Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общем случае увеличение коэффициента циркуляции воз­ можно за счет понижения степени реактивности и отношения

скоростей тг- (угла сх„ ). Однако последнее связано с пони-

Ч*

жением величины к .п .д . Чтобы не допускать существенного снижения к .п .д ., рекомендуется угол сх.г не допускать мень­ ше 60-65°.

На основании изложенного можно рекомендовать следующие

значения Сц.:

сq= 0,00

 

для

ступени

Cu = 1,9+2,75;

для

ступени

сq=

0,2+0,3

Cu= I , 4+2,0;

для

ступени

сq=

0,5

C.u= 0,8+1,50;

§ 5. Внутренний к .п .д . и его исследование

Отношение внутренней работы к располагаемой называется внутренним к .п .д . ступени:

 

п

=

Ь'1 = Ьц Ч'тр"

 

Л.1А

^тр

••• (5.36)

 

‘Ц

1/

и'

 

ИЛИ

 

 

’'а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЦ—^

^6 ^ т р ^ з а з

 

(5.37)

Внутренняя мощность определяется

формулой

 

 

 

 

 

=

 

 

Bm

 

(5.38)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nt = & L v

6 rn

 

С5 39)

С помощью внутреннего

к .п .д .

последнее выражение

пред­

ставим

в

следующем виде:

 

 

 

 

 

 

Внутренняя

*k=& h a n 't-

 

расходом

(5.40)

мощность определяется

газа,

пере­

падом

тепла

Ьд и внутренним к .п .д .

ступени.

 

 

Исследуем внутренний

к .п .д . ступени

П 1

Возьмем

выра­

жение

( 5 . 3 6 ) .

Рассмотрим

изменение п и »

^>трИ2,эа4в зависимо­

сти от

 

.

Зависимость r |u= i ^ r \ известна.Необходимо

учесть

НО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


влияние внутренних потерь. Ранее установлено, что из_ меняется в кубической степени от числа оборотов иди окруж­ ной скорости. Следовательно, и относительная потеря на трение диска будет также изменяться в третьей степени от

окружной

скорости,

т .е . £,Tp= f [(^ ) ] ■

Потеря

от влияния

радиального зазора также связана с

изменением режима работы ступени. С одной стороны, увели­

чение v 1 уменьшает

разность давлений по сторонам

профиля

и,

 

Ч

 

несколько уменьшает влияние этого фактора.

может быть,

С

другой стороны,

 

и.

 

 

с увеличением -£■ существенно растет q

на

среднем

радиусе

и у вершины, что

увеличивает

протечки

газа через радиальный зазор рабочих лопаток. Последний

фактор

является

решающим.

Поэтому относительная потеря от

радиального

 

 

.

 

а

 

зазора £зд^растет с ростом -jr .

 

 

Наносим

значение

 

 

 

относительных потерь

 

 

 

£тр и^зс^на график (pucAty

 

 

 

Вычитая ^тр и 4зазиз Г|ц,

 

 

 

получаем график

зависи­

 

 

 

мости внутреннего к.п.д.

 

 

 

от ^

. T . e . ^ - f (т*У

 

 

 

Из выражения (5.36) и

 

 

 

графика видно,

что

 

 

 

 

внутренний к .п .д . мень­

 

 

 

ше окружного к .п .д .

 

 

 

(тц^т}^ ),

а максималь­

 

 

 

ный внутренний к .п .д .

 

 

 

rUnWjeHbBie ыаксииаль-

(r|.lmci«

). Характер измене-

ного к .п .д . на

окружности

яия внутреннего

к.п.д от

отношения

скоростей и.

аналоги-

111


чен зависимости

т.е. вначале с увеличением

внутренний к .п .д . увеличивается при некотором значении

(c^)opt Достигает максимума (% m(W)« а дальнейший рост

приводит к снижению r[.L. Оптимальное отношение скоростей пот)д не совпадает с оптимальным отношением скоростей по т^а • Оптимальное отношение скоростей смещается в сторону

меньших значений

. Снижение к .п .д . и смещение оптиыаль-

 

b j _

ного отношения скоростей будет заметным для маломощных турбин, где сказывается влияние потери на трение дисков 2,-гр . Поэтому выбор расчетного отношения скоростей необхо­

димо производить по

зависимости т|д=-£

, а не по за­

висимости

. С повышением мощности

турбин смеще­

ние оптимальных отношений скоростей уменьшается. При боль­

ших расходах газа оптимальные отношения

скоростей

пог[ц и

Г(д почти совпадают.

