Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но и при этих ограничениях в величине Кг, концентрация напряжений вызывает существенно большее снижение несущей способности внутренних зубьев, чем внешних. В связи с этим актуальным является повышение несущей способности внутрен­ него зацепления с помощью закругления вершин зубьев долбяков и использования червячных фрез—улиток с полностью закруглен­ ной вершиной.

Большое распространение в многопоточных передачах полу­ чили колеса с внутренними зубьями, выполненные в виде ободьев. При отсутствии плавающих элементов (и при наличии их, если ар >• > 3) перемещения, вызванные деформациями обода, являются одним из простейших способов выравнивания нагрузки среди сателлитов. Для повышения эффективности выравнивания следует уменьшить толщину обода, обеспечивая необходимую прочность. Усталостные трещины возникают во впадинах зубьев и являются

результатом сложного и мало изученного

процесса

повреждений

от изгиба зубьев и обода.

 

 

Эксперименты, относящиеся к данному вопросу,

выполнены

с зубчатыми венцами с внешними зубьями

[7; 8 ] . Применительно

к ободьям с внутренними зубьями отсутствуют достаточные данные, позволяющие получить надежные рекомендации к выбору толщины обода.

Среди работ по коэффициентам формы местных напряжений особого внимания заслуживают исследования [121; 122 и д р . ] , в которых на основании решения плоской задачи теории упругости получены значения Y, близко совпадающие со значениями, най­

денными

методом фотоупругости

[38] .

 

Для

определения Y

используется

гипотеза ломаных, сечений

А. В. Верховского [14], позволяющая

(в характерном для внеш­

них зубьев

диапазоне

изменения

Кт)

получить близкой

к дей­

ствительной

величину

первого главного напряжения на

контуре

в опасном сечении. В этом, в частности, свидетельствуют сравне­ ния величин У, полученных с помощью гипотезы ломанных сечений [74] и методами теории упругости [121] и фотоупругости [38]. С помощью ЭВМ по гипотезе Верховского получены Y для широкого диапазона геометрических параметров [15; 16; 18; 74] и благодаря этим данным с приемлемой точностью удается свя­ зать несущую способность, лимитируемую изгибной прочностью прямозубых передач, с геометрическими параметрами зацепления, оценить достоинства нестандартных исходных контуров, в част­ ности, с протуберанцами [18] и оценить преимущества, обеспе­ чиваемые использованием зубчатых колес с одним или обоими значениями хх и х2, не равными нулю. В этой связи интересно исследование [15], в котором на блокирующие контуры (предло­ женные автором работы [33]) нанесены линии уровней коэффи­ циентов формы местных напряжений, найденных с помощью гипотезы ломаных сечений. Пользуясь полученными графиками, легко оценить влияние изменения величин хх и х2 на несущую

32


способность прямозубых передач, лимитируемую изгибной проч­

ностью

зубьев. В

этом

легко

убедиться

из

анализа

кривых

на

рис.

1.7,

на

котором

в

блокирующем

контуре

нанесены

линии

уровней

значений

коэффициентов формы

У е 1

и

Ye2

местных на­

пряжений при приложении нагрузки в зоне

однопарного

зацеп­

ления. Так,

из рис.

1.7 видно, что (см. блокирующие

контуры

в ГОСТ

16532—70)

за

счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

варьирования значениями

хх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и х.г

несущую

способность,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лимитируемую

 

изгибной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прочности

 

зубьев

шестерни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и колеса,

 

можно

увеличить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не более

чем

на

— 1 0 % .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

заключение

отметим,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что расчет на изгиб обычно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

производится без

учета влия­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

способа

нарезания.

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

действительности

 

 

имеются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

существенные расхождения в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

величинах

Y при

нарезании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

червячными фрезами и долбя-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ками. Так, с ростом л: намного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

быстрее

уменьшаются

вели­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чины

радиусов

кривизны

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основания

зубьев

при

наре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зании

стандартными

долбя-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ками, чем

червячными

фре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зами

и, следовательно, влия­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние

изменения

величины

х

•Ц6 -а* -0.2

0 0.2

ОМ 0.6 0.8

1.0

К?

U '

не одинаково. С увеличением

Рис.

