Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изделия; камнерезные и янтарные художественные изде­ лия; художественные изделия из дерева; художественные изделия из металла; художественные изделия из тканей и волокон; костерезные художественные изделия; художест­ венные изделия из папье-маше с лаковой живописью; худо­ жественные изделия из кожи.

Внутри каждой группы изделия рассматриваются по на­ иболее известным промыслам и по возможности в хроноло­ гическом порядке возникновения этих промыслов.

КЕРАМИЧЕСКИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Глина, используемая для изготовления керамических из­ делий, — это один из самых древних и самых распростра­ ненных природных материалов, известных человеку.

Слово «керамика» происходит от греческого «keramikos»,

что означает глиняный сосуд. Однако керамикой принято называть все изделия из обожженной глины — гончарные, фаянсовые, фарфоровые.

Еще пещерные жители, разгребая остатки угасшего ко­ стра, заметили, что часть глинистой почвы под ним затвер­ дела и обратилась в каменистое вещество. Наверно, это и навело на мысль лепить из глины изделия и обжигать их. Первые изделия, вероятно, были неудачны, легко растрес­ кивались, но затем, добавляя песок и просушивая заготов­ ку перед обжигом, человек научился изготовлять керамиче­ ские изделия...

Производство посуды и других предметов из обожжен­ ной глины получило широкое распространение вначале в Египте,- Вавилоне, Ассирии, а затем в Греции. Изделия ма­ стеров древности до сих пор вызывают восхищение своим изяществом и красотой.

У древних славян также было широко развито производ­ ство изделий из глины. Высокого уровня оно достигло в

XI веке в Киевской Руси, особенно в изготовлении гончарных 11

изделий с белой поливной и многоцветной росписью эма­ лями. В период формирования Московского государства (XIV—XV века) гончарное производство на Руси продол­ жало интенсивно развиваться. В XVI веке большое совер­ шенство было достигнуто в искусстве изготовления распис­ ной глазурованной посуды.

В Москве, Владимире, Ярославле и других городах в XVII веке широко распространилось производство сосудов чернолощеных и с цветными глазурями, а также много­ цветных печных изразцов с рельефным орнаментом. В XVIII и первой половине XIX века керамическое произ­ водство в России достигло расцвета. Появляются центры керамического производства : город Гжель под Москвой, Скопин под Рязанью и другие. Особенно высоко стала це­ ниться художественная керамика —квасники, кувшины, иг­ рушки и другие изделия, украшенные и расписанные орна­ ментом, характерным для каждого художественного керамического промысла — оятского, гжельского, скопинского, опошнянского, балхарского и других.

Обычно гончарные промыслы возникали там, где была доброкачественная глина. Так, гончарную глину применяют для изготовления майолики (художественные гончарные из­ делия с поливом), терракоты, а каолин — для фарфоровых

ифаянсовых изделий.

Вопределенных пропорциях глину смешивают с водой,

полевым шпатом, песком и другими материалами до тесто­ образного состояния. Из этой массы на гончарном станке или в гипсовых формах формуют изделия. Затем их сушат и обжигают в печах при температуре 900—1300° С.

После обжига поверхность изделий украшают подглазур­ ной росписью специальными керамическими красками, гон­ чарные и майоликовые изделия — ангобами (глина разных цветов), цветными потечными глазурями или эмалями (не­ прозрачная глазурь). После росписи поверхность изделий

12 покрывают порошком глазури и вновь обжигают. Расплав-


Роспись керамических изделий на Украине.

ляясь, порошок глазури образует тонкий стекловидный слой.

Роспись и рельеф могут быть нанесены и после обжига с глазурью — это будет надглазурная роспись.

ГОНЧАРНЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

ОЯТСКИХ

МАСТЕРОВ

По верховьям и в среднем течении рек Ояти, Капши, Колли (северо-восточный район Ленинградской области) из­ давна проживает небольшой северный народ вепсы, кото­ рый славится своими гончарными изделиями. Венская, или, как ее чаще называют,— оятская керамика существует с X—XI веков, что подтверждается находками при раскоп­ ках оятских курганов. Керамика вепсов богата и интересна. К XVI, XVII векам это был уже развитый гончарный про­ мысел.

Однако интенсивное развитие промысла относится ко второй половине XIX века, когда крестьяне после отмены крепостного права, получив худшие наделы земли, вынуж­ дены были искать дополнительных заработков в гончарном производстве. Расцвета оятский гончарный промысел достиг в 1930 году, после объединения гончаров в артель «Крас­ ный гончар». В этот период значительно расширился ассор­ тимент выпускаемых изделий и, что важно, возросло про­ изводство художественных гончарных изделий и свистулек.

Техника производства оятской керамики не отличалась сложностью. Как правило, по соображениям противопожар­ ной безопасности, сооружения промысла выносились за пре­ делы села и представляли собой двухраздельную бревенча­ тую постройку, называемую заводом. В первом помещении

14 в полу имелись углубление для хранения необходимого

запаса глины, гончарный круг и русская печь для обогрева и приготовления поливы. Во втором помещении находилась печь — горн — для обжига. Глину копали осенью, а изделия изготовляли зимой, после уборки урожая.

Оятские гончарные изделия — судки, молочные горшки и другие — являлись столовой посудой и не предназначались для варки пищи. Однако в некоторых селах гончары изго­ товляли и печные горшки — черная лощеная керамика.

Формование посуды производилось на гончарном круге руками с использованием небольшого количества деревян­ ных инструментов. После формовки изделия расписывались очень скромными, несложными рисунками — волнистыми линиями, ободками, розетками на стенках сосудов и т. д. Распространенные цвета росписи —синий, коричневый, бе­ лый.

Кроме росписи иногда на поверхность изделия наносили рисунок густой глиной, выдавливаемой из шприца. Приме­ няли и технику нанесения орнамента путем вдавливания в поверхность сырого изделия деревянных палочек или зуб­ чатых колесиков. Кроме этого на поверхность изделия на­ носили свинцовую поливу, изготовленную из пережженного и размолотого свинца, разбавленного водой, и обжигали изделие в горне. Обжиг длился около суток.

Оятские гончарные изделия отличались разнообразием ассортимента и высоким качеством. Широким спросом поль­ зовались тарелки, миски, масленки, кувшины, кружки, мо­ лочные горшки, чашки с блюдцами, бочонки, разнообраз­ ные детские игрушки, свистульки и другие изделия оятских мастеров.

Характерная роспись темно-коричневой и белой краской в виде круглых пятен или каплевидных мазков позволяла без труда отличать оятские гончарные изделия.

Техника исполнения керамических изделий была при­ митивной, местные глины не имеют высокой пластичности, поэтому скульптурные изображения людей и животных 15


Кувшины гончарного производства села Алеховщины (Ленинградская область).

были в достаточной степени стилизованными, обобщенными, ио выполненными с большим юмором. Забавная неуклю­ жесть фигурок, их подчеркнутая наивность располагали и вызывали улыбки покупателей. Особенно хороши были сви­ стульки К. И. Смирнова (деревня Карпина Гора, 1937 год), изготовленные в традиционных образах птиц и животных, покрытые коричневой поливой и орнаментованные черными и светлыми продолговатыми полосами и лунками (с обяза­ тельной крупной лункой на груди).

За годы войны (1941—1945) гончарное производство веп­ сов пришло в упадок, и только в 1969 году в селе Алеховщина (Лодейнопольский район) Ленинградское област16 ное объединение художественных промыслов создало цех по

производству оятской керамики. Пока ассортимент гончар­ ных изделий этого цеха еще ограничен: это различные ва­ зы, горшки, кружки, кувшины, игрушки в виде фигурок животных, изготовленные в традиционном стиле оятских мастеров. Однако если этому возрождающемуся промыслу будет уделено достаточно внимания, оятские гончары вновь будут радовать нас разнообразием своих забавных, само­ бытных и полезных изделий.