 

 

 

 

Как и к .п .д .

на окружности, внутренний к .п .д .

можно

определять по статическим

и полным

параметрам.

Внутренний к .п .д .,

определяемый по полным параметрам,

определяется по формуле

 

 

 

 

 

1д *»

 

'UL

 

(5Л 1)

п г

- й

*

 

 

 

 

1'п

 

 

 

 

и его связь с

аналогична

(5 .6 ), т .е .

 

 

 

 

*

Ui

 

 

(5Л 2)

 

ч -,=

 

 

 

-т

При практических расчетах по полным параметрам оказы­ вается очень удобным использовать гц . Этот коэффициент в многоступенчатых турбинах позволяет подучить простые рас­ четные зависимости. Указанные обстоятельства и малая из-

к.

меняемость тц при изменении -jr вблизи расчетных точек

IIZ


обусловили широкое применение г\? в расчетах.

§6. К .п.д. на окружности радиальной центростремительной турбины

Врадиальной турбине в качестве основных определяющих

параметров принимаются

отношения

скоростей -4г- и степень

реактивности q . Но в

радиальной

 

 

 

Ч

 

турбине окружная скорость

лопаток на входе и на выходе не

одинакова, поэтому вместо-

 

Ц

 

два

Чг

одного параметра -т- имеет место

Ч

и -тг , сгязанных

между собой

ч

 

 

 

Ч

следующей зависимостью:

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.43)

Здесь ^ 1= ^ -

- отношение среднего

диаметра рабочих лопа­

ток на выходе к наружному диаметру рабочего колеса(рис.б). Таким образом, в радиальной турбине имеется особый геомет­ рический параметр, влияющий на работу ступени и определяю­ щий габариты и форму рабочего колеса.

К .п.д. на окружности рабочего колеса радиальной турби­ ны находится по формуле

4 u =

2( И ., \Л/<ц+11,\Л/г14)

2 (U 4C^u. —

_

-------- zz--------------

----------

 

 

Ч

Ч

 

Определим входящие в эту формулу величины.

При отсутствии потерь энергии в ступени работа на окружно­ сти

откуда, учтя haC=h/a « -(?)= Y

»

получаем:

 

w4t- \/29и ; + w f - u* a - j a 2)

1

(5.44)

ИЗ


и

Но соотношениям треугольников скоростей (рис. 45) по­ лучаем:

C i = q ) 2 n - 9 ) C . ^ ;

( 5 . 4 5 )

После подстановки указанных соотношений в формулу для

к .п .д . на

окружности

она

может быть представлена

в следую­

щем виде:

 

 

 

 

 

 

Ч*= ^

[ф vT=9 tnsa4-

Ц JUcosjb2 х

 

*■

/S}+U-<?)q>*+Ju*'

 

- 2.u}-~t 1/P9 СОЗ(Хд ] .

(5.47)

 

 

 

 

 

Полученная формула иока-

 

 

 

 

-

зывает, что геометриче-

 

 

 

 

ц-р

ский параметр д

оказы­

 

 

 

 

 

вает влияние на к .п .д .

 

 

 

 

 

турбины. Величинаju за­

 

Рис. 45

 

 

 

висит от мощности и

 

 

 

 

быстроходности турбины.

 

 

 

 

 

Принимая для удельной

быстроходности выражение

 

 

 

т/ЁГ'

 

(5.4В)

 

" 5

6

0

^

 

можно получить приближенную связь ju

с

быстроходностью и

другими параметрами турбины по формуле:

 

F - 0LU.0-1D6

/ ,

*

(5.49)

Эта формула позволяет по известным &у,Ли h a определить^- ,

И4