Файл: Смирнов, К. А. Сбор, передача и обработка данных АСУ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
полнительные элементы: устройство вычисления откло нений УВО, регулятор Р, обратная связь ОС, по кото рой информация о состоянии выхода подается для сра внения в РУ. Благодаря этой связи появляется воз можность регулирования поведения объекта по откло нению. Управляющее воздействие F, вырабатываемое Р, определяется величиной отклонений и характером внеш них воздействий испытываемых РУ.
Проводимая в нашей стране хозяйственная реформа поставила системы управления народным хозяйством всех уровней в новые условия. Помимо программных воздействий сверху, эти системы обязательно должны стать чувствительными и к воздействиям со стороны (уровень организации и технологии производства у со седей, зарубежный опыт, воздействие стандартов, изо бретений). Они определяют и уровень сложности РУ, которое должно своевременно менять параметры на вы
ходе системы, |
вырабатывая необходимые воздействия |
на объект управления. |
|
Третий вид управления использует возможности са |
|
монастройки и |
адаптации систем (способность к «обу |
чению»). Системы управления этого вида в процессе работы приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды благодаря перестройке своих внутренних связей посредством соответствующей коммутации вхо дов и выходов управляемого объекта. Под «обучением» системы понимается накопление информации в ней о ходе процесса управления в прошлом и ее использова ние для дальнейшего совершенствования управления. Адаптация достигается отказом от внешней жесткой ре гламентации программы управления или структуры объ екта управления. Программа управления формализует ся только в общих чертах в виде цепи управления и ог раничений на параметры и переменные системы; уточ нение и корректировка программы становятся внутрен ним делом регулирующего устройства.
Среди систем управления народным хозяйством (экономикой) еще можно встретить системы жесткого административного управления, но чаще наблюдаются лишь отдельные признаки такого управления, проявляю щиеся в излишней регламентации поведения УО, фикси рования многочисленных оценочных показателей и т. д.
Из ®сех разновидностей систем .рассмотрим эконо- <г1ические системы управления (ЭСУ), которые намеча ется преобразовать в АСУ.
Ю
Академик Н. П. Федоренко характеризует экономи ческую систему как очень сложную иерархическую, не полностью определимую, вероятностную систему, кото рая при своем развитии стремится к реализации гло бального критерия оптимальности1) [4, стр. 201]. Ука зывая на наличие в ЭСУ огромного числа элементов и связей между ними {5, стр. 157], следует отметить и дру гие особенности экономических явлений и процессов. Например, все ЭСУ следует считать динамическими, т. с. имеющими дело с процессами, изменяющимися в» времени. С другой стороны, в каждый момент эти про цессы существенно зависят от их предшествующего со стояния. Экономические связи между элементами сис темы осуществляются как по «горизонтали» (между равноправными элементами), так и по «вертикали» (в порядке соподчинения). Следовательно, всю систему можно представить в виде упорядоченной последова тельности элементов, каждый из которых является само стоятельной подсистемой по отношению к другим эле ментам одного горизонтального ряда (например, пред приятия) .
Всвязи с огромным разнообразием состояний эконо мических систем жесткое прямое управление ими не мо жет быть эффективно реализовано, так как слишком уп рощенная система управления не будет соответствовать по 'Сложности и разнюобразую2) реальной системе. От меченным особенностям ЭСУ будет соответствовать только такое управление, в котором были бы реализо ваны принципы управления с обратными связями и са монастройки.
Виерархии управления народным хозяйством мож но выделить несколько уровней управления: предприя тия, объединения, отраслевые и территориальные систе мы, обеспечивающие системы (научно-технической ин формации, материально-технического снабжения, Гос
банка СССР, ЦСУ СССР, энергообеспечения, связи и т. д.), системы верхнего уровня (Госплан СССР и Со вет Министров СССР). В соответствии с этим в книге
*) Глобальный критерий оптимальности — это целевая функ ция, глобальный экстремум которой отыскивается при заданных ог раничениях [5, стр. 44].
2) В соответствии с законом необходимого разнообразия Эш&и [6, стр. 74] «успешно справиться с разнообразием в управляемой системе м ож ет только такое управляющее устройство, которое сам* обладает достаточным разнообразием».'-*
1!
выделяются системы управления предприятием и объе динением отраслью и районом, всем народным хозяйст вом страны и обеспечивающие системы. Все остальные встречающиеся в управлении народным хозяйством сис темы (например, система бронирования мест на транс порте, система распределения периодических изданий, система учета кадров и т. д.) относятся к специализиро ванным системам, поскольку они созданы для выпол нения определенной цели.
