Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Каждая миниатюра —самостоятельное произведение ис кусства. Палешане никогда не повторяют в точности своих рисунков. В последние годы они особенно настойчиво ищут наибольшего соответствия живописи форме украшаемого из делия. Нельзя не отметить и того, что наряду с традицион ными ларцами, шкатулками, коробочками, пудреницами палешане ныне изготовляют и броши, ожерелья, портсига ры, декоративные тарелки, блюда, письменные приборы, марочницы и декоративные пластины. Все это многообра зие создается большим творческим коллективом художни ков, среди которых более шестидесяти человек — члены Со юза художников СССР (пожалуй, это самое большое число членов Союза в производственном коллективе). Высоко це нятся изделия, расписанные лауреатами Государственной премии РСФСР имени И. Репина народным художником РСФСР Н. Зиновьевым, заслуженными деятелями искусств РСФСР А. Котухиной и Т. Зубковой, а также заслуженны ми художниками РСФСР И. Голиковым, Г. Мельниковым, Б. Ермоловым и другими, которые, следуя традициям осно вателей палехского художественного промысла, создают подлинные шедевры миниатюрного письма. Своей тонкой, изящной графикой, необычайной силой цвета и неповтори мой прелестью палехские лаковые миниатюры завоевали мировое признание.
МИНИАТЮРНАЯ
живопись
МСТЕРЫ
Третьим центром лаковой миниатюры у нас в стране яв ляется поселок Мстёра, расположенный в красивейших ме стах Владимирской области. Живописцы Мстёры, как и па лешане, издавна были известны своим иконописным искус ством. Еще в документах начала XVII века упоминается об
176 иконописном промысле в Мстёре. Славились мстёрскиѳ
мастера и как реставраторы. Однако к искусству лаковой миниатюры они приобщились только в 1930 году, организо вав артель «Пролетарское искусство».
Как и палешане, мстёрцы заимствовали технологию про изводства лаковых изделий из папье-маше у мастеров Фе доскина. Но пишут они не масляными, а темперными эмуль сионными красками, что дает почти эмалевое звучание цве та после лаковой обработки и позволяет добиваться ювелир ной тонкости изображения.
Живопись мстёрских художников значительно отличает ся и от палехской. В отличие от миниатюр Палеха, живо пись мстёрских художников чаще строится на реалистиче ском отображении окружающей действительности,на исполь зовании перспективы и многоплановости. Палешане исполь зуют черный фон и цветовые контрасты, а мстёрские мастера стремятся создать единство общего тона композициине толь ко на черном, но и на голубом, розовом, золотистом фоне.
Отличительной чертой мстёрских мастеров является так же изображение эпических сюжетов и жанровых сцен на фоне очень ярких и реалистичных пейзажей, в которых тонко переданы воздушность и глубина пространства. Не редко пейзаж проникнут лирическим настроением (напри мер, «Встреча» И. Фомичева). Как правило, композиции обрамляются тонким золотым орнаментом.
В исторических сюжетах мстёрские художники вырази-, тельно компонуют сцены, рисующие событие многогранно («Петр Великий на .стройке Петербурга» Н. Шишакова). В сценах охоты и битвы они показывают красоту борьбы сильных людей и радость движения («Куликовская битва» И. Морозова), а в сказках и притчах звучит мягкий, добро душный юмор («Два Ивана» Л. Демидовой).
Художники Мстёры создают большое количество миниа тюр на революционные («В Разливе» П. Сосина, «1917 год» Н. Шишакова) и современные темы, на темы колхозного
строительства, быта деревни. |
177 |
Темы песен, сказаний, героизма разрабатывает талант ливый художник Мстёры Л. Фомичев. Выразительность ри сунка фигур, эмоциональная сила цвета отличают его ми ниатюры («В космос», «Переписка князя Курбского с Ива ном Грозным», «Слово о полку Игореве», «По долинам и по взгорьям»).
Лучшие произведения мстёрских мастеров получили ши рокое признание и пользуются неизменным успехом на ху дожественных выставках. В настоящее ¡время фабрика «Пролетарское искусство» выпускает разнообразные изде лия из папье-маше с лаковой росписью — шкатулки, короб ки, ларцы, пудреницы, броши, декоративные тарелки; их украшают миниатюры народного художника РСФСР И. Фо мичева, заслуженного деятеля искусств РСФСР Е. Юрина, художников В. Старкова, Е. Зонина и других талантливых мастеров миниатюрной живописи. Художникам Н. Шиша кову, И. Фомичеву и Л. Фомичеву в 1970 году была при суждена Государственная премия РСФСР имени И. Репина.
