Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфической особенностью процесса создания АСУП является его длительность — до нескольких лет. Поэтому при разработке планов на конкретный временной период приходится выделять два показателя планирования: вновь создаваемые АСУП и переходящие с прошлого планового периода. Отсюда со всей очевидностью вытекает требова­ ние разработки такой методологии планирования работ, которая обеспечивала бы максимальную преемственность планов.

Исходной информацией для планирования работ по со­ зданию АСУП являются статистические данные об эффек­ тивности АСУП и их территориальном размещении в про­ шлые годы, проекты автоматизированных систем управ­ ления, проекты планов министерств и ведомств, агреги­ рованные нормы и нормативы,.

Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах осуществляется по этапам.

Первым этапом процесса планирования создания АСУГ1 является определение объектов (предприятий), на кото­ рых целесообразно создание АСУП. Эта задача решается совместно с соответствующими отраслевыми министерст­ вами. Исходной информацией здесь служат расчеты эф­ фективности внедрения АСУП по различным классам объ­ ектов, агрегированные нормативы эффективности капи­ тальных вложений по созданию АСУП в различных отраслях, коэффициенты эффективности (приоритет по степени эффективности создания АСУП) отраслей, объ­ ектов на основе агрегированных нормативов эффектив­ ности, классификация объектов внедрения АСУП по ти­ пам и размерам.

Второй этап — это определение потребности в электрон­ но-вычислительной технике, дополнительном, вспомога­ тельном, периферийном оборудовании, в эксплуатационных материалах, в затратах на разработку АСУП, кадрах спе­ циалистов. Для решения задачи исходной информацией служат: классификация АСУП по взаимосвязи с соответ­ ствующей классификацией объектов, число АСУП данно­ го класса по народному хозяйству в разрезе министерств и ведомств, трудоемкость разработки АСУП различных классов, нормативы потребности технических средств для АСУП различных классов, нормы численности персо­ нала для обеспечения функционирования АСУП данного класса.

29

3. Организация автоматизированного управления разработками АСУП в Госплане СССР

Процесс автоматизации управления, как известно, рас­ пространяется на все звенья народного хозяйства, вклю­ чая и те ведомства, которым поручено руководство рабо­ тами в стране в области АСУ. В настоящее время про­ должаются и развиваются работы по автоматизации рас­ четов в Госплане СССР, где создается автоматизирован­ ная система плановых расчетов — АСПР. В рамках общих работ АСПР определены основные направления использо­ вания вычислительной техники и экономико-математиче­ ских методов подсистемы Госплана СССР по планирова­ нию внедрения вычислительной техники в народное хо­ зяйство. Ниже рассмотрены основные черты такой под­ системы.

Общие положения. Целью разработки и внедрения под­ системы АСПР — ВТ является обеспечение необходимыми плановыми расчетами перспективных и текущих планов производства и внедрения в народное хозяйство вычис­ лительной техники.

Подсистема АСПР—ВТ является составной частью автоматизированной системы плановых расчетов Госпла­ на СССР и основывается на единых методических и организационных положениях. Техническая база подси­ стемы АСПР—ВТ — Главный вычислительный центр Гос­ плана СССР. Информационная база должна быть общей с заинтересованными отделами Госплана СССР.

Подсистема АСПР—ВТ призвана обеспечивать необхо­ димыми расчетами и информацией все подразделения от­ дела сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники.

Структурно отдел состоит из подотделов:

внедрения вычислительной техники в промышленности; внедрения вычислительной техники в непромышленной

сфере; специальных информационных и управляющих систем;

сотрудничества социалистических стран в области вы­ числительной техники (занимается подготовкой вопросов для Советской части Межправительственной комиссии по сотрудничеству социалистических стран в области вычис­ лительной техники);

сводного плана, который составляет сводный план про­ изводства средств вычислительной техники, план распре-

30



деления, баланс планов производства и распределения и сводный план внедрения вычислительной техники в на­ родное хозяйство.

Подсистема АСПР—ВТ должна обеспечить проведение плановых расчетов в таких объемах и в такие сроки, ко­ торые необходимы при разработке проектов плана.

Структура и состав подсистемы. Подсистема АСПР—ВТ должна обеспечивать плановыми расчетами и необходи­ мой информацией задачи, возложенные на Отдел сводно­ го планирования и внедрения в народное хозяйство вы­ числительной техники.

