Файл: Смирнов, К. А. Сбор, передача и обработка данных АСУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полнительные элементы: устройство вычисления откло­ нений УВО, регулятор Р, обратная связь ОС, по кото­ рой информация о состоянии выхода подается для сра­ внения в РУ. Благодаря этой связи появляется воз­ можность регулирования поведения объекта по откло­ нению. Управляющее воздействие F, вырабатываемое Р, определяется величиной отклонений и характером внеш­ них воздействий испытываемых РУ.

Проводимая в нашей стране хозяйственная реформа поставила системы управления народным хозяйством всех уровней в новые условия. Помимо программных воздействий сверху, эти системы обязательно должны стать чувствительными и к воздействиям со стороны (уровень организации и технологии производства у со­ седей, зарубежный опыт, воздействие стандартов, изо­ бретений). Они определяют и уровень сложности РУ, которое должно своевременно менять параметры на вы­

ходе системы,

вырабатывая необходимые воздействия

на объект управления.

Третий вид управления использует возможности са­

монастройки и

адаптации систем (способность к «обу­

чению»). Системы управления этого вида в процессе работы приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды благодаря перестройке своих внутренних связей посредством соответствующей коммутации вхо­ дов и выходов управляемого объекта. Под «обучением» системы понимается накопление информации в ней о ходе процесса управления в прошлом и ее использова­ ние для дальнейшего совершенствования управления. Адаптация достигается отказом от внешней жесткой ре­ гламентации программы управления или структуры объ­ екта управления. Программа управления формализует­ ся только в общих чертах в виде цепи управления и ог­ раничений на параметры и переменные системы; уточ­ нение и корректировка программы становятся внутрен­ ним делом регулирующего устройства.

Среди систем управления народным хозяйством (экономикой) еще можно встретить системы жесткого административного управления, но чаще наблюдаются лишь отдельные признаки такого управления, проявляю­ щиеся в излишней регламентации поведения УО, фикси­ рования многочисленных оценочных показателей и т. д.

Из ®сех разновидностей систем .рассмотрим эконо- <г1ические системы управления (ЭСУ), которые намеча­ ется преобразовать в АСУ.

Ю


Академик Н. П. Федоренко характеризует экономи­ ческую систему как очень сложную иерархическую, не­ полностью определимую, вероятностную систему, кото­ рая при своем развитии стремится к реализации гло­ бального критерия оптимальности1) [4, стр. 201]. Ука­ зывая на наличие в ЭСУ огромного числа элементов и связей между ними {5, стр. 157], следует отметить и дру­ гие особенности экономических явлений и процессов. Например, все ЭСУ следует считать динамическими, т. с. имеющими дело с процессами, изменяющимися в» времени. С другой стороны, в каждый момент эти про­ цессы существенно зависят от их предшествующего со­ стояния. Экономические связи между элементами сис­ темы осуществляются как по «горизонтали» (между равноправными элементами), так и по «вертикали» (в порядке соподчинения). Следовательно, всю систему можно представить в виде упорядоченной последова­ тельности элементов, каждый из которых является само­ стоятельной подсистемой по отношению к другим эле­ ментам одного горизонтального ряда (например, пред­ приятия) .

Всвязи с огромным разнообразием состояний эконо­ мических систем жесткое прямое управление ими не мо­ жет быть эффективно реализовано, так как слишком уп­ рощенная система управления не будет соответствовать по 'Сложности и разнюобразую2) реальной системе. От­ меченным особенностям ЭСУ будет соответствовать только такое управление, в котором были бы реализо­ ваны принципы управления с обратными связями и са­ монастройки.

Виерархии управления народным хозяйством мож­ но выделить несколько уровней управления: предприя­ тия, объединения, отраслевые и территориальные систе­ мы, обеспечивающие системы (научно-технической ин­ формации, материально-технического снабжения, Гос­

банка СССР, ЦСУ СССР, энергообеспечения, связи и т. д.), системы верхнего уровня (Госплан СССР и Со­ вет Министров СССР). В соответствии с этим в книге

*) Глобальный критерий оптимальности — это целевая функ­ ция, глобальный экстремум которой отыскивается при заданных ог­ раничениях [5, стр. 44].

2) В соответствии с законом необходимого разнообразия Эш&и [6, стр. 74] «успешно справиться с разнообразием в управляемой системе м ож ет только такое управляющее устройство, которое сам* обладает достаточным разнообразием».'-*

1!

выделяются системы управления предприятием и объе­ динением отраслью и районом, всем народным хозяйст­ вом страны и обеспечивающие системы. Все остальные встречающиеся в управлении народным хозяйством сис­ темы (например, система бронирования мест на транс­ порте, система распределения периодических изданий, система учета кадров и т. д.) относятся к специализиро­ ванным системам, поскольку они созданы для выпол­ нения определенной цели.

