Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
в зазоре между сопловым аппаратом и рабочим колесом пред ставляет интерес как с точки зрения выбора обдопатывания проектируемой турбины, так и при испытании уже построен ной турбины. Однако замер скорости с4 в зазоре при испыта ниях весьма затруднителен и для опытных исследований тур-
бины параметры |
U |
>л/ч |
|
|
|
и -jr не всегда удобны. |
|
|
|
Бодее удобным в этих случаях является отношение скоро |
||||
стей -Jr , где с+= 1 , 4 1 5 ^ . Параметр |
в теории |
тур |
||
бин получил очень |
широкое применение. Он используется |
|||
также при испытаниях и в проектировочных расчетах. |
При |
испытаниях для одноступенчатой турбины параметр -^опреде ляется просто. Для этого достаточно замерить температуру
газа перед |
турбинной |
|
и перепад |
давлений в |
ступени |
. |
||
, По замеренным параметрам |
находим Ид=срТ0*[4-|~ £ .|* ] |
и за- |
||||||
тем ct • Естественно, что |
|
|
■** |
р*° |
|
|||
при постоянных Т0 и т а к ж е |
||||||||
будет постоянным и с . , |
хотя о а ■—в ступени |
при этом |
будут |
|||||
|
|
* |
|
|
’ |
|
|
|
изменяться. Определение параметра |
проще и удобнее, |
|||||||
и |
с< |
|
|
|
|
|
|
|
чем -г- и |
|
|
|
|
|
|
|
|
Установим связь -jr- |
и ч е р е з |
степень реактивности. |
||||||
Согласно уравнению сохранения |
энергии |
|
|
|||||
Так как |
0 |
о^ |
|
, |
то и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
(5.29; |
|
Таким образом, |
является |
функцией jr и ц |
|
|
105
Однако следует отметить, что в случае многоступенчатой турбины определение ct иногда представляет трудности, так как точный замер параметров в зазоре между ступенями не всегда возможен. При расчетах турбин всегда задаются отно шением скоростей и степенью реактивности. Для достижения высоких значений к .п .д . турбин обычно на среднем диаметре принимаются значения:
= 0,55+0,75;
~-= 0,40*0,60;
Ч
9 = 0,15*0,50.
\Л/‘»
Остановимся еще на параметре -^г , которым в дальнейшем
неоднократно придется пользоваться для оценки работы сту
пени при различных режимах и характеристики степени реак-
ц
тивности. Покажем, что этот параметр является функцией-тг
и 9 . |
у/ _ ^а-с. |
|
Vl а.л |
||
Нам известно, что |
|
||||
а |
м |
" |
<? |
||
откуда |
|||||
|
|
|
|
||
h„ Л=Ь' |
|
2 |
I \ q |
||
■я.Л “ a - c j - Q |
|||||
|
|
г № / |
i-c |
||
Однако по уравнению сохранения |
энергии |
Приравнивая правые части полученных равенств, найдем:
U) 1-Q ^ •
Q
Учитывая равенство (5.28) и произведя необходимую подста
новку, |
окончательно получим: |
|
|
||||||
|
|
(wi \\2. |
, г Г |
Q |
I |
, |
и чг . 2 |
(5.30) |
|
ТЯ |
|
U |
H |
|
|
"ip + (C05CX'_ ^ +Sin |
|||
этого |
уравнения |
следует, |
|
^Л/о |
ац. |
||||
Из |
что -г- является функцией -х- , |
||||||||
9 |
и а , |
, |
а при |
|
|
а |
и ц , |
'■'i1 |
VI |
заданных ^ |
характеризует |
9 |
106
Нами рассмотрено пять параметров. Однако не следует думать, что для исследования работы ступени турбины и оценки ее к .п .д . необходимо располагать множеством различ ных параметров одновременно. В действительности достаточ но иметь только два независимых параметра (например, -jr
и q или |
и Q ), так как |
любые другие |
параметры будут |
производными |
от них, т .е . |
фактически не |
будут новыми. |
Однако, несмотря на это, в зависимости от цели исследо вания выбор двух других параметров практически может ока заться более целесообразным. Задача сводится к тому,чтобы знать возможные параметры и в зависимости от целей иссле дования выбирать наиболее подходящие.
