Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 1.2
|
Ориентировочные значения максимальных величин р : |
Ч |
|
|
||||||
|
Za |
|
|
|||||||
|
допустимых при различных ап |
(рис. |
1.23) |
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
Значения |
р = |
гЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
• при установке |
сателлитов |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Число |
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
|
сателлитов |
|
|
|
|
неконсольной |
|
|
|
||
ап |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
консольной |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
> |
0,14 |
|
1u,b < |
0,14 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||||
1 |
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
Ограничений нет |
|
|
|
|
||
3 |
р < |
11,8 |
|
Ps |
£ |
1 1 |
|
P |
s£ |
И |
4 |
р ==£ 5,07 |
|
Ps |
£ |
3,5 |
|
P |
s£ |
4 |
|
5 |
р <сЗ,32 |
|
Ps |
£ |
2,5 |
|
P s £ |
3 |
||
6 |
р 5 £ |
2,64 |
|
Ps |
£ |
2 |
|
P |
s£ |
2,5 |
7 |
р sc |
2,28 |
|
P |
s£ |
1,8 |
|
P |
s£ |
2 |
8 |
р 5=с |
2,05 |
|
P |
s£ |
1,6 |
|
|
— |
П р и м е ч а н и е . В столбце 3 приведены значения р, полученные Ю. А. Дер-
жавцем на основании анализа высоконагруженных передач. При этом предусматри вается достаточная крутильная жесткость водила для предупреждения перекосов осей сателлитов и центральных колес. Последние могут вызвать значительную неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатых венцов. При кон сольном расположении сателлитов число их ограничивается условиями сосед ства [71].
формулы для проектировочного и проверочного расчета пере дачи I (рис. 1.23)
A |
|
. V |
277/Q |
~ |
J'f |
|
2 7 V Q p a |
|
|
|
, Q , |
|
||||
dwh = P V |
7 |
ГГ |
7Z — Г = |
V |
—1 |
\P—14 |
1 ) ЯцЬIU |
4 |
(k p) |
- |
0- |
°) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
C0 M a |
|
4 |
|
|
|
m |
|
a„(p—l)Qnn(k0p)a |
|
|
an |
" "-<- <ь- л. |
|
|
v i |
||||||
При |
известных диаметрах зубчатых колес величина Ьт опре |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
деляется |
по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
, |
|
|
2ТН®Р2 |
|
|
см. |
|
|
|
|
(1.49) |
||
|
|
|
|
aJwb ( P - l |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
) ( k o pр)а |
|
|
|
|
|
|
||||||
Если устанавливается |
величина |
отношения |
г|)6 |
= |
|
|
то, за- |
|||||||||
метив, что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
<7цЬ = |
|
Ь> |
|
|
|
|
|
|
|
||
получим |
(рис. 1.23, д) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
d,оц |
|
|
|
2ГнОр 3 |
|
СМ. |
|
|
|
|
(1.50) |
||
|
|
|
|
|
( р — |
1 ) % ( й о р ) в |
|
|
|
|
56.
Проверочный расчет выполняется по формулам
Если ( & о р ) а > р (^ор)б. т о |
несущая способность передачи лими |
||
тируется прочностью рабочих поверхностей |
в зацеплении |
Ъ — g. |
|
В этом случае в формулы проектировочного |
расчета вместо |
(kop)a |
|
следует подставить р (kop)b, |
т. е. вместо формулы (1.48) восполь |
||
зуемся формулой |
|
|
|
J - = FiiPW,c "' |
. ( 1 -5 3 ) |
||
Суммарный вес зубчатых колес передачи I (рис. 1.23) |
определяется |
||
по формуле |
|
|
|
4 103 w a за |
i t *nu 'tc>gi \3g |
|
|
я м |
, |
( Р - 1 ) 2 |
|
103 |
|
4р 2 |
|
Подставив значение |
из |
формулы (1.49), |
получим сум |
марный вес стальных зубчатых колес из условия прочности ра
бочих |
поверхностей зубьев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
12,4Г Я |
|
Q |
|
iP^lL.anK3g |
|
+ |
K3bp2}. |
|
(1.54) |
||||
° Z |
H |
|
|
|
|
|
i03(kop)a'an(p-\) |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Таким |
|
образом, |
для передачи |
I имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
_ _ _ J L _ |
К3а |
+ |
anK3g |
+ |
K3bP21 |
• |
|
(1 -55) |
||||
|
|
|
X |
~ |
|
On(p-l) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При сравнении |
величин |
|
различных типов передач |
можно |
||||||||||||
принять |
Кза |
= |
K3g |
= |
1 и |
/ С з 6 ^ |
0,3-^0,35 |
(см. |
стр. |
15). |
|
|||||
р- На рис. 1.24, а"дан график зависимости величины х передачи I |
||||||||||||||||
от параметра р и величины |
ар. Для значений ар |
= |
4; |
5; |
6 |
часть |
||||||||||
графика |
|
(рис. |
1.24, |
а) |
представлена |
в |
увеличенном |
виде |
||||||||
(рис. |
1.24, |
б). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Эти же значения % нанесены и на рис. 1.13 для облегчения |
||||||||||||||||
сравнения |
веса |
GSH |
передач |
различных типов. Значения |
% пере |
|||||||||||
дачи |
I даны |
с |
учетом |
ограничений величины |
р |
в |
зависимости |
|||||||||
от ап |
в соответствии с данными столбца 4 (табл. |
1.2). |
|
|
|
|||||||||||