Объединения и предприятия обеспечивают непрерыв­ ность процесса производства; министерства и ведомст­ ва устанавливают цели объединениям и предприятиям и организуют их выполнение. Совет Министров СССР

п Госплан СССР регулируют плановые задания и опре­ деляют цели министерств и ведомств. Результат процес­ са управления на каждом из уровней — принятие опре­ деленного решения, которое оформляется в виде поста­ новления, приказа и т. п. При этом подготовку каждого решения можно рассматривать как информационный процесс, который независимо от уровня строится в об­ щем по единообразному циклическому алгоритму (ал­ горитм — это последовательность выполнения тех или

•иных действий’ операций и т. д.). Этот алгоритм вклю­ чает следующие операции:

а) получение и обработку данных в управляющем органе о состоянии объекта управления;

б) анализ информации в управляющем органе и подготовку управляющего воздействия;

в) выдачу управляющих воздействий на объект уп­ равления и т. д.

Результат работы управляемого объекта отражается в информации, которая по обратной связи передается от управляемого объекта к управляющему органу. Имен­ но на основе анализа этой информации последний мо­ жет принять решение относительно работы управляемо­ го им объекта управления (например, предприятия) пу­ тем сопоставления данных, характеризующих работу объекта, с заданными показателями (объем произведен­ ной продукции, уровень рентабельности, величина при­ были фондоотдачи и т. п.), может определить направ­ ленность дальнейшей работы. Управляющее воздействие выбирается в соответствии с этими данными и с инфор­ мацией, поступающей из внешней среды (например, све­ дения о спросе па продукцию и ее сбыте, о новых до­ стижениях по технологии производства, указания из

12


Министерства и т. п.). На высшем уровне управляю­ щие воздействия выдаются в виде постановлений, ре­ шений, приказов; на среднем — они находят отраже­ ние в приказах, планах, разнарядках; на нижнем — в производственных программах, сменных графиках, на­ рядах, распоряжениях и т. п.

Таким образом, всю систему управления народным хозяйством можно представить в виде иерархии алгорит­ мов сбора и обработки информации на разных уровнях, отличающихся поставленными перед ними целями, сло­ жностью и соответственно результатами процесса управ­ ления. Совокупность прямых и обратных информацион­ ных. связей 'между элементами в этой системе составля­ ет информационную подсистему — обязательную состав­ ную часть любой управляющей системы.

Интенсификация процессов управления приводит к усложнению информационных систем (росту объема документопотоков, их интенсификации). Поскольку это вполне закономерное явление, вызываемое экономиче­ ским развитием народного хозяйства, то нужно пра­ вильно понять эти процессы и научиться работать с ин­ формацией.

Рассмотрим

систему управления производственным

предприятием,

представленную

двухконтурной схемой

на рис. 1.3. Контур 1 отражает

внутреннее управление

^Контур 2

 

г------------------•-------

КонтурI

 

!

IКоманды управления

Команды управле-1

I

 

ния производством^

|

| . производством. ,

 

Вышестоящие

 

 

 

 

органы

 

 

 

 

управления

1

1 А

 

 

 

ОВратная связь,/

1

1 i Одратная связь„а“

 

1

 

 

1

_i__________________________

L

J

L

J

 

Возмущающие

'

 

Воздействия'

 

Рис. 1.3. Схема модели

управления

предприятием

производством на основе управляющих воздействий из­ вне — из контура 2 (министерства и других вышестоя­ щих организаций) и на основе информации обратной связи «а» —■данных о затратах на производство, посту­

13


плений материалов, изготовлении продуктов производ­ ства, незавершенном производстве и т. п. Внутреннее уп­ равление производством складывается из управления трудовыми ресурсами, материалами и производствен­ ным процессом.

Хотя каждое из перечисленных направлений отли­ чается присущей ему информацией, общее у них одно— информация «создается» вместе с созданием продукта производства. Сошла деталь с конвейера, собран узел, поступил материал на склад или отправлен в цех — про­ изводится контрольная операция, которая находит от­ ражение в информации. Совокупность информации о вы­ полненных операциях за день, месяц, квартал и т. д. слу­ жит основой для анализа работы предприятия и приня­ тия решения по совершенствованию данного производ­ ства. Кроме того, появляются отчеты, заявки на новые материалы, сопроводительные документы к отгружае­ мой продукции.

При этом необходимо отметить два вида данных — первичные, фиксирующие каждый процесс (они состав­ ляют обратную связь «а» на рис. 1.3), и вторичные — результат обработки сводных данных (составляют об­ ратную связь «б»). Нарушения же плановой работы производства находят отражение в потоках оператив­ ной информации, которой обмениваются цеха и отде­ лы .предприятия.

