Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
Гидравлическими транспортерами перемещают на сыпной груз в потоке воды. Движется груз с водой по трубопроводам под напором, создаваемым насосной станцией. В конечном пункте груз попадает в резервуар либо на отделяющий грохот.
Транспортеры этого типа применяют при централи зованной раздаче кормов, внесении жидких удобрений, корневой подкормке растений. Их достоинства — высо кая производительность. Их недостатки — ограниченная номенклатура груза, опасность его промерзания зимой при работе на открытом воздухе.
ПОГРУЗЧИКИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Погрузчики этого типа заводы выпускают навесными на трактор или шасси, прицепными и самоходными. Наиболее распространены в сельском хозяйстве навес ные на трактор.
Такие погрузчики универсальны: ими выполняют раз ные работы, в том числе и землеройные. Для повыше ния устойчивости и увеличения универсальности погруз чиков впереди трактора навешивают бульдозер. При цепные погрузчики одно- и двухосные, самоходные имеют ходовую часть и двигатель. Привод погрузчиков гидравлический.
В гидросистемах используют тракторные и автоном ные распределители. Последние не фиксируют золотник в рабочем положении и не имеют механизма автомати ческого возврата золотников в нейтральное положение.
Для привода стрелы и рабочего органа применяют гидроцилиндры двух- и одностороннего действия. Пер вые обеспечивают более плавную и надежную работу. Рабочая жидкость гидроприводов: летом — дизельное масло Дп-11; зимой — дизельное Дп-8 и индустриаль
ное «20» (веретенное 3). |
— машины напорного |
Подкапывающие погрузчики |
|
действия. Рабочий орган (ковш, вилы и т. п.) погру жается в материал, как бы подкапывает его, используя давление, создаваемое движителем, и обрушение мате риала.
Время наполнения рабочего органа определяется грузоподъемностью, параметрами погружения режущей кромки, сопротивлением материала погружению рабо чего органа, объемным весом материала и его сцепными
15
свойствами, поступательной скоростью движения по грузчика при наполнении рабочего органа.
Время подъема (опускания) рабочего органа, пере носа его через трактор и возврата в исходное положе ние зависит от параметров гидравлических цилиндров привода стрелы и производительности насоса.
Зависимость класса трактора от грузоподъемности погрузчика следующая.
|
Грузоподъемность, тс |
Класс трактора, тс |
|
|
0,2-0,32 |
. |
0,6-0,9 |
|
0,5-0,8 |
1,4-3 |
|
|
1- 1,6 |
|
3 -4 |
При |
эксплуатации погрузчиков |
необходимо иметь |
|
в виду, |
что коэффициент устойчивости трактора должен |
быть не менее 1,15. Подкапывающие погрузчики есть фронтальные, фронтально-перекидные и с параллельным перемещением подъемной рамы.
Ф р о н т а л ь н ы е (рис. 5) работают, перемещаясь от материала к месту разгрузки. Их изготовляют с различ ным способом навески: спереди,сзади трактора и (реже) сбоку. Наиболее распространены первые, их рабочий ор ган погружают в материал при движении трактора впе ред или назад, а после подъема груза на необходимую высоту трактор разворачивается так, что рабочий орган
Рис. 5. Фронтальный погрузчик:
1 — рабочий орган: 2 — гидроцилиндр управления рабочим органом; 3 — стрела; 4 — гидроцилиндр подъема стрелы;
5 — рама,
16 ■
оказывается обращенным к месту выгрузки. Выгрузка впереди трактора.
Погружение в материал рабочего органа погруз чика, навешенного сзади трактора, происходит при его заднем ходе. Эти погрузчики требуют реверсивного управления трактором.
При фронтальном способе подачи грузов трактор с погрузчиком перемещается от места наполнения рабо чего органа к месту погрузки и обратно. Подъем и воз врат рабочего органа в исходное положение могут быть на 50% совмещены по времени с перемещением агрегата.
Механизм подъема стрелы фронтальных погрузчиков обеспечивает заглубление рабочего органа в землю на
0,2—0,3 м.
Ф р о н т а л ь н о - п е р е к и д н ы е погрузчики отли чаются загрузкой рабочего органа при движении трак тора вперед, а разгрузкой впереди или сзади него. Раз грузка сзади трактора более производительна, исклю чается предварительный поворот.
17
Для улучшения условий труда механизатора фрон тально-перекидные погрузчики оборудованы шарнирно рычажными четырехзвенниками, автоматически регули рующими положение рабочего органа при движении его над трактором. В них предусмотрены также защитные устройства над рабочим местом тракториста.
