Файл: Максимов, М. М. Русскому золоту 250 лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К концу XVIII в. в верховьях бассейна р. Исети было выявлено 140 золоторудных полос, для раз­

работки которых были созданы

десятки

золотых

рудников. А. С. Ярцев,

в 1797— 1801

гг.

бывший

начальником

Уральских заводов,

в

рукописи

«Российская

горная

история»,

относящейся к

1812 г., рассматривая запасы руды Березовских промыслов, которые он считал неисчерпаемыми, восклицает: «сколь богата золотом Екатеринбург­ ская долина... и сколь прочная там добыча оного быть может». Район золотых месторождений в долине р. Исети он назвал «Екатеринбургской золотой долиной».

Говоря о добыче березовского золота, следует сказать несколько слов о роли И. А. Шлаттера. 3 апреля 1756 г. Правительствующий сенат издал указ, одобряющий представленный сенату 5 де­

кабря 1755 г. главным

судьей (т. е. директором)

Монетной канцелярии И. А.

Шлаттером

«Проект

и план, каким образом

и

наилучшим

способом

имеющиеся в Сибири

Нерчинские и прочие се­

ребряные заводы, кроме Колывано-Воскресенских, в лучшее состояние и размножение привести».

Читателю Шлаттер известен как государствен­ ный деятель и ученый, крупный специалист по металлургии золота и серебра, монетному и про­ бирному делу, а также горнорудному делу. Он является автором первой книги на русском языке по пробирному искусству «Описания при монет­ ном деле потребного искусства..», изданной в 1739 г., «Задач, касающихся до монетного искус­ ства...», вышедших в свет в 1754 г., вторая часть

37


которых именуется «О металлургической к монет­ ному делу принадлежащей части...», а также «Обстоятельного наставления к рудному делу...», опубликованного в 1760 г.

В последнем, восьмом разделе «Проекта и пла­ на...», касающемся районов Урала, дается обосно­ ванный прогноз о их перспективности для поисков золота. Шлаттер пишет: «В Шилоисетском руд­ нике, также в Березайке, неподалеку от Екате­ ринбурга, добывается в кварце самородное золото, также и Исетские горы, великую надежду подают, что в них всяких металлов, наипаче серебро и золото имеется, ибо не безызвестно, что при Исети реке, которая течение свое с оных гор имеет, вез­ де золотые признаки промыванием являются, од­ нако оныя горы поныне не разведаны и оные вышереченные рудники не такою силою и при­ лежанием разрабатываются и золото в них добы­ вается, как оному чинить надлежит...».

Приведенные соображения И. Шлаттера изло­ жены в документе, рассчитанном на расширение чеканки серебряной монеты, в связи с чем геоло­ гической общественности они оставались неизвест­ ными, несмотря на определенную ценность для ис­ тории отечественной геологии.

Шлаттер, выдвигая в качестве первоочеред­ ного в стране района для развития поисково-раз­ ведочных работ на золото бассейн р. Исети, впервые использует для обоснования своего прог­ ноза данные шлихового, как теперь говорят, метода поисков, внедряя его тем самым в прак­

38

тику поисковых работ. Прогноз Шлаттера о перс­ пективности Урала оправдался блестяще.

Чтобы оценить по достоинству «Проект и план...» Шлаттера, надо учитывать, что в России к 1755 г. еще не было литературы по геологопоис­ ковым вопросам, лишь в «списках» ходила по рукам рукопись В. И. Геннина. Первым печатным систематическим изложением геологических зна­ ний и вместе с тем первым практическим руко­ водством к поискам полезных ископаемых был трактат великого русского ученого М. В. Ломо­ носова «О слоях земных», написанный им в конце 50-х годов XVIII в. и опубликованный в 1763 г.

Эта книга, разошедшаяся

по горным промыслам,

оказала

большое

влияние

на

развитие

геологи­

ческих

поисков в

России

во

второй

половине

XVIII в.

О ходе реализации «Проекта и плана...» можно судить из сообщения о том, что на исходе 50-х годов XVIII в. было «велено около Екатеринбурга состоящие, золотосодержащие промыслы при Шиловоисецком и Березовском рудниках размножить и прилежнее производить, и при Шиловоисецком руднике прежде назначенную плотину и промывалыпо и прочее, что к пользе и размножению принадлежать будет, не отписываясь здешней Канцелярии, производить в действо». Н. Г. Клеопину, руководившему уральским горнозаводским делом, предписали: «иметь надлежащее смотре­ ние... дабы золотая добыча умножилась и чтоб золото ценою дешевле как доныне становилось». Из частного письма Клеопипа Шлаттеру видно,

39


что он, Клеопин, тогда объездил все «золотосодер­ жащие рудники» и смотрел все работы: «а по то­

му осмотру

оказались

ныне

рудники надежными

к размножению их,

и

к

приведению

в лучшее

состояние

мною

исправить

при

смотре

разсуждено».

3 июля 1760 г. Сенат приказал Берг-коллегии выделить на Екатеринбургские промысла 219 гор­ ных обер- и унтер-офицеров и прочих горных спе­ циалистов; для караульной службы прикоманди­ ровал солдат и унтер-офицеров; к золотым промыслам приписал 9105 государственных крестьян; выделил строительных рабочих; отвел леса и сенные покосы. А 4 сентября 1760 г. Бере­ зовские золотые промыслы были переданы в ве­ дение непосредственно Берг-коллегии.

