Файл: Смирнов, К. А. Сбор, передача и обработка данных АСУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) данные о состоянии неприкосновенного запаса резерва;

ДБ

1)наряд на выдачу требуемого количества изделий;

2)наряд на выдачу изделий менее требуемого коли­

чества, данные о состоянии

неприкосновенного

запаса

и резерва, а также данные

для корректировки

плана

преш рпятий-поставщиков; 3) данные о состоянии неприкосновенного запаса и

резерва, а также данные для. корректировки плана по­ ставщиков;

ДВ

1)наряд на выдачу требуемого количества изделий;

2)наряд на выдачу изделий менее требуемого коли­

чества, данные о состоянии н е п р и к о с н о в е н н о г о запаса и резерва, а также предварительные данные для пере­ распределения изделий между потребителями;

3) данные о состоянии неприкосновенного запаса и резерва, предварительные данные для перераспределе­ ния изделий между потребителями;

ДБВ

1)наряд на выдачу изделий менее требуемого коли­ честве;

2)наряд на выдачу изделий менее требуемого коли­

чества, данные о состоянии 'неприкосновенного запаса и резерва, данные для корректировки плана поставщиков, предварительные данные для перераспределения между потребителями;

3) данные о состоянии неприкосновенного запаса и резерва, данные для перераспределения изделий между потребителями.

Выданные на печать данные поступают к куратору для принятия окончательного решения.

При организации информационной системы во всех перечисленных случаях, когда выдается наряд на изде­ лия менее требуемого количества или вообще не вы­ дается наряд, кроме указанных сведений на печать будут выдаваться данные о наличии изделий на территориаль­ ных складах.

В проектируемой системе окончательные решения о выдаче или невыдаче изделий принимаются куратором лишь в тех случаях, когда речь идет о нарушении нор­ матива неприкосновенного запаса, корректировке плана поставщика или перераспределения изделий между по­ требителями. Иными словами, логическое сопоставле-


мне данных и принятие командных решений осущест­ вляются человеком лишь в самых сложных и ответствен­ ных случаях. Поэтому особенно важна работа по ана­ лизу возмущения, когда человек принимает решение об обращении.в ИЛС для изыскания возможности удовлет­ ворения потребности в изделиях, так как здесь успех зависит от субъективных данных и опыта специалиста.

У к р у п н е н н а я с х е ма а л г о р и т м о в А (рис. 4.8). Для примера рассмотрим логическую схему алго­ ритмов А. С внедрением данной схемы алгоритмов ав­ томатизированной информационно-логической системой будут выполняться следующие виды работ:

1.Слежение за сроками хранения изделий на резерв­ ных базах (там, где они есть).

2.Обеспечение товарооборота резервных баз.

3.Выдача нарядов из сверхнормативного запаса и остатков. Наряды будут выдаваться на требуемое ко­ личество изделий лишь в том случае, если не нарушает­ ся равновесие между нормативом неприкосновенного за­ паса и величиной планируемого резерва; в остальных случаях наряд выдается на меньшее количество, либо вообще не выдается.

4.Выбор поставщика. Этот выбор делается по сле­

дующему алгоритму. При поступлении в систему тре­ бования о выдаче некоторого количества изделий опре­ деленного тнпосорторазмера в первую очередь осущест­ вляется поиск «Есть ли на резервных базах изделия с критическим сроком хранения?». Если таких изделий нет, то осуществляется поиск в массиве данных о нали­ чии нужных изделий на резервных базах. При наличии сверхнормативного запаса ЭВМ выписывает наряд; при отсутствии сверхнормативного запаса на базах произ­ водит поиск в массиве плановых остатков у поставщи­ ков. При наличии остатка машина выдает наряд. При отсутствии остатков осуществляется поиск величины пла­ нируемого резерва. Если резерв есть, то проверяется, превышает ли величина планируемого резерва необходи­ мое для пополнения неприкосновенного запаса количе­ ство. Если имеется превышение, машина выдает наряд. В тех случаях, когда планируемого резерва нет или ве­ личина резерва не превышает необходимое для попол­ нения неприкосновенного запаса количество, осущест­ вляется поиск в массиве информационных данных иско­ мого изделия на складах территориальных управлений. Данные о состоянии неприкосновенного запаса и резер­ в е


V ____________ ____ , _______ I

Рис. 4.8. Укрупненная бл^с-схема алгоритмов а

ва, а также данные о наличии изделий на территориаль­ ные складах выводятся на печать.

