Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая миниатюра —самостоятельное произведение ис­ кусства. Палешане никогда не повторяют в точности своих рисунков. В последние годы они особенно настойчиво ищут наибольшего соответствия живописи форме украшаемого из­ делия. Нельзя не отметить и того, что наряду с традицион­ ными ларцами, шкатулками, коробочками, пудреницами палешане ныне изготовляют и броши, ожерелья, портсига­ ры, декоративные тарелки, блюда, письменные приборы, марочницы и декоративные пластины. Все это многообра­ зие создается большим творческим коллективом художни­ ков, среди которых более шестидесяти человек — члены Со­ юза художников СССР (пожалуй, это самое большое число членов Союза в производственном коллективе). Высоко це­ нятся изделия, расписанные лауреатами Государственной премии РСФСР имени И. Репина народным художником РСФСР Н. Зиновьевым, заслуженными деятелями искусств РСФСР А. Котухиной и Т. Зубковой, а также заслуженны­ ми художниками РСФСР И. Голиковым, Г. Мельниковым, Б. Ермоловым и другими, которые, следуя традициям осно­ вателей палехского художественного промысла, создают подлинные шедевры миниатюрного письма. Своей тонкой, изящной графикой, необычайной силой цвета и неповтори­ мой прелестью палехские лаковые миниатюры завоевали мировое признание.

МИНИАТЮРНАЯ

живопись

МСТЕРЫ

Третьим центром лаковой миниатюры у нас в стране яв­ ляется поселок Мстёра, расположенный в красивейших ме­ стах Владимирской области. Живописцы Мстёры, как и па­ лешане, издавна были известны своим иконописным искус­ ством. Еще в документах начала XVII века упоминается об

176 иконописном промысле в Мстёре. Славились мстёрскиѳ


мастера и как реставраторы. Однако к искусству лаковой миниатюры они приобщились только в 1930 году, организо­ вав артель «Пролетарское искусство».

Как и палешане, мстёрцы заимствовали технологию про­ изводства лаковых изделий из папье-маше у мастеров Фе­ доскина. Но пишут они не масляными, а темперными эмуль­ сионными красками, что дает почти эмалевое звучание цве­ та после лаковой обработки и позволяет добиваться ювелир­ ной тонкости изображения.

Живопись мстёрских художников значительно отличает­ ся и от палехской. В отличие от миниатюр Палеха, живо­ пись мстёрских художников чаще строится на реалистиче­ ском отображении окружающей действительности,на исполь­ зовании перспективы и многоплановости. Палешане исполь­ зуют черный фон и цветовые контрасты, а мстёрские мастера стремятся создать единство общего тона композициине толь­ ко на черном, но и на голубом, розовом, золотистом фоне.

Отличительной чертой мстёрских мастеров является так­ же изображение эпических сюжетов и жанровых сцен на фоне очень ярких и реалистичных пейзажей, в которых тонко переданы воздушность и глубина пространства. Не­ редко пейзаж проникнут лирическим настроением (напри­ мер, «Встреча» И. Фомичева). Как правило, композиции обрамляются тонким золотым орнаментом.

В исторических сюжетах мстёрские художники вырази-, тельно компонуют сцены, рисующие событие многогранно («Петр Великий на .стройке Петербурга» Н. Шишакова). В сценах охоты и битвы они показывают красоту борьбы сильных людей и радость движения («Куликовская битва» И. Морозова), а в сказках и притчах звучит мягкий, добро­ душный юмор («Два Ивана» Л. Демидовой).

Художники Мстёры создают большое количество миниа­ тюр на революционные («В Разливе» П. Сосина, «1917 год» Н. Шишакова) и современные темы, на темы колхозного

строительства, быта деревни.

177

Темы песен, сказаний, героизма разрабатывает талант­ ливый художник Мстёры Л. Фомичев. Выразительность ри­ сунка фигур, эмоциональная сила цвета отличают его ми­ ниатюры («В космос», «Переписка князя Курбского с Ива­ ном Грозным», «Слово о полку Игореве», «По долинам и по взгорьям»).

Лучшие произведения мстёрских мастеров получили ши­ рокое признание и пользуются неизменным успехом на ху­ дожественных выставках. В настоящее ¡время фабрика «Пролетарское искусство» выпускает разнообразные изде­ лия из папье-маше с лаковой росписью — шкатулки, короб­ ки, ларцы, пудреницы, броши, декоративные тарелки; их украшают миниатюры народного художника РСФСР И. Фо­ мичева, заслуженного деятеля искусств РСФСР Е. Юрина, художников В. Старкова, Е. Зонина и других талантливых мастеров миниатюрной живописи. Художникам Н. Шиша­ кову, И. Фомичеву и Л. Фомичеву в 1970 году была при­ суждена Государственная премия РСФСР имени И. Репина.

