Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример. Определить размеры выходного патрубка

вентилятора по данным:

(3= 43000 м3/ч, р = 1000 Н/м2.

 

 

 

 

Р е ш е н и е . Принимаем

рДИн =

0,Зр = 0,3-1000=300 Н/м2. Скорость воз­

духа на выходе вентилятора

 

 

 

 

ѵ = Ѵ 2рди„/р

=

V 2 • 300/1,2 = 22

м/с,

где р = 1,2 кг/м3 — плотность

воздуха

при принятых стандартных условиях.

Для уменьшения скорости воздуха на выходе из вентилятора (или потерь

давления) устанавливаем диффузор.

 

 

Площадь сечения выходного отверстия вентилятора

 

F

Q

 

43 000

 

V ~

3600 • 22 = 0,55 м2‘

 

 

 

Если отверстие круглое,

то диаметр его

 

 

D =

Ѵ Т Щ .

(97)

В случае квадратного отверстия сторона квадрата

 

 

А = У Т

(98)

Наконец, если отверстие прямоугольное, то, задавшись шири­ ной кожуха В (по ширине колеса с учетом зазора между колесом и кожухом), получаем вторую сторону прямоугольного выходного отверстия

А = F/B.

(99)

После определения величины А описываем окружность диамет­

ром £>2 кодеса и в центре ее строим

«конструкторский» квадрат

со стороной (рис. 162)

 

а — Л/4.

(100)

Вершины этого квадрата являются центрами, из которых опи­ сываем дуги окружностей, составляющие в совокупности спираль

кожуха. По всему контуру требуется припуск для шва.

для вала,

В одной такой

заготовке выполняется отверстие

в другой — отверстие

(по внутреннему диаметру колеса)

для вход­

ного патрубка (коллектора). Коллектор служит для подвода воз­ духа к колесу с малыми гидравлическими потерями. Зазор между колесом и входным патрубком кожуха не должен превышать 0,01 диаметра колеса. При большем зазоре количество перетекающего через него воздуха становится значительным.

Спиральные кожухи преимущественно изготовляются сварны­ ми из листовой стали, некоторые — клепанными на фальцах, или литыми (малые кожухи). Кожух небольшого вентилятора может крепиться непосредственно к станине. У больших же вентиляторов ввиду значительного веса кожух устанавливается на самостоятель­ ных опорах сварной конструкции. Для дальнейшего увеличения давления за спиральным кожухом устанавливается трапецеидальный

13

2615

201


диффузор. На рис. 163, а, б соответственно изображено пра­ вильное и неправильное раскрытие трапецеидального диффузора. Этот диффузор иногда применяется также для обеспечения пере­ хода от выходного отверстия вентилятора к воздухопроводу боль­ шего сечения. Приемный патрубок и диффузор заводами не по­ ставляются, и их приходится изготовлять на месте.

Рис. 162.

Построение

Рис. 163. Профиль кожуха вентиля­

очертания

кожуха

тора и диффузор за спиральным ко­

вентилятора

жухом

§ 98. Схемы соединения вентилятора с двигателем

Необходимо внимательно отнестись к монтажу центробежного вентилятора.

При подборе вентилятора следует учесть, что установка всасы­ вающего патрубка и диффузора снижают к. п. д., давление и пода­ чу. С аэродинамической точки зрения (улучшение условий входа воздуха в рабочее колесо, уменьшение гидравлических потерь) коллектор вентилятора желательно иметь переменного сечения — суживающимся к всасывающей воронке. Диффузор должен быть достаточной длины для обеспечения наибольшего превращения ди­ намического давления в статическое. Раскрытие диффузора (угол конусности) допускается не более 55°. Опыт показывает, что ось диффузора целесообразно наклонять в сторону вращения (рис. 163). Стык диффузора с кожухом должен быть безукориз­ ненно гладким. Не рекомендуется устанавливать задвижку до диффузора.

Большое распространение получила посадка колеса вентиля­ тора 1 непосредственно на вал 2 электродвигателя 3 (рис. 164, I) ввиду компактности и надежности, а также бесшумной и экономич­ нойработы вентилятора. Однако такое соединение вентилятора с приводом возможно лишь при малых размерах вентилятора:

при

больших

размерах

колесо насаживается на

отдельный

вал

с вынесенным

шкивом

4

или

со

шкивом между

подшипниками

(рис.

164, соответственно

II,

///);

подшипники крепятся на

ста-

202


нине. Вал соединяется с двигателем при помощи муфты 5 (рис. 164, IV).

Валы вентиляторов чаще всего устанавливаются на шарико­ вых подшипниках. Колеса на валах насажены на шпонки и кре­ пятся стопорными винтами. При двустороннем всасывании кон­ сольно располагать колесо на валу невозможно. В этом случае и при большом весе колеса оно располагается на валу между дву­ мя подшипниками 6 (рис. 164, V, VI, VII), что обеспечивает более спокойную работу вентилятора, но усложняет конструкцию, мон­ таж и присоединение к сети. Подшипники крепятся на кронштей­ нах.

а

о

Рис. 164. Схемы соединения вентиляторов с двигателями

Кроме указанных способов присоединения ■ вентилятора к двигателю применяются клиноременная передача, привод от электродвигателя через редуктор и от паровой турбины, установ­ ленной на одном валу с вентилятором. В последнем случае мож­ но в широких пределах регулировать скорость вращения колеса вентилятора.