ГЖЕЛЬСКАЯ

КЕРАМИКА

Под Москвой, в Раменском районе, еще с XVI века из­ готовлялись из знаменитых так называемых гжельских глин различная гончарная посуда и игрушки. Гжельские квасники, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки и другие изделия пользовались большим спросом не только в Москве, но и во многих других городах России. Посте­ пенно Гжель занял ведущее место в развитии русской ху­ дожественной керамики и стал оказывать влияние на дру­ гие подобные промыслы. На гжельских глинах (особенно славилась белая мыловская глина) начали работать многие фарфоровые и фаянсовые заводы России.

Большого расцвета гжельская керамика достигла в XVIII веке. В первой половине XIX века она была вытес­ нена более дешевым фабричным полуфаянсом, а затем фар­ фором. После Великой Октябрьской социалистической рево­ люции крупные фарфоровые предприятия были национа­ лизированы. В конце 20-х годов в Раменском районе построен Турыгинский завод художественной керамики, на котором бережно сохраняют и развивают традиции гжель­ ского керамического художественного промысла.---- — г

Гжельские керамические изделия іВсегда<<можно обли­

чить от изделий других районов. Как Правило,•’Ѵни изгоуов17

¿/.¿'.¡со

V

I

.Г"..

--.ч

. . чгггал.-::~го яміх ¿


ляются из белых глин, их объемистые округлые формы (кувшины, кружки, квасники, цветочницы) напоминают ке­ рамику народных гончаров. Роспись —сочная, широким мазком, бело-синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской на­ циональной манере.

Большое место в гжельском промысле занимала, да и сейчас занимает настольная скульптура небольших разме­ ров (от 5 до 20 сантиметров). Здесь группы и фигурки на темы русских народных сказок, звери, животные и многое другое. Эта скульптура близка к народной игрушке, она выразительно, иногда с юмором передает как современные сюжеты, так и сценки из русского народного быта. Краси­ вы выполненные из цветных глин с яркой раскраской дет­ ские игрушки — кони, индюки, петухи, журавли, собаки

ит. п.

Внастоящее время производство керамических изделий

сосредоточено в основном на двух предприятиях Раменско­ го района: Гжельском гончарном заводе и Турыгинском заводе художественной керамики. Мастера-керамисты сов­ местно с художниками, используя опыт, накопленный века­ ми, стремятся развивать старинные традиции народного ху­ дожественного промысла, сохраняя строгость, простоту форм и богатую орнаментальность в современных керами­ ческих изделиях.

Производство керамических изделий — довольно дли­ тельный и сложный процесс и требует большого искусства и опыта. Доныне скульптура и игрушки изготовляются вручную, а посуда формуется либо на гончарном круге при помощи различных шаблонов, либо в гипсовых фор­ мах. После формования изделия сушатся на воздухе, а за­ тем обжигаются в горнах при температуре до 1200° С.

В зависимости от того,

когда расписывают изделия —

до глазурования или после, — роспись называется

подгла-

18 зубной или надглазурной.

Подглазурная роспись

произво-

к V

Гжельская художественная керамика.

дится кобальтом (окислами металла) по неглазурованному фарфору, после чего поверхность изделия покрывается гла­ зурью и обжигается. Надглазурная роспись производится после глазурования коричневым или зеленым цветом — рас­ творами азотнокислого кобальта. Краски как бы растекают­ ся к краям, дают нечеткое, мягкое очертание контура ри­ сунка.

Каждый мастер работает в своей индивидуальной мане­ ре, поэтому гжельские изделия обладают большой художе­ ственной ценностью. Часто вручную расписывается вся по­ верхность изделия — «крытье», реже — только центральная 19