Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
зочными операциями и различ ных расстояниях перевозки груза (Тн= 10 ч, ß=0,6, 7=1).
На рис. 3 показан график производительности автомобиля при различных значениях вре мени простоя под погрузочноразгрузочными операциями.
Из табл. 4 и рис. 3 видно, что независимо от расстояния перевозки производительность автомобилей является более вы сокой при менее продолжитель ных простоях автомобилей под
погрузкой-разгрузкой. Чем короче расстояние перевозки, тем боль шее влияние оказывает сокращение простоев автомобиля под по грузкой-разгрузкой на увеличение его производительности. Наиболь шее влияние на производительность автомобиля оказывает изменение величины его простоя под погрузкой-разгрузкой при наименьших расстояниях перевозки.
Например, сокращение времени простоя автомобиля под погрузкой-разгруз кой с 1,2 до 0,2 ч обеспечивает повышение его производительности на расстоянии перевозки 50 км примерно на 25%, а на расстоянии перевозки 5 км более чем в
2,5 раза.
Сокращение простоев автомобилей, достигаемое путем механизации и улучшения организации погрузочно-разгрузочных работ, для повы шения производительности автомобилей особенно целесообразно на коротких расстояниях. Однако этот вывод применим только при анализе работы одного автомобиля или определенного количества авто мобилей. Если рассматривать сокращение простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах с определенным объемом перево зок, то независимо от расстояния перевозок абсолютное увеличение производительности автомобилей, выполняющих перевозки грузов за счет сокращения простоев под погрузочно-разгрузочными опера циями, будет одинаковым независимо от того, на какие расстояния эти автомобили доставляют грузы.
Т а б л и ц а 4
Расстоя |
Техниче |
|
Производительность автомобиля, ткм, при простое |
||||
ние пере |
ская ско |
|
под погрузочно-разгрузочными |
операциями, |
ч |
||
возки |
рость, |
|
|
|
|
|
|
груза, км |
км/ч |
0 ,2 |
0 ,4 |
0 ,6 |
0 ,8 |
I ,0 |
1 ,2 |
|
|
||||||
5 |
20 |
405,0 |
306,0 |
245,9 |
205,5 |
176,4 |
154,7 |
10 |
24 |
559,0 |
456,7 |
386,0 |
334,6 |
295,2 |
260,0 |
25 |
27 |
715,0 |
642,4 |
583,8 |
533,0 |
491,5 |
455,5 |
50 |
29 |
814,9 |
764,1 |
720,0 |
680,0 |
645,9 |
614,2 |
31
В качестве примера рассмотрим два пункта с одинаковым объемом перевозок грузов (500 тв сутки), выполняемых на разные расстояния (5 и 50 км). Если в этих пунктах сокращение простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой является одинаковым (с 1,2 до 0,2 ч), т. е. на 1 ч на каждую ездку автомобиля или 0,2 ч на 1 т груза (автомобиль ЗИЛ-130, у = 1), то в обоих пунктах будет сэкономлено по 500 X 0,2 авт-ч.
§ 2. ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
Механизация погрузочно-разгрузочных операций оказывает зна чительное влияние прежде всего на величину затрат на погрузку-вы грузку груза. Применяя высокопроизводительные машины для вы полнения погрузочно-разгрузочных работ, можно сократить эти затра ты в 3—5, а иногда и в 10—15 раз.
Для многих грузов применение грузоподъемных машин обеспечи вает сохранность их качества, а иногда и количества, например в ре зультате ликвидации боя, распиливания и других потерь, наблюдае мых при ручном труде.
Но так как механизация погрузочно-разгрузочных операций по зволяет значительно сократить простои автомобилей под погрузкойразгрузкой, что приводит к повышению производительности автомо билей, то это, в свою очередь, обеспечивает существенное снижение себестоимости перевозки груза.
