Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Из формулы (1.41) следует, что при одинаковых или близких по величине твердостях рабочих поверхностей зубьев в зацепле ниях а—g и /—Ь (рис. 1.28) можно получить существенное сни жение %, е с л и {kop)a > (kop)b. Это легко осуществить, как сле дует из формулы (1.24) и рис. 1.6, при использовании в передаче а—g зацепления Новикова.
|
Полагаем, что iba[i = 10. При этом |
i06 |
= |
0 |
uaub |
= | i"b |
\ = 9. |
||||||||||
Приняв в передаче b—/ |
угол наклона |
р = |
и |
предполагая, |
|||||||||||||
что |
za — 16-f-20, из рис. |
1.6 можно |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
принять |
ф Я э |
|
2,5, |
т. е |
|
|
а) |
|
|
|
5) |
|
|
||||
|
|
|
|
kH — 9 5& |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-ь |
|
|
|||
|
|
|
|
Кор |
|
Z,,UK.op, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ИЛИ |
|
|
(Кр)а = |
2,5 |
(kop)b. |
|
|
|
|
|
|
-f |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Сравним х и размеры |
зубчатых |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
колес (рис. 1.29, а и |
б) |
соответ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ственно |
с |
зацеплением |
Новикова |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
и |
прямозубым |
|
эвольвентным |
в |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
паре |
а—g. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Приняв |
q^j = |
0,6 |
и |
<7 ц а =0,75, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
на основании рис. 1.21 для вариан |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
тов |
|
а и б |
(рис. |
1.29) |
имеем соот |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ветственно |
иь |
= |
3,3 |
и |
иь |
= |
3,9. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
По |
|
формулам |
|
(1.46) |
получены |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
размеры |
этих |
передач, |
и на осно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вании формулы (1.41) с учетом |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
сомножителя |
г0 б/(/0 б + |
1) |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Х=0,59 для передачи (рис. 1.29, а) |
Рис. |
1.29. Сравнение размеров зуб |
|||||||||||||||
я % = 0,825 для передачи (рис. |
|||||||||||||||||
1.29, |
б). |
Эти |
значения |
% близки |
чатых |
колес |
передачи I I (см. рис. |
||||||||||
к самым малым, нанесенным на |
1.28) |
для случаев, когда пара а—g |
|||||||||||||||
осуществлена |
с зацеплением Нови |
||||||||||||||||
рис. |
1.13. |
|
|
|
|
|
|
|
кова |
(а) |
и |
с |
прямозубым |
эволь |
|||
|
Следует |
отметить, |
что |
приве |
|
|
вентным (б) |
|
|||||||||
денные |
зависимости |
|
позволяют |
|
|
|
|
|
|
|
с малой затратой времени сравнить размеры некоторых типов |
||
передач, суммарный вес зубчатых |
колес G 2 |
и разбивку передаточ |
ных отношений, обеспечивающих |
близкую |
к минимальному зна |
чению величину |
G 2 . Приведенные данные можно распространить |
||
на |
передачи |
ЗК, |
а также передачи, составленные из передач I |
(см. |
рис. 1.23 |
и |
1.13). |
5 В Н . Кудрявцев и др.
Г Л А В А 2
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И К. П. Д. ПРЯМОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ С РАЗЛИЧНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ИСХОДНЫХ КОНТУРОВ
3. Прочность рабочих поверхностей зубьев
Для выяснения влияния параметров исходных контуров на несущую способность передач рассмотрены зацепления, соответ
ствующие |
параметрам: а = |
20°, h a |
= 1,0; а — 28°, h a = 0,9; |
||
а = |
20°, |
К = |
1,3. |
|
|
|
В передачах с а = 28° профильный угол близок к предельному |
||||
из |
условия |
незаострения |
зубьев, |
коэффициенты перекрытия |
близки к минимально допустимым значениям, коэффициенты формы в случае приложения нагрузки в вершине значительно превы шают соответствующие значения для передач со стандартным ис ходным контуром. В передачах с а = 20°; h a = 1,3 удается реали зовать коэффициент перекрытия свыше двух при относительно
малых |
числах зубьев ( z m l n == 22). Рассматриваются также пере |
дачи |
с коэффициентом перекрытия свыше трех. |
Величина крутящего момента на шестерне, допустимого из условия контактной выносливости зубьев, определяется по фор муле
Т |
bwd\uCHp^H |
(2.1) |
|
" Р 1 |
2К„ьКн(и+1) |
||
|
Коэффициент ц>н учитывает изменение нагрузочной способ ности передач с параметрами зацепления, отличными от стандарт
ного при контакте в полюсе, т. е. |
|
|
|
Ф я = ^ |
= _ ^ |
. С - ^ . - ^ , |
(2.2) |
где цн — коэффициент, |
равный |
отношению допустимых |
значе |
ний коэффициентов контактных напряжений при контакте зубьев в любой точке линии зацепления С'нр и при контакте в полюсе СНр;
66
Кна — коэффициент |
распределения нагрузки в зацеплении между |
||
одновременно работающими парами |
зубьев, |
индексы а с т — ин |
|
дексы, относящиеся |
к параметрам |
при xz = |
0 передач со стан |
дартным исходным |
контуром. |
|
|
Найдем величину момента на шестерне, допустимого из ус ловия контактной выносливости зубьев в передачах с 2 < га < 3.
