Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

' Первый замер, произведенный на подшипниках агрегата с вы­ ходным статором, как и следовало ожидать, выявил произволь­ ное распределение реакций: R 3 = 100 тс при расчетном значении 81 тс и Л?4 = 33 тс при расчетном значении 59 тс. Некоторые ба­ лансиры и сухари на этих подшипниках оказываются малонагруженными или вовсе не несут нагрузки. Арифметическая сумма реакций составляет R 3 + R t = 133 тс. Арифметическое суммиро­ вание здесь справедливо, так как силы находятся в одной пло­ скости. Некоторое отклонение равнодействующих от вертикали объясняется угловой погрешностью измерений и геометрического суммирования.

Следующий замер производится после опускания подшипника № 3 на 0,5 мм с целью его разгрузки. Действительно, равно­ действующая R з уменьшилась до 76 тс, а Д4 стала равной 40 тс; их сумма уменьшилась на 17 тс, которые перешли на подшип­ ник № 2.

После ряда изменений высотных положений подшипников по­ лучено

£ /? = R x + R 2 + R 3 + R, = 39 + 83 + 76 + 40 « 240 тс.

Соответствующие этому положению эпюры сил для турбин­ ных подшипников представлены на рис. VI 1.23. Прокрутка ро­ тора на 360° с измерением через каждые 30° показала, что измене­ ния сил на отдельных датчиках невелики, а наибольшее биение вала у подшипника № 3 составляет 0,05 мм. Последняя измерен­ ная перед пуском суммарная реакция на этом подшипнике со­ ставила 78 тс. Эта реакция приходилась на нижние балансиры 3 и 2, поскольку боковые сегменты во время ревизии в соответствии

204

с Техническими требованиями были установлены с зазорами 0,05—0,07 мм.

Измерения усилий на вращающемся агрегате произведены в режимах холостого хода и под нагрузкой 5,5 МВт. На холостом ходу нагрузки на балансиры 3 и 2 подшипника № 3 составили соответственно 55 тс и 19,5 тс, а их равнодействующая равна 73 тс. Измерения производились тем же прибором, что и при про­ крутке ротора в процессе центровки, например, на наиболее на­ груженном балансире 3 они менялись в пределах 53,5—58 тс.

Среднее удельное давление на сегментах этого балансира равно

 

58 -10:J

ov

. 2

^ — 2 - 0 , 3 0 - 0 , 2 6

КГС/СМ

(0,30-0,26 м2 — опорная

площадь одного сегмента).

Подшипники работали

спокойно,

биение вала у подшип­

ника № 3 0,15 мм.

хода

 

 

В режиме холостого

 

 

Rx =

43

тс и

Я г =

82 тс.

Некоторое уменьшение реакции R 3 можно объяснить возник­ новением выталкивающей силы воды, которая разгружает под­ шипник. Этой же причиной объясняется уменьшенное значение R з — 69 тс в режиме N = 5,5 МВт.

Установившиеся температуры сегментов при работе на холостом ходу и под нагрузкой сравнительно невелики: 30—32° С на боко­ вых сегментах, 37° С на сегментах балансира 5 и на один градус меньше на менее нагруженных сегментах балансира 2.

Результаты первого замера сил на турбинном подшипнике № 3 агрегата с консольным рабочим колесом в порядке очередности: балансир 2 — 22 тс; 1 — 103 тс; 4 — 82 тс; 5 — 19 тс, а их гео­ метрическая сумма равна R 3 — 200 тс. Величина R 3 сама по себе не выходит за пределы расчетного значения (215 тс), однако под­ шипник № 2 оказался ненагруженным при некоторой перегрузке подшипника № 1, R t = 95 тс. Общая вертикальная нагрузка на опоры от веса ротора составила 300 тс. Как и в случае агрегата с выходным статором, эта нагрузка не равна истинному весу агре­ гата, а только 95% от ее величины за счет того, что схема нагру­ жения балансиров отличается от их тарировочного положения. Характерно, что усилия на боковые сегменты балансиров 2 и 5 в соответствии с их геометрическим расположением меньше суммы сил, приходящихся на нижние сегменты, и равны 41,5 тс или 20,7% от R 3.

Дальнейшие работы велись в направлении разгрузки подшип­ ников № 1 и 3 и нагружения подшипника № 2.

В общей сложности за несколько приемов это было проведено.

В итоге

величины реакций приобрели следующие значения

(см. рис.

VII.24): R t = 83 тс; £?2 = 22 тс; R 3 = 190 тс; R t +

R 2

Rs = 300 тс.

205


При этом средние удельные давления на наиболее нагруженных сегментах подшипника № 3 составили 31 кгс/см2. Была отмечена хорошая повторяемость результатов, что послужило контролем правильности замеров и позволило определить относительную по­

грешность измерений, которая не

превысила 2% от

номинала.

