Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Р4 =р(гг -х)Ъ
и
F 2 = P ( r 2 - y ) t ) J |
(З.б) |
Реактивные моменты для ведущей шестерни относительно оси 0^:
M 4 = P ( r 2 - x ^ ^ - = ^ ( r 2 2 - x 2 ) ; |
(3.7) |
для ведомой шестерни относительно 0 г :
M 2 = p ( r 2 - y ) t ^ = ^ ( r 2 - x 2 ) |
(3.8) |
Оба эти момента являются моментами рабочего сопротивле ния насоса по отношению к двигателю, и в сумме, если до пустить, что потери энергии отсутствуют, численно равны ак тивному (внешнему) моменту двигателя:
М т . А В = М 4 + М г ? |
(3.9) |
или |
|
М т . А В = - ^ ( ^ - * г - у * ) . |
(ЗЛО) |
Для дальнейшего преобразования уравнения (ЗЛО) |
необ |
ходимо прибегнуть к зависимостям, которые дает теория эвольвентного зацепления, для чего воспользуемся кинема тической схемой этого зацепления (рис. 3 . 9 ) . В параллело-
граме |
O^AOgB |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
х г + у г = 2 ( г 2 - а г ) ) |
( З . П ) |
||
где u = 0 , 5 i |
- половина |
длины линии зацепления, |
что зави |
|||
|
|
сит |
от угла |
ф ведущего колеса |
(шестерни). |
|
После подстановки этого выражения в формулу |
( З Л О ) , по |
|||||
лучим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мт. д в = P ^ ( i f - r J - U 2 ) . |
(3.12) |
||
Обозначив теоретическую мощность, затрачиваемую двига |
||||||
телем, |
через |
М т ,а |
угловую |
скорость шестерен через со , |
||
запишем |
м . |
_ |
N T |
5 0 Q p |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
со |
% п |
(З.ТЗ) |
|
|
|
|
|
|
153 |
Рис. 3 . 9 . Кинематическая схема зубчатого зацеп
ления: |
пи - линия зацепления, |
I |
- длина |
|||
линии |
зацепления, |
т \ - радиус |
окружности |
го |
||
ловок, |
т\у- радиус начальной окружности, |
r g - |
||||
радиус |
основной окружности, |
0Цугол зацеп |
||||
|
|
ления |
|
|
|
|
где Q T - теоретическая |
мгновенная |
подача, |
м3 /с |
; |
р- напор насоса, кгс/м2;
П- число оборотов шестерен, мин. Учтя уравнение ( 3 . 1 2 ) , получим
ЛИ
154
Из формулы (3.14) следует, что в отличие от средней подачи Q T C p теоретическая мгновенная подача насоса зависит не только от тех линейных размеров, которые входили в пре дыдущие уравнения, но и от изменения длины линии зацепле ния, а также от угла <р
В. График мгновенной теоретической подачи. Характер изменения теоретической мгновенной подачи насоса в зависи мости от угла ф (изменения длины линии зацепления а ) можно установить, допустив, что коэффициент перекрытия е равен единице, т. е. что в зацеплении одновременно нахо дится одна пара зубьев. Максимальной величины подача до стигнет тогда, когда зуб шестерни полностью зайдет во впадину и вытеснит из нее жидкость; этому положению зубьев соответствует и = 0, т. е .
(3.15)
Минимальная величина подачи соответствует моменту нача ла (точке А) и конца (точке В) зацепления, т. е . когда ц = ^ а именно:
|
|
|
|
(3.16) |
Характер изменения подачи в про- |
^т|- |
|||
межутке между Qrrmn и |
|
QT ma* показан |
|
|
на рис. 3.10 графиком зависимости |
|
|||
Q T = f (ip у В качестве |
характеристики |
|
||
равномерности подачи во времени примем |
|
|||
величину |
|
|
|
|
а - a T ™ * ~ Q ™ 1 " , |
O . I ? ) |
|
||
max |
|
|
|
|
которая после подстановки в нее урав |
|
|||
нений (3.15) и (3.16) |
с преобразован- |
Рис. ЗЛО. График по- |
||
нншг членами |
|
|
|
Д а ч и шестеренного |
ными членами |
m z |
|
прямозубого насоса |
|
rz-rw+m= |
^ |
с коэффициентом_пе- |
||
|
|
|
рекрытая t = Т |
|
|
|
|
|
155
l = p M s i n o c 6 = 3 t m s i n a 6 |
|
(прие=1)? |
|
примет окончательный вид: |
|
|
|
3 = ^ |
L |
. |
(3.18) |
Следовательно, шестерни с большим числом зубьев обеспе чивают более установившийся характер движения жидкости.
Но увеличение числа зубьев уменьшает величину подачи при
прочих равных условиях и вызывает запирание |
(компрессию) |
|||
жидкости |
во впадинах |
шестерен. |
|
|
Уменьшения колебания (пульсаций) |
подачи можно дости |
|||
гнуть, |
применяя вместо одной шестерни |
с большой шириной Ъ |
||
несколько шестерен с |
меньшей t> , поворачивая |
их одну отно |
||
сительно другой на некоторый угол. Таким образом, можно |
||||
получить |
шестерню с |
косым (спиральным) |
или |
ш е в р о н |
н ы м |
з у б о м . |
Колебания подачи у насосов с косыми |
||
зубьями |
практически |
могут отсутствовать, т. е. можно счи |
тать, что движение жидкости у косозубых шестеренных насосов установившееся. Следовательно, насосы с косозубыми шестер нями в отношении равномерности подачи можно рассматривать как своеобразные поршневые насосы многократного действия.
