Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воды опускается, и клапан закрывается. Обратные клапаны при­ меняются при перекачивании производственных сточных вод, за­ грязненных механическими примесями лишь незначительно. При отсасывании сильно загрязненных вод обратные клапаны устанав­ ливать не рекомендуется.

Задвижка 7 на напорном трубопроводе (рис. 29) используется при пуске и остановке насоса, а также для регулирования произ­

водительности

и напора; задвижки устанавливаются в непосред­

 

 

ственной близости к насосу. Задвижка на

 

 

всасывающем трубопроводе

применяется

 

 

лишь

в том

случае, если насос

работает

 

 

с подпором,

т. е. расположен

ниже

уров­

 

 

ня перекачиваемой жидкости, или же насос

 

 

соединен со всасывающими трубопровода­

 

 

ми других насосов. Привод задвижек мо­

 

 

жет быть ручной для небольших насосных

 

 

установок

и

механический — для

крупных

 

 

насосных установок. Задвижки располага­

 

 

ются на горизонтальных линиях, т. е. диски

 

 

задвижек должны быть размещены в вер­

 

 

тикальной

плоскости,

чтобы

на

них

не

 

 

образовывался

осадок

грязи

при

значи­

 

 

тельном перерыве в подаче воды. Отложив­

 

 

шийся осадок затрудняет закрывание зад­

 

 

вижки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предохранительный клапан (рис. 32)

 

 

служит для защиты насоса и трубопровода

 

 

от действия повышенного давления, возни­

 

 

кающего при гидравлическом ударе, и уста­

 

 

навливается на напорном трубопроводе.

 

 

При

гидравлическом

ударе

предохрани­

Рис. 32. Клапан пре­

тельный клапан

открывается,

 

сбрасывает

дохранительный

сталь­

часть

жидкости,

вследствие чего

давление

ной ßf= 150 мм

снижается.

 

Предохранительный

клапан

на

 

 

насосных установках с большим

давлением

является весьма ответственной деталью, поэтому он должен быть тщательно отрегулирован и находиться под постоянным наблюде­ нием.

§ 20. Классификация центробежных насосов

Центробежные насосы различаются:

По числу колес:

а) одноколесные или одноступенчатые, повышение давления до стигается увеличением частоты вращения колеса, однако она огра­

ничивается прочностью

колеса; одним колесом создается давление,

близкое (4-н5)-105 Н

/м2 = 40-і- 50 м вод. ст. На рис. 33, а, б по­

44


казан общий вид и разрез такого насоса с гидравлическим затво­ ром 2 сальника 4\

б) многоколесные, или многоступенчатые, для больших давле­ ний, состоят из нескольких колес 2, 3, 4, 5, вращающихся с валом 7 в общем корпусе (рис. 34); жидкость через всасывающий патру-

Рис. 33. Одноступенчатый центробежный насос

бок 1 подводится к центру колеса 2, а с периферии этого колеса подается к центру следующего колеса 3, и т. д. до нагнетательного патрубка 6. На рис. 35 показан общий вид пятиступенчатого цен­ тробежного насоса секционного типа. Производительность много­ колесных насосов теоретически такая же, как у одноступенча­ того насоса с колесом таких же размеров при той же частоте вращения; теоретическое давление многоступенчатого насоса приблизительно равно сумме давлений, развиваемых каждым ко-

45

.лесом в отдельности. Количество колес обычно до 1 0 -4- 1 2 . Имеются насосы с числом ступеней до 30 и давлением до 300-ІО5 Н/м2.

Дальнейшее увеличение чис­

 

ла

ступеней

нецелесообраз­

 

но вследствие больших по­

 

терь в направляющих уст­

 

ройствах. При необходимо­

 

сти еще

большего давления

 

применяются

 

последова­

 

тельно

соединенные

насо­

 

сы;

для

высоких

давлений

 

и большей

производитель­

 

ности используются

центро­

 

беленые

насосы

многопо­

 

точного

типа

со

ступенями

 

давления (рис. 36). Такая

центробежного насоса

машина состоит из двух или

четырех

групп

ступеней

давления. Ступени в каждой группе включены последовательно (для повышения давления), а группы ступеней включены параллельно (для увеличения произ­ водительности) .

Рис. 35. Общий вид пятиступенчатого центробежного насоса секционного типа

Рис. 36. Схема работы трехступенча­ той двухпоточной машины

46


Рис. 38. Одноколесный насос с двусторонним всасыванием и го­ ризонтальным разъемом корпуса

Многоступенчатые насосы

имеют относительно высокий объем­

ный к. п. д.,

так как в них

уменьшается перетекание

жидкости

с периферии

колеса к входу

в него через щели между

колесами

и неподвижными частями насоса; однако гидравлический к. п. д. V них ниже ввиду значительной потери давления в самом насосе.