В опыте с прокруткой ротора

на 360° колебания

усилий на

отдельные датчики составили сравнительно небольшие величины:

 

 

Подшипник № д

 

1 — 95 — 97 тс; 4 — 70—73 тс;

 

 

 

5 — 17—22

т с — при

макси­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мальном биении вала

 

у турбин­

 

 

 

 

 

 

ного

подшипника

0,02 мм,

что

 

 

 

 

 

 

является допустимым.

 

№3

 

 

 

 

 

 

Усилие на подшипнике

 

 

 

 

 

 

в режиме холостого хода соста­

 

 

 

 

 

 

вило 164 тс. Такое большое

 

 

 

 

 

 

уменьшение R3 сверх

величины

 

 

 

 

 

 

Архимедовой силы

объясняется

 

 

 

 

 

 

изменением условий по сравне­

 

 

 

 

 

 

нию с теми, при которых сни­

 

 

 

 

 

 

мались нулевые показания дат­

 

 

 

 

 

 

чиков.

По

всей

вероятности

 

 

 

 

 

 

примененная

схема

измерения

 

 

 

 

 

 

не

обеспечивает

достаточной

 

 

 

 

 

 

температурной

компенсации

 

 

 

 

 

 

при

значительном

повышении

 

 

 

 

 

 

температуры. Для обеспечения

 

 

 

 

 

 

высокой точности замеров необ­

 

 

 

 

 

 

ходимо

как

можно

чаще

раз­

 

 

 

 

 

 

гружать подшипники для уточ­

 

 

 

 

 

 

нения

нулевых

показаний, в

Г Н С , .

Х / Т Т

СМ

 

т .п гтго лт , Т. О

ТТ/-Ч

идеальном

случае — непосред-

V n . L T , »_/i 1 IV_I U Cl

J1 СИ МУ XV 1 1 Cl

IIV/ Д -

ственно

после или

 

 

____

шипник

турбины

с

консольным ра-

до снятия

бочим

колесом Саратовской ГЭС

замеров. Однако

конструктив­

 

 

 

 

 

 

ное

исполнение

подшипников

не

позволяет

это делать

после

полного монтажа

их

из-за опа­

сения смять латунные уплотнительные кольца. Подшипник рабо­ тает без вибраций с температурами на сегментах, не превышаю­ щими 40° С.

Проведенные исследования и их анализ позволили сделать следующие выводы.

1.Метод тензометрического исследования нагрузок в подшип­ никах оправдывает себя и является вполне надежным для цен­ тровки многоопорных роторов горизонтальных гидроагрегатов. При этом относительная погрешность измерений не превышает 2% от суммарных сил при условии достаточно частого определения нулевых показаний датчиков.

2.С помощью указанного метода возможно установить на под­ шипниках горизонтальных турбин нагрузки, близкие к расчет­

206


ным. Следует учитывать, что действительные нагрузки на подшип­ ники работающих агрегатов меньше статических на величину вы­ талкивающей силы воды (Архимедовой силы).

3. Установленное распределение сил обеспечивает турбинным подшипникам достаточную работоспособность и надежность. Под­ шипники работают, как показала дальнейшая их эксплуатация, с максимальными температурами на сегментах, не превышаю­ щими 50° С. Последующий осмотр сегментов на агрегатах Сара­ товской ГЭС не показал следов износа баббита, что свидетельствует о работе подшипников в режиме гидродинамического трения.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГИДРОТУРБИН

Узлы трения механизма поворота направляющих лопаток. Подача смазки в узлы трения механизма поворота направляющих лопаток гидротурбин связана со значительными трудностями. Поэтому в последние годы широко внедряется самосмазывающийся материал для втулок и опорных планок — маслонаполнен­ ный капрон. Его применение позволило отказаться от сложной и не всегда на­ дежной системы централизованной смазки втулок из древпластика или бронзы, что существенно снижает стоимость изготовления и эксплуатации гидротурбин. В настоящее время все выпускаемые ЛМЗ и ХТЗ гидротурбины оснащаются втул­ ками из маслонаполненного капрона.

Установке втулок из капрона на натурных турбинах предшествовал период их испытаний на стенде в лаборатории ЛМЗ при условиях, близких к натурным.

Эти условия были выбраны следующие:

 

Удельное д а в л е н и е ...................................

250 кгс/см2

С корость.......................................................

0,003 м/с

Движение ...................................................

Возвратно-вращательное

Угол п о в о р о т а ...........................................

40°

Длительность цикла испытаний . . . .

50 ч

Испытания проводились при полном отсутствии смазки на трущихся поверх­ ностях, с контролем коэффициента трения и износа материала втулок. Масло­ наполненный капрон содержит 50% текстильных капроновых отходов и 50% пер­ вичной капроновой смолы; некоторая доза масла и делает его самосмазывающимся.

Капроновые втулки могут изготавливаться литьем под давлением. Однако получение крупных и особенно толстостенных деталей этим методом весьма затруднено. Поэтому на ЛМЗ принят метод центробежного литья. Преимуще­ ствами этого метода являются: возможность изготовления крупных толстостен­ ных деталей без дополнительной механической обработки; недорогое малогаба­ ритное оборудование; использование сырья в любом виде (гранулы, текстильные отходы и пр.) без сушки и обезжиривания; возможность введения в сырье масла или других веществ, улучшающих антифрикционные свойства материала.

