Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
20% от общей нагрузки. Поэтому с достаточной точностью пола гаем для расчета, что в работе участвуют только четыре нижних сегмента, установленные на одина ковых углах относительно верти
кальной оси.
Минимальная толщина масляного слоя, найденная по формуле (V.52),
Рис. V.17. Схема создания масляной пленки
|
Рис. V.19. Зависимость коэффи |
Рис. V.18. Конструкция за- |
циентов нагрузки Фр и сопротив |
ления трению Ф/ от отношения |
|
ходной части сегмента _-j |
размеров сторон сегмента |
должна быть больше допустимой величины, полученной по приближенной формуле
|
|
йкр= |
см, |
(V.53) |
где |
d — диаметр вала, см, |
|
|
|
или |
по |
формуле |
|
|
|
|
К Р= |
k {RZB+ /?«), |
(V.54) |
где |
RZB и |
Rzc — неровности |
обработанных |
поверхностей шейки |
вала и сегмента в микронах; коэффициент запаса k должен быть не менее трех.
Коэффициент трения находим из выражения
Ф/ %1ИН
~ф^~~Г'
где Ф/ — коэффициент сопротивления трению вой (рис. V.19); F —-сопротивление трению,
F = црЬ у ^ -Ф /. “мин
(V.55)
находится по кри
(V.56)
9 М Л . Стеклов |
129 |
Тепловой расчет сегментного подшипника на масляной смазке
Тепловой расчет подшипника с баббитовым вкладышем на жидкой масляной смазке характеризуется следующими особенностями:
1)смазывающей жидкостью является масло, которое цирку лирует по замкнутому контуру (смазывающему);
2)охлаждающей жидкостью является вода, которая проте
кает по незамкнутому контуру (охлаждающему);
3)температура масляного слоя в подшипнике не должна пре вышать 55—60°;
4)в подшипнике имеет место гидродинамическое трение, поэтому характеристика режима работы подшипника должна
быть |
больше критической характеристики в 3— 10 раз; |
5) |
предполагается, что все тепло, выделяющееся в подшипнике, |
отбирается охлаждающей водой. Отвод тепла в окружающую среду не учитывается, что идет в запас теплового расчета.
Радиальное усилие, действующее на подшипнике, находим из расчета изгибной линии вала ротора агрегата — реакции под шипника Р. В соответствии с вышеизложенным принимаем, что в работе участвуют только нижние сегменты: четыре в двухряд ном сегментном подшипнике, два — в однорядном. Расчет ведем для двухрядного подшипника.
р
(V.57)
4 cos а ’
где Рх — усилие на один сегмент; а — угол расположения сегмен тов относительно вертикальной оси.
Опыт показывает, что температура масла в подшипнике обычно не превышает 45—50° С. Поэтому, принимая температуру масла 50° С, находим вязкость масла заданной марки при этой темпера туре. Сопротивление трению F определяется по (V.56), а коэф фициенты Фр и Ф/ — по кривым (рис. V.19) при а : b == 1. Коэф фициент трения / подсчитываем по формуле (V.55).
Количество тепла, выделяемое в подшипнике,
А — |
ккал/с, |
(V.58) |
где z — число сегментов; |
v — окружная скорость вала, |
м/с; |
/ — коэффициент трения; 427 — механический эквивалент тепла.
Определение расхода и перепада температуры входа. Процесс смазки подшипника и перекачки использованного масла из ниж него бака в верхний происходит согласно схеме, представленной на рис. V.20. Из нее видно, что если в подшипнике принята тем
пература 50°, то |
температура в верхнем баке будет 50° — |
, |
а в нижнем 50° + |
где А/м— перепад между температурой |
масла в верхнем баке и температурой масла в нижнем баке. Из
130
этого следует, что при входе в маслоохладитель температура масла
также равна 50° + |
, а при выходе из него 50°----- |
. |
Поскольку тепло передается от среды более нагретой к менее нагретой, тепловой расчет следует начинать с определения сред ней температуры воды как среды с более низкой температурой. Для этого определяем расход охлаждающей воды.