Влияние времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузоч ными операциями на величину себестоимости 1 ткм можно видеть, под
ставляя в формулу для определения |
себестоимости различные зна |
||
чения |
этого времени |
|
|
|
5 ткм |
|
коп/ткм, |
где |
STKM— себестоимость |
1 ткм, |
коп/ткм; |
|
Спер — переменные расходы (зависящие от движения автомо |
||
|
биля; на топливо, на смазочные материалы и т. п.), |
||
|
коп/км; |
|
|
|
Спост — постоянные расходы (не зависящие от движения авто |
||
|
мобиля: амортизационные отчисления на восстанов |
||
|
ления, накладные расходы), коп/ч; |
||
|
Св — основная заработная |
плата водителя, коп.; |
|
|
К — коэффициент, |
учитывающий дополнительную зара |
|
|
ботную плату водителя, составляет 1,25—1,27. |
Учитывая, что переменные расходы имеют место только при движе нии автомобиля, та часть себестоимости 1 ткм, которая образуется за счет них, фактически не зависит от времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями. Постоянные расходы отно сят на 1 ч работы автомобиля, поэтому чем меньше автомобиль будет простаивать под погрузкой и разгрузкой, тем больше тонно-километ-
32
ров будет выполнено |
за |
1ч ра |
|
||||||
боты |
автомобиля, |
тем |
меньше |
|
|||||
будет себестоимость 1 ткм по |
|
||||||||
постоянным |
расходам. |
В связи |
|
||||||
с этим |
сокращение |
простоев |
|
||||||
автомобилей |
под |
погрузочно- |
|
||||||
разгрузочными |
операциями, |
|
|||||||
обеспечивая |
повышение |
произ |
|
||||||
водительности этих автомобилей, |
|
||||||||
приводит к снижению |
себестои |
|
|||||||
мости 1 |
ткм. |
|
|
|
|
|
|
||
В табл. 5 |
приведены |
расчет |
|
||||||
ные данные себестоимости |
1 ткм |
|
|||||||
при различном времени |
простоя |
|
|||||||
автомобиля ЗИЛ-130 под погру |
Рис. 4. Влияние времени простоя авто |
||||||||
зочно-разгрузочными операция |
|||||||||
мобиля под погрузкой-разгрузкой на се |
|||||||||
ми (ß, у и от те же, |
что при рас |
бестоимость 1 ткм |
|||||||
чете |
производительности |
авто |
|
мобиля).
По данным табл. 5 и построенному по ним графику (рис. 4) можно сделать вывод о том, что себестоимость 1 ткм при прочих равных ус ловиях находится в прямой зависимости от времени простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями. Чем меньше время про стоя автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки, тем ниже себестои
мость 1 |
ткм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
„ |
|
Себестоимость I ткмг коп., |
при простое автомобиля |
|
||
расстояние |
|
под погрузкой-разгрузкой, |
ч |
|
||
перевозки, |
|
|
|
|
|
|
КМ |
0,2 |
0,4 |
■ |
0,8 |
1.0 |
1 .2 |
|
0,6 |
|||||
5 |
5,85 |
6,21 |
6,61 |
7,00 |
7,36 |
7,76 |
10 |
4,68 |
4,86 |
5,06 |
5,22 |
5,45 |
5,63 |
15 |
4,30 |
4,44 |
4,59 |
4,69 |
4,82 |
4,94 |
25 |
4,00 |
4,08 |
4,15 |
4,23 |
4,31 |
4,34 |
35 |
3,75 |
3,80 |
3,86 |
3,91 |
3,97 |
4,02 |
50 |
3,71 |
3,75 |
3,79 |
3,82 |
3,86 |
3,90 |
С уменьшением расстояния перевозки степень влияния изменения времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой на себестои мость 1 ткм увеличивается. На небольших расстояниях перевозки гру за сокращение простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой приво дит к более высокому проценту снижения себестоимости 1 ткм, чем при значительных расстояниях.
Механизация погрузочно-разгрузочных операций, способствуя сокращению простоев автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки груза с 1 до 0,2 ч, обеспечивает снижение себестоимости 1 ткм при ра боте автомобилей на расстоянии 1Ö км примерно на 50%.
2 Зак. 518 |
33 |
Однако с точки зрения народнохозяйственной эффективности рас стояние перевозки на общую экономию, полученную, в результате со кращения простоев под погрузочно-разгрузочными операциями, ни какого влияния не оказывает. Это можно установить, проанализиро вав результаты сокращения простоев под погрузкой и разгрузкой ав томобилей, выполняющих перевозки грузов в одинаковых условиях, но на разные расстояния. Объем перевозок при этом должен быть при нят одинаковым.
