Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Эта характеристика безразмерная и имеет то же значение,
что и отношение скоростей -jf- для ступени.
При одинаковой окружной скорости на всех ступенях по следнее выражение приводится к виду:
m |
= |
l / z - u 2 |
|
|
(8.53) |
V C t^CP
Таким образом, в неявном виде получается связь между
характеристикой многоступенчатой турбины Й с р И характе~ ристиками отдельных ступеней.
Для оценки многоступенчатых турбин используют характе ристическое число, которое является частью (8.53) и опре деляется отношением
|
г |
|
О) |
игк |
(8.54) |
н г к г /Д ж с2 |
Это характеристическое число представляет собой комбина цию конструктивных, газодинамических и тепловых параметров
турбины. В отличие от безразмерной характеристики (Jr-j
характеристическое число со является величиной именован ной и зависящей от выбора единиц измерения входящих в него
величин. |
|
|
|
Связь между характеристическим |
числом со и отношением |
||
(-^Н |
на основании |
равенства (8.53) |
представляется в сле- |
\ А / |
с р |
|
|
дующем виде: |
г |
|
|
|
|
|
|
|
со = |
К-1 Uк |
(8.55) |
174
Для турбин без использования выходной энергии из пре дыдущей ступени в последующей в формулах (8 .51)-(8 .55) коэффициент ji = О и их написание упрощается. Например формула (8.54) запишется так:
со |
(8.56) |
Но Зависимость к .п .д . турбины от характеристического чис
ла изображена кривой А на рис. 67. Увеличение характе-
I U \
ристического числа ш или I— jcpтак же, как и характери
стики одной ступени, до некоторого предела сопровождается повышением к .п .д . При определенном значении и> к .п .д . достигает максимума, а дальнейшее увеличение характеристи ческого числа приведет к снижению к .п .д . турбины. Увели чивать характеристическое число многоступенчатой турбины можно увеличением окружной скорости ступени ила увеличе нием числа ступеней. На рис. 67 нанесена кривая Б , пред
ставляющая собой |
зависимость |
|
|
|
Z |
U2К |
2 • Н0 |
/ J L '2 |
|
I |
(8.57) |
|||
К--1 |
|
U. Уев |
|
при |
неизменной величине |
Н0 |
. Эта кривая имеет вид |
парабо- |
|||
лы |
и показывает, |
что |
* |
LL |
растет |
пропорционально |
квадра- |
I |
|||||||
I ti \ 2 |
s |
к"; |
|
|
габариты и вес |
турбины, |
|
* y ^ - J cp. Величина |
1ГКопределяет |
ибо |
U |
- есть |
окружная скорость ступеней, пропорциональ |
ная |
их |
средним |
диаметрам, а знак £ означает суммирование |
И. по числу ступеней, т .е . характеризует длину турбины. |
|||
По графикам |
видно, что снижение (— ) от 0,6 до 0,5 сни- |
||
|
|
|
Vct /ер |
жает |
к .п .д . на |
2,8-3,0% и уменьшает I U.I приблизительно |
|
|
|
|
K=i |
на 35%, что равносильно уменьшению числа ступеней на 1/3
или |
снижению числа |
оборотов на |
15-17%. |
Уменьшение (—) |
от |
|
0,65 |
до 0,40 уменьшает к .п .д . |
на 8% (с |
\Ct /ср |
|||
0,89 до 0,81), |
а |
|||||
1 |
2 |
2,5 раза. |
|
|
|
|
I |
U к понижается в |
|
|
|
||
К=1 |
|
|
|
|
|
|
У построенных газовых турбин |-jr~jcp колеблется в преде
лах от 0,40 до 0,66, а характеристическое число со= 0,320* 0,900. При отсутствии ограничений по весам и габаритам тур бины и необходимости получения максимального значения
к .п .д . рекомендуется принимать (*)= 0.85О-1Д25, 4 Е , г 0 ' 65* 0,75. С целью уменьшения веса и габаритов целесообразно отказаться от достижения максимально возможных или просто высоких значений к .п .д . и проектировать турбину для зна
чений о) =0,320-0,72^ (^ -)ср = 0,4 —0,6 J .
В тех случаях, когда считается целесообразным прини мать на расчетном режиме характеристики отдельных ступе ней, соответствующие неисходящей ветви кривой зависимости
к .п .д . от со или (Jr-)Cp (рис. 67), характеристическое чис
ло многоступенчатой турбины может быть выше указанных зна чений. При этом надо иметь в виду, что к .п .д . турбины в зоне максимума его с изменением со изменяется мало.