Составим уравнение Бернулли для жидкости в охлаждающей системе [13]
д + |
£y- =zZ^ + ~Y + |
hi + |
hn |
(V.59) |
откуда |
|
|
|
|
( д + - у ) |
~ ( г2 + Д г ) = |
h i + |
h r = h > |
(v -60) |
где Zj и —----- отметка и напор места забора воды в охлаждающей
|
|
^ |
р" |
|
|
|
системе; z2 и -у----отметка и напор места отвода воды после всех |
||||||
сопротивлений; ht — потеря |
||||||
напора |
по |
длине |
трубопро |
|||
вода; |
|
hr — потеря |
напора |
|||
на местных сопротивлениях, |
||||||
включая скоростную энергию |
||||||
на выходе; |
/г — срабатывае |
|||||
мый напор |
системой. |
|
в |
|||
Общая потеря |
напора |
|||||
системе |
представляет |
собой |
||||
арифметическую |
сумму |
по |
||||
терь |
от каждого сопротивле- |
|||||
ния |
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(V.61) |
(V.62) Рис. V.20. К тепловому расчету подшип ника
где Я,- — коэффициент сопротивления трению единицы относи тельной (отнесенной к диаметру) длины участка трубопровода; d(, vt — длины, диаметры и средние скорости воды по участкам;
£г- — коэффициент сопротивления на г-м участке.
Скорости течения воды на каждом из участков системы можно
выразить через расход |
qB и площадь |
S{ участка. |
|
||
Тогда, преобразуя уравнение (V.59) с учетом (V.61) и (V.62), |
|||||
получаем |
|
|
|
1 |
|
ч* |
У . |
я,- I, |
1 |
(V.63) |
|
Ч |
Ааваш |
d, |
s j |
+ ^ S* |
|
9' |
131 |
Отсюда имеем в общем виде формулу расхода воды, охлаждаю щей масло,
(V.64)
Ниже приводятся коэффициенты сопротивления некоторых участков системы, подводящей воду к маслоохладителю и отводя щей воду из него [22],
|
Вход в трубопровод.......................................... |
|
|
£ |
= 0,75 |
|
||
|
Колено 90° |
|
|
|
£ |
= 0,15 |
|
|
|
Колено 45° |
|
|
|
£ |
= 0,07 |
|
|
|
З ад в и ж к а .............................................................. |
|
|
|
£ |
= |
0,1 |
|
|
Ф и л ь т р .................................................................. |
|
|
|
£ |
= |
3,0 |
|
|
Клапан соленоидный.......................................... |
|
|
£ |
= |
5,0 |
|
|
Коэффициент сопротивления трению |
на |
t-м участке |
|
|||||
|
|
|
и Г1 |
|
|
|
|
(V.65) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
4S; |
|
диаметр сечения |
данного |
уча- |
|||
где Dri |
= -=----- гидравлическим |
|||||||
|
*ч |
Пг — периметр |
сечения, |
м. |
|
|
||
стка трубопровода, м; |
|
|
||||||
Для |
ламинарного |
течения |
жидкости |
|
|
|
||
|
|
к = |
64 |
|
|
|
|
(V.66) |
|
|
Re ' |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Для |
турбулентного |
течения |
жидкости |
|
|
|
||
|
|
К = |
0,3164 |
|
|
|
|
(V.67) |
|
|
4/ R i |
’ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
где критерий Рейнольдса |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Re = |
ViD П . |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
’ |
|
|
|
|
(в трубопроводе круглого сечения Dri = |
dxp); v — кинематический |
|||||||
коэффициент вязкости воды при средней температуре tBср, |
м2/с. |
Первоначально Я,- принимается равным 0,03 (для гладких труб). После определения расхода значение %i уточняется по формулам
(V.66) или (V.67).
В случае, если полученное значение Яг разойдется с первона чальным значением 0,03 более, чем на 5—6%, необходимо про извести перерасчет, пользуясь новым значением Яг.
Перепад температуры воды на входе в охлаждающую систему и на выходе из нее
Ы в = tB2— tBl = —4 - , |
(V.68) |
132