Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1966 г. планирование внедрения вычислительной тех­ ники было возложепо на Госплан СССР. Были разра­ ботаны показатели и формы к составлению перспектив­ ных и текущих народнохозяйственных планов. Так, Гос­ планом СССР совместно с Роскомитетом Совета Мини­ стров по пауке и технике, Академией наук СССР, министерствами и ведомствами разработаны пятилетние планы создания автоматизированных систем управления предприятиями на период 1966—1970 гг. и 1971—1975 гг. В них были определены основные направления исполь­ зования электронной вычислительной техники для меха­ низации и автоматизации процессов планирования и управления, выполнения научных и инженерных расчетов. Затем были разработаны контрольные цифры объемов внедрения АСУП на каждую пятилетку для отраслей народного хозяйства и союзных республик, рассчитаны необходимые объемы капитальных вложений для этих це­ лей, потребность в ЭВМ, в дополнительном и периферий­ ном оборудовании.

В Госплане СССР создан отдел, который занимается вопросами сводного планирования производства и внед­ рения в народное хозяйство вычислительной техники. В Государственном комитете Совета Министров СССР по пауке и технике в 1966 г. создан функциональный отдел вычислительной техники и систем управления, а в конце 1970 г. на его базе образовано Главное управление вычис­ лительной техники и систем управления.

1. Задачи и функции органов управления разработки АСУП

Действующая в настоящее время система планирования и управления работами по созданию АСУП включает следующие организации: Госплан СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Академию наук СССР, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управленхтя, ЦСУ СССР, министерства и ведомства СССР.

Рассмотрим основные задачи и функции, возложенные на эти государственные органы планирования и управ­ ления в области создания АСУП.

Госплан СССР — общесоюзный орган, призванный осу­ ществлять необходимые плановые расчеты при составле-

21

нии перспективных и текущих планов производства и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники. В его задачу входит:

сводное планирование работ по созданию автоматизиро­ ванных систем управления предприятиями с учетом вы­ деления для этих целей необходимых капитальных вло­ жений и ассигнований;

сводное планирование производства средств вычисли­ тельной техники с учетом необходимого развития произ­ водственных мощностей;

распределение средств вычислительной техники на ос­ нове предложений Государственного комитета Совета Ми­ нистров СССР по науке и технике, ЦСУ СССР, Госко­ митета по материально-техническому снабжению, Акаде­ мии наук СССР;

контроль за реализацией планов создания автоматизи­ рованных систем управления промышленными предприя­ тиями.

Выполнение этих задач в Госплане СССР осуществляет Отдел сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники. В соответствии с ука­ занными задачами этот отдел совместно с другими отде­ лами Госплана СССР и научно-исследовательскими орга­ низациями разрабатывает предложения по основным на­ правлениям создания автоматизированных систем управ­ ления промышленными предприятиями в народном хозяйстве. Отделы Госплана СССР дают предложения по внедрению АСУП в соответствующие отрасли народного хозяйства, на основе которых подготавливаются проекты сводных перспективных и годовых планов создания АСУП в народном хозяйстве. Данные проектов дают возмож­ ность выявить потребность народного хозяйства в сред­ ствах вычислительной техники на уровне министерств и ведомств. Отдел сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники разрабаты­ вает проекты годовых планов распределения электронных универсальных и управляющих вычислительных машин для целей создания АСУП и осуществляет контроль за ходом выполнения народнохозяйственных планов внедре­ ния АСУП. В случае необходимости он разрабатывает предложения по устранению имеющихся недостатков. Важной задачей Отдела является участие в подготовке

22


предложений по обеспечению специалистами разработок АСУП и выявлению потребности в эксплуатационных ма­ териалах (магиитпая лепта, перфолента, перфокарты, бу­ мага и т. д.), необходимых для нормального функцио­ нирования АСУП.

Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике является общесоюзным органом, при­ званным обеспечить проведение единой государственной политики в области разработки АСУП и всемерного использования достижений науки и техники в этой об­ ласти.

Согласно положению об этом органе, Госкомитет по науке и технике определяет и прогнозирует основные направления научно-технического развития, куда входят следующие задачи:

определение главных тенденций развития науки и тех­ ники в области создания АСУП;

выявление наиболее перспективных и актуальных на­ правлений научных исследований и разработок;

определение основных технико-экономических парамет­ ров научных разработок в области АСУП;

установление закономерностей и специфики направле­ ний научных исследований;

обеспечение организационных, финансовых и матери­ альных возможностей для проведения прогнозирования развития АСУП;

контроль за ходом внедрения достижений науки в прак­ тику.

Госкомитет по науке и технике утверждает координа­ ционные планы решения важнейших научно-технических проблем разработки АСУП на основе предложений Ака­ демии наук СССР, министерств и ведомств СССР, кото­ рые представляют проекты межотраслевых планов, раз­ рабатывает и представляет в вышестоящие органы проект плана финансирования научно-исследовательских работ. Эти планы Госкомитет по науке и технике согласовы­ вает с Госпланом СССР и Министерством финансов

СССР.

