городах создают контейнерные площад­ ки, оснащенные современными средствами механизации погрузочноразгрузочных работ.

Автотранспортные предприятия и организации, занятые контей­ нерными перевозками, используют утверладейное Министерством «Положение о контейнерных и пакетных перевозках на автомобильном транс­ порте общего пользования»; вопросы, касающиеся взаимоотношений с грузовладельцами при контейнерных перевозках, регламентированы соответствующими правилами и другими действующими документами.

§ 2. ПАКЕТНЫЙ СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Пакетный способ перевозки грузов заключается в том, что штучный груз, в том числе и длинномерный, у отправителя объединяют в укрупненную партию — пакет с применением или без применения спе­ циальных приспособлений (поддонов или увязочных устройств) и до­ ставляют его до получателя без переформирования в пути. При этом погрузка, выгрузка, штабелирование и другие операции при перевоз­ ках в прямом автомобильном или в смешанном сообщении выполняют только механизированным способом.

Типы и размеры поддонов. Наиболее распространены пакетные перевозки с использованием поддонов. Применяют плоские, стоечные и ящичные поддоны (рис. 58).

Поддоны, не имеющие надстроек, называются п л о с к и м и . Эти поддоны подразделяются на двухнастильные (с двумя параллель­ ными настилами, разделенными брусками или шашками) и одно­ настильные (с одним настилом на брусках или ножках). Характерной особенностью плоских поддонов является минимальная высота, по­ добранная так, чтобы она обеспечивала проем между верхним и нижним настилами, необходимыми для ввода вилочного захвата погрузчиков, тележек и других машин. Если конструкция поддона обеспечивает ввод вилочного захвата с двух противоположных сторон, поддон счи­ тается двухзаходным; при вводе вилочного захвата с любой из четырех сторон поддон называется четырехзаходным.

Настилы некоторых типов поддонов могут иметь выступы (заподли­ цо с верхней поверхностью поддона), обеспечивающие выполнение пе­ регрузочных операций при помощи стропов и других захватных при­ способлений, являющихся принадлежностью кранов.

Типы и основные параметры плоских поддонов стандартизирова­ ны. Основным типом поддона, предназначенным для применения как при прямых автомобильных перевозках, так и при смешанных, явля­ ется двухнастильиый четырехзаходный поддон с окнами в нижнем на­ стиле, без выступов, размерами 800 X 1200 мм.

155


Для перевозок на морском и речном транспорте, кроме поддонов размерами 800 X 1200 мм, применяют двухиастилы-ше двухзаходные поддоны с выступами размером 1200 X 1600 мм.

При перевозках скоропортящихся грузов в вагонах-ледниках и для складирования в холодильниках можно применять плоские поддоны любых типов (кроме поддонов с выступами) с размерами 850 X 1000 мм.

Поддоны других типов с размерами 800 X 1200 и 1000 X 1200 мм разрешается применять лишь для ограниченного обращения внутри предприятий, складов и портов; применять их на транспорте общего пользования можно только по соглашению грузоотправителя, грузо­ получателя и транспортных организаций.

Для поддонов с размерами 800 X 1200, 850 X 1000 и 1000 X 1200 мм

установлена

номинальная грузоподъемность

в 1 т, для

поддонов

с размерами

1200 X 1600 мм — 2 и 3 т.

 

 

Поддоны могут быть изготовлены из дерева,

металла,

пластмассы

и других материалов, обеспечивающих достаточную прочность и долго­ вечность конструкции. Однако во многих случаях эффективнее приме­ нять невозвратные поддоны (т. е. поддоны одноразового применения).

Рис. 58. Типы поддонов: а — плоские; б — ящичные (сборно-разборные); в — стоечные (для различных грузов); г — стоечные (для мешков)

156


Их изготавливают, как правило, из прессованного картона, отходов древесины и других дешевых материалов.