Если на резервных базах имеются изделия с крити­ ческим сроком хранения, то предварительно произво­ дится поиск в массиве наличия изделий на резервных базах- В случае наличия на безах сверхнормативного

запаса машина выдает наряд на (получение изделий с резервной базы. При этом в наряде указываются сроки хранения изделий. Если сверхнормативного запаса на базе нет, то осуществляется поиск планового остатка по заводам с целью замещения им выдаваемого из не­ прикосновенного запаса количества изделий. Если пла­ новый остаток есть, то машина выдает наряд на полу­ чение изделий с критическим сроком хранения на базе, а остаток переносится в резерв для пополнения непри­ косновенного запаса. Если планового остатка нет, то производится поиск планируемого резерва для замеще­ ния неприкосновенного запаса. В случае наличия резер­ ва вычисляются возможности замещения им выдавае­

мого из

неприкосновенного запаса количества нзд$*

лнй и т.

д.

технического комплекса в АСУ МТС

На рис. 4.9 показана общая схема взаимодействия технического комплекса в АСУ МТС, разработанная в ЦЭМИ АН СССР.

В соответствии с действующей структурой управле­ ния за каждым специализированным товарным управ­ лением в РО-Т закрепляется несколько территориаль­ ных ша[б'женчес1шх баз (складов) ТС-1—ТС-я. Основ­ ной поток данных на связях ТС — РО-Т составляют учет­ ные данные, характеризующие работу склада за обозна­ ченный интервал времени. Данные могут собираться в РО-Т с помощью курьерской связи. При наличии на складах средств механизированной обработки данных, ■на выходе которых данные фиксируются на машинном носителе, удобнее применять аппаратуру передачи дан­ ных. Имеющиеся сведения об объемах данных на участ-

21S

218

ке Связи ТС-РО -Т и -Требования, которые целесообраз­ но предъявить здесь к скорости передачи, позволяют ориентироваться на использование АЛД, работающей е телеграфной скоростью 50—200 Бод. Для обозначения такой аппаратуры будем применять термин ТГ — теле­ графная (а Н д -ГГ).

Доставка запросов в РО-Т (кураторам) от предприя­ тий-потребителей (П-1Ч-П-7) сейчас осуществляется по' почте, телефону, телетайпу. С развитием сети передачи данных запросы будут передаваться в РО-Т через АЛД. Параметры потока запросов, требования к скорости до­ ставки и допустимости ошибок в тексте — все эти усло­ вия обусловливают необходимость использования аппа­ ратуры АПД-ТГ, 'Которая будет подключена к общему коммутатору вычислительного центра территориального органа.

Следует учесть, что оперативное взаимодействие ку­ раторов территориального органа с ЭВМ (см. рис. 4.6) может быть организовано только с использованием спе­ циальной аппаратуры, например, устройств отображе­ ния. (УО). С этой целью предусматривается установка в отделах СТУ (на группу кураторов) одного иолукомплекта УО, состоящего из настольного клавишного пуль­ та для передачи запроса в ЭВМ и приемного аппарата с электроннолучевой трубкой (экраном) для приема ин­ формации из ЭВМ.

На участке РО-Т — РО-Ц обеспечивается двусторон­ ний обмен оперативными данными (учетные данные, за­ просы, ответы на запросы, управляющая информация, например, указания о перераспределении резервов). По­ скольку речь идет о передаче данных из всех РО-Т в соответствующие продуктовые РО-Ц, на участке РО-Т—РО-Ц будет наблюдаться поток данных большой интенсивности с самыми высокими требованиями к ско­ рости и верности. Это позволяет быть уверенным, что на рассматриваемом участке связи найдет применение высокоскоростная аппаратура передачи данных (скоро­ сти -передачи 200—2400 Бод) по телефонным (ТФ) ка­ налам единой автоматизированной сети связи страны. Этот вид аппаратуры передачи данных обозначим АПД-ТФ.