Объединения и предприятия обеспечивают непрерыв ность процесса производства; министерства и ведомст ва устанавливают цели объединениям и предприятиям и организуют их выполнение. Совет Министров СССР
п Госплан СССР регулируют плановые задания и опре деляют цели министерств и ведомств. Результат процес са управления на каждом из уровней — принятие опре деленного решения, которое оформляется в виде поста новления, приказа и т. п. При этом подготовку каждого решения можно рассматривать как информационный процесс, который независимо от уровня строится в об щем по единообразному циклическому алгоритму (ал горитм — это последовательность выполнения тех или
•иных действий’ операций и т. д.). Этот алгоритм вклю чает следующие операции:
а) получение и обработку данных в управляющем органе о состоянии объекта управления;
б) анализ информации в управляющем органе и подготовку управляющего воздействия;
в) выдачу управляющих воздействий на объект уп равления и т. д.
Результат работы управляемого объекта отражается в информации, которая по обратной связи передается от управляемого объекта к управляющему органу. Имен но на основе анализа этой информации последний мо жет принять решение относительно работы управляемо го им объекта управления (например, предприятия) пу тем сопоставления данных, характеризующих работу объекта, с заданными показателями (объем произведен ной продукции, уровень рентабельности, величина при были фондоотдачи и т. п.), может определить направ ленность дальнейшей работы. Управляющее воздействие выбирается в соответствии с этими данными и с инфор мацией, поступающей из внешней среды (например, све дения о спросе па продукцию и ее сбыте, о новых до стижениях по технологии производства, указания из
12
Министерства и т. п.). На высшем уровне управляю щие воздействия выдаются в виде постановлений, ре шений, приказов; на среднем — они находят отраже ние в приказах, планах, разнарядках; на нижнем — в производственных программах, сменных графиках, на рядах, распоряжениях и т. п.
Таким образом, всю систему управления народным хозяйством можно представить в виде иерархии алгорит мов сбора и обработки информации на разных уровнях, отличающихся поставленными перед ними целями, сло жностью и соответственно результатами процесса управ ления. Совокупность прямых и обратных информацион ных. связей 'между элементами в этой системе составля ет информационную подсистему — обязательную состав ную часть любой управляющей системы.
Интенсификация процессов управления приводит к усложнению информационных систем (росту объема документопотоков, их интенсификации). Поскольку это вполне закономерное явление, вызываемое экономиче ским развитием народного хозяйства, то нужно пра вильно понять эти процессы и научиться работать с ин формацией.
Рассмотрим |
систему управления производственным |
|
предприятием, |
представленную |
двухконтурной схемой |
на рис. 1.3. Контур 1 отражает |
внутреннее управление |
^Контур 2 |
|
г------------------•------- |
КонтурI |
|
|
! |
IКоманды управления |
||
Команды управле-1 |
I |
|
||
ния производством^ |
| |
| . производством. , |
|
|
Вышестоящие |
|
|
|
|
органы |
|
|
|
|
управления |
1 |
1 А |
|
|
|
|
|||
ОВратная связь,/ |
1 |
1 i Одратная связь„а“ |
|
|
1 |
|
|||
|
1 |
_i__________________________ |
L |
J |
L |
J |
|
Возмущающие |
' |
|
|
Воздействия' |
|
|
Рис. 1.3. Схема модели |
управления |
предприятием |
производством на основе управляющих воздействий из вне — из контура 2 (министерства и других вышестоя щих организаций) и на основе информации обратной связи «а» —■данных о затратах на производство, посту
13
плений материалов, изготовлении продуктов производ ства, незавершенном производстве и т. п. Внутреннее уп равление производством складывается из управления трудовыми ресурсами, материалами и производствен ным процессом.
Хотя каждое из перечисленных направлений отли чается присущей ему информацией, общее у них одно— информация «создается» вместе с созданием продукта производства. Сошла деталь с конвейера, собран узел, поступил материал на склад или отправлен в цех — про изводится контрольная операция, которая находит от ражение в информации. Совокупность информации о вы полненных операциях за день, месяц, квартал и т. д. слу жит основой для анализа работы предприятия и приня тия решения по совершенствованию данного производ ства. Кроме того, появляются отчеты, заявки на новые материалы, сопроводительные документы к отгружае мой продукции.
При этом необходимо отметить два вида данных — первичные, фиксирующие каждый процесс (они состав ляют обратную связь «а» на рис. 1.3), и вторичные — результат обработки сводных данных (составляют об ратную связь «б»). Нарушения же плановой работы производства находят отражение в потоках оператив ной информации, которой обмениваются цеха и отде лы .предприятия.
