Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
О—65°. Синхронность поворота всех лопаток достигается с помощью установленного на переднем статоре регулирующего кольца и по воротных механизмов, связывающих кольцо с лопатками. Перо лопатки, имеющее переменный профиль и винтообразную форму,
Рис. 1.5. Прямоточная горизонтальная гидротурбина Ортачальской ГЭС:]
1 — входной статор; 2 — направляющий аппарат; 3 — передний подшипник; 4 — рабо чее колесо; 5 — камера турбины; 6 — задний подшипник; 7 — выходной статор; 8 — валик к генератору маятника; 9 — наружное лабиринтное уплотнение; 10 — контактное уплотнение (подвижное кольцо заднего уплотнения); 11 — контактное уплотнение (под вижное кольцо переднего уплотнения); 12 — внутреннее лабиринтное уплотнение; 13 —
маслоприемник
обеспечивает хорошую закрутку потока и надежное его перекры тие при закрытом положении направляющего аппарата.
Поворотный механизм состоит из лопатки, надетого на наруж ную цапфу лопатки рычага, серьги, регулируемой длины, двух накладок, сферических пальцев со втулками и срезного пальца. Последний предохраняет детали направляющего аппарата от по ломок в случае застревания между лопатками инородного тела.
Сервомоторы, установленные вертикально на специальных пли тах, расположены над турбиной. Один из них снабжен стопором.
14
Рабочее колесо состоит из корпуса, шести лопастей и двух опор ных цапф (полувалов), расположенных по обе стороны корпуса. Лопасти рабочего колеса поворачиваются кривошипным механиз мом с крестовиной, перемещаемым сервомотором, выполненным внутри корпуса рабочего колеса. Поршень сервомотора и крестовина закреплены на штоке, в котором предусмотрены кольцевые каналы и отверстия для подвода масла в полости сер вомотора.
Масло давлением 20 кгс/см2 подводится к сервомотору через трубчатые штанги. Последние через центральное отверстие перед него полувала соединены с маслоприемником, установленным во внутреннем кольце переднего статора.
Обратная связь сервомоторов рабочего колеса и направляющего аппарата с расположенным в колонке регулятора комбинатором осуществляется тросовой передачей. Ротор генератора соеди няется с лопастями рабочего колеса с помощью надетого на пери ферийные цапфы лопастей обода, состоящего из двух, соединенных друг с другом колец. Ротор генератора закреплен на ободе с по мощью восьми радиальных и четырех тангенциальных шпонок. В каждой половине обода на плоскости разъема предусмотрены по шесть карманов для размещения цапф лопастей с надетыми на них сферическими бронзовыми втулками и обоймами. На торцо вой поверхности цапфы лопасти закреплена подушка из нержавею щей стали, опирающаяся на бронзовую сферическую пяту.
Центровка и крепление обода на лопастях выполняются при монтаже клиньями с последующей их приваркой к ободу. По обе стороны обода расположена камера турбины, состоящая из двух колец.
Для защиты генератора от воды с обеих сторон обода рабочего колеса расположены контактные уплотнения. Они представляют собой подвижные кольца, надетые на горловины обоих поясов камеры турбины. В подвижных кольцах предусмотрены пазы, в которые установлена резина круглого сечения; она и является уплотняющим элементом.
На подвижных кольцах уплотнений и на кольцевых ребрах камеры установлены резиновые ленты (см. рис. III.2), предохра няющие генератор от протечек воды через зазоры между подвиж ными кольцами и камерой. Подвижные кольца прижимаются к не ржавеющим погонам масляными домкратами, установленными в кольцевом ребре каждой из камер турбины.
Эксплуатация турбин показала, что достаточно хорошее прижа тие уплотняющих резиновых колец обеспечивается резиновыми лентами, и потому масляными домкратами пользовались только при остановленной турбине. Для предохранения уплотняющей резины от действия грязной воды потока к ней предусмотрен под вод чистой воды.
Для защиты генератора от протечек воды через уплотнения по обе стороны обода на пояса камеры турбины установлены гребен
15
чатые водосборники, из нижней части которых вода отводится в сливные колодцы ГЭС.
Соединенные с корпусом рабочего колеса опорные полувалы установлены на два опорных подшипника. Полувалы выполнены как одна деталь с облицованными нержавеющей сталью крыш ками корпуса рабочего колеса; крышки являются упорными дис ками трения (подпятника и контрподпятника). Подшипники за креплены на торцах внутренних колец переднего и заднего статоров турбины.
