Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНТАКТНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

МЕТАЛЛА И ИНСТРУМЕНТА

ПРИ ПРОКАТКЕ

МОСКВА «МЕТАЛЛУРГИЯ» 1974

УДК 621.771.07 : 23/237

П. И. ПОЛУХИН, В. А. НИКОЛАЕВ, В. П. ПОЛУХИН, А. В. ЗИНОВЬЕВ, Е. Н. КОСАРИМОВ

УДК 621.771.07 : 23/237

 

Контактное взаимодействие

металла и инструмента при про­

катке. П о л у х и н П. И.,

Н и к о л а е в В. А., П о л у ­

х и н В. П., З и н о в ь е в А. В., К о с а р и м о в Е. Н., М., «Металлургия», 1974. 200 с.

Исследованы закономерности распределения нормальных и касательных напряжении в зависимости от технологических параметров прокатки и механизм контактного взаимодействия металла и инструмента. Рассмотрено совместное влияние на ка­ чество листов контактного упругого сжатия валков, тепловыде­ ления в очаге деформации, износа валков и явления передачи микрорельефа с поверхности валков на полосу. Изучен контакт­ ный теплообмен и дан анализ тепловых явлений в очаге дефор­ мации при тонколистовой прокатке. Показано изменение кон­ тактной поверхности валка при холодной прокатке вследствие износа валков и схватывания в очаге деформации. Описана ме­ тодика комплексного экспериментального исследования очага деформации.

Книга предназначена для научных и инженерно-технических работников металлургической и машиностроительной промыш­ ленности, а также может быть полезна студентам вузов, специа­ лизирующимся по обработке металлов давлением. Ил. 137. Табл. 32. Список лит. 125 назв.

ЧИТ,.»< ОРО ЗАДА

© Издательство «Металлургия», 1974.

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

 

Предисловие ....................................................................................................................

 

 

 

5

 

Г л а в а

I

 

 

 

 

СОВМЕСТНЫЙ АНАЛИЗ

КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

 

 

В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯ­

 

 

НИЯ ВАЛКОВ ...............................................................................................

 

 

7

1. Анализ исследований напряженно-деформированного состояния очага де-

7

 

• формации и рабочего инструмента.....................................................................

 

2.

Влияние параметров процесса прокатки на распределение напряжений

 

 

по дуге к о н т а к т а .........................................

' ..........................................................

 

14

3.

Радиальная упругая деформация

вал ков..........................................................

 

27

4. Влияние упругого сжатия валков

и восстановления полосы на коэффи­

34

 

циент плеча равнодействующей усилия прокатки...............................

. .

 

Г л а в а

П

 

 

 

 

КОНТАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕФОРМИРУЕМОГО МЕ­

 

 

ТАЛЛА И ВАЛКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

 

 

ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ТОНКОЙ ПОЛОСЫ

..............................

44

1. Анализ экспериментальных и теоретическихисследований...........................

44

2.

Распределение межвалкового давления и контактных напряжений по

49

 

площадке касания рабочего валка

с опорным.....................................

. . .

3.

Формирование профиля поперечного сечения полосы.....................................

 

57

4.

Влияние поперечного профиля подката на распределение обжатий и нор­

69

 

мального .давления по ширине полосы ..............................................................

 

5.

Влияние противоизгиба рабочих валков на формирование поперечного

72

 

профиля полосы и распределение контактных напряжений.........................

6.

Влияние натяжения на формирование поперечного,профиля полосы . .

81

7.

Влияние натяжения и смазки на распределение контактных напряже­

91

 

ний ..................................................

....

. ......................................................................

8.

Коэффициент трения в условиях

холодной прокатки на

промышленном

94

 

стане .....................................................

 

 

 

9.

Расчет напряженного состояния

в контактных зонах

валков стана

96

 

к в а р т о ............................................................................................................................

 

 

 

 

Г л а в a

III

 

 

 

 

КОНТАКТНЫЙ ТЕПЛООБМЕН И АНАЛИЗ ТЕПЛОВЫХ ЯВ­

 

 

ЛЕНИЙ

В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ......................................................

 

111

I.Расчет составляющих контактного теплообмена в очаге деформации при

прокатке листов ...........................................................................................

? ■ ■ Ш

1*

3


2.

Влияние параметров процесса прокатки

иа интенсивность контактного

125

 

теплообмена и температурное поле валка ......................................................

 

3.

Температура в очаге деформации и устойчивость теплового профиля

136

 

рабочих валков .