Механизм опрокидывания рабочего органа обеспечи вает такое положение, когда исключается возможность просыпания груза при переносе его через кабину трак тора.
В перекидных стогометателях в механизме подъема стрелы применяют гйдроаккумуляторы, что ускоряет сбрасывание материала с рабочего органа.
Погрузчики с параллельным перемещением подъем ной рамы (рис. 6) навешивают на трактор преимуще ственно сзади и используют для подъема штучных гру зов. Его захватывают при заднем ходе трактора, подни мают за счет параллельного перемещения телескопиче ской рамы в специальных направляющих, угол наклона которых можно изменять для улучшения условий подъ ема груза и разгрузки.
Погрузчики этого типа применяют и с вилочным ра бочим органом для погрузки и перегрузки контейнеров и другой тарной емкости с грузом. В этом случае ра боту выполняют в режиме захватывающих погрузчиков.
Захватывающие погрузчики принимают груз захва том сверху или снизу крюком, вильчатым захватом или другим рабочим органом. Массовые насыпные грузы за хватывают грейфером. Эти погрузчики могут быть с подъемной либо с поворотной стрелой, в зависимости от характера движения рабочего органа с грузом.
П о г р у з ч и к и с п о д ъ е м н о й с т р е л о й — про стейшие. Их навешивают на трактор сзади — на его трехточечную навесную гидравлическую систему. По грузчиками с поворотной стрелой захватывают и грузят материалы при неподвижном тракторе.
Рабочая зона погрузчиков, навешенных на раму трактора, ограничивается поворотом стрелы в пределах 180°. Рабочая зона прицепных погрузчиков 180—270° угла поворота стрелы, а самоходных 360°.
Наиболее распространены погрузчики с поворотной стрелой (рис. 7). Подъем груза и изменение радиуса действия стрелы выполняют за счет складывания стрелы в вертикальной плоскости, Есть также погрузчики с те-
18
1
Рис. 7. Погрузчик с поворотной стрелой (вид сбоку):
/ — бульдозер; 2 — рама; 3 — гидроцилиндр поворота; 4 — опорные домкраты; 5 — колонка; 6 — стрела; 7 — гидроцилиндр подъема; S — гидроцилиндр складывания стрелы; 9 — гидроцилиндр управ ления рабочим органом; 10 — рабочий орган.
лескопической стрелой, изменяющие радиус действия подъемом и опусканием стрелы вокруг шарнира на по
воротной колонке. |
обеспечивается за счет |
шестерни |
|
Поворот стрелы |
|||
с рейкой, рычажным или цепным механизмом. |
опорами |
||
Большинство погрузчиков с |
выдвижными |
||
(гидравлические или ручные), |
увеличивающими базу |
||
агрегата. |
изменение длины ее вылета, подъем |
||
Поворот стрелы, |
и опускание, раскрывают и закрывают грейфер гидрав лическими цилиндрами двухстороннего действия. Неза висимый гидропривод от вала отбора мощности трак тора.
Стрела обеспечивает заглубление рабочего органа на 1,5—2,5 м, в зависимости от назначения и типа машины. Устойчивость погрузчика при положении стрелы вдоль него зависит от опрокидывающей силы и плеча опроки дывания, проходящего через дополнительные опоры.
19
Предполагается, что задние колеса трактора с дополни тельными опорами полностью разгружаются от веса аг регата, а его опоры — передние колеса трактора и до полнительные колеса погрузчика. Восстанавливающий момент агрегата создается его весом относительно плеча опрокидывания, проходящего через дополнительные опоры.
При выборе площадки для работы погрузчика с по воротной стрелой надо . учитывать, что угол наклона опорной поверхности к горизонту не должен превы шать 3°. Поперечная устойчивость агрегатов рассматри вается относительно линии опрокидывания, проходящей через одну дополнительную опору со стороны работы стрелы и шарнир крепления лонжеронов трактора к его передней оси. Предполагается, что задние колеса трак тора полностью разгружены от веса агрегата.
Опорно-поворотное устройство погрузчика представ ляет собой вращающуюся колонку, закрепленную в верх ней и нижней опорах. При этом одна из опор восприни мает только радиальную нагрузку, а другая — радиаль ную и осевую вертикальную. В качестве опор подшип ники качения. Гидроцилиндр опоры обеспечивает подъем опорной плиты не ниже дорожного просвета трактора и опускание ее ниже уровня установки погрузчика на
150—200 мм.
