Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
обращается |
на соос |
ность вала |
и рабочего |
колеса. В |
соединении |
фланцев валов турбины и генератора излом не допускается. Биение поверхности вала и тор цов фланцев не должно превосходить 0,02 мм.
При консольном рас положении рабочего колеса его соединение с фланцем вала должно обеспечивать отсутствие изгибающих напряже ний в крепежных бол тах. Поэтому центри рующий буртик фланца вала выполняется боль шим, чем у вертикаль ных валов, а крутящий момент воспринимается припасованными втул ками или закладными шпонками, работающи ми на срез. Осевое гидравлическое усилие и нагрузка от давления масла воспринимаются болтами.
Для уменьшения усталостных напряже ний болты фланцевых соединений затянуты до такой степени, при которой обеспечивается нераскрытое стыка.
Подвод масла в на порную зону сервомо тора рабочего колеса и отвод сливного и дре нажного через централь ное отверстие вала производятся через штанги. Для направле ния их перемещения внутри вала с обеих сторон вставляются
|
кожух; |
|
|
4 — защитный |
колесо |
|
турбины; |
рабочее |
: |
вал |
6 — |
Рис. V.25. Вал горизонтальной гидротурбины |
2 — болты фланцевого соединения валов турбины и генератора; 3 — втулка, разделяющая зону сервомотора рабочего колеса и зону вала; |
|
|
генератора; |
|
|
вал |
|
10 М. Л. Стеклов |
J45 |
сварные опоры с запрессованными в них бронзовыми втул ками.
Конструкция вала турбины в значительной мере зависит от компоновки агрегата: от места расположения маслоприемника, от конструкций уплотнений турбины, опорного подшипника, стопора агрегата и других факторов. Вал турбины в случае рас положения на нем маслоприемника имеет отверстия для подачи масла из маслоприемника в штанги турбины. Все открытые участки вала закрываются защитным кожухом, который должен легко собираться и разбираться.
В горизонтальных капсульных турбинах, выпускаемых ХТЗ, вал выполняется общим—единым для турбины и генератора. Единый вал имеет следующие преимущества:
меньшую металлоемкость и трудоемкость изготовления; более простой монтаж, не требующий сложной выверки ли
нии валов.
К недостаткам единого вала относятся:
при большой длине вала к обработке поверхности централь ного отверстия предъявляются значительно более высокие тре бования, чем в случае раздельных валов;
устранение неполадок в турбине или генераторе связано с де монтажем всего агрегата, в то время как при раздельных валах турбина и генератор могут быть демонтрированы независимо друг от друга.
Последнее обстоятельство является решающим в связи с чем горизонтальные агрегаты чаще всего выполняются с раздельными валами.
При консольном расположении рабочего колеса величина консоли оказывает большое влияние на поперечные колебания вала. Увеличение консоли приводит к уменьшению критической скорости вращения и независимо от величины напряжений в вале может потребовать увеличения его диаметра.
В зависимости от размеров агрегата и величины нагрузки вал располагается на двух, трех или четырех опорах (подшипниках).
По сравнению с вертикальным валом к обработке поверхности горизонтального вала, особенно в месте прилегания подшипников, предъявляются значительно более высокие требования.
Расчет вала турбин
При проектировании производится статический и динами ческий расчет вала.
С т а т и ч е с к и й р а с ч е т включает в себя расчет на изгиб, растяжение и кручение, а также расчет фланцевого соеди нения.
Изгиб вала. Наиболее распространенными схемами горизон
тальных |
агрегатов являются |
схемы с двумя опорами. |
Поэтому |
в данной |
работе приводится |
расчет двухопорного вала. |
Трех- и |
146
четырехопорные валы рассчитываются как статически неопредё* лимые балки по известным методам сопротивления материалов.
Для определения реакций опор учитываются только весовые нагрузки: вес рабочего колеса, заполненного маслом GK, вес ро тора генератора Gp г и вес самого вала GB= qlu. Здесь q — вес единицы длины вала, причем длину вала будем учитывать лишь между опорами Л и В (рис. V.26).
3 |
|
|
|
b p s |
b B |
|
G* |
На |
|
|
|
4 _______ |
b |
в |
'C |
М 1 1, J |
|
1 г ------------------ |
X |
|
h |
i |
|
Рис. V.26. Схема сил, действующих на двухопор ный вал
Опорные реакции находим из уравнения моментов всех сил относительно опор А и В:
к А = ~ г [Gp. r (4 - 4) - GJ + |
GB(/, - |
4)]; |
|
1 |
|
|
(V.77) |
кв — т~ [Gp. гк + GK(/3 + |
/) + GB4l- |
||
‘ 3 |
|
|
|
Для контроля составляем уравнение равновесия |
|||
кл + кв — Gp, г + |
GK-{- GB. |
(V.78) |
|
Примерная эпюра изгибающих |
моментов |
представлена на |
рис. V.27.