Глава V
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ОПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИНАХ
ИУСТРОЙСТВАХ
§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН И УСТРОЙСТВ
Номенклатура погрузочно-разгрузочных машин и устройств, при меняемых на автомобильном транспорте, очень разнообразна. Для изу чения ихтехнико-эксплуатационнных качеств все машины и устройства классифицируют по техническим и эксплуатационным признакам. Классификация по техническим признакам является основанием для изучения машин, а по эксплуатационным — для правильной оценки особенностей их применения и выбора схемы механизации погрузочноразгрузочных работ.
Все погрузочно-разгрузочные машины по техническим признакам подразделяются на две основные группы: машины с рабочим органом н е п р е р ы в н о г о действия и машины с рабочим органом п р е р ы в
но г о (цикличного) действия.
Кпервой группе относятся машины, рабочий орган у которых не останавливается для захвата и освобождения груза, перемещая груз
равномерно. Такими машинами являются ленточные, пластинчатые и скребковые транспортеры, многоковшовые погрузчики, пневмопере гружатели и др.
Машины с рабочим органом прерывного действия выполняют ком плекс операций, связанных с погрузкой или выгрузкой грузов, по циклу. При этом рабочий орган действует периодически, т. е. переме щается с грузом от места его загрузки до места разгрузки и затем снова возвращается для захвата груза. К этой группе относятся: авто мобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики, одноковшо вые погрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты, автомобиле разгрузчики, тали и др.
По эксплуатационным признакам погрузочно-разгрузочные ма шины классифицируются в зависимости от группы перегружаемого гру за, направлений перемещения груза и наличия ходового оборудования.
34
В з а в и с и м о с т и о т г р у п п ы п е р е г р у ж а е м ы х г р у з о в в с е м а ш и н ы п о д
разделяют на следующие виды:
для штучных грузов (автомобильные краны, автопогрузчики, тель феры и др.);
для навалочных грузов (экскаваторы, одноковшовые и многоков шовые погрузчики, снегопогрузчики, свеклопогрузчики и др.);
для сыпучих грузов |
(зернопогрузчики, |
пневмоперегрузчики и |
др-); |
груза: штучных и |
навалочных (автопогруз |
для различных видов |
чики, автокраны и др.). Эти машины эксплуатируют по назначению, применяя сменные грузозахватные приспособления (вилы, стрелу, ковш, грейфер).
По направлению перемещения груза машины и устройства подраз деляют на четыре группы:
для горизонтального перемещения груза (механические лопаты); для вертикального перемещения груза (бункера, нории); для наклонного перемещения груза (зернопогрузчики, транспор
теры, многоковшовые погрузчики); для вертикального и горизонтального (комбинированного) пере
мещения груза (автомобильные краны, автопогрузчики, электропо грузчики и др.).
Большинство погрузочно-разгрузочных машин относится к четвер той группе.
В зависимости от наличия ходового оборудования все машины и ус тройства могут быть классифицированы на две группы: с т а ц и о н а р н ы е и п е р е д в и ж н ы е .
К стационарным относятся машины и устройства, не имеющие ходо вого оборудования (козловые и мостовые краны, бункера и др.). Их, как правило, устанавливают в одном месте постоянно и используют в пунк тах с устойчивым объемом работ.
Передвижные машины, в отличие от стационарных, имеют ходовое оборудование и поэтому могут быть широко использованы с перебро ской от одного склада на другой. Многие передвижные машины пере мещаются за счет собственного источника силовой энергии (двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя) и относятся к категории са моходных машин. Некоторые из них отличаются мобильностью (авто краны, автопогрузчики, свеклопогрузчики), в связи с чем их приме няют для обслуживания нескольких различных объектов даже в пре делах смены.
Как стационарные, так и передвижные погрузочно-разгрузочные- машины, кроме того, подразделяются на две категории: у н и в е р
с а л ь н ы е |
и с п е ц и а л ь н ы е |
машины. К универсальным отно |
сят такие |
погрузочно-разгрузочные |
машины, которые могут выпол |
нять погрузку и выгрузку различных грузов: тарно-штучных, тяжело весных, навалочных и др. К таким машинам относятся краны, автопо грузчики, электропогрузчики и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные машины предназначены только для определенной категории груза (например, свеклопогруз чики, зернопогрузчики и др.).
2* |
35 |