Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нов с одновременной погрузкой их в автомобили машинами МВС-ЗМ, представляющими собой самоходное шасси на гусеничнном ходу, на котором смонтированы система транспортеров, шиекорушители и за­ борный орган. Привод машины — электрический. Производитель­ ность — 60 т/ч.

На станциях с небольшим поступлением минеральных удобрений для выгрузки удобрений из вагонов и погрузки их на автомобиль при­ меняют вилочные погрузчики, оборудованные ковшом. Погружают удоб­ рения на автомобили с открытых площадок одноковшовыми погрузчи­ ками Т-157, Д-442 и т. п. При перевозках удобрений на сравнительно короткие расстояния применяют автомобили-самосвалы, обеспе­ чивающие на складах колхозов и совхозов механизированную их са­ моразгрузку. Бортовые автомобили можно разгружать передвиж­ ными и самоходными разгрузчиками.

Пылевидные удобрения (фосфоритная мука, известковая мука и др.) целесообразно доставлять автомобилями-цементовозами, за­ грузку которых выполняют при помощи пневматических перегружате­ лей. При оборудовании автомобилей-цементовозов соответствующими распылителями возможна доставка указанных удобрений непосред­ ственно на поля с внесением в почву.

§ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ ТОРГОВЛИ

К грузам торговли относятся промышленные и продовольствен­ ные товары, поступаемые в торговую сеть для продажи населению. Эти грузы являются преимущественно тарно-штучными или штучны­ ми изделиями, доставляемыми в незатаренном виде с торгово-оптовых баз и складов либо непосредственно с предприятий-изготовителей в магазины.

Характерной особенностью грузов торговли является их многообра­ зие по форме и массе, применяемой таре и упаковке и отличаются вы­ сокой стоимостью. Для перевозок большинства этих грузов необходи­ мо использовать специализированные автомобили и автопоезда, от­ вечающие специфике условий доставки их и требованиям обеспечения сохранности таких грузов при перевозке.

Наличие сотен тысяч различных магазинов и других торговых пунктов, не приспособленных в большинстве случаев для комплекс­ ной механизации погрузочно-разгрузочных работ и отличающихся не­ большими объемами грузопотоков, предопределило тот факт, что уро­ вень механизации указанных работ при перевозках грузов торговли является крайне низким: ориентировочно он не превышает 6—8%.

Основными направлениями в развитии механизации погрузочноразгрузочных работ для грузов в системе торговли являются:

1. Массовое внедрение контейнерного способа перевозки грузов при использовании различных типов универсальных и специальных контейнеров (преимущественно малотоннажных и среднетоннажных контейнеров) в прямом автомобильном и в смешанном сообщении.

190


2. Всемерное развитие пакетного способа перевозки грузов автомо­ бильным транспортом при использовании плоских, стоечных и ящич­ ных поддонов.

3. Применение различных типов автомобилей-самопогрузчиков и других видов специализированного подвижного состава, отвечающе­ го требованиям комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.

4. Внедрение простейших средств механизации погрузочно-разгру­ зочных работ, способствующих сокращению простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и замены тяжелого руч­ ного труда грузчиков.

Врешении вопросов механизации погрузочно-разгрузочных работ

всистеме торговли важная роль принадлежит предприятиям и орга­ низациям автомобильного транспорта общего пользования, вы­ полняющего перевозки грузов торговли практически в полном объе­ ме. Автотранспортные предприятия могут широко внедрять на ука­ занных перевозках различные типы собственных контейнеров и автомо­ билей-самопогрузчиков, а также использовать в ряде случаев собствен­ ные погрузочно-разгрузочные машины на обменных контейнерных пунктах (создаваемых на торгово-оптовых базах и предприятиях).

При перевозках грузов торговли уже имеется положительный опыт внедрения контейнерных перевозок и механизации погрузочно-раз­ грузочных работ силами и средствами автотранспортных предприятий. Например, автотранспортное предприятие «Горькийавтотрансконтейнер» Волго-Вятского территориально-транспортного управления вы­

полняет в значительном объеме перевозки торговых грузов в собствен­ ных универсальных контейнерах массой брутто 1,25 и 2,5 т, обеспе­ чивая при этом выполнение погрузочно-разгрузочных работ своими кранами и автопогрузчиками. В г. Серпухове автотранспортное пред­ приятие организовало перевозку хлебобулочных изделий с хлебоза­ водов в магазины в специальных контейнерах при использовании ав­ томобилей-самопогрузчиков кранового типа. В г. Красноярске авто­ транспортными предприятиями организована перевозка колбасных из­ делий в магазины в изотермических контейнерах.

