Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перепадные ГЭС

Формуляр

Гидроагрегат, станционный №- прицентровки вала генератора к валу турбины

Турбина, заводской №--------

Вал генератора

Вал турбины

 

 

 

Места замеров

Верх + Z

ЛБ + Х

Низ — Z

ЛБ — X

1

2

3

4

 

 

Расстояние

между

 

 

 

 

фланцами а,

мм

 

 

 

 

Зазор на образующей б, мм

Непараллельность фланцев по диаметру 1—3 2—4 между местами замеров

Дирекция ГЭС

Турбина

Завод-изготовитель

Генератор

Монтажная организация

 

 

 

Представители

Фамилия

Подпись

Дата

Рис. V II.13. Формуляр

прицентровки вала

генератора

к валу

 

гидротурбины

 

 

190

Перепадные ГЭС

Формуляр

Гидроагрегат, станционный №- проверки общей линии вала агрегата

Гидротурбина, заводской №—

Фактический отчет по индикатору

 

О,

,

 

 

 

 

 

О

 

 

я к та

X

£ et се

пз

ЕР

а 2 £

ГСX

S

О a

 

г

шипнг

 

туреу

ОГОН шипнгI

О

генеу ного

ЧхО

н

 

 

 

•О* а

 

 

 

 

 

 

 

 

|

1

Л

 

и

 

h

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Дирекция ГЭС

Турбина

Завод-изго- товитель

Генератор

Монтажная органи­ зация

Представители

Фамилия Подпись Дата

Рис. V II.14. Формуляр проверки общей линии вала агрегата

191


На ЛМЗ предложено использовать Для передачи крутящего момента турбины трение между торцами фланцев валов, возникаю­ щее под действием стягивающего усилия в болтах, а отверстия во фланцах обрабатывать свободными по независимым допускам. Для этого установленные во фланцы болты разогреваются с помощью электронагревателей и на них наворачиваются гайки. Болты осты­ вают, создавая необходимый затяг. Карборундовые электронагре­ ватели, на концах которых нарезается резьба, устанавливаются и закрепляются в сквозных отверстиях болтов на специальных

Рис,

V II.15. Схема термозатяга

болтов фланцевого

соединения

 

валов гидротурбины

и гидрогенератора:

 

1 — асбоцементная

гайка; 2 — электронагреватель карборундовый; 3

 

 

асбоцементная втулка; 4 — кабель

 

втулках

и гайках

из асбоцемента

(рис. VII. 15).

Асбоцемент яв­

ляется электроизоляционным и термостойким материалом, хотя и весьма хрупким при обработке и требующим определенного на­ выка при изготовлении из него деталей.

Термозатяг болтов осуществляется в соответствии со схемой в следующем порядке: выполняется холодная затяжка всех болтов (резьба смазывается графитовой смазкой) усилием одного чело­ века, приложенным на плече один метр. Размечается угол пово­ рота гайки (рис. VII. 16); болты затягиваются попарно на взаимно перпендикулярных диаметрах; нагреватели помещаются в цен­ тральные отверстия болтов, обеспечив отсутствие контакта между нагревателем и болтом; собирают электрическую схему (не вклю­ чая рубильник); включают рубильник и регулируют дросселем рабочую силу тока в цепи нагревателей; после нагрева болтов в течение 20—25 мин отключают ток и снимают контакты, после

192

чего поворачивают гайки ключом от руки на угол 50°, затем пере­ ставляют нагреватели в следующую пару болтов; после поворота всех гаек на угол 50° повторяют указанные выше операции и по­ ворачивают гайки еще на 50°.

Ввиду хрупкости нагревателей надо обращаться с ними осто­ рожно, не подвергая изгибной нагрузке.

Во избежание перегрева болтов не следует нагревать их дольше 25 мин. При демонтаже следует приступить к отвинчиванию гаек

после прогрева болтов также в тече­

 

 

ние 20—25 мин.

 

 

 

 

 

 

Температура нагрева болтов 350°,

 

 

время нагрева и угол поворота гайки

 

 

получены опытным путем для болтов

 

 

М100.

При этом напряжение

затяга

 

 

в болтах составляет 3400 кгс/см2.

 

 

Проверка биения вала

поворотом

 

 

ротора

агрегата.

После

соединения

 

 

валов

производят

проверку

биения

 

 

ротора агрегата. Для этой цели

 

 

устанавливают одну пару индика­

 

 

торов

у

фланцевого

соединения по

 

 

осям Z и X (см. рис. VII. 14).

Кроме

 

 

того,

для

контроля

аналогичные

Рис. V II.16. Разметка

угла по­

индикаторы

устанавливаются

у под­

ворота гайки

 

шипника

генератора

и подшипника

 

ротора

турбины. Стрелки прижатых индикаторов до поворота

устанавливаются на О.

