Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
изделия; камнерезные и янтарные художественные изде лия; художественные изделия из дерева; художественные изделия из металла; художественные изделия из тканей и волокон; костерезные художественные изделия; художест венные изделия из папье-маше с лаковой живописью; худо жественные изделия из кожи.
Внутри каждой группы изделия рассматриваются по на иболее известным промыслам и по возможности в хроноло гическом порядке возникновения этих промыслов.
КЕРАМИЧЕСКИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
Глина, используемая для изготовления керамических из делий, — это один из самых древних и самых распростра ненных природных материалов, известных человеку.
Слово «керамика» происходит от греческого «keramikos»,
что означает глиняный сосуд. Однако керамикой принято называть все изделия из обожженной глины — гончарные, фаянсовые, фарфоровые.
Еще пещерные жители, разгребая остатки угасшего ко стра, заметили, что часть глинистой почвы под ним затвер дела и обратилась в каменистое вещество. Наверно, это и навело на мысль лепить из глины изделия и обжигать их. Первые изделия, вероятно, были неудачны, легко растрес кивались, но затем, добавляя песок и просушивая заготов ку перед обжигом, человек научился изготовлять керамиче ские изделия...
Производство посуды и других предметов из обожжен ной глины получило широкое распространение вначале в Египте,- Вавилоне, Ассирии, а затем в Греции. Изделия ма стеров древности до сих пор вызывают восхищение своим изяществом и красотой.
У древних славян также было широко развито производ ство изделий из глины. Высокого уровня оно достигло в
XI веке в Киевской Руси, особенно в изготовлении гончарных 11
изделий с белой поливной и многоцветной росписью эма лями. В период формирования Московского государства (XIV—XV века) гончарное производство на Руси продол жало интенсивно развиваться. В XVI веке большое совер шенство было достигнуто в искусстве изготовления распис ной глазурованной посуды.
В Москве, Владимире, Ярославле и других городах в XVII веке широко распространилось производство сосудов чернолощеных и с цветными глазурями, а также много цветных печных изразцов с рельефным орнаментом. В XVIII и первой половине XIX века керамическое произ водство в России достигло расцвета. Появляются центры керамического производства : город Гжель под Москвой, Скопин под Рязанью и другие. Особенно высоко стала це ниться художественная керамика —квасники, кувшины, иг рушки и другие изделия, украшенные и расписанные орна ментом, характерным для каждого художественного керамического промысла — оятского, гжельского, скопинского, опошнянского, балхарского и других.
Обычно гончарные промыслы возникали там, где была доброкачественная глина. Так, гончарную глину применяют для изготовления майолики (художественные гончарные из делия с поливом), терракоты, а каолин — для фарфоровых
ифаянсовых изделий.
Вопределенных пропорциях глину смешивают с водой,
полевым шпатом, песком и другими материалами до тесто образного состояния. Из этой массы на гончарном станке или в гипсовых формах формуют изделия. Затем их сушат и обжигают в печах при температуре 900—1300° С.
После обжига поверхность изделий украшают подглазур ной росписью специальными керамическими красками, гон чарные и майоликовые изделия — ангобами (глина разных цветов), цветными потечными глазурями или эмалями (не прозрачная глазурь). После росписи поверхность изделий
12 покрывают порошком глазури и вновь обжигают. Расплав-
Роспись керамических изделий на Украине.
ляясь, порошок глазури образует тонкий стекловидный слой.
Роспись и рельеф могут быть нанесены и после обжига с глазурью — это будет надглазурная роспись.
ГОНЧАРНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
ОЯТСКИХ
МАСТЕРОВ
По верховьям и в среднем течении рек Ояти, Капши, Колли (северо-восточный район Ленинградской области) из давна проживает небольшой северный народ вепсы, кото рый славится своими гончарными изделиями. Венская, или, как ее чаще называют,— оятская керамика существует с X—XI веков, что подтверждается находками при раскоп ках оятских курганов. Керамика вепсов богата и интересна. К XVI, XVII векам это был уже развитый гончарный про мысел.
Однако интенсивное развитие промысла относится ко второй половине XIX века, когда крестьяне после отмены крепостного права, получив худшие наделы земли, вынуж дены были искать дополнительных заработков в гончарном производстве. Расцвета оятский гончарный промысел достиг в 1930 году, после объединения гончаров в артель «Крас ный гончар». В этот период значительно расширился ассор тимент выпускаемых изделий и, что важно, возросло про изводство художественных гончарных изделий и свистулек.
Техника производства оятской керамики не отличалась сложностью. Как правило, по соображениям противопожар ной безопасности, сооружения промысла выносились за пре делы села и представляли собой двухраздельную бревенча тую постройку, называемую заводом. В первом помещении
14 в полу имелись углубление для хранения необходимого
запаса глины, гончарный круг и русская печь для обогрева и приготовления поливы. Во втором помещении находилась печь — горн — для обжига. Глину копали осенью, а изделия изготовляли зимой, после уборки урожая.
Оятские гончарные изделия — судки, молочные горшки и другие — являлись столовой посудой и не предназначались для варки пищи. Однако в некоторых селах гончары изго товляли и печные горшки — черная лощеная керамика.
Формование посуды производилось на гончарном круге руками с использованием небольшого количества деревян ных инструментов. После формовки изделия расписывались очень скромными, несложными рисунками — волнистыми линиями, ободками, розетками на стенках сосудов и т. д. Распространенные цвета росписи —синий, коричневый, бе лый.
