Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН И УСТРОЙСТВ

К основным параметрам погрузочно-разгрузочных машин и ус­ тройств относят такие показатели, которые характеризуют техниче­ ские и технико-эксплуатационные качества этих машин и устройств, учитываемые при Еыборе и определении их потребного количества.

Некоторые основные параметры характерны для всех категорий машин. К ним относятся: производительность машины, высота погруз­ ки, мощность силовой установки, габаритные размеры (длина, ширина и высота) в рабочем и транспортном положении, вес машины.

Однако большинство основных параметров является групповыми, т. е. характеризуют только определенную группу погрузочно-разгру­ зочных машин. Например, для погрузочно-разгрузочных машин и устройств с рабочим органом непрерывного действия дополнительно можно назвать такие основные параметры, как скорость движения грузонесущего органа (в зависимости от типа и конструкции грузонесу-

щий орган может быть в виде цепи со скребками или с ковшами,

ленты

и др.), размеры грузонесущего органа (ширина,

высота скребка, ши­

рина ленты, объем и количество ковшей и др.).

Шнековые устройства

характеризуются диаметром шнека и скоростью его вращения.

Для машин с рабочим органом прерывного действия важнейшим параметром является г р у з о п о д ъ е м н о с т ь , т. е. наибольший вес груза, который может быть поднят машиной при сохранении необ­ ходимого запаса устойчивости и прочности. Кроме того, такие машины

характеризуются с к о р о с т я м и п о д ъ е м а и

о п у с к а н и я

г р у з а , скоростями горизонтального перемещения

рабочего органа

или всей машины с грузом и без груза. У погрузочно-разгрузочных машин с рабочим органом, выполненным в виде повторной консоли (стреловые краны, некоторые одноковшовые погрузчики, экскаваторы), основными параметрами, кроме того, являются высота и длина стрелы, угол поворота стрелы. В ы л е т с т р е л ы определяется расстоянием от оси вращения кранового оборудования до вертикальной оси, про­

ходящей через точку подвеса груза. Д л и н а с т р е л ы

определяет­

ся расстоянием между центрами оси пяты стрелы и оси

блока.

Важнейшими параметрами вилочных автопогрузчиков

и электро­

погрузчиков является максимально допустимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при полном использовании грузоподъем­ ности погрузчика и минимальный радиус поворота погрузчика. Пер­ вый параметр характеризует возможности подъема груза машиной с конкретными габаритными размерами и массой, вторым параметром определяется ее маневренность, потребные размеры участков склада для разворота.

Указанные основные параметры не исчерпывают всех элементов технико-эксплуатационной и технической характеристик погрузочноразгрузочных машин и устройств. Например, самоходные машины до­ полнительно характеризуются транспортной скоростью; бункера оце­ ниваются внутренним объемом или вместимостью бункера и размером выгрузочного отверстия. Для некоторых машин (зернопогрузчики, све­ клопогрузчики) устанавливают ширину захвата груза и т. д.

36



§ 3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МАШИН И УСТРОЙСТВ

Важнейшим технико-эксплуатационным параметром погрузочноразгрузочных машин и устройств является их производительность. Этот параметр используют прн выборе и определении потребного коли­ чества машин в конкретных эксплуатационных условиях. Различают техническую, эксплуатационную и фактическую производительность.

Под т е х н и ч е с к о й п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь ю ма­ шины понимают то количество груза, которое может погрузить п раз­ грузить данная машина за час непрерывной работы при оптимальных условиях работы (т. е. при максимальном использовании грузоподъ­ емности, емкости ковша, быстрой застроповки или заполнении ковша и т. д.). Техническая производительность указывается в паспорте маши­ ны.

Техническая производительность W погрузочно-разгрузочных ма­ шин и устройств с рабочим органом прерывного (или циклического) действия определяется

Г = -- 36- Ѵ . т/ч,

где qu — грузоподъемность машины, т;

Гц — продолжительность одного цикла, с; 3 600 —- количество секунд в 1 ч (поскольку производительность

выражается за 1 ч, а цикл в секундах).

Циклом работы погрузочно-разгрузочных машин и устройств на­ зывается законченный технологический процесс во времени выполне­ ния грузоподъемных операций с единицей груза. Определяется как сумма времени, затрачиваемого на отдельные операции с грузом в про­ цессе погрузки или разгрузки. В комплекс этих операций входят: захват груза, подъем, перемещение, опускание, укладка (освобож­ дение) груза, возврат рабочего органа или машины к следующей пар­

тии груза.

