Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стороны (см. рис. 25). Насосы НДн выпускаются трех размеров (ІбНДн, 20НДн, 24НДн; масса их 660-^5000 кг); насосы НДс — шести размеров (6НДс; 12НДс; 14НДс; 18НДс; 20НДс; 22НДс; масса — 280-^5750 кг); насосы НДв — четырех размеров (4НДв; 5НДв; 6НДв; 8НДв;’ масса—285-^950 кг).

Центробежные насосы типа К — центробежные консольные, од­ ноступенчатые с рабочим колесом одностороннего входа, предназ­ начены для перекачивания чистой воды с ^<Д0°С (см. рис. 33). Буквы и цифры, составляющие марку насоса типа К, означают: первая цифра — диаметр входного патрубка, увеличенный в 40 раз; К — консольный, последняя цифра — коэффициент быстроход­ ности.

Основные детали насоса: корпус, рабочее колесо, опорная стой­ ка, крышка с патрубком — чугунные. Входной патрубок направлен по оси вала, напорный — горизонтально, но может быть повернут на 90°, 180° и 270°. Насосы непосредственно соединяются с электро­ двигателем упругой муфтой. Вал вращается против часовой стрел­ ки, если смотреть со стороны муфты.

Насосы

этого типа

рассчитаны

на производительность

3 -ь- 100 л/с,

давление (1,5 -н- 9,8) ІО5

Н/м2; ц=145СН-2900 об/мин.

Диаметр рабочих колес

(132-:-328)

мм,

полный к. п. д. 0,500,84 .

Секционные насосы — многоступенчатые центробежные насосы (см. рис. 35 и 40). Они собираются из нескольких секций, каждая из которых составляет одну ступень и состоит из одного колеса, направляющего аппарата и соответствующей части корпуса. Сек­ ции стягиваются между собой болтами. Особенностью и преиму­ ществом секционных насосов является возможность изменения давления путем изменения числа секций. Когда нужно увеличить давление, ранее удаленные секции можно поставить на место.

Многоступенчатые секционные насосы имеют ряд крупных не­

достатков: а)

развивается большое

осевое усилие;

б)

небольшой

срок службы

(при перекачивании

шахтной воды

не

превышает

трех лет); в)

у секционных насосов с направляющими аппаратами

к. п. д. ниже,

чем у спиральных насосов; г) так как вал секцион­

ных насосов

должен быть более Жесткий (большого

диаметра),

то диаметр входного отверстия колеса больше, следовательно, дли­ на лопатки меньше и давление меньше, чем у спиральных насосов.

Центробежные спиральные насосы — проточная часть корпуса насоса, представляет собой спиральную камеру. Корпус насоса сплошной (см. рис. 38 и рис. 41) разъемный в горизонтальной плоскости. Направляющих аппаратов у этих насосов нет. Осевые усилия автоматически уравновешиваются, так как рабочие колеса

расположены симметрично попарно, жидкость подводится

к ним

с противоположных сторон. Жидкость по перепускному

каналу

подводится от колеса 1 к центру колеса 2 (рис. 41, а, б).

С пери­

ферии колеса 2 жидкость по обводной трубе подводится к коле­ су 4 и далее по перепускному каналу к центру колеса 3, откуда она направляется к нагнетательному патрубку насоса. Спиральные насосы имеют более высокий к. п. д., по сравнению с секционными.

52


Один из недостатков спиральных высоконапорных многосту­ пенчатых насосов с горизонтальным разъемом заключается в не­ возможности изменения числа колес.

§ 22. Специальные центробежные насосы

Шламовые насосы по принципу действия ничем не отличаются от обыкновенных центробежных насосов. Колесо закрытого типа имеет 2ч-4 лопатки (рис. 43), чтобы шлам легче проходил по меж­ лопаточным каналам. Спиральная камера более широкая, чем у насосов других ти­ пов.

Для чистки насоса

входной

патрубок 2

 

имеет специальный люк 3 (рис. 44, а).

 

Колесо 4 и корпус насоса уплотнены коль­

 

цом 1. Они изготовляются из износостойко­

 

го материала.

Рабочие

колеса

шламовых

 

насосов изнашиваются в течение 2 л-3 меся­

 

цев, после чего производительность насоса

 

резко падает. Стальные колеса восстанав­

 

ливаются наплавкой твердым сплавом, ко­

 

торая затем шлифуется. Биение колес не

 

должно превышать

0,2 мм.

Возможные

Рис. 43. Двухлопаст­

положения нагнетательного патрубка ука­

ной насос

заны на рис. 44, б.

 

частоту

вращения

 

Учитывая

большую

 

ротора насоса (1500 об/мин), его массу, балансировка рабочего колеса и вала, а также сборка и центровка его с электродвигате­ лем должны выполняться тщательно, также как и планово-предуп­ редительный ремонт, профилактические осмотры и уход за такими насосами.

