Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обращается

на соос­

ность вала

и рабочего

колеса. В

соединении

фланцев валов турбины и генератора излом не допускается. Биение поверхности вала и тор­ цов фланцев не должно превосходить 0,02 мм.

При консольном рас­ положении рабочего колеса его соединение с фланцем вала должно обеспечивать отсутствие изгибающих напряже­ ний в крепежных бол­ тах. Поэтому центри­ рующий буртик фланца вала выполняется боль­ шим, чем у вертикаль­ ных валов, а крутящий момент воспринимается припасованными втул­ ками или закладными шпонками, работающи­ ми на срез. Осевое гидравлическое усилие и нагрузка от давления масла воспринимаются болтами.

Для уменьшения усталостных напряже­ ний болты фланцевых соединений затянуты до такой степени, при которой обеспечивается нераскрытое стыка.

Подвод масла в на­ порную зону сервомо­ тора рабочего колеса и отвод сливного и дре­ нажного через централь­ ное отверстие вала производятся через штанги. Для направле­ ния их перемещения внутри вала с обеих сторон вставляются

 

кожух;

 

 

4 — защитный

колесо

 

турбины;

рабочее

:

вал

6

Рис. V.25. Вал горизонтальной гидротурбины

2 — болты фланцевого соединения валов турбины и генератора; 3 — втулка, разделяющая зону сервомотора рабочего колеса и зону вала;

 

генератора;

 

 

вал

 

10 М. Л. Стеклов

J45


сварные опоры с запрессованными в них бронзовыми втул­ ками.

Конструкция вала турбины в значительной мере зависит от компоновки агрегата: от места расположения маслоприемника, от конструкций уплотнений турбины, опорного подшипника, стопора агрегата и других факторов. Вал турбины в случае рас­ положения на нем маслоприемника имеет отверстия для подачи масла из маслоприемника в штанги турбины. Все открытые участки вала закрываются защитным кожухом, который должен легко собираться и разбираться.

В горизонтальных капсульных турбинах, выпускаемых ХТЗ, вал выполняется общим—единым для турбины и генератора. Единый вал имеет следующие преимущества:

меньшую металлоемкость и трудоемкость изготовления; более простой монтаж, не требующий сложной выверки ли­

нии валов.

К недостаткам единого вала относятся:

при большой длине вала к обработке поверхности централь­ ного отверстия предъявляются значительно более высокие тре­ бования, чем в случае раздельных валов;

устранение неполадок в турбине или генераторе связано с де­ монтажем всего агрегата, в то время как при раздельных валах турбина и генератор могут быть демонтрированы независимо друг от друга.

Последнее обстоятельство является решающим в связи с чем горизонтальные агрегаты чаще всего выполняются с раздельными валами.

При консольном расположении рабочего колеса величина консоли оказывает большое влияние на поперечные колебания вала. Увеличение консоли приводит к уменьшению критической скорости вращения и независимо от величины напряжений в вале может потребовать увеличения его диаметра.

В зависимости от размеров агрегата и величины нагрузки вал располагается на двух, трех или четырех опорах (подшипниках).

По сравнению с вертикальным валом к обработке поверхности горизонтального вала, особенно в месте прилегания подшипников, предъявляются значительно более высокие требования.

Расчет вала турбин

При проектировании производится статический и динами­ ческий расчет вала.

С т а т и ч е с к и й р а с ч е т включает в себя расчет на изгиб, растяжение и кручение, а также расчет фланцевого соеди­ нения.

Изгиб вала. Наиболее распространенными схемами горизон­

тальных

агрегатов являются

схемы с двумя опорами.

Поэтому

в данной

работе приводится

расчет двухопорного вала.

Трех- и

146


четырехопорные валы рассчитываются как статически неопредё* лимые балки по известным методам сопротивления материалов.

Для определения реакций опор учитываются только весовые нагрузки: вес рабочего колеса, заполненного маслом GK, вес ро­ тора генератора Gp г и вес самого вала GB= qlu. Здесь q — вес единицы длины вала, причем длину вала будем учитывать лишь между опорами Л и В (рис. V.26).

3

 

 

 

b p s

b B

 

G*

На

 

 

 

4 _______

b

в

'C

М 1 1, J

 

1 г ------------------

X

 

h

i

 

Рис. V.26. Схема сил, действующих на двухопор­ ный вал

Опорные реакции находим из уравнения моментов всех сил относительно опор А и В:

к А = ~ г [Gp. r (4 - 4) - GJ +

GB(/, -

4)];

1

 

 

(V.77)

кв — т~ [Gp. гк + GK(/3 +

/) + GB4l-

‘ 3

 

 

 

Для контроля составляем уравнение равновесия

кл + кв — Gp, г +

GK-{- GB.