 

 

 

Г л а в а

IV

 

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ВАЛКА ПРИ ХОЛОДНОЙ ПРО­

 

 

КАТКЕ

...........................................................................................................

 

 

143

1.

Чистота поверхности и износостойкость вал ков ..............................................

 

143

2.

Об особенностях и характере механизма износа валков непрерывных

149

 

широкополосных станов . .......................................................................................

3.

Передача микрорельефа с поверхности валков на полосу..............................

 

154

4.

Схватывание на контактной поверхности

полоса—валок

при холодной

158

 

п р о к ат к е ........................................................................................................................

 

 

 

5.

Повышение сопротивления схватыванию

с применением ВТМПО и ал­

 

 

мазного шлифования поверхности валков

......................................................

 

161

 

Г л а в а

V

 

 

 

 

ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КОН­

 

 

ТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ.................................

 

169

1. Методика комплексного исследования очага деформации.............................

 

169

2.

Расшифровка

осциллограмм Контактных

напряжений с

применением

 

 

Э В М ................................................................................................................................

 

 

 

179

3.

Сопоставление

эпюр контактных напряжений, полученных штифтовым

 

 

и поляризационно-оптическим методами..............................................................

 

 

185

Список литературы...........................................................................................................

 

 

195


П Р Е Д И С Л О В И Е

XXIV съезд КПСС поставил перед металлургами страны основ­ ную задачу коренным образом улучшить качество металлопродук­ ции путем внедрения прогрессивных способов производства металла и расширения сортамента проката с тем, чтобы существенно повысить эффективность применения металла в народном хозяйстве. Преду­ смотрены более полное использование машин и агрегатов и дальней­ шая интенсификация производственных процессов.

Качество готовой продукции и интенсивность процесса прокатки в значительной мере определяются условиями контактного взаимодей­ ствия металла и рабочего инструмента при прокатке. Исследование контактного взаимодействия представляет большой интерес и для решения многих теоретических задач процесса прокатки.

Комплексное исследование процессов, происходящих в очаге деформации, и прежде всего анализ распределения контактных напря­ жений и деформаций по ширине очага, установление закономерно­ стей формирования поперечного профиля полос — все это необходимо для разработки и обоснования режимов прокатки листов и полос высокого качества.

Обеспечение высокого качества поверхности проката и повыше­ ние износостойкости прокатных валков связано с детальным изуче­ нием механизма износа, явлений схватывания на поверхности кон­ такта полоса—валок и передачи микрорельефа с поверхности валков на полосу.

Важной задачей является дальнейшее увеличение скорости хо­ лодной прокатки тонких полос на непрерывных станах кварто и многовалковых станах, повышение эффективности охлаждения по­ лосы и валков. Для этой цели необходим детальный анализ контакт­ ного теплообмена и тепловых явлений в очаге деформации при про­ катке листов и полос, производство которых в настоящее время

6

широко

развивается.

Результаты

и закономерности, изложенные

в книге,

применимы и

к

анализу

других процессов прокатки.

Многие практические

рекомендации, основанные на результатах

исследований, уже реализованы в прокатных цехах Магнитогор­ ского металлургического комбината, ждановского завода им. Ильича, Череповецкого и других металлургических заводов, что способство­ вало существенному повышению качества листового проката и про­ изводительности станов.

Книга создана на основе оригинальных исследований, выполнен­ ных авторами на кафедре пластической деформации специальных сплавов и в проблемной лаборатории процессов пластической дефор­ мации и упрочнения Московского института стали и сплавов; использованы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых.

В работе над рукописью авторам помогли рекомендации рецен­ зента канд. техн. наук О .Т . Музалевского.


Г л а в а 1

 

СОВМЕСТНЫЙ

АНАЛИЗ

КОНТАКТНЫХ

НАПРЯЖЕНИЙ В ОЧАГЕ

ДЕФОРМАЦИИ

И ДЕФОРМИРОВАННОГО

состояния ВАЛКОВ

1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОЧАГА ДЕФОРМАЦИИ И РАБОЧЕГО ИНСТРУМЕНТА

Благодаря работам [1—34] по измерению контактных напряжений с помощью однокомпонентных месдоз с радиальными и наклонными штифтами и универсальных трехкомпонентных месдоз получен большой объем информации о характере взаимодействия инструмента и пластически деформируемого металла.

Исследования, в которых отношение /Д/Я ср изменялось в широком

диапазоне [8, 17—31],

свидетельствуют о

существовании трех

видов эпюр нормального давления.