При одинаковых абсолютных величинах передаточного от |
||||||||||||||||
ношения |
i |
вес и габариты у передачи I при |
сон |
= |
0 больше, чем |
|||||||||||
при |
неподвижном |
центральном |
колесе. |
Это объясняется |
так. |
57
При (он = 0 тихоходным |
звеном |
является центральное колесо b |
||
(см. рис. 1.23), т. е. Ть |
= |
Тт |
и |
|
Ти — — Ть1ьн |
= |
— |
Тъ П |
гг |
|
|
|
|
'аЪ |
Отбрасывая знаки при моментах, поскольку величина Т в преды
дущих |
расчетах |
является положительной, |
получим |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
+ |
|
р + 1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
= |
Т,' |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
|
при |
заданном |
моменте |
тихоходного звена |
7 Т |
|||||||||||
в передаче с соя |
= |
О имеем Тн |
= |
- ^ - iТi т , |
а в |
передаче |
с |
а>ь |
= |
||||||||||
О имеем Тн |
= |
Тги |
поэтому |
[см. формулу |
(1.54)] величина G%H |
||||||||||||||
0)Х |
|
|
~ р 1 |
|
1 г |
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
—• |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
: |
|
] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
•4-4- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—1—у — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
J — J |
|
— а„-2 |
А |
у- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
- |
К |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
у. . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—^»3 |
Л |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
0.5. |
— |
г |
— |
|
|
|
|
1,4 1,5 |
16 |
1,7 1,8 |
1,9 |
2,0 |
П 2,2 2,3 |
2,<t 2,5р |
|||||
|
J |
|
|
|
|
||||||||||||||
Ш5? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. |
1.24. |
График |
зависимости % от |
параметра |
р = |
Za |
и |
а„ |
для передачи |
I |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(см. |
рис. |
1.23) |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
при |
соя |
= |
0 больше, |
чем при |
со6 = |
0. |
Помимо этого |
при |
соь = |
0 |
|||||||||
имеем р |
= |
I, а при |
со;, = |
0 имеем р |
= |
1Ьан — 1 = |
i — 1- С |
|
умень |
шением р (при наиболее часто используемых значениях этого параметра) падает величина %, что является дополнительной при чиной снижения веса с переходом (при одинаковых i) от варианта а к варианту б (рис. 1.23). Перейдем к количественной оценке пре имуществ планетарного варианта в рассматриваемом случае. На
основании |
формулы |
|
(1.54) |
при |
Кза |
|
|
= |
K3g |
= |
1 и КзЬ |
= 0,35для |
||||
варианта |
с |
соя |
|
= 0 |
|
(т. е. при |
i = |
|
р) |
имеем |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Q (( 4 - 1 ) |
|
4 |
, |
|
(i—I)2 |
ал |
0.35Z2 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
к-—г^ |
|
|
||||
Аналогично |
найдем, |
что |
при |
со6 |
= |
0 |
(т. е. |
при р |
|
|||||||
Х ю 6 = о |
|
|
|
Q |
|
( i |
- |
|
2 f |
|
|
|
0,35 ( i — |
l ) 2 |
||
: |
а п |
(i — 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58
Отношение суммарных весов зубчатых колес этих вариантов равно
( i + l ) ( i - 2 ) |
4 + ( i - l ) » q n + M ' - g |
[1.56) |
|
|
4 + (( — 2 ) 2 а |
+ l , 4 ( t |
|
|
|
||
По формуле (1.56) при ап = |
3 построен |
график, приведенный |
|
на рис. 1.25, показывающий |
большие преимущества варианта |
с подвижным водилом. Следует обратить внимание на то, что при
одинаковых i |
величина |
р |
в плане |
|
тарной передаче меньше, |
чем и про- |
*-wH-o |
||
стой. Это может послужить причиной |
хШ { Гв |
|||
использования большего числа сател |
|
|||
литов (см. табл. 1.2) в планетарной |
|
|||
передаче, чем |
в передаче |
с |
соя = О |
|
иявляется дополнительным ресурсом
кповышению величины отношения
Приводим сравнение диаметров колес Ь при соя = 0 и <»6 = 0 и оди наковых i. На основании формулы (1.48) получим:
при соя = О
d„b |
H |
=0) |
|
у |
2тта (i + |
1) |
|
lw |
(a> |
|
|
ЯцЬ (k0p)a ' |
|||
|
|
|
|
|
|||
при a>b |
= О |
|
|
|
|||
iwb |
(сой =0) |
= |
|
2 7 T Q ( i — I ) 2 |
|||
an(i |
— 2)q!Xb |
(kop)a |
|||||
|
|
|
|
5 В 1 8 9i
Рис. 1.25. График зависимости
от i, равного р |
и р |
+ |
1 |
соответственно при с о я |
= |
0 |
и |
щ = О |
|
|
|
При |
одинаковых q^b и |
|
(kop)a |
|
|
»й |
(<о н =0) |
з |
f— |
|
|
>•+ 1) (/ — 2) |
||
|
^ |
(сой =0) |
|
|
|
|
|
||
При |
i = |
4 и одинаковых |
а р |
dwb ( ш я = 0 ) = 1,14.
и й ( и й = ° )
(ю г>=°) (1.57)
J n ( ш я = 0 )
Но при со6 = 0 имеем р = 3 и поэтому (см. табл. 1.2) можно взять ап (а 6 =о) = 4 и в этом случае из формулы (1.57) имеем
Ч (а я=°) = 1,25.
дай(юб=0)
Максимальное число зубьев шестерни, которое можно допу стить из условия изгибной прочности зубьев прямозубой цилин-
59