 

погрузочно-разгрузоч­

Продолжительность одного цикла работы

ных машин определяется по следующим формулам:

 

 

при горизонтальном перемещении груза

 

 

 

 

Гц = *в + *у+ - + - с> '

 

 

 

«1

«2

где t3 и ty — время на

захват (застроповку)

и укладку

(освобож­

дение от стропа) груза, с;

 

 

 

I —-длина пути перемещения груза, м;

 

 

Ѵі и ѵ2 — скорости

перемещения рабочего органа или мащины с

грузом и без груза, м/с;

 

 

 

при вертикальном перемещении груза

 

 

 

 

 

Т’ц==^з + ^у + ~ с>

где h — высота подъема груза, м;

 

машины,

V — скорость подъема (опускания) рабочего органа

м/с (может быть принята одинаковой с грузом и без груза);

37


при комбинированном перемещении грузов

 

 

I

 

 

•^ц —

4

Ah

I

С.

 

 

 

Ѵі

V2

 

Для машин с рабочим органом прерывного действия, выполненным в виде ковша или грейфера, предназначенных для погрузки-выгрузки навалочных грузов, техническую производительность определяют по формуле

 

 

 

=

м»/ч,

где U — объем ковша или грейфера, м3;

Тп

 

 

/ — коэффициент заполнения ковша или грейфера

= ~ ^ j ,

где іігр— объем ковша, фактически заполненный грузом.

 

Если

необходимо

определить техническую

производительность

в тоннах,

объем ковша умножают на плотность перегружаемого груза і.

Величину

плотности

груза, измеряемого в т/м3, находят

в спра­

вочниках.

 

 

масса груза, переме­

Выражение Uji есть не что иное, как qr, т. е.

щаемого в ковше за один цикл.

 

 

Техническую производительность машин и устройств с рабочим органом непрерывного действия при перемещении, погрузке или вы­ грузке штучных грузов определяют по формуле

W — J.600t)?r

т/ч

где V — скорость перемещения рабочего органа машины, м/с;

 

qr — масса единицы груза, т;

ма­

а — расстояние между единицами груза на рабочем органе

шины, м.

При перемещении, погрузке или выгрузке навалочных грузов не­ прерывным потоком производительность машин и установок (в том чис­ ле бункеров) определяют по формуле

W = 3600 Fv м3/ч

или

W = 3600Fvi т/ч.

Выражение Fv означает объем груза, перемещаемый за 1 с рабочим органом машины. При этом ѵ —• скорость движения рабочего органа или скорость истечения потока груза — величина строго определен­ ная; F — площадь поперечного сечения слоя перемещаемого груза — определяется либо исходя из заданной характеристики рабочего ор­ гана (например, умножением ширины и высоты скребков или желоба для скребковых погрузчиков, определением площади круга для шне­ ковых погрузчиков или транспортеров и т. д.), либо путем замера фак­ тической площади сечения для машин с рабочим органом, не обеспе­ чивающим у потока груза правильной геометрической формы попереч­ ного сечения (транспортеры, свеклопогрузчики).

38


Если машины имеют рабочий орган непрерывного действия, вы­ полненный в виде бесконечной ленты или цепи с ковшами, находящи­ мися на определенном.расстоянии друг от друга (например, многоков­ шовые погрузчики), то ее техническую производительность определя­ ют по формуле

 

 

Ц7 = г т ^и І1. мз/ч

 

 

а

 

Техническую производительность пневматических установок и гид­

равлических устройств определяют по формуле

 

W = 3 , 6 у в \ iU B т / ч ,

где

ув — плотность атмосферного воздуха или воды, кгс/м3;

 

|Л — массовая концентрация смеси материала с воздухом или во­

 

дой, равная отношению массы, перемещаемой в единицу вре­

 

мени материала (груза),

к массе расходуемого за то же вре­

 

мя воздуха или воды;

 

 

UB— расход воздуха или воды, м3/ч.

 

Р а с х о д в о з д у х а и л и в о д ы о п р е д е л я ю т п о ф о р м у л е

 

 

U B = v ^ м 3/ с ,

 

 

4

где

V — рабочая скорость воздуха или воды, м/с;

 

d — внутренний диаметр трубопровода, м.

 

Э к с п л у а т а ц и о н н о й

п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь ю

машин и устройств считают количество определенного груза, которое может быть переработано машиной или устройством в течение часа в конкретных условиях эксплуатации. При определении эксплуата­ ционной производительности учитывают использование машины по вре­ мени и грузоподъемности. Эта производительность служит для соста­ вления проектов механизации погрузочно-разгрузочных работ, расчета производственной программы, определения потребного количества ма­ шин и установления норм времени простоев подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

Для установления использования машины по времени пользуются коэффициентом интенсивности работы машины р,,, определяемым деле­

нием

времени чистой

работы этой машины Тч ко всему времени в на­

ряде

Тп

 

 

Ф а к т и ч е с к а я

п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

машин

и устройств представляет собой количество груза, которое переработа­ но данной машиной или устройством за час или смену его работы. Ее определяют делением общего объема грузов, переработанных ма­ шиной или устройством за рассматриваемый период времени, на коли­ чество часов или смен за этот же период. Этот показатель служит для анализа выполнения плановых заданий и определения интенсивно­ сти использования машин.

39