Рис. 39. Насос ЗВ —200X2 с двусторонним всасыванием

Рис. 40. Секционный четырехступенчатый центробежный насос

По создаваемому давлению:

а) низкого давления — до 2- ІО5 Н/м2; б) среднего давления — до б- ІО5 Н/м2;

в) высокого давления — свыше 6- ІО5 Н/м2.

48

4

2615

49


По способу подвода жидкости к колесу:

 

жидкости к

ко­

а)

с односторонним подводом (всасыванием)

лесу (рис. 33);

 

 

 

 

 

б)

с двусторонним подводом; жидкость входит в колесо с двух

сторон, соответственно разрез и

общий

вид

представлены

на

рис. 37 и 38.

 

 

 

 

 

По расположению вала насоса:

 

 

 

 

а)

горизонтальные

(наиболее распространенные);

 

б)

вертикальные,

применяются

чаще

всего

для откачивания

воды из глубоких колодцев, скважин.

Рис .42. Питательный турбонасос ПТ-15-60У

По способу разъема корпуса:

а) с горизонтальным разъемом (рис. 39) — корпус делится го­ ризонтальной плоскостью на дв^е части — нижнюю и верхнюю (крышку);

б) с вертикальным разъемом (см. рис. 35, 40); эти насосы на­ зываются секционными, так как корпус состоит из нескольких секций 1 (по числу колес), которые стягиваются между собой стяжными (анкерными) болтами 2 (см. рис. 40).

По способу отвода жидкости из рабочего колеса в камеру:

а) спиральные (см. рис. 25 и 41), в которых жидкость через ра­ бочие колеса поступает непосредственно в спиральный корпус и далее в нагнетательный трубопровод;

50


б) турбинные, в которых жидкость из рабочего колеса посту пает в спиральный корпус через направляющий аппарат, представ­ ляющий собой неподвижное кольцо с лопатками (рис. 34 и 40).

По способу соединения с двигателем:

а) соединяемые непосредственно с электродвигателем; б) турбонасосы, где насос 1 приводится от паровой турбины 2

(рис. 42);

в) моноблочные насосы, в которых рабочее колесо насажено непосредственно на вал электродвигателя.

По назначению:

а) водопроводные; б) канализационные;

в) специальные — шламовые багерные, для перекачивания неф­ ти, кислот, шахтной воды, горячей воды, соков, молока, землесосы для намыва грунта и др.

В зависимости от назначения насосы отличаются друг от дру­ га особенностью конструкции.

§ 21. Конструкции центробежных насосов

Центробежные насосы широко применяются на заводах про­ мышленности строительных материалов. Для перекачивания чи­ стой воды используются насосы типов НД, К, многоступенчатые секционные и спиральные; для перекачивания воды с содержани­ ем твердых включений (например, на цементных заводах для пе­

рекачивания ш лама)— насосы типов НФ,

НП

и П(песковый).

Насосы НД

(насос с двусторонним входом, см. рис.

25,

37,

38)

предназначены

для перекачивания чистой

воды

с /

80°

С.

Они

выпускаются низкого, среднего и высокого давления НДн, НДс, НДв. Цифры в марке насоса (ІбНДс, 4НДв) означают диаметр напорного патрубка [м], увеличенный в 40 раз.

Корпус насоса чугунный с горизонтальным разъемом. Это по­ зволяет удобно и легко вскрывать корпус для осмотра, ремонта, замены колеса без демонтажа трубопроводов, присоединенных к нижней части насоса. С электродвигателем насос соединяется непосредственно при помощи упругой муфты. Направление вра­ щения вала — против часовой стрелки, если смотреть со стороны муфты. Вода подводится к колесу с двух сторон, благодаря этому уравновешиваются осевые усилия (об осевых усилиях см. § 33) на колесе, а производительность насоса удваивается. Если насос используется для перекачивания морской воды, то рабочее коле­ со, уплотняющие защитные кольца и втулки изготовляются из бронзы, вал — из нержавеющей стали.

Производительность насосов НД составляет 25-^-1400 л/с; они развивают давление (1-ь-Ю) -ІО5 Н/м2. Диаметр рабочих колес 265-:-900 мм; т]= 0,64^-0,92. Наибольшая допустимая вакуумметрическая высота 5 м; масса 660-^5000 кг. Входной и напорный патрубки расположены горизонтально и направлены в разные

51