Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ОПЛАТА ТРУДА НА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

Чтобы правильно разработать сменные задания и рассчитать рас­ чет заработной платы рабочим и механизаторам, занятым погрузочноразгрузочными работами, необходимо применять соответствующие нор­ мы выработки. На погрузочно-разгрузочные работы существуют еди­ ные нормы выработки, установленные в тоннах для всех грузов и шту­ ках для контейнеров.

Нормы выработки установлены по категориям (группам) грузов с учетом их транспортных и физических свойств. При этом выделены тарно-упаковочные и штучные грузы (в том числе в мешках, кулях и бумажных пакетах, в кипах и тюках, катно-бочковые, в ящиках и др.), грузы большой массы, металлы и металлические изделия, лесные и навалочные грузы и др.

Эти нормы, помимо основных (подъемно-транспортных) операций с грузом, включают и дополнительные операции, в том числе открытие и закрытие бортов или дверей кузова автомобиля, очистку «под метлу» кузова, доставку инвентаря, средств малой механизации, брезента и др. на расстояние до 50 м, укрытие и раскрытие кузова брезентом, достав­ ку в пределах фронта погрузочно-разгрузочных работ порожних под­ донов, смену грузозахватных приспособлений.

Нормы выработки рассчитаны с учетом горизонтального перемеще­ ния груза вручную или с применением малой механизации на следую­ щие расстояния: для тарно-упаковочиых и штучных грузов массой до 250 кг, катно-бочковых грузов массой до 500 кг и навалочных (с пере­ мещением на тележках) — до 20 м; для грузов массой свыше 250 кг и катно-бочковых свыше 500 кг, металлов н лесоматериалов и изде­ лий из них — до 10 м.

Высота для укладки грузов при выполнении погрузочно-разгрузоч­ ных работ вручную принята до 2 м.

На погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые при помощи передвижных грузоподъемных машин, нормы выработки составлены с учетом перемещения этих машин по фронту работ на следующие рас­ стояния: автопогрузчиков и электропогрузчиков грузоподъемностью до 1,5 т — от 20 до 50 м; автопогрузчиков грузоподъемностью свыше

3 т — от 20 до 200 м.

Нормы выработки рассчитаны на выполнение погрузочно-разгру­ зочных работ в пределах одного пункта или рабочей зоны. Если по ус­ ловиям работы грузоподъемные машины и рабочие в течение смены вы­ нуждены переезжать с одного пункта на другой, устанавливают мест­ ные нормы выработки.

При прочих отклонениях от установленных условий выполнения работ применяют соответствующие коэффициенты к приведенным нор­ мам. Для грузов, контакт с которыми может вызвать неблагоприятное воздействие на организм человека, установлены повышенные тариф­ ные ставки.

Труд грузчиков и механизаторов оплачивается по соответствую­ щим тарифным ставкам, установленным для сдельщиков и повремен-

27


 

 

Т а б л и ц а 2

Условия выполнения работ

Форма оплаты труда

сдельная

повременная

 

Погрузка и разгрузка грузов в горячем

60

53

состоянии (металл, шлак, руда н др.)

Погрузка и разгрузка грузов, вредных для

53

46

здоровья, и грузов массой свыше 60 кг .

Погрузка и разгрузка остальных грузов

46

39

щиков: грузчикам — с учетом условии работы и вида груза (табл. 2),

а механизаторам — в зависимости от разряда

(табл.

3). В табл.

2 и 3

часовые тарифные ставки приведены в копейках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

Форма оплаты труда

 

 

 

Разряд

 

 

I

II

ш

1

IV

V

VI

 

Сдельная

32,0

36,2

41,3

 

47,4

55,0

64,0

Повременная

27,5

31,1

35,5

 

40,7

47,3

55,0

Расценки за погрузку и выгрузку

1 т груза при сдельной системе

оплаты труда можно получить делением соответствующей часовой та­ рифной ставки на норму выработки, установленную для конкрет­ ных условий работ. Эти расценки используют для начисления заработ­ ной платы грузчикам и механизаторам.

Положением об оплате труда грузчиков и механизаторов преду­ смотрено их премирование в размере до 25% к основной заработной плате за сокращение времени простоя транспортных средств под по­ грузкой и разгрузкой, выполнение и перевыполнение плана и сохран­ ность грузов и тары.

Не освобожденные от основной работы бригады получают доплату к своему заработку в размере 10% — при составе бригады от 5 до 10 чел. и в размере 15% — при составе свыше 10 чел.