На основании зависимости -г|= ^со)или т[= |
^построен |
ных по данным выполненных турбин, можно по выбранному зна чению для проектируемой турбины со составить представле ние о возможном ее к .п .д .
176
Кроме того, пользуясь характеристическим числом to , можно ориентировочно оценить число ступеней турбины. Пола гая окружные скорости ступеней равными (профиль проточной
части |
с D= const) |
и исходя |
из формулы (8 .54), |
получим: |
||||||
|
|
|
u> |
= |
zU |
|
|
|
(8.58) |
|
|
|
|
|
|
Н.(1+£) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Z |
= |
цН0(1+5г) |
|
|
(8.59) |
||
|
|
|
U2 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
значение |
к .п .д ., выбирает |
||||
Ориентируясь на необходимое |
||||||||||
ся со |
или (— ) |
, |
принимается величина И |
и по формуле |
||||||
|
VCt /ср |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(8.59) находится число ступеней в турбине. |
|
|
||||||||
Учитывая конкретные |
значения |
)i |
и ос |
для |
газовых |
турбин |
||||
часто полагают |
- « О н |
пользуются |
в практических |
расче- |
||||||
|
|
|
<А |
|
|
|
|
|
|
|
тах формулой |
(8 .56). |
|
|
|
|
|
|
|
§ 8. Протечки газа через уплотнения
Уплотняющие устройства устанавливаются в кольцевых ще лях, образующихся в местах прохода вала ротора через кор пус и диафрагмы турбины, для предотвращения чрезмерных протечек газа в этих местах. На пути протекающего через кольцевую щель газа ставятся сопротивления процессу те чения, требующие для своего преодоления затраты потенциаль ной энергии текущего газа. Кинетическая энергия, необхо димая для преодоления этих сопротивлений, получается за счет падения давления текущего газа, причем количество и характер этих местных сопротивлений подбирается так, что бы спорости протока через щель были небольшие и, следова тельно, было бы небольшим количество протекающего газа. Для более эффективной работы щели необходимо, чтобы ско ростная энергия, приобретенная газом в щели, в последую
177
щей камере целиком переходила бы в тепловую, и скорость, необходимая для протекания через следующую щель, получа лась бы целиком за счет нового падения давления в щели. Такому условию удовлетворяют многокамерные лабиринтовые уплотнения, которые в основном и применяются в газовых турбинах (рис. 68).
t t j t ///(( l U(III(Hll |
В представленной схеме лаби- |
|||||
ринтового уплотнения местными |
||||||
п |
н- t --Ti |
|
|
сопротивлениями являются |
щели, |
|
j |
|
поставленные в кольцевом |
зазоре |
|||
pj |
1 |
1 i |
|
между ротором и статором, |
но рас |
|
|
|
i |
|
|
положенные так, чтобы одна щель |
|
|
|
|
|
не стояла прямо против другой, |
||
|
|
|
|
|
||
|
h |
i |
i |
i |
а была бы смещена по радиусу. |
|
|
При таком расположении щелей газ, |
|||||
|
|
|||||
1pj p |
H h |
~i— |
обладающий осевой скоростью, не |
|||
|
1 1 1 1 |
i |
может использовать эту скорость |
|||
|
I 1 11 i |
|
для протекания через следующую |
|||
|
Рис.68 |
|
|
щель, а неминуемо потеряет ее в |
||
|
|
|
|
|
следующей за щелью большой каме |
ре. Для исключения опасных последствий возможного касания вращающихся и неподвижных частей уплотнения одна из таких частей должна иметь острую кромку у щели, которая в слу чае касания сработается без большого тепловыделения. Мини мальный радиальный зазор в уплотнениях устанавливается исходя из условия обеспечения надежной работы турбомашин, особенно при запуске. Часто его принимают больше минималь но необходимого. Радиальные зазоры лабиринтовых уплотнений принимаются в зависимости от диаметра и при его величине
около 0,5 -0,7 |
м они могут быть в пределах 0,3 -0,4 мм и |
|
более. |
|
|
|
Сущность действия лабиринтовых уплотнений заключается |
|
в |
следующем. |
Давление перед уплотнением обозначим р4 , а |
за |
ним - р2 . |
Весь перепад давления в уплотнении отр1дор2 |
распределяется между всеми кольцевыми щелями. Таким обра-
178