Насосы типа НФ (рис. 44, а) фекальные; одноколесные, гори­ зонтальные, консольные, с односторонним подводом жидкости; вы­ пускаются следующие типоразмеры: 2У2 НФ, 4НФ и 8НФ. Цифры обозначают У40 диаметра напорного патрубка [м]. Рабочие коле­ са 4 закрытого типа с двумя лопатками и широкими каналами между дисками, допускающими проход через насос крупных меха­ нических примесей (см. рис. 43). Всасывающий патрубок 2 рас­ положен по оси насоса. Напорный патрубок может быть повернут

вверх, вниз, влево, вправо (рис. 44, б). Корпус,

колесо — чугунные.

Песковый насос 6П-7 — одноступенчатый,

центробежный,

кон­

сольного типа

с рабочим колесом одностороннего входа (рис,

45).

Буквы и цифры, составляющие марку насоса,

означают: 6— диа­

метр патрубка

[м], увеличенный в 40 раз;

П — песковый;

7 —

’/іо округленного коэффициента быстроходности. Насосы 6П-7

применяются для перекачивания

жидкости

с песком, а 6Б-7 —

для гидрозолоудаления (багерные насосы).

Производительность

насоса 80--:-130 л/с при давлении

(4-^4,5) • ІО5 Н/м2.

53


Рнс. 44. Насос 4НФ

Рис. 45. Насос 6П-7

г

п

<1

{

ч

Основные детали насоса: корпус 5, крышка корпуса 4 и опор­ ная стойка 8 изготовлены из чугуна; рабочее колесо 1 — из хро­ мистой стали, вал 9 — из углеродистой стали. Входной патрубок насоса расположен горизонтально, напорный — под углом 90° к оси насоса и направлен вверх. Для защиты от быстрого износа взвешенными частицами гидросмеси корпус, крышка и напорный патрубок снабжены бронедисками 2 и 3 из литой стали. Рабочее колесо — закрытое, посажено на вал на шпонке и закреплено упор­

ным кольцом 6 и болтами 7.

Сальник

насоса

состоит из

корпу­

са 14, отлитого заодно с корпусом насоса, крышки

сальника 12

и мягкой просаленной

хлопчатобумажной набивки

13. Торцовые

(отбойные) лопатки

15 на

обратной

стороне

рабочего

колеса

уменьшают износ корпуса насоса, так как значительно сокраща­ ют количество гидромассы, поступающей в полость между броне­ дисками и дисками рабочего колеса через отверстия в корпусе и крышке насоса. Для этой же цели ,в полость между бронедиска­

ми и дисками рабочего колеса

подводится вода

под давлением.

В опорной стойке 8 размещены

два подшипника

скольжения 10

со вкладышами, залитыми баббитом, и кольцевой смазкой. Осевая сила воспринимается пятой, состоящей из двух радиальных под­ шипников 11.

Насос 6П-7 выпускается с упругой муфтой для непосредствен­ ного соединения с электродвигателем. Вал вращается против ча­ совой стрелки, если смотреть со стороны привода. Технические характеристики насоса типа 6П-7 приведены в табл. 4.

Марка насоса

6П-7

Т а б л и ц а 4

Подача

 

 

Частотавра­ щения, об/мин

 

гателя

д.п.К. насоса, %

Допускаемая вакууммет. высота, м

Диаметррабо­ колесачего , мм

,Массакг

 

 

 

Мощность на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

валу, кВт

 

 

 

 

 

 

Давление, Н/м-

 

 

элект­

 

 

 

 

м3, ч

 

 

 

 

насоса

 

 

 

 

Л / С

 

 

 

родви­

 

 

 

 

320

89

4,5- ІО-'

 

83,6

 

47

 

 

 

400

111

4,2-

Юз

960

91,4

115

50,5

6

560

1670

470

130

3,9-

Ю-з

 

99,0

 

51

 

 

 

Завод-изготовитель вместе с насосом поставляет запасные ча­ сти: рабочее колесо—1 шт., броню корпуса—1 шт., броню кры­ шек —4 шт., вкладыши подшипников —4 шт.

Песковые насосы типа НП выпускаются двух модификаций: с боковым подводом и центральным (рис. 46). Буквы и цифры, составляющие марку насосов типа НП (например, 6НП) озна­ чают; 6 — диаметр патрубка в м, увеличенный в 40 раз; Н — насос,

П — песковый. Насосы одноступенчатые, предназначены для

пере­

качивания 23-:-500

м3/ч пульпы или

песка, .взвешенного

в

воде

(до 65% по весу),

при давлении 6-:-30

м столба жидкости.

К.

п. д.