Показания индикаторов после поворота

агрегата заносятся в формуляр. Отсчеты по индикаторам

произ­

водятся после ослабления троса, служащего для поворота ротора агрегата.

Допустимое биение вследствие излома во фланцевом соедине­

нии должно быть не больше

 

5 iT '

(VIU)

где Пфл — диаметр фланца вала турбины; I — расстояние от флан­ цевого соединения до шейки вала у турбинного подшипника.

Монтаж капсулы и масловодоприемника

Устанавливается на место промежуточное кольцо капсулы. Го­ ловная часть капсулы вместе со своим промежуточным кольцом, стоявшая ранее на выкладках в кратере, устанавливается оконча­ тельно. Соединения уплотняются резиновым шнуром. Устанавли­ ваются нижняя и верхняя колонны головной части капсулы и про­ водятся через них все предусмотренные трубопроводы.

Установка масловодоприемника и окончательная установка турбинного подшипника производятся после завершения монтажа

13 м . л. С тек л ов

1?3


Т а б л и ц а VI1.1

Допуски на монтаж

 

 

Характер отклонения

Допускаемая

 

Способ замера

 

 

 

величина отклоне­

 

 

 

 

 

 

 

ния,

мм

 

 

 

Отклонение от вертикального по-

 

0,5

 

Микрометриче-

ложения торцовых плоскостей флан-

 

 

 

ским штихмассом

цев статора

 

 

 

 

 

 

от отвесной стру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ны до фланца

 

Несоосность статора с

камерой

±1

 

Струной

 

турбины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смещение геометрической оси ста­

± 2

 

Нивелиром

 

тора и камеры от проектной отметки

 

 

 

 

 

Нецилиндричность

камеры тур-

± 1

 

Рулеткой

и

бины

 

 

 

 

 

 

 

 

штихмассом

 

Плотность стыковых частей ста-

Местные

не-

Щупом

 

тора,

камеры турбины

 

сквозные

зазоры

 

 

 

 

 

 

 

 

не более

0,1—0,2

 

 

Зазоры между лопастями и каме-

Больше

величи-

»

 

рой турбины снизу

 

 

ны среднего зазо­

 

 

 

 

 

 

 

 

ра

 

 

 

 

Разность

углов поворота каждой

 

 

 

лопатки

направляющего

аппарата

 

 

 

 

 

не должна превышать

 

 

 

 

 

 

Торцовые

зазоры

по

лопаткам

1,5—3

мм

на

Щупом

 

направляющего аппарата

 

сторону

 

 

 

 

Зазоры по кромкам касания лопа­

Не более 0,1

 

 

 

ток

при

закрытом

направляющем

 

 

 

 

 

аппарате допускаются только мест­

 

 

 

 

 

ные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резиновый шнур торцовых уплот­

1,5—2

 

 

 

нений лопаток направляющего аппа­

 

 

 

 

 

рата должен выступать над поверх­ ностью колец на величину зазора плюс

подпятника и подшипника генератора и проверки общей линии вала агрегата. Монтируются передача обратной связи, маслопро­ воды системы смазки подпятника и подшипников агрегата. Трубы масловодоприемника не должны иметь одностороннего нагрузоч­ ного действия на масловодоприемник.

После приварки фланцев трубы очищают от окалины, проду­ вают сжатым воздухом и промывают соответственно маслом или дистиллятом. Трубки диаметром менее 1" изгибают по месту при монтаже. После пригонки труб тщательно осматриваются полости масловодоприемника. Уплотнение вала турбины окончательно

194


 

 

Т а б л и ц а VI 1.2

Допуски при центровке валов агрегата

 

 

Допустимая

 

Характер отклонения

отклонения,

Способ замера

 

мм

 

Параллельность фланца вала тур­ бины и фланца статора

Несоосность турбинного и генера­ торного валов перед соединением

Непараллельность фланца генера­ тора и фланца вала турбины

Биение во фланцевом соединении

Точность угла поворота болтов фланцевого соединения при термо­ затяге

Относительный уклон вала тур­ бины

Биение у подшипников турбины

0,1

о о 00

о

0,06

0,2

± 1°

0,03

0,15

Штихмассом от струны натянутой параллельно фланцу статора или ин­ дикаторами при враще­ нии ротора

Наложением лекаль­ ной линейки на образую­ щую фланца

Мерными плитками и щупом

Индикатором

Транспортиром

Штихмассом от струны

Индикатором

устанавливается лишь после проверки отсутствия протечек масла через уплотнение подшипника турбины.

Допуски на монтаж некоторых основных узлов указаны в таб­ лицах V II.1 и VII.2.

