Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

портят вид изделия; мелкие раковины должны быть тща­ тельно оглажены мастикой под общий вид и фактуру кам­ ня. Съемные детали в собранном виде изделия должны плотно прилегать одна к другой; в изделиях с шарнирным соединением (портсигары, пудреницы, ларцы и другие) шар­ ниры должны обеспечивать удобство в эксплуатации, проч­ ность соединения и сопряжения деталей.

В янтарных изделиях подбор деталей должен быть вы­ держан строго по форме, расцветке и размерам, за исклю­ чением изделий, в которых чередование деталей разной формы, величины и расцветки предусмотрено компози­

цией.

Требования к качеству художественных изделий из де­ рева. Изделия из дерева не должны иметь сколов, вмятин, сучков, трухлявости. Лакированные и полированные поверх­ ности изделий должны иметь гладкую, блестящую поверх­ ность, одного тона, ровного по всей поверхности изделия, без потеков и царапин.

В столярных изделиях соединения должны быть плот­ ными, крышки плотно пригнанными, но открываться сво­ бодно, без особых усилий; швы заполированными.

Богородские и другие объемные деревянные скульптуры должны иметь следы от режущих инструментов одинаковой глубины, форма их должна быть четко выраженной.

Абрамцево-кудрииские изделия плоского рельефа долж­ ны иметь рисунок, одинаковый по глубине, ровный фон, овалы одинаково закругленные. Изделия не должны иметь сколов, швы должны быть заполированными.

Семеновские и хохломские изделия должны иметь оди­ наковую интенсивность окраски по всей композиции, без затеков краски, иметь четкий рисунок и ровный фон. На изделиях не должно быть следов токарной обработки.

Косовские и унцукульские изделия должны иметь чет­ кий рисунок, поверхность изделия должна быть хорошо

заполированной.

185

Изделия с насечкой, инкрустацией не должны иметь сколов, вмятин, царапин, подшлифовки, подтеков лака, ино­ родного вкрапления в лаковое покрытие. Допускаются не­ значительные сучки (внутренние), незначительные риски, сросшиеся сучки до 10 миллиметров — по одной штуке на крупногабаритном изделии (полочка и т. л.).

Изделия из капо-корня не должны иметь неплотно при­ гнанных деталей, матовых пятен и седины на поверхности, царапин и трещин. Влажность древесины не должна превы­

шать 10%.

Шемогодскиѳ берестяные изделия должны иметь ровный, без вмятин и рубцов, подкладочный фон. Не допускается «отлипание» рисунка из бересты.

Деревянные художественные изделия (за исключением хохломских) выпускаются только 1-м сортом. Хохломские изделия выпускаются 1-м и 2-м сортом. Ко 2-му сорту от­ носятся изделия с незначительными дефектами, не влияю­ щими на их эксплуатационные свойства и не портящими

внешнего вида.

Требования к качеству металлических художественных изделий. Металлические художественные штампованные, филигранные и чеканные изделия должны быть изготовле­ ны в строгом соответствии с чертежами, утвержденными техническими описаниями (паспортом) и образцом-эталоном.

Штампованный, чеканный, филигранный или гравиро­ ванный рисунок должен быть выполнен рельефно, иметь четкое изображение, технически хорошо выполнен и соот­ ветствовать композиции.

В изделиях с чернью и оксидированных углубленные ме­ ста гравированного рисунка должны быть равномерными по цвету. Допускается густота черни по тону, если это вы­ зывается композицией изделия.

Эмалевые покрытия должны быть равномерной толщи­ ны, гладкими, прочными, без заметных невооруженным

186 глазом пропусков, пятен, просветов, царапин и пузырей.



Все детали металлических художественных изделий должны быть прочно соединены между собою, не должны иметь видимых невооруженным глазом вмятин, трещин, ца­ рапин, раковин, острых кромок, шероховатостей, заусенцев, следов инструментов, облоя.

В предметах сервировки стола (кофейники, чайники и т. п.), предназначенных для горячих жидкостей, голов­ ка, крышки и ручки должны иметь теплоизоляционные про­ кладки или покрытия. Вазы, кувшины, стопки и т. п. дол­ жны иметь устойчивость на горизонтальной плоскости.

Жостовские ¡подносы должны иметь красочный рисунок, края — хорошо закатанные, без заусенцев; лаковое покры­ тие —стекловидное и без подтеков.

Требования к качеству кружев ручной работы, художе­ ственной вышивки, золотошвейных изделий и ковров. Кру­ жева, изделия с художественной вышивкой и золотошвей­ ные изделия должны быть выработаны из однотонных, прочных, соответствующего номера ниток, равномерных по толщине, без узлов и шишковатости. Узор кружева дол­ жен быть четким, правильно расположен и выполнен точно по сколу, без ослабленных, затянутых, пропущенных и над­

резанных ниток.

