Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
КОНТАКТНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МЕТАЛЛА И ИНСТРУМЕНТА
ПРИ ПРОКАТКЕ
МОСКВА «МЕТАЛЛУРГИЯ» 1974
УДК 621.771.07 : 23/237
П. И. ПОЛУХИН, В. А. НИКОЛАЕВ, В. П. ПОЛУХИН, А. В. ЗИНОВЬЕВ, Е. Н. КОСАРИМОВ
УДК 621.771.07 : 23/237 |
|
Контактное взаимодействие |
металла и инструмента при про |
катке. П о л у х и н П. И., |
Н и к о л а е в В. А., П о л у |
х и н В. П., З и н о в ь е в А. В., К о с а р и м о в Е. Н., М., «Металлургия», 1974. 200 с.
Исследованы закономерности распределения нормальных и касательных напряжении в зависимости от технологических параметров прокатки и механизм контактного взаимодействия металла и инструмента. Рассмотрено совместное влияние на ка чество листов контактного упругого сжатия валков, тепловыде ления в очаге деформации, износа валков и явления передачи микрорельефа с поверхности валков на полосу. Изучен контакт ный теплообмен и дан анализ тепловых явлений в очаге дефор мации при тонколистовой прокатке. Показано изменение кон тактной поверхности валка при холодной прокатке вследствие износа валков и схватывания в очаге деформации. Описана ме тодика комплексного экспериментального исследования очага деформации.
Книга предназначена для научных и инженерно-технических работников металлургической и машиностроительной промыш ленности, а также может быть полезна студентам вузов, специа лизирующимся по обработке металлов давлением. Ил. 137. Табл. 32. Список лит. 125 назв.
ЧИТ,.»< ОРО ЗАДА
© Издательство «Металлургия», 1974.
О Г Л А В Л Е Н И Е |
|
|
|
||
Предисловие .................................................................................................................... |
|
|
|
5 |
|
|
Г л а в а |
I |
|
|
|
|
СОВМЕСТНЫЙ АНАЛИЗ |
КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ |
|
||
|
В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯ |
|
|||
|
НИЯ ВАЛКОВ ............................................................................................... |
|
|
7 |
|
1. Анализ исследований напряженно-деформированного состояния очага де- |
7 |
||||
|
• формации и рабочего инструмента..................................................................... |
|
|||
2. |
Влияние параметров процесса прокатки на распределение напряжений |
|
|||
|
по дуге к о н т а к т а ......................................... |
' .......................................................... |
|
14 |
|
3. |
Радиальная упругая деформация |
вал ков.......................................................... |
|
27 |
|
4. Влияние упругого сжатия валков |
и восстановления полосы на коэффи |
34 |
|||
|
циент плеча равнодействующей усилия прокатки............................... |
. . |
|||
|
Г л а в а |
П |
|
|
|
|
КОНТАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕФОРМИРУЕМОГО МЕ |
|
|||
|
ТАЛЛА И ВАЛКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ |
|
|||
|
ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ТОНКОЙ ПОЛОСЫ |
.............................. |
44 |
||
1. Анализ экспериментальных и теоретическихисследований........................... |
44 |
||||
2. |
Распределение межвалкового давления и контактных напряжений по |
49 |
|||
|
площадке касания рабочего валка |
с опорным..................................... |
. . . |
||
3. |
Формирование профиля поперечного сечения полосы..................................... |
|
57 |
||
4. |
Влияние поперечного профиля подката на распределение обжатий и нор |
69 |
|||
|
мального .давления по ширине полосы .............................................................. |
|
|||
5. |
Влияние противоизгиба рабочих валков на формирование поперечного |
72 |
|||
|
профиля полосы и распределение контактных напряжений......................... |
||||
6. |
Влияние натяжения на формирование поперечного,профиля полосы . . |
81 |
|||
7. |
Влияние натяжения и смазки на распределение контактных напряже |
91 |
|||
|
ний .................................................. |
.... |
. ...................................................................... |
||
8. |
Коэффициент трения в условиях |
холодной прокатки на |
промышленном |
94 |
|
|
стане ..................................................... |
|
|
|
|
9. |
Расчет напряженного состояния |
в контактных зонах |
валков стана |
96 |
|
|
к в а р т о ............................................................................................................................ |
|
|
|
|
|
Г л а в a |
III |
|
|
|
|
КОНТАКТНЫЙ ТЕПЛООБМЕН И АНАЛИЗ ТЕПЛОВЫХ ЯВ |
|
|||
|
ЛЕНИЙ |
В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ...................................................... |
|
111 |
I.Расчет составляющих контактного теплообмена в очаге деформации при
прокатке листов ........................................................................................... |
? ■ ■ Ш |
1* |
3 |
2. |
Влияние параметров процесса прокатки |
иа интенсивность контактного |
125 |
||
|
теплообмена и температурное поле валка ...................................................... |
|
|||
3. |
Температура в очаге деформации и устойчивость теплового профиля |