Монтаж маслонапорной установки и регулятора

Регулятор (на каждой турбине) и МНУ с масловоздушным ак­ кумулятором (одна на две турбины) устанавливают в штрабах бетона по заданным чертежами осевым и высотным отметкам, раскрепляют, расклинивают и приваривают к выпускам арма­ туры. Затем после проверки сдают по акту строительству для бетонирования. Часто аккумуляторы давления и маслонасосные агрегаты МНУ, а также гидромеханические колонки регуляторов по условиям компоновки здания приходится устанавливать за­ долго до завершения строительства, так как после окончания стро­ ительства их установка окажется невозможной. Поэтому в по­ мещении, предназначенном для установки МНУ, должны преду­ сматриваться скобы и приспособления для такелажных операций.

В случае надобности в процессе монтажа производится ревизия механизмов регулятора, МНУ и их аппаратуры. Проверка элек­ трической части регулятора производится по специальной ин­ струкции.

1 3

195


Монтаж, очистка и гидравлическое испытание трубопроводов

Элементы трубопроводов предварительно «прихватывают» электро­ сваркой, затем разбирают для окончательной приварки фланцев припиливания их, после чего производят окончательную сборку трубопровода с уплотнениями его соединений и установкой креплений. Производится гидравлическое испытание трубопро­ водов.

Особое внимание следует уделять очистке трубопроводов. Здесь не следует жалеть ни времени, ни усилий. Особенно важно, чтобы чистыми были трубопроводы системы смазки. Стружка или окалина, оставшиеся в трубопроводе, могут привести к аварии подшипников. В последнее время применяют очистку труб ортофосфорной кислотой, которая насосами дважды прокачивается по всей системе. Затем трубопроводы промываются несколько раз водой и один раз — маслом. При пробной прокачке масла по системе берут пробу масла из чистой зоны сливного бака. Масло проверяют на отсутствие механических включений и воды.

Вспомогательное оборудование

Вспомогательное оборудование турбины — насосы, баки, тепло­ обменники, измерительные приборы, смазочная аппаратура и ар­ матура, фильтры, ограждения, площадки обслуживания и пр. монтируют в процессе монтажа турбины вне цикла основных работ.

Центровка статоров с помощью струн и установка опорных подшипников на капсульных агрегатах Саратовской ГЭС

До установки других частей осуществляется центровка двух статоров относительно друг друга с помощью натяжения струны. Для этого в двух местах на специальных жестких конструкциях крепятся скобы: одна в зоне щита верхнего бьефа, другая в не­ посредственной близости от облицовки отсасывающей трубы. От­ метки расположения скоб и рисок на них выдаются геодезической службой строительства с занесением данных в соответствующий акт— формуляр. На эти скобы натягивается струна, причем на один конец струны крепится груз, натягивающий эту струну

(рис. V II.17).

При использовании струны необходимо учитывать прогиб струны от собственного веса. Величина прогиба подсчитывается

для каждого расстояния от опоры по формуле

 

f* = — 22 ^ - X) >

(VII.2)

196

где / — прогиб струны в мм; х — расстояние места замера прогиба

до опоры, м; р — вес

погонного метра

струны, г; / — поло­

вина всего пролета, м;

Q — вес груза, приложенного для натяга

струны, кг.

 

пролета,

 

При х = I, т. е. посередине

 

 

Л.акс =

1 ^ -

(VII.3)

Ротор турбины и ротор генератора устанавливаются таким образом, чтобы после соединения их фланцев не возникал бы в по­ следних изгибающий момент. Для этого плоскости фланцев должны при установке быть параллельны друг другу. Для вы­ полнения этого условия необходимо, чтобы выходной статор был установлен на величину нем­ ного выше входного статора а)

(рис. VII. 18, а, б). Разность

 

 

 

7Г —

Ж

7^77 '

чС

 

 

777777Z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В)

ж

 

 

 

q с :

ж

 

S r

 

 

 

Рис. V II.17. К расчету

прогиба Рис. V II.18.

Схема установки

ротора агре­

струны

 

 

гата: а — до

регулировки положения под­

 

 

 

шипников; б — после регулировки

высот получается

при

расчете упругой линии

валов агрегата.

Для турбины Саратовской ГЭС она составляет 1

мм.

Вертикаль­

ное положение статоров

проверяется с помощью отвеса.

После окончательной проверки правильности установки ста­ торов последние сдаются под бетонирование. По струне прове­ ряются также положение камеры турбины и корпусов двух тур­ бинных подшипников. Проверка установки нижних половин кор­ пусов подшипников производится геодезической службой с по­ мощью уровней, а определение разности высот — при помощи уровня, устанавливаемого на фланце нижней половины корпуса подшипника.

Положение сегментов подшипников при изменении положения вала по высоте на величину ± А регулируется подкладками под плоской частью шаровых пят: под нижние пяты — на ± А , а под боковые— на а — ± А sin а (а — угол расположения сегмента). При перемещении вала в горизонтальной плоскости на величи­ ну ± Б толщину прокладок под боковыми пятами следует из­ менить на б = ± Б cos a. sin а и cos а принимаются по углу рас­ положения того или иного сегмента в подшипнике относительно вертикальной оси (табл. VI 1.3).

197