Кружена должны быть без пятен и загрязнений, иметь ровные края и одинаковую ширину по всей длине. Не до­ пускается следов ржавчины от булавок. Изделия не долж­ ны иметь обрывов нитей, перекоса рисунка, плетение долж­ но быть ровным.

Золотошвейные изделия должны иметь четкий рисунок с ровным стежком.

Готовые изделия очищаются от ниток и других засоре­ ний, тщательно отутюживаются.

Ковры должны быть изготовлены на высоком художе-, ственном уровне. Особое внимание уделяется красителям, которые должны быть высокоустойчивы к действию воды,

света и к трению.

187

Сортность изделий определяется качеством художествен­ ной работы, а также на основе сортности нитей и тканей, применяемых для изготовления кружев, художественной вышивки, золотошвейных изделий и ковров.

Требования к качеству костерезных художественных из­ делий. В ажурных, скульптурных и рельефных изделиях из кости и рога резьба должна быть точной, чистой и чет­ кой, без обрыва в орнаменте, и соответствовать рисунку, утвержденным образцам и техническим условиям. Изделия должны быть однородны по цвету, хорошо отполированы, без посторонних включений; костяные изделия, кроме того, должны быть хорошо отбелены.

Детали изделий должны быть прочно, без зазоров, смонтированы на клее, проволоке, шурупах и т. п. Крыш­ ки изделий не должны иметь перекосов, должны свободно открываться и закрываться.

Не допускаются на поверхности изделия следы клея, ско­ лы, трещины.

Изделия из кости выпускаются только 1-м сортом. В из­ делиях допускается пористость не более одного миллимет­ ра глубиной. В изделиях из зуба кашалота могут быть скоп­ ления жирового накрапа, не сконцентрированного в одном месте, которые не влияют на внешний вид и художествен­ ную ценность изделия.

Требования к качеству изделий с лаковой живописью из папье-маше. Миниатюрная художественная роспись и орна­ мент должны соответствовать утвержденному образцу —

эталону.

Живопись, орнамент или другое декоративное оформле­ ние изделий из папье-маше должно иметь ровный красоч­ ный слой; рисунок не должен иметь искажений и недора­ боток; поверхность должна быть отполирована до зеркаль­

ного блеска.

На внешней и внутренней поверхностях изделий долж188 но быть блестящее лаковое покрытие, не должно быть на-


ливов, засоренности лака, неровностей, подтеков, царапин,, пятен, бугров, трещин, выбоин.

Изделия, крышки которых крепятся на сплошных рояль­ ного типа петлях (туалетные коробки, ларцы и т. п.), долж­ ны иметь хорошую заделку петель, плотно закрываться. Вставка в шарниры медной проволоки не допускается. Не допускается коробление изделий.

Изделия с лаковой живописью из папье-маше выпуска­ ются только 1-м сортом.

Требования к качеству художественных изделий из кожи. Кожа, применяемая для изготовления художествен­ ных изделий, должна иметь красивую естественную или ис­ кусственную мерию, быть плотной, гладкой, мягкой, эластич­ ной, хорошо продубленной и не иметь грубых пороков: сад­ ки лица, свищей, болячек, ороговения, осыпания краски и других. Бахторма кожи должна быть гладкой, хорошо отпо­ лированной. Рисунок на коже должен быть четким, кра­ сочное покрытие — ровным, без подтеков.

В изделиях с обрезанными краями последние должны быть аккуратно обрезаны, зачищены, закрашены под цвет лицевой поверхности и заглажены до блеска. Если детали склеены или сварены, то соединение деталей должно быть прочным, гладким, без трещин, пробоин, смещений, ровным и плотным ; швы на всех изделиях — ровными, а прошив­ ная лента —без дефектов и одинаковая по ширине.

Материалы, применяемые для подкладки, должны быть подобраны в тон изделий, подкладка не должна иметь сле­ дов клея и морщин.

Изделия выпускаются 1-м и 2-м сортом. Ко 2-му сорту относятся изделия, имеющие незначительные дефекты, не портящие внешнего вида и не влияющие на эксплуатацион­ ные свойства изделий.

ОСОБЕННОСТИ МАРКИРОВКИ, УПАКОВКИ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Маркировка. Изделия из золота и серебра маркируются именником предприятия-изготовителя и, согласно правилам клеймения изделий из драгоценных металлов, инспекцией пробирного надзора Министерства финансов СССР. Инспек­ ция наносит пробирными клеймами пробу (содержание зо­ лота или серебра в тысяче весовых единиц сплава, приме­ няемого для изготовления изделия).

