Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гидравлическими транспортерами перемещают на­ сыпной груз в потоке воды. Движется груз с водой по трубопроводам под напором, создаваемым насосной станцией. В конечном пункте груз попадает в резервуар либо на отделяющий грохот.

Транспортеры этого типа применяют при централи­ зованной раздаче кормов, внесении жидких удобрений, корневой подкормке растений. Их достоинства — высо­ кая производительность. Их недостатки — ограниченная номенклатура груза, опасность его промерзания зимой при работе на открытом воздухе.

ПОГРУЗЧИКИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Погрузчики этого типа заводы выпускают навесными на трактор или шасси, прицепными и самоходными. Наиболее распространены в сельском хозяйстве навес­ ные на трактор.

Такие погрузчики универсальны: ими выполняют раз­ ные работы, в том числе и землеройные. Для повыше­ ния устойчивости и увеличения универсальности погруз­ чиков впереди трактора навешивают бульдозер. При­ цепные погрузчики одно- и двухосные, самоходные имеют ходовую часть и двигатель. Привод погрузчиков гидравлический.

В гидросистемах используют тракторные и автоном­ ные распределители. Последние не фиксируют золотник в рабочем положении и не имеют механизма автомати­ ческого возврата золотников в нейтральное положение.

Для привода стрелы и рабочего органа применяют гидроцилиндры двух- и одностороннего действия. Пер­ вые обеспечивают более плавную и надежную работу. Рабочая жидкость гидроприводов: летом — дизельное масло Дп-11; зимой — дизельное Дп-8 и индустриаль­

ное «20» (веретенное 3).

— машины напорного

Подкапывающие погрузчики

 

действия. Рабочий орган (ковш, вилы и т. п.) погру­ жается в материал, как бы подкапывает его, используя давление, создаваемое движителем, и обрушение мате­ риала.

Время наполнения рабочего органа определяется грузоподъемностью, параметрами погружения режущей кромки, сопротивлением материала погружению рабо­ чего органа, объемным весом материала и его сцепными

15

свойствами, поступательной скоростью движения по­ грузчика при наполнении рабочего органа.

Время подъема (опускания) рабочего органа, пере­ носа его через трактор и возврата в исходное положе­ ние зависит от параметров гидравлических цилиндров привода стрелы и производительности насоса.

Зависимость класса трактора от грузоподъемности погрузчика следующая.

 

Грузоподъемность, тс

Класс трактора, тс

 

0,2-0,32

.

0,6-0,9

 

0,5-0,8

1,4-3

 

1- 1,6

 

3 -4

При

эксплуатации погрузчиков

необходимо иметь

в виду,

что коэффициент устойчивости трактора должен

быть не менее 1,15. Подкапывающие погрузчики есть фронтальные, фронтально-перекидные и с параллельным перемещением подъемной рамы.

Ф р о н т а л ь н ы е (рис. 5) работают, перемещаясь от материала к месту разгрузки. Их изготовляют с различ­ ным способом навески: спереди,сзади трактора и (реже) сбоку. Наиболее распространены первые, их рабочий ор­ ган погружают в материал при движении трактора впе­ ред или назад, а после подъема груза на необходимую высоту трактор разворачивается так, что рабочий орган

Рис. 5. Фронтальный погрузчик:

1 — рабочий орган: 2 — гидроцилиндр управления рабочим органом; 3 — стрела; 4 — гидроцилиндр подъема стрелы;

5 — рама,

16


оказывается обращенным к месту выгрузки. Выгрузка впереди трактора.

Погружение в материал рабочего органа погруз­ чика, навешенного сзади трактора, происходит при его заднем ходе. Эти погрузчики требуют реверсивного управления трактором.

При фронтальном способе подачи грузов трактор с погрузчиком перемещается от места наполнения рабо­ чего органа к месту погрузки и обратно. Подъем и воз­ врат рабочего органа в исходное положение могут быть на 50% совмещены по времени с перемещением агрегата.

Механизм подъема стрелы фронтальных погрузчиков обеспечивает заглубление рабочего органа в землю на

0,2—0,3 м.

Ф р о н т а л ь н о - п е р е к и д н ы е погрузчики отли­ чаются загрузкой рабочего органа при движении трак­ тора вперед, а разгрузкой впереди или сзади него. Раз­ грузка сзади трактора более производительна, исклю­ чается предварительный поворот.