Коэффициент циркуляции. Определение работы на окружно сти L u при известной окружной скорости и или определение потребной окружной скорости при заданной работе лучше производить с_помощью коэффициента циркуляции, который обозначается Си . Коэффициент циркуляции характеризует ве личину относительной работы расширения:
(5.31)
Если учесть, что L u= u tc ^ + c,,^ , то получим простое выражение для коэффициента циркуляции:
с „ = ^и.—бг.ц
Значит, коэффициентом циркуляции называется отношение сум мы окружных составляющих скоростей в ступени к окружной скорости. Очевидно, что чем больше Си , тем выше работа на окружности при заданной окружной скорости. Поэтому по вышение коэффициента циркуляции вызывает упрощение и уде шевление машин. Таким образом, величина коэффициента цир куляции дает представление £ работоспособности ступени.
Иногда этот коэффициент Са называют коэффициентом наг рузки или коэффициентом мощности. Покажем связь коэффиди-
107
ента циркуляции |
с отношением |
скоростей |
. |
Известно, |
что |
||
Lu= h ^ |
Ни • Учтя записанное соотношение, |
можно |
|||||
получить следующую формулу: |
|
|
|
|
|
|
|
|
К Па |
2. Чишд* |
|
(5.33) |
|||
|
а*- |
|
|
|
|
||
|
|
|
VCt) |
|
|
|
|
Это равенство означает, что коэффициент |
|
изменяется |
с |
||||
изменениеми и |
. Наиболее |
существенное |
|
влияние |
оказы- |
||
ьи |
|
|
|
|
|
|
|
вает отношение |
скоростей -г- , |
с |
увеличением |
которого Са |
|||
|
* |
|
иа в зависимости от |
и |
и |
||
убывает. Изменение коэффициента |
|
г[цпредставлено на рис. 42. Сравним турбинные ступени
по коэффициентам циркуляции. Для ступени с (J = О в (5.32) заменим с4а из соотношений для треугольников скоростей:
с ги=>«г.СО |
Ы=ПГ C0SI>2" U ‘ |
Упростим выражение для второ |
|
го слагаемого. В результате |
|
упрощения |
|
cos Ь0 |
|
w«coa& “ c 5 ^ w<COB-&“ |
|
_ c o s A |
|
~ c o sh Ct<u- |
; ‘ |
Заменив в формуле |
(5.32) |
б1Ц=Ф V^jc^coso^iix |
значениями, |
|||||
получим |
общее выражение для С,,: |
|
|
|
|
|||
|
- |
с,и± с2ц |
Ч> |
ct co5«4tw a3inji2 ctgo(2 / c , ltl |
||||
|
Cu-------ц |
“ |
|
й |
|
* |
||
которое |
показывает, что Си зависит |
от степени реактивно |
||||||
сти |
, |
отношения |
скоростей |
, |
углов |
, |
Pz ио(2 . |
108
Учтя, что при оптимальном отношении скорости |
4 Ct /apt |
|||||
ycosa, |
|
|
|
|
||
О , получим общее выражение для оптимального |
||||||
|
||||||
коэффициента циркуляции: |
|
|
|
|||
|
. _ . |
Ф |
cosa. |
■2.0- 9) , |
(5.35) |
|
|
/Opt |
|
a ' |
|
|
|
которое для |
ступени с |
q |
г M>t |
q = 0,5 будет |
соответ |
|
= 0,0 и |
||||||
ственно равно 2 и I . |
|
|
_ |
|
||
Графики, |
изображающие |
зависимости Са от q и а г при раз- |
личных значениях - |
и ф0рмуЛа (5.3/f) |
|
показывают что:
- коэффициент циркуляции зависит от степени реактив
ности q |
, отношения скоростей |
или угла а г ; |
- |
коэффициент циркуляции уменьшается с увеличением |
|
9 • |
w 2sinjb, |
|
- с увеличением — ц— коэффициент циркуляции растет |
||
при отношениях скоростей меньше |
оптимального (о^^^О 0) м |
|
падает |
при отношениях скоростей больше оптимального^з^ЭО0); |
|
- |
коэффициент циркуляции падает с увеличением -ц.. |
109