Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
портят вид изделия; мелкие раковины должны быть тща тельно оглажены мастикой под общий вид и фактуру кам ня. Съемные детали в собранном виде изделия должны плотно прилегать одна к другой; в изделиях с шарнирным соединением (портсигары, пудреницы, ларцы и другие) шар ниры должны обеспечивать удобство в эксплуатации, проч ность соединения и сопряжения деталей.
В янтарных изделиях подбор деталей должен быть вы держан строго по форме, расцветке и размерам, за исклю чением изделий, в которых чередование деталей разной формы, величины и расцветки предусмотрено компози
цией.
Требования к качеству художественных изделий из де рева. Изделия из дерева не должны иметь сколов, вмятин, сучков, трухлявости. Лакированные и полированные поверх ности изделий должны иметь гладкую, блестящую поверх ность, одного тона, ровного по всей поверхности изделия, без потеков и царапин.
В столярных изделиях соединения должны быть плот ными, крышки плотно пригнанными, но открываться сво бодно, без особых усилий; швы заполированными.
Богородские и другие объемные деревянные скульптуры должны иметь следы от режущих инструментов одинаковой глубины, форма их должна быть четко выраженной.
Абрамцево-кудрииские изделия плоского рельефа долж ны иметь рисунок, одинаковый по глубине, ровный фон, овалы одинаково закругленные. Изделия не должны иметь сколов, швы должны быть заполированными.
Семеновские и хохломские изделия должны иметь оди наковую интенсивность окраски по всей композиции, без затеков краски, иметь четкий рисунок и ровный фон. На изделиях не должно быть следов токарной обработки.
Косовские и унцукульские изделия должны иметь чет кий рисунок, поверхность изделия должна быть хорошо
заполированной. |
185 |
Изделия с насечкой, инкрустацией не должны иметь сколов, вмятин, царапин, подшлифовки, подтеков лака, ино родного вкрапления в лаковое покрытие. Допускаются не значительные сучки (внутренние), незначительные риски, сросшиеся сучки до 10 миллиметров — по одной штуке на крупногабаритном изделии (полочка и т. л.).
Изделия из капо-корня не должны иметь неплотно при гнанных деталей, матовых пятен и седины на поверхности, царапин и трещин. Влажность древесины не должна превы
шать 10%.
Шемогодскиѳ берестяные изделия должны иметь ровный, без вмятин и рубцов, подкладочный фон. Не допускается «отлипание» рисунка из бересты.
Деревянные художественные изделия (за исключением хохломских) выпускаются только 1-м сортом. Хохломские изделия выпускаются 1-м и 2-м сортом. Ко 2-му сорту от носятся изделия с незначительными дефектами, не влияю щими на их эксплуатационные свойства и не портящими
внешнего вида.
Требования к качеству металлических художественных изделий. Металлические художественные штампованные, филигранные и чеканные изделия должны быть изготовле ны в строгом соответствии с чертежами, утвержденными техническими описаниями (паспортом) и образцом-эталоном.
Штампованный, чеканный, филигранный или гравиро ванный рисунок должен быть выполнен рельефно, иметь четкое изображение, технически хорошо выполнен и соот ветствовать композиции.
В изделиях с чернью и оксидированных углубленные ме ста гравированного рисунка должны быть равномерными по цвету. Допускается густота черни по тону, если это вы зывается композицией изделия.
Эмалевые покрытия должны быть равномерной толщи ны, гладкими, прочными, без заметных невооруженным
186 глазом пропусков, пятен, просветов, царапин и пузырей.
Все детали металлических художественных изделий должны быть прочно соединены между собою, не должны иметь видимых невооруженным глазом вмятин, трещин, ца рапин, раковин, острых кромок, шероховатостей, заусенцев, следов инструментов, облоя.
В предметах сервировки стола (кофейники, чайники и т. п.), предназначенных для горячих жидкостей, голов ка, крышки и ручки должны иметь теплоизоляционные про кладки или покрытия. Вазы, кувшины, стопки и т. п. дол жны иметь устойчивость на горизонтальной плоскости.
Жостовские ¡подносы должны иметь красочный рисунок, края — хорошо закатанные, без заусенцев; лаковое покры тие —стекловидное и без подтеков.
