Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Специфической особенностью процесса создания АСУП является его длительность — до нескольких лет. Поэтому при разработке планов на конкретный временной период приходится выделять два показателя планирования: вновь создаваемые АСУП и переходящие с прошлого планового периода. Отсюда со всей очевидностью вытекает требова ние разработки такой методологии планирования работ, которая обеспечивала бы максимальную преемственность планов.
Исходной информацией для планирования работ по со зданию АСУП являются статистические данные об эффек тивности АСУП и их территориальном размещении в про шлые годы, проекты автоматизированных систем управ ления, проекты планов министерств и ведомств, агреги рованные нормы и нормативы,.
Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах осуществляется по этапам.
Первым этапом процесса планирования создания АСУГ1 является определение объектов (предприятий), на кото рых целесообразно создание АСУП. Эта задача решается совместно с соответствующими отраслевыми министерст вами. Исходной информацией здесь служат расчеты эф фективности внедрения АСУП по различным классам объ ектов, агрегированные нормативы эффективности капи тальных вложений по созданию АСУП в различных отраслях, коэффициенты эффективности (приоритет по степени эффективности создания АСУП) отраслей, объ ектов на основе агрегированных нормативов эффектив ности, классификация объектов внедрения АСУП по ти пам и размерам.
Второй этап — это определение потребности в электрон но-вычислительной технике, дополнительном, вспомога тельном, периферийном оборудовании, в эксплуатационных материалах, в затратах на разработку АСУП, кадрах спе циалистов. Для решения задачи исходной информацией служат: классификация АСУП по взаимосвязи с соответ ствующей классификацией объектов, число АСУП данно го класса по народному хозяйству в разрезе министерств и ведомств, трудоемкость разработки АСУП различных классов, нормативы потребности технических средств для АСУП различных классов, нормы численности персо нала для обеспечения функционирования АСУП данного класса.
29
3. Организация автоматизированного управления разработками АСУП в Госплане СССР
Процесс автоматизации управления, как известно, рас пространяется на все звенья народного хозяйства, вклю чая и те ведомства, которым поручено руководство рабо тами в стране в области АСУ. В настоящее время про должаются и развиваются работы по автоматизации рас четов в Госплане СССР, где создается автоматизирован ная система плановых расчетов — АСПР. В рамках общих работ АСПР определены основные направления использо вания вычислительной техники и экономико-математиче ских методов подсистемы Госплана СССР по планирова нию внедрения вычислительной техники в народное хо зяйство. Ниже рассмотрены основные черты такой под системы.
Общие положения. Целью разработки и внедрения под системы АСПР — ВТ является обеспечение необходимыми плановыми расчетами перспективных и текущих планов производства и внедрения в народное хозяйство вычис лительной техники.
Подсистема АСПР—ВТ является составной частью автоматизированной системы плановых расчетов Госпла на СССР и основывается на единых методических и организационных положениях. Техническая база подси стемы АСПР—ВТ — Главный вычислительный центр Гос плана СССР. Информационная база должна быть общей с заинтересованными отделами Госплана СССР.
Подсистема АСПР—ВТ призвана обеспечивать необхо димыми расчетами и информацией все подразделения от дела сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники.
Структурно отдел состоит из подотделов:
внедрения вычислительной техники в промышленности; внедрения вычислительной техники в непромышленной
сфере; специальных информационных и управляющих систем;
сотрудничества социалистических стран в области вы числительной техники (занимается подготовкой вопросов для Советской части Межправительственной комиссии по сотрудничеству социалистических стран в области вычис лительной техники);
сводного плана, который составляет сводный план про изводства средств вычислительной техники, план распре-
30
деления, баланс планов производства и распределения и сводный план внедрения вычислительной техники в на родное хозяйство.
Подсистема АСПР—ВТ должна обеспечить проведение плановых расчетов в таких объемах и в такие сроки, ко торые необходимы при разработке проектов плана.
Структура и состав подсистемы. Подсистема АСПР—ВТ должна обеспечивать плановыми расчетами и необходи мой информацией задачи, возложенные на Отдел сводно го планирования и внедрения в народное хозяйство вы числительной техники.