С т р о е ч н ы м п о д д о н о м называется поддон, имеющий надстройку из жестко закрепленных, складных или съемных стоек, свободно стоящих или закрепленных связями и обычно расположенных по углам поддона.

Я щи ч ным п о д д о н о м называется поддон, имеющий надстрой­ ку, состоящую из вертикальных закрепленных, складных или съемных стенок. При этом стенки ящичных поддонов могут быть сетчатыми или решетчатыми, пли сплошными. Для широкого обращения внутри страны при прямых и смешанных перевозках грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом рекомендованы стандартные стоечные поддоны и ящичные сборно-разборные поддоны грузоподъем­ ностью 1 т. Размеры стандартных стоечных и ящичных поддонов 835 X X 1240 X 920 мм.

Плоские ящичные и стоечные поддоны должны допускать много­ ярусную установку их друг на друга в груженом состоянии. При этом каждый поддон должен выдерживать нагрузку не менее четырехкрат­ ной номинальной грузоподъемности.

Формирование пакетов. Формирование пакетов или пакетирование грузов выполняют вручную либо при помощи пакетоформирующих машин на промышленных предприятиях сразу же после затарива­ ния или изготовления продукции. Грузы в ящиках, мешках, кипах, картонных коробках, бочках и рулонах, пачках и связках паке­ тируют на плоских поддонах.

Существенным условием для пакетирования на плоском поддоне является однотипность формируемого пакета по роду тары, массе и раз­ меру отдельных мест груза. Можно формировать пакет из разнотипных грузов, например из ящиков различного модуля, но это замедляет ра­ боты по укладке пакетов и затрудняет их механизацию и автомати­ зацию.

Стоечные поддоны применяют для пакетирования грузов, не допус­ кающих сжатия при штабелировании (хрупкие, в недостаточно проч­ ной таре и т. п.), грузов неправильной формы (например, электродви­ гатели, генераторы, аккумуляторные батареи и т. п.).

Ящичные поддоны применяют для мелкоштучных грузов без упа­ ковки или в цеховой (первичной) упаковке (мелкие изделия машино­ строительной, парфюмерной, резинотехнической промышленности и т. п.).

Чтобы сохранить пакет при перевозке, особенно в смешанном авто­ мобильно-железнодорожном или автомобильно-водном сообщении, уло­ женный на плоском поддоне груз необходимо, как правило, скреплять

(увязывать, склеивать и т. п.).

имеет пакет, сформированный в п е ­

Наибольшую устойчивость

р е в я з ь.

Такой

пакет в некоторых случаях

можно перевозить без

скрепления.

При

б л о ч н о й

укладке пакета,

когда размеры отдель­

ных мест груза не позволяют формировать пакет вперевязь, требуется увязка.

157


Рис. 59. Пакетоформирующая машина

Для обеспечения сохранности пакета, сформированного из деревян­ ных ящиков, часто достаточно скрепить между собой только ящики верхнего ряда обрезками металлической упаковочной ленты и гвоздя­ ми. Если требуется более надежное крепление, пакет целиком обвязы­ вают металлической лентой или проволокой, пропущенной под верхний настил поддона. Иногда для крепления пакета используют приспособ­ ления многократного применения. Такое приспособление может со­ стоять из двух бандажей, изготовленных из ткани (брезента, дерма­ тина, ремня) и накладываемых на верхние противоположно располо­ женные грани пакета. Натяжение бандажей производится рычагом или специальным приспособлением.

Пакеты из картонных коробок, мешков, бумажных кулей скрепля­ ют склеиванием пакета лентой, а также нанесением клея непосредствен­ но на короба, кули, мешки и т. д. Для этой цели применяют клей, обладающий свойством быстрого схватывания с последующей кристал­ лизацией и потерей в дальнейшем скрепляющей способности.