При малых значениях фактора

формы очага деформации

(/д/ # ср <

1,0ч-1,2)

максимум эпюры на­

ходится у входа в очаг деформации, что обусловленовлиянием заднего конца полосы, которое заключается в образовании упругого клина на входе в очаг деформации [33]. Предельные значения /Д/Я ср, при которых еще наблюдается максимум на входе в очаг деформации, поданным различных авторов, следующие: 0,8—0,9 [17]; 0,96 [34]; 1,0 [21]; 1,0— 1,2 [8]. Вышеизложенное свидетельствует о подобии процессов прокатки, осуществленных в различных условиях [35].

При прокатке полос с /Д/Я ср = 1,0—=—1,5 нормальное давление распределено по дуге контакта либо равномерно, либо эпюры имеют две относительно небольшие вершины, одна из которых находится у входа металла в валки, другая — между сечением выхода и сере­

диной дуги контакта [10,

17].

При увеличении

/Д/Я ср вершина на

входе постепенно исчезает,

и когда /д/ # ср

1,7,

остается один ма­

ксимум, расположенный ближе

к выходу

металла из валков. При

дальнейшем увеличении фактора формы очага деформации (/Д/Я ср> >> 1,7) неравномерность распределения давления по дуге контакта увеличивается [36].

Фактор формы очага деформации /Д/Я ср отражает влияние на­ пряженно-деформированного состояния металла и кинематических условий процесса прокатки на характер эпюр распределения давле­ ния, но не учитывает механических свойств металла и состояния кон­ тактной поверхности.

Исследования влияния внешнего трения на распределение давле­ ния по дуге контакта [37—39] показали, что, несмотря на сущест­ венное различие в условиях внешнего трения, максимальные и сред-

7


Hue значения давления (или неравномерность его распределения

Pmax/Рср) зависят

только

от

/д/ # с и коэффициента

трения [10,

35—38].

показано,

что влияние /ср при /д/Дср с

3

незначи­

В работе [22]

тельно и заметно

возрастает

при у Я ср> 3.

Аналогичные

резуль­

таты получены в работе [10] при /Д/Я ср =4ч-9.

С уменьшением коэф­

фициента трения характер распределения контактных напряжений практически не изменяется, но при этом их абсолютные величины и отношение pmaJPcPуменьшаются.

Изменение механических свойств металла зависит от степени и скорости деформации. Степень деформации учитывается фактором формы очага деформации /Д/Я ср. Влияние скорости деформации на контактные напряжения рассмотрено в работах [40, 41]. Показано, что характер эпюр не зависит от скорости прокатки, а абсолютные величины контактных напряжений возрастают с увеличением ско­ рости деформации. В. работе [40]-отмечается повышение величины среднего давления на 40% при изменении скорости прокатки от0,05

до 0,5 м/с.

Результаты экспериментального исследования влияния натяжения на распределение контактных напряжений рассмотрены в работах [8, 10, 42—45]. Опыты показали, что с ростом заднего натяжения давление уменьшается, а сила трения возрастает при прокатке полос умеренной толщины на шероховатых валках при среднеарифмети­ ческом значении высоты микронеровностей Ra = 0,48 мкм и умень­ шается при прокатке тонких полос на полированных валках {Ra = = 0,28 мкм). Показатель трения /ср = тср/рср с ростом заднего на­ тяжения возрастает [10, 42, 43], очевидно, вследствие понижения нормального давления.

При постоянном заднем натяжении с ростом переднего натяже­ ния давление и напряжение трения уменьшаются, а /ср практически не изменяется [8].

Для измерения радиальных деформаций валков успешно исполь­ зуют струнный метод [42]. Одновременное измерение радиального перемещения поверхностей валков и контактных напряжений по ширине очага деформации способствовало наиболее полному анализу характера контактного взаимодействия полосы и рабочего валка, а также опорного валка с рабочим.

Измерение радиальных перемещений этим методом дает возмож­ ность контролировать точность показаний штифтовых месдоз. и кор­ ректировать их жесткость.

В работе [32] предложена методика измерения перемещений и давления с помощью штифтовых месдоз.

Благодаря применению этой методики удалось установить влия­ ние величины давления прокатки и ширины площадки контакта на характер распределения давления.

Для измерения протяженности дуги контакта может быть приме­ нен электроконтактный метод [5, 10]. Этот метод нашел применение в исследованиях контактных напряжений при прокатке на полу­ промышленном четырехвалковом стане.

8