Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
дрической передачи с неподвижными осями (простой передачи), определяется по формуле [71 ]
г |
ц + 1 / |
Y A |
F P |
\ |
|
|
и |
\ |
С к р |
] |
п |
|
|
|
JKP |
|
/ п р о с т |
На основании этой формулы получена зависимость для макси мального числа зубьев центрального колеса а передачи I (см. рис. 1.23)
|
|
|
~ Р + 1 / |
YGFP |
|
|
|
|
|
|
Z(i ma |
Скр |
)планет |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
Из |
этих |
формул |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
г а max |
|
v |
^КР |
/ г |
|
|
|
|
г 1 т а х |
(и — 2 ) ( и + 1 ) |
/ YoFp |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
^ |
Сцр |
) прост |
|
|
Из |
этой |
зависимости следует, |
что z a m a x |
при и = |
4ч-6 (при |
|||
р = Зч-5) значительно превышает |
z l m a x . Например, |
при ревер |
||||||
сивной нагрузке, одинаковых материалах и р = 3 имеем Z a m a x |
= |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
г 1 т а х |
|
= 1,6. |
Следовательно, при одинаковых запасах прочности |
по |
изгибу в планетарной передаче число зубьев у наименьшего зуб чатого колеса в 1,6 раз больше, чем в простой передаче. При оди наковых числах зубьев этих зубчатых колес отношение допусти
мых нагрузок, лимитируемых изгибной и контактной |
прочностью, |
|||
в планетарной передаче на 60% больше, чем в простой |
передаче. |
|||
С этим связано еще одно преимущество |
передачи |
I по сравне |
||
нию с простой |
передачей. Обозначим |
( V z ) n p o c r |
и |
( ^ п л а н е т |
суммарный объем |
впадин всех зубчатых |
колес соответственно |
простой передачи с внешним зацеплением (см. рис. 1.1) и рассчи танной на ту же нагрузку планетарной передачи I (см. рис. 1.23). Эти величины характеризуют объем зуборезных работ и поэтому
отношение |
их позволяет |
сравнить |
простую и планетарную |
пере |
||||||
дачи по трудоемкости |
зубонарезания. |
|
|
|
|
|||||
При размерах передач, соответствующих допускаемым зна |
||||||||||
чениям kop |
и одинаковых в простой и в планетарной |
передачах |
||||||||
величинах SF упомянутое отношение определяется |
по формуле |
|||||||||
(^а)прост |
|
2 (и-[- |
1) ап |
|
(Yopphnwer |
|
|
|||
( К 2 ) п л а н е т |
й [2 (и - 1) + |
2 + ап (и - 2)] \ (YoFp)np0CT |
|
' |
|
|||||
показывающей, что суммарный объем впадин в планетарных |
пере |
|||||||||
дачах существенно меньше, |
чем в |
простых (рис. 1.26). |
|
|||||||
Переход |
к планетарным |
передачам как было отмечено |
выше, |
|||||||
может обеспечить использование более качественных |
материалов |
|||||||||
и эффективных |
термообработок. |
Возможны |
варианты, |
когда |
||||||
< ^ а р Р > п р о с т |
2, и в этом случае, |
при и = 4 |
отношение сум- |
|||||||
(У Of р)планет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
марных объемов |
впадины достигает |
приблизительно |
5 (рис. l . zo) . |
60
Несущая способность передачи I (см. рис. 1.23) лимитируется либо прочностью зацепления, либо работоспособностью подшип ников качения. Рассмотрим вывод зависимостей, позволяющих с минимальной затратой времени определить эквивалентное число часов работы подшипников качения сателлитов и подобрать их параметры, обеспечивающие тре
буемую работоспособность. Коэффициент работоспособ
ности роликовых подшипников с достаточной точностью при ориентировочных расчетах мож но определить по формуле
• (Vz)'прост (У%)планет
Fpin/тнст
C = KDD\ |
(1.58) |
где D — |
посадочный диаметр |
|||
внешнего |
кольца |
(рис. |
1.27). |
|
Значения |
коэффициента |
Ко |
Д а ~ |
|
ны в табл. |
1.3. |
|
|
|
Допустимая |
нагрузка |
на |
||
подшипники сателлита |
|
|
||
|
CknKK |
|
|
|
К {ngH!l){3 |
\0,3 |
|
|
|
- H i p . п |
|
|||
|
|
|
(1.59) |
|
* к м ( ^ ) ° э 3 * |
нр. п |
|
|
|
|
|
U-1 ait |
|
|
|
График |
зависимости |
|
(^z)npocT |
от и. = IаН- 1 и 2 |