Изделия из недрагоценных металлов маркируются толь­ ко именником предприятия-изготовителя. Оттиск клейма и именника должен быть ясным и четким, но в то же время не должен нарушать художественные достоинства изделия.

Изделия из золота и серебра с эмалью в случае невоз­ можности наложения на них оттисков пробирного клейма клеймятся на привешенных пломбах.

Неметаллические изделия маркируются путем выдавли­ вания товарного знака предприятия-изготовителя или нане­ сения его несмываемой краской штампом, а также наклей­ кой или прикреплением к изделию нитками этикетки.

В маркировке (чаще — на этикетке) указывают наиме­ нование и товарный знак предприятия-изготовителя, наиме­ нование и артикул изделия, цену изделия, МРТУ (РТУ, ТУ),

190 номер браковщика и дату выпуска.


Маркировка должна производиться так, чтобы она не портила внешнего вида изделия. На лицевых частях марки­ ровка не производится.

На изделиях из папье-маше и лаковых на лицевой сто­ роне указываются: место исполнения, фамилия исполни­ теля, а иногда и название сюжета. Приклеивать на такие изделия ярлык нельзя.

Упаковка. Упаковка художественных изделий должна быть такой, чтобы максимально снизить их 'бой и порчу при транспортировке и хранении. Изделия из серебра и эмали стоимостью от 1 рубля 50 копеек до 5 рублей упаковыва­ ются в индивидуальные художественно оформленные кар­ тонные коробки. Коробки с изделиями укладываются в пач* ки и обандероливаются. На пачку наклеивается этикетка с указанием предприятия-изготовителя, наименования изде­ лия, артикула, розничной цены и количества изделий. Из* делил стоимостью свыше 5 рублей вкладываются в индиви­ дуальные футляры. Винные приборы, чайные и кофейные сервизы из серебра с чернью упаковываются в специальные футляры. Подстаканники, конфетницы, вазочки для ва­ ренья, портсигары и т. п. упаковываются в индивидуальные картонные коробки.

Каждое изделие из серебра, независимо от вида упаков­ ки, предварительно обязательно должно быть завернуто в тонкую бумагу, чтобы в результате трения и ударов на по­ лированной поверхности изделий не могли появиться потер­ тости, вмятины, царапины и другие пороки.

Изделия из папье-маше и лаков, камнерезные и косте­ резные упаковываются в индивидуальные картонные ко­ робки, предварительно обертываются ватой или мягкой бу­ магой.

Необходимо помнить, что камнерезные изделия и из­

делия из папье-маше с художественной росписью, имея

 

нежную отполированную поверхность, могут быть легко по­

19Î

терты и поцарапаны.

Изделия народных художественных промыслов из дере­ ва, керамики и других материалов упаковываются в ящи­ ки с предварительной оберткой бумагой.

Коробки и футляры с изделиями укладываются в ящики плотно, свободные места заполняются мягкой бумагой, мяг­ кой стружкой или другими мягкими материалами, чтобы предохранить изделия от перемещения и повреждения в пути. На ящики с бьющимися изделиями (керамическими и другими), которые могут подвергнуться порче от непра­ вильного положения в пути, ударов и толчков при перегруз­ ках, должны быть нанесены предупредительные надписи несмываемыми красками: «Не кантовать», «Не бросать», «Не переворачивать», «Верх» или рисунок рюмки, что обо­ значает : «Осторожно — стекло! »

В картонную или деревянную тару вкладывается упако­ вочная ведомость с указанием: организации, которой под­ чинено предприятие-изготовитель, наименования предприя­ тия-изготовителя и его адреса, наименования изделия, ар­ тикула, количества изделий, цены. Вес ящика не должен превышать 50 килограммов.

Транспортирование. Транспортирование изделий народ­ ных художественных промыслов производится всеми вида­ ми транспорта с соблюдением мер, предохраняющих их от атмосферных осадков и механических повреждений. Иного­ родним заказчикам изделия лучше отправлять в .контей­ нерах.

Хранение. Хранение изделий народных художественных промыслов и уход за ними должны быть организованы так, чтобы не допускать снижения их первоначального каче­

ства.

Изделия в складах должны храниться при температуре 20±5° С только в таре, в пачках, коробках или футлярах, на полках, не ближе одного метра от отопительных прибо­ ров и электрических проводов. Складские помещения дол-

192 жны быть светлыми, чистыми, проветриваемыми, не долж-