Дифференциальное уравнение упругой линии вала на участке
Ас выражается так: |
|
|
Ely" = Rax - ^ - ~ Gp. г{х - |
к) \x>h 4 - к в ( х - /3) |
+ |
1 |
х>13 |
(V.79) |
|
где Е — модуль упругости материала вала; / — момент инерции поперечного сечения вала; q — погонный вес вала.
Разделительный значок \x>i. указывает, что соответствующий член должен учитываться только на участках вала при х к> к-
10 |
147 |
Интегрируя (V.79) дважды, получаем уравнение упругой ли нии вала:
EIy = RA~ |
|
дх*_q |
{x — ii)3 |
|
|||
|
24 |
Р-г |
6 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|||
( Х — 1Я)3 |
д(х — 1;j)3 |
Сг -4- D. |
(V.80) |
||||
R, |
6 |
|
\х>и + |
24 |
|
||
Постоянные интегрирования С и D находим из граничных |
|||||||
условий: |
--- 0, |
тогда D |
|
0; |
|
|
|
при х = 0 и х == 13 у |
|
|
|
||||
С — G |
(/з- м 3 |
24 |
- Я а 6 |
(V.81) |
|||
|
р . |
Г |
6L |
|
По полученным значениям прогибов у выполняется графи ческое построение упругой линии вала. Примерный вид упругой линии представлен штрихпунктиром на рис. V.27.
При расположении ро тора горизонтальной тур бины на трех опорах вид упругой линии позволяет определить положение среднего подшипника для рационального распреде ления нагрузок между опорами. При расположе нии ротора на четырех
опорах с фланцевыми соединениями между валом турбины и ва лом генератора упругая линия строится отдельно для каждого из валов. Тогда при монтаже средних подшипников их устанав ливают по высоте так, чтобы торцы фланцев были параллельны друг другу. Этим обеспечивается отсутствие изгибающего мо
мента в месте соединения фланцев. |
|
по фор |
|
Кручение вала. Напряжение кручения определяется |
|||
муле |
-^кр |
|
|
|
|
(V.82) |
|
|
т = "wy* |
|
|
|
|
|
|
где Мкр — крутящий момент на валу; Wp — полярный |
момент |
||
сопротивления сечения вала; крутящий момент равен |
|
||
Мкр 97 400 |
кгс-см, |
|
|
где А'макс — максимальная |
мощность |
турбины, кВт; п — ско |
|
рость вращения турбины, |
об/мин. |
|
|
148
Полярный момент сопротивления кручению
(V.83)
где D — наружный диаметр вала, см; d — внутренний диаметр вала, см.
Растяжение вала. Напряжение растяжения в теле вала
а = |
г о с |
4Ррс |
’ |
(V.84) |
|
S |
я (D- — d2) |
|
|
где Рос — осевое усилие |
от |
давления воды на рабочее колесо; |
||
5 — площадь поперечного сечения вала. |
|
|
||
Расчет фланцевого соединения валов |
турбины и генератора |
В случае, если ротор агрегата состоит не из единого вала, про изводят расчет фланцев валов. При этом определяют напряже ния в болтах и переходном сечении вала к коническому поясу
(см. рис. V.28).
В отличие от вертикальных турбин, у которых фланцевое соединение валов воспринимает крутящий момент и осевое уси лие, в горизонтальных турби нах действует дополнительно изгибающий момент от внеш них сил — весовых нагрузок.
Экспериментальными иссле дованиями установлено, что усталостная прочность фланце вого соединения валов зависит от величины предварительного усилия затяга болтов. Это уси лие должно обеспечить нерас крытое фланцев по кольцевой площади с радиальной шириной
R — R6+ |
-f- + |
m. гДе Рис. V.28. К расчету фланцевого сое |
|
л ; й 1 см (рис. |
V.28). |
В связи |
динения валов турбины и генератора |
|
с этим для обеспечения надежной длительной работы фланцев валов и болтов следует произвести расчет напряженного со стояния опасных сечений и необходимой плотности фланцевого соединения.
Расчет напряжений в болтах и фланцах от крутящего момента может производиться по обычным формулам сопротивления ма териалов. Что касается напряжений от осевых усилий в предва рительно напряженных фланцевых соединениях валов и в сечениях валов, непосредственно к ним примыкающим, то их определение связано со значительными трудностями.
149