Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в точке В. Поэтому в полюсе зацепления сила давления Т?^

и ее

реакция

достигают наибольшей величины. Приведем

силу

Р4

к оси ведущей шестерни, а силу

к оси ведомой,

тогда

сложение силы гидродинамического давления Р 0

с си­

лами

R4

и R2

даст соответствующие

результирующие:

Р < р е э

силу

давления на ведущую шестерню и Р 2 р е з -

на ведомую.

Точный количественный учет всех факторов, влияющих на

величины сил

Р, р е г и Р г р И , в том числе

и пульсаций давлений,

весьма сложен. Поэтому существует несколько полуэмпириче­ ских формул, среди которых наиболее простые и, как нам

кажется,

наиболее обоснованные:

 

 

 

^ ^ = ( 0 , 7 5 4 - 0 , 8 ) p b r 2 - l

( 3 2 0 )

 

Р г р е з =(0,85н - 0 } 9

г

сделать

Учет

сил, действующих на

шестерни, позволяет

 

) р ъ г . /

 

следующие выводы, необходимые для конструирования и экс­ плуатации шестеренных насосов:

1)силы давления на шестерни, как и подача, имеют пульсирующий характер;

2)сила давления на ведомую шестерню больше, чем на

ведущую;

3)для обеспечения долговечности насосов и взаимо­ заменяемости их деталей подшипники необходимо конструиро­ вать по силам, действующим на ведомую шестерню;

4)для выявления износа подшипников в первую очередь надо вскрывать подшипник с заведомо большим износом, т. е. подшипник ведомой шестерни, где при прочих равных условиях износ будет больше, чем у подшипника ведущей шестерни;

5)при больших параметрах насоса, чему соответствуют

большие

p , - b f r 2

,

могут возникнуть очень большие силы

давления,

которые

усложнят конструкцию насоса. Это явля­

ется одной из причин, ограничивающих область применения

шестеренных насосов.

 

Уменьшить величину результирующих сил можно рядом кон­

структивных мер:

 

 

I )

при заданной

подаче путем увеличения числа оборо-

160


тов уменьшать ширину шестерен

Ъ и радиус выступов

зубьев

2)

увеличивать камеру

всасывания (угол ъ ) и умень­

шать камеру нагнетания

(угол

 

) ;

 

3)

в корпусе насоса можно сверлить или отлить

раз­

грузочные

каналы К , Т

для

перепуска жидкости из

радиаль­

ного зазора s в камеры всасывания и нагнетания, что,

в качестве примера, показано на рис.3.II для ведущей шестер­ ни.

§ 3 . 5 . Потери энергии, к. п. д . , характеристики и мощность

Потери энергии и к. п. д.

У шестеренных, как и у других объемных насосов (см. § 4 . 6 ) , существуют объемные, гидравлические и механи­

ческие потери энергии,которые учитываются соответствуицими к. п. д . , а в общем виде - полным к. п. д . , и зависят от разности давлений во всасывающем и напорном патрубках, от величины зазоров между корпусом насоса и шестернями, от вязкости жидкости, скорости вращения шестерен и т. п.

Из всех существующих потерь энергии наименьшую долю

составляют гидравлические. Это объясняется

тем, что отно­

сительные скорости движения жидкости, т. е.

скорости

движения относительно рабочих органов зубьев

и стенок

проточных полостей насоса, незначительны, а местные сопро­ тивления (повороты, клапаны и т. п.) почти отсутствуют. Гидравлический к. п. д . , которым учитываются эти потери, составляет для шестеренных насосов 1| «98^-99%.

Ввиду того, что в шестеренных насосах гидравлические потери энергии невелики, их с целью упрощения учета отно­ сят к механическим потерям и учитывают с помощью механи­ ческого к. п. д . , что позволяет принимать Y] = 1 . Таким

161


образом, рассмотрению подлежат только объемные и механиче­ ские потери.

I . Объемные потери и объемный к. п. д. Аналитическое толкование объемного к. п. д. для шестеренных насосов оста­ ется то же, что и для поршневых, но пределы спецификационных значений объемного к. п. д. и факторы, его определяющие, несколько отличаются от поршневых насосов. Величина объем­ ного к. п. д. при спецификационных параметрах шестеренных насосов, применяемых на кораблях (судах), находится в пре­ делах У[ = 0,584-0,96. Столь широкие пределы изменения ве­ личины объемного к. п. д. объясняются многочисленными причинами, влияющими на этот коэффициент. Приведем главные из них.

Зазоры, с увеличением которых r j , 0 уменьшается ( 2 . 6 5 ) . Допустимая при эксплуатации величина зазоров должна нахо­ диться в пределах 0,025-0,3 мм между торцом шестерни и крышкой насоса (осевой зазор); 0,05-0,3 мм между внутренней стенкой корпуса насоса и вершиной зуба (радиальный зазор). Неоднократными исследованиями установлено (Т.М.Башта, А.Ф.Осипов и д р . ) , что протечки через торцовые зазоры составляют 80-95% всех внутренних протечек. Это объясня­ ется тем, что сопротивление течению жидкости в торцовом зазоре меньше, чем в радиальном, где гидравлические сопро­ тивления больше, потому, что зубья шестерни с внутренней расточкой корпуса образуют лабиринт. Увеличение протечек с увеличением зазоров показано на рис. 3.12,а. Для насосов небольшой подачи и для насосов с напором больше 200 м вод. ст. желательно принимать меньшую величину ука­