Модель информационных взаимоотношений управле­ ния на уровне отраслевого министерства показана на

Возмещения Возмещения Возмещения

Планы производства по министерстве (I)

Система

Оперативное

ния нароВным хо­

оправленае(в)

зяйством страны

 

Планы производства \

П “оП

натдого предприятия

 

Й|

J ~

------------------ 1

 

I!

Министерство

операт ивное

1

 

илраО лениеП )

 

1___

 

 

 

 

Инф ормация, связан­

1

 

 

ная с Обеспечением

 

 

производст вам

\

 

 

Отчетная информация (5)

Отчетная информация(в)

 

1

Рис. '1.4. Схема модели управлении отраслью

рис. 1.4. Сравнивая ее с моделью, приведенной на рис. 1.3, можно сделать несколько важных выводов, которые служат основой при проектировании систем сбора и пе­

14


редачи данных в экономических системах управления

(ЭСУ):

1. Процессы управления в экономических системах управления информационные, т. е. каждое управляющее воздействие в них находит отражение в информации. В этом случае при заданных взаимоотношениях в ЭСУ, а они диктуются хозяйственной политикой в стране, со­ вершенствование самой системы сводится во многом к совершенствованию чисто информационных взаимоотно­ шений, включая получение, сбор, оформление и пере­ дачу информации.

2. Все информационные процессы можно разделить на плановые, построенные в соответствии с действую­ щими экономическими законами, и оперативные, отра­ жающие всякого рода изменения плановых заданий, воз­ никающие три затруднении выполнения планов и т. д.

3. Плановые информационные процессы связаны, между собой на всех уровнях управления народным хозяйством, поэтому с информационной точки зре­ ния происходит как бы разукрупнение планов по мере того, как их «спускают» с верхних на более низкие уро­ вни; отчеты же низовых ЭСУ (заводов, фабрик, скла­ дов, баз и т. д.) по мере их поступления на все более высокие уровни иерархии управления, наоборот, пре­ вращаются в один более емкий отчет.

4. Оперативные информационные процессы чаще всего носят локальный характер и совершаются, как правило, на одном уровне в пределах завода, главка, министерства.

Все дальнейшие рассуждения, касающиеся использо­ вания средств сбора и передачи данных в ЭСУ, будут основаны на этих выводах.

1.2

ИНФОРМАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ

Термин информация — один из наиболее употребляемых при рассмотрении управляющих систем. В общепринятом смысле под информацией понимаются сведения об окружающем мире, о событии, о чьей-либо деятельности.

Регулируя материальный поток, мы имеем дело, прежде всего, с информацией. Используя информацию, поступающую из внешней среды, орган управления си­

15

стемы вырабатывает информацию для внутреннего уп­ равления. Без получения и использования информации не может осуществляться управление.

Необходимо отметить, что при отсутствии заранее выработанной реакции на определенное воздействие оно в данный момент практически не принесет в систему соответствующей информации, используемой для выбо­ ра того или иного решения (к примеру, теория относи­ тельности для неподготовленного не несет практически никакой информации). Таким образом, система (равно как человек, животное или машина) способна в данный момент «извлекать» только ту информацию, к использо­ ванию которой она оказалась подготовленной. Значит, система должна иметь соответствующий информацион­ ный потенциал — сумму знаний и опыта, чтобы суметь воспользоваться поступающей информацией.. Таким об­ разом, информация предполагает возможность понять ее и способность действовать в соответствии с ней.

Широкое распространение за последнее время полу­ чил термин «экономическая информация». В связи с ог­ ромным многообразием как со стороны содержания, так и со стороны форм трудно дать четкое определение дан­ ному понятию, с которым обычно связывают сведения о народнохозяйственных ресурсах, экономическом законо­ дательстве, плановые или отчетные сведения, данные о потребительских свойствах товаров и т. п.

Но можно ли согласиться, что, например, повторяю­ щаяся форма плана есть сама по себе информация? То, что план несет информацию, — это верно. Однако иног­ да бывает так, что план на следующий (планируемый) период слово в слово повторяет план прошлогодний, за исключением одного — двух показателей. Набор изве­ стных слов, цифр, таблиц и т. д. в плане составляет ин­ формационные данные (ИД), которые можно опреде­ лить .как фаисты, являющиеся предметом 1неиоюредственного наблюдения.

При обработке экономических материалов ИД обыч­ но выражены совокупностями знаков или символов, упо­ рядоченных каким-либо образом. Числа, слова, схемы, таблицы и отчеты представляют собой синтаксический (правила словообразования, чередования знаков и т. п.) уровень информационной системы — формирование со­ общений, составленных из слов на определенном языке

[16,

17]....

16

V- • •, —