ИСКУССТВО

 

САМОГО

/

молодого

 

ПРОМЫСЛА

 

ЛАКОВОЙ

 

МИНИАТЮРЫ —

 

ХОЛУЯ

 

Поселок Холуй,

расположенный южнее Палеха, — это

поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы. И не случайно он явился благотворной средой для вдохновенного творчества народных мастеров русского де­ коративного искусства. Здесь, как в Палехе и Мстёре, ранее было развито мастерство иконописи. Создавались преиму-

178 щественно дешевые иконы для села. После Великой Ок-


тябрьской социалистической революции мастера Холуя ра­ ботали как филиал мстёрской артели «Пролетарское искус­ ство», и лишь в 1934 году была создана самостоятельная художественная артель по росписи лаковых изделий из

папье-маше.

Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя та­ кие энтузиасты, как С. Мокин, К. Костерин, В. ПузановМолев и Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы ла­ ковые изделия промысла заняли свое место в ряду про­ изведений известных издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворе­ ния современной темы в лаковой живописи.

Постепенно первоклассные произведения Холуя, отража­ ющие новое в труде и быте, воплощающие его в эстетиче­ ски своеобразной форме, завоевали известность («Обработ­ ка земли» С. Мокина, «На отдыхе» В. Пузанова-Молева и другие). Творческая самостоятельность и активность худож­ ников укреплялась, вырабатывался свой стиль.

В 1937 году творения художников Холуя экопонировавались на Всемирной выставке в Париже, где им были при­ суждены бронзовые медали, а в последние годы они уже обязательные участники всех международных выставок.

В годы Великой Отечественной войны художественная миниатюра Холуя отражала военную и историческую тема­ тику («За Родину» В. Белова, «Едут, едут по Берлину наши казаки» А. Костерина, «За Москву» Б. Тихонравова и дру­

гие).

В послевоенные, особенно в 60-е, годы темы, сюжеты и манера исполнения росписи неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового, свое­ образного направления ів русской лаковой миниатюре, от­ личного от Федоскина, Палеха и Мстёры. В реалистическом письме художники промысла пошли дальше мстёрцев. Ра­ ботая над песенными, сказочными и былинными сюжетами, 179

они также решают их несколько иначе: пишут более круп­ ными контрастными цветовыми пятнами, с меньшим чис­ лом фигур («Конек-горбунок», «Снегурочка» Фомина, «Чу- до-юдо рыба кит» А. Костерина, «Жар-птица» Каморина и другие). Пейзажи Холуя отличаются тонким лиризмом. Его мастера первыми создали миниатюры на темы освоения космоса («Небесные братья» В. Белова, «Ярославна» Б. Ти­ хонравова). В работах А. Костерина «Зарядка», «На про­ гулке» ярко отражена тема жизни советской молодежи.

Творчество мастеров Холуя поэтично, работы ярко деко­ ративны, удачно сочетается живопись с изящным орнамен­ том. Роспись производится темперными красками. Особен­ ностью их живописной манеры является использование си­ невато-зеленого и коричнево-оранжевого фонов.

Мастера диплома I степени фабрики художественной ла­ ковой миниатюры в Холуе, в ¡которую была реорганизована художественная артель, уделяют большое внимание изго­ товлению сувениров (пластин, коробочек и других) с изоб­ ражением своего живописного села, городов Суздаля, Вла­ димира и других памятных мест своего знаменитого края. Вдохновенно трудятся лауреаты Государственной премии РСФСР имени И. Репина 1970 года Н. Бабурин и Б. Кисе­ лев, награжденный орденом Ленина В. Белов, великолепный мастер-художник А. Костерин и другие.

Большие партии художественных лаковых изделий мо­ лодого промысла идут на экспорт — в Англию, США, Ита­ лию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и ценят искусство его мастеров.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ

Прибалтийские республики — Эстония, Латвия, Литва— издавна славятся народными промыслами по художествен­ ной обработке кожи. Особенно интересны эстонские кожа­ ные бытовые изделия: одежда, головные уборы, пояса, ки­ сеты, кошельки; хорошо представлены образцы этих изде­ лий в большой коллекции, которая хранится свыше 700 лет

вГосударственном этнографическом музее Эстонской ССР

вгороде Тарту. Разнообразные кожаные пояса с различной отделкой, с металлическими накладками (например, с острова Хийумаа), кисеты для табака—мешковидные, скру­ ченные, мехообразные, все с отделкой в виде аппликаций й инкрустации кожей или цветной тканью, кошельки и сум­ ки, прикрепляемые к поясу, футляры для ружей и многое

другое — все это дает возможность получить представление о народном искусстве Эстонии прошлого. Но и сегодня они являются источниками вдохновения для мастеров художе­ ственной обработки кожи.