Как и в центробежных насосах, для правильной работы венти­ лятора колесо должно вращаться по ходу разворота спирального кожуха. Изменять направление вращения колеса вентилятора не­ эффективно. Для изменения направления движения воздуха или газа на обратное (опрокидывание вентиляции) при неизменном направлении вращения колеса устраиваются обходные каналы (на­ пример, при проветривании шахт), в которых устанавливаются специальные поворотные перегородки.

Вентиляторы, в которых колеса должны вращаться по часо­ вой стрелке, если наблюдать со стороны привода, называются правыми (см. рис. 152, а), а против часовой стрелки — левыми (см. рис. 152, б). Положение кожуха при нормальной работе вен­ тилятора принято обозначать литерами. Если выходное отверстие

направлено вверх, то

кожух обозначается литерой В,

вниз — ли-

• терой Н, вправо — П,

влево — Л, вниз вправо — НП,

вверх вле­

во — ВЛ и т. д. (рис. 165).

 

203

ПраВое Вращение

Рис. 165. Положение кожухов вентиляторов

АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ

§ 99. Давление вентилятора

Давление вентилятора складывается из статического и динами ческого, т. е.

Р = Р с т + Р м п -

( 101)

Статическое давление соответствует потенциальной энергии газа. Статическое давление у вентилятора, как и у центробежных насосов, можно представить как сумму разрежения при всасыва­ нии р в и давления при нагнетании рИ.

На рис. 166 представлены три способа использования стати­ ческого давления вентилятора:

20 4


1)при наличии всасывающего и нагнетательного трубопрово­ дов (рис. 166, а) ;

2)в нагнетательном вентиляторе (рис. 166, б);

3)во всасывающем вентиляторе (рис. 166, в).

Максимальные ординаты р п и рв на рис. 166, б и рис. 166, в

по

своей

абсолютной

величине

 

 

 

 

равны

суммарной

ординате

 

 

 

 

Рв +Рн на Рис- 1 6 6 , а.

 

 

 

 

 

Динамическое

давление соот­

 

 

 

 

ветствует

кинетической

энергии

 

 

 

 

газа,

причем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л,« = Р^2/2.

(102)

 

 

 

 

где V— скорость воздуха на выхо­

 

 

 

 

де из вентилятора, м/с.

 

 

 

 

 

Динамическое давление в вен­

 

 

 

 

тиляторах

может

составлять до

 

 

 

 

50%

 

от полного

давления.

 

 

 

 

Таким образом, полное давле­

 

 

 

 

ние, развиваемое вентилятором,

 

 

 

 

состоит из трех слагаемых:

 

 

 

 

 

р -=Рв + р н + рѵ2І2.

(103)

 

 

 

 

На

основании

(103)

вентиля­

Рис.

166.

Три способа использо­

торы можно классифицировать по

вания

статического

давления

характеру и месту их установки

 

 

вентилятора

 

на три группы:

 

всасывающая труба

(рв= 0), то

вентиля­

1.

Если

отсутствует

тор,

засасывая воздух

прямо из

атмосферы,

развивает

давление

 

 

 

 

 

р — РнЛ- р^2/2

 

 

(104)

и расходует свою мощность на нагнетание воздуха. Поэтому такой вентилятор называется нагнетающим, при большом давлении — дутьевым.

2. Если нагнетательная труба отсутствует или очень короткая по сравнению с всасывающей трубой (р„ = 0), то давление венти­ лятора

Р = Рв + Р ^ 2/ 2 ,

( 1 0 5 )

и мощность вентилятора тратится только на отсасывание возду­ ха. Поэтому такой вентилятор называется всасывающим, или вы­ тяжным (эксгаустером).

3.При отсутствии всасывающей и нагнетательной труб стати

ческое давление отсутствует, т. е. рв = 0, рн—0, вентилятор созда­ ет давление

205


р = рѵ 2/2

(106)

и мощность тратится исключительно на перемещение воздуха.

Такой вентилятор называется

безнапорным (осевые вентиляторы).

§ 100. Производительность

вентилятора

Объемное количество воздуха, всасываемого вентилятором

в единицу времени, называется производительностью и выража­ ется в м3/с (м3/мин, м3/ч).

Массовое количество воздуха

 

 

т =

pQ,

(107)

где р — плотность воздуха при

условиях всасывания,

зависящая

от газовой постоянной, температуры, давления и влаж­ ности всасываемого газа, кг/м3.

Следует отметить, что характерной величиной для размеров вентилятора является объемная, а не массовая производитель­ ность. В то же время для теплового баланса важно знать массовое количество подаваемого или отсасываемого воздуха при t = 20° С;

р 1 • ІО5 Н/м2 = 760 мм рт. ст.

Количество воздуха при стандартных условиях для сравнения

различных вентиляторов

 

 

 

 

 

Q c T "

т

1 ? С Т

— (р/рст) Qi

(108)

для воздуха

рст~ 1 ,2

к г / м 3.

 

Действительно

подаваемое вентилятором количество

воздуха

Qa меньше всасываемого

на

величину утечек через неплотности

и зазоры.

 

 

 

 

 

Отношение

 

 

 

 

 

 

 

 

Ло = %

(109)

называется коэффициентом подачи, или объемным к. п. д.

§ 101. М ощность, потребляемая вентилятором. Установленная мощность

При определении мощности, потребляемой вентилятором, мож­ но пренебречь изменением плотности воздуха.

Мощность, потребляемая вентилятором, кВт

 

N = 3600 • Ш 0 тіобщ’

( 110^

где

р — давление вентилятора, Н/м2;

 

 

Q — производительность вентилятора, м3/ч;

 

 

Л общ — 0,4 -5-0,6 — общий к. п. д.

 

206