136 |
|||
|
рабочих валков . |
|
|
||
|
Г л а в а |
IV |
|
|
|
|
КОНТАКТНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ВАЛКА ПРИ ХОЛОДНОЙ ПРО |
|
|||
|
КАТКЕ |
........................................................................................................... |
|
|
143 |
1. |
Чистота поверхности и износостойкость вал ков .............................................. |
|
143 |
||
2. |
Об особенностях и характере механизма износа валков непрерывных |
149 |
|||
|
широкополосных станов . ....................................................................................... |
||||
3. |
Передача микрорельефа с поверхности валков на полосу.............................. |
|
154 |
||
4. |
Схватывание на контактной поверхности |
полоса—валок |
при холодной |
158 |
|
|
п р о к ат к е ........................................................................................................................ |
|
|
|
|
5. |
Повышение сопротивления схватыванию |
с применением ВТМПО и ал |
|
||
|
мазного шлифования поверхности валков |
...................................................... |
|
161 |
|
|
Г л а в а |
V |
|
|
|
|
ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КОН |
|
|||
|
ТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ................................. |
|
169 |
||
1. Методика комплексного исследования очага деформации............................. |
|
169 |
|||
2. |
Расшифровка |
осциллограмм Контактных |
напряжений с |
применением |
|
|
Э В М ................................................................................................................................ |
|
|
|
179 |
3. |
Сопоставление |
эпюр контактных напряжений, полученных штифтовым |
|
||
|
и поляризационно-оптическим методами.............................................................. |
|
|
185 |
|
Список литературы........................................................................................................... |
|
|
195 |
П Р Е Д И С Л О В И Е
XXIV съезд КПСС поставил перед металлургами страны основ ную задачу коренным образом улучшить качество металлопродук ции путем внедрения прогрессивных способов производства металла и расширения сортамента проката с тем, чтобы существенно повысить эффективность применения металла в народном хозяйстве. Преду смотрены более полное использование машин и агрегатов и дальней шая интенсификация производственных процессов.
Качество готовой продукции и интенсивность процесса прокатки в значительной мере определяются условиями контактного взаимодей ствия металла и рабочего инструмента при прокатке. Исследование контактного взаимодействия представляет большой интерес и для решения многих теоретических задач процесса прокатки.
Комплексное исследование процессов, происходящих в очаге деформации, и прежде всего анализ распределения контактных напря жений и деформаций по ширине очага, установление закономерно стей формирования поперечного профиля полос — все это необходимо для разработки и обоснования режимов прокатки листов и полос высокого качества.
Обеспечение высокого качества поверхности проката и повыше ние износостойкости прокатных валков связано с детальным изуче нием механизма износа, явлений схватывания на поверхности кон такта полоса—валок и передачи микрорельефа с поверхности валков на полосу.
Важной задачей является дальнейшее увеличение скорости хо лодной прокатки тонких полос на непрерывных станах кварто и многовалковых станах, повышение эффективности охлаждения по лосы и валков. Для этой цели необходим детальный анализ контакт ного теплообмена и тепловых явлений в очаге деформации при про катке листов и полос, производство которых в настоящее время
6
широко |
развивается. |
Результаты |
и закономерности, изложенные |
|
в книге, |
применимы и |
к |
анализу |
других процессов прокатки. |
Многие практические |
рекомендации, основанные на результатах |
исследований, уже реализованы в прокатных цехах Магнитогор ского металлургического комбината, ждановского завода им. Ильича, Череповецкого и других металлургических заводов, что способство вало существенному повышению качества листового проката и про изводительности станов.
Книга создана на основе оригинальных исследований, выполнен ных авторами на кафедре пластической деформации специальных сплавов и в проблемной лаборатории процессов пластической дефор мации и упрочнения Московского института стали и сплавов; использованы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых.
В работе над рукописью авторам помогли рекомендации рецен зента канд. техн. наук О .Т . Музалевского.
Г л а в а 1 |
|
СОВМЕСТНЫЙ |
АНАЛИЗ |
КОНТАКТНЫХ |
НАПРЯЖЕНИЙ В ОЧАГЕ |
ДЕФОРМАЦИИ |
И ДЕФОРМИРОВАННОГО |
состояния ВАЛКОВ
1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОЧАГА ДЕФОРМАЦИИ И РАБОЧЕГО ИНСТРУМЕНТА
Благодаря работам [1—34] по измерению контактных напряжений с помощью однокомпонентных месдоз с радиальными и наклонными штифтами и универсальных трехкомпонентных месдоз получен большой объем информации о характере взаимодействия инструмента и пластически деформируемого металла.
