Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
В 1966 г. планирование внедрения вычислительной тех ники было возложепо на Госплан СССР. Были разра ботаны показатели и формы к составлению перспектив ных и текущих народнохозяйственных планов. Так, Гос планом СССР совместно с Роскомитетом Совета Мини стров по пауке и технике, Академией наук СССР, министерствами и ведомствами разработаны пятилетние планы создания автоматизированных систем управления предприятиями на период 1966—1970 гг. и 1971—1975 гг. В них были определены основные направления исполь зования электронной вычислительной техники для меха низации и автоматизации процессов планирования и управления, выполнения научных и инженерных расчетов. Затем были разработаны контрольные цифры объемов внедрения АСУП на каждую пятилетку для отраслей народного хозяйства и союзных республик, рассчитаны необходимые объемы капитальных вложений для этих це лей, потребность в ЭВМ, в дополнительном и периферий ном оборудовании.
В Госплане СССР создан отдел, который занимается вопросами сводного планирования производства и внед рения в народное хозяйство вычислительной техники. В Государственном комитете Совета Министров СССР по пауке и технике в 1966 г. создан функциональный отдел вычислительной техники и систем управления, а в конце 1970 г. на его базе образовано Главное управление вычис лительной техники и систем управления.
1. Задачи и функции органов управления разработки АСУП
Действующая в настоящее время система планирования и управления работами по созданию АСУП включает следующие организации: Госплан СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Академию наук СССР, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управленхтя, ЦСУ СССР, министерства и ведомства СССР.
Рассмотрим основные задачи и функции, возложенные на эти государственные органы планирования и управ ления в области создания АСУП.
Госплан СССР — общесоюзный орган, призванный осу ществлять необходимые плановые расчеты при составле-
21
нии перспективных и текущих планов производства и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники. В его задачу входит:
сводное планирование работ по созданию автоматизиро ванных систем управления предприятиями с учетом вы деления для этих целей необходимых капитальных вло жений и ассигнований;
сводное планирование производства средств вычисли тельной техники с учетом необходимого развития произ водственных мощностей;
распределение средств вычислительной техники на ос нове предложений Государственного комитета Совета Ми нистров СССР по науке и технике, ЦСУ СССР, Госко митета по материально-техническому снабжению, Акаде мии наук СССР;
контроль за реализацией планов создания автоматизи рованных систем управления промышленными предприя тиями.
Выполнение этих задач в Госплане СССР осуществляет Отдел сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники. В соответствии с ука занными задачами этот отдел совместно с другими отде лами Госплана СССР и научно-исследовательскими орга низациями разрабатывает предложения по основным на правлениям создания автоматизированных систем управ ления промышленными предприятиями в народном хозяйстве. Отделы Госплана СССР дают предложения по внедрению АСУП в соответствующие отрасли народного хозяйства, на основе которых подготавливаются проекты сводных перспективных и годовых планов создания АСУП в народном хозяйстве. Данные проектов дают возмож ность выявить потребность народного хозяйства в сред ствах вычислительной техники на уровне министерств и ведомств. Отдел сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники разрабаты вает проекты годовых планов распределения электронных универсальных и управляющих вычислительных машин для целей создания АСУП и осуществляет контроль за ходом выполнения народнохозяйственных планов внедре ния АСУП. В случае необходимости он разрабатывает предложения по устранению имеющихся недостатков. Важной задачей Отдела является участие в подготовке
22
предложений по обеспечению специалистами разработок АСУП и выявлению потребности в эксплуатационных ма териалах (магиитпая лепта, перфолента, перфокарты, бу мага и т. д.), необходимых для нормального функцио нирования АСУП.
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике является общесоюзным органом, при званным обеспечить проведение единой государственной политики в области разработки АСУП и всемерного использования достижений науки и техники в этой об ласти.
Согласно положению об этом органе, Госкомитет по науке и технике определяет и прогнозирует основные направления научно-технического развития, куда входят следующие задачи:
определение главных тенденций развития науки и тех ники в области создания АСУП;
выявление наиболее перспективных и актуальных на правлений научных исследований и разработок;
определение основных технико-экономических парамет ров научных разработок в области АСУП;
установление закономерностей и специфики направле ний научных исследований;
обеспечение организационных, финансовых и матери альных возможностей для проведения прогнозирования развития АСУП;
контроль за ходом внедрения достижений науки в прак тику.
Госкомитет по науке и технике утверждает координа ционные планы решения важнейших научно-технических проблем разработки АСУП на основе предложений Ака демии наук СССР, министерств и ведомств СССР, кото рые представляют проекты межотраслевых планов, раз рабатывает и представляет в вышестоящие органы проект плана финансирования научно-исследовательских работ. Эти планы Госкомитет по науке и технике согласовы вает с Госпланом СССР и Министерством финансов
СССР.