Минимальное значение приведенного радиуса кривизны про филей пары зубьев / (рис. 2.1) получается при контакте в точке Ь2. Но в этом положении нагрузка при определенных условиях мо жет распределяться между тремя парами зубьев, кроме того,
участки профилей |
вблизи |
конечных |
точек |
зацепления |
|
более ин- |
|||
а) |
|
|
|
|
|
|
|
|
in |
|
|
|
|
|
1 |
|
\i a |
|
|
ь2 • |
у, |
|
|
|
|
|
1 |
||
|
9,* |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h |
|
|
|
h |
|
h |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
612JL |
— |
|
|
|
|
|
|
|
» 1 |
|
|
m |
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
n |
1 |
V |
Рис. |
2. |
|
|
|
|
9,' |
|
|
i it |
|
|
|
||
|
|
|
|
дачах |
с |
различными |
|
значениями |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
h |
I |
га: a -- 1 < e a < 2; б - 2 < e a < 3 ; |
||||
|
Kh |
|
се/ о |
|
|
|
в — e a > |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тенсивно изнашиваются, что способствует выравниванию нагру зок среди нескольких пар зубьев. Поэтому менее благоприятным в отношении контактной прочности передачи является момент
выхода из зацепления |
пары |
I |
I I |
в точке Ь ± . |
|
|
Распределение нагрузки между двумя парами зубьев при перво |
||||||
начальном зазоре в паре / / получим из следующих |
соотношений: |
|||||
|
|
|
|
|
|
(2.3) |
|
|
''Ьп I ~Г~ Pbn I I , |
|
|||
откуда |
|
|
|
|
|
|
6 |
= |
Fbn |
+ |
C\\bw А/pg |
|
|
|
(Ci + |
Сц) |
|
|||
|
|
|
|
|||
Здесь |
|
|
|
|
|
|
|
|
F b n |
= |
dx |
cos a |
(2.4) |
|
|
|
|
|
2 T h |
|
67
С, и Сп — коэффициенты удельной жесткости зубьев; bw — ширина колес; б — деформация пары зубьев / ; Af^ — разность основных шагов зубьев шестерни и колеса.
Вводя обозначение С, + С и = £ С, получим
?ъп |
i = ?ьп ~ v V |
С\^1^ |
A/pai |
(2.5) |
Fbn |
II — ^Ьп^Г^ |
^T^bw^fpa- |
(2.6) |
При первоначальном зазоре в паре / имеем:
Fbn. I — Fbn |
у ^ |
^ ^ |
Afpco |
(2.7) |
Fbn n — Fbn |
y ^ + |
^ |
bwAfpa. |
(2.8) |
Из анализа несущей способности |
зубчатых передач |
с е а > 2 |
при различных схемах распределения зазоров в зацеплении полу чены следующие положения.