|||
(^2)планет |
||||
|
симметричная; |
|||
грузка |
реверсивная, |
|||
3 |
— нагрузка нереверсивная |
где kn—число подшипников сателлита; Ккм — кинематический коэффициент, равный для роликовых подшипников единице при
наружных кольцах, установленных в |
водиле (рис. |
1.27, б), |
и |
|||
1,2, если эти кольца внутри сателлита (рис. 1.27, а), |
либо |
до |
||||
рожка |
качения находится |
непосредственно внутри |
сателлита; |
|||
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.3 |
|
|
|
Значения |
коэффициента KD |
|
|
|
|
Тип |
подшипника |
|
Серия |
|
|
Роликоподшипники |
радиальные |
однорядные |
Легкая |
630 |
|
|
(по |
|
|
||||
ГОСТ |
8328—57) |
|
|
Легкая— |
860 |
|
|
|
|
|
широкая |
|
|
Роликоподшипники |
конические |
однорядные |
Легкая |
900 |
|
|
(по |
1230 |
|
||||
ГОСТ |
333—59) |
|
|
Легкая— |
|
|
|
|
|
|
широкая |
|
|
61
ftgtt— |
угловая |
скорость сателлита относительно |
водила в об/мин; |
|||||
(ngHh)l'3 |
— эквивалентное |
значение |
величины |
(ngHh)0'3 |
[71]; |
|||
/ С „ р . п |
— коэффициент, |
которым |
учитывается |
неравномерность |
||||
распределения нагрузки среди подшипников сателлита. |
|
|||||||
При kn = 2 (рис. 1.27) имеем КЕр, п = |
1. Если наружные кольца |
|||||||
установлены в водиле и kn |
= 4, то при подшипниках, соответст |
|||||||
вующих классу точности В |
[9] и более высоким классам, ориенти |
|||||||
ровочно можно принять / С н |
р п = |
1,33. Значения коэффициента |
Ккач |
|||||
даны |
в работах |
[10, |
71] . |
|
|
|
|
|
1
Рис. 1.27. Способы установки подшипников сателлитов
Для дальнейших расчетов принимаем
Значения величины •&„ даны в табл. 1.4. Далее имеем
- ^ п О п ^ к а ч |
(1.60) |
|
Усилие, действующее на опоры одного сателлита, от сил в за цеплениях (см. рис. 1.23, д)
F.tap |
2T/ypQ |
(1.61) |
and-o. ц |
Учтя формулу (1.51) и заметив, что
^ о . ц — 2(Х^0 |
dwb (р + |
1) |
(1.62) |
2р |
|
||
|
|
|
получим нагрузку на опоры, соответствующую допускаемым кон тактным напряжениям в зацеплении
Р |
2^bdwb(P-l)(kop)a |
^4bPdlg(kop)a |
(1.63) |
|
tnp~~ |
р ( р + 1 ) |
р 2 — 1 |
||
|
Из равенств (1.60) и (1.63) имеем
/ « |
г,^0,3 |
( р 2 — 1) |
Кр®пКкачЬп |
(1.64) |
|
|
8<7цЬ (kop)a Кнр. п |
|
Для практических расчетов полезна формула, позволяющая определить необходимую величину коэффициента С работоспособ-
62
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.4 |
|
|
|
|
Значения коэффициента О, |
|
|
|
|
||
Конструкция |
опор сателлита |
|
|
|
Примечание |
|
|||
Наружныекольца |
подшипников |
внутри |
0,43 |
Значение •&„ |
найдены |
||||
сателлита |
(рис. |
1.27, |
а) |
|
при |
(0,7 + |
0,73) |
dwg |
|
|
|
||||||||
Подшипники |
без наружных колец |
|
0,53 |
dH я « ( 0 , 7 - 0 , 7 3 ) |
dwg |
||||
(рис. 1.27, |
б) |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Наружные кольца |
установлены в |
щеках |
1,0 |
Значения r ) n найдены |
|||||
разъемного |
водила (рис. 1.27, в) |
|
при D |
dwg |
|
|
|||
|
|
|
|
ности подшипника сателлита. Выразив |
dwg через dwb, на осно |
|
вании формул (1.59) и (1.63) имеем |
|
|
С У ^ к а ч |
^ |
2Udib(P-V(koP)a |
Р (Р + 1) |
кпКкич |
(1.65) |
|
П р и м е ч а н и е . В быстроходных планетарных передачах нагрузка опор, вызванная центробежными силами, может составить существенную часть от полезной нагрузки и даже превысить последнюю. С учетом центробежной силы
Gd ы2н
J = |
» |
, действующей |
на |
сателлит (здесь G ~- |
вес в кг вращающихся |
|
относительно |
водила частей |
сателлита, d 0 . ц |
в см, g— |
980 см/с 2 ), предыдущее |
||
равенство можно представить в |
следующем |
виде: |
|
knKK |
+ Р |
Р ( Р + 1 ) |
Используя идею автора работы [111 ] о возможности проекти ровочного расчета планетарных передач исходя из работоспособ ности подшипников качения опор сателлитов, приводим вывод формулы проектировочного расчета.