Требования к качеству кружев ручной работы, художе ственной вышивки, золотошвейных изделий и ковров. Кру жева, изделия с художественной вышивкой и золотошвей ные изделия должны быть выработаны из однотонных, прочных, соответствующего номера ниток, равномерных по толщине, без узлов и шишковатости. Узор кружева дол жен быть четким, правильно расположен и выполнен точно по сколу, без ослабленных, затянутых, пропущенных и над
резанных ниток.
Кружена должны быть без пятен и загрязнений, иметь ровные края и одинаковую ширину по всей длине. Не до пускается следов ржавчины от булавок. Изделия не долж ны иметь обрывов нитей, перекоса рисунка, плетение долж но быть ровным.
Золотошвейные изделия должны иметь четкий рисунок с ровным стежком.
Готовые изделия очищаются от ниток и других засоре ний, тщательно отутюживаются.
Ковры должны быть изготовлены на высоком художе-, ственном уровне. Особое внимание уделяется красителям, которые должны быть высокоустойчивы к действию воды,
света и к трению. |
187 |
Сортность изделий определяется качеством художествен ной работы, а также на основе сортности нитей и тканей, применяемых для изготовления кружев, художественной вышивки, золотошвейных изделий и ковров.
Требования к качеству костерезных художественных из делий. В ажурных, скульптурных и рельефных изделиях из кости и рога резьба должна быть точной, чистой и чет кой, без обрыва в орнаменте, и соответствовать рисунку, утвержденным образцам и техническим условиям. Изделия должны быть однородны по цвету, хорошо отполированы, без посторонних включений; костяные изделия, кроме того, должны быть хорошо отбелены.
Детали изделий должны быть прочно, без зазоров, смонтированы на клее, проволоке, шурупах и т. п. Крыш ки изделий не должны иметь перекосов, должны свободно открываться и закрываться.
Не допускаются на поверхности изделия следы клея, ско лы, трещины.
Изделия из кости выпускаются только 1-м сортом. В из делиях допускается пористость не более одного миллимет ра глубиной. В изделиях из зуба кашалота могут быть скоп ления жирового накрапа, не сконцентрированного в одном месте, которые не влияют на внешний вид и художествен ную ценность изделия.
Требования к качеству изделий с лаковой живописью из папье-маше. Миниатюрная художественная роспись и орна мент должны соответствовать утвержденному образцу —
эталону.
Живопись, орнамент или другое декоративное оформле ние изделий из папье-маше должно иметь ровный красоч ный слой; рисунок не должен иметь искажений и недора боток; поверхность должна быть отполирована до зеркаль
ного блеска.
На внешней и внутренней поверхностях изделий долж188 но быть блестящее лаковое покрытие, не должно быть на-
ливов, засоренности лака, неровностей, подтеков, царапин,, пятен, бугров, трещин, выбоин.
Изделия, крышки которых крепятся на сплошных рояль ного типа петлях (туалетные коробки, ларцы и т. п.), долж ны иметь хорошую заделку петель, плотно закрываться. Вставка в шарниры медной проволоки не допускается. Не допускается коробление изделий.
Изделия с лаковой живописью из папье-маше выпуска ются только 1-м сортом.
Требования к качеству художественных изделий из кожи. Кожа, применяемая для изготовления художествен ных изделий, должна иметь красивую естественную или ис кусственную мерию, быть плотной, гладкой, мягкой, эластич ной, хорошо продубленной и не иметь грубых пороков: сад ки лица, свищей, болячек, ороговения, осыпания краски и других. Бахторма кожи должна быть гладкой, хорошо отпо лированной. Рисунок на коже должен быть четким, кра сочное покрытие — ровным, без подтеков.
В изделиях с обрезанными краями последние должны быть аккуратно обрезаны, зачищены, закрашены под цвет лицевой поверхности и заглажены до блеска. Если детали склеены или сварены, то соединение деталей должно быть прочным, гладким, без трещин, пробоин, смещений, ровным и плотным ; швы на всех изделиях — ровными, а прошив ная лента —без дефектов и одинаковая по ширине.
Материалы, применяемые для подкладки, должны быть подобраны в тон изделий, подкладка не должна иметь сле дов клея и морщин.
Изделия выпускаются 1-м и 2-м сортом. Ко 2-му сорту относятся изделия, имеющие незначительные дефекты, не портящие внешнего вида и не влияющие на эксплуатацион ные свойства изделий.
ОСОБЕННОСТИ МАРКИРОВКИ, УПАКОВКИ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Маркировка. Изделия из золота и серебра маркируются именником предприятия-изготовителя и, согласно правилам клеймения изделий из драгоценных металлов, инспекцией пробирного надзора Министерства финансов СССР. Инспек ция наносит пробирными клеймами пробу (содержание зо лота или серебра в тысяче весовых единиц сплава, приме няемого для изготовления изделия).
