Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
§ 4. НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ОПЛАТА ТРУДА НА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ
Чтобы правильно разработать сменные задания и рассчитать рас чет заработной платы рабочим и механизаторам, занятым погрузочноразгрузочными работами, необходимо применять соответствующие нор мы выработки. На погрузочно-разгрузочные работы существуют еди ные нормы выработки, установленные в тоннах для всех грузов и шту ках для контейнеров.
Нормы выработки установлены по категориям (группам) грузов с учетом их транспортных и физических свойств. При этом выделены тарно-упаковочные и штучные грузы (в том числе в мешках, кулях и бумажных пакетах, в кипах и тюках, катно-бочковые, в ящиках и др.), грузы большой массы, металлы и металлические изделия, лесные и навалочные грузы и др.
Эти нормы, помимо основных (подъемно-транспортных) операций с грузом, включают и дополнительные операции, в том числе открытие и закрытие бортов или дверей кузова автомобиля, очистку «под метлу» кузова, доставку инвентаря, средств малой механизации, брезента и др. на расстояние до 50 м, укрытие и раскрытие кузова брезентом, достав ку в пределах фронта погрузочно-разгрузочных работ порожних под донов, смену грузозахватных приспособлений.
Нормы выработки рассчитаны с учетом горизонтального перемеще ния груза вручную или с применением малой механизации на следую щие расстояния: для тарно-упаковочиых и штучных грузов массой до 250 кг, катно-бочковых грузов массой до 500 кг и навалочных (с пере мещением на тележках) — до 20 м; для грузов массой свыше 250 кг и катно-бочковых свыше 500 кг, металлов н лесоматериалов и изде лий из них — до 10 м.
Высота для укладки грузов при выполнении погрузочно-разгрузоч ных работ вручную принята до 2 м.
На погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые при помощи передвижных грузоподъемных машин, нормы выработки составлены с учетом перемещения этих машин по фронту работ на следующие рас стояния: автопогрузчиков и электропогрузчиков грузоподъемностью до 1,5 т — от 20 до 50 м; автопогрузчиков грузоподъемностью свыше
3 т — от 20 до 200 м.
Нормы выработки рассчитаны на выполнение погрузочно-разгру зочных работ в пределах одного пункта или рабочей зоны. Если по ус ловиям работы грузоподъемные машины и рабочие в течение смены вы нуждены переезжать с одного пункта на другой, устанавливают мест ные нормы выработки.
При прочих отклонениях от установленных условий выполнения работ применяют соответствующие коэффициенты к приведенным нор мам. Для грузов, контакт с которыми может вызвать неблагоприятное воздействие на организм человека, установлены повышенные тариф ные ставки.
Труд грузчиков и механизаторов оплачивается по соответствую щим тарифным ставкам, установленным для сдельщиков и повремен-
27
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Условия выполнения работ |
Форма оплаты труда |
||
сдельная |
повременная |
||
|
|||
Погрузка и разгрузка грузов в горячем |
60 |
53 |
|
состоянии (металл, шлак, руда н др.) |
|||
Погрузка и разгрузка грузов, вредных для |
53 |
46 |
|
здоровья, и грузов массой свыше 60 кг . |
|||
Погрузка и разгрузка остальных грузов |
46 |
39 |
щиков: грузчикам — с учетом условии работы и вида груза (табл. 2),
а механизаторам — в зависимости от разряда |
(табл. |
3). В табл. |
2 и 3 |
|||||
часовые тарифные ставки приведены в копейках. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
Форма оплаты труда |
|
|
|
Разряд |
|
|
||
I |
II |
ш |
1 |
IV |
V |
VI |
||
|
||||||||
Сдельная |
32,0 |
36,2 |
41,3 |
|
47,4 |
55,0 |
64,0 |
|
Повременная |
27,5 |
31,1 |
35,5 |
|
40,7 |
47,3 |
55,0 |
|
Расценки за погрузку и выгрузку |
1 т груза при сдельной системе |
оплаты труда можно получить делением соответствующей часовой та рифной ставки на норму выработки, установленную для конкрет ных условий работ. Эти расценки используют для начисления заработ ной платы грузчикам и механизаторам.
Положением об оплате труда грузчиков и механизаторов преду смотрено их премирование в размере до 25% к основной заработной плате за сокращение времени простоя транспортных средств под по грузкой и разгрузкой, выполнение и перевыполнение плана и сохран ность грузов и тары.
Не освобожденные от основной работы бригады получают доплату к своему заработку в размере 10% — при составе бригады от 5 до 10 чел. и в размере 15% — при составе свыше 10 чел.