Отдел сводного планирования и внедрения в народное хозяйство вычислительной техники осуществляет следую­ щие функции:

1)сводное планирование работ по созданию вычисли­ тельных центров государственной сети, отраслевых и ве­ домственных вычислительных центров и автоматизиро­ ванных систем управления с применением математиче­ ских методов и средств вычислительной техники и по внедрению этих систем в народное хозяйство с учетом выделения для указанных целей капитальных вложений

иассигнований;

2)сводное планирование производства всех электрон­ ных, вычислительных, информационно-логических, управ­

ляющих, счетно-перфорационных и счетно-клавишных ма­ шин, а также средств механизации инженерно-техниче­ ских и управленческих работ с учетом необходимого раз­ вития производственных мощностей;

3)распределение универсальных электронных вычис­ лительных, информационно-логических и управляющих вычислительных машин;

4)контроль за реализацией планов создания государ­ ственной сети вычислительных центров, автоматизирован­ ных систем планирования, управления и обработки ин­ формации во всех звеньях народного хозяйства.

В соответствии с указанными задачами отдел:

разрабатывает совместно с отделами Госплана СССР и с привлечением соответствующих научно-исследователь­ ских организаццй предложения по основным направле­ ниям развития и внедрения вычислительной техники в народном хозяйстве на перспективу;

на основе предложений отраслевых отделов Госплана

СССР составляет проекты сводных перспективных и теку-

31


щих планов производства средств вычислительной техни­ ки общего назначения:

рассматривает предложения отделов Госплана СССР по внедрению вычислительной техники в соответствующие отрасли народного хозяйства и на их основе подготав­ ливает проекты сводных перспективных и годовых пла­ нов внедрения вычислительной техники в народное хо­ зяйство СССР;

разрабатывает проекты годовых планов распределения электронных универсальных и управляющих вычисли­ тельных машин;

осуществляет контроль за ходом выполнения народно­ хозяйственных планов внедрения вычислительной техни­ ки по министерствам, ведомствам СССР и союзным рес­ публикам н в случае необходимости разрабатывает пред­ ложения по устранению имеющихся недостатков;

подготавливает и представляет руководству Госплана

СССР отчеты, доклады и другие материалы о ходе вы­ полнения сводного плана производства и внедрения средств вычислительной техники в народное хозяйство

СССР, а также соответствующие предложения, вытекаю­ щие из этих материалов;

рассматривает в установленном порядке предложения министерств СССР и советов министров союзных респуб­ лик о внесении изменений в задания народнохозяйствен­ ных планов по производству и внедрению вычислитель­ ной техники и подготавливает по ним соответствующие заключения;

осуществляет проверку своевременного и правильного доведения министерствами, ведомствами СССР и совета­ ми министров союзных республик заданий народнохо­ зяйственных планов по внедрению вычислительной техни­ ки до предприятий и организаций;

принимает участие в подготовке предложений по обес­ печению специалистами разработок, производства и экс­ плуатации средств вычислительной техники и автомати­ зированных систем управления в народном хозяйстве;

выявляет потребность в эксплуатационных материалах (магнитная лента, перфолента, перфокарты, бумага и т. д.), необходимых для нормального функционирования вычис­ лительных центров и автоматизированных систем управ­ ления и подготавливает предложения по объему их про­ изводства и повышению качества.

32

Обязанности Отдела сводного планирования и внедре­ ния в народное хозяйство вычислительной техники опре­ деляют состав задач подсистемы АСПР — ВТ и требова­ ния к ним.

При составлении проектов долгосрочных и среднесроч­ ных планов развития производства и внедрения вычис­ лительной техники в народное хозяйство подсистема АСПР—ВТ на основе данных о перспективе развития и размещения отраслей, совершенствовании системы управления народным хозяйством и перспективе разви­ тия средств вычислительной техники должна определить следующие потребности народного хозяйства в средствах вычислительной техники по укрупненной номенклатуре; развитие производства средств вычислительной техники по укрупненной номенклатуре; развитие производства экс­ плуатационных материалов, необходимых для нормального функционирования технических средств; количество кад­ ров (в разрезе категорий специалистов) для разработки

иэксплуатации автоматизированных систем управления

ивычислительных центров; требования к развитию свя­ зи; сделать расчет экономической эффективности прово­ димых работ; определить общие затраты на производство

ивнедрение вычислительной техники в народное хозяй­ ство; потребность в импорте средств вычислительной тех­ ники и возможности экспорта.