ИСКУССТВО |
|
САМОГО |
/ |
молодого |
|
ПРОМЫСЛА |
|
ЛАКОВОЙ |
|
МИНИАТЮРЫ — |
|
ХОЛУЯ |
|
Поселок Холуй, |
расположенный южнее Палеха, — это |
поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы. И не случайно он явился благотворной средой для вдохновенного творчества народных мастеров русского де коративного искусства. Здесь, как в Палехе и Мстёре, ранее было развито мастерство иконописи. Создавались преиму-
178 щественно дешевые иконы для села. После Великой Ок-
тябрьской социалистической революции мастера Холуя ра ботали как филиал мстёрской артели «Пролетарское искус ство», и лишь в 1934 году была создана самостоятельная художественная артель по росписи лаковых изделий из
папье-маше.
Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя та кие энтузиасты, как С. Мокин, К. Костерин, В. ПузановМолев и Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы ла ковые изделия промысла заняли свое место в ряду про изведений известных издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворе ния современной темы в лаковой живописи.
Постепенно первоклассные произведения Холуя, отража ющие новое в труде и быте, воплощающие его в эстетиче ски своеобразной форме, завоевали известность («Обработ ка земли» С. Мокина, «На отдыхе» В. Пузанова-Молева и другие). Творческая самостоятельность и активность худож ников укреплялась, вырабатывался свой стиль.
В 1937 году творения художников Холуя экопонировавались на Всемирной выставке в Париже, где им были при суждены бронзовые медали, а в последние годы они уже обязательные участники всех международных выставок.
В годы Великой Отечественной войны художественная миниатюра Холуя отражала военную и историческую тема тику («За Родину» В. Белова, «Едут, едут по Берлину наши казаки» А. Костерина, «За Москву» Б. Тихонравова и дру
гие).
В послевоенные, особенно в 60-е, годы темы, сюжеты и манера исполнения росписи неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового, свое образного направления ів русской лаковой миниатюре, от личного от Федоскина, Палеха и Мстёры. В реалистическом письме художники промысла пошли дальше мстёрцев. Ра ботая над песенными, сказочными и былинными сюжетами, 179
они также решают их несколько иначе: пишут более круп ными контрастными цветовыми пятнами, с меньшим чис лом фигур («Конек-горбунок», «Снегурочка» Фомина, «Чу- до-юдо рыба кит» А. Костерина, «Жар-птица» Каморина и другие). Пейзажи Холуя отличаются тонким лиризмом. Его мастера первыми создали миниатюры на темы освоения космоса («Небесные братья» В. Белова, «Ярославна» Б. Ти хонравова). В работах А. Костерина «Зарядка», «На про гулке» ярко отражена тема жизни советской молодежи.
Творчество мастеров Холуя поэтично, работы ярко деко ративны, удачно сочетается живопись с изящным орнамен том. Роспись производится темперными красками. Особен ностью их живописной манеры является использование си невато-зеленого и коричнево-оранжевого фонов.
Мастера диплома I степени фабрики художественной ла ковой миниатюры в Холуе, в ¡которую была реорганизована художественная артель, уделяют большое внимание изго товлению сувениров (пластин, коробочек и других) с изоб ражением своего живописного села, городов Суздаля, Вла димира и других памятных мест своего знаменитого края. Вдохновенно трудятся лауреаты Государственной премии РСФСР имени И. Репина 1970 года Н. Бабурин и Б. Кисе лев, награжденный орденом Ленина В. Белов, великолепный мастер-художник А. Костерин и другие.
Большие партии художественных лаковых изделий мо лодого промысла идут на экспорт — в Англию, США, Ита лию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и ценят искусство его мастеров.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ
Прибалтийские республики — Эстония, Латвия, Литва— издавна славятся народными промыслами по художествен ной обработке кожи. Особенно интересны эстонские кожа ные бытовые изделия: одежда, головные уборы, пояса, ки сеты, кошельки; хорошо представлены образцы этих изде лий в большой коллекции, которая хранится свыше 700 лет
вГосударственном этнографическом музее Эстонской ССР
вгороде Тарту. Разнообразные кожаные пояса с различной отделкой, с металлическими накладками (например, с острова Хийумаа), кисеты для табака—мешковидные, скру ченные, мехообразные, все с отделкой в виде аппликаций й инкрустации кожей или цветной тканью, кошельки и сум ки, прикрепляемые к поясу, футляры для ружей и многое
другое — все это дает возможность получить представление о народном искусстве Эстонии прошлого. Но и сегодня они являются источниками вдохновения для мастеров художе ственной обработки кожи.