17

Для улучшения условий труда механизатора фрон­ тально-перекидные погрузчики оборудованы шарнирно­ рычажными четырехзвенниками, автоматически регули­ рующими положение рабочего органа при движении его над трактором. В них предусмотрены также защитные устройства над рабочим местом тракториста.

Механизм опрокидывания рабочего органа обеспечи­ вает такое положение, когда исключается возможность просыпания груза при переносе его через кабину трак­ тора.

В перекидных стогометателях в механизме подъема стрелы применяют гйдроаккумуляторы, что ускоряет сбрасывание материала с рабочего органа.

Погрузчики с параллельным перемещением подъем­ ной рамы (рис. 6) навешивают на трактор преимуще­ ственно сзади и используют для подъема штучных гру­ зов. Его захватывают при заднем ходе трактора, подни­ мают за счет параллельного перемещения телескопиче­ ской рамы в специальных направляющих, угол наклона которых можно изменять для улучшения условий подъ­ ема груза и разгрузки.

Погрузчики этого типа применяют и с вилочным ра­ бочим органом для погрузки и перегрузки контейнеров и другой тарной емкости с грузом. В этом случае ра­ боту выполняют в режиме захватывающих погрузчиков.

Захватывающие погрузчики принимают груз захва­ том сверху или снизу крюком, вильчатым захватом или другим рабочим органом. Массовые насыпные грузы за­ хватывают грейфером. Эти погрузчики могут быть с подъемной либо с поворотной стрелой, в зависимости от характера движения рабочего органа с грузом.

П о г р у з ч и к и с п о д ъ е м н о й с т р е л о й — про­ стейшие. Их навешивают на трактор сзади — на его трехточечную навесную гидравлическую систему. По­ грузчиками с поворотной стрелой захватывают и грузят материалы при неподвижном тракторе.

Рабочая зона погрузчиков, навешенных на раму трактора, ограничивается поворотом стрелы в пределах 180°. Рабочая зона прицепных погрузчиков 180—270° угла поворота стрелы, а самоходных 360°.

Наиболее распространены погрузчики с поворотной стрелой (рис. 7). Подъем груза и изменение радиуса действия стрелы выполняют за счет складывания стрелы в вертикальной плоскости, Есть также погрузчики с те-

18


1

Рис. 7. Погрузчик с поворотной стрелой (вид сбоку):

/ — бульдозер; 2 — рама; 3 — гидроцилиндр поворота; 4 — опорные домкраты; 5 — колонка; 6 — стрела; 7 — гидроцилиндр подъема; S — гидроцилиндр складывания стрелы; 9 — гидроцилиндр управ­ ления рабочим органом; 10 — рабочий орган.

лескопической стрелой, изменяющие радиус действия подъемом и опусканием стрелы вокруг шарнира на по­

воротной колонке.

обеспечивается за счет

шестерни

Поворот стрелы

с рейкой, рычажным или цепным механизмом.

опорами

Большинство погрузчиков с

выдвижными

(гидравлические или ручные),

увеличивающими базу

агрегата.

изменение длины ее вылета, подъем

Поворот стрелы,

и опускание, раскрывают и закрывают грейфер гидрав­ лическими цилиндрами двухстороннего действия. Неза­ висимый гидропривод от вала отбора мощности трак­ тора.

Стрела обеспечивает заглубление рабочего органа на 1,5—2,5 м, в зависимости от назначения и типа машины. Устойчивость погрузчика при положении стрелы вдоль него зависит от опрокидывающей силы и плеча опроки­ дывания, проходящего через дополнительные опоры.

19


Предполагается, что задние колеса трактора с дополни­ тельными опорами полностью разгружаются от веса аг­ регата, а его опоры — передние колеса трактора и до­ полнительные колеса погрузчика. Восстанавливающий момент агрегата создается его весом относительно плеча опрокидывания, проходящего через дополнительные опоры.

При выборе площадки для работы погрузчика с по­ воротной стрелой надо . учитывать, что угол наклона опорной поверхности к горизонту не должен превы­ шать 3°. Поперечная устойчивость агрегатов рассматри­ вается относительно линии опрокидывания, проходящей через одну дополнительную опору со стороны работы стрелы и шарнир крепления лонжеронов трактора к его передней оси. Предполагается, что задние колеса трак­ тора полностью разгружены от веса агрегата.

Опорно-поворотное устройство погрузчика представ­ ляет собой вращающуюся колонку, закрепленную в верх­ ней и нижней опорах. При этом одна из опор восприни­ мает только радиальную нагрузку, а другая — радиаль­ ную и осевую вертикальную. В качестве опор подшип­ ники качения. Гидроцилиндр опоры обеспечивает подъем опорной плиты не ниже дорожного просвета трактора и опускание ее ниже уровня установки погрузчика на

150—200 мм.