Формула |
Тома дает |
хорошие результаты только для £ = i , |
при больших |
значениях |
коэффициента перекрытия точность |
этой формулы ухудшается, поэтому при £ > i нужно пользо |
||
ваться более точной формулой Кудрявцева, Мишарина, Юдина: |
|
Ч т - ^ ( * - ч ? - « # ) - |
( 3 -1 9 ) |
||
где p f e t - |
основной шаг зубьев; |
|
|
|
К = 4 |
-6?.+38- « 1 , 2 |
(при z. = 7-г14, |
что чаще |
всего |
применяется на практике для прямозубых шестерен). |
|
|||
Необходимо отметить, |
что шестеренные |
насосы могут рабо |
тать как гидродвигатели, если со стороны всасывания подвести избыточное давление; в качестве таких двигателей они широко используются в гидравлических системах. Шестеренные насосы
156
относятся к группе нерегулируемых ротационных насосов при постоянном числе оборотов.
§ 3 . 4 . Силы, действующие на шестерни насоса
На каждую шестерню насоса в радиальном направлении
действует два рода сил - сила суммарного |
гидростатического |
|
давления и силы нормального давления зуба |
на зуб |
(силами |
трения и инерции в дальнейшем пренебрегаем). |
|
|
А. Сила суммарного гидростатического |
давления |
р о |
возникает на каждой шестерне вследствие наличия разности |
||
давлений |
|
|
Р н - Р в = Р -
Эта разность давлений определяет величину вращающего момента двигателя соответствующие реакции и давление по окружности шестерен, что рассмотрим более подробно с помощью рис. 3 . I I .
Сочетание выступов зубьев и внутренней полости корпу са насоса можно представить себе как своеобразное лабиринт ное уплотнение с зазором, через который протекает жидкость из полости нагнетания 2 в полость всасывания I . Величина давления во впадинах, соприкасающихся с корпусом насоса, будет определяться близостью их расположения к полостям нагнетания или всасывания и, естественно, будет изменять
ся, что и представлено эпюрой давления E L M F . |
Ввиду |
неравномерности давления рф по окружности шестерен на |
каждую из них будет действовать некоторая равнодействующая
сила |
Р 0 |
рассматриваемого |
давления жидкости рф . |
||
|
Из |
гидравлики известно, |
что силу Р 0 |
непосредственно |
|
нельзя |
определить. Ее можно найти как равнодействующую |
||||
двух |
взаимоперпендикулярных |
сил, которые |
можно вычислить |
с той степенью точности, |
с какой известен закон распределе |
|
ния давления рф по окружности радиуса г г |
шестерен. |
|
Так как точка начала |
зацепления А располагается близ- |
|
|
|
157 |
Р и с . 3 . I I . Радиальные силы, действующие на шестерни
ко к его полюсу Р |
то можно считать, что центральному |
|||||||||
углу |
ц>А |
соответствует |
постоянство |
давления р , равное |
||||||
р = р н - р в = р 0 |
, а |
углу |
ц)^ |
соответствует переменное дав |
||||||
ление |
рц, 7 тогда |
суммарное |
гидростатическое давление |
|||||||
по оси у у |
будет |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
ЬPoTjStn |
фс1ц>+ |
tipuT^slnqidq), |
|
||||
а в направлении оси XX |
|
^ |
|
|
||||||
|
|
Р * = |
tip01\CO$4dq>- |
|
|
|
||||
|
|
|
-»0 |
|
сила |
будет |
|
|
||
Результирующая |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
PO=1/PFPT, |
|
||||
а угол наклона к оси |
у-у |
найдется из уравнения |
|
|||||||
При равенстве |
углов |
ц>4 и q>3 |
и линейном законе из |
|||||||
менения |
ру=тЧф) |
угол |
0 = 0 ° , |
чему соответствует |
||||||
рис. |
3 . I I . С увеличением |
напора насоса изменение |
давления |
|||||||
Pvj, |
в радиальном |
зазоре |
отклоняется от линейного |
закона. |
||||||
Для нефтепродуктов |
может |
быть даже р ф > р н , что объясняется |
вязким сопротивлением |
слоя жидкости, находящейся в зазоре, |
|||
и изменением величины |
зазора |
s |
вследствие износа |
дета |
лей насоса. Опыты показывают, |
что с увеличением р н |
угол |
||
б > 0° и может находиться в пределах ф-» 0-20°. |
|
Б.Силы вращающего момента. Вращающий момент двигателя
Мд в от ведущего колеса к ведомому передается в точке
касания зубьев. При этом вдоль |
рабочего участка |
линии за |
||||||||
цепления АВ (рис. 3 . I I ) в точке |
касания действуют две силы: |
|||||||||
R2 - сила давления ведущей шестерни, |
которая приложена |
|||||||||
к зубу |
(зубьям) |
ведомой |
шестерни |
и |
- |
сила реакции, |
||||
которая |
приложена к зубу |
(зубьям) |
ведущей шестерни. Из урав |
|||||||
нений ( 3 . 1 3 ) , |
(3.15) и (3.17) следует, что при |
p = c o n s t |
||||||||
вращающий момент |
изменяется в пределах: от |
M T . mln |
в точ |
|||||||
ке А до М т г т о |
х в |
полюсе зацепления р |
и от М т т а |
х д о |
^т.пйп |
159