Модель информационных взаимоотношений управле ния на уровне отраслевого министерства показана на
Возмещения Возмещения Возмещения
Планы производства по министерстве (I)
Система |
Оперативное |
ния нароВным хо |
оправленае(в) |
зяйством страны |
|
Планы производства \ |
П “оП |
|||
натдого предприятия |
|
□ |
Й| |
|
J ~ |
------------------ 1 |
|
I! |
|
Министерство |
операт ивное |
1 |
□ |
|
|
илраО лениеП ) |
|
||
1___ |
|
|
|
|
Инф ормация, связан |
1 |
|
|
|
ная с Обеспечением |
|
|
||
производст вам |
\ |
|
|
Отчетная информация (5) |
Отчетная информация(в)□ |
|
_Л1 |
Рис. '1.4. Схема модели управлении отраслью
рис. 1.4. Сравнивая ее с моделью, приведенной на рис. 1.3, можно сделать несколько важных выводов, которые служат основой при проектировании систем сбора и пе
14
редачи данных в экономических системах управления
(ЭСУ):
1. Процессы управления в экономических системах управления информационные, т. е. каждое управляющее воздействие в них находит отражение в информации. В этом случае при заданных взаимоотношениях в ЭСУ, а они диктуются хозяйственной политикой в стране, со вершенствование самой системы сводится во многом к совершенствованию чисто информационных взаимоотно шений, включая получение, сбор, оформление и пере дачу информации.
2. Все информационные процессы можно разделить на плановые, построенные в соответствии с действую щими экономическими законами, и оперативные, отра жающие всякого рода изменения плановых заданий, воз никающие три затруднении выполнения планов и т. д.
3. Плановые информационные процессы связаны, между собой на всех уровнях управления народным хозяйством, поэтому с информационной точки зре ния происходит как бы разукрупнение планов по мере того, как их «спускают» с верхних на более низкие уро вни; отчеты же низовых ЭСУ (заводов, фабрик, скла дов, баз и т. д.) по мере их поступления на все более высокие уровни иерархии управления, наоборот, пре вращаются в один более емкий отчет.
4. Оперативные информационные процессы чаще всего носят локальный характер и совершаются, как правило, на одном уровне в пределах завода, главка, министерства.
Все дальнейшие рассуждения, касающиеся использо вания средств сбора и передачи данных в ЭСУ, будут основаны на этих выводах.
1.2
ИНФОРМАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ
Термин информация — один из наиболее употребляемых при рассмотрении управляющих систем. В общепринятом смысле под информацией понимаются сведения об окружающем мире, о событии, о чьей-либо деятельности.
Регулируя материальный поток, мы имеем дело, прежде всего, с информацией. Используя информацию, поступающую из внешней среды, орган управления си
15
стемы вырабатывает информацию для внутреннего уп равления. Без получения и использования информации не может осуществляться управление.
Необходимо отметить, что при отсутствии заранее выработанной реакции на определенное воздействие оно в данный момент практически не принесет в систему соответствующей информации, используемой для выбо ра того или иного решения (к примеру, теория относи тельности для неподготовленного не несет практически никакой информации). Таким образом, система (равно как человек, животное или машина) способна в данный момент «извлекать» только ту информацию, к использо ванию которой она оказалась подготовленной. Значит, система должна иметь соответствующий информацион ный потенциал — сумму знаний и опыта, чтобы суметь воспользоваться поступающей информацией.. Таким об разом, информация предполагает возможность понять ее и способность действовать в соответствии с ней.
Широкое распространение за последнее время полу чил термин «экономическая информация». В связи с ог ромным многообразием как со стороны содержания, так и со стороны форм трудно дать четкое определение дан ному понятию, с которым обычно связывают сведения о народнохозяйственных ресурсах, экономическом законо дательстве, плановые или отчетные сведения, данные о потребительских свойствах товаров и т. п.
Но можно ли согласиться, что, например, повторяю щаяся форма плана есть сама по себе информация? То, что план несет информацию, — это верно. Однако иног да бывает так, что план на следующий (планируемый) период слово в слово повторяет план прошлогодний, за исключением одного — двух показателей. Набор изве стных слов, цифр, таблиц и т. д. в плане составляет ин формационные данные (ИД), которые можно опреде лить .как фаисты, являющиеся предметом 1неиоюредственного наблюдения.
При обработке экономических материалов ИД обыч но выражены совокупностями знаков или символов, упо рядоченных каким-либо образом. Числа, слова, схемы, таблицы и отчеты представляют собой синтаксический (правила словообразования, чередования знаков и т. п.) уровень информационной системы — формирование со общений, составленных из слов на определенном языке
[16, |
17].... |
16 |
V- • •, — |