Файл: Каули, Ч. Теория звездных спектров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146

ГЛАВА 5

Эмпирически найдено, что наблюдаемые допплеровские ширины нельзя объяснить одними тепловыми движениями. Приходится вводить посредством выражения

a*0 = + (5-2Л)

величину It, интерпретируемую как турбулентная скорость (по­ добно {2RTI\k)'i*, она равна среднеквадратичному значению в проекции на луч зрения*)). Какие бы у нас ни были физиче­ ские соображения относительно природы движений газа, приво­ дящих к 11, нужно всегда хорошо помнить, что астрономическая

турбулентность — понятие главным образом феноменологиче­ ское. Если мы изучаем звездные кривые роста, то микротурбу­ лентность определяется соотношением (5.2.1). Между тем мож­ но интерпретировать контуры линий, используя как понятие микротурбулентности, так и понятие макротурбулентности (см. ниже). Нельзя считать а priori, что микротурбулентность, тре­ буемая для объяснения контуров линий, как раз такова, как следует из (5.2.1), хотя, конечно, сильного расхождения быть не должно.

Контуры линий в звездных спектрах исследуются теперь с большой точностью, и настала пора пересмотреть принятую до сих пор точку зрения о том, что распределение микротурбулентных скоростей в звездных атмосферах является гауссовым. Пора исследовать влияние различных распределений микротурбулентных скоростей на контуры линий, используя правдоподоб­ ные предположения о негауссовом распределении, например рас­ сматривая прямоугольные, треугольные или синусоидальные (речь идет о положительной части синусоиды) профили.

б. Изотопические сдвиги, сверхтонкая структура и эффект Зеемана. Эти три эффекта рассматриваются вместе, поскольку они обладают общим свойством превращать простой контур по­ глощения в суперпозицию ряда контуров. Ни один из указан­ ных эффектов не оказывает влияния на эквивалентные ширины слабых линий, поскольку их силы не зависят от коэффициента поглощения. Эффекты также несущественны, когда расщепле­ ние контура значительно меньше допплеровской ширины.

Но когда расщепление, вызванное этими эффектами, стано­ вится сравнимым с допплеровской шириной, то пренебрежение структурой линии приведет к большим ошибкам в результатах вычислений. В этом случае лучше всего при расчете сил линий вычислить блендированный контур линий, который включает разделение различных компонент, интенсивности (сверхтонкая

*) В действительности |( равно умноженному на Y 2 среднеквадратич­

ному значению турбулентной скорости (разд. 1.7).


ТЕОРИЯ УШИРЕНИЯ ЛИНИЙ

147

структура) и изотопическое обилие (изотопические сдвиги). Тео­ рия изотопических сдвигов в атомных линиях применялась в астрофизике к самым легким элементам Н, Не, Li [106; 130, fig. 2.14]. Изотопические эффекты для более тяжелых ядер легче всего наблюдаются в колебательной структуре молекулярных линий. Несколько работ было посвящено влиянию сверхтонкой структуры на звездные линии. Библиография статей по сверх­ тонкой структуре приведена в [136, ch. 26], несколько дополни­ тельных ссылок астрофизического значения дано Адлером

[2, гл. II, § 13].

В принципе эффект Зеемана мог бы учитываться в основном тем же самым методом, который используется для изотопи­ ческих сдвигов и сверхтонкой структуры. Для данной точки звездной атмосферы записывается выражение коэффициента по­ глощения составных зеемановских контуров с учетом относи­ тельных интенсивностей компонент и состояний поляризации. Однако обычно напряженность и направление магнитного поля, усредненные по всей поверхности звезды, известны лишь при­ ближенно. В этом случае единственный способ объяснить влия­ ние магнитных полей на звездные спектры — это задать разум­ ное значение напряженности среднего магнитного поля по всей атмосфере звезды.

К счастью, для большинства звезд солнечного типа средние магнитные поля, вероятно, столь слабы, что зеемановская струк­ тура значительно меньше допплеровской ширины. Общее рас­ смотрение магнитных полей и линий поглощения в солнечных пятнах дается в книге Брея и Лоухеда «Солнечные пятна» [19].

в .

У ш и р е н и е с

п е к т р а л ь н ы х

л и н и й д а в л е н и е м . Мы объединяем

под

этим общим

заголовком

ряд источников уширения линий,

связанных с возмущениями излучающих атомов окружающими частицами, как заряженными, так и нейтральными. Многие раз­ делы данной главы и вся следующая глава будут посвящены этой теме.

г . З а т у х а н и е в с л е д с т в и е и з л у ч е н и я и т е п л о в о е д о п п л е р о в с к о е

у ш и р е н и е . Мы упоминаем эти механизмы здесь лишь для пол­

ноты изложения. Профили уширения в результате этих меха­ низмов были рассмотрены в гл. 1.

5.2.2. Механизмы, изменяющие контуры без изменения экви­ валентных ширин, а . М а к р о т у р б у л е н т н о с т ь . В некотором смысле

все механизмы, которые мы рассмотрим в п. 5.2.2, можно на­ звать турбулентными. Однако здесь мы будем применять термин «макротурбулентность» к движениям оптически толстых газовых элементов звезды (таких, как гранулы), имеющих размеры по крайней мере на порядок меньше размеров самой звезды.

