Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Перепадные ГЭС
Формуляр
Гидроагрегат, станционный №- прицентровки вала генератора к валу турбины
Турбина, заводской №--------
Вал генератора |
Вал турбины |
|
|
|
||
Места замеров |
Верх + Z |
ЛБ + Х |
Низ — Z |
ЛБ — X |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
|
|||||
Расстояние |
между |
|
|
|
|
|
фланцами а, |
мм |
|
|
|
|
Зазор на образующей б, мм
Непараллельность фланцев по диаметру 1—3 2—4 между местами замеров
Дирекция ГЭС
Турбина
Завод-изготовитель
Генератор
Монтажная организация |
|
|
|
Представители |
Фамилия |
Подпись |
Дата |
Рис. V II.13. Формуляр |
прицентровки вала |
генератора |
к валу |
|
гидротурбины |
|
|
190
Перепадные ГЭС
Формуляр
Гидроагрегат, станционный №- проверки общей линии вала агрегата
Гидротурбина, заводской №—
Фактический отчет по индикатору
|
О, |
, |
|
|
|
|
|
О |
|
|
я к та |
||
X |
£ et се |
пз |
||||
ЕР |
а 2 £ |
ГСX |
S |
О a |
||
|
г |
шипнг |
|
туреу |
ОГОН шипнгI |
|
О |
генеу ного |
ЧхО |
||||
н |
|
|
|
•О* а |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 |
Л |
|
и |
|
h |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Дирекция ГЭС
Турбина
Завод-изго- товитель
Генератор
Монтажная органи зация
Представители |
Фамилия Подпись Дата |
Рис. V II.14. Формуляр проверки общей линии вала агрегата
191
На ЛМЗ предложено использовать Для передачи крутящего момента турбины трение между торцами фланцев валов, возникаю щее под действием стягивающего усилия в болтах, а отверстия во фланцах обрабатывать свободными по независимым допускам. Для этого установленные во фланцы болты разогреваются с помощью электронагревателей и на них наворачиваются гайки. Болты осты вают, создавая необходимый затяг. Карборундовые электронагре ватели, на концах которых нарезается резьба, устанавливаются и закрепляются в сквозных отверстиях болтов на специальных
Рис, |
V II.15. Схема термозатяга |
болтов фланцевого |
соединения |
|
|
валов гидротурбины |
и гидрогенератора: |
|
|
1 — асбоцементная |
гайка; 2 — электронагреватель карборундовый; 3 — |
|||
|
|
асбоцементная втулка; 4 — кабель |
|
|
втулках |
и гайках |
из асбоцемента |
(рис. VII. 15). |
Асбоцемент яв |
ляется электроизоляционным и термостойким материалом, хотя и весьма хрупким при обработке и требующим определенного на выка при изготовлении из него деталей.
Термозатяг болтов осуществляется в соответствии со схемой в следующем порядке: выполняется холодная затяжка всех болтов (резьба смазывается графитовой смазкой) усилием одного чело века, приложенным на плече один метр. Размечается угол пово рота гайки (рис. VII. 16); болты затягиваются попарно на взаимно перпендикулярных диаметрах; нагреватели помещаются в цен тральные отверстия болтов, обеспечив отсутствие контакта между нагревателем и болтом; собирают электрическую схему (не вклю чая рубильник); включают рубильник и регулируют дросселем рабочую силу тока в цепи нагревателей; после нагрева болтов в течение 20—25 мин отключают ток и снимают контакты, после
192
чего поворачивают гайки ключом от руки на угол 50°, затем пере ставляют нагреватели в следующую пару болтов; после поворота всех гаек на угол 50° повторяют указанные выше операции и по ворачивают гайки еще на 50°.
Ввиду хрупкости нагревателей надо обращаться с ними осто рожно, не подвергая изгибной нагрузке.
Во избежание перегрева болтов не следует нагревать их дольше 25 мин. При демонтаже следует приступить к отвинчиванию гаек
после прогрева болтов также в тече |
|
|
|||||||
ние 20—25 мин. |
|
|
|
|
|
|
|||
Температура нагрева болтов 350°, |
|
|
|||||||
время нагрева и угол поворота гайки |
|
|
|||||||
получены опытным путем для болтов |
|
|
|||||||
М100. |
При этом напряжение |
затяга |
|
|
|||||
в болтах составляет 3400 кгс/см2. |
|
|
|||||||
Проверка биения вала |
поворотом |
|
|
||||||
ротора |
агрегата. |
После |
соединения |
|
|
||||
валов |
производят |
проверку |
биения |
|
|
||||
ротора агрегата. Для этой цели |
|
|
|||||||
устанавливают одну пару индика |
|
|
|||||||
торов |
у |
фланцевого |
соединения по |
|
|
||||
осям Z и X (см. рис. VII. 14). |
Кроме |
|
|
||||||
того, |
для |
контроля |
аналогичные |
Рис. V II.16. Разметка |
угла по |
||||
индикаторы |
устанавливаются |
у под |
ворота гайки |
|
|||||
шипника |
генератора |
и подшипника |
|
ротора |
|||||
турбины. Стрелки прижатых индикаторов до поворота |
|||||||||
устанавливаются на О. |
Показания индикаторов после поворота |
||||||||
агрегата заносятся в формуляр. Отсчеты по индикаторам |
произ |
водятся после ослабления троса, служащего для поворота ротора агрегата.