Глава IV

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

§ 1. ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ

Основным показателем для измерения продукции грузовых авто­ мобилей является объем перевозок грузов, выраженный в тоннах.

Для нахождения транспортной работы учитывают объемы перево­ зок, выполненных на определенные расстояния. При этом единицей измерения этой работы является тонно-километр (сокращенно ткм).

28


Полезная работа, выполняемая грузовыми автомобилями, з а к л ю ­ чается в перемещении грузов между определенными пунктами (грузо­ отправителями и грузополучателями).

Поскольку перемещение грузов может быть только при движении автомобилей, предварительно загруженных соответствующими груза­ ми, азаконченную перевозку грузов можно считать только после того, как эти грузы выгружены с автомобилей, весь транспортный процесс включает время на погрузку груза, его перевозку и выгрузку.

После выгрузки груза автомобили должны быть поданы для погруз­ ки очередной партии груза. Совокупность всех этих элементов (погруз­ ка, перевозка и выгрузка груза, а также подача порожнего автомобиля в пункт для погрузки очередной партии груза)составляет ездку. Та­ ким образом, суммарное время на одну ездку tc состоит из времени простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой груза fn_p и времени движения автомобиля ідп:

^дв ^п-рЧ-

Время движения автомобиля определяется исходя нз пройденного пути /об и технической скорости ѵт автомобиля:

В этой формуле Іоб — суммарный пройденный путь автомобиля (с грузом и без груза):

^об = А-+ ^бг км-

Отношение пройденного пути автомобилем с грузом к суммарному пройденному пути выражает коэффициент использования пробега ß:

h

Іоб ^г + ^бг

Отсюда /об = -у.

Следовательно, время движения будет

^дв

ft

 

üTß

Таким образом,

t- р — /г "Ь^п-р ч. uTß

Количество ездок пе за время работы автомобиля на линии в сутки или за время в наряде Тв определяется

 

Тн

Тн ѵтß

 

 

Т ÜT ß^n-р

Умножив

количество ездок, выполненных автомобилем за время

в наряде, на

его грузоподъемность q и коэффициент использования

29


грузоподъемности у, получим объем перевозок груза в тоннах Q, вы­ полненных автомобилем в течение суток

Тн ут ßov

т.

Q = ncqy = -—, „7

Ip -f- V<p p in - p

 

Для определения объема транспортной работы QK за этот же отре­ зок времени необходимо объем перевозок -умножить на длину ездки автомобиля с грузом

Q K = J \ 1vI $qylp_ ткм_

Ip -f-t>ір ß^n-p

Подставляя в формулы для определения Qи QK- значения показате­ лей, находят объем перевозок грузов в тоннах или объем транспортной работы в тонно-километрах за принятый отрезок времени.

Из последних формул видно, что производительность автомобиля находится в обратной зависимости от времени пребывания автомобиля под погрузкой и разгрузкой. Чем меньше автомобиль простаивает в пунктах погрузки-разгрузки, тем больше времени он будет находить­ ся в движении и тем выше его производительность при прочих равных условиях.

Сокращение времени простоев автомобилей в погрузочно-разгру­ зочных пунктах может быть достигнуто путем ускорения выполнения всех операций (основных и дополнительных), связанных с погрузкой и выгрузкой груза. Время простоя автомобилей в ожидании погрузкиразгрузки и на оформление документов может быть сокращено улу­ чшением организации перевозочного процесса, в частности в результа­ те внедрения часового графика работы автомобилей, предварительно­ го оформления документов, подготовки и подсортировки груза и т. п.

В общем балансе времени простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой наибольший удельный вес, как правило, занимает время на выполнение основных операций (погрузка и выгрузка груза). Со­ кращение этого времени в наибольшей степени оказывает влияние на снижение простоев автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунк­ тах.

Наиболее эффективным мероприятием по сокращению времени на погрузку и выгрузку груза является механизация этих операций, которая позволяет значительно повысить производительность труда рабочих, занятых на их выполнении. Применение машин и механиз­ мов ускоряет процесс погрузки-разгрузки, приводит к значительно­ му сокращению трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ и об­ легчает труд грузчиков.

Влияние продолжительности простоя автомобиля под погрузочноразгрузочными операциями на его производительность при разных расстояниях перевозки может быть выявлено аналитическим или гра­ фическим методом.

В табл. 4 в качестве примера приведены расчетные данные произ­ водительности автомобилей ЗИЛ-130 в тонно-километрах при различ­ ных значениях продолжительности простоев под погрузочно-разгру-

30