Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Повышается таким образом термостойкость смазок. Однако при не прерывной прокатке это маловероятно, хотя интенсивность потока, тепла значительно возрастает (рис. 95).
Указанные выше резервы снижения температуры контакта до
вольно незначительны по сравнению с резервами уменьшения Та0
и тв3.
Таким образом, в реальном процессе непрерывной прокатки можно эффективно воздействовать только на величины Тп0, Тв0 и
Рис. 94. |
Влияние |
исходной тол |
Рис. 95. Зависимость удельного |
|||||||
щины полосы на интенсивность |
теплового потока и его |
составля |
||||||||
теплового потока |
в |
валок |
ющих от предела текучести {/У ^ |
|||||||
(Д Л = 0,2 |
мм, <JT |
= 3 5 кгс/мм*, |
— 0,65 |
мм, |
Н = |
0,42 |
мм, |
D = |
||
v = 5,00 |
м/с, f |
= |
0,08 |
м/с) |
= 500 |
мм, |
/Ср = |
0,08, |
о = 1 0 |
м/с) |
Тв3. Так, начальную температуру валка при входе в очаг деформа ции Тв0 можно значительно снизить введением дополнительного охлаждения валков со стороны выхода полосы. Коллекторы следует устанавливать так, чтобы часть охладителя была направлена на участок поверхности контакта рабочего валка с опорным, а другая часть — только на рабочий валок. Расположение сопел коллекторов и подача охладителя будет выглядеть так, как это показано на рис. 96. Подача эмульсии непосредственно на поверхность контакта рабочего и опорного валков способствует снижению износа последних.
Расчеты показывают, что усовершенствование системы охлаждения (рис. 96) позволяет снизить температуру валка на входе Тв0 до 50— 70° С. Это означает, что температура поверхности контакта пони зится примерно на 50 град, что позволит вести прокатку на скоро стях, близких к 30 м/с и более.
140
Сказанное выше подтвердилось при экспериментальном исследо вании температурного режима валков стана 2500 ММК и ждановского металлургического завода им. Ильича. Так, при изучёиии эффек тивности работы дополнительных коллекторов, установленных со стороны выхода металла из валков в I клети, удалось обнаружить не только снижение температуры, но и ее выравнивание по длине
бочки (рис. 97). Теоретические вы воды также совпадают с экспери ментальными данными [108], кото рые свидетельствуют о том, что при усовершенствовании системы охлаж дения скорость прокатки увеличи вается до 30 м/с при сохранении работоспособности смазки.
Рис. 96. Усовершенствованная схема охлаждения валков
Рис. 97. Распределение температуры по длине бочки
рабочих валков (верхнего I и нижнего II) клети стана 2500:
/ — дополнительные коллекторы на выходе отклю чены; 2 — работал только коллектор, установ ленный на выходе; 3 — работали коллекторы со стороны выхода и входа
Не менее важным резервом повышения скорости прокатки является снижение коэффициента трения, что связано с разработкой новых технологических смазок.
Температурное поле основного ядра валка в продольном сечении может быть найдено численным методом или определено при помощи метода электротепловой аналогии. Расчет температурного поля про дольного сечения валка очень громоздок. Более перспективный ме тод — моделирование на электропроводной бумаге или на сетке сопротивлений.
Модель валка изготавливали из электропроводной бумаги, имею щей сопротивление 700 Ом на 1 см2. Для учета изменения теплового
сопротивления |
по |
сечению валка модель имела восемь слоев бумаги, |
причем число |
их |
уменьшалось ступенчато по мере приближения |
к центру валка. |
Внутреннюю поверхность валка и зону к ней примы |
кающую, моделировали двумя слоями бумаги.
Н1
При моделировании изучали влияние интенсивности охлаждения нерабочих участков валка, их ширины, а также влияние внутрен него охлаждения на температурное поле валка и его тепловую вы-
Рис. 98. Зависимость тепловой вы
пуклости палка Л от коэффициента теплоотдачи а па нерабочих участ ках бочки валка (стан 1200, £>р =
= 500 |
мм, температура эмульсин |
|
35° С, |
на границе |
активной и ос |
новной зон 70° С, |
В полосы 780 мм) |
o' > Вт
пуклость. С этой целью длина полоски электропроводной бумаги, моделирующей сопротивление на границе валок—охладитель, изме нялась.
Исследование температурного поля показало, что с повышением интенсивности охлаждения нерабочих краев валка увеличивается неравномерность распределения температуры по продольному сечению валка и его тепловой выпуклости. На рис. 98 пока зано изменение тепловой вы пуклости валка при прокатке полосы с изменением среднего коэффициента теплоотдачи с по верхности нерабочих зон с 500 до - 5 ккал/(м2-ч-град).