1.7. Линии

уровней

коэффициентов

х от

0

до

1 при

z =

40 при

нарезании червячной

фрезой,

Yel

и

Ye2

на

блокирующем

 

контуре

передачи

с Zi =

20 и гг =

31

[15]

соответствующей

 

исходному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контуру

по

ГОСТ

13755—68,

величина

Y

повышается

с

0,293

до 0,313,

 

тогда__ как

при

нарезании

стандартным

долбяком

с

ги = 40 значение

Y уменьшается

с

0,283

до 0,220

(см. рис. на

стр.

34

в

р-аботе

 

[16]).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование значений Y, найденных с помощью гипотезы ломаных сечений, способствовало совершенствованию оценки несущей способности зубчатых передач. Но замена их по мере накопления необходимых данных значениями Y, найденными методами теории упругости ведет к дальнейшему уточнению расчетов.

Распределение удельных контактных нагрузок в эвольвентном зацеплении. Можно выделить две главные причины неравномер­ ности распределения удельных контактных нагрузок в зацепле­ нии: а) неравномерностью, вызванной погрешностями элементов зацепления (шагов, профилей зубьев и др.), переменностью

3 В. Н. Кудрявцев и др.

_

33


суммарной жесткости зубьев, приведенных радиусов кривизны, параметров, характеризующих кинематику в зоне контакта;

б) отклонениями в направлении зубьев и отклонениями от теоретически правильного взаимного положения участков ше­ стерни и колеса несущих зубья, находящиеся в зацеплении.

Эти отклонения могут быть результатом перекосов осей ше­ стерни и колеса, вызванных деформациями валов, корпусов и

опор, а

также

люфтами в

опорах

и в посадке зубчатого колеса

на вал.

При

значительном

q^=-br-

(например, превышающем

0,81) на распределение w большое влияние могут оказать деформации тела зубчатых колес. Возможно также влияние тем­ пературных деформаций при неравномерном нагреве отдельных элементов зубчатых колес и корпусов.

Факторы, отмеченные в пункте б, обычно принято относить к причинам, вызывающим неравномерность распределения на­ грузки по ширине зубчатого венца, хотя это достаточно точно только для прямозубых передач. В косозубых передачах и при отсутствии отклонений от теоретически правильного положения участков зубчатых колес, несущих зубья, находящиеся в зацеп­ лении, неизбежна неравномерность распределения удельных на­ грузок по ширине зубчатого венца.

В расчетных методах особо выделяется неравномерность рас­ пределения нагрузки по ширине зубчатого венца и, как правило, игнорируются неравномерности распределения w, обусловленные погрешностями зацепления и изменениями геометрии, возника­ ющими в процессе работы. Имеются теоретические предпосылки к выяснению закона распределения w с учетом всех влияющих параметров [46] . Но применение этих предложений возможно только после выяснения ряда крайне слабо изученных факторов, среди которых изменения в процессе работы геометрии зацепле­ ния и взаимного расположения зубчатых колес, вероятностная оценка влияния погрешностей изготовления и др.

Рассмотрим некоторые вопросы, относящиеся к неравномер­ ности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца, учи­

тываемой

введением

в расчетные формулы

коэффициента

 

 

 

 

Кнь =

~—>

 

(1-26)

 

 

 

 

 

ср

 

 

где

 

Fbt

и

wbmax—среднее

и максимальное

значения

WbcP—-T~

нагрузки,

приходящейся на

единицу

ширины

зубчатого

венца.

 

 

 

 

 

 

В

работах

[3; 6;

10; 21; 54;

71 и др.]

величина

wbmax опре­

деляется, исходя из постоянства суммарной удельной жесткости

зубьев по

ширине зубчатого венца. Это приемлемо

при

р = 0.

При р =f=

0 величина коэффициента жесткости Ct,

как

правило,

не остается

постоянной по ширине зубчатого венца

bw.

Принимая

34


ее постоянной, допускаем погрешность, уменьшающуюся с ростом величины 8 R = — .

При расчете на изгибную прочность зубьев этот фактор учи­ тывается коэффициентом

 

 

 

 

tfrt

=

f * ™ « ,

 

 

 

 

(1.27)

где aFmax

— максимальное

напряжение изгиба

у основания

зуба,

вызванное

отклонениями,

обуславливающими

неравномерность

распределения по ширине венца, указанными

в

пункте б

(см.

