Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ны содержать веществ, вызывающих коррозию металличе ских изделий. Изделия из золота должны храниться в специальных несгораемых шкафах.
Изделия народных художественных промыслов, находя щиеся в магазине, а также рабочий запас этих изделий, находящийся в подсобном помещении магазина и в прила вочных ящиках, должны храниться в сухом отапливаемом помещении, защищенном от доступа влаги и пыли, без рез ких колебаний температуры. Изделия размещаются или в коробках, или завернутыми в бумагу.
Художественные изделия из. папье-маше, янтарные, фи лигранные с эмалью и другие, которые выгорают и портят ся под действием лучей солнца, нельзя выкладывать на вит рины магазина, если на них падает солнечный свет.
УХОД
ЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
Правильный и своевременный уход за изделиями народ ных художественных промыслов продлевает их жизнь и де
коративные качества.
Изделия из керамики. Пыль осторожно удаляют мягкой волосяной щеткой. При загрязнении необходимо изделие сначала промыть мыльным раствором(15 граммов 72%-ного мыла на 1 литр воды), затем чистой водой. Фарфоро вые и фаянсовые изделия можно также промывать раство ром соды (95 граммов на 1 литр воды). Игрушки — дымко вские и других промыслов — промывать не рекомендуется.
Изделия из камня. Жировые пятна с изделий из мягко го камня снимаются пастой из мела и бензина или подогре тым раствором 5%-ной стиральной соды или нашатырного спирта. Пасту наносят на изделие и оставляют на 2—3 ча са, после чего смывают теплой водой и протирают. Пятна ржавчины удаляют подогретым 5%-ным раствором щаве левой кислоты, а затем промывают изделие раствором на шатырного спирта и чистой водой. После удаления жиро вых и ржавых пятен изделия можно полировать с помощью парафина, нанесенного на плотную тряпку.
Скопившуюся грязь с камнерезных изделий снимают по догретой пастой (состав: 4 весовые части жидкого мыла, 194 2 весовые части медного купороса, остальное — вода). На-
несенную на изделие пасту оставляют на сутки, а затем смывают теплой водой и протирают изделие сухой тряпкой до появления блеска. Можно также нанести на изделие па стообразную смесь, состоящую из сухой глины, извести и воды, взятых в равных частях. Оставить на двое суток, по сле чего смыть теплой водой и протереть тряпкой с мелом до появления блеска.
Изделия из дерева. Полированные деревянные изделия протирают мягкой тряпкой, затем на полированную поверх ность при цомощи ватного тампона или мягкой фланелевой тряпки наносят светло-коричневую жидкость «Полироль» (фабричного изготовления) и растирают в течение 20—30 минут кругообразными движениями.
Некрашеные деревянные изделия, в том числе и скульп туры, промывают с помощью зубной щетки в теплом сла бом растворе мыла, после чего ополаскивают водой. Краше ную деревянную посуду также промывают в теплой воде.
Изделия из металла. Изделия из меди, латуни и алюми ния чистят порошком «Чистоль» или жидкостью «Металлин». Их наносят на поверхность изделия чистой тряпкой и протирают до появления блеска.
Серебряные изделия сначала моют горячим 1 % -ным рас твором 72%-ного мыла, а затем теплое изделие смачивают раствором гипосульфита (100 граммов на 0,5 литра воды) и протирают тряпкой досуха.
Золотые и позолоченные изделия лучше всего чистить яичным белком, нанося его мягкой фланелевой тряпочкой и натирая до появления блеска.
Пыль с металлических изделий снимают мягкой тряп кой или губкой, слегка смоченной в винном спирте, пиве или скипидаре.
Ковры. При правильном уходе ковры ручной работы со временем приобретают гораздо лучший вид (серебристый от лив, блеск и лучшую эластичность ворса), чем они имели первоначально. Ковры ручной работы не рекомендуется 195
выколачивать палкой, сильно встряхивать. Сор с ковра луч ше всего удалять травянистым веником или пылесосом, после чего следует расстелить ковер на чистом полу или на траве лицевой стороной вниз и слабо выколотить гибкой вы бивалкой, сплетенной из кожаных полос. Затем ковер пере вернуть, очистить щеткой, но не против ворса, так как в этом случае ослабляются узлы и грязь втирается в ткань ковра. Протереть ковер щеткой, смоченной в денатурированном спирте или воде, в направлении наклона ворса. После та кой чистки ковер приобретает шелковистость ң блеск. Ле том рекомендуется почаще сушить ¡ковры на свежем возду хе, в солнечные дни—изнанкой вверх, а когда жар спадет— просушить ворсовую поверхность. Зимой ковер хорошо чи стить снегом, так как мороз убивает личинки моли.
Для выведения пятен ковры лучше сдавать в химчистку. Однако свежие чернильные пятна выводят, смачивая их мо локом и оставляя так на несколько часов. Затем молоко снимают горячей ¡водой и мокрое место просушивают.
Глубокое или застарелое чернильное пятно на ковре про тирают смоченными кристалликами лимонной кислоты до тех пор, пока пятно не исчезнет, затем это ¡место промы вают теплой водой и просушивают. \
Изделия из кости и рога. При загрязнении их протира ют бензином, а затем погружают на несколько часов в рас твор, состоящий из перекиси водорода (1 часть), нашатыр ного спирта (1 часть) и воды (5 частей). После этого их протирают досуха. Пожелтевшие изделия из кости для вос становления первоначальной белизны промывают в содовом растворе (50 граммов кальцинированной соды на 1 литр воды) и протирают фланелевой тканью. Изделия из слоно вой кости лучше протирать раствором скипидара (1 весо вая часть) в денатурированном спирте (3 весовые части).
