Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
нов с одновременной погрузкой их в автомобили машинами МВС-ЗМ, представляющими собой самоходное шасси на гусеничнном ходу, на котором смонтированы система транспортеров, шиекорушители и за борный орган. Привод машины — электрический. Производитель ность — 60 т/ч.
На станциях с небольшим поступлением минеральных удобрений для выгрузки удобрений из вагонов и погрузки их на автомобиль при меняют вилочные погрузчики, оборудованные ковшом. Погружают удоб рения на автомобили с открытых площадок одноковшовыми погрузчи ками Т-157, Д-442 и т. п. При перевозках удобрений на сравнительно короткие расстояния применяют автомобили-самосвалы, обеспе чивающие на складах колхозов и совхозов механизированную их са моразгрузку. Бортовые автомобили можно разгружать передвиж ными и самоходными разгрузчиками.
Пылевидные удобрения (фосфоритная мука, известковая мука и др.) целесообразно доставлять автомобилями-цементовозами, за грузку которых выполняют при помощи пневматических перегружате лей. При оборудовании автомобилей-цементовозов соответствующими распылителями возможна доставка указанных удобрений непосред ственно на поля с внесением в почву.
§ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ ТОРГОВЛИ
К грузам торговли относятся промышленные и продовольствен ные товары, поступаемые в торговую сеть для продажи населению. Эти грузы являются преимущественно тарно-штучными или штучны ми изделиями, доставляемыми в незатаренном виде с торгово-оптовых баз и складов либо непосредственно с предприятий-изготовителей в магазины.
Характерной особенностью грузов торговли является их многообра зие по форме и массе, применяемой таре и упаковке и отличаются вы сокой стоимостью. Для перевозок большинства этих грузов необходи мо использовать специализированные автомобили и автопоезда, от вечающие специфике условий доставки их и требованиям обеспечения сохранности таких грузов при перевозке.
Наличие сотен тысяч различных магазинов и других торговых пунктов, не приспособленных в большинстве случаев для комплекс ной механизации погрузочно-разгрузочных работ и отличающихся не большими объемами грузопотоков, предопределило тот факт, что уро вень механизации указанных работ при перевозках грузов торговли является крайне низким: ориентировочно он не превышает 6—8%.
Основными направлениями в развитии механизации погрузочноразгрузочных работ для грузов в системе торговли являются:
1. Массовое внедрение контейнерного способа перевозки грузов при использовании различных типов универсальных и специальных контейнеров (преимущественно малотоннажных и среднетоннажных контейнеров) в прямом автомобильном и в смешанном сообщении.
190
2. Всемерное развитие пакетного способа перевозки грузов автомо бильным транспортом при использовании плоских, стоечных и ящич ных поддонов.
3. Применение различных типов автомобилей-самопогрузчиков и других видов специализированного подвижного состава, отвечающе го требованиям комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
4. Внедрение простейших средств механизации погрузочно-разгру зочных работ, способствующих сокращению простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и замены тяжелого руч ного труда грузчиков.
Врешении вопросов механизации погрузочно-разгрузочных работ
всистеме торговли важная роль принадлежит предприятиям и орга низациям автомобильного транспорта общего пользования, вы полняющего перевозки грузов торговли практически в полном объе ме. Автотранспортные предприятия могут широко внедрять на ука занных перевозках различные типы собственных контейнеров и автомо билей-самопогрузчиков, а также использовать в ряде случаев собствен ные погрузочно-разгрузочные машины на обменных контейнерных пунктах (создаваемых на торгово-оптовых базах и предприятиях).
При перевозках грузов торговли уже имеется положительный опыт внедрения контейнерных перевозок и механизации погрузочно-раз грузочных работ силами и средствами автотранспортных предприятий. Например, автотранспортное предприятие «Горькийавтотрансконтейнер» Волго-Вятского территориально-транспортного управления вы
полняет в значительном объеме перевозки торговых грузов в собствен ных универсальных контейнерах массой брутто 1,25 и 2,5 т, обеспе чивая при этом выполнение погрузочно-разгрузочных работ своими кранами и автопогрузчиками. В г. Серпухове автотранспортное пред приятие организовало перевозку хлебобулочных изделий с хлебоза водов в магазины в специальных контейнерах при использовании ав томобилей-самопогрузчиков кранового типа. В г. Красноярске авто транспортными предприятиями организована перевозка колбасных из делий в магазины в изотермических контейнерах.