На рис. 4.9 не нашла отражения подробная схема взаимодействия всего комплекса технических средств АСУ Госснаба СССР, однако надо иметь в виду, что связь РО-Т с каждым из своих союзглавснабсбытов

220


(РО-Ц) не может быть организована отдельно. Север*

щенно очевидно, что для такой связи должны быть ис­ пользованы общие каналы передачи данных между тер­ риториальными органами и ГВЦ Госснаба СССР. К этим же каналам могут подключаться АПД-ТФ, которые це­ лесообразно установить в каждом ИВЦ продуктовой СОМР (по подшипникам, продукции химии и т. д.). Эти АПД-ТФ для их лучшего использования правильнее бу­ дет включить через коммутатор ИВЦ.

Связь «резервные базы (РБ) — ИВЦ» должна обес­ печить передачу учетных данных о работе баз, опера­ тивных запросов, ответов и командных указаний. При

этом может быть использована и АПД-ТГ,

и АПД-ТФ

в зависимости от месторасположения РБ,

ее

величины

и т. д. На рис. 4.9

показана организация

этой связи

с использованием АПД-ТФ.

 

 

(разме­

Также по-разному в зависимости от условий

щения, обеспеченности средствами связи и т.

д.)

можно

организовать связи

«поставщик — РО-Ц»

и

«постав­

щик— РО-Т».

 

 

 

 

4.4

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «

Большой интерес представляет технический комплекс автоматизированной системы продажи биле­ тов и бронирования мест в самолетах Аэрофлота «Си­ рена», внедрение которой начато в 1972 г. Этот комплекс в своем составе объединяет самые современные образцы отечественной техники сбора, передачи и обработки данных.

Система состоит из трех основных частей: центра обработки данных, сети каналов связи и оконечных або­ нентских установок. Центр обработки данных (его структура описана в гл. 2), расположенный в здании Центрального агентства воздушных сообщений, имеет две ЭВМ серии АСВТ, работающие в дуплексном режи­ ме (этот режим необходим для получения заданной на­ дежности работы системы). В памяти ЭВМ хранится

1) Рассматриваются на примере АСУ продажи авиабилетов Аэро­ флота СССР (6>.

221


вся информация о репсах н программы, с помощью ко­ торых решается заданный комплекс задач. Центр обра­ ботки данных принимает и хранит запросы, поступаю­ щие. от абонентов, формирует и организует передачу ответной информации абонентам.

Оконечные абонентские установки «Сирены» разме­ щаются в кассах агентств Аэрофлота в Москве, москов­ ских аэропортах и других городах Советского Союза. Они установлены также в технологических службах, центральномсправочном бюро, центре оперативного уп­ равления. В состав оконечных абонентских установок входят пульт-манипулятор с наборным устройством в виде клавиатуры пишущей машинки и устройство отоб­ ражения с электроннолучевой трубкой.

Управление всеми технологическими процессами в «Сирене» осуществляется только со специальных пуль­ тов-манипуляторов, устанавливаемых в центре опера­ тивного управления. С нх помощью вводятся данные о рейсах на очередной день, о продаже авиабилетов, из­ менении в расписании, тарифах и т. д.; фиксируется прекращение пли возобновление продажи авиабилетов на отдельные рейсы; обеспечивается текущий контроль за ходом продажи авиабилетов и т. д.

Центральное бюро заказов производит прием пред­ варительных заказов по телефону, а затем доставляет эти заказы в центр обработки данных через свой пультманипулятор.

Центральное справочное бюро выдает справки пас­ сажирам о наличии мест, времени вылета и прилете самолетов и т. п. Запросы поступают по телефону, а за­ тем оператором бюро передаются в ЭВМ с пульта-ма­ нипулятора. Получаемый ответ на телеэкране трансли­ руется оператором запрашивающему абоненту опять по телефону.

Автоматизированная система «Сирена» включает также и справочные устройства для автоматической об­ работки запросов пассажиров. Это справочный пульт пассажира и групповое справочное табло. На группо­ вом справочном табло в ответ на запрос, производимый нажатием кнопок, индуцируется информация о наличии мест на самолеты за семь дней до их вылета. Индиви­ дуальные справочные устройства, расположенные в пунк­ тах продажи авиабилетов, дают возможность пассажи­ рам получить справки о расписании, наличии свободных мест на рейсах. Формирование запроса пассажир вы-

222