Изделия из папье-маше с лаковой живописью. При за грязнении их протирают ватным тампоном или мягкой тряпкой, смоченной в слабом растворе нашатырного спирта.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОДАЖИ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Прекрасные изделия народных художественных промыс лов продаются либо в специализированных магазинах : «Изделия художественных промыслов», «Сувениры», либо в магазинах Главювелирторга и специализированных отде лах универмагов.
В Москве, Ленинграде и других крупных городах прак тикуется торговля художественными изделиями в специаль ных сувенирных киосках, расположенных в наиболее посе щаемых туристами местах.
В современных, почти сплошь остекленных киосках, рассчитанных на обозрение непрерывно движущимся пото ком людей, все застекленное пространство должно быть использовано для демонстрации художественных изде лий.
В специализированных магазинах изделия народных ху дожественных промыслов лучше всего показывать по про мыслам. Это подчеркивает их художественную ценность, специфику ручного труда мастеров. Сам магазин также дол жен отличаться как внешним, так и внутренним оформле нием.
Доступ к образцам должен быть открытым. Они долж ны быть расположены так, чтобы демонстрировались их ху
дожественные достоинства. |
197 |
Оформление такого магазина должно иметь много об щего с художественной выставкой. А продавцы-консультан ты должны уметь кратко, в доступной форме, информиро вать покупателя о художественной ценности каждого из делия, об их лучшем применении в быту.
Для популяризации изделий ведущих народных промыс лов и ведущих мастеров этих промыслов хорошо иметь стенд изделий с краткой аннотацией промысла и работымастера. Желательно в специализированных магазинах ор ганизовать продажу специальной литературы о прикладном искусстве.
Специфика изделий народных художественных промыс лов требует от работников торговли их хорошего знания, поэтому продавцы, товароведы должны следить за работа ми этих промыслов, держать с ними связь, изучать новые изделия, направления в оформлении современного интерье ра, быть хорошими советчиками покупателю.
Говорят, о вкусах не спорят, у каждого свой вкус. Но формировать его необходимо, и квалифицированные кон сультации работников торговли являются также одним из элементов формирования хорошего вкуса. А для того чтобы давать полезные консультации покупателям, работники тор говли сами должны быть хорошо осведомлены о специфике каждого промысла, следить за изменением ассортимента из делий, выпускаемых промыслом. Хорошей школой форми рования вкуса могли бы стать встречи покупателей с масте рами художественных промыслов, которые рассказывали бы о своем искусстве, а для работников торговли — участие в работе художественных советов промыслов.
Правильная организация продажи художественных то варов — это важный элемент эстетического воспитания тру дящихся, популяризации прикладного искусства.
Оглавление
Введение ................................................................. |
|
|
|
|
3 |
КЕРАМИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ |
|
|
|||
ИЗДЕЛИЯ............................................................... |
|
|
|
11 |
|
КАМНЕРЕЗНЫЕ И ЯНТАРНЫЕ ХУДОЖЕСТ |
|
||||
ВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ.................................................. |
|
|
34 |
||
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА . |
46 |
||||
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА |
75 |
||||
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ |
ИЗДЕЛИЯ |
ИЗ |
ТКА |
|
|
НЕЙ И ВОЛОКОН...................................................... |
|
|
97 |
||
Вышивка..................................................................... |
|
|
|
|
97 |
Кружевоплетение.................................................... |
|
|
118 |
||
Ковры......................................................................... |
|
|
|
|
134 |
КОСТЕРЕЗНЫЕ |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ |
ИЗДЕ |
|
||
ЛИЯ ............................................................................ |
|
|
|
|
151 |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ- |
|
||||
МАШЕ С ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ |
... |
165 |
|||
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ |
ИЗДЕЛИЯ |
ИЗ КОЖИ . |
181 |
||
ТРЕБОВАНИЯ |
К КАЧЕСТВУ |
ПРОДУКЦИИ |
|
||
НАРОДНЫХ |
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ |
ПРО |
|
||
МЫСЛОВ ................................................................ |
|
|
|
183 . |
|
ОСОБЕННОСТИ МАРКИРОВКИ, УПАКОВКИ, |
|
||||
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ ИЗ |
|
||||
ДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ |
|
||||
ПРОМЫСЛОВ........................................................ |
|
|
190 |
||
УХОД ЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ |
194 |
||||
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ |
ПРОДАЖИ ИЗДЕЛИЙ |
|
|||
НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫС |
|
||||
ЛОВ ........................................................................... |
|
|
|
197 |
Эммануил Ильин Орловский
ИЗДЕЛИЯ
НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ
Редактор С. И. Борщевская Художник В. А. Бендингер Художник-редактор О. И. Маслаков Технический редактор Г. В. Преснова Корректор Э. Г. Поварская
Сдано в набор 2/ѴИ 1973 г. Подписано к печати 4,IV 1974 г. М-28901. Формат 60X70'/,». Бумага тнп. 2. Усл.-печ. л. 9,75+вкл. Уч.-изд. л. 8,45+0,94=9,39. Тираж 15 000 экз. Заказ № 269. Цена 83 коп.
Лениздат, Ленинград, 191023, Фонтанка, 59. Ордена Тру дового Красного Знамени типография им. Володарского Лениздата, 191023, Ленинград, Фонтанка, 57.
83 коп.