Глава IV
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§ 1. ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ
Основным показателем для измерения продукции грузовых авто мобилей является объем перевозок грузов, выраженный в тоннах.
Для нахождения транспортной работы учитывают объемы перево зок, выполненных на определенные расстояния. При этом единицей измерения этой работы является тонно-километр (сокращенно ткм).
28
Полезная работа, выполняемая грузовыми автомобилями, з а к л ю чается в перемещении грузов между определенными пунктами (грузо отправителями и грузополучателями).
Поскольку перемещение грузов может быть только при движении автомобилей, предварительно загруженных соответствующими груза ми, азаконченную перевозку грузов можно считать только после того, как эти грузы выгружены с автомобилей, весь транспортный процесс включает время на погрузку груза, его перевозку и выгрузку.
После выгрузки груза автомобили должны быть поданы для погруз ки очередной партии груза. Совокупность всех этих элементов (погруз ка, перевозка и выгрузка груза, а также подача порожнего автомобиля в пункт для погрузки очередной партии груза)составляет ездку. Та ким образом, суммарное время на одну ездку tc состоит из времени простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой груза fn_p и времени движения автомобиля ідп:
^дв ^п-рЧ-
Время движения автомобиля определяется исходя нз пройденного пути /об и технической скорости ѵт автомобиля:
В этой формуле Іоб — суммарный пройденный путь автомобиля (с грузом и без груза):
^об = А-+ ^бг км-
Отношение пройденного пути автомобилем с грузом к суммарному пройденному пути выражает коэффициент использования пробега ß:
/г h
Іоб ^г + ^бг
Отсюда /об = -у.
Следовательно, время движения будет
^дв |
ft |
|
üTß |
Таким образом,
t- р — /г "Ь^п-р ч. uTß
Количество ездок пе за время работы автомобиля на линии в сутки или за время в наряде Тв определяется
|
Тн |
Тн ѵтß |
|
|
Т ÜT ß^n-р |
Умножив |
количество ездок, выполненных автомобилем за время |
|
в наряде, на |
его грузоподъемность q и коэффициент использования |
29
грузоподъемности у, получим объем перевозок груза в тоннах Q, вы полненных автомобилем в течение суток
Тн ут ßov |
т. |
Q = ncqy = -—, „7 |
|
Ip -f- V<p p in - p |
|
Для определения объема транспортной работы QK за этот же отре зок времени необходимо объем перевозок -умножить на длину ездки автомобиля с грузом
Q K = J \ 1vI $qylp_ ткм_
Ip -f-t>ір ß^n-p
Подставляя в формулы для определения Qи QK- значения показате лей, находят объем перевозок грузов в тоннах или объем транспортной работы в тонно-километрах за принятый отрезок времени.
Из последних формул видно, что производительность автомобиля находится в обратной зависимости от времени пребывания автомобиля под погрузкой и разгрузкой. Чем меньше автомобиль простаивает в пунктах погрузки-разгрузки, тем больше времени он будет находить ся в движении и тем выше его производительность при прочих равных условиях.
Сокращение времени простоев автомобилей в погрузочно-разгру зочных пунктах может быть достигнуто путем ускорения выполнения всех операций (основных и дополнительных), связанных с погрузкой и выгрузкой груза. Время простоя автомобилей в ожидании погрузкиразгрузки и на оформление документов может быть сокращено улу чшением организации перевозочного процесса, в частности в результа те внедрения часового графика работы автомобилей, предварительно го оформления документов, подготовки и подсортировки груза и т. п.
В общем балансе времени простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой наибольший удельный вес, как правило, занимает время на выполнение основных операций (погрузка и выгрузка груза). Со кращение этого времени в наибольшей степени оказывает влияние на снижение простоев автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунк тах.
Наиболее эффективным мероприятием по сокращению времени на погрузку и выгрузку груза является механизация этих операций, которая позволяет значительно повысить производительность труда рабочих, занятых на их выполнении. Применение машин и механиз мов ускоряет процесс погрузки-разгрузки, приводит к значительно му сокращению трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ и об легчает труд грузчиков.
Влияние продолжительности простоя автомобиля под погрузочноразгрузочными операциями на его производительность при разных расстояниях перевозки может быть выявлено аналитическим или гра фическим методом.
В табл. 4 в качестве примера приведены расчетные данные произ водительности автомобилей ЗИЛ-130 в тонно-километрах при различ ных значениях продолжительности простоев под погрузочно-разгру-
30