Задний подшипник воспринимает кроме опорных нагрузок все осевые гидравлические усилия. Передний подшипник при оста новках турбины воспринимает еще и обратные осевые усилия. Вкладыши подшипников — сферические самоустанавливающиеся с резиновой облицовкой — смазываются водой. Для смазки под шипников, уплотнений и цапф направляющих лопаток предусма тривается автоматически включаемая подача чистой воды.
Турбины и генераторы для Ортачальской ГЭС были выполнены отечественными заводами, не имевшими тогда опыта в создании таких машин. В связи с этим конструкции некоторых узлов тур бины и генератора оказались неудачными. Устранение неполадок часто задерживалось трудностью перекрытия турбинной камеры вследствие большого скопления наносов под щитами.
Недостаточно жесткое соединение лопастей рабочего колеса с ободом привело к необходимости уже в начальный период экс плуатации перейти на пропеллерный режим Агрессивная вода приводила к интенсивному износу резиновых уплотняющих ко лец, а плохое качество резиновых лент—к проникновению воды в генератор. В конструкции турбины не была предусмотрена воз можность смещения подвижных колец при демонтаже, в связи с чем при замене уплотняющей резины требовался частичный де монтаж агрегата.
В последний период эксплуатации на ободъях рабочих колес образовались трещины, вызванные усталостными явлениями, низ ким качеством обода и наличием острых углов в шпоночных па зах, что привело к концентрации напряжений.
Эти причины послужили поводом для замены горизонтальных прямоточных агрегатов Ортачальской ГЭС вертикальными. Замена прямоточных агрегатов не свидетельствует, однако, о ненадеж ной конструкции машин.
Возможные пути повышения надежности прямоточных агрега тов несколько лет назад рассматривались в Гидротурбинном от деле Центрального Котлотурбинного института. Были предложены варианты конструктивных разработок уплотнений, защищающих ротор генератора от воды, варианты конструкций с ротором ге нератора, опирающимся на пяту не только в зоне рабочего колеса, но и по периферийному диаметру ротора и др. Вскоре получили распространение капсульные агрегаты и работы по прямоточным были прекращены.
16
Советские заводы, накопившие в последние годы большой опыт в конструировании, изготовлении и монтаже горизонтальных агрегатов, в состоянии создать надежные прямоточные аг регаты. Следует при этом заметить, что область применения таких агрегатов невелика и ограничивается напорами не выше 15 м и диаметрами рабочих колес не более 3 м.
3.ПОЛУПРЯМОТОЧНЫЕ ГИДРОАГРЕГАТЫ
ИГИДРОАГРЕГАТЫ С УНИВЕРСАЛЬНЫМ ШАРНИРОМ
Горизонтальные турбины, соединенные с генератором, распо ложенным в бычке обтекаемой формы, по сторонам которого предусмотрены каналы для подвода воды к рабочему колесу, называются полупрямоточными или шахтными. Такая компоновка по сравнению с другими горизонтальными агрегатами обеспечивает более удобный доступ к механизмам турбины и генератора.
Генератор может быть установлен как со стороны верхнего, так и со стороны нижнего бьефа. В практике отечественного гидро турбостроения принята верховая компоновка, при которой гене ратор располагается со стороны верхнего бьефа.
Соединение валов турбины и генератора может быть непо средственным или через ускорительную передачу — мультипли катор. При установке мультипликатора скорость вращения гене ратора увеличивается, а его габариты существенно уменьшаются, что позволяет выполнить подводящие каналы и весь проточный тракт полупрямоточной турбины менее искривленными.
Первые полупрямоточные агрегаты были установлены в 1954 г. во Франции на ГЭС Вадринау (р. Мозель) при напоре 4,6 м с еди ничной мощностью 1498 кВт; диаметр рабочего колеса турбины
3,05 м.
В 1958 г. одна полупрямоточная турбина конструкции и по ставки ЛМЗ была установлена на Камской ГЭС. Здание станции проектировалось для установки в нем вертикальных агрегатов, вследствие чего проточный тракт полупрямоточной турбины ока зался не оптимальным.
Из-за большого диаметра генератора и невозможности увели чить ширину блока агрегата огибающие блок каналы подводящего тракта турбины оказались зажатыми и искривленными. В резуль тате поток на входе в направляющий аппарат стал неоднородным и гидравлические потери на протяжении всего проточного тракта сильно возросли. Кроме того, из-за тех же ограничений блока длина отсасывающей трубы оказалась недостаточной вме сто 4,5DX); по той же причине выходной статор пришлось распо ложить слишком близко к рабочему колесу. Все это также способ ствовало ухудшению энергетических качеств турбины.
