Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дрической передачи с неподвижными осями (простой передачи), определяется по формуле [71 ]

г

ц + 1 /

Y A

F P

\

 

 

и

\

С к р

]

п

 

 

 

JKP

 

/ п р о с т

На основании этой формулы получена зависимость для макси­ мального числа зубьев центрального колеса а передачи I (см. рис. 1.23)

 

 

 

~ Р + 1 /

YGFP

 

 

 

 

 

 

Z(i ma

Скр

)планет

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

этих

формул

имеем

 

 

 

 

 

 

 

г а max

 

v

^КР

/ г

 

 

 

 

г 1 т а х

(и — 2 ) ( и + 1 )

/ YoFp

\

 

 

 

 

 

 

 

^

Сцр

) прост

 

 

Из

этой

зависимости следует,

что z a m a x

при и =

4ч-6 (при

р = Зч-5) значительно превышает

z l m a x . Например,

при ревер­

сивной нагрузке, одинаковых материалах и р = 3 имеем Z a m a x

=

 

 

 

 

 

 

 

г 1 т а х

 

= 1,6.

Следовательно, при одинаковых запасах прочности

по

изгибу в планетарной передаче число зубьев у наименьшего зуб­ чатого колеса в 1,6 раз больше, чем в простой передаче. При оди­ наковых числах зубьев этих зубчатых колес отношение допусти­

мых нагрузок, лимитируемых изгибной и контактной

прочностью,

в планетарной передаче на 60% больше, чем в простой

передаче.

С этим связано еще одно преимущество

передачи

I по сравне­

нию с простой

передачей. Обозначим

( V z ) n p o c r

и

( ^ п л а н е т

суммарный объем

впадин всех зубчатых

колес соответственно

простой передачи с внешним зацеплением (см. рис. 1.1) и рассчи­ танной на ту же нагрузку планетарной передачи I (см. рис. 1.23). Эти величины характеризуют объем зуборезных работ и поэтому

отношение

их позволяет

сравнить

простую и планетарную

пере­

дачи по трудоемкости

зубонарезания.

 

 

 

 

При размерах передач, соответствующих допускаемым зна­

чениям kop

и одинаковых в простой и в планетарной

передачах

величинах SF упомянутое отношение определяется

по формуле

(^а)прост

 

2 (и-[-

1) ап

 

(Yopphnwer

 

 

( К 2 ) п л а н е т

й [2 (и - 1) +

2 + ап (и - 2)] \ (YoFp)np0CT

 

'

 

показывающей, что суммарный объем впадин в планетарных

пере­

дачах существенно меньше,

чем в

простых (рис. 1.26).

 

Переход

к планетарным

передачам как было отмечено

выше,

может обеспечить использование более качественных

материалов

и эффективных

термообработок.

Возможны

варианты,

когда

< ^ а р Р > п р о с т

2, и в этом случае,

при и = 4

отношение сум-

(У Of р)планет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

марных объемов

впадины достигает

приблизительно

5 (рис. l . zo) .

60


Несущая способность передачи I (см. рис. 1.23) лимитируется либо прочностью зацепления, либо работоспособностью подшип­ ников качения. Рассмотрим вывод зависимостей, позволяющих с минимальной затратой времени определить эквивалентное число часов работы подшипников качения сателлитов и подобрать их параметры, обеспечивающие тре­

буемую работоспособность. Коэффициент работоспособ­

ности роликовых подшипников с достаточной точностью при ориентировочных расчетах мож­ но определить по формуле

• (Vz)'прост (У%)планет

Fpin/тнст

C = KDD\

(1.58)

где D

посадочный диаметр

внешнего

кольца

(рис.

1.27).

Значения

коэффициента

Ко

Д а ~

ны в табл.

1.3.