На основе утвержденных им межотраслевых коорди­ национных планов решения научно-технических проблем бюджетные средства направляются соответствующим ми­ нистерствам и ведомствам, а последние финансируют не­ посредственно им подчиненные организации.

23

Академия паук СССР осуществляет разработку научных основ и методологии создания автоматизированных систем управления промышленными предприятиями в народном хозяйстве СССР и в различных его отраслях. Сюда в первую очередь следует отнести разработку теоретиче­ ских принципов создания АСУ на промышленных пред­ приятиях; методологии разработки и внедрения АСУП; математических методов и алгоритмов решения задач пла­ нирования и управления производственно-хозяйственной деятельности предприятий; алгоритмических языков для

экономических и

производственно-технических задач

а также методов

автоматизации программирования эти с

задач; теоретических принципов и методологии взаимо­ действия АСУП с АСУ различных звеньев народного хо­ зяйства.

Для выполнения перечисленных задач Президиум Ака­ демии наук СССР совместно с Госпланом СССР н Гос­ комитетом по науке и технике разрабатывают и утвер­ ждают согласованные планы научно-исследовательских работ по важнейшим проблемам создания АСУП в на­ родном хозяйстве и организует их выполнение. Для этих целей привлекаются научно-исследовательские ин­ ституты, находящиеся в системе Академии наук СССР.

Особая роль в деле реализации планов в области со­ здания АСУП принадлежит Министерству приборострое­ ния, средств автоматизации и систем управления. На него возложена ответственность за соответствие современным требованиям уровня и параметров АСУ, создаваемых в различных отраслях народного хозяйства Г

Силами Министерства приборостроения, средств авто­ матизации и систем управления в текущей пятилетке должно быть разработано не менее ]/з всех создавае­ мых АСУП. Кроме того, министерство осуществляет:

разработку совместно с заинтересованными министер­ ствами и ведомствами проектов АСУ предприятиями промышленности н их типизацию, а также выполнение по договорам работ по монтажу, наладке и сдаче в эксплуатацию этих систем;

разработку н производство управляющих и специали­ зированных машин, программных устройств и других

1 «Автоматизированные системы управления». М., изд-во «Эконо­ мика», 1972, стр. 27. ,

24


средств автоматизации для комплектования автоматизи­ рованных систем управления;

разработку и производство счетно-перфорационных и счетно-клавипгных машин, средств механизации и авто­ матизации инженерно-технических и управленческих ра­ бот, а также устройств но подготовке информации и на­ несению ее на перфокарты и перфоленты.

Для выполнения работ, связанных с разработкой про­ ектов АСУП и обеспечением их техническими средства­ ми, создан ряд объединений межотраслевого значения, таких, как Союзсистемнром и Союзпромавтоматика.

Союзсистемнром призвал проводить единую научно-тех­ ническую политику в области разработки и внедрения автоматизированных систем управления. Данное объеди­ нение состоит из ряда хозяйственно самостоятельных на­ учно-технических организаций (научно-исследовательских и проектно-конструкторских). В его структуре нет про­ мышленных предприятий. За каждой отраслью народного хозяйства в качестве головной организации, осуществляю­ щей руководство работами по созданию АСУП, закрепле­ на одна из научно-технических организаций. Союзсистемпром, помимо решения задач применительно к своей отрас­ ли, подавляющую часть работ выполняет для других областей народного хозяйства как в промышленной, так и в непромышленной сфере.

Большую работу по методологии планирования работы вычислительных центров, учету их деятельности и ис­ пользования средств вычислительной техники в АСУП проводит ЦСУ СССР, научно-исследовательские органи­ зации которого ведут также научно-исследовательские и проектные работы в области вычислительной техники и систем обработки информации.

На ЦСУ СССР возложены следующие функции: разработка совместно с Академией паук СССР и за­

интересованными министерствами и ведомствами необхо­ димых для обеспечения автоматизированного сбора и об­ работки экономической информации средств и систем; унифицированной системы документации, приспособлен­ ной к эффективной обработке па вычислительных маши­ нах; типовых носителей информации единой системы фор­ мирования, обработки и хранения нормативной информа­ ции; типовых процессов вычислительных работ по обра­ ботке экономической информации;

25

разработка методологии планирования работы вычислительных центров, учет их деятельности независимо от ведомственной подчиненности;

выявление потребности народного хозяйства в счетно­ перфорационных и счетно-клавишных машинах, распреде­ ление этих машин, а также контроль за использовани­ ем средств вычислительной техники в народном хозяй­ стве и ее учет. Для выполнения перечисленных функ­ ций в системе ЦСУ СССР создана сеть вычислитель­ ных центров.

