Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20% от общей нагрузки. Поэтому с достаточной точностью пола­ гаем для расчета, что в работе участвуют только четыре нижних сегмента, установленные на одина­ ковых углах относительно верти­

кальной оси.

Минимальная толщина масляного слоя, найденная по формуле (V.52),

Рис. V.17. Схема создания масляной пленки

 

Рис. V.19. Зависимость коэффи­

Рис. V.18. Конструкция за-

циентов нагрузки Фр и сопротив­

ления трению Ф/ от отношения

ходной части сегмента _-j

размеров сторон сегмента

должна быть больше допустимой величины, полученной по приближенной формуле

 

 

йкр=

см,

(V.53)

где

d — диаметр вала, см,

 

 

или

по

формуле

 

 

 

 

К Р=

k {RZB+ /?«),

(V.54)

где

RZB и

Rzc — неровности

обработанных

поверхностей шейки

вала и сегмента в микронах; коэффициент запаса k должен быть не менее трех.

Коэффициент трения находим из выражения

Ф/ %1ИН

~ф^~~Г'

где Ф/ — коэффициент сопротивления трению вой (рис. V.19); F —-сопротивление трению,

F = црЬ у ^ -Ф /. “мин

(V.55)

находится по кри­

(V.56)

9 М Л . Стеклов

129



Тепловой расчет сегментного подшипника на масляной смазке

Тепловой расчет подшипника с баббитовым вкладышем на жидкой масляной смазке характеризуется следующими особенностями:

1)смазывающей жидкостью является масло, которое цирку­ лирует по замкнутому контуру (смазывающему);

2)охлаждающей жидкостью является вода, которая проте­

кает по незамкнутому контуру (охлаждающему);

3)температура масляного слоя в подшипнике не должна пре­ вышать 55—60°;

4)в подшипнике имеет место гидродинамическое трение, поэтому характеристика режима работы подшипника должна

быть

больше критической характеристики в 3— 10 раз;

5)

предполагается, что все тепло, выделяющееся в подшипнике,

отбирается охлаждающей водой. Отвод тепла в окружающую среду не учитывается, что идет в запас теплового расчета.

Радиальное усилие, действующее на подшипнике, находим из расчета изгибной линии вала ротора агрегата — реакции под­ шипника Р. В соответствии с вышеизложенным принимаем, что в работе участвуют только нижние сегменты: четыре в двухряд­ ном сегментном подшипнике, два — в однорядном. Расчет ведем для двухрядного подшипника.

р

(V.57)

4 cos а ’

где Рх — усилие на один сегмент; а — угол расположения сегмен­ тов относительно вертикальной оси.

Опыт показывает, что температура масла в подшипнике обычно не превышает 45—50° С. Поэтому, принимая температуру масла 50° С, находим вязкость масла заданной марки при этой темпера­ туре. Сопротивление трению F определяется по (V.56), а коэф­ фициенты Фр и Ф/ — по кривым (рис. V.19) при а : b == 1. Коэф­ фициент трения / подсчитываем по формуле (V.55).

Количество тепла, выделяемое в подшипнике,

А —

ккал/с,

(V.58)

где z — число сегментов;

v — окружная скорость вала,

м/с;

/ — коэффициент трения; 427 — механический эквивалент тепла.

Определение расхода и перепада температуры входа. Процесс смазки подшипника и перекачки использованного масла из ниж­ него бака в верхний происходит согласно схеме, представленной на рис. V.20. Из нее видно, что если в подшипнике принята тем­

пература 50°, то

температура в верхнем баке будет 50° —

,

а в нижнем 50° +

где А/м— перепад между температурой

масла в верхнем баке и температурой масла в нижнем баке. Из

130


этого следует, что при входе в маслоохладитель температура масла

также равна 50° +

, а при выходе из него 50°-----

.

Поскольку тепло передается от среды более нагретой к менее нагретой, тепловой расчет следует начинать с определения сред­ ней температуры воды как среды с более низкой температурой. Для этого определяем расход охлаждающей воды.

Составим уравнение Бернулли для жидкости в охлаждающей системе [13]

д +

£y- =zZ^ + ~Y +

hi +

hn

(V.59)

откуда

 

 

 

 

( д + - у )

~ ( г2 + Д г ) =

h i +

h r = h >

(v -60)

где Zj и —----- отметка и напор места забора воды в охлаждающей

 

 

^

р"

 

 

 

системе; z2 и -у----отметка и напор места отвода воды после всех

сопротивлений; ht — потеря

напора

по

длине

трубопро­

вода;

 

hr — потеря

напора

на местных сопротивлениях,

включая скоростную энергию

на выходе;

/г — срабатывае­

мый напор

системой.

 

в

Общая потеря

напора

системе

представляет

собой

арифметическую

сумму

по­

терь

от каждого сопротивле-

ния

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(V.61)

(V.62) Рис. V.20. К тепловому расчету подшип­ ника

где Я,- — коэффициент сопротивления трению единицы относи­ тельной (отнесенной к диаметру) длины участка трубопровода; d(, vt — длины, диаметры и средние скорости воды по участкам;

£г- — коэффициент сопротивления на г-м участке.

Скорости течения воды на каждом из участков системы можно

выразить через расход

qB и площадь

S{ участка.

 

Тогда, преобразуя уравнение (V.59) с учетом (V.61) и (V.62),

получаем

 

 

 

1

 

ч*

У .

я,- I,

1

(V.63)

Ч

Ааваш

d,

s j

+ ^ S*

 

9'

131


Отсюда имеем в общем виде формулу расхода воды, охлаждаю­ щей масло,

(V.64)

Ниже приводятся коэффициенты сопротивления некоторых участков системы, подводящей воду к маслоохладителю и отводя­ щей воду из него [22],

 

Вход в трубопровод..........................................

 

 

£

= 0,75

 

 

Колено 90°

 

 

 

£

= 0,15

 

 

Колено 45°

 

 

 

£

= 0,07

 

 

З ад в и ж к а ..............................................................

 

 

 

£

=

0,1

 

 

Ф и л ь т р ..................................................................

 

 

 

£

=

3,0

 

 

Клапан соленоидный..........................................

 

 

£

=

5,0

 

Коэффициент сопротивления трению

на

t-м участке

 

 

 

 

и Г1

 

 

 

 

(V.65)

 

 

 

 

 

 

 

 

n

4S;

 

диаметр сечения

данного

уча-

где Dri

= -=----- гидравлическим

 

Пг — периметр

сечения,

м.

 

 

стка трубопровода, м;

 

 

Для

ламинарного

течения

жидкости

 

 

 

 

 

к =

64

 

 

 

 

(V.66)

 

 

Re '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

турбулентного

течения

жидкости

 

 

 

 

 

К =

0,3164

 

 

 

 

(V.67)

 

 

4/ R i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где критерий Рейнольдса

 

 

 

 

 

 

 

 

Re =

ViD П .

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

(в трубопроводе круглого сечения Dri =

dxp); v — кинематический

коэффициент вязкости воды при средней температуре tBср,

м2/с.

Первоначально Я,- принимается равным 0,03 (для гладких труб). После определения расхода значение %i уточняется по формулам

(V.66) или (V.67).

В случае, если полученное значение Яг разойдется с первона­ чальным значением 0,03 более, чем на 5—6%, необходимо про­ извести перерасчет, пользуясь новым значением Яг.

Перепад температуры воды на входе в охлаждающую систему и на выходе из нее

Ы в = tB2tBl = —4 - ,

(V.68)

132