Простейшая концепция макротурбулентности должна осно­ вываться на рассмотрении поднимающихся и опускающихся


148 ГЛАВА $

гранульных элементов. Каждый элемент в точности подобен любому другому, за исключением скорости его движения по лучу зрения. Таким образом, каждый элемент вещества вносит рав­ ную долю в континуум и в энергию, уносимую из континуума спектральной линией, и, следовательно, доля энергии, уносимой из континуума всеми элементами вещества (эквивалентная ши­ рина), равна доле энергии, уносимой из континуума одним эле­ ментом. Хотя макротурбулентные движения не влияют на эк­ вивалентную ширину, образованные в каждом элементе линии имеют допплеровские смещения относительно друг друга. Из-за допплеровских смещений интегральный контур получается не таким, как контуры отдельных элементов.

Хотя простое разделение движений среды на микро- и мак­ ротурбулентные в некоторых случаях полезно, оно неудовлетво­ рительно в других отношениях. Например, если рассматривают­ ся различные точки на контуре линии, где оптическая толща данного газового элемента может сильно меняться, то подраз­ деление на микро- и макротурбулентность становится недоста­ точно определенным. Точный расчет контуров линий требует знания действительных движений газа, т. е. мы должны знать физику явления, а не просто астрономическую турбулентность. В настоящее время в большинство расчетов контуров линий включается постоянная скорость микротурбулентности, а макротурбулентностыо обычно пренебрегают, так как многие совре­ менные данные наблюдений, вероятно, недостаточно качествен­ ны для использования более точной теории.

Конечно, если средние физические условия: температура, давление и т. п. — меняются от одного макроэлемента к другому, то средняя эквивалентная ширина также должна отличаться от эквивалентной ширины линии, образующейся в среде без турбу­ лентности. Только тогда, когда физические условия одинаковы во всех элементах, эквивалентная ширина не меняется.

б. Вращение. В своих ранних исследованиях лучевых скоро­ стей О. Струве подразделил звезды класса В на две категории: спектры одних он с удовольствием измерял, а других нет. Пер­ вые имели резкие и легко измеряемые линии, а вторые — более широкие линии. Когда Струве понял, что эмиссионные линии наиболее часто связаны со вторым типом звезд класса В, он выдвинул гипотезу, согласно которой уширение линий вызвано вращением, а эмиссионные линии образуются в газе, выбрасы­ ваемом с экватора из-за высокой скорости вращения *).

Теперь вращение звезд — хорошо изученное явление. Если проекция скорости вращения на луч зрения достаточно велика,

*) Одновременно со Струве влияние вращения звезды на ширину ее спектральных линий обнаружил и исследовал в СССР Г. А. Шайн. —

Прим. ред.


ТЕОРИЯ УШИРЕНИЯ ЛИНИЙ

149

то об этом можно узнать по характерной плоской форме кон­ туров. Малые скорости вращения нельзя по контуру отличить от макротурбулентных скоростей.

Выведем выражение для контура спектральной линии, кото­ рая уширена из-за вращения звезды. Смещение ДА, точки в кон­ туре линии может быть вызвано вращением и другими причи­ нами, например такими, как микротурбулентность и затухание:

ДА = ДА, (вращение) + ДА (другие причины). (5.2.2)

Предполагается, что обе величины ДА в правой части (5.2.2) ста­ тистически независимы, и можно применить теорию вероятно­ сти, согласно которой плотность распределения вероятностей суммы двух независимых величин равна свертке плотностей рас­ пределений вероятностей этих величин (ср. разд. 1.8; [120]). Та­ ким образом, если F(ДА)— контур линии невращающейся звезды, а Я (ДА) — контур в случае вращения при достаточно узкой спек­ тральной линии, то результирующим контуром будет

FrotiДЛ )= Jоо Р (t) F (ДА — i) dt,

(5.2.3)

где опущен нормирующий множитель. Уравнение (5.2.3) может показаться читателю очевидным и без обращения к указанной теореме.

Наша задача теперь сводится к отысканию профиля доста­ точно узкой спектральной линии для вращающейся звезды. Ясно, что это не что иное, как функция частоты или функция плотности допплеровских смещений, взвешенная по распреде­ лению соответствующих интенсивностей по всему диску звезды.

На рис. 5.2.1 мы выбрали систему координат внутри сфери­ ческой звезды. Ось z направлена по лучу зрения к наблюда­ телю, а ось вращения о лежит в плоскости ( у , г ) . Если і есть

наклон оси вращения к лучу зрения, то вектор со определяется уравнением

с» = sin іу -f- cos iz,

(5.2.4)

где у и £ — единичные векторы. В точке г ( х , у , г )

на поверхно­

сти звезды скорость равна со X г, а ее проекция на луч зрения

составляет

 

со X г é = ха sin і.

(5.2.5)

Этот результат показывает, что лучевая скорость в точке г(х, у , г) зависит только от х , поскольку со и sin і постоянны для

данной звезды. Используя соотношение

ДА= (Асо/с) Xsin /,

(5.2.6)