На основе утвержденных им межотраслевых коорди национных планов решения научно-технических проблем бюджетные средства направляются соответствующим ми нистерствам и ведомствам, а последние финансируют не посредственно им подчиненные организации.
23
Академия паук СССР осуществляет разработку научных основ и методологии создания автоматизированных систем управления промышленными предприятиями в народном хозяйстве СССР и в различных его отраслях. Сюда в первую очередь следует отнести разработку теоретиче ских принципов создания АСУ на промышленных пред приятиях; методологии разработки и внедрения АСУП; математических методов и алгоритмов решения задач пла нирования и управления производственно-хозяйственной деятельности предприятий; алгоритмических языков для
экономических и |
производственно-технических задач |
а также методов |
автоматизации программирования эти с |
задач; теоретических принципов и методологии взаимо действия АСУП с АСУ различных звеньев народного хо зяйства.
Для выполнения перечисленных задач Президиум Ака демии наук СССР совместно с Госпланом СССР н Гос комитетом по науке и технике разрабатывают и утвер ждают согласованные планы научно-исследовательских работ по важнейшим проблемам создания АСУП в на родном хозяйстве и организует их выполнение. Для этих целей привлекаются научно-исследовательские ин ституты, находящиеся в системе Академии наук СССР.
Особая роль в деле реализации планов в области со здания АСУП принадлежит Министерству приборострое ния, средств автоматизации и систем управления. На него возложена ответственность за соответствие современным требованиям уровня и параметров АСУ, создаваемых в различных отраслях народного хозяйства Г
Силами Министерства приборостроения, средств авто матизации и систем управления в текущей пятилетке должно быть разработано не менее ]/з всех создавае мых АСУП. Кроме того, министерство осуществляет:
разработку совместно с заинтересованными министер ствами и ведомствами проектов АСУ предприятиями промышленности н их типизацию, а также выполнение по договорам работ по монтажу, наладке и сдаче в эксплуатацию этих систем;
разработку н производство управляющих и специали зированных машин, программных устройств и других
1 «Автоматизированные системы управления». М., изд-во «Эконо мика», 1972, стр. 27. ,
24
средств автоматизации для комплектования автоматизи рованных систем управления;
разработку и производство счетно-перфорационных и счетно-клавипгных машин, средств механизации и авто матизации инженерно-технических и управленческих ра бот, а также устройств но подготовке информации и на несению ее на перфокарты и перфоленты.
Для выполнения работ, связанных с разработкой про ектов АСУП и обеспечением их техническими средства ми, создан ряд объединений межотраслевого значения, таких, как Союзсистемнром и Союзпромавтоматика.
Союзсистемнром призвал проводить единую научно-тех ническую политику в области разработки и внедрения автоматизированных систем управления. Данное объеди нение состоит из ряда хозяйственно самостоятельных на учно-технических организаций (научно-исследовательских и проектно-конструкторских). В его структуре нет про мышленных предприятий. За каждой отраслью народного хозяйства в качестве головной организации, осуществляю щей руководство работами по созданию АСУП, закрепле на одна из научно-технических организаций. Союзсистемпром, помимо решения задач применительно к своей отрас ли, подавляющую часть работ выполняет для других областей народного хозяйства как в промышленной, так и в непромышленной сфере.
Большую работу по методологии планирования работы вычислительных центров, учету их деятельности и ис пользования средств вычислительной техники в АСУП проводит ЦСУ СССР, научно-исследовательские органи зации которого ведут также научно-исследовательские и проектные работы в области вычислительной техники и систем обработки информации.
На ЦСУ СССР возложены следующие функции: разработка совместно с Академией паук СССР и за
интересованными министерствами и ведомствами необхо димых для обеспечения автоматизированного сбора и об работки экономической информации средств и систем; унифицированной системы документации, приспособлен ной к эффективной обработке па вычислительных маши нах; типовых носителей информации единой системы фор мирования, обработки и хранения нормативной информа ции; типовых процессов вычислительных работ по обра ботке экономической информации;
25
разработка методологии планирования работы вычислительных центров, учет их деятельности независимо от ведомственной подчиненности;
выявление потребности народного хозяйства в счетно перфорационных и счетно-клавишных машинах, распреде ление этих машин, а также контроль за использовани ем средств вычислительной техники в народном хозяй стве и ее учет. Для выполнения перечисленных функ ций в системе ЦСУ СССР создана сеть вычислитель ных центров.