стр. 34);

ор—наибольшее

напряжение

у

основания зуба

при

отсутствии

этих

отклонений.*

 

 

 

 

 

 

Возникающие обычно изменения в геометрии контактиру­

ющих

поверхностей ** вносят

изменения

в

распределение wb

по ширине

bw и поэтому вводится понятие об отношениях

 

 

 

 

 

HI)

=

BL™JL

 

 

 

 

(1.28)

 

 

 

 

 

 

Щ ср

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fb

=

SL^«LT

 

 

 

 

(1.29)

 

 

 

 

 

 

о>

 

 

 

 

 

имеющих

место

в начальный

период

работы.

Неправильный

учет неравномерности нагрузки по ширине зубчатого венца или игнорирование этого фактора, является одной из причин отказов

зубчатых передач. Это в первую

очередь

относится к передачам

с большой величиной отношения

bjdwr,

осуществляемых обычно

с косыми зубьями. Распространенность краевых поломок в этом случае послужила даже причиной построения расчетов косозубых передач, в основу которых положено предположение о том, что «опасным является краевое наклонное сечение» [54; 127]. В дей­ ствительности, краевые поломки не характерны для косозубых

передач,

с

достаточно

равномерным

распределением

нагрузки

по ширине

зубчатого

 

венца.

 

 

 

 

 

 

Для

определения

Кнь

и

К%

используется

приближенная

зависимость, базирующаяся

на предложениях

А. И. Петрусевича,

 

 

K%b = K

F

b =

l

+ ^

- ±

0 , l (

^ )

\

(1.30)

* В прямозубых передачах, пренебрегая некоторым повышением податли­ вости зубьев у краев зубчатого венца, можно принять eF = const. В косозубых передачах величина напряжения изменяется по ширине зубчатого венца и сг^ должна приниматься равной максимальному значению. Это указано Л. М. Шнеер-

соном

в связи с неточностью определения в работе [71, стр. 9 5 ] .

**

Изменения в

геометрии контактирующих передач могут не возникнуть

в высокоскоростных

передачах, работающих без больших кратковременных

перегрузок.

 

3*

 

35


в которой коэффициент k, являющийся функцией величины отношения - ~ , не одинаков в различных методиках и колеблется

от 0,3 до 0,5. По данным [21] можно принять k = 0,5 ^ - .

При -—- >> 10-ь12 целесообразно принять k = 0,4-=-0,5.

Как правило, в методиках не приводятся ограничения приме­ нимости формулы (1.30). Обеспечивая вполне удовлетворитель-

ные результаты при ^ - ^ I и приемлемые при -т— , не превышающие ~ 1 , 3, формула (1.30) дает значительные отклонения при

больших

• Так,

при

симметричном расположении опор отно-

сительно

зубчатых

колес

и ~ - = 2 по

этой

формуле

имеем

Кнь = 1,4, тогда как в

действительности

Кнь

2 (см.

гл. 6).

При больших значениях - ~ - надо учитывать деформации

изгиба, кручения и сдвига зубчатых колес (при и > 2 дефор­ мации только шестерни), как это сделано в работах [3; 6; 22; 46 и д р . ] . В гл. 6 рассмотрены вопросы распределения wb приме­

нительно к передачам с большими значениями - ~ , причем при-

Uwi

веденная методика распространяется на варианты, в которых шестерня сцепляется с одним зубчатым колесом или с несколь­ кими одинаковыми колесами, равномерно расположенными по окружности; можно использовать эти данные и при зацеплении с двумя несимметрично расположенными колесами. Там же рас­ смотрена продольная коррекция зубьев (преднамеренное отклоне­ ние от номинального направления зубьев), используемая для выравнивания удельных нагрузок по ширине венца.

Из опыта эксплуатации и на основании данных стендовых испытаний известно, что поломки зубьев эвольвентных передач возможны при нагрузках значительно меньших расчетных пре­ дельных. Причиной этого' часто является неправильный учет

распределения

удельных нагрузок в

зацеплении.

Во многих

методах расчета [54; 65;

69; 71; 87; 90 и др . ] при

определении напряжений изгиба в прямозубых передачах учиты­ вается влияние погрешностей на распределение нагрузки среди одновременно работающих пар зубьев. Этот фактор, как правило, не учитывается при расчете косозубых передач, несмотря на су­ щественное влияние погрешностей на величину w удельных кон­ тактных нагрузок и, следовательно, на величину напряжений изгиба. Рассмотрим это с помощью приближенных решений, достаточных для получения правильных сравнительных данных. При этом ограничиваемся распространенными случаями, когда можно пренебречь деформациями тела зубчатых колес, и следо­ вательно, можно отбросить последнее слагаемое в правой части

36