Исследования, в которых отношение /Д/Я ср изменялось в широком
диапазоне [8, 17—31], |
свидетельствуют о |
существовании трех |
|
видов эпюр нормального давления. |
При малых значениях фактора |
||
формы очага деформации |
(/д/ # ср < |
1,0ч-1,2) |
максимум эпюры на |
ходится у входа в очаг деформации, что обусловленовлиянием заднего конца полосы, которое заключается в образовании упругого клина на входе в очаг деформации [33]. Предельные значения /Д/Я ср, при которых еще наблюдается максимум на входе в очаг деформации, поданным различных авторов, следующие: 0,8—0,9 [17]; 0,96 [34]; 1,0 [21]; 1,0— 1,2 [8]. Вышеизложенное свидетельствует о подобии процессов прокатки, осуществленных в различных условиях [35].
При прокатке полос с /Д/Я ср = 1,0—=—1,5 нормальное давление распределено по дуге контакта либо равномерно, либо эпюры имеют две относительно небольшие вершины, одна из которых находится у входа металла в валки, другая — между сечением выхода и сере
диной дуги контакта [10, |
17]. |
При увеличении |
/Д/Я ср вершина на |
|
входе постепенно исчезает, |
и когда /д/ # ср |
1,7, |
остается один ма |
|
ксимум, расположенный ближе |
к выходу |
металла из валков. При |
дальнейшем увеличении фактора формы очага деформации (/Д/Я ср> >> 1,7) неравномерность распределения давления по дуге контакта увеличивается [36].
Фактор формы очага деформации /Д/Я ср отражает влияние на пряженно-деформированного состояния металла и кинематических условий процесса прокатки на характер эпюр распределения давле ния, но не учитывает механических свойств металла и состояния кон тактной поверхности.
Исследования влияния внешнего трения на распределение давле ния по дуге контакта [37—39] показали, что, несмотря на сущест венное различие в условиях внешнего трения, максимальные и сред-
7
Hue значения давления (или неравномерность его распределения
Pmax/Рср) зависят |
только |
от |
/д/ # с и коэффициента |
трения [10, |
||
35—38]. |
показано, |
что влияние /ср при /д/Дср с |
3 |
незначи |
||
В работе [22] |
||||||
тельно и заметно |
возрастает |
при у Я ср> 3. |
Аналогичные |
резуль |
||
таты получены в работе [10] при /Д/Я ср =4ч-9. |
С уменьшением коэф |
фициента трения характер распределения контактных напряжений практически не изменяется, но при этом их абсолютные величины и отношение pmaJPcPуменьшаются.
Изменение механических свойств металла зависит от степени и скорости деформации. Степень деформации учитывается фактором формы очага деформации /Д/Я ср. Влияние скорости деформации на контактные напряжения рассмотрено в работах [40, 41]. Показано, что характер эпюр не зависит от скорости прокатки, а абсолютные величины контактных напряжений возрастают с увеличением ско рости деформации. В. работе [40]-отмечается повышение величины среднего давления на 40% при изменении скорости прокатки от0,05
до 0,5 м/с.
Результаты экспериментального исследования влияния натяжения на распределение контактных напряжений рассмотрены в работах [8, 10, 42—45]. Опыты показали, что с ростом заднего натяжения давление уменьшается, а сила трения возрастает при прокатке полос умеренной толщины на шероховатых валках при среднеарифмети ческом значении высоты микронеровностей Ra = 0,48 мкм и умень шается при прокатке тонких полос на полированных валках {Ra = = 0,28 мкм). Показатель трения /ср = тср/рср с ростом заднего на тяжения возрастает [10, 42, 43], очевидно, вследствие понижения нормального давления.
При постоянном заднем натяжении с ростом переднего натяже ния давление и напряжение трения уменьшаются, а /ср практически не изменяется [8].
Для измерения радиальных деформаций валков успешно исполь зуют струнный метод [42]. Одновременное измерение радиального перемещения поверхностей валков и контактных напряжений по ширине очага деформации способствовало наиболее полному анализу характера контактного взаимодействия полосы и рабочего валка, а также опорного валка с рабочим.
Измерение радиальных перемещений этим методом дает возмож ность контролировать точность показаний штифтовых месдоз. и кор ректировать их жесткость.
В работе [32] предложена методика измерения перемещений и давления с помощью штифтовых месдоз.
Благодаря применению этой методики удалось установить влия ние величины давления прокатки и ширины площадки контакта на характер распределения давления.
Для измерения протяженности дуги контакта может быть приме нен электроконтактный метод [5, 10]. Этот метод нашел применение в исследованиях контактных напряжений при прокатке на полу промышленном четырехвалковом стане.
8