 

 

 

Допустимая

нагрузка

на

подшипники сателлита

 

 

 

CknKK

 

 

 

К {ngH!l){3

\0,3

 

 

- H i p . п

 

 

 

 

(1.59)

* к м ( ^ ) ° э 3 *

нр. п

 

 

 

 

 

U-1 ait

 

 

График

зависимости

(^z)npocT

от и. = IаН- 1 и 2

(^2)планет

 

симметричная;

грузка

реверсивная,

3

— нагрузка нереверсивная

где kn—число подшипников сателлита; Ккм — кинематический коэффициент, равный для роликовых подшипников единице при

наружных кольцах, установленных в

водиле (рис.

1.27, б),

и

1,2, если эти кольца внутри сателлита (рис. 1.27, а),

либо

до­

рожка

качения находится

непосредственно внутри

сателлита;

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.3

 

 

Значения

коэффициента KD

 

 

 

Тип

подшипника

 

Серия

 

 

Роликоподшипники

радиальные

однорядные

Легкая

630

 

(по

 

 

ГОСТ

8328—57)

 

 

Легкая—

860

 

 

 

 

 

широкая

 

 

Роликоподшипники

конические

однорядные

Легкая

900

 

(по

1230

 

ГОСТ

333—59)

 

 

Легкая—

 

 

 

 

 

широкая

 

 

61


ftgtt

угловая

скорость сателлита относительно

водила в об/мин;

(ngHh)l'3

— эквивалентное

значение

величины

(ngHh)0'3

[71];

/ С „ р . п

коэффициент,

которым

учитывается

неравномерность

распределения нагрузки среди подшипников сателлита.

 

При kn = 2 (рис. 1.27) имеем КЕр, п =

1. Если наружные кольца

установлены в водиле и kn

= 4, то при подшипниках, соответст­

вующих классу точности В

[9] и более высоким классам, ориенти­

ровочно можно принять / С н

р п =

1,33. Значения коэффициента

Ккач

даны

в работах

[10,

71] .

 

 

 

 

 

1

Рис. 1.27. Способы установки подшипников сателлитов

Для дальнейших расчетов принимаем

Значения величины •&„ даны в табл. 1.4. Далее имеем

- ^ п О п ^ к а ч

(1.60)

 

Усилие, действующее на опоры одного сателлита, от сил в за­ цеплениях (см. рис. 1.23, д)

F.tap

2T/ypQ

(1.61)

and-o. ц

Учтя формулу (1.51) и заметив, что

^ о . ц — 2(Х^0

dwb (р +

1)

(1.62)

 

 

 

 

получим нагрузку на опоры, соответствующую допускаемым кон­ тактным напряжениям в зацеплении

Р

2^bdwb(P-l)(kop)a

^4bPdlg(kop)a

(1.63)

tnp~~

р ( р + 1 )

р 2 — 1

 

Из равенств (1.60) и (1.63) имеем

/ «

г,^0,3

( р 2 — 1)

Кр®пКкачЬп

(1.64)

 

 

8<7цЬ (kop)a Кнр. п

 

Для практических расчетов полезна формула, позволяющая определить необходимую величину коэффициента С работоспособ-

62


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.4

 

 

 

Значения коэффициента О,

 

 

 

 

Конструкция

опор сателлита

 

 

 

Примечание

 

Наружныекольца

подшипников

внутри

0,43

Значение •&„

найдены

сателлита

(рис.

1.27,

а)

 

при

(0,7 +

0,73)

dwg

 

 

Подшипники

без наружных колец

 

0,53

dH я « ( 0 , 7 - 0 , 7 3 )

dwg

(рис. 1.27,

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наружные кольца

установлены в

щеках

1,0

Значения r ) n найдены

разъемного

водила (рис. 1.27, в)

 

при D

dwg

 

 

 

 

 

 

ности подшипника сателлита. Выразив

dwg через dwb, на осно­

вании формул (1.59) и (1.63) имеем

 

С У ^ к а ч

^

2Udib(P-V(koP)a

Р (Р + 1)