Сущность метода центробежного литья состоит в том, что расплавленное в форме (изложнице) сырье, подвергаясь действию центробежных сил при вра­ щении, заполняет периферийную зону формы и застывает, приобретая нужную конфигурацию и размеры. На заводе оснащен несложным оборудованием участок для изготовления капроновых втулок для гидротурбин. Это оборудование состоит из станка с плавно регулируемым изменением частоты вращения от 0 до 2000 об/мин; охлаждающего устройства с предохранительным кожухом; нагрева­ тельного устройства (термостата) с автоматическим регулированием температуры; ванны для термической обработки отливок и изложницы. При проектировании изложниц учитывается усадка материала 2—3% и технологические припуски. Чистота рабочих поверхностей должна соответствовать у б —у 7 ,

Ж


Процесс изготовления втулок сводится к следующему:

1. Сырье — текстильные отходы капрона и гранулы загружаются в излож­ ницу и заливаются маслом (цилиндровое тяжелое «52»); вес масла — 50% от за­ груженного сырья.

2. Изложница тщательно закрывается и устанавливается в термостат, где нагревается до 240—260° С и выдерживается до полного расплавления капрона, после чего извлекается из термостата и из нее выпускается воздух через спе­ циально предусмотренное отверстие.

3.Изложница устанавливается в центрах станка, закрывается защитным кожухом и приводится во вращение.

4.Режим вращения: 1—2 мин при п - 40-н60 об/мин без охлаждения с двумятремя остановками для перемещения расплавленной массы; 5—30 мин при макси­ мальных оборотах с охлаждением изложницы водой.

Точные технологические параметры для каждого типа втулок определяются изготовлением 2—4 опытных отливок. После охлаждения до 50—60° С изложница снимается со станка и из нее извлекается отливка, которая подвергается визуаль­ ному осмотру. Поверхность отливки не должна иметь трещин и других дефектов. Детали термически обрабатываются в масле при температуре 150—170° С для снятия внутренних напряжений. Далее они могут проходить механическую обра­ ботку на обычных станках с особым в них закреплением.

После сборки рабочие поверхности втулок обильно покрывают солидолом для защиты от попадания на них краски при покрытиях смежных деталей. При хранении или транспортировке узлов турбины с запрессованными капроно­ выми втулками последние должны быть защищены от механических повре­

ждений.

Подшипники лопаток направляющего аппарата. Подшипники лопаток на­ правляющего аппарата испытывают переменные нагрузки при очень малой ско­ рости вращения. Поэтому к материалу этих подшипников предъявляется ряд обя­ зательных требований: высокая прочность на сжатие, низкий коэффициент тре­ ния, минимальное водопоглощение, износостойкость и способность работать в условиях полусухого и даже сухого трения (без смазки).

Маслонаполненный капрон, который применяется в узлах трения механизма поворота направляющего аппарата и работает практически без какой-либо смазки, в подшипниках лопаток в качестве антифрикционного материала работать не мо­ жет, так как обладает высоким водопоглощением.

В результате длительных исследований различных материалов, в частности неметаллических, полимерных, в лаборатории гидротурбин ЛМЗ был найден материал, названный «наполненным фторопластом», компонентами которого являются, в частности, эпоксидные смолы.

Испытания на стенде показали, что коэффициент трения при полной смазке (солидол, масло, вода) и при отсутствии смазки колебался от 0,07 до 0,15; удель­ ное давление достигало 500 кгс/см2; окружная скорость испытываемой цапфы — 0,03 м/с; угол поворота принимался 40°.

Опытные втулки из наполненного фторопласта различных диаметров уста­ новлены на ряде действующих ГЭС, где они работают без подачи смазки: ГЭС

Нива I I I — с 1967 г.;

Верхне-Туломская

ГЭС — с

1967 г.; Братская ГЭС —

с 1969 г.; Красноярская

ГЭС — с 1971 г.

Эти втулки

находятся под контролем

у эксплуатационного персонала. Осмотр их, проведенный на ГЭС Нива III после пяти лет и на Верхне-Туломской ГЭС после двух лет эксплуатации, не показал сколько-нибудь заметного износа.

В настоящее время освоено изготовление втулок из нового материала диа­ метром до 400 мм. Они изготавливаются или прессованием, или с помощью нане­ сения тонкого слоя этого материала на стальную обойму по специальной техно­ логии.

Втулки с антифрикционным слоем имеют преимущество перед цельнопрессо­ ванными: в них меньше упругих деформаций и большая теплопроводность. Последнее обстоятельство делает более интенсивным отвод тепла во время пово­ рота лопаток.

Рекомендовано втулки диаметром более 100 мм изготовлять с антифрикцион­ ным слоем на стальной обойме.

14 М. Л . Стеклов

209