Допустимое биение вследствие излома во фланцевом соедине
нии должно быть не больше |
|
5 iT ' |
(VIU) |
где Пфл — диаметр фланца вала турбины; I — расстояние от флан цевого соединения до шейки вала у турбинного подшипника.
Монтаж капсулы и масловодоприемника
Устанавливается на место промежуточное кольцо капсулы. Го ловная часть капсулы вместе со своим промежуточным кольцом, стоявшая ранее на выкладках в кратере, устанавливается оконча тельно. Соединения уплотняются резиновым шнуром. Устанавли ваются нижняя и верхняя колонны головной части капсулы и про водятся через них все предусмотренные трубопроводы.
Установка масловодоприемника и окончательная установка турбинного подшипника производятся после завершения монтажа
13 м . л. С тек л ов |
1?3 |
Т а б л и ц а VI1.1
Допуски на монтаж
|
|
Характер отклонения |
Допускаемая |
|
Способ замера |
|
||||
|
|
величина отклоне |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
ния, |
мм |
|
|
|
Отклонение от вертикального по- |
|
0,5 |
|
Микрометриче- |
||||||
ложения торцовых плоскостей флан- |
|
|
|
ским штихмассом |
||||||
цев статора |
|
|
|
|
|
|
от отвесной стру |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ны до фланца |
|
Несоосность статора с |
камерой |
±1 |
|
Струной |
|
|||||
турбины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смещение геометрической оси ста |
± 2 |
|
Нивелиром |
|
||||||
тора и камеры от проектной отметки |
|
|
|
|
|
|||||
Нецилиндричность |
камеры тур- |
± 1 |
|
Рулеткой |
и |
|||||
бины |
|
|
|
|
|
|
|
|
штихмассом |
|
Плотность стыковых частей ста- |
Местные |
не- |
Щупом |
|
||||||
тора, |
камеры турбины |
|
сквозные |
зазоры |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
не более |
0,1—0,2 |
|
|
|
Зазоры между лопастями и каме- |
Больше |
величи- |
» |
|
||||||
рой турбины снизу |
|
|
ны среднего зазо |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
ра |
|
|
|
|
Разность |
углов поворота каждой |
1° |
|
|
|
|||||
лопатки |
направляющего |
аппарата |
|
|
|
|
|
|||
не должна превышать |
|
|
|
|
|
|
||||
Торцовые |
зазоры |
по |
лопаткам |
1,5—3 |
мм |
на |
Щупом |
|
||
направляющего аппарата |
|
сторону |
|
|
|
|
||||
Зазоры по кромкам касания лопа |
Не более 0,1 |
|
|
|
||||||
ток |
при |
закрытом |
направляющем |
|
|
|
|
|
||
аппарате допускаются только мест |
|
|
|
|
|
|||||
ные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Резиновый шнур торцовых уплот |
1,5—2 |
|
|
|
||||||
нений лопаток направляющего аппа |
|
|
|
|
|
рата должен выступать над поверх ностью колец на величину зазора плюс
подпятника и подшипника генератора и проверки общей линии вала агрегата. Монтируются передача обратной связи, маслопро воды системы смазки подпятника и подшипников агрегата. Трубы масловодоприемника не должны иметь одностороннего нагрузоч ного действия на масловодоприемник.
После приварки фланцев трубы очищают от окалины, проду вают сжатым воздухом и промывают соответственно маслом или дистиллятом. Трубки диаметром менее 1" изгибают по месту при монтаже. После пригонки труб тщательно осматриваются полости масловодоприемника. Уплотнение вала турбины окончательно
194
|
|
Т а б л и ц а VI 1.2 |
Допуски при центровке валов агрегата |
|
|
|
Допустимая |
|
Характер отклонения |
отклонения, |
Способ замера |
|
мм |
|
Параллельность фланца вала тур бины и фланца статора
Несоосность турбинного и генера торного валов перед соединением
Непараллельность фланца генера тора и фланца вала турбины
Биение во фланцевом соединении
Точность угла поворота болтов фланцевого соединения при термо затяге
Относительный уклон вала тур бины
Биение у подшипников турбины
0,1
о о 00 |
о |
0,06
0,2
± 1°
0,03
0,15
Штихмассом от струны натянутой параллельно фланцу статора или ин дикаторами при враще нии ротора
Наложением лекаль ной линейки на образую щую фланца
Мерными плитками и щупом
Индикатором
Транспортиром
Штихмассом от струны
Индикатором
устанавливается лишь после проверки отсутствия протечек масла через уплотнение подшипника турбины.
Допуски на монтаж некоторых основных узлов указаны в таб лицах V II.1 и VII.2.