Изделия из недрагоценных металлов маркируются толь ко именником предприятия-изготовителя. Оттиск клейма и именника должен быть ясным и четким, но в то же время не должен нарушать художественные достоинства изделия.
Изделия из золота и серебра с эмалью в случае невоз можности наложения на них оттисков пробирного клейма клеймятся на привешенных пломбах.
Неметаллические изделия маркируются путем выдавли вания товарного знака предприятия-изготовителя или нане сения его несмываемой краской штампом, а также наклей кой или прикреплением к изделию нитками этикетки.
В маркировке (чаще — на этикетке) указывают наиме нование и товарный знак предприятия-изготовителя, наиме нование и артикул изделия, цену изделия, МРТУ (РТУ, ТУ),
190 номер браковщика и дату выпуска.
Маркировка должна производиться так, чтобы она не портила внешнего вида изделия. На лицевых частях марки ровка не производится.
На изделиях из папье-маше и лаковых на лицевой сто роне указываются: место исполнения, фамилия исполни теля, а иногда и название сюжета. Приклеивать на такие изделия ярлык нельзя.
Упаковка. Упаковка художественных изделий должна быть такой, чтобы максимально снизить их 'бой и порчу при транспортировке и хранении. Изделия из серебра и эмали стоимостью от 1 рубля 50 копеек до 5 рублей упаковыва ются в индивидуальные художественно оформленные кар тонные коробки. Коробки с изделиями укладываются в пач* ки и обандероливаются. На пачку наклеивается этикетка с указанием предприятия-изготовителя, наименования изде лия, артикула, розничной цены и количества изделий. Из* делил стоимостью свыше 5 рублей вкладываются в индиви дуальные футляры. Винные приборы, чайные и кофейные сервизы из серебра с чернью упаковываются в специальные футляры. Подстаканники, конфетницы, вазочки для ва ренья, портсигары и т. п. упаковываются в индивидуальные картонные коробки.
Каждое изделие из серебра, независимо от вида упаков ки, предварительно обязательно должно быть завернуто в тонкую бумагу, чтобы в результате трения и ударов на по лированной поверхности изделий не могли появиться потер тости, вмятины, царапины и другие пороки.
Изделия из папье-маше и лаков, камнерезные и косте резные упаковываются в индивидуальные картонные ко робки, предварительно обертываются ватой или мягкой бу магой.
Необходимо помнить, что камнерезные изделия и из
делия из папье-маше с художественной росписью, имея |
|
нежную отполированную поверхность, могут быть легко по |
19Î |
терты и поцарапаны. |
Изделия народных художественных промыслов из дере ва, керамики и других материалов упаковываются в ящи ки с предварительной оберткой бумагой.
Коробки и футляры с изделиями укладываются в ящики плотно, свободные места заполняются мягкой бумагой, мяг кой стружкой или другими мягкими материалами, чтобы предохранить изделия от перемещения и повреждения в пути. На ящики с бьющимися изделиями (керамическими и другими), которые могут подвергнуться порче от непра вильного положения в пути, ударов и толчков при перегруз ках, должны быть нанесены предупредительные надписи несмываемыми красками: «Не кантовать», «Не бросать», «Не переворачивать», «Верх» или рисунок рюмки, что обо значает : «Осторожно — стекло! »
В картонную или деревянную тару вкладывается упако вочная ведомость с указанием: организации, которой под чинено предприятие-изготовитель, наименования предприя тия-изготовителя и его адреса, наименования изделия, ар тикула, количества изделий, цены. Вес ящика не должен превышать 50 килограммов.
Транспортирование. Транспортирование изделий народ ных художественных промыслов производится всеми вида ми транспорта с соблюдением мер, предохраняющих их от атмосферных осадков и механических повреждений. Иного родним заказчикам изделия лучше отправлять в .контей нерах.
Хранение. Хранение изделий народных художественных промыслов и уход за ними должны быть организованы так, чтобы не допускать снижения их первоначального каче
ства.
Изделия в складах должны храниться при температуре 20±5° С только в таре, в пачках, коробках или футлярах, на полках, не ближе одного метра от отопительных прибо ров и электрических проводов. Складские помещения дол-
192 жны быть светлыми, чистыми, проветриваемыми, не долж-