Такие примеры можно привести по многим городам и районам нашей страны, где автотранспортные предприятия и организации принимают на себя функции по механизации погрузочно-разгрузочных работ и внедрению прогрессивных способов доставки грузов торговли. Однако необходимо иметь в виду, что решающая роль в механизации указанных работ в соответствующих погрузочно-разгрузочных пунктах (предпри- ятиях-изготовителях товаров народного потребления, на торгово­ оптовых базах и в магазинах) должна принадлежать этим пунктам.

В большинстве случаев владельцами контейнеров для грузов тор­ говли (например, для скоропортящихся грузов, для одежды и т. д.) должны быть отправители этих грузов; предприятия, торгово-оптовые базы и магазины должны принимать все необходимые меры по ликви­ дации ручного труда грузчиков при отправке и получении грузов, ис­ пользуя для этой цели электропогрузчики и электротележки, транс­ портеры, рольганги, электротельферы и другие средства механизации.

191


Глава XVII

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

§ 1. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ И СОСТАВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Специализированные предприятия по механизации погрузочноразгрузочных работ представляют собой подразделения, предназначен­ ные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ при помощи раз­ личных самоходных грузоподъемных машин. Их называют базы и ко­ лонны механизации.

Базы механизации являются самостоятельными предприятиями и состоят на полном хозяйственном расчете, колонны механизации орга­ низуют в составе автотранспортных предприятий.

Создаваемые в системе автомобильного транспорта общего пользо­ вания базы механизации подчиняются непосредственно управлениям автомобильного транспорта или автотрестам, колонны механизации — соответствующим автотранспортным предприятиям. При наличии в данном городе транспортного объединения базы и колонны механи­ зации в оперативном отношении подчиняются этому объединению.

Анализ грузопотоков на автомобильном транспорте позволяет выявить сотни тысяч погрузочно-разгрузочных пунктов с небольшим (до 15 т за сутки) или временным объемом работ. Естественно, что содержание в этих пунктах собственных грузоподъемных машин не оп­ равдано и поэтому погрузочно-разгрузочные работы в них выполняют­ ся, как правило, вручную. Кроме того, в городах и промышленных центрах имеется большое количество грузовладельцев с более или менее значительным объемом работ, которые по специфике своей основ­ ной деятельности (например, торгово-оптовые базы) не могут уделять достаточного внимания вопросам механизации погрузочно-разгрузоч­ ных работ. На отдельных предприятиях и организациях с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ эпизодически' возникают потребности в выполнении погрузочно-разгрузочных операций с гру­ зами, не являющимися массовыми для них; отсутствие соответству­ ющих грузоподъемных машин у таких грузовладельцев является одной из причин неполной механизации погрузочно-разгрузочных работ да­ же в пунктах с большим объемом работ.

Погрузочно-разгрузочные работы многие промышленные предпри­ ятия относят к второстепенным операциям, не имеющим непосредствен­ ного отношения к основному производственному процессу. Поэтому часто наряду с высоким уровнем развития основного технологического процесса производства на предприятиях можно обнаружить почти пол­ ное отсутствие механизации погрузочно-разгрузочных работ. В резуль­ тате уровень механизации этих работ на промышленных предприяти­ ях также сравнительно невысок.

192


В практике эксплуатации грузоподъемных машин (например, ав­ томобильных кранов, автопогрузчиков и т. п.), находящихся в распо­ ряжении небольших предприятий, нередко имеет место совершенно недостаточное их использование. Фактическая выработка таких ма­ шин из-за отсутствия достаточного объема работ, как правило, яв­ ляется низкой, а себестоимость одной тонно-операции высокой. Под­ счеты показывают, что себестоимость одной тонно-операции значитель­ но повышается, если интенсивность использования грузоподъемной машины в течение смены снижается. Например, если автомобильный кран в течение смены используется только половину рабочего времени (коэффициент интенсивности использования составляет 0,5), то себе­ стоимость одной тонно-операции при этом будет выше себестоимости тонно-операции при интенсивности использования, равной 1, примерно на 65—70%.