Такие примеры можно привести по многим городам и районам нашей страны, где автотранспортные предприятия и организации принимают на себя функции по механизации погрузочно-разгрузочных работ и внедрению прогрессивных способов доставки грузов торговли. Однако необходимо иметь в виду, что решающая роль в механизации указанных работ в соответствующих погрузочно-разгрузочных пунктах (предпри- ятиях-изготовителях товаров народного потребления, на торгово оптовых базах и в магазинах) должна принадлежать этим пунктам.
В большинстве случаев владельцами контейнеров для грузов тор говли (например, для скоропортящихся грузов, для одежды и т. д.) должны быть отправители этих грузов; предприятия, торгово-оптовые базы и магазины должны принимать все необходимые меры по ликви дации ручного труда грузчиков при отправке и получении грузов, ис пользуя для этой цели электропогрузчики и электротележки, транс портеры, рольганги, электротельферы и другие средства механизации.
191
Глава XVII
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§ 1. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ И СОСТАВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Специализированные предприятия по механизации погрузочноразгрузочных работ представляют собой подразделения, предназначен ные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ при помощи раз личных самоходных грузоподъемных машин. Их называют базы и ко лонны механизации.
Базы механизации являются самостоятельными предприятиями и состоят на полном хозяйственном расчете, колонны механизации орга низуют в составе автотранспортных предприятий.
Создаваемые в системе автомобильного транспорта общего пользо вания базы механизации подчиняются непосредственно управлениям автомобильного транспорта или автотрестам, колонны механизации — соответствующим автотранспортным предприятиям. При наличии в данном городе транспортного объединения базы и колонны механи зации в оперативном отношении подчиняются этому объединению.
Анализ грузопотоков на автомобильном транспорте позволяет выявить сотни тысяч погрузочно-разгрузочных пунктов с небольшим (до 15 т за сутки) или временным объемом работ. Естественно, что содержание в этих пунктах собственных грузоподъемных машин не оп равдано и поэтому погрузочно-разгрузочные работы в них выполняют ся, как правило, вручную. Кроме того, в городах и промышленных центрах имеется большое количество грузовладельцев с более или менее значительным объемом работ, которые по специфике своей основ ной деятельности (например, торгово-оптовые базы) не могут уделять достаточного внимания вопросам механизации погрузочно-разгрузоч ных работ. На отдельных предприятиях и организациях с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ эпизодически' возникают потребности в выполнении погрузочно-разгрузочных операций с гру зами, не являющимися массовыми для них; отсутствие соответству ющих грузоподъемных машин у таких грузовладельцев является одной из причин неполной механизации погрузочно-разгрузочных работ да же в пунктах с большим объемом работ.
Погрузочно-разгрузочные работы многие промышленные предпри ятия относят к второстепенным операциям, не имеющим непосредствен ного отношения к основному производственному процессу. Поэтому часто наряду с высоким уровнем развития основного технологического процесса производства на предприятиях можно обнаружить почти пол ное отсутствие механизации погрузочно-разгрузочных работ. В резуль тате уровень механизации этих работ на промышленных предприяти ях также сравнительно невысок.
192
В практике эксплуатации грузоподъемных машин (например, ав томобильных кранов, автопогрузчиков и т. п.), находящихся в распо ряжении небольших предприятий, нередко имеет место совершенно недостаточное их использование. Фактическая выработка таких ма шин из-за отсутствия достаточного объема работ, как правило, яв ляется низкой, а себестоимость одной тонно-операции высокой. Под счеты показывают, что себестоимость одной тонно-операции значитель но повышается, если интенсивность использования грузоподъемной машины в течение смены снижается. Например, если автомобильный кран в течение смены используется только половину рабочего времени (коэффициент интенсивности использования составляет 0,5), то себе стоимость одной тонно-операции при этом будет выше себестоимости тонно-операции при интенсивности использования, равной 1, примерно на 65—70%.
Специализированные предприятия по механизации погрузочноразгрузочных работ обеспечивают лучшее использование грузоподъ емных машин не только по количеству отработанных машино-часов за определенный отрезок времени, но и ввиду более интенсивной их эксплуатации, обеспечивающей более высокую фактическую выработку на одну машину.