(V.78)

Примерная эпюра изгибающих

моментов

представлена на

рис. V.27.

Дифференциальное уравнение упругой линии вала на участке

Ас выражается так:

 

 

Ely" = Rax - ^ - ~ Gp. г-

к) \x>h 4 - к в ( х - /3)

+

1

х>13

(V.79)

 

где Е — модуль упругости материала вала; / — момент инерции поперечного сечения вала; q — погонный вес вала.

Разделительный значок \x>i. указывает, что соответствующий член должен учитываться только на участках вала при х к> к-

10

147


Рис. V.27. Упругая линия вала и эпюра моментов

Интегрируя (V.79) дважды, получаем уравнение упругой ли­ нии вала:

EIy = RA~

 

дх*_q

{x — ii)3

 

 

24

Р-г

6

 

 

 

 

 

 

 

( Х — 1Я)3

д(х — 1;j)3

Сг -4- D.

(V.80)

R,

6

 

\х>и +

24

 

Постоянные интегрирования С и D находим из граничных

условий:

--- 0,

тогда D

 

0;

 

 

при х = 0 и х == 13 у

 

 

 

С — G

(/з- м 3

24

- Я а 6

(V.81)

 

р .

Г

6L

 

По полученным значениям прогибов у выполняется графи­ ческое построение упругой линии вала. Примерный вид упругой линии представлен штрихпунктиром на рис. V.27.

При расположении ро­ тора горизонтальной тур­ бины на трех опорах вид упругой линии позволяет определить положение среднего подшипника для рационального распреде­ ления нагрузок между опорами. При расположе­ нии ротора на четырех

опорах с фланцевыми соединениями между валом турбины и ва­ лом генератора упругая линия строится отдельно для каждого из валов. Тогда при монтаже средних подшипников их устанав­ ливают по высоте так, чтобы торцы фланцев были параллельны друг другу. Этим обеспечивается отсутствие изгибающего мо­

мента в месте соединения фланцев.

 

по фор­

Кручение вала. Напряжение кручения определяется

муле

-^кр

 

 

 

 

(V.82)

 

т = "wy*

 

 

 

 

где Мкр — крутящий момент на валу; Wp — полярный

момент

сопротивления сечения вала; крутящий момент равен

 

Мкр 97 400

кгс-см,

 

где А'макс — максимальная

мощность

турбины, кВт; п — ско­

рость вращения турбины,

об/мин.

 

 

148


Полярный момент сопротивления кручению

(V.83)

где D — наружный диаметр вала, см; d — внутренний диаметр вала, см.

Растяжение вала. Напряжение растяжения в теле вала

а =

г о с

4Ррс

(V.84)

 

S

я (D- — d2)

 

где Рос — осевое усилие

от

давления воды на рабочее колесо;

5 — площадь поперечного сечения вала.

 

 

Расчет фланцевого соединения валов

турбины и генератора

В случае, если ротор агрегата состоит не из единого вала, про­ изводят расчет фланцев валов. При этом определяют напряже­ ния в болтах и переходном сечении вала к коническому поясу

(см. рис. V.28).

В отличие от вертикальных турбин, у которых фланцевое соединение валов воспринимает крутящий момент и осевое уси­ лие, в горизонтальных турби­ нах действует дополнительно изгибающий момент от внеш­ них сил — весовых нагрузок.

Экспериментальными иссле­ дованиями установлено, что усталостная прочность фланце­ вого соединения валов зависит от величины предварительного усилия затяга болтов. Это уси­ лие должно обеспечить нерас­ крытое фланцев по кольцевой площади с радиальной шириной

R R6+

-f- +

m. гДе Рис. V.28. К расчету фланцевого сое­

л ; й 1 см (рис.

V.28).

В связи

динения валов турбины и генератора

 

с этим для обеспечения надежной длительной работы фланцев валов и болтов следует произвести расчет напряженного со­ стояния опасных сечений и необходимой плотности фланцевого соединения.

Расчет напряжений в болтах и фланцах от крутящего момента может производиться по обычным формулам сопротивления ма­ териалов. Что касается напряжений от осевых усилий в предва­ рительно напряженных фланцевых соединениях валов и в сечениях валов, непосредственно к ним примыкающим, то их определение связано со значительными трудностями.

149