Специализированные предприятия по механизации погрузочноразгрузочных работ обеспечивают лучшее использование грузоподъ­ емных машин не только по количеству отработанных машино-часов за определенный отрезок времени, но и ввиду более интенсивной их эксплуатации, обеспечивающей более высокую фактическую выработку на одну машину.

Более интенсивное использование грузоподъемных машин, сосре­ доточенных в этих предприятиях, по сравнению с использованием машин, принадлежащих грузовладельцам, не обеспечивающим их пол­ ной загрузки, является важным фактором сокращения расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Таким образом, существующие условия эксплуатации автомобиль­ ного транспорта, а также экономические предпосылки предопределя­ ют целесообразность создания специализированных предприятий по механизации погрузочно-разгрузочных работ. Следует также иметь в виду, что концентрация грузоподъемных машин позволяет улучшить использование этих машин, повысить качество их технического обслу­ живания и ремонта.

Специализированные предприятия по механизации погрузочноразгрузочных работ должны создаваться в системе автомобильного транспорта во всех крупных городах и промышленных центрах. Одна­

ко колонны

механизации могут

быть созданы практически в любом

пункте, где

имеется автотранспортное предприятие. Наличие таких

предприятий

по механизации в

системе автомобильного транспорта

позволяет более четко организовать совместную работу автомобилей

и грузоподъемных машин, что способствует

ликвидации простоев

в

пунктах погрузки-разгрузки автомобилей и

грузоподъемных

машин

из-за неувязки в их работе. Сосредоточение

грузоподъемных

машин

и транспортных средств обусловливает возможности организации

их

работы в две и даже в три смены.

 

 

 

В составе специализированных предприятий по механизации погрузочно-разгрузочных работ целесообразно иметь, прежде всего, самоходные грузоподъемные машины, способные к быстрой переброс­ ке с одного пункта на другой. К таким машинам относятся: автомо­

193


бильные краны, автопогрузчики, одноковшовые и многоковшовые погрузчики на пневмоколесном ходу, самоходные разгрузчики, авто­ мобили-самопогрузчики и др. В ряде случаев эти предприятия должны располагать небольшим количеством экскаваторов (преимущественно на пневмоколесном ходу и с сравнительно небольшим объемом ковша) и одноковшовых погрузчиков на гусеничном ходу.

По расчетам НИИАТа, в областных городах целесообразно созда­ вать самостоятельные предприятия по механизации в составе не менее

100 грузоподъемных машин.

В некоторых крупных городах и промыш­

ленных

центрах могут быть созданы

специализированные предприя­

тия, насчитывающие 200 машин и более. В небольших

городах целесо­

образно

иметь

специализированные

колонны

механизации, создава­

емые, как правило,

при автотранспортных предприятиях и насчитыва­

ющие не более 35 машин.

соотношение различных

категорий

гру­

Примерное

процентное

зоподъемных машин,

входящих в состав специализированных предпри­

ятий по механизации

погрузочно-разгрузочных

работ,

должно

быть

следующим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильные краны грузоподъемностью до 10

т .

.

.

. 30

 

Автопогрузчики

грузоподъемностью

до 10 т (в том

числе

 

с набором

грузозахватывающих приспособлении) . .

.

.

20

 

Одноковшовые и многоковшовые погрузчики............................

 

 

 

15

 

Э кскаваторы .....................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Автомобили-самопогрузчики различных т и п о в ........................

 

 

 

15—20

 

Самоходные

разгрузчики

...............................................................

 

 

 

 

5—10

 

В зависимости от количества грузоподъемных машин специализи­ рованные предприятия (базы механизации) могут быть разделены на пять категорий:

I .................................

свыше 250

машин (в условных единицах)

I I ..........................

175—260

»

I I I ..........................

125—175

»

I V .........................

75—125

»

V ................................

50—75

»

Условные единицы машин получаются умножением количества ма­ шин на соответствующие переводные коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от степени сложности машины, производительности и др. Эти коэффициенты следующие:

Автомобильные краны, автопогрузчики и электропогрузчики

грузоподъемностью до 5 т ..................................................................

5 т

1,0

То же, грузоподъемностью свыше

1,5

Тракторные

погрузчики и экскаваторы

с объемом ковша

свыше 1

м3 ...........................................................................................

I м3

1,7

Экскаваторы с объемом ковша до

1 3

Портальные, козловые и мостовые

к р а н ы .........................................

2,0

Электрокары, транспортеры и другие средства простейшей

механизации............................................

 

0,5

194