Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ны содержать веществ, вызывающих коррозию металличе­ ских изделий. Изделия из золота должны храниться в специальных несгораемых шкафах.

Изделия народных художественных промыслов, находя­ щиеся в магазине, а также рабочий запас этих изделий, находящийся в подсобном помещении магазина и в прила­ вочных ящиках, должны храниться в сухом отапливаемом помещении, защищенном от доступа влаги и пыли, без рез­ ких колебаний температуры. Изделия размещаются или в коробках, или завернутыми в бумагу.

Художественные изделия из. папье-маше, янтарные, фи­ лигранные с эмалью и другие, которые выгорают и портят­ ся под действием лучей солнца, нельзя выкладывать на вит­ рины магазина, если на них падает солнечный свет.

УХОД

ЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

Правильный и своевременный уход за изделиями народ­ ных художественных промыслов продлевает их жизнь и де­

коративные качества.

Изделия из керамики. Пыль осторожно удаляют мягкой волосяной щеткой. При загрязнении необходимо изделие сначала промыть мыльным раствором(15 граммов 72%-ного мыла на 1 литр воды), затем чистой водой. Фарфоро­ вые и фаянсовые изделия можно также промывать раство­ ром соды (95 граммов на 1 литр воды). Игрушки — дымко­ вские и других промыслов — промывать не рекомендуется.

Изделия из камня. Жировые пятна с изделий из мягко­ го камня снимаются пастой из мела и бензина или подогре­ тым раствором 5%-ной стиральной соды или нашатырного спирта. Пасту наносят на изделие и оставляют на 2—3 ча­ са, после чего смывают теплой водой и протирают. Пятна ржавчины удаляют подогретым 5%-ным раствором щаве­ левой кислоты, а затем промывают изделие раствором на­ шатырного спирта и чистой водой. После удаления жиро­ вых и ржавых пятен изделия можно полировать с помощью парафина, нанесенного на плотную тряпку.

Скопившуюся грязь с камнерезных изделий снимают по­ догретой пастой (состав: 4 весовые части жидкого мыла, 194 2 весовые части медного купороса, остальное — вода). На-

несенную на изделие пасту оставляют на сутки, а затем смывают теплой водой и протирают изделие сухой тряпкой до появления блеска. Можно также нанести на изделие па­ стообразную смесь, состоящую из сухой глины, извести и воды, взятых в равных частях. Оставить на двое суток, по­ сле чего смыть теплой водой и протереть тряпкой с мелом до появления блеска.

Изделия из дерева. Полированные деревянные изделия протирают мягкой тряпкой, затем на полированную поверх­ ность при цомощи ватного тампона или мягкой фланелевой тряпки наносят светло-коричневую жидкость «Полироль» (фабричного изготовления) и растирают в течение 20—30 минут кругообразными движениями.

Некрашеные деревянные изделия, в том числе и скульп­ туры, промывают с помощью зубной щетки в теплом сла­ бом растворе мыла, после чего ополаскивают водой. Краше­ ную деревянную посуду также промывают в теплой воде.

Изделия из металла. Изделия из меди, латуни и алюми­ ния чистят порошком «Чистоль» или жидкостью «Металлин». Их наносят на поверхность изделия чистой тряпкой и протирают до появления блеска.

Серебряные изделия сначала моют горячим 1 % -ным рас­ твором 72%-ного мыла, а затем теплое изделие смачивают раствором гипосульфита (100 граммов на 0,5 литра воды) и протирают тряпкой досуха.

Золотые и позолоченные изделия лучше всего чистить яичным белком, нанося его мягкой фланелевой тряпочкой и натирая до появления блеска.

Пыль с металлических изделий снимают мягкой тряп­ кой или губкой, слегка смоченной в винном спирте, пиве или скипидаре.

Ковры. При правильном уходе ковры ручной работы со временем приобретают гораздо лучший вид (серебристый от­ лив, блеск и лучшую эластичность ворса), чем они имели первоначально. Ковры ручной работы не рекомендуется 195


выколачивать палкой, сильно встряхивать. Сор с ковра луч­ ше всего удалять травянистым веником или пылесосом, после чего следует расстелить ковер на чистом полу или на траве лицевой стороной вниз и слабо выколотить гибкой вы­ бивалкой, сплетенной из кожаных полос. Затем ковер пере­ вернуть, очистить щеткой, но не против ворса, так как в этом случае ослабляются узлы и грязь втирается в ткань ковра. Протереть ковер щеткой, смоченной в денатурированном спирте или воде, в направлении наклона ворса. После та­ кой чистки ковер приобретает шелковистость ң блеск. Ле­ том рекомендуется почаще сушить ¡ковры на свежем возду­ хе, в солнечные дни—изнанкой вверх, а когда жар спадет— просушить ворсовую поверхность. Зимой ковер хорошо чи­ стить снегом, так как мороз убивает личинки моли.

Для выведения пятен ковры лучше сдавать в химчистку. Однако свежие чернильные пятна выводят, смачивая их мо­ локом и оставляя так на несколько часов. Затем молоко снимают горячей ¡водой и мокрое место просушивают.