Если передача нагружена крутящим моментом, найденным из условия прочности пары / / при первоначальном зазоре в паре / , то при ином распределении зазоров в паре / возникают такие на пряжения, при которых расчетные коэффициенты контактных напряжений Сн в 1,2—1,7 раза превысят допускаемые значения. Перегрузки большей величины возникают в передачах с малыми числами зубьев шестерни и с относительно низкой точностью изготовления. Для участков зубьев, удаленных от полюсной линии, допустимые нагрузки можно повысить приблизительно в 1,3 раза, нужно также учитывать благоприятное влияние повы шенного износа профилей вблизи конечных точек зацепления,
уменьшающего |
разность |
основных шагов. |
|
|
|
|
||||
В связи с этим рассматривается случай, |
когда |
при |
касании |
|||||||
без нагрузки |
в |
паре / |
имеется зазор |
А / р а |
и после |
приложения |
||||
крутящего момента ТНр1 |
в паре зубьев I I возникают |
напряжения, |
||||||||
соответствующие |
допустимым |
значениям |
СНр. |
|
|
|
||||
Таким образом |
|
|
|
|
|
|
|
|||
и на основании |
формулы (2.8) |
получим |
|
|
|
|
||||
г.ц |
__ |
bwйуиСнрЧн |
|
С |
_п |
h \г |
|
|
||
Ь |
п р |
~ |
КньКн(и+l)cosan |
' ~~Си |
|
*~4"w А/, |
|
|
||
или с учетом |
(2.4) |
|
|
|
|
|
|
|
||
„ |
|
|
b£uC„®„ |
V , С |
bd, |
cos |
a |
|
(^-1 U ) |
|
1 »P |
~ |
9 ^ Ж 7 |
7 Х Т Т |
• -пГ, |
— 9 |
G I A / p a - |
||||
|
|
|
2КньКн(и+1) |
Сц |
|
|
|
|
|
68
Условие применимости |
формулы |
(2.10) |
|
|
|
|
||||
|
|
с |
F b n |
p U |
АГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
bwC\\ |
|
|
|
|
|
|
|
ИЛИ |
|
й\иСНрци |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
> д / , pa- |
|
|
|
(2.П) |
||
|
|
КцьКн(и+ |
|
l ) c o s a C i |
|
|
|
|||
В передачах с еа |
> 3 рассмотрим случай, когда пара I V |
вышла |
||||||||
;из зацепления |
в |
точке Ьх. Несущая |
способность |
колес |
может |
|||||
определяться как |
прочностью |
пары зубьев / / , |
так |
и |
прочностью |
|||||
пары / / / . Результаты контроля погрешностей |
колес |
показывают, |
||||||||
что разность |
основных шагов |
можно |
принять одинаковой для1 |
всех пар зубьев передачи. Поэтому при касании без нагрузки пары / имеем
Рьп\ — Сфи$\ ?Ъпп |
= Cubw(б |
A / p a ) ; |
] |
|
^Ьп ш — C\ubw |
(6 |
2 A p a ) ; |
|
(2.12) |
Fbn i ~b Fbn и 4~ Fbn in — Fbn- |
|
Из уравнений (2.12):
|
б: |
|
F |
. F |
C u |
|
и — гbn |
c |
4 |
C " ( C " ' ~ C ' ) |
ft Af |
(2.13) |
i |
^-T^ |
t'w'V, |
|
Здесь S С = С, + |
C n |
- j - |
C U 1 . |
|
|
найдем |
При касании без |
нагрузки пары |
I I |
I |
|||
F bn I I I |
F bn |
С , + C i i i ( 2 C i + |
C „ ) 6 a | A |
|||
|
|
2С |
|
ра- |
||
|
|
|
|
|
|
|
Приравняв нагрузки |
Fbm |
и.F6 r a I I 1 |
их |
допустимым |
||
на основании формул (2.9), |
(2.13) и |
(2.14) |
получим |
(2.14)
значениям,
nl I |
|
^ш |
) cos a |
|
(Сш |
— |
Cj) Йш A/paJ |
|
ь " р |
~ |
КньКн(и |
Си |
|||||
|
|
|
||||||
гШ |
|
d-iUC-нрУн |
ж |
-(2C1 |
+ |
Cll)bwAf pa |
||
г b пр |
|
КньКн (и + 1) cos a |
С ш |
|||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 ^ 1 " С Я р Ф н |
£ С |
h^2(Cul-.Cl)Afpa; |
(2.15) |
|||
1 Hp |
= 2 / С я Ь г ( н ( " - т - 1 ) |
С и |
||||||
|
|
•2 |
|
|
|
|
|
|
^ Я р _ 2 / С я б / ? / / ( и + 1 ) " " с П Г ~ . |
2 |
( ^ i + C n j A / p a . (2.1b) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
GO |