На основании формул (1.61) и |
(1.62) усилие, действующее |
на подшипники, |
|
ATHQp |
|
andwb(p-i |
') |
Заметив, что |
|
63
из |
формул (1.60) и |
(1.66) |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
з |
Г' |
\6THQ(ngHlif/KH |
|
|
|
|
; i |
.67) |
||
|
|
р \/ |
|
|
|
|
|
||||||
|
wb |
ал |
(р + |
I) (р ~ |
if |
|
KDKknKKm |
|
|||||
|
При a>b = 0 |
имеем |
|
|
2р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ngH |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
С увеличением |
твердости |
рабочих |
поверхностей |
зубьев |
и |
|||||||
уменьшением р |
падает |
величина эквивалентного времени |
h3 |
ра |
|||||||||
|
|
|
|
боты подшипников [см. рис. 1.3 и формулу |
|||||||||
|
|
|
|
(1.64)]. Если при наиболее часто приме |
|||||||||
|
|
|
|
няемой |
конструкции |
(рис. |
1.27, а) |
|
не |
||||
|
|
|
|
удается |
обеспечить |
заданную |
• долговеч |
||||||
|
|
|
|
ность подшипников, то можно воспользо |
|||||||||
|
|
|
|
ваться и вариантами на рис. 1.27, били |
в. |
||||||||
|
|
|
|
С |
переходом |
от |
варианта (рис. |
1.27, |
а) |
||||
|
|
|
|
к варианту (рис. |
1.27,6) величина Фп |
воз |
|||||||
|
|
|
|
растет на 23% |
(табл. 1.4) и, следовательно, |
||||||||
|
|
|
|
долговечность подшипников увеличивается |
|||||||||
|
|
|
|
в 1,233 '3 3 «=< 2 раза. Соответствующим |
под |
||||||||
Рис. |
1.28. Передача |
2 К — Н |
бором зазора при данных жесткости зубча |
||||||||||
того венца сателлита |
и нагрузке |
можно |
сiH <С 0 с раздвоенным
сателлитом |
(передача |
I I ) |
|
получить более равномерное распределение |
||||||||||||||
|
усилий |
среди |
тел |
качения |
и |
значительно |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
повысить |
долговечность |
(см. стр. |
141). С переходом |
от варианта |
||||||||||||||
(рис. |
1.27, |
а) |
к варианту |
(рис. 1.27, в) величина ^ |
увеличивается |
|||||||||||||
в 2,33 |
раза, а долговечность |
приблизительно в 14 раз. Если число |
||||||||||||||||
подшипников |
ka |
= |
|
4, |
то |
при ЛнР.п = |
1,33 |
(см. выше) |
имеем |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
2,33-2\з,зз |
|
66. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ 1,33 |
) |
' |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Переход к |
варианту, |
показанному на |
рис. 1.27, в, |
связан со |
|||||||||||||
значительным усложнением водила. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Иногда для увеличения долговечности опор целесообразно |
|||||||||||||||||
повысить |
значение |
р |
|
[см. формулу |
(1.64)]. |
|
|
|
||||||||||
|
Рассмотрим передачи 2К—И с двухвенцовыми сателлитами — |
|||||||||||||||||
передачи |
I I (рис. |
1.28). Для |
расчета |
этой |
передачи |
используются |
||||||||||||
формулы |
(1.41) — |
(1-47), |
полученные |
для |
передач, |
|
выполненных |
|||||||||||
по |
схеме |
рис. 1.16, |
б. |
|
В |
этих |
формулах |
для передачи |
I I имеем |
|||||||||
ГДе |
to6 |
= |
1 -Н |
I |
|
Z h |
|
Za |
|
Ubua- |
|
|
- |
|
|
|
||
[lab |
= |
-Т--^Г= |
za |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Zf |
|
|
|
|
|
|
|
(1.41) для |
передачи I I , |
|||
|
Величину x. найденную по формуле |
|||||||||||||||||
надо |
умножить |
на |
i0Q/(io6 |
+ |
1). |
|
|
|
|
|
|
64