В современных изделиях эстонские мастерачхудожники широко применяют глубокотисненый, выразительный, чет­ кий, яркий национальный орнамент. Поэтому самые обы­

денные вещи являются в то же время

образцами народ­

ного искусства и пользуются большим спросом как суве­

ниры.

181

Эстонские мастера применяют высококачественную кожу хромового дубления (лайкѵ, замшу, опоек). Мягкость, эла­ стичность, способность хорошо окрашиваться — все это де­ лает кожу прекрасным -материалом для изготовления необ­ ходимых в быту предметов.

Художественную ценность всем этим изделиям придает глубокий рельефный рисунок, нанесенный специальным ин­ струментом, ручным способом, на лицевой стороне. Для не­ больших партий изготовляются цинковые, а для изделий массового потребления — медные штампы. Рисунки, как правило, подкрашиваются от руки анилиновыми красите­ лями.

Современные кожаные художественные изделия: жен­ ские сумки, футляры для очков, ключей, автоматических ручек, кисеты, портсигары, бумажники, кошельки, папки, обложки для паспортов и других документов украшены изображениями исторических зданий, видами городов при­ балтийских республик, традиционным орнаментом и поль­ зуются широким спросом у многочисленных гостей При­ балтики.

К изготовлению эскизов рисунков для этих изделий при­ влекаются видные художники и мастера. Многие работы из тисненой и художественно отделанной кожи были за­ служенно отмечены на всесоюзных и международных вы­ ставках.


ЦТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ НАРОДНЫХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОМЫСЛОВ

Высокое качество изделий народных промыслов опреде­ ляется применением соответствующих материалов, удачной модели и изящной конструкции, тонким художественным исполнением, добротностью отделки и надежностью их в эксплуатации. Художественное оформление этих изделий должно быть выполнено со вкусом, в национальном стиле и отвечать высоким эстетическим требованиям. Материалы, применяемые для их изготовления, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов, технических условий (ТУ). Модель и конструкция изделий должны соответство­ вать утвержденному образцу и ТУ по рисунку, размерам, форме и назначению.

При обработке изделий должно соблюдаться тщатель­ ное выполнение каждой технологической операции, от ко­ торой зависит их изящество и художественная полноцен­ ность; например, четкое изображение рисунка, соблюдение правильного контура изделия, отсутствие следов инструмен­ та, вмятин, острых кромок, облоя, заусенцев, шероховато­ стей и других дефектов.

Внешнее покрытие (серебром,

эмалями, золотом, лаком

и другим) должно быть нанесено ровным слоем, без пятен,

трещин, пористостей и сколов.

183

Все детали изделия должны быть прочно соединены ме­ жду собой. В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах, приборах предметы в комплекте должны быть одинаковы по форме, размеру, расцветке, ри­ сунку, если другое их композиционное решение не огово­ рено в технических описаниях на данный вид изделия.

Требования к качеству керамических изделий. Керами­ ческие художественные изделия должны иметь пористый белый или цветной черепок; красивый, ровный растек гла­ зури по чистому черепку. Глазурь должна быть прозрач­ ной, матовой или глянцевой, при этом может быть частич­ ное или полное задымление, не снижающее декоративных качеств изделия.

На изделиях не допускается : закопченность, задувка, засорка, пузыри, прыщи, вскипание глазури. Допускается только мелкая мушка.

Все керамические изделия должны быть устойчивы. Вы­ пускаются 1-м и 2-м сортом.

Во 2-м сорте допускается:

а) незначительная матовость и сухость глазури (не бо­ лее трех мест), не портящая общего вида изделия;

б) плешины и пропуски глазури размером до 6 милли­ метров — не более четырех мест, хорошо заделанные под цвет изделия лаком и краской;

ів) наколы — мелкие, единичные, рассеянные, до 2 мил­ лиметров, не более трех мест;

г) засорка единичная, хорошо зашлифованная и отполи­ рованная, не портящая общего вида изделия.

Суммарно допустимое количество различных дефектов во 2-м сорте —не более пяти.

Требования к качеству камнерезных и янтарных худо­ жественных изделий. Камнерезные художественные изделия должны иметь тщательно отполированную, до зеркального блеска, поверхность. На лицевой поверхности не допускают- 184 ся сколы, ракоівины, царапины и следы обработки, если они