Анализ показывает, что в настоящее время существует известная разобщенность органов управления и некото рая нечеткость закрепленных за ними в документах функ ций и прав в части управления разработками АСУП в стране, что в определенной мере снижает их эффектив ность.
2.Основные принципы и методология организации управления работами но созданию АСУП
Высокоразвитое народное хозяйство нашей страны тре бует участия многих министерств и ведомств в решении важных научно-технических проблем. Одной из таких проблем представляется создание автоматизированных си стем управления промышленными предприятиями в раз личных отраслях народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость планировать и управлять развитием этого процесса комплексно, совместно, как развитием единого целого. Ни один из народнохозяйственных органов управ ления (включая отраслевые министерства и ведомства), участвующий в решении крупной народнохозяйственной задачи, сам по себе без взаимодействия с другими орга нами управления не может обеспечить достижение по ставленной цели. Это возможно лишь при совместном, интегрированном планировании со стороны Госплана СССР, Госкомитета по науке и технике, Академии наук СССР, министерств и ведомств.
Данное положение должно служить исходной посылкой при определении основных принципов и методологии организации управления работами по созданию АСУП.
Основные принципы планирования и управления про цессом создания АСУП в народном хозяйстве можно сфомулировать так:
26
определение объектов, где целесообразно создание АСУП с учетом ограничения по ресурсам, и установление приоритета объектов в зависимости от величины прино симого эффекта;
обеспечение наибольшей отдачи от использования огра ниченных ресурсов, выделенных для решения данной проблемы;
установление периодичности планирования (долгосроч ное, среднесрочное, краткосрочное);
определение перечня необходимой исходной информа ции для разработки планов работ по созданию АСУП и система ее получения;
определение системы итоговых показателей планирова ния работ по созданию АСУП;
разработка системы документооборота планирования и управления работами по созданию АСУП;
определение системы показателей управления работами по созданию АСУП;
определение порядка и последовательности разработки планов;
увязка плана проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области разработки автоматизированных систем управления промышленными предприятиями с планами их внедрения;
разработка сбалансированного плана производства и плана распределения вычислительной техники в соответ ствии с планами внедрения АСУП в народное хозяйство; выделение средств вычислительной техники в первую очередь в отрасли народного хозяйства, где их исполь
зование дает наибольший экономический эффект; эффективная организация доведения заданий народно
хозяйственного плана до конкретных исполнителей — предприятий, научно-исследовательских и проектно-кон структорских организаций;
организация контроля и отчетности выполнения мини стерствами, ведомствами СССР, советами министров союз ных республик и подведомственными им предприятия ми и организациями заданий народнохозяйственного плана.
В соответствии с перечисленными основными принци пами при разработке долгосрочных и среднесрочных пла нов создания АСУП (принятая методология народнохо зяйственного планирования) должны решаться следую-
27
гцие задачи: определение общего числа создаваемых АСУП в разрезе министерств и ведомств; определение потребности народного хозяйства в средствах вычисли тельной техники по укрупненной номенклатуре; опреде ление величины мощности по производству средств вы числительной техники и эксплуатационных материалов, необходимых для нормального функционирования техни ческих средств (по укрупненной номенклатуре); опреде ление необходимого количества кадров (по категориям специалистов) для разработки и эксплуатации автомати зированных систем управления; определение требовании к развитию средств связи; расчет ожидаемой экономи ческой эффективности создаваемых АСУП; определение общих затрат на создание АСУП.
В задачу составления текущих краткосрочных планов входит:
1)расчет агрегированных норм и нормативов;
2)подготовка документации под разрабатываемы]! план (форм, показателей);
3)определение числа разрабатываемых АСУП в кален дарном разрезе на основании планов министерств и ве домств и числа заявок на средства вычислительной техники;
4)разработка предварительных балансов и планов рас пределения на основе предварительных данных о планах создания АСУП и планах производства средств вычис лительной техники;
5)определение наиболее эффективных сфер создания АСУП (отраслей, объединений, предприятий);
6)определение потребности в средствах вычислитель ной техники, эксплуатационных материалах (магнитная лента, перфолента, перфокарты, бумага и т. д.), кадрах
разработчиков и эксплуатационников по числу объектов
иагрегированным нормам и нормативам;
7)составление баланса планов производства и планов распределения средств вычислительной техники;
8)определение полных затрат на создание АСУП (ка питальные вложения, затраты на строительно-монтажные работы, проектные, научно-исследовательские, развитие
связи); |
АСУП |
в |
9) составление сводного плана внедрения |
||
народном хозяйстве в разрезе министерств и |
ведомств; |
|
10) доведение плана до исполнителей и контроль |
за |
|
его выполнением. |
|
|
28