Стрела из двух частей: стрелы и шарнирно сочленен ной с ней надставки, которая может поворачиваться на определенный угол, уменьшая или увеличивая рабочую зону стрелы.
Основные преимущества погрузчиков с поворотной стрелой — удобство обслуживания и небольшой расход топлива в связи с работой при неподвижном тракторе. Но эти погрузчики конструктивно сложны и весьма ме таллоемки.
Для всех погрузчиков периодического действия дол жен быть комплект сменных рабочих органов: ковши для сыпучих грузов, вилы для связных грузов, грабель ные решетки, крюки, бульдозерные отвалы, корчеватели, камнеподборщики, кусторезы, экскаваторные лопаты и др.
Г Л А В А II
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫ Е ГРУЗЫ
Для выбора погрузочно-разгрузочной машины необ ходимо определить возможность ее применения с уче том различных грузов. Грузы, как известно, бывают на сыпные, штучные и наливные.
Насыпные — это навалочные зернистые, порошкооб разные, пылевидные и кусковые материалы.
Насыпные характеризуются гранулометрическим со ставом, количественным распределением составляющих частиц по их крупности, а также размером и формой частиц, насыпной массой, плотностью, влажностью, уг лом естественного откоса, абразивностью, коррозийными свойствами, липкостью, ядовитостью, взрывоопасностью, склонностью к слеживанию и смерзанию.
Гранулометрический состав груза влияет на выбор несущих элементов погрузчиков непрерывного действия (ширина их ленты, параметры ковшей и т. п.).
На груз влияет содержащаяся в нем влага: по сво ему состоянию она может быть различна: конституцион ная, химически связанная с веществом груза, гигроско пическая, впитываемая из окружающего воздуха, внеш няя или пленочная, гравитационная, заполняющая поры груза.
Во влажном грузе содержится внешняя, а в сухом — лишь конституционная влага. Содержание ее в насып ном грузе влияет на величину его объемной массы.
Величина насыпного веса влияет на производитель ность, а значит, и на конструктивные параметры погруз чиков. Выбор материала рабочего органа зависит от аб разивности груза и коэффициента его трения о поверх
ность транспортирующих элементов. |
оценке погрузочно- |
||
Один из важных факторов при |
|||
разгрузочных |
работ — изменчивость |
механических |
21
свойств насыпных грузов. Под воздействием влажности, |
||
степени уплотнения, кусковатости, времени хранения и |
||
температуры они могут существенно изменять свои ме |
||
ханические свойства, |
приобретать связность, твердость |
|
и т. д. |
|
|
Некоторые насыпные грузы теряют сыпучесть. Опас |
||
ность слеживаемости возрастает с увеличением высоты |
||
хранящегося материала. Многие влажные материалы |
||
обладают склонностью к смерзанию, что затрудняет их |
||
погрузку и транспортировку. |
|
|
Большие неудобства для транспортирующих рабочих |
||
органов представляет липкость насыпных грузов. В этом |
||
случае требуются специальные очистки и покрытия гру- |
||
зонесущих материалов. На гидравлический и пневмати |
||
ческий транспорт оказывает существенное влияние связ |
||
ность груза. |
|
|
Для выбора параметров рабочих органов погрузоч |
||
ных машин, например скребковых и ленточных транс |
||
портеров, необходимо знать угол естественного откоса и |
||
коэффициент трения насыпных грузов. |
|
|
Для пшеницы угол естественного откоса будет 25— |
||
35°, коэффициент трения 0,6. |
|
|
Ниже приведены для зерновых и крупяных культур |
||
значения минимальных углов наклона желобов, обеспе |
||
чивающих перемещение материала. |
Угол |
|
|
|
наклона |
|
Материал рабочей |
желоба |
|
поверхности желоба |
к гори |
|
|
зонту, |
|
|
град |
Пшеница |
Сталь ...................................... |
26 |
Кукуруза |
Сталь ..................................... |
22—23 |
Кукуруза |
Дерево...................................... |
24 |
Ячмень |
С т а л ь ...................................... |
20—21 |
Ячмень |
Дерево .................................. |
22 |
Овес |
Сталь ...................................... |
21—22 |
То же |
Дерево...................................... |
24 |
Пшено |
Сталь ..................................... |
24—25 |
То же |
Дерево...................................... |
27 |
Просо |
Сталь ..................................... |
21—22 |
То же |
Дерево...................................... |
25 |
Гречиха |
Сталь ..................................... |
25—26 |
То же |
Дерево..................................... |
27 |
Параметры погрузочно-разгрузочных машин зависят от физико-механических свойств насыпи: образования и
22