Отдел сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники осуществляет следую щие функции:
1)сводное планирование работ по созданию вычисли тельных центров государственной сети, отраслевых и ве домственных вычислительных центров и автоматизиро ванных систем управления с применением математиче ских методов и средств вычислительной техники и по внедрению этих систем в народное хозяйство с учетом выделения для указанных целей капитальных вложений
иассигнований;
2)сводное планирование производства всех электрон ных, вычислительных, информационно-логических, управ
ляющих, счетно-перфорационных и счетно-клавишных ма шин, а также средств механизации инженерно-техниче ских и управленческих работ с учетом необходимого раз вития производственных мощностей;
3)распределение универсальных электронных вычис лительных, информационно-логических и управляющих вычислительных машин;
4)контроль за реализацией планов создания государ ственной сети вычислительных центров, автоматизирован ных систем планирования, управления и обработки ин формации во всех звеньях народного хозяйства.
В соответствии с указанными задачами отдел:
разрабатывает совместно с отделами Госплана СССР и с привлечением соответствующих научно-исследователь ских организаццй предложения по основным направле ниям развития и внедрения вычислительной техники в народном хозяйстве на перспективу;
на основе предложений отраслевых отделов Госплана
СССР составляет проекты сводных перспективных и теку-
31
щих планов производства средств вычислительной техни ки общего назначения:
рассматривает предложения отделов Госплана СССР по внедрению вычислительной техники в соответствующие отрасли народного хозяйства и на их основе подготав ливает проекты сводных перспективных и годовых пла нов внедрения вычислительной техники в народное хо зяйство СССР;
разрабатывает проекты годовых планов распределения электронных универсальных и управляющих вычисли тельных машин;
осуществляет контроль за ходом выполнения народно хозяйственных планов внедрения вычислительной техни ки по министерствам, ведомствам СССР и союзным рес публикам н в случае необходимости разрабатывает пред ложения по устранению имеющихся недостатков;
подготавливает и представляет руководству Госплана
СССР отчеты, доклады и другие материалы о ходе вы полнения сводного плана производства и внедрения средств вычислительной техники в народное хозяйство
СССР, а также соответствующие предложения, вытекаю щие из этих материалов;
рассматривает в установленном порядке предложения министерств СССР и советов министров союзных респуб лик о внесении изменений в задания народнохозяйствен ных планов по производству и внедрению вычислитель ной техники и подготавливает по ним соответствующие заключения;
осуществляет проверку своевременного и правильного доведения министерствами, ведомствами СССР и совета ми министров союзных республик заданий народнохо зяйственных планов по внедрению вычислительной техни ки до предприятий и организаций;
принимает участие в подготовке предложений по обес печению специалистами разработок, производства и экс плуатации средств вычислительной техники и автомати зированных систем управления в народном хозяйстве;
выявляет потребность в эксплуатационных материалах (магнитная лента, перфолента, перфокарты, бумага и т. д.), необходимых для нормального функционирования вычис лительных центров и автоматизированных систем управ ления и подготавливает предложения по объему их про изводства и повышению качества.
32
Обязанности Отдела сводного планирования и внедре ния в народное хозяйство вычислительной техники опре деляют состав задач подсистемы АСПР — ВТ и требова ния к ним.
При составлении проектов долгосрочных и среднесроч ных планов развития производства и внедрения вычис лительной техники в народное хозяйство подсистема АСПР—ВТ на основе данных о перспективе развития и размещения отраслей, совершенствовании системы управления народным хозяйством и перспективе разви тия средств вычислительной техники должна определить следующие потребности народного хозяйства в средствах вычислительной техники по укрупненной номенклатуре; развитие производства средств вычислительной техники по укрупненной номенклатуре; развитие производства экс плуатационных материалов, необходимых для нормального функционирования технических средств; количество кад ров (в разрезе категорий специалистов) для разработки
иэксплуатации автоматизированных систем управления
ивычислительных центров; требования к развитию свя зи; сделать расчет экономической эффективности прово димых работ; определить общие затраты на производство
ивнедрение вычислительной техники в народное хозяй ство; потребность в импорте средств вычислительной тех ники и возможности экспорта.