Монтаж маслонапорной установки и регулятора
Регулятор (на каждой турбине) и МНУ с масловоздушным ак кумулятором (одна на две турбины) устанавливают в штрабах бетона по заданным чертежами осевым и высотным отметкам, раскрепляют, расклинивают и приваривают к выпускам арма туры. Затем после проверки сдают по акту строительству для бетонирования. Часто аккумуляторы давления и маслонасосные агрегаты МНУ, а также гидромеханические колонки регуляторов по условиям компоновки здания приходится устанавливать за долго до завершения строительства, так как после окончания стро ительства их установка окажется невозможной. Поэтому в по мещении, предназначенном для установки МНУ, должны преду сматриваться скобы и приспособления для такелажных операций.
В случае надобности в процессе монтажа производится ревизия механизмов регулятора, МНУ и их аппаратуры. Проверка элек трической части регулятора производится по специальной ин струкции.
1 3 |
195 |
Монтаж, очистка и гидравлическое испытание трубопроводов
Элементы трубопроводов предварительно «прихватывают» электро сваркой, затем разбирают для окончательной приварки фланцев припиливания их, после чего производят окончательную сборку трубопровода с уплотнениями его соединений и установкой креплений. Производится гидравлическое испытание трубопро водов.
Особое внимание следует уделять очистке трубопроводов. Здесь не следует жалеть ни времени, ни усилий. Особенно важно, чтобы чистыми были трубопроводы системы смазки. Стружка или окалина, оставшиеся в трубопроводе, могут привести к аварии подшипников. В последнее время применяют очистку труб ортофосфорной кислотой, которая насосами дважды прокачивается по всей системе. Затем трубопроводы промываются несколько раз водой и один раз — маслом. При пробной прокачке масла по системе берут пробу масла из чистой зоны сливного бака. Масло проверяют на отсутствие механических включений и воды.
Вспомогательное оборудование
Вспомогательное оборудование турбины — насосы, баки, тепло обменники, измерительные приборы, смазочная аппаратура и ар матура, фильтры, ограждения, площадки обслуживания и пр. монтируют в процессе монтажа турбины вне цикла основных работ.
Центровка статоров с помощью струн и установка опорных подшипников на капсульных агрегатах Саратовской ГЭС
До установки других частей осуществляется центровка двух статоров относительно друг друга с помощью натяжения струны. Для этого в двух местах на специальных жестких конструкциях крепятся скобы: одна в зоне щита верхнего бьефа, другая в не посредственной близости от облицовки отсасывающей трубы. От метки расположения скоб и рисок на них выдаются геодезической службой строительства с занесением данных в соответствующий акт— формуляр. На эти скобы натягивается струна, причем на один конец струны крепится груз, натягивающий эту струну
(рис. V II.17).
При использовании струны необходимо учитывать прогиб струны от собственного веса. Величина прогиба подсчитывается
для каждого расстояния от опоры по формуле |
|
f* = — 22 ^ - X) > |
(VII.2) |
196
где / — прогиб струны в мм; х — расстояние места замера прогиба
до опоры, м; р — вес |
погонного метра |
струны, г; / — поло |
|
вина всего пролета, м; |
Q — вес груза, приложенного для натяга |
||
струны, кг. |
|
пролета, |
|
При х = I, т. е. посередине |
|
||
|
Л.акс = |
1 ^ - |
(VII.3) |
Ротор турбины и ротор генератора устанавливаются таким образом, чтобы после соединения их фланцев не возникал бы в по следних изгибающий момент. Для этого плоскости фланцев должны при установке быть параллельны друг другу. Для вы полнения этого условия необходимо, чтобы выходной статор был установлен на величину нем ного выше входного статора а)
(рис. VII. 18, а, б). Разность
|
|
|
7Г — |
Ж |
7^77 ' |
|
чС |
|
|
777777Z |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В) |
ж |
|
|
|
q с : |
ж |
|
S r |
||
|
|
|
||||
Рис. V II.17. К расчету |
прогиба Рис. V II.18. |
Схема установки |
ротора агре |
|||
струны |
|
|
гата: а — до |
регулировки положения под |
||
|
|
|
шипников; б — после регулировки |
|||
высот получается |
при |
расчете упругой линии |
валов агрегата. |
|||
Для турбины Саратовской ГЭС она составляет 1 |
мм. |
Вертикаль |
||||
ное положение статоров |
проверяется с помощью отвеса. |
После окончательной проверки правильности установки ста торов последние сдаются под бетонирование. По струне прове ряются также положение камеры турбины и корпусов двух тур бинных подшипников. Проверка установки нижних половин кор пусов подшипников производится геодезической службой с по мощью уровней, а определение разности высот — при помощи уровня, устанавливаемого на фланце нижней половины корпуса подшипника.
Положение сегментов подшипников при изменении положения вала по высоте на величину ± А регулируется подкладками под плоской частью шаровых пят: под нижние пяты — на ± А , а под боковые— на а — ± А sin а (а — угол расположения сегмента). При перемещении вала в горизонтальной плоскости на величи ну ± Б толщину прокладок под боковыми пятами следует из менить на б = ± Б cos a. sin а и cos а принимаются по углу рас положения того или иного сегмента в подшипнике относительно вертикальной оси (табл. VI 1.3).
197