занных зазоров или плавающие втулки (рис. 3 . 1 2 , 6 ) . Увели­ чение этих зазоров уменьшает объемный к. п. д. Зазоры могут увеличиваться вследствие перекачивания жидкости, загрязнен­ ной твердыми частицами и увеличения механического трения между деталями насоса. Особенно нежелательно смещение шестерен, так как при нем радиальный зазор $ становится неконцентричным, а это в свою очередь вызывает увеличение 162

Рис. 3 . 12 . Влияние зазоров на протечки жидкости: а) характер изменения протечек через осевой (торцо­

вый) зазор - I и через

радиальный - 2 в зависимости

от величины зазоров; б)

схема устройства плавающих

втулок для автоматического регулирования торцовых зазоров

протечек % л а ъ в 1,2-1,5 раза против протечек, определяемых

по уравнению ( 2 . 6 2 ) .

 

Напор насоса, с увеличением которого г\0

уменьшается,

так как возрастают протечки через зазоры. Характер измене­ ния объемного к. п. д. в зависимости от изменения напора показан на рис.3.13 линиями: ЕМ - для насосов с минималь­ ными зазорами и E N - ДО* насосов с наибольшим допустимым зазором ( 0 , 3 ми). При этом, как уже сказано, торцовые зазоры оказыввияг большее влияние на протечки, чем радиаль­ ные. Неоднократные опыты показали, что протечки через за­ зоры пропорциональны величине напора насоса; поэтому между объемным к. п. д. насоса и его напором чаще всего наблюда­ ется линейная зависимость.

Вязкость жидкости, с увеличением которой уменьшаются протечки через зазоры. Однако с повышением вязкости не всегда связана увеличение объемного к. п. д. насоса. При большой вязкости и относительно большой скорости шестерен межзубцовые впадины могут неполностью заполняться перека-

163


о

40

80

120 Q,H%

Рис. 3 . 13 . Границы изменения объемного и ме­ ханического к. п. д. шестеренных насосов в зави­ симости от Q. и Н , выраженных в процентах от

спецификационных значений; оси Н-т|_0 -

относят­

ся только к характеристикам

E M M E N .

чиваемой жидкостью, из-за чего объемный к. п. д. уменьша­ ется.

Число оборотов шестерен,

с увеличением которого

обыч­

но возрастает объемный к. п.

д. насоса. Но чрезмерно

боль­

шое число оборотов, как и большая вязкость жидкости, также

может вызвать неполное

заполнение

впадин

(см.

уравнение

( 3 . 2 4 ) , что

уменьшает

коэффициент

наполнения

( 2 . 6 7 ) .

Величина

номинальной подачи насоса,

с увеличением кото­

рой объемный к. п. д. повышается. Это объясняется влиянием зазоров на протечки жидкости, которые с увеличением подачи насоса и, следовательно, его размеров увеличиваются незна­ чительно. Эта зависимость показана на рис. 3.13 линиями ОАВ и ОСД,- ограничивающими приблизительные пределы изменения объемного к. п. д. корабельных (судовых) шестеренных насо­ сов. Верхняя характеристика ОАВ представляет собой зависи­ мость между параметрами т| и Q. для насосов большой по­ дачи с небольшими напорами и другими благоприятными усло164

~ I 4 I 0

м /час) и

OCD

- для насосов небольшой подачи (

вкяш, а нижняя

 

 

3

относительно

больших напоров ( H « I 5 0 f

 

 

 

 

400

м вод. ст.)

при других

неблагоприятных условиях. По

оси абсцисс принята подача насоса, в процентах от спецификационной, которая обозначена 100$. Чрезмерное увеличение

подачи может привести к уменьшению объемного к.

п.

д . ,

что на рис. 3.13 показано участками линий KJ)

и

К а В ,

характеризующими кавитационный режим работы насосов. Воздух у растворенные в жидкости газы значительно

уменьшают подачу насоса, особенно, если вредное простран­ ство насоса большое ( 2 . 6 8 ) . Вредным пространством в шесте­ ренном насосе является объем впадины, образованный зубьями

.1-2-3

(рис.

3 . 5,6 ) .

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис.

3.14 пока­

оС=0°/о

 

 

 

 

зано

влияние

раство­

100

10 %о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ренного в смазочном

80

20%

——

 

s-

масле

воздуха

( а % ' )

 

3 0 %

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

на подачу насоса при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изменении

давления

40

 

 

 

 

 

на нижнем свободном

20

 

 

 

 

 

уровне, откуда заса­

596 462 353

286

198 144

740

сывается масло. Из

 

 

р н а

jRjupm.cm.

уравнения (2.68) видно

Рис. 3.14. Зависимость подачи

что на коэффициент

масляного шестеренного

насоса от

наполнения

Т],

влияет

содержания воздуха

d %

 

и ето

давления на нижний уровень

масла

относительная

величина

 

Н-У

 

 

 

 

вредного пространства

 

 

 

 

 

 

X

так же как и сх . Насыщение

смазочного

масла

воздухом

способствует эмульсированию масла, что ухудшает его смазоч­ ные свойства.

Наполняемость

впадин также влияет на объемный к. п. д . ,

в частности на "Л,

.Степень заполнения

впадин уменьшается

с увеличением высоты всасывания насоса,

температуры подо­

грева жидкости сверх нормальной величины, числа оборотов

выше допустимого

предела и т. д. Для улучшения наполняемости