При составлении текущих и годовых планов подсисте­ ма АСПР—ВТ должна подготовить документацию под

разрабатываемый план (формы, показатели и заявки на оборудование); проанализировать и внедрить в докумен­ тацию данные формы и заявки; разработать предвари­ тельные балансы и планы распределения на основе пред­ варительных данных о планах производства средств вы­ числительной техники и отчетных данных прошлых лет; рассчитать агрегированные нормы и нормативы; опреде­ лить наиболее эффективные сферы применения средств вычислительной техники (отраслей,, объединений, пред­ приятий, технологических процессов), число объектов внедрения средств вычислительной техники на основе планов министерств, ведомств, заявок на средства вы­ числительной техники и эффективности их применения по отчетным данным прошлых лет, потребность в сред­ ствах вычислительной техники, эксплуатационных мате­ риалах, кадрах разработчиков и эксплуатационников по

2 H. В. Махров

33


числу объектов и агрегированным нормам и нормативам, а также на основании заявок министерств и ведомств; составить сводный план производства средств вычисли­ тельной техники с учетом выявленной потребности, опре­ делить лимиты на группы министерств и ведомств; рас­ пределить оборудование по министерствам и ведомствам, по объектам внедрения средств вычислительной техники на основе плана производства и эффективности исполь­ зования средств вычислительной техники по опыту про­ шлых лет; составить баланс планов производства средств вычислительной техники и планов их распределения; определить полные затраты на производство и внедрение средств вычислительной техники (капитальные вложения, затраты на строительно-монтажные работы, проектные, научно-исследовательские, развитие связи); составить сводный план внедрения средств вычислительной техни­ ки и, наконец, довести план до исполнителей и прове­ рить его выполнение.

Подсистема АСПР—ВТ обеспечит сотрудников отдела необходимой справочной информацией для составления докладов, отчетов и справок руководству Госплана СССР

и директивным органам, а именно: данными по произ­ водству средств вычислительной техники по номенклату­ ре Госплана СССР по годам и на перспективу; данными по распределению средств вычислительной техники по министерствам и ведомствам — в территориальном разре­ зе и по годам; сведениями об использовании средств вычислительной техники (эффективность использования, время загрузки, типовые задачи и т. д.) по министер­ ствам и ведомствам и объектам на основе данных ЦСУ

СССР, министерств и ведомств; нормативами по оснаще­ нию техническими средствами вычислительных центров и норм расхода эксплуатационных материалов по отраслям п отдельным объектам; нормативами по трудоемкости проектирования автоматизированных систем управления и вычислительных центров, а также по их обслуживанию; сведениями о технических характеристиках средств вы­ числительной техники и сфере их применения.

Исходной информацией для составления плана являют­ ся планы Госкомитета по науке и технике, проекты пла­ нов министерств и ведомств, заявки на средства вычис­ лительной техники, проекты автоматизированных систем управления, вычислительных центров, а также перспек-

34

тивные планы развития отраслей, в том числе и вычис­ лительной техники. Кроме этого, необходимы данные о внедрении вычислительной техники, эффективности ее ис­ пользования, территориального размещения в прошлые годы.

Объекты внедрения вычислительной техники и их число по принятой квалификации (блоки определения эффек­ тивности и определения объектов) определяются на осно­ ве проектов планов министерств и ведомств, заявок на оборудование, проектов автоматизированных систем управ­ ления и вычислительных центров с учетом перспектив развития отраслей и предложений отраслевых отделов Гос­ плана СССР, а также на основе данных об эффектив­ ности (о прошлых годах и представленных расчетах).

В зависимости от числа объектов внедрения вычисли­ тельной техники того или иного класса на основании имеющихся норм и нормативов по комплектации техни­ ческими средствами, обеспечению эксплуатационными ма­ териалами и необходимыми кадрами разработчиков и экс­ плуатационников определяются потребности в средствах вычислительной техники, эксплуатационных материалах п кадрах (блок определения потребности).

Потребности в конкретных видах оборудования, мате­ риалах и кадрах сообщаются отделам Госплана СССР, планирующим их производство и подготовку кадров. Эти потребности — база для составления планов производства средств вычислительной техники, эксплуатационных мате­ риалов и подготовки кадров. Отделы в свою очередь пред­ ставляют в сводный подотдел вычислительной техники свои проекты планов, и па их основе составляется свод­ ный план производства (блок — сводный план производ­ ства) и затем определяются лимиты на оборудование, материалы и кадры по группам министерств и ведомств, которые передаются в отраслевые подотделы отдела.

Отраслевые подотделы производят распределение обо­ рудования, материалов и кадров по министерствам и от­ дельным объектам (блок распределения) наиболее эффек­ тивным образом.

После распределения оборудования определяются за­ траты на внедрение вычислительной техники (блок опре­ деления затрат), составляется баланс планов производства средств вычислительной техники и эксплуатационных ма­

териалов (блок баланса планов производства и

планов

2*

35