Анализ показывает, что в настоящее время существует известная разобщенность органов управления и некото­ рая нечеткость закрепленных за ними в документах функ­ ций и прав в части управления разработками АСУП в стране, что в определенной мере снижает их эффектив­ ность.

2.Основные принципы и методология организации управления работами но созданию АСУП

Высокоразвитое народное хозяйство нашей страны тре­ бует участия многих министерств и ведомств в решении важных научно-технических проблем. Одной из таких проблем представляется создание автоматизированных си­ стем управления промышленными предприятиями в раз­ личных отраслях народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость планировать и управлять развитием этого процесса комплексно, совместно, как развитием единого целого. Ни один из народнохозяйственных органов управ­ ления (включая отраслевые министерства и ведомства), участвующий в решении крупной народнохозяйственной задачи, сам по себе без взаимодействия с другими орга­ нами управления не может обеспечить достижение по­ ставленной цели. Это возможно лишь при совместном, интегрированном планировании со стороны Госплана СССР, Госкомитета по науке и технике, Академии наук СССР, министерств и ведомств.

Данное положение должно служить исходной посылкой при определении основных принципов и методологии организации управления работами по созданию АСУП.

Основные принципы планирования и управления про­ цессом создания АСУП в народном хозяйстве можно сфомулировать так:

26


определение объектов, где целесообразно создание АСУП с учетом ограничения по ресурсам, и установление приоритета объектов в зависимости от величины прино­ симого эффекта;

обеспечение наибольшей отдачи от использования огра­ ниченных ресурсов, выделенных для решения данной проблемы;

установление периодичности планирования (долгосроч­ ное, среднесрочное, краткосрочное);

определение перечня необходимой исходной информа­ ции для разработки планов работ по созданию АСУП и система ее получения;

определение системы итоговых показателей планирова­ ния работ по созданию АСУП;

разработка системы документооборота планирования и управления работами по созданию АСУП;

определение системы показателей управления работами по созданию АСУП;

определение порядка и последовательности разработки планов;

увязка плана проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области разработки автоматизированных систем управления промышленными предприятиями с планами их внедрения;

разработка сбалансированного плана производства и плана распределения вычислительной техники в соответ­ ствии с планами внедрения АСУП в народное хозяйство; выделение средств вычислительной техники в первую очередь в отрасли народного хозяйства, где их исполь­

зование дает наибольший экономический эффект; эффективная организация доведения заданий народно­

хозяйственного плана до конкретных исполнителей — предприятий, научно-исследовательских и проектно-кон­ структорских организаций;

организация контроля и отчетности выполнения мини­ стерствами, ведомствами СССР, советами министров союз­ ных республик и подведомственными им предприятия­ ми и организациями заданий народнохозяйственного плана.

В соответствии с перечисленными основными принци­ пами при разработке долгосрочных и среднесрочных пла­ нов создания АСУП (принятая методология народнохо­ зяйственного планирования) должны решаться следую-

27

гцие задачи: определение общего числа создаваемых АСУП в разрезе министерств и ведомств; определение потребности народного хозяйства в средствах вычисли­ тельной техники по укрупненной номенклатуре; опреде­ ление величины мощности по производству средств вы­ числительной техники и эксплуатационных материалов, необходимых для нормального функционирования техни­ ческих средств (по укрупненной номенклатуре); опреде­ ление необходимого количества кадров (по категориям специалистов) для разработки и эксплуатации автомати­ зированных систем управления; определение требовании к развитию средств связи; расчет ожидаемой экономи­ ческой эффективности создаваемых АСУП; определение общих затрат на создание АСУП.

В задачу составления текущих краткосрочных планов входит:

1)расчет агрегированных норм и нормативов;

2)подготовка документации под разрабатываемы]! план (форм, показателей);

3)определение числа разрабатываемых АСУП в кален­ дарном разрезе на основании планов министерств и ве­ домств и числа заявок на средства вычислительной техники;

4)разработка предварительных балансов и планов рас­ пределения на основе предварительных данных о планах создания АСУП и планах производства средств вычис­ лительной техники;

5)определение наиболее эффективных сфер создания АСУП (отраслей, объединений, предприятий);

6)определение потребности в средствах вычислитель­ ной техники, эксплуатационных материалах (магнитная лента, перфолента, перфокарты, бумага и т. д.), кадрах

разработчиков и эксплуатационников по числу объектов

иагрегированным нормам и нормативам;

7)составление баланса планов производства и планов распределения средств вычислительной техники;

8)определение полных затрат на создание АСУП (ка­ питальные вложения, затраты на строительно-монтажные работы, проектные, научно-исследовательские, развитие

связи);

АСУП

в

9) составление сводного плана внедрения

народном хозяйстве в разрезе министерств и

ведомств;

10) доведение плана до исполнителей и контроль

за

его выполнением.

 

 

28