Сохранность пакета из мелкоштучных стеновых материалов (например, глиняного кирпича) обеспечивается укладкой «в елку». Некоторые грузы пакетируют без применения поддонов. К ним отно­ сятся цветные металлы в отливках специальной формы, прокатный ме­ талл, пиломатериалы и другие длинномерные грузы и т. п. Для паке­ тирования последних применяют стропы и другие увязочиые устрой­ ства.

Выбор типа машин для погрузки и выгрузки грузов в пакетах. Пакетный способ перевозки грузов способствует внедрению комплекс­ ной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ.

На промышленных предприятиях применяют автоматические и по­ луавтоматические пакетоформирующие установки, обеспечивающие выкладку пакетов пз грузов в мешкотаре, ящичной таре, картонных коробках на плоских поддонах (рис. 59).

ВНИИПТМАШ созданы машины для формирования пакетов на специальные стоечные поддо­ ны для минеральных удобре­ ний в мешках.

Погрузку и разгрузку грузов на поддонах выпол­ няют вилочными электропо­ грузчиками, автопогрузчика­ ми, а также кранами, осна­ щенными подвесным вилоч­ ным захватом.

Для внутрискладского штабелирования рекомендуют электроштабелеры и электро­ погрузчики. Перемещение пакетированных грузов внут­ ри склада, цеха, а также погрузку на транспортные

158


средства при наличии складских рамп производят вилочными те­ лежками.

Грузоподъемные машины следует выбирать в зависимости от массы пакета, высоты штабелирования, типа склада (закрытый или откры­ тый), габаритов проездов и дверных проемов, покрытия пола, расстоя­ ния внутрискладского перемещения, количества перерабатываемого груза и других факторов.

При небольшом расстоянии внутрискладского перемещения па­ кетов (до 20 м) внутри закрытого склада, цеха целесообразно исполь­ зовать вилочный электропогрузчик. Если расстояние составляет до 200 м, рекомендуется применять вилочную электротележку.

Для выполнения комплекса транспортных, погрузочно-разгрузоч­ ных и внутрискладских операций с пакетами на складе или предпри­ ятии можно одновременно применять различные машины. Так, пере­ мещение пакета внутри цеха от места последней технологической опера­ ции изготовления до склада готовой продукции можно выполнять ведомой электротележкой, штабелирование на складе — электроштабелером, а доставку к месту погрузки п отгрузку на автомобили или в железнодорожный вагон — погрузчиком или вилочной электроте­ лежкой. В отдельных случаях, при малом объеме работ для внутри­ складского перемещения и погрузки в подвижной состав с заездом с рампы склада непосредственно на платформу автомобиля или в же­ лезнодорожный вагон можно применять и более простые механизмы (например, ручные вилочные тележки, а без рампы — ручные погруз­ чики).

Применяемые для перевозок отдельных пакетов грузов автомобилифургоны приспосабливают для заезда вилочной тележки или малога­ баритного погрузчика с рампы внутрь кузова. Поскольку рампа склада не всегда имеет равную высоте пола кузова автомобиля-фургона, то для удобства въезда вилочных погрузчиков и тележек в автомобильфургон погрузочные рампы оборудуют переходными металлическими мостиками (трапами) или рампами с регулированной высотой.

При перевозках пакетированных грузов в пункты, где складские рампы отсутствуют, погрузку и выгрузку пакетов вилочным погруз­ чиком можно вести и с уровня земли с торцовой части фургона (если фургон оборудован подвижным полом или другим устройством для пе­ ремещения пакета внутри кузова).

Различные схемы механизации погрузки и выгрузки пакетирован­ ных грузов показаны на рис. 60.

Организация пакетных перевозок грузов. Перевозки пакети­ рованных грузов выполняют в соответствии с утвержденными пра­ вилами и инструкциями. В системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР основные принципы пакетных перевозок грузов ре­ гламентированы соответствующим положением.

Пакетированные грузы перевозят бортовыми автомобилями любых моделей, а также специализированными автомобилями-фургонами. Та­ кие грузы располагают в кузовах автомобилей, как правило, в один ярус.

159