При составлении текущих и годовых планов подсисте ма АСПР—ВТ должна подготовить документацию под
разрабатываемый план (формы, показатели и заявки на оборудование); проанализировать и внедрить в докумен тацию данные формы и заявки; разработать предвари тельные балансы и планы распределения на основе пред варительных данных о планах производства средств вы числительной техники и отчетных данных прошлых лет; рассчитать агрегированные нормы и нормативы; опреде лить наиболее эффективные сферы применения средств вычислительной техники (отраслей,, объединений, пред приятий, технологических процессов), число объектов внедрения средств вычислительной техники на основе планов министерств, ведомств, заявок на средства вы числительной техники и эффективности их применения по отчетным данным прошлых лет, потребность в сред ствах вычислительной техники, эксплуатационных мате риалах, кадрах разработчиков и эксплуатационников по
2 H. В. Махров |
33 |
числу объектов и агрегированным нормам и нормативам, а также на основании заявок министерств и ведомств; составить сводный план производства средств вычисли тельной техники с учетом выявленной потребности, опре делить лимиты на группы министерств и ведомств; рас пределить оборудование по министерствам и ведомствам, по объектам внедрения средств вычислительной техники на основе плана производства и эффективности исполь зования средств вычислительной техники по опыту про шлых лет; составить баланс планов производства средств вычислительной техники и планов их распределения; определить полные затраты на производство и внедрение средств вычислительной техники (капитальные вложения, затраты на строительно-монтажные работы, проектные, научно-исследовательские, развитие связи); составить сводный план внедрения средств вычислительной техни ки и, наконец, довести план до исполнителей и прове рить его выполнение.
Подсистема АСПР—ВТ обеспечит сотрудников отдела необходимой справочной информацией для составления докладов, отчетов и справок руководству Госплана СССР
и директивным органам, а именно: данными по произ водству средств вычислительной техники по номенклату ре Госплана СССР по годам и на перспективу; данными по распределению средств вычислительной техники по министерствам и ведомствам — в территориальном разре зе и по годам; сведениями об использовании средств вычислительной техники (эффективность использования, время загрузки, типовые задачи и т. д.) по министер ствам и ведомствам и объектам на основе данных ЦСУ
СССР, министерств и ведомств; нормативами по оснаще нию техническими средствами вычислительных центров и норм расхода эксплуатационных материалов по отраслям п отдельным объектам; нормативами по трудоемкости проектирования автоматизированных систем управления и вычислительных центров, а также по их обслуживанию; сведениями о технических характеристиках средств вы числительной техники и сфере их применения.
Исходной информацией для составления плана являют ся планы Госкомитета по науке и технике, проекты пла нов министерств и ведомств, заявки на средства вычис лительной техники, проекты автоматизированных систем управления, вычислительных центров, а также перспек-
34
тивные планы развития отраслей, в том числе и вычис лительной техники. Кроме этого, необходимы данные о внедрении вычислительной техники, эффективности ее ис пользования, территориального размещения в прошлые годы.
Объекты внедрения вычислительной техники и их число по принятой квалификации (блоки определения эффек тивности и определения объектов) определяются на осно ве проектов планов министерств и ведомств, заявок на оборудование, проектов автоматизированных систем управ ления и вычислительных центров с учетом перспектив развития отраслей и предложений отраслевых отделов Гос плана СССР, а также на основе данных об эффектив ности (о прошлых годах и представленных расчетах).
В зависимости от числа объектов внедрения вычисли тельной техники того или иного класса на основании имеющихся норм и нормативов по комплектации техни ческими средствами, обеспечению эксплуатационными ма териалами и необходимыми кадрами разработчиков и экс плуатационников определяются потребности в средствах вычислительной техники, эксплуатационных материалах п кадрах (блок определения потребности).
Потребности в конкретных видах оборудования, мате риалах и кадрах сообщаются отделам Госплана СССР, планирующим их производство и подготовку кадров. Эти потребности — база для составления планов производства средств вычислительной техники, эксплуатационных мате риалов и подготовки кадров. Отделы в свою очередь пред ставляют в сводный подотдел вычислительной техники свои проекты планов, и па их основе составляется свод ный план производства (блок — сводный план производ ства) и затем определяются лимиты на оборудование, материалы и кадры по группам министерств и ведомств, которые передаются в отраслевые подотделы отдела.
Отраслевые подотделы производят распределение обо рудования, материалов и кадров по министерствам и от дельным объектам (блок распределения) наиболее эффек тивным образом.
После распределения оборудования определяются за траты на внедрение вычислительной техники (блок опре деления затрат), составляется баланс планов производства средств вычислительной техники и эксплуатационных ма
териалов (блок баланса планов производства и |
планов |
2* |
35 |