Стрела из двух частей: стрелы и шарнирно сочленен­ ной с ней надставки, которая может поворачиваться на определенный угол, уменьшая или увеличивая рабочую зону стрелы.

Основные преимущества погрузчиков с поворотной стрелой — удобство обслуживания и небольшой расход топлива в связи с работой при неподвижном тракторе. Но эти погрузчики конструктивно сложны и весьма ме­ таллоемки.

Для всех погрузчиков периодического действия дол­ жен быть комплект сменных рабочих органов: ковши для сыпучих грузов, вилы для связных грузов, грабель­ ные решетки, крюки, бульдозерные отвалы, корчеватели, камнеподборщики, кусторезы, экскаваторные лопаты и др.

Г Л А В А II

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫ Е ГРУЗЫ

Для выбора погрузочно-разгрузочной машины необ­ ходимо определить возможность ее применения с уче­ том различных грузов. Грузы, как известно, бывают на­ сыпные, штучные и наливные.

Насыпные — это навалочные зернистые, порошкооб­ разные, пылевидные и кусковые материалы.

Насыпные характеризуются гранулометрическим со­ ставом, количественным распределением составляющих частиц по их крупности, а также размером и формой частиц, насыпной массой, плотностью, влажностью, уг­ лом естественного откоса, абразивностью, коррозийными свойствами, липкостью, ядовитостью, взрывоопасностью, склонностью к слеживанию и смерзанию.

Гранулометрический состав груза влияет на выбор несущих элементов погрузчиков непрерывного действия (ширина их ленты, параметры ковшей и т. п.).

На груз влияет содержащаяся в нем влага: по сво­ ему состоянию она может быть различна: конституцион­ ная, химически связанная с веществом груза, гигроско­ пическая, впитываемая из окружающего воздуха, внеш­ няя или пленочная, гравитационная, заполняющая поры груза.

Во влажном грузе содержится внешняя, а в сухом — лишь конституционная влага. Содержание ее в насып­ ном грузе влияет на величину его объемной массы.

Величина насыпного веса влияет на производитель­ ность, а значит, и на конструктивные параметры погруз­ чиков. Выбор материала рабочего органа зависит от аб­ разивности груза и коэффициента его трения о поверх­

ность транспортирующих элементов.

оценке погрузочно-

Один из важных факторов при

разгрузочных

работ — изменчивость

механических

21


свойств насыпных грузов. Под воздействием влажности,

степени уплотнения, кусковатости, времени хранения и

температуры они могут существенно изменять свои ме­

ханические свойства,

приобретать связность, твердость

и т. д.

 

 

Некоторые насыпные грузы теряют сыпучесть. Опас­

ность слеживаемости возрастает с увеличением высоты

хранящегося материала. Многие влажные материалы

обладают склонностью к смерзанию, что затрудняет их

погрузку и транспортировку.

 

Большие неудобства для транспортирующих рабочих

органов представляет липкость насыпных грузов. В этом

случае требуются специальные очистки и покрытия гру-

зонесущих материалов. На гидравлический и пневмати­

ческий транспорт оказывает существенное влияние связ­

ность груза.

 

 

Для выбора параметров рабочих органов погрузоч­

ных машин, например скребковых и ленточных транс­

портеров, необходимо знать угол естественного откоса и

коэффициент трения насыпных грузов.

 

Для пшеницы угол естественного откоса будет 25—

35°, коэффициент трения 0,6.

 

Ниже приведены для зерновых и крупяных культур

значения минимальных углов наклона желобов, обеспе­

чивающих перемещение материала.

Угол

 

 

наклона

 

Материал рабочей

желоба

 

поверхности желоба

к гори­

 

 

зонту,

 

 

град

Пшеница

Сталь ......................................

26

Кукуруза

Сталь .....................................

22—23

Кукуруза

Дерево......................................

24

Ячмень

С т а л ь ......................................

20—21

Ячмень

Дерево ..................................

22

Овес

Сталь ......................................

21—22

То же

Дерево......................................

24

Пшено

Сталь .....................................

24—25

То же

Дерево......................................

27

Просо

Сталь .....................................

21—22

То же

Дерево......................................

25

Гречиха

Сталь .....................................

25—26

То же

Дерево.....................................

27

Параметры погрузочно-разгрузочных машин зависят от физико-механических свойств насыпи: образования и

22