Глубокое или застарелое чернильное пятно на ковре про­ тирают смоченными кристалликами лимонной кислоты до тех пор, пока пятно не исчезнет, затем это ¡место промы­ вают теплой водой и просушивают. \

Изделия из кости и рога. При загрязнении их протира­ ют бензином, а затем погружают на несколько часов в рас­ твор, состоящий из перекиси водорода (1 часть), нашатыр­ ного спирта (1 часть) и воды (5 частей). После этого их протирают досуха. Пожелтевшие изделия из кости для вос­ становления первоначальной белизны промывают в содовом растворе (50 граммов кальцинированной соды на 1 литр воды) и протирают фланелевой тканью. Изделия из слоно­ вой кости лучше протирать раствором скипидара (1 весо­ вая часть) в денатурированном спирте (3 весовые части).

Изделия из папье-маше с лаковой живописью. При за­ грязнении их протирают ватным тампоном или мягкой тряпкой, смоченной в слабом растворе нашатырного спирта.


ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОДАЖИ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Прекрасные изделия народных художественных промыс­ лов продаются либо в специализированных магазинах : «Изделия художественных промыслов», «Сувениры», либо в магазинах Главювелирторга и специализированных отде­ лах универмагов.

В Москве, Ленинграде и других крупных городах прак­ тикуется торговля художественными изделиями в специаль­ ных сувенирных киосках, расположенных в наиболее посе­ щаемых туристами местах.

В современных, почти сплошь остекленных киосках, рассчитанных на обозрение непрерывно движущимся пото­ ком людей, все застекленное пространство должно быть использовано для демонстрации художественных изде­ лий.

В специализированных магазинах изделия народных ху­ дожественных промыслов лучше всего показывать по про­ мыслам. Это подчеркивает их художественную ценность, специфику ручного труда мастеров. Сам магазин также дол­ жен отличаться как внешним, так и внутренним оформле­ нием.

Доступ к образцам должен быть открытым. Они долж­ ны быть расположены так, чтобы демонстрировались их ху­

дожественные достоинства.

197

Оформление такого магазина должно иметь много об­ щего с художественной выставкой. А продавцы-консультан­ ты должны уметь кратко, в доступной форме, информиро­ вать покупателя о художественной ценности каждого из­ делия, об их лучшем применении в быту.

Для популяризации изделий ведущих народных промыс­ лов и ведущих мастеров этих промыслов хорошо иметь стенд изделий с краткой аннотацией промысла и работымастера. Желательно в специализированных магазинах ор­ ганизовать продажу специальной литературы о прикладном искусстве.

Специфика изделий народных художественных промыс­ лов требует от работников торговли их хорошего знания, поэтому продавцы, товароведы должны следить за работа­ ми этих промыслов, держать с ними связь, изучать новые изделия, направления в оформлении современного интерье­ ра, быть хорошими советчиками покупателю.

Говорят, о вкусах не спорят, у каждого свой вкус. Но формировать его необходимо, и квалифицированные кон­ сультации работников торговли являются также одним из элементов формирования хорошего вкуса. А для того чтобы давать полезные консультации покупателям, работники тор­ говли сами должны быть хорошо осведомлены о специфике каждого промысла, следить за изменением ассортимента из­ делий, выпускаемых промыслом. Хорошей школой форми­ рования вкуса могли бы стать встречи покупателей с масте­ рами художественных промыслов, которые рассказывали бы о своем искусстве, а для работников торговли — участие в работе художественных советов промыслов.

Правильная организация продажи художественных то­ варов — это важный элемент эстетического воспитания тру­ дящихся, популяризации прикладного искусства.


Оглавление

Введение .................................................................

 

 

 

 

3

КЕРАМИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

 

 

ИЗДЕЛИЯ...............................................................

 

 

 

11

 

КАМНЕРЕЗНЫЕ И ЯНТАРНЫЕ ХУДОЖЕСТ­

 

ВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ..................................................

 

 

34

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА .

46

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

75

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

ИЗ

ТКА­

 

НЕЙ И ВОЛОКОН......................................................

 

 

97

Вышивка.....................................................................

 

 

 

 

97

Кружевоплетение....................................................

 

 

118

Ковры.........................................................................

 

 

 

 

134

КОСТЕРЕЗНЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕ­

 

ЛИЯ ............................................................................

 

 

 

 

151

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ-

 

МАШЕ С ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ

...

165

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

ИЗ КОЖИ .

181

ТРЕБОВАНИЯ

К КАЧЕСТВУ

ПРОДУКЦИИ

 

НАРОДНЫХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРО­

 

МЫСЛОВ ................................................................

 

 

 

183 .

ОСОБЕННОСТИ МАРКИРОВКИ, УПАКОВКИ,

 

ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ ИЗ­

 

ДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

 

ПРОМЫСЛОВ........................................................

 

 

190

УХОД ЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

194

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ПРОДАЖИ ИЗДЕЛИЙ

 

НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫС­

 

ЛОВ ...........................................................................

 

 

 

197


Эммануил Ильин Орловский

ИЗДЕЛИЯ

НАРОДНЫХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОМЫСЛОВ

Редактор С. И. Борщевская Художник В. А. Бендингер Художник-редактор О. И. Маслаков Технический редактор Г. В. Преснова Корректор Э. Г. Поварская

Сдано в набор 2/ѴИ 1973 г. Подписано к печати 4,IV 1974 г. М-28901. Формат 60X70'/,». Бумага тнп. 2. Усл.-печ. л. 9,75+вкл. Уч.-изд. л. 8,45+0,94=9,39. Тираж 15 000 экз. Заказ № 269. Цена 83 коп.

Лениздат, Ленинград, 191023, Фонтанка, 59. Ордена Тру­ дового Красного Знамени типография им. Володарского Лениздата, 191023, Ленинград, Фонтанка, 57.

83 коп.