Изменение разности темпе ратур на границе зон и средней температуры охладителя приво дит к пропорциональному из менению тепловой выпуклости. На рис. 99 показан характер
Рис. 99. Тепловой профиль валка при из менении ширины прокатываемой полосы
(кривые 1— 3) и условного коэффициента теплоотдачи а из-за прекращения охлаж
дения нерабочих частей бочки (кривые
4 - 6 ) : |
1— 3 |
4 |
6 |
6 |
Номер кривой |
||||
а ккал/(мг-град) |
375 |
75 |
45 |
22 |
тепловой выпуклости валка при изменении ширины полосы и коэф фициента теплоотдачи а. Тепловая выпуклость валка имеет вид кри вой с почти горизонтальным участком около оси полосы протяжен-
142
йостью 50—75% от шйрйнЫ прокатываемой полосы. Около край бочки валка кривая изменяет наклон (имеет перегиб). Длина гори зонтального участка увеличивается с уменьшением интенсивности охлаждения нерабочей части бочки. Аналогичное влияние оказы вает увеличение ширины прокатываемой полосы.
Моделирование температурного поля валка с наружным и внутрен ним (комбинированным) охлаждением позволило установить, что дополнительное внутреннее' охлаждение уменьшает тепловую вы пуклость валка в результате перераспределения потоков тепла и некоторого общего снижения температуры валка.
Охлаждение нерабочих частей бочки приводит к увеличению не равномерности теплового профиля. В связи с этим можно рекомендо вать сосредоточить охлаждение .на рабочей части бочки и подшип никах.
Проведенный выше анализ теплообмена валка и полосы позво ляет рассмотреть возможные варианты повышения устойчивости процесса прокатки. Анализом причин роста температуры в очаге деформации установлено, что скорость прокатки может быть увели чена благодаря более эффективному охлаждению рабочих валков. Так как на стороне выхода полосы из валков поверхность бочки имеет температуру выше 100 град, в этой зоне возможно возникно вение кипения, обеспечивающего весьма интенсивный отвод тепла от валка. Для снижения растягивающих напряжений в поверх ностном слое материала валка рекомендуется подавать эмульсию в зону контакта верхнего рабочего и опорного валка и на середину нижнего рабочего валка.
Установлено, что тепловая выпуклость валка образуется в ре зультате стока тепла через нерабочие (не имеющие контакта с поло сой) зоны валка. Поэтому уменьшение интенсивности охлаждения краев бочки валка приводит к уменьшению тепловой выпуклости и стабилизации теплового профиля. В связи с этим не рекомендуется охлаждать края бочки валка на ее нерабочей части. Эти мероприятия были внедрены на стане 1700 холодной прокатки ждановского метал лургического завода им. Ильича и на стане 2500 ММК, что позволило
прокатывать |
значительное |
количество тонких |
листов и увеличить |
|
срок службы |
валков. |
|
|
|
Г л а в а IV |
|
|
|
|
КОНТАКТНАЯ |
ПОВЕРХНОСТЬ ВАЛКА |
|||
ПРИ ХОЛОДНОЙ |
ПРОКАТКЕ |
|
||
1. ЧИСТОТА ПОВЕРХНОСТИ |
и |
износостойкость |
в а л к о в |
Характер контактного взаимодействия валков в значительной сте пени определяется микрогеометрией их поверхности, адгезионной способностью, химическим составом, структурой, механическими свойствами материала валков и остаточными напряжениями [10, 103]. Все эти факторы зависят от условий термической и механи
143
ческой обработки валков, Которые и определяют физические свой ства поверхностных слоев.
Микрогеометрня поверхности валков оказывает существенное влияние на стойкость рабочего инструмента и качество продукции. Оптимальная износостойкость валков наблюдается при такой шеро ховатости поверхности, которая получается в процессе эксплуата
ции валков.
Так, независимо от ис-
0,? |
Ofi |
0,6 |
0,8 |
|
Ra , мкм |
|
|
VH V/0 |
VO |
VS |
Igfif |
Класс чистоты |
|
Рис. 100. Влияние исходной чистоты поверхности валков на их работоспособность (а) (/ —
среднее время работы валка; 2 — среднее количество прокатанного металла) и предел кон
тактной выносливости (б) |
в зависимости от исходной чистоты поверхности; V 8 (/); |
V I I (2); |
V 9 (3) |
|
|
приработки имеет |
постоянное значение и определяется |
комп |
лексом физико-химических факторов, имеющихся при силовом контакте. Контактное взаимодействие валков сопровождается интен сивным их износом, что влечет за собой накопление усталостных напряжений в поверхностных слоях. В связи с этим необходимо создать оптимальные условия работы валков уже в начале их экс плуатации.
Рассмотрим результаты исследования стойкости рабочих валков 20-валкового стана при прокатке латунной ленты в зависимости от исходной чистоты их обработки и материала, из которого они изго товлены [10]. Статистическая обработка результатов эксперимента показала, что существует оптимальная чистота поверхности, при ко торой стойкость оказалась наивысшей (рис. 100).
Снижение или повышение чистоты |
поверхности (соответственно |
|||||
до 8- и 11-го класса) |
приводило к уменьшению работоспособности |
|||||
валков |
и |
снижению |
предела контактной |
усталости |
в 1,5 раза |
|
(рис. |
100, |
б). Наивысшие предел усталости и работоспособность |
||||
характерны |
для чистоты поверхности |
V9. |
Очевидно, |
при чистоте |
144