56


Рис. 46. Насос НП е центральным подводом

1 — станина; 2 — гребенчатые крышки

уплотнителя; 3 — шарикоподшипники; 4 — вал; 5 — уплотняющее кольцо; 6 —предохра­

нительная трубка вала; 7 — трубка,

подводящая воду к сальнику; 8 — корпус; 9 — рабочее колесо; 10 — сальник

насосов 25^-45%. Крупность транспортируемых частиц — 2-4-25 мм. Выпускаются четыре размера насосов: 2НП, 4НП, 6НП и 8НП.

Входной патрубок расположен горизонтально. Напорный па­ трубок отлит заодно с корпусом насоса и направлен вверх. Рабо­ чее колесо одностороннего входа, закрытое, неразгруженное и от­ личается от обычных рабочих колес более толстыми дисками и лопатками. Рабочее колесо, корпус и сменный промежуточный

бронедиск изготовляются из отбельного чугуна. Срок

службы

рабочего колеса (при работе на пульпе)

около 3 мес., бронедиска

и корпуса — около 4 мес. Осевая сила

воспринимается

шарико­

подшипниками, которые смазываются жидким маслом. Техниче­ ские характеристики насосов типа НП приведены в табл. 5, 6. Насосы НП должны работать с подпором. Вал насоса вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Запасными частями являются рабочее колесо и промежуточный бронедиск,

как наиболее

изнашивающиеся.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

Средняя подача, м3.ч при содержании твердых

іастиц, ?о

Марка насоса

5

25

50

65

 

2НП

40

32

25

23

4НП

113

102

80

68

6НП

227

194

160

136

8НП

598

498

375

340

Т а б л и ц а 6

Марка

 

Частота вращения, об/мин (числитель) и мощность электродвигателя,

 

 

 

кВт (знаменатель) при полном напоре, м

 

 

насоса

___________________________________________________________ _____ _ _ _

 

 

6

9

12

15

18

21

21

27

30

2НП

1035

1080

1350

1480

1620

1740

1850

_

_

 

6,8

6,8

9,1

9,1

11,4

11,4

16,8

 

 

4НП

775'

855

930

1015

1095

1175

1245

1315

 

 

16,8

16,8

21,6

21,6

25,0

29,0

36,4

44,0

6НП

715

785

850

915

930

1035

1085

 

 

 

29,0

29,0

36,4

44,0

44,0

53,0

65,0

8НП

560

720

790

850

910

970

1020

 

 

 

58

69

85

115

115

140

140

Примечания: 1. Технические данные песковых насосов являются ориенти­ ровочными и подлежат уточнению путем испытания на смеси разных концен­ траций. 2. Мощность электродвигателей дана ориентировочно при плотности перекачиваемой смеси р = 1200 кг/м3 и 25%-ном содержании твердых частиц при средней производительности.

58


Насосы Гр (рис. 47) предназначены для перекачивания абра­ зивных гидросмесей-пульп при наличии в них твердых включений (грунта, золы, шлака и т. п.). Например, багерные насосы— для гидроудаления золы и шлака из топок. Рабочее колесо широкое

закрытое.

Все

основные

 

детали насоса, соприка­

 

сающиеся с рабочей жид­

 

костью,

 

выполнены из

 

специального

износостой­

 

кого

сплава.

 

Сальник

 

охлаждается

проточной

 

водой, в нем создается

 

противодавление,

препят­

 

ствующее

проникновению

 

в сальник пульпы. Разъ­

 

емная конструкция позво­

Рис. 47. Насос ЗГР-8

ляет

быстро

 

заменить

 

износившуюся деталь без демонтажа всего насоса. Технические характеристики насосов этого типа приведены в табл. 7.

Показатели

 

 

 

ЗГр-8м

Производительность,

 

м3/ч .....................................

 

 

50

Напор,

м ст. жидк.

(во­

 

да со ш лаком ).....................

 

15

Диаметр

рабочего

коле­

 

са, мм ....................................

 

 

225

Диаметр

.всасывающего

 

патрубка,

м м .....................

 

80

Диаметр

нагнетательно­

 

го патрубка, мм . .

. .

72

Мощность, кВт . .

. .

10

Частота

вращения,

1450

о б /м и н ....................................

 

 

АПсса, к г ..........................

 

425

 

 

Т а б л и ц а 7

Марка насоса

 

5Гр-8н

8Гр-8м

12Гр-8А

150

400

1330

33

36

55

325

500

840

125

200

300

о

150

300

О

40

125

570

1460

985

740

945

2151

10500

Фарфоровые насосы. На рис. 48 и в табл. 8 представлены фарфоровые насосы и их технические характеристики. Насосы типов 5х-7ф и ЦКН (центробежный керамический насос)— одно­ колесные, горизонтальные, с односторонним подводом жидкости, состоят из следующих основных частей: корпуса, крышки корпуса, рабочего колеса, станины, вала и плиты. Проточная часть насоса— корпус, крышка корпуса, рабочее колесо, а также защитная втулка

59