В современных изделиях эстонские мастерачхудожники широко применяют глубокотисненый, выразительный, чет кий, яркий национальный орнамент. Поэтому самые обы
денные вещи являются в то же время |
образцами народ |
ного искусства и пользуются большим спросом как суве |
|
ниры. |
181 |
Эстонские мастера применяют высококачественную кожу хромового дубления (лайкѵ, замшу, опоек). Мягкость, эла стичность, способность хорошо окрашиваться — все это де лает кожу прекрасным -материалом для изготовления необ ходимых в быту предметов.
Художественную ценность всем этим изделиям придает глубокий рельефный рисунок, нанесенный специальным ин струментом, ручным способом, на лицевой стороне. Для не больших партий изготовляются цинковые, а для изделий массового потребления — медные штампы. Рисунки, как правило, подкрашиваются от руки анилиновыми красите лями.
Современные кожаные художественные изделия: жен ские сумки, футляры для очков, ключей, автоматических ручек, кисеты, портсигары, бумажники, кошельки, папки, обложки для паспортов и других документов украшены изображениями исторических зданий, видами городов при балтийских республик, традиционным орнаментом и поль зуются широким спросом у многочисленных гостей При балтики.
К изготовлению эскизов рисунков для этих изделий при влекаются видные художники и мастера. Многие работы из тисненой и художественно отделанной кожи были за служенно отмечены на всесоюзных и международных вы ставках.
ЦТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ
Высокое качество изделий народных промыслов опреде ляется применением соответствующих материалов, удачной модели и изящной конструкции, тонким художественным исполнением, добротностью отделки и надежностью их в эксплуатации. Художественное оформление этих изделий должно быть выполнено со вкусом, в национальном стиле и отвечать высоким эстетическим требованиям. Материалы, применяемые для их изготовления, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов, технических условий (ТУ). Модель и конструкция изделий должны соответство вать утвержденному образцу и ТУ по рисунку, размерам, форме и назначению.
При обработке изделий должно соблюдаться тщатель ное выполнение каждой технологической операции, от ко торой зависит их изящество и художественная полноцен ность; например, четкое изображение рисунка, соблюдение правильного контура изделия, отсутствие следов инструмен та, вмятин, острых кромок, облоя, заусенцев, шероховато стей и других дефектов.
Внешнее покрытие (серебром, |
эмалями, золотом, лаком |
и другим) должно быть нанесено ровным слоем, без пятен, |
|
трещин, пористостей и сколов. |
183 |
Все детали изделия должны быть прочно соединены ме жду собой. В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах, приборах предметы в комплекте должны быть одинаковы по форме, размеру, расцветке, ри сунку, если другое их композиционное решение не огово рено в технических описаниях на данный вид изделия.
Требования к качеству керамических изделий. Керами ческие художественные изделия должны иметь пористый белый или цветной черепок; красивый, ровный растек гла зури по чистому черепку. Глазурь должна быть прозрач ной, матовой или глянцевой, при этом может быть частич ное или полное задымление, не снижающее декоративных качеств изделия.
На изделиях не допускается : закопченность, задувка, засорка, пузыри, прыщи, вскипание глазури. Допускается только мелкая мушка.
Все керамические изделия должны быть устойчивы. Вы пускаются 1-м и 2-м сортом.
Во 2-м сорте допускается:
а) незначительная матовость и сухость глазури (не бо лее трех мест), не портящая общего вида изделия;
б) плешины и пропуски глазури размером до 6 милли метров — не более четырех мест, хорошо заделанные под цвет изделия лаком и краской;
ів) наколы — мелкие, единичные, рассеянные, до 2 мил лиметров, не более трех мест;
г) засорка единичная, хорошо зашлифованная и отполи рованная, не портящая общего вида изделия.
Суммарно допустимое количество различных дефектов во 2-м сорте —не более пяти.
Требования к качеству камнерезных и янтарных худо жественных изделий. Камнерезные художественные изделия должны иметь тщательно отполированную, до зеркального блеска, поверхность. На лицевой поверхности не допускают- 184 ся сколы, ракоівины, царапины и следы обработки, если они