Так осуществлялся «План и проект...» Шлаттера, который по сравнению с монументальными трудами Ломоносова является, конечно, скромным документом узко прикладного значения, но тем не менее позволяет проследить развитие русской геологической науки.

Следует отметить, что район р. Исети, как перспективный на золото, «выдвигался» еще в 1724 г. В. И. Геннин писал о предметах, находимых в погребальных курганах: «...те люди, кои во оные бугры клались, такое обыкновение имели, что они золото и серебро и медь, которое они на шее и на руках, в платках и в сергах носили, так же лошадей с убором, какое они по обыкновению

своему имели, и всю свою одежду

и протчее, с

чем они служили, все с собой

докладывали...

40


А каковые я, генерал-лейтенант, оные вещи видал, объявляю абрис... в которой могиле лежало мерт­ вое тело на золотой выбитой тонкой доске, а по­ верху ево платья накладено было золотыми тонкими листами, выбитыми толстою против бу­ маги, всего золота с пуд. И оную могилу и до сего называют «пудовик».

Сообщив о находке «пудовика» правительству, он получил указание выяснить, «откуда те татары в прежние лета такое золото и серебро получали или из которого государства оно к ним привожено было?». Интересный ответ на этот вопрос дал старец Лот из Долматовского монастыря: «...об оных рудах те башкирцы наганской нации у пре­ старелой женщины, которая была в полону в улусе царевича Рючюка, и оной от роду имелось более ста лет, уведомились, что в древних летах иные люди, которые в тех местах жили, означен­ ную руду копали, и плавили и, действительно, из оной золото и серебро получали и всякие из того вещи делали; и такие вещи около Исету и в про­ чих местах, где оной народ, называемой Чуды, жили, в их могилах или кладбищах и поныне на­ ходятся». Но дальше в то время дело не пошло.

Однако открытое в 1745 г. Е. Марковым на берегах р. Исети Шилово-Исетское месторожде­ ние золота разрабатывалось плохо, в 1758 г. оно было передано в частные руки купцу Турчанинову и «...оный рудник с самого 1758 г... совсем оста­ новлен и, все его обширные и глубокие, а особливо под рекою Исетыо бывшие работы затопились или совсем завалились».

41

Другие коренные месторождения Урала

Еще в XVIII в. в результате успешной добычи золота на Березовских промыслах начались и поисковые работы за их пределами.

В упоминавшейся рукописи «Российская горная история», А. С. Ярцев отметил, что к на­ чалу XIX в. «...золотых руд признаки показываются на восточной уральской стороне в длину почти на 1000 верстах, что доказывают к северу балтым-

ские, тагильские и за Петропавловским банков­ ским заводом находящиеся созвинские золотые прииски... А на южную лежат: уктусские, шило- во-исетские, где прежде и кусковатое золото добывалось, потом сысерские и мияские... на за­ паде же меж самыми уральскими горными парал­ лелями доказывают чусовские, крылатковские и уфалейские золотые прииски».

Здесь на Крылатковском руднике близ р. Чу­ совой первооткрывателем был крестьянин Крылатков из деревни Кургановой. В. В. Данилевский сообщает, что по его «...одержимого тяжелою бо­ лезнью, при конце жизни и почти лишившегося уже способности говорить» поручению в июле 1803 г. один из крестьян представил в Екатерин­ бургскую лабораторию образцы руды. Привезен­ ные затем пробы показали высокие содержания золота: одна в 100 пудах руды— 1 фунт 65 золот­ ников, а вторая — 2 фунта 2 золотника золота.

Здесь и был заложен Крылатковский рудник, на котором уже в 1809 г. протолочкой и промывкой 51 964 пуда руды извлекли 1 пуд 2 фунта 52 зо­ лотника золота. С 1803 по 1810 г. было добыто

42


8

пудов

2

фунта

70

золотников золота,

после

чего, хищнически

отработав

богатые

руды

на

поверхности,

эти рудники забросили.

 

 

 

в

Из первой добычи золота, полученной в 1803 г.,

Эрмитаже

имеется

золотая пластина

весом

2

фунта 27 золотников (фиг. 14).

указ

«О

 

28 мая

1812 г.

был

издан

сенатский

предоставлении права всем Российским поддан­ ным отыскивать и разрабатывать золотые и се­ ребряные руды с платежом в казну подати».

После этого начались попытки создания част­ ных предприятий по добыче золота. Об одном из таких предприятий также сохранился нумизмати­

ческий памятник — золотая

медаль весом

1

фунт

34 золотника (фиг. 15 ),

отчеканенная

в

честь

выявления 11 июня 1813 г. золота в даче ВерхНейвинского завода А. И. Яковлева. В Горном журнале за 1838 г. сообщается: «В 1813 г. близ Верх-Нейвинского завода (округа частных ВерхИсетских заводов) малолетняя дочь заводского жителя Катерина Богданова нашла случайно в песке золотой самородок значительной величины и принесла его заводскому приказчику Ив. Евтеф. Полузадову... Как я слышал, девочка вместо ожи­ даемой ею может быть награды, была по прика­ занию заводского приказчика высечена розгами со строгим приказанием молчать о своей находке».

В последующие годы на Урале были открыты месторождения рудного золота в районах заводов Гороблагодатских, Миасского, Невьянского, Кас­ линского, Кыштымского, Уфалейского, НижнеТагильского, Билимбаевского, Ревдинского, Перм-

43