Кроме росписи иногда на поверхность изделия наносили рисунок густой глиной, выдавливаемой из шприца. Приме няли и технику нанесения орнамента путем вдавливания в поверхность сырого изделия деревянных палочек или зуб чатых колесиков. Кроме этого на поверхность изделия на носили свинцовую поливу, изготовленную из пережженного и размолотого свинца, разбавленного водой, и обжигали изделие в горне. Обжиг длился около суток.
Оятские гончарные изделия отличались разнообразием ассортимента и высоким качеством. Широким спросом поль зовались тарелки, миски, масленки, кувшины, кружки, мо лочные горшки, чашки с блюдцами, бочонки, разнообраз ные детские игрушки, свистульки и другие изделия оятских мастеров.
Характерная роспись темно-коричневой и белой краской в виде круглых пятен или каплевидных мазков позволяла без труда отличать оятские гончарные изделия.
Техника исполнения керамических изделий была при митивной, местные глины не имеют высокой пластичности, поэтому скульптурные изображения людей и животных 15
Кувшины гончарного производства села Алеховщины (Ленинградская область).
были в достаточной степени стилизованными, обобщенными, ио выполненными с большим юмором. Забавная неуклю жесть фигурок, их подчеркнутая наивность располагали и вызывали улыбки покупателей. Особенно хороши были сви стульки К. И. Смирнова (деревня Карпина Гора, 1937 год), изготовленные в традиционных образах птиц и животных, покрытые коричневой поливой и орнаментованные черными и светлыми продолговатыми полосами и лунками (с обяза тельной крупной лункой на груди).
За годы войны (1941—1945) гончарное производство веп сов пришло в упадок, и только в 1969 году в селе Алеховщина (Лодейнопольский район) Ленинградское област16 ное объединение художественных промыслов создало цех по
производству оятской керамики. Пока ассортимент гончар ных изделий этого цеха еще ограничен: это различные ва зы, горшки, кружки, кувшины, игрушки в виде фигурок животных, изготовленные в традиционном стиле оятских мастеров. Однако если этому возрождающемуся промыслу будет уделено достаточно внимания, оятские гончары вновь будут радовать нас разнообразием своих забавных, само бытных и полезных изделий.
ГЖЕЛЬСКАЯ
КЕРАМИКА
Под Москвой, в Раменском районе, еще с XVI века из готовлялись из знаменитых так называемых гжельских глин различная гончарная посуда и игрушки. Гжельские квасники, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки и другие изделия пользовались большим спросом не только в Москве, но и во многих других городах России. Посте пенно Гжель занял ведущее место в развитии русской ху дожественной керамики и стал оказывать влияние на дру гие подобные промыслы. На гжельских глинах (особенно славилась белая мыловская глина) начали работать многие фарфоровые и фаянсовые заводы России.
Большого расцвета гжельская керамика достигла в XVIII веке. В первой половине XIX века она была вытес нена более дешевым фабричным полуфаянсом, а затем фар фором. После Великой Октябрьской социалистической рево люции крупные фарфоровые предприятия были национа лизированы. В конце 20-х годов в Раменском районе построен Турыгинский завод художественной керамики, на котором бережно сохраняют и развивают традиции гжель ского керамического художественного промысла.---- — г
Гжельские керамические изделия іВсегда<<можно обли
чить от изделий других районов. Как Правило,•’Ѵни изгоуов17 |
||
¿/.¿'.¡со |
V |
I |
.Г".. |
--.ч |
. . чгггал.-::~го яміх ¿
ляются из белых глин, их объемистые округлые формы (кувшины, кружки, квасники, цветочницы) напоминают ке рамику народных гончаров. Роспись —сочная, широким мазком, бело-синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской на циональной манере.
Большое место в гжельском промысле занимала, да и сейчас занимает настольная скульптура небольших разме ров (от 5 до 20 сантиметров). Здесь группы и фигурки на темы русских народных сказок, звери, животные и многое другое. Эта скульптура близка к народной игрушке, она выразительно, иногда с юмором передает как современные сюжеты, так и сценки из русского народного быта. Краси вы выполненные из цветных глин с яркой раскраской дет ские игрушки — кони, индюки, петухи, журавли, собаки
ит. п.
Внастоящее время производство керамических изделий
сосредоточено в основном на двух предприятиях Раменско го района: Гжельском гончарном заводе и Турыгинском заводе художественной керамики. Мастера-керамисты сов местно с художниками, используя опыт, накопленный века ми, стремятся развивать старинные традиции народного ху дожественного промысла, сохраняя строгость, простоту форм и богатую орнаментальность в современных керами ческих изделиях.
Производство керамических изделий — довольно дли тельный и сложный процесс и требует большого искусства и опыта. Доныне скульптура и игрушки изготовляются вручную, а посуда формуется либо на гончарном круге при помощи различных шаблонов, либо в гипсовых фор мах. После формования изделия сушатся на воздухе, а за тем обжигаются в горнах при температуре до 1200° С.
В зависимости от того, |
когда расписывают изделия — |
|
до глазурования или после, — роспись называется |
подгла- |
|
18 зубной или надглазурной. |
Подглазурная роспись |
произво- |
к V
Гжельская художественная керамика.
дится кобальтом (окислами металла) по неглазурованному фарфору, после чего поверхность изделия покрывается гла зурью и обжигается. Надглазурная роспись производится после глазурования коричневым или зеленым цветом — рас творами азотнокислого кобальта. Краски как бы растекают ся к краям, дают нечеткое, мягкое очертание контура ри сунка.
Каждый мастер работает в своей индивидуальной мане ре, поэтому гжельские изделия обладают большой художе ственной ценностью. Часто вручную расписывается вся по верхность изделия — «крытье», реже — только центральная 19