кпКкич

(1.65)

 

П р и м е ч а н и е . В быстроходных планетарных передачах нагрузка опор, вызванная центробежными силами, может составить существенную часть от полезной нагрузки и даже превысить последнюю. С учетом центробежной силы

Gd ы2н

J =

»

, действующей

на

сателлит (здесь G ~-

вес в кг вращающихся

относительно

водила частей

сателлита, d 0 . ц

в см, g—

980 см/с 2 ), предыдущее

равенство можно представить в

следующем

виде:

 

knKK

+ Р

Р ( Р + 1 )

Используя идею автора работы [111 ] о возможности проекти­ ровочного расчета планетарных передач исходя из работоспособ­ ности подшипников качения опор сателлитов, приводим вывод формулы проектировочного расчета.

На основании формул (1.61) и

(1.62) усилие, действующее

на подшипники,

 

ATHQp

andwb(p-i

')

Заметив, что

 

63


из

формул (1.60) и

(1.66)

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

Г'

\6THQ(ngHlif/KH

 

 

 

 

; i

.67)

 

 

р \/

 

 

 

 

 

 

wb

ал

(р +

I) (р ~

if

 

KDKknKKm

 

 

При a>b = 0

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ngH

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С увеличением

твердости

рабочих

поверхностей

зубьев

и

уменьшением р

падает

величина эквивалентного времени

h3

ра­

 

 

 

 

боты подшипников [см. рис. 1.3 и формулу

 

 

 

 

(1.64)]. Если при наиболее часто приме­

 

 

 

 

няемой

конструкции

(рис.

1.27, а)

 

не

 

 

 

 

удается

обеспечить

заданную

• долговеч­

 

 

 

 

ность подшипников, то можно воспользо­

 

 

 

 

ваться и вариантами на рис. 1.27, били

в.

 

 

 

 

С

переходом

от

варианта (рис.

1.27,

а)

 

 

 

 

к варианту (рис.

1.27,6) величина Фп

воз­

 

 

 

 

растет на 23%

(табл. 1.4) и, следовательно,

 

 

 

 

долговечность подшипников увеличивается

 

 

 

 

в 1,233 '3 3 «=< 2 раза. Соответствующим

под­

Рис.

1.28. Передача

2 К — Н

бором зазора при данных жесткости зубча­

того венца сателлита

и нагрузке

можно

сiH 0 с раздвоенным

сателлитом

(передача

I I )

 

получить более равномерное распределение

 

усилий

среди

тел

качения

и

значительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повысить

долговечность

(см. стр.

141). С переходом

от варианта

(рис.

1.27,

а)

к варианту

(рис. 1.27, в) величина ^

увеличивается

в 2,33

раза, а долговечность

приблизительно в 14 раз. Если число

подшипников

ka

=

 

4,

то

при ЛнР.п =

1,33

(см. выше)

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

2,33-2\з,зз

 

66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ 1,33

)

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход к

варианту,

показанному на

рис. 1.27, в,

связан со

значительным усложнением водила.

 

 

 

 

 

 

Иногда для увеличения долговечности опор целесообразно

повысить

значение

р

 

[см. формулу

(1.64)].

 

 

 

 

Рассмотрим передачи 2К—И с двухвенцовыми сателлитами —

передачи

I I (рис.

1.28). Для

расчета

этой

передачи

используются

формулы

(1.41) —

(1-47),

полученные

для

передач,

 

выполненных

по

схеме

рис. 1.16,

б.

 

В

этих

формулах

для передачи

I I имеем

ГДе

to6

=

1

I

 

Z h

 

Za

 

Ubua-

 

 

-

 

 

 

[lab

=

-Т--^Г=

za

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Zf

 

 

 

 

 

 

 

(1.41) для

передачи I I ,

 

Величину x. найденную по формуле

надо

умножить

на

i0Q/(io6

+

1).

 

 

 

 

 

 

64