Более интенсивное использование грузоподъемных машин, сосре доточенных в этих предприятиях, по сравнению с использованием машин, принадлежащих грузовладельцам, не обеспечивающим их пол ной загрузки, является важным фактором сокращения расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Таким образом, существующие условия эксплуатации автомобиль ного транспорта, а также экономические предпосылки предопределя ют целесообразность создания специализированных предприятий по механизации погрузочно-разгрузочных работ. Следует также иметь в виду, что концентрация грузоподъемных машин позволяет улучшить использование этих машин, повысить качество их технического обслу живания и ремонта.
Специализированные предприятия по механизации погрузочноразгрузочных работ должны создаваться в системе автомобильного транспорта во всех крупных городах и промышленных центрах. Одна
ко колонны |
механизации могут |
быть созданы практически в любом |
пункте, где |
имеется автотранспортное предприятие. Наличие таких |
|
предприятий |
по механизации в |
системе автомобильного транспорта |
позволяет более четко организовать совместную работу автомобилей
и грузоподъемных машин, что способствует |
ликвидации простоев |
в |
|
пунктах погрузки-разгрузки автомобилей и |
грузоподъемных |
машин |
|
из-за неувязки в их работе. Сосредоточение |
грузоподъемных |
машин |
|
и транспортных средств обусловливает возможности организации |
их |
||
работы в две и даже в три смены. |
|
|
|
В составе специализированных предприятий по механизации погрузочно-разгрузочных работ целесообразно иметь, прежде всего, самоходные грузоподъемные машины, способные к быстрой переброс ке с одного пункта на другой. К таким машинам относятся: автомо
193
бильные краны, автопогрузчики, одноковшовые и многоковшовые погрузчики на пневмоколесном ходу, самоходные разгрузчики, авто мобили-самопогрузчики и др. В ряде случаев эти предприятия должны располагать небольшим количеством экскаваторов (преимущественно на пневмоколесном ходу и с сравнительно небольшим объемом ковша) и одноковшовых погрузчиков на гусеничном ходу.
По расчетам НИИАТа, в областных городах целесообразно созда вать самостоятельные предприятия по механизации в составе не менее
100 грузоподъемных машин. |
В некоторых крупных городах и промыш |
||||||||||
ленных |
центрах могут быть созданы |
специализированные предприя |
|||||||||
тия, насчитывающие 200 машин и более. В небольших |
городах целесо |
||||||||||
образно |
иметь |
специализированные |
колонны |
механизации, создава |
|||||||
емые, как правило, |
при автотранспортных предприятиях и насчитыва |
||||||||||
ющие не более 35 машин. |
соотношение различных |
категорий |
гру |
||||||||
Примерное |
процентное |
||||||||||
зоподъемных машин, |
входящих в состав специализированных предпри |
||||||||||
ятий по механизации |
погрузочно-разгрузочных |
работ, |
должно |
быть |
|||||||
следующим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автомобильные краны грузоподъемностью до 10 |
т . |
. |
. |
. 30 |
|
||||||
Автопогрузчики |
грузоподъемностью |
до 10 т (в том |
числе |
|
|||||||
с набором |
грузозахватывающих приспособлении) . . |
. |
. |
20 |
|
||||||
Одноковшовые и многоковшовые погрузчики............................ |
|
|
|
15 |
|
||||||
Э кскаваторы ..................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
||
Автомобили-самопогрузчики различных т и п о в ........................ |
|
|
|
15—20 |
|
||||||
Самоходные |
разгрузчики |
............................................................... |
|
|
|
|
5—10 |
|
В зависимости от количества грузоподъемных машин специализи рованные предприятия (базы механизации) могут быть разделены на пять категорий:
I ................................. |
свыше 250 |
машин (в условных единицах) |
I I .......................... |
175—260 |
» |
I I I .......................... |
125—175 |
» |
I V ......................... |
75—125 |
» |
V ................................ |
50—75 |
» |
Условные единицы машин получаются умножением количества ма шин на соответствующие переводные коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от степени сложности машины, производительности и др. Эти коэффициенты следующие:
Автомобильные краны, автопогрузчики и электропогрузчики
грузоподъемностью до 5 т .................................................................. |
5 т |
1,0 |
|
То же, грузоподъемностью свыше |
1,5 |
||
Тракторные |
погрузчики и экскаваторы |
с объемом ковша |
|
свыше 1 |
м3 ........................................................................................... |
I м3 |
1,7 |
Экскаваторы с объемом ковша до |
1 3 |
||
Портальные, козловые и мостовые |
к р а н ы ......................................... |
2,0 |
|
Электрокары, транспортеры и другие средства простейшей |
|||
механизации............................................ |
|
0,5 |
194