Генератор полупрямоточного агрегата установлен в шахте, выполненной в бычке обтекаемой формы. Там же расположена, пята двустороннего действия, воспринимающая действующие на
2 ГД. Л. Стеклов |
17 |
турбину осевые гидравлические усилия. Фланцы валов турбины и генератора соединены жестко и стянуты припасованными бол тами. Каналы (см. рис. II.2), охватывающие бычок, служат для подвода воды из напорной камеры к рабочему колесу. Они имеют в начале прямоугольное сечение и по мере приближения к турбин ной камере переходят в полукруглые. Для предохранения стенок каналов от разрушения, а генераторного помещения от фильтра ции воды, каналы облицованы стальными листами. Стенки гене-
Рис. 1.6. Горизонтальная полупрямоточная |
гидротурбина Камской ГЭС: |
1 — маслоприемник; 2 — генератор маятника регулятора; 3 — подшипники генератора, |
|
4 — генератор; 5 — подпятник; 6 — входной статор; |
7 — направляющий аппарат; 8 — |
камера турбины; 9 — выходной статор; 10 — подшипник турбины; 11 — рабочее колесо; |
|
12 — уплотнение вала; 13 — вал турбины |
|
раторного помещения укреплены расположенными внутри кана- |
|
лов бетонными ребрами обтекаемой формы. |
|
Турбина установлена в плотине ГЭС между напорной камерой |
|
и отсасывающей трубой. Полупрямоточный горизонтальный агре |
|
гат конструкции и поставки ЛМЗ и «Электросилы» показан на |
|
рис. 1.6. |
|
Основные параметры турбины. |
|
Мощность, к В т ....................................................... |
21 800 |
Напор, м ................................................................. |
16 |
Скорость вращения, о б /м и н .................................... |
125 |
Диаметр рабочего колеса, м .................................... |
4,5 |
Тип рабочего колеса ............................................ |
ПЛ548 |
Турбина состоит из двух статоров — переднего и заднего, ка меры турбины, направляющего аппарата, двух сервомоторов, рас положенных в шахте под направляющим аппаратом, рабочего колеса с опорной цапфой, вала, уплотнения вала, опорного под-
18
шипнйКа й масЛопрйемнйка со штангами. Турбина снабжена также вспомогательными механизмами и устройствами автоматики. Оба статора служат опорой и связью всех частей турбины.
Передний статор служит опорой для осевого направляющего аппарата и отделяет генераторное помещение от турбинной ка меры, осуществляя плавный переход от сечений каналов к круг лому сечению камеры.
В собранном виде статор выполнен в виде обода, закрепленного на массивной колонне, имеющей по вертикальной оси, в направле нии потока, обтекаемый зуб фасонного профиля. Для возмож ности монтажа и демонтажа ротора турбины верхняя часть ста тора выполнена отъемной. Задний статор с шестью профильными колоннами служит для крепления опорного подшипника турбины. Его наружное кольцо с одной стороны примыкает к камере рабо чего колеса, с другой со стороны нижнего бьефа — к коническому патрубку и прямоосной отсасывающей трубе.
На валу генератора установлены подпятник и генератор маят ника регулятора. Весь ротор агрегата опирается на три подшип ника, из которых два относятся к генератору; шейки вала в этих подшипниках смазываются маслом.
Опорный подшипник турбины выполнен с резиновым вклады шем на водяной смазке. Для смазки и охлаждения подшипника вода подводится из напорной камеры турбины или резервного трубопровода технического водоснабжения.
Установленные у подшипника со стороны потока резиновые и гребенчатые уплотнения предохраняют его от загрязненной воды.
Подвод воды к подшипнику, переключение с одного источника питания на другой, контроль подачи воды и температуры пол ностью автоматизированы.
Опыт эксплуатации этого подшипника выявил сильный износ резиновых вкладышей (и этого не удается избежать даже под бором более твердой резины). Поэтому применять резиновые вкла дыши в подшипниках горизонтальных гидротурбин не следует.
Рабочее колесо имеет четыре поворотные отъемные лопасти, отлитые из медистой стали 18ДГС-Л. Поворот лопастей произво дится сервомотором с помощью бескрестовинного кривошипно шатунного механизма.
Поршень сервомотора перемещается вместе со штоком, прохо дящим через центральное отверстие корпуса рабочего колеса и вала турбины. При перемещении поршень сервомотора поворачи вает лопасти, воздействуя на них через серьги, стаканы и рычаги.
Рычаги соединены с серьгами шарнирно, серьги, в свою оче редь, шарнирно соединены со стаканами, жестко закрепленными на поршне сервомотора. Стаканы вместе с поршнем перемещаются во втулках, установленных на диафрагме корпуса.
Внутри штока расположены штанги рабочего колеса, по ко торым подводится масло в полости сервомотора и отводится из
2 |
19 |